Как подтвердить евро класс автомобиля
GLX Консалт
Подтвердить экологический класс грузового автомобиля
Необходимо отметить, что подтверждение или изменение экологического класса нужно проводить официально. Хотя это не всегда гарантирует что потом экологический класс аннулируют вместе с автомобилем.
Статья исключительно информационная
Информация о подтверждении или изменении экологического класса вашего авто
Экокласс присваивается машине заводом, изготовившем ее, или ОТТС. Если требуется повышение экологического класса автомобиля, он подлежит переоборудованию до получения нужного уровня.
Определяется экокласс таможенными органами или другой организацией, прошедшей аккредитацию, на основании ОТТС. А в паспорте ТС он прописывается или таможней, или заводом-производителем. Изменение экологического класса автомобиля в ГИБДД происходит только после предъявления бумаг о переоборудовании средства под Евро 2-5.
Цель поднятия технического уровня состояния автомобиля до нужного еврокласса
Женевская конвенция обязывает всех участников соблюдать установленные нормы, в том числе и Россию, которая также поддерживает и считает правильным ограничение на выброс вредных веществ. Поэтому все автовладельцы должны повысить экологический класс. Регламент документа контролирует качественную составляющую выхлопных газов, показатели которой не должны превышать предельно-допустимые показатели и нормы, установленные европейской комиссией. Изменить экологический класс с обязательной пометкой в техническом паспорте можно в том случае, если вы обратитесь в компанию сертифицированную на данные действия.
Определить соответствие экологическому классу своего автомобиля можно исходя из следующих данных:
Для примерного определения экокласса можно ориентироваться по дате выпуска той или иной модели. Определение экологического класса для грузовиков, выпущенных до 2005 года, достаточно прост. Повышенный сертификат экологического класса Евро второй или третий стандарты стали получать транспортные средства более поздних годов выпуска. Заинтересованность наших клиентов в том, как повысить экологический класс автомобиля, не случайна. Ведь налоговая нагрузка для компаний, работающих с относительно устаревшим парком подвижного состава значительно выше. Таким образом, забота об экологии нашей страны, а также стремление повысить доходы своей компании – это достаточно веский аргумент, чтобы позаботиться о техническом состоянии подвижного состава.
Экологический класс автомобиля можно изменить несколькими способами:
Подготовка к процедуре включает этап сбора копий и оригиналов следующих документов:
Техническая сторона решения данного вопроса в аккредитованном центре происходит в следующей последовательности:
Не допускается в тексте документов исправлений, ошибок или опечаток. Аккредитованная организация, которая наработала достаточный опыт и имеет положительную репутацию, может повысить экологический класс транспортного средства.
После проведения всех мероприятий и экспертиз специалисты предложат оптимальную последовательность переоборудования или установки дополнительных приборов на автомобиль КамАЗ, экологический класс которого требует улучшения показателей работы.
Кто может предоставить квалифицированную помощь и поддержку
Экологический класс грузовика подтверждается современным сертифицированным оборудованием, переоснащение происходит с помощью инструментов и приспособлений, а также диагностики. Оснащение нашего сервисного центра позволяет изменить экологический класс в ПТС. Внедрение катализатора, понижающего токсичность выхлопного газа, повышает экологический класс евро.
Аккуратность и оперативность, качество и надежность – главные критерии работы компании производящей такие работы. Это стремление поддерживать линию нашего государства, направленную на то, чтобы сделать парк легковых автомобилей и грузовиков в нашей стране безопасным и нетоксичным.
проведение всех мероприятий по индивидуальному плану;
строгое соблюдение сроков и стремление к их сокращению не в ущерб качеству;
консультационное сопровождение клиента в индивидуальном порядке по любому вопросу;
качественный сервис;
надежность и достоверность предоставляемых документов.
