Как подружиться с классным руководителем
Как правильно общаться с классным руководителем: важные рекомендации
Чтобы учеба протекала так, как надо, стоит объединить усилия школы и родителей: только в таком случае можно обеспечить должный уровень знаний и социализацию ребенка.
Классный руководитель – важный человек в жизни детей, поскольку в школе они проводят большое количество времени. Именно классный руководитель лучше остальных знает о текущей ситуации в плане успеваемости, поэтому имеет смысл наладить с педагогом связь.
Какие рекомендации дают эксперты:
1. Ходите на родительские собрания. Они проводятся не так уж и часто – обычно по 1 разу в четверти + возможное внеплановое. Так вы не только продемонстрируете свою заинтересованность, но и сможете задать все интересующие вас вопросы.
2. Ходите на «родительские» дни. Во многих школах их стараются проводить регулярно. Вы можете посетить любого учителя-предметника и спросить все то, что вас волнует. Вы должны понимать, что классный руководитель не ведет все предметы, поэтому будет владеть информацией лишь в общих чертах, а предметник даст вам конкретные ответы.
3. Будьте корректны. Не стоит звонить в 23 часа ночи для того, чтобы узнать о том, как ваш сын учится или в 5:00 спрашивать о дисциплине. Необходимо уважать личные границы и не тревожить человека в некорректное время. Допустимо позвонить слишком поздно или рано только в случае экстренной ситуации.
4. В личной переписке будьте корректны и вежливы. Многие родители не понимают того, что к учителям нужно относиться с уважением, а не как к обслуживающему персоналу.
5. Старайтесь беседовать лично. Оговорите удобное вам обоим время и поговорите в ходе личной встречи. Вам нужно будет дать психологический портрет ребенка, поскольку лучше вас его никто не знает. Возможно, вы знаете, как его лучше мотивировать в случае лени или приструнить, если он начинает нарушать дисциплину.
6. Не ждите, что учитель позвонит вам сам, чтобы рассказать о проблемах с успеваемостью: лучше держать руку на пульсе и узнавать своевременно самостоятельно.
7. Если в дневнике появляются замечания касательно поведения, то стоит на них правильно реагировать: узнайте, за что ребенок получил «неуд» и проведите с ним воспитательную беседу.
Строим доверительные отношения с классным руководителем
Вовлечение родителей в учебный процесс считается одним из важнейших факторов влияния на успеваемость школьника. Однако мало проверять домашние задания и следить за посещаемостью уроков своего ребенка, нужно также установить дружественные отношения с учителями. Речь идет не о материальной мотивации, которая заставляла бы педагогов завышать ученику оценки, а о банальном адекватном диалоге.
Никто не знает ребенка лучше его родителей, поэтому именно на них ложится ответственность за воспитание в нем образа прилежного школьника.
Своевременная забота о ребенке
Родители должны ежедневно готовить чадо к школе. Сюда входит построение четкого режима дня, чтобы ученик достаточно отдыхал и хорошо высыпался, подготовка выходной и сменной одежды, проверка портфеля и т.п. По ребенку сразу можно сказать, как к нему относятся его мама и папа. Если он приходит на первые уроки в неопрятном виде (не глаженая рубашка, платье с пятнами, порванное подмышкой, взъерошенные волосы и пр.), то родители не уделяют должного внимания своему чаду.
Мама и папа всегда должны быть в курсе того, что произошло и будет происходить с их ребенком в школе и за ее пределами. Для этого рекомендуется интересоваться школьной и личной жизнью ученика, расспрашивать о лучших и худших моментах, которые были у него сегодня, о компании друзей, интересах, любимых местах пребывания.
Еще одной обязанностью каждого родителя является обучение ребенка постоять за себя. Это касается сложных межличностных отношений со сверстниками и с учителями. Мама и папа должны научить чадо, как ему корректно спрашивать у преподавателя о причине получения плохой оценки, как выражать несогласие, защищать одноклассников.
