Как подстригали ногти в древности
Уход за ногтями в Древней Руси
В Древней Руси считалось, что стричь ногти можно только в четверг. В любой другой день эта безобидная, в общем-то, процедура обязательно навлечет на человека несчастья – вплоть до вмешательства в его судьбу нечистой силы. И по сей день в некоторых российских деревнях придерживаются древнего правила и стригут ногти только по четвергам.
Остриженные кусочки ногтей необходимо было сжигать или выбрасывать в воду, чтобы исключить наведение порчи на их бывшего «владельца». Похожим способом наши предки «лечили» больных: в Древней Руси верили, что если остриженные ногти сжечь, а пепел закопать, то болезнь отступит.
Было еще и такое суеверие: чтобы защитить себя от сглаза, человек должен посмотреть или плюнуть на свои ногти.
Кроме того, древние славяне не разрешали пастухам стричь ногти во время пастбищного сезона, а белорусы приносили свои ногти и волосы в жертву лешему и домовому.
В Древней Руси гигиене и уходу за кожей уделяли большое внимание. Поэтому косметические «ритуалы» чаще всего проводились в бане.баня являлась неотъемлемой частью в древнерусском государстве.
Конечно, в силу климатических условий банные процедуры у нас носили несколько иной характер, но, что самое важное, они являлись неотъемлемой частью жизни всех слоев общества. На Руси в баню ходили все Русская баня была неотъемлемой частью быта древней Руси, и издавна считалась замечательным средством врачевания[1]. Баня была самым чистым помещением в усадьбе. Вот почему наряду со своим прямым назначением она использовалась и как место, где принимали роды, осуществляли первый уход за новорожденным, вправляли вывихи, делали кровопускание, проводили массаж и «накладывали горшки», лечили простуду и болезни суставов, растирали лекарствами, сваренными из трав, масел и пр. Спустя столетия выдающийся российских врач и акушер Н.М. Максимович-Амбодик писал: «Русская баня до сих пор считается незаменимым средством от многих болезней. Во врачебной науке нет такого лекарства, которое равнялось бы силою…бане»[2]. Даже в те далекие времена, когда еще не было представления о парфюмерной промышленности, у жителей Руси уже существовала гигиеническая культура, возникшая параллельно с народной медициной.. Пока Россия регулярно мылась, «немытая» Европа изобретала все более сильные духи, о чем рассказывает знаменитая книга Патрика Зюскинда «Парфюмер».
Для сохранения не только здоровья, но и молодости, красоты рекомендовалось умеренность в питании, омовения в водоисточниках, в том числе и целительных, применение водяных, паровых, суховоздушных бань. Новорожденного ребенка купали в теплой воде с небольшим количеством щелока на соломенной золе. При опрелостях и сыпях использовали присыпку из растолченного мела или растертого в порошок каменного кирпича. Наибольшее распространение в народной косметике и личной гигиене имели листья ромашки, зверобой, подорожник, чистотел, лопух, дубовая кора, крапива, мята и др. Рекомендации об их применении до сих пор сохранились в отдельных травниках и лечебниках. Настои растений применяли в виде умываний и протираний, ванн, примочек. Мудрость многих поколений способствовала обогащению и развитию этого поистине народного метода лечения.
Английский посланник Дж. Флетчер с нескрываемым изумлением писал в своем очерке «О государстве русском»: «Они ходят два или три раза в неделю в баню, которая им служит вместо всяких лекарств. Вы нередко увидите, как они для закалки тела выбегают из бань в мыле и, дымясь от жару, как поросенок на вертеле, кидаются нагие в реку или окатываются холодной водой даже в самый сильный мороз»
Народная медицина на Руси с глубокой древности была частью языческой культуры. До нашего времени дошли передаваемые в устной форме заговоры, обращенные к языческим божествам, способным прогнать болезнь. Врачеватели-знахари назывались волхвами, ведунами, кудесниками, ведьмами.
Откуда взялось выражение «дойти до ручки»?
В Древней Руси калачи выпекали в форме замка с круглой дужкой. Горожане нередко покупали калачи и ели их прямо на улице, держа за эту дужку, или ручку. Из соображений гигиены саму ручку в пищу не употребляли, а отдавали её нищим либо бросали на съедение собакам. По одной из версий, про тех, кто не брезговал её съесть, говорили: дошёл до ручки. И сегодня выражение «дойти до ручки» значит совсем опуститься, потерять человеческий облик.
Как подстригали ногти в древности
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
История маникюра. Часть I. Античные времена
Я как-то публиковала статью о всевозможных «агрегатах красоты», ну а как же развивалась история маникюра и на какие ухищрения шли люди для придания рукам ухоженного вида в разные времена?