С установкой оборудования, повышающей экологический класс в Москве и других городах России, лучше не затягивать. Правительство нашей столицы с 1 сентября 2015 года запретило движение дальше ТТК (третьего транспортного кольца). Если экологический класс машины не соответствует евростандарту, то ее владелец заплатит большой штраф. Имея оригинальный документ соответствия Евро второй или третий классы, выданный нашей компанией, вы сможете смело ездить по Москве, Санкт-Петербургу и всем остальным городам России.
Графа «Экологический класс» в паспорте транспортного средства (ПТС)
Сегодня графа «Экологический класс» в паспорте транспортного средства (ПТС) стала для многих владельцев коммерческих автомобилей камнем преткновения. Эксплуатация машины, не соответствующей нужному классу «Euro-…», может стать вне закона.
В этой связи многие транспортные компании и частные перевозчики теперь вынуждены доказывать «экологическую чистоту» своих машин для возможности получить пропуск и другие разрешительные бумаги для пролонгирования работы на определённых территориях.
Мы попробуем разобрать типичные трудности и как можно облегчить эту задачу.
Истоки алармизма
Инициаторами борьбы за экологическую безопасность были московские власти, которые, стараясь идти в ногу со временем и догоняя в этом отношении передовые страны, активно озаботились проблемами экологии.
Одним из главных факторов, негативно влияющих на окружающую среду, являются выбросы вредных веществ автотранспортом (это прежде всего отработавшие газы и содержащиеся в них твёрдые частицы). В столичном регионе ежедневная концентрация автомобилей, приходящихся на 1000 жителей, самая плотная в России. Причём речь идёт не только о машинах, зарегистрированных в Москве (по состоянию на 1 января 2017 г. она заняла лишь III место после Самары и Санкт-Петербурга – 307 шт. / 1000 чел.), но и об имеющих областную регистрацию и транзитном транспорте.
Естественно, что именно Москва стала пионером в области введения ограничительных мер для въезда на свою территорию «нечистых автомобилей». На сегодняшний день эти ограничения таковы: чтобы автомобиль мог эксплуатироваться в столице (внутри МКАД), необходимым условием является его соответствие как минимум третьему экологическому классу (Euro 3), а для работы на МКАД – второму (Euro 2).
И пока все транспортники, логистика которых завязана на московском регионе, проклинали столичных чинуш за драконовские меры, поспело свежее постановление Правительства РФ № 832 от 12 июля 2017 г., которым вносятся изменения уже в ПДД.
В частности, этим постановлением предусматривается введение с 1 июля 2018 г. специальных дорожных знаков (5.35–5.38 и 8.25), ограничивающих движение транспортных средств ниже определённого экологического класса. А это означает, что уже в середине 2018-го экологические ограничения могут быть введены во многих городах России, поскольку установкой дорожных знаков занимаются местные власти. А они могут устанавливать их по своему усмотрению. При этом действие знаков может распространяться не только на коммерческий транспорт (проще говоря, грузовики и фуры), но и на обычные легковые автомобили личного пользования.
Внимательно читаем ПТС
ПТС может быть выдан только тремя уполномоченными организациями: изготовителем (на новое ТС, произведённое в России), таможней (на любое ТС, ввезённое в Россию из заграницы) или ГИБДД (во всех остальных случаях, в том числе, например, замена старого ПТС в связи с его утерей). И именно эти организации заполняют основные сведения о ТС. Если у вас в ПТС указан конкретный экологический класс, это и будет являться доказательством соответствия автомобиля этому классу.
Однако до вступления в силу 21 апреля 2006 года технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» (утвержден постановлением Правительства РФ № 609 от 12 октября 2005 года) прямое указание экологического класса в одобрении типа транспортного средства (ОТТС) не было предусмотрено – отсутствовала соответствующая графа на титульном листе.