Общение с педагогическим составом
Мамам не лишним будет добровольно подключиться к школьной деятельности, к примеру, записаться в родительский комитет, организовывать мероприятия для учителей и учеников, посещать все родительские собрания, выставки, утренники, дни открытых дверей, помогать в решении сложных вопросов.
Некоторые родители считают, что им достаточно завести знакомство только с классным руководителем своего ребенка, но это заблуждение. Чем больше связей, тем легче чаду будет учиться, да и появятся гарантии адекватного отношения к ученику. Поэтому рекомендуется познакомиться и с другими преподавателями, с администрацией учебного заведения, важными работниками. Не стоит бояться задавать им вопросы. Учителя внимательнее относятся к школьникам, родители которых тщательно следят за образовательным процессом.
Общение с классным руководителем
Первое знакомство всегда оставляет первое впечатление у обеих сторон. Родителям важно продемонстрировать заинтересованность в высокой успеваемости их ребенка. Чем плотнее будет знакомство, тем выше шансы на дополнительную помощь ученику. Однако не всегда получается быстро выстроить отношения. Иногда видение преподавания и жизненных принципов у родителей и учителей настолько разные, что первым приходится подключать смекалку для налаживания связи. Психологи составили ряд действенных советов, признанных облегчить данную процедуру:
Советы по улучшению коммуникации
Многие взрослые постоянно сталкиваются с проблемой, как правильно начать и продолжать разговор с незнакомым человеком. Одни долго подбирают слова, другие ляпают, что первое в голову взбредет, третьи ведут себя, как будет уже 10 лет знакомы с учителем. Чтобы обеспечить взаимопонимание между сторонами, эксперты предлагают следующий алгоритм действий:
Правильные вопросы педагогу
Не все родители понимают, какие вопросы можно задавать преподавателю, а какие лучше пока оставить без внимания. Некоторые вообще стараются построить диалог без них. Но как тогда добиться от беседы желаемого результата? Вопросы учителю задавать нужно, но только правильные. Например:
На самом деле вопросы могут быть разные, но все они должны касаться школьной жизни ребенка, а не программы обучения или преподавателя. Не рекомендуется задавать наводящие компрометирующие или провокационные вопросы.
Повышение моральной составляющей
Если у ребенка появились какие-то проблемы в школе, касающиеся трудностей взаимоотношения или успеваемости, то можно говорить о снижении самооценки ученика и психологической травме. Именно поэтому родителям нужно не ругать чадо, а помочь ему выбраться из этой «ямы». Его необходимо постоянно поддерживать и подбадривать, настроить на оптимистичный лад, то есть повысить самооценку и уверенность в себе. Когда ученик вновь наполнится энтузиазмом и силами, можно переходить к совместному решению самой проблемы.
Как уладить конфликт с классным руководителем
Как уладить конфликт с классным руководителем? Разбираем типичные причины и пути разрешения конфликтных ситуаций в интересах ребенка.
Как возникают конфликты между классным руководителем и учеником
Мотивация на классное руководство
Учителя соглашаются брать классное руководство по разным причинам:
Причины конфликтов ребенка и классрука
Имеет смысл понимать, что волнует самого учителя, чтобы уладить конфликт.
Как наладить отношения с классным руководителем
Реакция классного руководителя на проблемы
Исходя из той роли, которую выполняет учитель, он может:
Когда необходимо вмешаться родителям?
Типичные признаки того, что классный руководитель не справляется с классом или с конкретным ребенком:
В этой ситуации ваш ребенок может проявлять тревогу и нежелание ходить в школу. Стоит вмешаться, чтобы помочь сторонам конфликта договориться и наладить отношения.
Как поговорить с классным руководителем?
Так вы сможете действовать в интересах ребенка и видеть друг в друге опору, а не противников.
Когда обращаться в администрацию школы?
Если классный руководитель отказывается сотрудничать и обвиняет или оскорбляет вашего ребенка, нужно обратиться в школьную психологическую службу или к тьютору с просьбой стать посредником в конфликте.
