Как подтвердить стаж в узбекистане
Как подтвердить трудовой стаж, заработанный в странах бывшего СНГ?
Зачастую у граждан, прибывших из стран бывшего СНГ, возникают проблемы при назначении пенсии.
Какие могут быть проблемы?
Одна из самых распространённых проблем у таких граждан – это отказ Управления ПФ РФ включить в страховой стаж периоды работы после 2002 года из-за отсутствия информации об уплаченных страховых взносах.
Кроме того, могут возникнуть проблемы и с периодами работы, имевшими место с 1992-го по 2002 год. За указанные периоды Управление ПФ РФ направляет в страну бывшего СНГ, где работал будущий пенсионер, запросы о предоставлении информации о подтверждении периодов работы лица: подтверждающие справки, сведения о заработной плате и т.д.
В случае если ответы на данные запросы не поступают в Пенсионный фонд, указанные периоды не засчитываются в страховой и общий стаж лица.
Какие могут быть варианты решения в сложившейся ситуации и как «отстоять» свой трудовой стаж?
Существует соглашение «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее – Соглашение)
от 13 марта 1992 года.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения засчитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Согласно ст. 10 Соглашения, государства – участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Для начала разберемся с периодами работы с 1992-го до 2002 года, т.е. периодами работы, имевшими место после вступления в силу Соглашения от 13 марта 1992 г. и до вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 178 от 17.12.2001 г.
В соответствии с действующим законодательством РФ (ТК РФ, ст. 66, Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР (утверждено приказом Министерства социального обеспечения от 04.10.1991 г. № 190, п. 1.1, п. 41.1) основным документом, подтверждающим трудовую деятельность гражданина, является трудовая книжка.
Если трудовая книжка лица, претендующего на получение пенсии на территории РФ, не содержит изменений и неточностей в указании сведений о работе, записи о спорных периодах работы внесены работодателем на основании соответствующих приказов, заверены печатями предприятия, оттиски печатей хорошо читаются, в таком случае каких-либо проблем с включением данных периодов работы не возникнет.
Однако следует отметить, что Пенсионный фонд все равно в соответствии с положениями Соглашения обязан послать запрос в бывшую союзную республику на документы, подтверждающие трудовой и страховой стаж гражданина.
В случае если ответы в отношении этих периодов не поступят, на основании одной трудовой книжки Пенсионный фонд спорные периоды не включит.
В таком случае гражданину необходимо будет обратиться в суд с исковым заявлением о включении спорных периодов работы в общий трудовой и страховой стаж. В случае если в трудовой книжке все записи сделаны грамотно и в соответствии со всеми правилами ведения трудовой книжки, как это было указано выше, трудностей у будущего пенсионера в подтверждении стажа не возникнет.
Как же быть с периодами работы после 2002 года?
В соответствии с распоряжением Правления ПФ РФ от 22.06.2004 г. № 99 р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР», периоды работы по найму после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Такие справки в соответствии с п. 10 указанного Соглашения обязаны запрашивать территориальный органы Управления ПФ РФ, надо отметить, что, как правило, они выполняют свою обязанность. Однако запросы делаются не всегда своевременно.
В случае если указанные справки по запросу Пенсионного фонда не поступят, можно попробовать сделать запрос самостоятельно. Могу сказать лично из своей практики, что почему-то запросы ПФ РФ зачастую остаются без ответа, однако когда запрашивает суд по нашему ходатайству либо мы делаем запрос самостоятельно, ответ чаще всего приходит и довольно быстро.
Поэтому если ПФ РФ не включает периоды работы после 2002 года по причине отсутствия справок об уплате страховых взносов, можно смело идти в суд с иском и затем заявлять ходатайство об истребовании этих справок, а для большей надежности можно до подачи иска сделать еще и самостоятельный запрос.
В моей практике не было ни разу такой ситуации, чтобы ответ не поступил. Я думаю, дело в том, что ПФ направляет запросы простым письмом, а не заказным с уведомлением, поэтому письма идут долго или вовсе теряются.
Но это еще не все
Есть еще одна проблема, которая может возникнуть при назначении пенсии гражданам, проживавшим и работавшим в странах бывшего СНГ.
Как я уже говорила выше, в отношении периодов работы после 1991 года территориальные органы УПФ РФ направляют запросы о подтверждении данных периодов работы.
Указанные запросы Пенсионный фонд обязан делать сразу после обращения лица с заявлением о назначении пенсии. В таком случае велика вероятность того, что ответы на запросы придут за то время, пока Пенсионный фонд рассматривает документы гражданина и пенсия будут назначена ему с учетом включения всех периодов его работы на территории страны бывшего СНГ.
Однако запросы делаются не всегда своевременно и, как следствие, документы приходят гораздо позже, чаще всего через несколько месяцев после назначения пенсии. Конечно, перерасчет размера пенсии делается, но только с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором документы поступили. То есть, например, документы пришли в январе, и перерасчет сделают с 1 февраля.