Поскольку с 1992 года ОТТС является основным документом, подтверждающим безопасность конструкции для серийно выпускаемых типов (моделей) автомототехники и прицепов, технические данные в ПТС вносились на основании конкретного ОТТС на данную марку и модель автомобиля (кстати, номер и дата выдачи ОТТС также указывается в паспорте). И лишь после того, как сведения об экологическом классе органы по сертификации начали вносить в ОТТС, он появился и в ПТС. Кстати, с этой целью в ПТС предусмотрели отдельную графу «Экологический класс» (п. 13), которая была введена в редакции «Положения о паспортах транспортных средств» (Приложение № 2), утверждённой совместным приказом МВД, Минпромэнерго и Минэкономразвития № 496 / 192 / 134 от 23 июня 2005 года. Соответственно первые бланки паспортов с этой графой начали выдавать на рубеже 2005–2006 гг., а во многих регионах значительно позднее.
Другими словами, открыв свой ПТС, вы можете найти указание об экологическом классе: на новых бланках – в графе 13, на старых – в «Особых отметках». Проблема в том, что если ваш автомобиль изготовлен в России или ввезен на её территорию до 2006 года, таких сведений в ПТС вы, скорее всего, не увидите.
Для нашей страны это особенно актуально, потому что средний возраст грузового автомобиля, согласно исследованию «Автостата», составляет почти 19 лет, конкретно для импортных грузовиков чуть меньше 12 лет. Но это всё равно не перекрывает 2006 год. Ведь наши перевозчики в начале 2000-х активно скупали старые европейские грузовики, которые через Польшу, Литву и Калининград текли к нам нескончаемым потоком. В Европе, уже в ту пору озабоченной ожесточением экологических норм, от старой техники избавлялись по весьма низким ценам, чем и пользовались наши автотранспортники, которые предпочитали MAN, Volvo, Scania и другие марки 1980–1990-х годов выпуска нашим новым МАЗам и КАМАЗам. Естественно, паспорта на все эти б / у машины выдавали таможенные органы, которые в большинстве случаев не имели возможности указать все необходимые сведения в ПТС. Что уж там говорить про экологический класс, если порой даже марку и модель автомобиля писали кое-как.
Если экологический класс автомобиля в документах не указан, то в данном случае автоматически считается, что он «не установлен», а значит, автомобиль не может выезжать на дороги, где есть любые (даже малейшие) ограничения по экологическому классу. Но при этом большинство коммерческих автомобилей до сих пор катаются у нас с неустановленным экологическим классом.
Что делать и куда идти?
Итак, вы открыли ПТС и не нашли графы 13 и никаких особых отметок или увидели, что «экологический класс не установлен». В этом случае необходимо внести сведения об экологическом классе в «Особые отметки» в ПТС. Таким правом обладают только регистрационные подразделения ГИБДД, но для этого необходимо предоставить документ, подтверждающий, что ваш автомобиль действительно соответствует данному экологическому классу. И здесь бремя доказательства полностью ложится на владельца. А как доказывать? Сразу стоит отметить, что на сегодняшний день ни один нормативный документ на этот вопрос не дает чёткого (читай, никакого) ответа. Так, действующий в настоящее время Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018-2011 «О безопасности колёсных транспортных средств», который и определяет технические требования к автомобильной технике и процедуры подтверждения соответствия этим требованиям, никоим образом не регулирует способы подтверждения экологической безопасности для автомобилей, уже выпущенных в обращение на территории стран Евразийского союза (в т. ч. и России), за исключением процедуры техосмотра. А раз автомобиль имеет ПТС, значит, он уже выпущен в обращение, поскольку датой выпуска ТС в обращение является дата первичной выдачи российского ПТС.