Несмотря на сильные чувства и желание защитить ребенка любой ценой, старайтесь быть конструктивны :
опишите свое видение ситуации
Так вы сможете превратить ситуацию в полезную. Это важный опыт для ребенка, который ему пригодится в будущем.
Когда причина конфликтов в поведении родителей
Бывает, что родители намеренно или нет провоцируют конфликт. Стоит подумать о том, насколько вы сами корректны в отношениях с учителем.
Почему мы многого ждем от классного руководителя
Причина конфликта может быть и в ваших ожиданиях. Обычно ребенок и родители ожидают, что классный руководитель будет относиться к ученикам более тепло, чем учителя-предметники. Грубо говоря, он для них более важный и значимый человек, чем любой другой учитель. От него ожидают больше внимания к ребенку, а иногда и защиты и психологической помощи.
Какие завышенные ожидания родителей могут стать причиной конфликта?
Классрук действительно намного больше, чем предметник, работает с каждым ребенком, больше общается с родителями. Но иногда причиной конфликта могут быть требования родителей, которые учитель не готов принять.
Помните, что далеко не каждый человек готов так работать. Многие учителя выгорают, когда пытаются брать на себя так много, а потом не справляются.
Что думают родители о проблеме
Когда ребенок не хочет идти в школу из-за конфликта с классным руководителем, родители обычно делают несколько предположений:
Иногда верны все три предположения или хотя бы какое-то из них. Но такое восприятие не помогает разрешать споры с классным руководителем. Потому что в них вы фокусируетесь на своих обидах и переживаниях и совсем забываете о положении самого учителя.
Что делать родителям, когда ребенок проспал и опоздал в школу или пропустил день
Родительский чат в школе: как создать, примеры правил и разрешение конфликтов
Как помочь ребенку адаптироваться в классе, когда он пошел в новую школу
Как проверить знания ребенка и понять, соответствуют ли оценки реальности?
Что делать, если учитель невзлюбил ребенка?
Как общаться со школьными учителями?
Учимся отстаивать интересы детей без лишних конфликтов с педагогами.
Разговор с учителем часто вызывает массу эмоций, которые усугубляют школьные проблемы. Выбрав эффективный подход к общению, родитель сможет избежать конфликтов и облегчит жизнь и себе, и ребенку, и педагогам.
Разговаривайте с учителем уважительно и на равных
Переступив порог школы, многие родители вновь ощущают себя в роли учеников, испытывают страх перед «взрослыми» учителями и директором. Боятся осуждения, стремятся доказать, что они хорошие. Позволяют себя отчитывать, говорят неуверенно. Со всем соглашаются, лишь бы в школе «на детях не отыгрались». Или впадают в подростковый негативизм и бессмысленное бунтарство.
Другая родительская крайность — относиться к учителям как к обслуживающему персоналу, ощущать себя клиентом, который «всегда прав».
Для конструктивного решения проблем важно постоянно удерживать позицию взрослого, сохранять деловой, уважительный тон. Не чувствовать себя обязанным доказывать, что вы хорошая мать или достойный отец.
Выберите подходящее время
Если есть потребность в разговоре с педагогом, назначьте встречу заранее. Не поднимайте частный вопрос на родительском собрании, не врывайтесь внезапно на перемене или перед началом урока, не звоните по телефону в урочные часы или поздно вечером. Удобное время и способ связи лучше обговорить при знакомстве с педагогом. Демонстрируя уважение к личному времени учителя, вы закладываете первый кирпичик взаимопонимания.
Кстати, если педагог позвонил вам сам, предложите перезвонить — школа обычно не компенсирует работникам услуги мобильной связи, а регулярное общение с родителями целого класса вылетает в копеечку.