Таким образом, в силу того, что пенсионный орган не исполняет свою обязанность своевременно и не истребует нужные документы сразу после обращения лица, пенсионер вместо того чтобы сразу с момента назначения пенсии получать пенсию в полном объеме, начинает получать ее только спустя несколько месяцев.
В таком случае можно попытаться добиться перерасчета пенсии с даты назначения. К сожалению, добровольно перерасчет УПФ с момента назначения пенсии делать отказывается. Однако лично из моей судебной практики могу сказать, что в судебном порядке вполне реально добиться перерасчета с даты назначения, конечно, все зависит от обстоятельств дела, но чаще всего практика складывается в пользу пенсионеров.
Проверка документов о стаже и заработной плате за периоды работы в странах СНГ
Управление Пенсионного фонда в г. Томск уведомляет граждан, прибывших на постоянное место жительство из стран СНГ и претендующих на пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации, о проведении в обязательном порядке документальных проверок в отношении представленных документов о стаже и заработной плате.
При новом установлении пенсии гражданам, которые приобрели пенсионные права на территории бывших республик СССР, во всех случаях осуществляется подтверждение трудового (страхового) стажа и заработка, приобретенных на территории государств-участников Соглашений, путем направления запросов в адрес компетентных органов, осуществляющих пенсионное обеспечение на территории соответствующих государств.
Сведения, отраженные в представленных заявителем справках о стаже и заработке, считаются достоверными и подтвержденными, если они поступили в территориальный орган ПФР в ответ на запрос от компетентного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение на территории соответствующего государства-участника международного договора, работодателя, архивной организации и подтверждают запрашиваемые сведения.
При этом, срок проведения документальной проверки не может превышать трех месяцев. По истечении трех месяцев с начала проведения проверки и направления запроса в компетентный орган, организацию или архив, территориальный орган ПФР выносит решение о назначении пенсии (отказе в назначении пенсии) на основании имеющихся документов, без учета документов, в отношении которых не завершена процедура проверки представленных сведений.
Если после вынесения решения о назначении пенсии (отказе в ее назначении) в территориальный орган ПФР поступят результаты проверки, подтверждающие достоверность сведений и обоснованность выдачи справки о стаже и \ или заработке, принятое территориальным органам ПФР решение отменятся, а полученные сведения принимаются при определении права и размера пенсии с даты ее назначения.
Порядок истребования справок о трудовом стаже и заработной плате с территории иностранного государства
Нахождение документов о трудовом стаже, заработной плате, наличии (отсутствии) недвижимого имущества, о принадлежности к гражданству иностранного государства, образовании, государственной регистрации актов гражданского состояния (о рождении, заключении, расторжении брака и др.), (далее –личные документы) на территории иностранных государств может создавать определенные трудности для граждан в их получении в случае их утраты или порчи.
В настоящее время Российская Федерация является участницей около 200 многосторонних соглашений и двусторонних договоров с иностранными государствами, которые регламентируют определенный порядок истребования данных документов.
Большинством международных договоров предусмотрено, что граждане каждой из сторон договора, а также лица, проживающие на их территориях, пользуются в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и собственные граждане любой из сторон. Граждане каждой из сторон, а также другие лица, проживающие на их территориях, имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру и иные учреждения сторон, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела, могут выступать в них, подавать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и граждане данной стороны. При этом каждый международный акт содержит свои требования по подготовке и оформлению просьб об оказании международной правовой помощи.
Одним из государственных органов, на которые возложена функция по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере правовой помощи, является Минюст России. Свои полномочия он осуществляет как непосредственно через центральный аппарат, так и через свои территориальные органы.
Как показывает практика, основное количество запросов по истребованию личных документов граждан направляется на территорию государств-участников СНГ. В данном случае порядок истребования личных документов регламентируется Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в г. Минске 22.01.1993.
Порядок предоставления государственной услуги по истребованию личных документов с территории иностранного государства установлен Административным регламентом Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по истребованию личных документов, утвержденным приказом МИДа России и Минюста России от 29.06.2012 № 10489/124 (далее – Административный регламент).
В соответствии с требованиями Административного регламента заявление гражданина об истребовании документа о трудовом стаже и заработной плате должно содержать следующие реквизиты:
· наименование запрашиваемого учреждения (в случае, если наименование учреждения не известно, указывается «Компетентному органу …»);
· имя, фамилия, отчество, адрес, контактные телефоны (при желании) гражданина, направляющего просьбу;
· содержание просьбы, а также другие сведения, необходимые для ее исполнения.
К заявлению желательно приложить имеющиеся у заявителя копии документов, облегчающие и ускоряющие поиск необходимой информации (трудовая книжка, справки и др.).
Заявителем может выступать либо сам гражданин, чьи документы необходимо истребовать с территории иностранного государства, либо любое лицо при предъявлении нотариально удостоверенной доверенности на право представлять интересы данного гражданина в государственных органах, подавать от его имени заявления и ходатайства.
Также заявитель предъявляет квитанцию об уплате госпошлины, сумма которой, согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, составляет 350 рублей.
После заполнения всех необходимых документов территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации направляет заявление гражданина на территорию иностранного государства для организации его дальнейшего исполнения.