Но и техосмотр тут не спасает, потому что согласно приложению № 8 (пп. 9.1, 9.2) к ТР ТС 018-2011, для оценки работоспособности двигателя и его систем выпуска в части норм выбросов требуется указать экологический класс автомобиля, проверка которого проводится, чтобы сравнить фактические показатели выбросов с допустимыми. То есть нельзя установить в процессе техосмотра то, что ты должен знать заранее. Курьёзность этой ситуации ещё и в том, что получается все автомобили, у которых в документах экологический класс не указан, техосмотр проходят в нарушение требований ТР ТС 018-2011, т. е. незаконно. А поскольку таких машин в нашей стране пруд пруди, то очевидно, что хотя бы раз почти каждый оператор ТО выдал на такой автомобиль диагностическую карту. Однако все закрывают на это глаза…
Но вернёмся к процессу доказательства. Очевидно, что отсутствие чётких требований к установлению экологического класса создаёт тем самым неимоверную коррупционную составляющую, в том числе развязывает руки органам ГИБДД, которые начинают требовать от владельцев разного рода доказательственные материалы. Интересно, что перечень документов, которые могут быть приняты к рассмотрению для внесения сведений о ТС есть, он присутствует в п. 39 «Положения о паспортах транспортных средств». Там написано, что эти сведения заполняются «…на основании ОТТС, СБКТС, а при их отсутствии … на основании официально изданных технических характеристик, справочников, таблиц и иных документов». Разберемся по порядку. Итак, где простому владельцу автомобиля можно взять ОТТС? Оригинал этого документа хранится либо у изготовителя (для ТС российского производства), либо у его официального российского представительства (для ТС, изготовленных за пределами РФ). Проблема лишь в том, что изготовители и их представители крайне редко выдают заверенные копии своих одобрений владельцам автомобилей. Это и понятно: по их мнению, ОТТС является документом внутренним, и его содержание составляет коммерческую тайну, а потому оно может быть официально затребовано только по запросу надзорных органов. К сожалению, в ГИБДД себя этими запросами утруждать не спешат, а заинтересованные собственники ТС практически лишены такой возможности.
Между тем, есть одна проблема, которая всплывает уже после того, как вам всё-таки удалось (если удалось!) заполучить копию ОТТС, распространяющегося на ваш автомобиль. Если у вас, к примеру, 15–20-летний «европеец», то в его одобрении, выданном Госстандартом России в те же годы, сведения об экологическом классе будут указаны косвенно – в таблице Приложения № 1 (Сводный лист) в виде «экологических» Правил ЕЭК ООН с той или иной поправкой, подтверждение выполнения требований которых и будет обозначать соответствующее «Euro». Но эту идентификацию может провести только специалист по сертификации. «Гаишник» же, не обнаружив на титульном листе ОТТС графу «Экологически класс» (напомню, она появилась только в ОТТС, выданных с 21 апреля 2006 года), в 99% случаев скажет, что такое одобрение типа не годится. Значит, придётся обращаться за экспертизой, которая подтвердит наличие сведений о конкретном экологическом классе в конкретном ОТТС (об этом чуть далее).
Второй документ – СБКТС (свидетельство о безопасности конструкции ТС). Это относительно свежий сертификационный документ, появившийся в связи со вступлением в силу в сентябре 2010 года первого (ещё российского) технического регламента о безопасности колёсных транспортных средств (утверждён постановлением Правительства РФ № 720 от 10 сентября 2009 г.). СБКТ выдаётся на единичные ТС, в том числе б / у, которые завозятся из заграницы. Для нашей темы это мало актуальный документ в силу молодости этой процедуры и в силу того, что если на автомобиль было выдано СБКТС, значит, ПТС также выдавался на основании этого свидетельства. А раз так, то и экологический класс в паспорте должен быть прописан. Совершенной глупостью выглядят порой требования со стороны отдельных сотрудников ГИБДД для подтверждения экологического класса предоставить СБКТС на автомобиль, скажем, 1998 года выпуска, российский ПТС на который выдан, например, в 2003 году (т. е. ввезён бывший в употреблении иностранный автомобиль), поскольку свидетельство выдаётся на автомобиль для получения разрешения на выпуск в обращение, а выпуск в обращение и есть выдача ПТС. Следовательно, нельзя получить разрешение на выпуск в обращение после того, как этот выпуск уже был официально произведён.