Не накручивайте себя разговорами с другими родителями
Сегодня, когда многие активно общаются в соцсетях и мессенджерах, стало популярно делиться проблемами и негативом по поводу учителя с родителями одноклассников своего чада. Нередко в таких группах и беседах на основе пары никем не проверенных фактов рождается буквально демонический образ учительницы, не имеющий никакого отношения к реальности. Не занимайтесь коллективным фантазированием. Сначала обсудите свою проблему с педагогом лично, а потом стройте свое независимое мнение.
Подчеркните, что понимаете ситуацию
Есть вероятность, что вы будете абсолютно не согласны с позицией учителя. Но это не повод бросаться в спор с порога. Для начала повторите вкратце услышанную мысль: «Я вижу, вас очень беспокоит, что…», «Да, ситуация в классе сейчас сложная, потому что…», «Как я поняла, на ваш взгляд, мой ребенок…». Только когда вы продемонстрировали, что услышали позицию педагога, начните излагать свое видение проблемы.
Чтобы ваше мнение лучше слышали, между делом сочувствуйте учителю: «Даже не представляю, как вам тяжело: мы с одним подростком переживаем, а у вас их 25!», «Конечно, в наше время школе непросто…» и т.д. Тогда вам будет куда проще не соглашаться с учителем по существу, но при этом не превратить разговор в ссору.
Начните с фразы «Я хочу с вами посоветоваться!»
Особенно это полезно, когда на самом деле у вас есть претензии. К примеру, ребенок жалуется на несправедливое отношение или грубый тон. Мама идет в школу и говорит: «Я хочу с вами посоветоваться. Маша приходит домой очень расстроенной, когда получает «тройки». Ей не всегда понятно, почему ее работу оценили низко. Что мне делать в этих ситуациях?»
Тут есть шансы, что: а) учитель поймет, что ребенок и родитель заинтересованы в учебе; б) даст полезную информацию — ведь не исключено, что оценки на деле заслуженные и школьнику нужна помощь; в) про себя проанализирует, всегда ли он прав.
А вот если мама с порога заявляет: «Почему вы все время занижаете оценки?», то учитель будет защищаться. Поэтому мы никого не обвиняем в некомпетентности, а приглашаем помочь общему делу — поддержать страдающего ученика. Нормальный человек откликнется.
Ищите общие цели
Несмотря на внешне разные подходы в той или иной проблеме, как минимум, одна общая цель у родителей и школы должна быть — дать детям образование (знания и возможности для развития). В пылу дискуссии чаще напоминайте себе и педагогу, что вы стремитесь к одному и тому же — защитить интересы ребенка. Так будет проще заметить, что условная Марь-Иванна привязывается к вам с каким-то дурацким отступом в тетради в четыре клеточки, не потому, что злыдня, а потому что беспокоится о том, научится ли ребенок слышать требования к оформлению работ (что ему пригодится и на ЕГЭ, и на дипломе в вузе). И тогда останется договориться только о том, в какой форме эти требования выдвигаются — а это уже куда проще, чем до хрипоты спорить о принципиальной необходимости четырех клеточек.
Конечно, если цели педагогов конкретной школы совсем не совпадают с вашими, а методы воспитания неприемлемы, то придется решать вопрос радикально — переходить в другое учебное заведение. Но прежде чем рубить с плеча, вглядитесь: очень вероятно, что перед вами адекватный учитель, просто несколько зашоренный странными для обычного человека требованиями системы образования.
Не прыгайте через голову
Уважайте субординацию. Прежде всего, попытайтесь решить проблему через классного руководителя, затем с учителем по предмету. Если не удалось, обращайтесь к администрации, и только в крайнем случае — в управление образования.
Если директор школы не спешит вам помочь, несмотря на то, что вы проявили уважение, понимание проблем и попросили совета, пускайте в ход военную хитрость. Для начала удостоверьтесь: «Правильно ли я понимаю, что, несмотря на ваше желание, вы вынуждены отказать в зачислении моего ребенка в этот класс/ изучении такого-то предмета/переводе на дистанционное обучение и т.д.»