Тема получилась большой по объему, я разобью её на несколько частей и начну из глубины веков с древних государств.
Точно происхождение маникюра не определено, но известно достоверно, что уже больше трёх тысяч лет назад и в Древнем Египте, и в Древнем Китае маникюр был самым обычным делом. Стремление к красивым и ухоженным ногтям прослеживается в различных культурах во все эпохи и у всех народов, начиная от глубокой древности и до наших дней. Первый из известных маникюрных наборов датируется 3200 годом до н.э.: инструменты, изготовленные из литого золота, были найдены в халдейских захоронениях в южной части развалин Вавилона.
В Древнем Египте хранителями рецептов косметических составов по уходу за ногтями были жрецы. Люди, умеющие ухаживать за ногтями, пользовались особыми привилегиями, об этом можно судить по гробницам придворных косметов, которые были наполнены различными драгоценностями.
По цвету ногтей можно было определить социальный статус человека. Только высшей знати позволялось окрашивать ногти всем оттенкам красного, оранжевого (иногда зелёного) цвета. Рабы же красили ногти только в бледные, пастельные тона. для изготовления паст, которыми египтяне окрашивали ногти (а также руки и ступни), использовались растительные компоненты (чаще всего предпочтение отдавалось хне).
Царица Египта Клеопатра использовала обычную хну для окрашивания своих длинных ногтей в терракотовый.
Клеопатра создала первую энциклопедию о косметике в загадочной стране пирамид и фараонов. Именно там за несколько лет до нашей эры создавались и совершенствовались косметические средства и лаки для ногтей. Эти рецепты использовались во всём мире в различные времена.
Ещё в давние времена, когда властелинами мира были мужчины, для маникюра не существовало различия между полами. Кто сказал, что цветные ногти это лишь символ женственности? Цветные ногти также являлись одним из главных атрибутов и были вроде униформы для ассирийских и римских воинов: перед боем они подстригались, красили ногти и губы.
Деревянный сундук для косметики, из Некрополя. Древнее царство (27-22 г. до н.э., Египет)
Как стригли в каменном веке
Образ древнего человека у нас во многом основывается на медиа или фантазиях художников. Что далеко не всегда соответствует тому, как могло быть на самом деле. Вспомнил, что у меня есть целый тег на тему того, как могли выглядеть люди древности и насколько это не соответствует представлениям. В этом теге есть тема про викингов (без выбритых висков и татуировок на лице, зато с модификациями зубов), про славян и киммерийцев со скифами. Планировал сделать подобное и по кельтам, но руки не дошли.
Говорить про то, что такое представление неверное, можно очень долго. И одеться они могли красиво и табу у них определенные были. А что там с косматобородатостью? Парикмахеров то раньше не было. И ножниц. Металл ведь не знали. На самом деле, это не беда. Немного освещал интересный способ бритья здесь. Можно посмотреть, как люди бреются с помощью острого камня, чему есть этнографические параллели.
Но самое главное, есть ведь изображения людей каменного века. Не реконструкции с предполагаемой шевелюрой или наоборот обезличенно-лысые модели, восстановленные по черепу. Не рисунки современных художников из разряда «ну так предполагается». А портреты людей, выполненные современниками.
Так, как хочется уделить особое внимание косматобородатости, женские портреты исключаются, хотя там тоже можно увидеть разнообразие причесок. Поможет в этом замечательный каталог палеолитических находок с антропоморфными изображениями за авторством Абрамовой
Абрамова З.А. Древнейший образ человека. Каталог по материалам палеолитического искусства Европы. СПб.: Петербургское востоковедение, 2010.
Стоит учитывать, что огромное количество изображений людей каменного века выполнены вообще без признаков пола, весьма схематично. Местами в этой схематичности есть нечто современное. Вот это напоминает вообще какой-нибудь современный набросок.
Что до мужских портретов, то обычно о них пишут так:
«Бесспорные мужские изображения, засвидетельствованные наличием гениталий, а также бороды и/или усов, крайне редко встречаются в палеолитическом искусстве. Мужская фигура почти всегда дается худощавой и вытянутой в высоту, без каких либо преувеличений грудной клетки и ягодиц, характеризующих женский образ.«
И большая часть изображений неопределенного пола выглядит примерно так.
Долина реки Ариза
Замечание про худощавость мужчин и полноватость женщин, кстати, полностью коррелирует с антропологическими данными. Это не художественная особенность, а реальные черты. У меня как-то был отдельный пост про выводы антропологов о росте и массе людей каменного века, с таблицами, графиками, килограммами и сантиметрами. Вот этот. Таки да, мужчины были легкие и высокие, женщины поменьше и потолще.