Теперь обратимся к официальным справочникам, характеристикам и таблицам. Это весьма расплывчатое определение в целом понятно всем отраслевым специалистам. Если переводить на простой язык, то владелец ТС может обратиться с официальным запросом к изготовителю и его представителю, который в письменной форме ответит, что такой-то конкретный автомобиль с таким-то VIN-кодом, согласно данным изготовителя, имеет такой-то экологический класс. Подобные официальные письма пишутся пачками, причём чаще всего изготовители / представительства за это не берут никаких денег (правда, не все – некоторые всё же пытаются на этом спекулировать и имеют утверждённые прейскуранты на такую услугу). На самом деле, это самый простой способ для владельца, если бы не одно «но». Когда только появились в Москве первые ограничения по экологии, многие собственники, чтобы их обойти, предъявляли в ГИБДД такие справки с «немного завышенным» экологическим классом. Непонятно, как такое получалось: то ли фирменные бланки и печати подделывали, то ли за неофициальное «вознаграждение» изготовители шли навстречу и приписывали лишнего. Но такие факты были выявлены, причём, как рассказывают, в немалых количествах. С тех пор сотрудники в погонах с этими справками дел не имеют и отправляют собственников за ОТТС или на экспертизу.
Экспертное заключение – это тот самый вариант, который скрывается за «иными документами». Сейчас сеть Интернет пестрит подобными предложениями. Чаще всего мелкие коммерческие конторы предлагают «установить» за деньги нужный экологический класс (сейчас максимально требуемый «третий», но кому-то достаточно и «второго»), выдавая красивые бумажки с громкими названиями типа «Экологический сертификат», «Свидетельство экологической безопасности» и т.д. – кто во что горазд. В технадзоре ГИБДД про это тоже знают, поэтому обычно отправляют за подобным заключением в более-менее солидные организации, например, НАМИ. Такое заключение может быть очень актуально, если нет возможности самостоятельно найти ОТТС или если в этом ОТТС на титуле не прописан экологический класс.
Вся проблема заключается в том, что, к сожалению, одновременное наличие ОТТС, экспертного заключения и даже письма от изготовителя вовсе не гарантируют того, что в ГИБДД вам поставят в ПТС отметку об экологическом классе. В кулуарах поговаривают, что они сейчас просто боятся это делать, поскольку есть негласное указание сверху очистить рынок от старых «рыдванов». Безусловно, это, мягко говоря, не совсем законно. Поэтому если вы столкнулись с отказом со стороны ГИБДД при наличии подтверждающих экологический класс документов, то единственный способ решения конфликта – это подавать в суд. Шансы на успех здесь действительно велики, потому что любой отказ надо будет аргументировать в юридическом поле, а крыть здесь «гаишникам», как правило, нечем.
Правила ЕЭК ООН № | Категория ТС | Тип двигателя | Объект нормирования |
---|---|---|---|
24 | M, N | Дизели | Видимые загрязняющие вещества (твёрдые частицы, сажа – PT) |
49 | M1, M2, N1 N2 (контрольной массой более 2160 кг) и M3 N3 | Дизели и газовые двигатели (СПГ и КПГ) | Газообразные загрязняющие вещества (СО, СН, NO) |
83 | M1, M2, N1 N2 (контрольной массой не более 2160 кг) | Дизели, бензиновые и газовые | Газообразные загрязняющие вещества (СО, СН, NO) |
96 | Тракторы и внедорожная мобильная техника | Дизели | Газообразные (СО, СН, NO) и видимые (сажа) загрязняющие вещества |
Как узнать свой «EURO»?
