Как подсоединить рацию в автомобиль
Приём, приём, как слышно: самостоятельно подключаем и настраиваем Си-Би-радиостанцию в автомобиле
Несмотря на погодные катаклизмы, лето в этом году все же вступило в свои права, и множество легких на подъем автотуристов устремилось в дальние маршруты – кто на юга, а кто и в более любопытные и отдаленные уголки необъятной России. В разгар периода путешествий у автовладельцев традиционно возрастает интерес к Си-Би-радиостанциям, работающим на «канале дальнобойщиков», способных принести пользу в дальнем путешествии. Для желающих приобрести и установить рацию самостоятельно – наш инструктаж!
Подключение радиостанции к питанию
Н ижеследующий гайд по инсталляции Си-Би-рации в автомобиль касается не тех, кто юзает радиосвязь ежедневно и профессионально, а тех, кому она нужна для эпизодического использования, в основном в дальних поездках. В этом случае большинство водителей предпочтет не крепить рацию в салоне стационарно, портя интерьер и провоцируя парковочных воров, а захочет пристроить её временно в подходящем месте: между сиденьями, между сиденьем и боковой стойкой или в лотке для мелких вещей под торпедо, как это сделано, к примеру, на фото Chevrolet Lachetti:
Пристроили рацию – подключаем к ней питание! Бытует мнение, что радиостанцию в автомобиле непременно нужно подключать отдельной проводкой от АКБ, однако это решение больше подходит для ежедневного использования. В нашем же случае эпизодического использования это совершенно не нужно – гораздо удобнее взять питание с разъема прикуривателя. Это самое простое, быстрое, и при этом, особо подчеркнем, вполне корректное подключение. Не халтурно-компромиссное, как некоторые думают, а отвечающее всем требованиям – как в плане силовой части, так и в плане непосредственной работы радиостанции в эфире.
Такой коннект абсолютно безопасен для электропроводки и осуществляется за полчаса. А главное, он оптимален в случае нового автомобиля и вредных гарантийщиков, только и ищущих повод, чтобы отказать в гарантии по надуманным причинам.
У радиостанции с выходной мощностью 4-5 ватт максимальный потребляемый ток не превышает 2-3 ампера, а у радиостанции мощностью 8-10 ватт – менее 5 ампер, что как минимум вдвое-втрое меньше тока предохранителя, защищающего разъем прикуривателя.
штекер провода питания рации должен быть вставлен именно в прикуриватель в торпедо, использовать разветвители, качество которых часто отвратительное, нежелательно!
Если же гнездо прикуривателя одно, а питать в дороге нужно и телефон, и регистратор, и другие гаджеты, а гарантийный период уже завершился, и ваши умелые руки не пугаются необходимости протащить провод из подкапотного пространства в салон, то можно подключить радиостанцию напрямую к АКБ. Хотя ещё раз замечу в скобках: такое подключение не имеет каких-либо преимуществ перед питанием через прикуриватель – ни с точки зрения электробезопасности, ни с точки зрения качества связи.
В этом случае придётся купить трёхметровый (примерно) отрезок обычного электросетевого провода сечением 2х1,5 мм, упаковать его по всей длине в пластиковую гофру и протащить от аккумулятора в салон через какой-либо резиновый уплотнитель моторного щита. На концы проводов возле АКБ обжимаются или паяются клеммы под болтики М6 и предохранитель на 10 ампер (предохранитель ставится в плюсовой провод рядом с аккумулятором), а к двум противоположным концам проводов подключается «хвост» питания радиостанции с соблюдением полярности. Место соединения проводов тщательно изолируется липкой лентой или термоусадкой.
Установка антенны
Станция установлена и подключена, теперь монтируем антенну. Будем считать, что она у нас быстросъемная на магнитной подошве, что не потребует портить кузов для установки. Поэтому дадим лишь несколько общих тезисов – без углубления в лишнюю теорию.
Настройка антенны
Собственно, настройка антенны — самый важный момент всей нашей истории. Возможно, настройку стоит заказать профессионалам: эти услуги недороги, работа занимает менее получаса и предлагается на парковках грузовиков и возле крупных автомагазинов на трассах. Но многие предпочитают самостоятельно разобраться в вопросе, исповедуют принцип «хочешь сделать хорошо – сделай сам!» и хотят иметь собственный комплект инструментов для контроля состояния антенны в дальнейшем. Для них — нижеследующий мастер-класс. Опять же: только алгоритм, без углубления в лишнюю теорию и физику происходящих процессов, в которую каждый при желании сможет погрузиться самостоятельно.