Описывайте вещи предельно прямо, тогда директор может сразу пойти на попятные: «Нет, я не совсем это имела в виду…». Если же не помогает, можно попросить письменный отказ в просьбе или достать следующий козырь: «Да, я вас очень понимаю. Вы все делаете для детей, но ситуация непреодолимая. Давайте я поспособствую вам и обращусь в отдел образования. Пусть они помогут школе решить эту проблему».
Одним словом, вы не враг и не стукач, а человек, радеющий за общее дело. Таким обычно идут навстречу.
Оставайтесь защитником своего сына или дочери
Когда классный руководитель рассказывает, что ребенок устроил отвратительную драку, прогуливает уроки или не делает домашних заданий, родители испытывают стыд и злость. «Вот я ему задам!» — готово сорваться с губ. В этот момент важно не забывать о своей задаче: всегда защищать, любить и оберегать ребенка. Найдите в себе силы поблагодарить учителя за уделенное время и пообещайте разобраться в ситуации. Но не превращайтесь в палача, который, вернувшись домой, начнет махать шашкой, даже не выслушав вторую сторону. В особенности недопустимо, когда на беседе присутствуют учитель, родитель и ученик, и двое взрослых как коршуны налетают на одного ребенка.
Что бы ни происходило, повторяйте про себя как мантру: «Я все равно люблю своего ребенка», «Я здесь ради него», «Всё пройдет, пройдет и это».
Школьные годы пролетят, а отношения мамы и папы с ребенком останутся на всю жизнь. И семейное тепло куда важнее, чем одобрение педагогов и баллы на экзаменах.
Строим доверительные отношения с классным руководителем
Мальчика травят, а другие родители молчат
Ольга Б., классный руководитель:
— В моем классе был чеченец, очень умный и прилежный мальчик. Но другие дети его обижали. Ребенок чувствовал себя неуверенно, пытался понравиться одноклассникам.
Как я справилась с травлей в классе моего сына
В августе, перед началом учебного года, он играл в футбол с одноклассниками, и на поле между детьми произошла потасовка. Кто-то его толкнул, он упал, в результате чего сломал позвоночник. В том же учебном году дети вечером, после уроков загнали его на крышу школьного козырька и кричали, чтобы он спрыгнул.
Когда я начала собирать родителей на собрание по этому поводу, они отказывались приходить. Их все устраивало, обсуждать неприглядное поведение своих детей и сложившуюся в классе ситуацию не хотел никто. Говорили, что я делаю из мухи слона.
Я не могла закрыть на это глаза, мальчика бы просто убили. Мне все же удалось организовать обсуждение этой истории. Мы много работали с детьми вместе со школьным психологом.
Почти все родители в классе хотели, чтобы этого мальчика перевели в другую школу. Видимо, они полагали, что уже своим присутствием он провоцирует детей на агрессию. Ребенку тоже было психологически тяжело учиться в этом классе, но его родители не хотели менять школу, им нравилось, что сын учится в элитном учебном заведении.
Постепенно ситуация немного сгладилась, но, конечно, не до конца.
Екатерина Пастухова, семейный психолог:
— Увы, это самая распространенная проблема, возникающая в элитных школах. Это проблема закрытого сообщества, где нет места тем, кто отличается по статусу или другим особенностям. К огромному сожалению, это до сих пор так. За такие ситуации несет ответственность администрация школы, она должна проводить постоянную работу с родителями учеников.
Частью этой работы является доведение до родителей задач, миссии и основных ценностей школы. В обязательном порядке в учебном заведении необходимо вводить регламентированные правила поведения. Родители и дети должны быть осведомлены о санкциях, которые последуют за нарушение правил.
Любой буллинг должен пресекаться сразу же, как учителем, так и самой администрацией.
Описываемая ситуация трудная
Тогда они смогут осознанно сделать свой выбор
Родители должны заранее знать, что их ждет в том или ином учебном учреждении. Тогда они смогут осознанно сделать свой выбор.
Здесь решается вопрос выживания ребенка. На кону стоит не диплом престижной школы, а жизнь мальчика, поэтому родителям необходимо всерьез задуматься о смене места учебы.