Допустим, до момента обращения в ГИБДД вы решили самостоятельно выяснить, к какому экологическому классу относится ваш автомобиль. Или решили проверить, грамотно ли была проведена экспертиза, за которой вы обратились в компетентную организацию. Стоит сразу отметить, что по внешнему виду двигателя даже эксперт-автотехник не сможет гарантированно определить это. Особенно, если речь идёт о пограничных классах, например, Euro 1 / Euro 2 или Euro 2 / Euro 3. Связано это со многими причинами и, в первую очередь, с тем, что все отличия в конструктиве таких двигателей и их систем будут спрятаны внутри и невооруженному взгляду незаметны. Именно поэтому существует целая процедура идентификации на основе расшифровки маркировки, которая в обязательном порядке наносится изготовителем на каждый автомобиль и его двигатель. На основе этой маркировки можно безошибочно определить экологический класс.
Если говорить про грузовики известных европейских брендов «большой семёрки», то все они проходили (да и сейчас проходят) процедуру сертификации у себя на родине. Результаты её могут быть оформлены в двух вариантах – в виде Сообщения об официальном утверждении типа (в соответствии с Правилами ЕЭК ООН, признаваемыми странами-участницами Женевского соглашения 1958 г., в т. ч. и Россией), либо в виде Одобрения типа (в соответствии с Директивами Евросовета). В зависимости от этого на двигателе (а в некоторых случаях и на кабине) будет стоять та или иная маркировка с буквой и порядковым номером страны, выдавшей подтверждающий документ, обведёнными кружком: «Е» – для Правил ЕЭК ООН и «е» – для Директив ЕС. Там же в строчке указывается номер Правил / Директив и порядковый номер Сообщения / Одобрения.
Обычно маркировка представляет собой нестираемый стикер или металлическую пластину, которые наклеиваются (приклёпываются) на видном месте: на головке блока цилиндров (например, у Renault) или на электронном блоке управления двигателем (например, у Volvo или Mercedes-Benz), или в проёме правой двери кабины (например, у MAN). Кстати говоря, эти же номера Сообщений / Одобрений прописываются в Сводном листе ОТТС, что позволяет сопоставить, можно ли применить данное ОТТС к конкретному автомобилю.
Требования Директив ЕС и Правил ЕЭК ООН в отношении экологии гармонизированы.
К сожалению, далеко не все модели автомобилей проходили в своё время подтверждение на «Euro». Например, грузовики американских, японских и китайских марок 1990-х и начала 2000-х годов официально не поставлялись в страны Евросоюза и в Россию, а значит, не были омологированы. Внутренние же нормативы этих стран по экологии не сопоставимы с Правилами ЕЭК ООН. Это означает, что подтвердить экологический класс таких автомобилей на основе экспертизы документов и идентификации маркировки нельзя, и единственный легальный способ установить их «Euro» – это проводить реальные замеры по методике Правил ЕЭК ООН.
В России единственная (!) аккредитованная техническая служба, которая имеет право проводить подобные экологические испытания – это Центр испытаний НАМИ (он же НИЦИАМТ или Дмитровский автополигон). Но такие испытания для б / у автомобиля просто не имеют никакого практического смысла, потому что, во-первых, из-за уровня износа показатели вредных веществ в отработавших газах наверняка будут сильно завышены по сравнению с первоначальным состоянием новой машины, а, во-вторых, стоимость самих испытаний астрономическая (от 500 000 до 1 000 000 руб.). Так что нынешним владельцам старых International, Peterbilt и Hino пришло время искать им замену. Кстати, то же относится и к тем автомобилям, владельцы которых решили поднять экологический класс путём установки более современных моделей двигателей. Такая процедура также требует испытаний, поскольку экологический класс автомобиля устанавливается единожды его изготовителем и подтверждается при сертификационных испытаниях. Любое внесение изменений в конструкцию с целью его повышения может быть произведено только через получение соответствующего протокола испытаний аккредитованной технической службы, т. е. по той же причине на сегодняшний день не осуществимо практически. Не верьте тем заманчивым предложениям разных контор, которые предлагают оформить повышение экологического класса вашего автомобиля. Скорее всего, это мошенники.