Для настройки антенны нам понадобится прибор под названием КСВ-метр (измеритель коэффициента стоячей волны), который несложно приобрести – Google в помощь. Стоимость простейшей модели – от 500 до 1000 рублей. Наиболее распространен прибор, уже много лет встречающийся в продаже под разными названиями (SWR-420, 430, KW-520, и т.п.), на самом деле – один и тот же китайский КСВ-метр с одним и тем же принципом работы и одинаковым обозначением переключателей и разъёмов. Прибор, безусловно, более чем средненький, но для нечастого использования вполне сойдет.
Также нам потребуется высокочастотный соединитель того же стандарта, что и гнездо на рации и штекер на кабеле. Он нужен, чтобы включить КСВ-метр между радиостанцией и антенной, не удлиняя существенно антенный кабель. Подойдет переходник-«бочонок» формата «папа-папа» (для жесткого подключения), или коротенький (10-20 см) антенный кабель, также с разъемами «папа» на обоих концах. Стандарт разъемов наиболее известен под именем «PL», именно так его нужно спрашивать в магазине.
Установка рации
В штатной комплектации легкового, многотонного грузового автомобиля или пассажирского автобуса производители, как правило, не предусматривают место для установки радиостанции. Тем не менее, радиосвязь представляет собой недорогую и достаточно эффективную альтернативу мобильным телефонам – не нужно платить оператору, и водитель не зависит от качества покрытия.
Какие радиостанции устанавливают российские водители на автомобиль? На рынке более чем достаточно предложений, из которых можно выбирать рацию, соответствующую насущным потребностям и по доступной цене:
Учитывая то обстоятельство, что все любительские рации для автомобиля имеют мощность 4 Вт, пользователю остается сделать выбор между радиостанциями корпусными, с выносной панелью или тангентой.
Монтаж рации
Правильно установить оборудование связи – работа творческая и ее можно выполнить как своими руками, так и силами приглашенного мастера. Процедуру установки можно разделить на 4 этапа:
• определение монтажной площадки;
• установка устройства и антенны;
Как выбирать место для рации
Штатного места в вашем авто нет – можете не искать. Но никто не запрещает для установки рации использовать все имеющиеся в салоне возможности. Главное, чтобы место соответствовало элементарным требованиям:
Этим условиям соответствует любой карман поблизости от рычага переключения скоростей и ниша под/над бардачком легкового авто. В микроавтобусе рацию устанавливают или непосредственно на торпедо, или на место перчаточного отделения. В грузовом авто удобнее всего установка рации чуть выше лобового стекла, а для тангенты поблизости монтируется специальный кронштейн.
Подключение к питанию
Процедура подключения описана в Инструкции производителя. Но к рекомендациям мастеров следует отнестись с должным вниманием:
Подключение антенны
Вы можете выбирать для машины радиостанцию:
При прокладке антенного кабеля следуйте рекомендациям:
Настройка антенны и рации
Когда механическая часть работ выполнена, рация установлена на удобное место, антенна и провод установлен в соответствии с рекомендациями, остается последний этап – настройка. Для этой процедуры нужен специальный прибор КСВ-метр. Он определяет нагрузку на линию и обеспечивает подключение, соответствующее оптимальной нагрузке в линии передачи радиосигнала от блока рации до антенны.
Вы можете купить КСВ-метр, взять прибор в аренду или пригласить мастера-настройщика. В любом случае алгоритм настройки такой:
Если SWR больше нормы, то нужно будет заняться коррекцией длины антенны.
Особенности эксплуатации
Мощность большинства раций гражданского диапазона не превышает 4 Вт. Это не устраивает большинство пользователей и поэтому есть смысл купить и установить на машину усилитель рации мощностью в пределах 100-200 Ватт. С подключенным к радиостанции усилителем водитель в сложных перегруженных внешними помехами городских условиях сможет связаться с диспетчером, а дальнобойщик с базой, удаленной на расстояние не менее 50 км.
Как подсоединить рацию в автомобиль
Рейтинг: 4 264 |
Репутация: +1 |
Благодарил (а): 47 раз Поблагодарили: 37 раз
Сообщение EXTREEMER » 13 авг 2009, 11:54
1. Лучше всего толстым медным проводом с клеммы аккумулятора.