Средний срок исполнения такого рода заявлений составляет 4–6 месяцев с момента направления на территорию иностранного государства. Прежде всего это связано с длительностью прохождения корреспонденции на территорию иностранного государства и ее возвращения.
Необходимо отметить, что в исполнении просьбы об истребовании личного документа может быть отказано, если исполнение данной просьбы может нанести ущерб суверенитету или безопасности либо противоречит законодательству запрашиваемого иностранного государства. Данная норма содержится в большинстве многосторонних соглашений и двусторонних договоров Российской Федерации с иностранными государствами-партнерами.
Кроме того, определенную сложность вызывает истребование личных документов с территории так называемых Луганской и Донецкой Народных Республик. Согласно информации Министерства юстиции Украины государственные учреждения Украины, расположенные на данных территориях, свою деятельность временно не осуществляют, в связи с чем и документы ими не выдаются. В данном случае запрос об истребовании личных документов граждан в любом случае направляется компетентным органам Украины, и при получении информации, подтверждающей невозможность исполнения просьбы, гражданам необходимо обращаться в суд для восстановления документов.
При поступлении истребуемых документов с территории иностранного государства они направляются гражданам заказной почтой либо могут быть вручены лично.
Поскольку личные документы поступают с территории иностранных государств, нередки случаи поступления таких документов, выполненных на иностранном языке (исключение составляют только ряд государств – участников СНГ), что в свою очередь влечет невозможность их использования на территории Российской Федерации без их перевода на русский язык.
Получив документ, составленный на иностранном языке, гражданин имеет право обратиться к нотариусу, который в соответствии со статьей 81 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, может засвидетельствовать верность перевода с одного языка на другой, если нотариус владеет соответствующим языком. Если нотариус не владеет соответствующим языком, перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус.
Подробная информация о порядке истребования личных документов с территории иностранного государства размещена на интернет-сайте Управления (http://to27.minjust.ru в разделе «Международная правовая помощь»).
АНАСТАСИЯ РАЗМАХНИНА, СПЕЦИАЛИСТ-ЭКСПЕРТ ОТДЕЛА ПО КОНТРОЛЮ И НАДЗОРУ В СФЕРЕ АДВОКАТУРЫ, НОТАРИАТА, ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ МИНЮСТА РФ ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ И ЕАО
Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 05 (199) дата выхода от 20.05.2019.
Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».
Получение сведений, подтверждающих трудовую деятельность в Узбекистане
С мая 2017 года внебюджетный Пенсионный фонд Узбекистана (аналог российского Пенсионного фонда) не реагирует на письменные обращения, направляемые моим российским отделением Пенсионного фонда из Белгорода. Сотрудниками Пенсионного фонда Белгорода уже было направлено три запроса в течение этого года, но ответ не был получен ни на один из них. Запросы там просто игнорируют, что не позволяет узнать, сколько реально у меня накоплено баллов за время работы с 1996-го по 1 января 2002 г., какой общий трудовой стаж. Из-за международной бюрократии этого добиться невозможно обычным путем. Что делать?
В соответствии со ст. 11 Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, заключенного в г. Москве 13 марта 1992 г., участником которого является Узбекистан, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств – участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств – участников Содружества без легализации.
Таким образом, Пенсионный фонд РФ должен принять имеющиеся на руках гражданина документы, подтверждающие запрашиваемую информацию. Соберите самостоятельно все подтверждающие трудовой стаж и доход документы и обратитесь в Пенсионный фонд РФ для назначения пенсии. В случае отказа обжалуйте действия фонда в судебном порядке.
Об учете стажа в государствах-членах ЕАЭС при назначении пенсии в Российской Федерации
20 декабря 2019 года между Республикой Арменией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией подписано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза, которое вступило в силу с 1 января 2021 года.
Соглашением предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию с соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории после вступления в силу данного Соглашения, то есть после 1 января 2021 года.
Относительно стажа работы до 1 января 2021 года Соглашением предусмотрены переходные положения, согласно которым пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, а для Республики Беларусь и Российской Федерации — Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006.
Так, за стаж работы на территориях республик Казахстан, Кыргыстан, Армения до 1 января 2002 года и бывших союзных республиках (Казахской, Киргизской, Армянской), в случае проживания (переселения) трудящегося в Российской Федерации, назначать и выплачивать пенсию будет Российская Федерация в соответствии с Соглашением СНГ при соблюдении условий, установленных Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Периоды работы после 1 января 2002 года учитываются в страховой стаж при определении права на пенсию.
За стаж работы на территории Республики Беларусь до 1 января 2021 года и вывшей Белорусской ССР, в случае проживания (переселения) трудящегося в Российской Федерации, назначать и выплачивать пенсию за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные до 13.03.1992, будет Российская Федерация, а за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после указанной даты — Республика Беларусь.
Переходные положения Соглашения ЕАЭС будут применяться государствами-членами до того момента, пока у трудящегося будет иметься стаж работы на территории государств-членов до 1 января 2021 года.