Но вернемся к волосам. При таком подходе, когда бесспорно мужскими признаются лишь изображения с усами/бородой и фаллосом, казалось бы, узнать что-то о прическе, отклоняющейся от этого стандарта маловероятно.
Хотя при этом есть изображения, например, с короткой бородой и недлинными волосами.
Тем не менее, будет интересно взглянуть на некоторые лица из Ла Марша. В реальности они выглядят примерно так:
Но дальше пойдут зарисовки археологов на основе этих изображений.
Мужчина с пышной бородой и короткой прической.
По бокам две явно мужские бородатые фигуры, один с лысиной и средней длины волосами, второй с короткой прической и аккуратной бородкой.
Вот эта примечательна. Тут двое мужчин. Один бородатый с короткой прической, второй безбородый (или с очень короткой бородой), но зато сразу с фаллосом, не оставляя сомнений в половой принадлежности.
А у этого персонажа либо коротко подстрижены, либо сбриты усы. Впрочем, их могли и просто не изобразить.
Это далеко не полный перечень находок. Интересующихся отсылаю к каталогу Абрамовой.
Короче, судя по всему, растительность на голове и в каменном веке была вариативна. Возможно, ее форма подчинялась какой-то изменчивой моде, а может была продиктована какими-то строгими нормами и правилами. Это мы вряд ли когда узнаем.
А как стригли ногти, вообще до изобретения ножниц?
Иррациональные число «Пи»
Вы знали, что математика, это не просто мир постоянных чисел, непонятных выражений и формул? Что это не однотонное полотно серых, или черных букв, которые сливаются в предложения и тексты?
Наука, это интересно! Как-то раз, я залез в пучины интернета, в поисках чего-нибудь интересного, я не знал куда движусь, и каждый шаг удивлял меня. В результате путешествия стало греческое иррациональное число «Пи» (π).
В следующей визуализации процесс был очень похож на предыдущий, просто цифры, или точки, были изображены на краях изображения у виде кругов. Чем больше точка, тем более большой диаметр у круга.
Фиолетовые большие круги представляют собой девятки, которые в одном десятичном ряду повторяются шесть (6) раз. Это как раз те точки именуемые «точками Фейнмана», которые говорят, что: повторение происходит намного раньше, чем предсказывает вероятность.
Так-же это число, можно сказать «вхоже» в любую формулу, ведь хоть при описании окружности, хоть при повторении биения сердца, или орбиты Земли вокруг солнца, оно работает! Это удивительно!
Последовательность цифр числа Пи (π) кажется случайной, но это и обозначает, что любая цифра начиная от 0, до 9, имеет равные шансы появится в одном десятичном ряду.. но действительно ли это так?
На иллюстрации выше, Вы можете видеть ещё одну из визуализаций этого загадочного числа. И вроде как исходя из работ астронома и аналитика Надие Бремера, где он изобразил, как число Пи (π) преодолевает барьеры 100, 1000, 10 000 и 100 000 тысяч цифр, можна сделать вывод, что оно случайно.
Но что скажет человек, глядя на эту же мозаику но уже с другого расстояния? Допустим метров 100. То же самое, ведь число бесконечно. Куда двигаться как увидеть то, что заполняет собой всё, и субъект, находящийся даже в любой точке этого пространства, всё время в объекте, и ничего не видит?
Если сходу показать эти картинки, для многих людей они будут, и останутся просто картинками, но на самом деле, это визуализация того, как цифры могут «поместится» в графическом пространстве, и мощный инструмент для понимания математических закономерностей, правил.
Две медицинские загадки [и отгадки]
1. Женщина, 40+, переведена из урологического отделения. Два дня назад появились боли в пояснице, тошнота, рвота, частый жидкий стул. Вызвала скорую, скорая рекомендовала сорбенты и оставила дома. Боли продолжались, на следующие сутки женщина снова вызвала скорую, которая отвезла её в инфекционный стационар. Там исключили инфекцию и перевели в скоропомощную больницу. По КТ (без контраста) обнаружили изменения правой почки и пациентка была госпитализирована в урологическое отделение. В лёгких по тому же КТ изменений не было.
На следующий вечер пациентка была переведена к нам с тяжелой дыхательной недостаточностью. Влажные хрипы, слышимые на расстоянии, сидит в кровати, при интубации (сразу была переведена на ИВЛ) в трахее обильная пена. Давление 170/90.
На следующее утро давление в норме, параметры дыхания вполне приличные, в крови высокие маркёры воспаления, появился выраженный цианоз (синюшность кожного покрова) правой стопы и мраморность правой голени. Вторая нога розовая, но на ощупь прохладная.