Сообщения: 7349 Зарегистрирован: 29 мар 2006, 00:00 Откуда: SKYPE: BLACKLAVANDA Стаж: 1994 Авто: BMW X6, Porshe Cayenne :
Награды: 5
Рейтинг: 8 702 |
Репутация: +8 |
Благодарил (а): 2 раза Поблагодарили: 11 раз
Сообщение a2m » 13 авг 2009, 11:57
Сообщения: 5324 Зарегистрирован: 08 окт 2008, 00:00 Откуда: ТЮМЕНЬ Стаж: с 12 лет Авто: TIIDA :
Награды: 1
Рейтинг: 19 674 |
Репутация: +31 |
Благодарил (а): 63 раза Поблагодарили: 225 раз
Сообщение ALEXX_72 » 13 авг 2009, 12:17
какие нибудь предохранители или еще чего надо.
Добавлено спустя 1 минуту 42 секунды:
и будут ли помехи если базу засунуть в разьем которым находится под магнитолой в 10 сантиметрех.
Сообщения: 170 Зарегистрирован: 25 июн 2008, 00:00 Стаж: В 2002 выдали права Авто: Mazda b-series :
Награды: 1
Рейтинг: 173 |
Репутация: 0 |
Сообщение duhast » 13 авг 2009, 12:47
Сообщения: 84 Зарегистрирован: 07 апр 2009, 00:00 Откуда: Курган Стаж: 1995 Авто: Ваз 21074
Рейтинг: 84 |
Репутация: 0 |
Сообщение -smirnoff- » 13 авг 2009, 12:50
Сообщения: 32 Зарегистрирован: 03 ноя 2008, 00:00 Откуда: Тюмень Стаж: старый чАйнЕг. Авто: ШН
Рейтинг: 32 |
Репутация: 0 |
Сообщение Х-13 » 17 авг 2009, 10:05
Сообщения: 170 Зарегистрирован: 25 июн 2008, 00:00 Стаж: В 2002 выдали права Авто: Mazda b-series :
Награды: 1
Рейтинг: 173 |
Репутация: 0 |
Сообщение duhast » 17 авг 2009, 12:47
Вы все Маньяки, страдаете от собственного невежества
Зачем нафига провода с акамулятора то тянуть, в отечественных мотоблоках и то с замка взять можно
Вы еще второй акамулятор поставьте, и генератор к нему
Кто вам сказал, что нужен провод с акамулятора?
Слушайте больше сказочников
Сообщения: 5324 Зарегистрирован: 08 окт 2008, 00:00 Откуда: ТЮМЕНЬ Стаж: с 12 лет Авто: TIIDA :
Награды: 1
Рейтинг: 19 674 |
Репутация: +31 |
Благодарил (а): 63 раза Поблагодарили: 225 раз
Сообщение ALEXX_72 » 17 авг 2009, 12:51
Сообщения: 170 Зарегистрирован: 25 июн 2008, 00:00 Стаж: В 2002 выдали права Авто: Mazda b-series :
Награды: 1
Рейтинг: 173 |
Репутация: 0 |
Сообщение duhast » 17 авг 2009, 13:02
Сообщения: 5324 Зарегистрирован: 08 окт 2008, 00:00 Откуда: ТЮМЕНЬ Стаж: с 12 лет Авто: TIIDA :
Награды: 1
Рейтинг: 19 674 |
Репутация: +31 |
Благодарил (а): 63 раза Поблагодарили: 225 раз
Сообщение ALEXX_72 » 17 авг 2009, 14:08
Рейтинг: 4 264 |
Репутация: +1 |
Благодарил (а): 47 раз Поблагодарили: 37 раз
Сообщение EXTREEMER » 17 авг 2009, 14:22
Авторадиоклуб 27,215 МГц (21D FM) АКА EXTREEMER
Сообщения: 170 Зарегистрирован: 25 июн 2008, 00:00 Стаж: В 2002 выдали права Авто: Mazda b-series :
Награды: 1
Рейтинг: 173 |
Репутация: 0 |
Сообщение duhast » 17 авг 2009, 14:24
Не грамотно вносить изменения в конструктив авто прибора или бытовой техники)
А потом задавать вопрос почему другие угорают или почему сгорело с последствиями!
Вот например опиши подробно, как, где и каким проводом, проложено у тебя какким предохранителем, клемы разьемы, гофра?
Сообщения: 369 Зарегистрирован: 21 июл 2009, 00:00 Откуда: г. Тюмень Стаж: 2005 Авто: Toyota Probox 2003 г.в.