Родителям обязательно стоит поменять школу, если:
Все это признаки того, что ребенок напуган и находится в ситуации тупика. К перечисленным ситуациям родителям необходимо относиться крайне серьезно и незамедлительно реагировать на них.
«Странный» ребенок в классе
— У нас в классе есть одна довольно странная девочка, которая ведет себя абсолютно неадекватно. Но у этого неадекватного поведения есть свои причины. Дело в том, что она приемный ребенок в семье, а семья состоит из мамы и бабушки. И родственники ей очень некорректно сообщили о том, что ее взяли из детского дома. Мы эту историю стали узнавать одновременно с зарождением конфликта этой девочки с классом.
Моя дочь однажды пришла домой из школы и сказала с удивлением, что у ее одноклассницы Ани вообще нет родителей, она им чужая, ее откуда-то забрали в детстве, а ее настоящие родители погибли. Я сказала, что это какая-то ерунда. Но Аня продолжала рассказывать эту историю всем детям в классе. Дети в это не поверили, но фоном эта история все же существовала.
Я видела, что девочка была все время на надрыве. Любую шутку, критику она воспринимала очень эмоционально, даже истерично. Чуть что, говорила: «Ты мне больше не подруга». Было видно, что с ней что-то не так. При этом ее мама вела себя очень спокойно, а учительница делала вид, будто ничего особенного не происходит. Я вообще не всегда понимала поведение нашей учительницы и ее реакцию на то, что происходило в классе на протяжении последних четырех лет.
Закончилось это тем, что дети начали травить Аню. Наверное, это можно назвать буллингом, тем более что девочка на все очень остро реагировала. Дети прятали ее рюкзак, кидали вещи, отнимали шапку и бросали ее друг другу. Аня доходила до истерики, все это выходило за рамки игры. Но и Аня не была тихим ребенком. Она, например, дразнила одного мальчика в классе, швыряя его варежки другому мальчику после прогулки.
Большую часть времени наша учительница занимала позицию невмешательства. Так продолжалось несколько лет. В середине прошлого года я поговорила с Аниной мамой. Честно спросила, почему Аня рассказывает историю о том, что она не родной ребенок, смущает детей — ведь они не знают, как реагировать на эту новость.
Выяснилось, что все это правда. Рассматривая семейный альбом, Аня, увидев, что среди фотографий нет ее снимков в младенческом возрасте, спросила у мамы: «Почему?» И мама сразу ей все рассказала. Очевидно, это стало триггером нарастающего внутреннего конфликта девочки. Мы все оказались в ситуации, подрывающей атмосферу в классе, которую учитель вообще не пыталась погасить.
Екатерина Пастухова, семейный психолог:
— В данном случае вызывающее поведение девочки — крик о помощи и потребность в поддержке. Действительно, когда ребенок осознает, что он не родной своим родителям — это причиняет сильную душевную боль и травмирует. Но как быть, если и поговорить о том, что происходит в жизни, не с кем?
Истерическое поведение девочки порождает «ядовитую» групповую динамику, которую компетентный и опытный учитель должен предвидеть и перестроить ее механизм на рациональное решение конфликтов. Если учитель по каким-либо причинам этого сделать не может, на помощь должен прийти школьный психолог. Совместно с учителем психолог разрабатывает стратегию гармонизации взаимоотношений в классе.
Реакция Ани абсолютно оправдана жизненными обстоятельствами. Девочка узнала о новости резко, неожиданно. Это выбило из-под ног опоры, которые раньше позволяли ей доверять миру и понимать, кем она на самом деле является.
К состоянию девочки с самого начала ее окружение должно было отнестись максимально серьезно, его нельзя было недооценивать. Подобные истерические реакции могут быть предпосылками к личностному расстройству.⠀
Помочь в этой ситуации могут любые экологичные отношения девочки: с приемной матерью, сверстниками, которым Аня доверяет, с психологом (если базовое доверие к миру уже нарушено).