При осмотре бросается в глаза тяжелый гирсуитизм (избыточный рост терминальных волос у женщин и детей по мужскому типу. Терминальные волосы — темные, жесткие и длинные, в отличие от пушковых, которые слабоокрашены, мягкие и короткие)— по всему телу, как у очень волосатого мужчины. При вполне женском строении самого тела. На лице и руках она волосы сбривала. Кроме того, изменённые кисти: очень мелкие мизинцы, на кистях рубцы как после разделения синдактилии.
Вопрос: что произошло с пациенткой?
2. Мужчина, 50+, приехал из южной страны.
В течение нескольких дней отмечал резкие боли в правом боку, эти боли и стали поводом для вызова скорой помощи.
При осмотре обращает на себя внимание выраженная одышка, кашель с гнойной мокротой. В правой плевральной полости большое количество жидкости. Плевральная полость дренирована, оттуда поступает большое количество тёмно-желтой жидкости.
Вопрос: что произошло с пациентом?
У мужчины эхинококковая киста печени прорвалась в плевральную полость. Собственно вся печень оказалась нафарширована здоровенными кистами с характерными контурами.
Увидев цианоз стопы, я позвонила сосудистому хирургу и отправила пациентку на КТ-ангиографию аорты и нижних конечностей. Одновременно сделали КТ головы, лёгких и брюшной полости. Ангиохирург смотрел результаты в режиме онлайн. Через час он позвонил мне и поинтересовался, какого лешего контраст не ввели в артерии ног. Я поклялась, что всё ввели, и вообще, что там на картинке? Описания доктор КТ еще не дал. Ангиохирург чертыхнулся и побежал организовывать операционную.
Итак, строение сердца, предполагающее образование тромбов и контрацептив, способный спровоцировать тромбообразование. Результат налицо.
Остаётся вопрос: чем изначально болеет пациентка и, если о трабекулярном миокарде известно с детства, почему она не получает антикоагулянты.
Последовательность событий была такая: сначала тромб прилетел в почечную артерию, вызвав инфаркт почки, клинически это выглядело как боль, рвота и диарея. Затем здоровенный тромб прилетел на бифуркацию аорты, вызвав острую перегрузку левого желудочка и отёк лёгких. Ну а потом он раскололся на два куска, которые разлетелись в правую бедренную и левую подвздошную артерии.
как древние люди стригли ногти?
Если верить преданиям, то тела первых людей (Адама и Евы) были полностью покрыты роговым покровом, которого Бог лишил их, после совершенного ими греха, оставив ногти лишь на руках и ногах.
В Древнем Египте длинные ногти носили только члены царской семьи, а рабы носили очень короткие ногти. К тому же, египтяне считали, что длинные говорят о мудрости и помогают в общении с божествами.
Во времена инквизиций, когда всех рыжеволосых и зеленоглазых женщин обвиняли в колдовстве, дамы стригли ногти достаточно коротко, поскольку обладательниц длинных ногтей тоже обвиняли в колдовстве.
А вот в китайцы, как и египтяне, считали, что длинные ногти символизируют мудрость.
Древние египтяне считали, что зелье, сваренное с использованием обрезков человеческих ногтей, волос и крови, давало полную власть над окружающими.
Евреи и некоторые мадагаскарские племена подстригали ногти весьма коротко, срезая весь свободный край на столько, насколько это было можно. Это связано с тем, что по их поверьям, зло «жило» на кончиках неподстриженных ногтей.
На Руси пастуху не разрешали стричь ногти и волосы в течение пастбищного сезона. Белорусы приносили ногти и волосы в жертву лешему и домовому.
«Глазливый» человек, чтобы не сглазить кого-либо, должен посмотреть или плюнуть на свои ногти. Таким же образом поступали и те люди, которые хотели защитить себя от сглаза.
Ногти использовались и в традиционной медицине. Больному человеку подстригали ногти, затем сжигали их и закапывали, после чего болезнь отступала.
Остригание ногтей, как ранее говорилось, была настоящим ритуалом и имела множество традиций. Например, считалось, что стричь ногти нужно строго в определенные дни. В большинстве европейских стран ногти подстригали исключительно по понедельникам и вторникам, а стрижка ногтей в пятницу и субботу знаменовало грядущие потери, либо приход возлюбленного. Стричь ногти в воскресение не рекомендовалось никому, так как люди считали, что в таком случае всю последующую неделю за человеком будет следовать зло. На Руси благоприятным днем для стрижки ногтей был четверг. Русский народ считал, что если подстричь ногти в любой другой день, то это непременно навлечет несчастья. Раньше моряки утверждали, что если подстричь ногти в море в штиль, то это вызовет шторм.
Некоторые женщины и по сей день предпочитают не стричь ногти младенцам, а отгрызать, чтобы малыш не стал вором.
Подробнее: Магия ногтей