Рейтинг: 369 |
Репутация: 0 |
Сообщение Dean_Winchester » 17 авг 2009, 14:34
Сообщения: 170 Зарегистрирован: 25 июн 2008, 00:00 Стаж: В 2002 выдали права Авто: Mazda b-series :
Награды: 1
Рейтинг: 173 |
Репутация: 0 |
Сообщение duhast » 17 авг 2009, 14:42
Думай о чем хочешь, но если шепит синхронно оборотам, либо проблема с рацией, у меня было такое с мж600 поправил легго, либо проблема с выпрямителем генератора один из диодов умер по ходу)
Боюсь что тебе прямой провод не поможет)
Советую поставить другую рацию посмотреть если не шипит то рация, если шипит то тебе к автоэлектрику)
Может конечно и от зажигания фонить, но это лечить уже дороже, и опять же прямой провод тебе не поможет
З.Ы. Алекс Не порти мое мнение о тебе такими заявлениями! Че курил то есть еще?
И не цепляйте рацию хз откуда, слушайте папу!
Сообщения: 5324 Зарегистрирован: 08 окт 2008, 00:00 Откуда: ТЮМЕНЬ Стаж: с 12 лет Авто: TIIDA :
Награды: 1
Рейтинг: 19 674 |
Репутация: +31 |
Благодарил (а): 63 раза Поблагодарили: 225 раз
Сообщение ALEXX_72 » 17 авг 2009, 15:09
Сообщения: 170 Зарегистрирован: 25 июн 2008, 00:00 Стаж: В 2002 выдали права Авто: Mazda b-series :
Награды: 1
Рейтинг: 173 |
Репутация: 0 |
Сообщение duhast » 17 авг 2009, 15:26
Рейтинг: 4 264 |
Репутация: +1 |
Благодарил (а): 47 раз Поблагодарили: 37 раз
Сообщение EXTREEMER » 17 авг 2009, 15:43
Авторадиоклуб 27,215 МГц (21D FM) АКА EXTREEMER
Сообщения: 1063 Зарегистрирован: 15 фев 2007, 00:00 Откуда: Тюмень Стаж: 1998 Авто: SUZUKI JIMNY, Н-1 HYUNDAI :
Награды: 1
Рейтинг: 4 269 |
Репутация: +1 |
Благодарил (а): 1 раз Поблагодарили: 2 раза
Сообщение САМ_ТАКОЙ » 17 авг 2009, 16:01
Я езжу на: Volvo XC70
Рейтинг: 1 037 |
Репутация: 0 |
Поблагодарили: 4 раза
Сообщение Maneger » 17 авг 2009, 16:04
Скажу так, в техническом смысле подключение рации к замку зажигания или блоку предохранителей очень даже себя оправдывает. Во первых не надо тянуть провод из приборного отсека, во вторых эта линия уже имеет предохранитель, в третьих замок размыкается и риск посадить не новый аккумулятор сводится к минимуму. Но это все в техническом разрезе. По сути при подключении прямого провода вы ничего «страшного» в машине не делаете, вы создаете параллельную линию тому жгуту проводов, который уже проложил производитель, в общем можно воспользоваться и тем самым жгутом, почему бы и нет. В смысле нагрузки производитель заложил запас и можно подключать хоть саб с усилком, правда, почему то установщики радиоаппаратуры тянут провод отдельный. Да и рация является почти «бытовым» прибором, по этому нет однозначных требований в ее подключении.
Но вот в плане наводок на рацию есть моменты.
Во первых вы не знаете, цельный провод или нет, т.е. сколько там разъемов не известно, какие приборы еще сидят на этой цепи. Если известно и разъемов мало, а других приборов не запитано, то решайте сами, подключать или не подключать. Но очень сомневаюсь, что в жгуте идет провод от аккумулятора до замка зажигания и на него ничего не посажено. Доказывать, что цельный провод лучше чем с разъемами я не буду.
Во вторых, провод идущий в стандартном жгуте находится в непосредственной близости с другими проводами, по которым идут токи различной мощности, ну и если обратится к физике, то вокруг любого проводника есть магнитное поле, а этот провод не экранирован. Обмотать такой провод вокруг ферритового кольца в точке запитки, для уменьшения наводок практически не возможно, так как свободного места производитель не оставил, да и расплетать жгут бессмысленно. Наводки на этот кабель есть 100%, вот только слышать их может даже ваш собеседник, но принимая это за помеху. Делаем выводы. По КВ связи могу сказать, что у некоторых радиолюбителей, которых я слышал в частоту «лезли» 50Гц от розетки, а они этого не слышали, пока им не говорили.
Я не призываю всех срочно прокладывать провода напрямую от аккумулятора, это личное дело каждого, но машина машине рознь, и при подключении у вас может быть все отлично, никакого постороннего шума не будет, дальность связи вас устраивает. А на другой машине помех будет выше крыши.
Лично я провод протянул от аккумулятора, надел на него феррит, предохранитель посадил в 15 см от точки запитки, все контакты пропаял, а разъемы смазал литолом, но это мое дело, мне нравится сделать все «по науке».