Как подтвердить свидетельство о рождении
Как получить повторное свидетельство о рождении (дубликат)?
Адвокат Антонов А.П.
Повторное свидетельство о рождении можно получить, если вы потеряли, испортили или заламинировали свидетельство о рождении, а также если бланк изветшал, текст и (или) печать органа ЗАГС на нем стали нечитаемыми (п. 1 ст. 9 Закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ).
Чтобы получить повторное свидетельство о рождении (далее также — дубликат свидетельства), рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Шаг 1. Определите, относитесь ли вы к лицам, имеющим право на получение дубликата свидетельства
За получением повторного свидетельства о рождении могут обратиться, в частности, следующие лица (п. 2 ст. 9 Закона N 143-ФЗ):
1)лицо, в отношении которого была составлена запись о рождении;
2)родственник (иное заинтересованное лицо) — в случае смерти лица, в отношении которого была составлена запись о рождении;
3)родители (лица, их заменяющие) — в случае получения дубликата свидетельства о рождении ребенка, не достигшего ко дню выдачи повторного свидетельства 18 лет (если ребенок достиг совершеннолетия, его родителям (одному из них) выдается иной документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка);
4)опекуны лиц, признанных недееспособными;
5)иные лица — при предоставлении нотариально удостоверенной доверенности от лица, имеющего право на получение дубликата свидетельства.
Повторное свидетельство о рождении не выдается родителям (одному из них) ребенка, в отношении которого они лишены родительских прав или ограничены в родительских правах. По их просьбе им выдается иной документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка (п. 3 ст. 9 Закона N 143-ФЗ; п. 46 Административного регламента, утв. Приказом Минюста России от 28.12.2018 N 307).
Шаг 3. Обратитесь с документами в орган ЗАГС и получите дубликат свидетельства
За получением дубликата свидетельства вам необходимо обратиться в орган ЗАГС по месту вашего жительства или пребывания. Если вы обращаетесь в орган ЗАГС по месту хранения записи акта гражданского состояния на бумажном носителе лично, дубликат свидетельства выдается в день обращения (п. п. 1, 4 ст. 9 Закона N 143-ФЗ).
Подать заявление в орган ЗАГС можно лично, по почте, а в некоторых субъектах РФ — через МФЦ либо в форме электронного документа через Интернет (включая Единый портал госуслуг) (п. п. 4, 5 ст. 9 Закона N 143-ФЗ).
Следует учесть, что при направлении заявления по почте, через МФЦ или Интернет получение дубликата свидетельства займет большее время по сравнению с личным обращением в орган ЗАГС.
За выдачу дубликата потребуется уплатить госпошлину (ст. 10 Закона N 143-ФЗ; пп. 6 п. 1 ст. 333.26 НК РФ; п. 51 Административного регламента N 307).
Справка. Размер госпошлины
За выдачу повторного свидетельства уплачивается госпошлина в размере 350 руб. Право на освобождение от уплаты госпошлины имеют, в частности, Герои РФ (ст. 10 Закона N 143-ФЗ; пп. 11 п. 1 ст. 333.25, пп. 6 п. 1 ст. 333.26 НК РФ).
При получении повторного свидетельства вы должны предъявить документ, удостоверяющий личность, и указанные выше документы, подтверждающие ваше право на получение повторного свидетельства (п. 7 ст. 9 Закона N 143-ФЗ).
На бланке повторного свидетельства будет сделана отметка, что свидетельство повторное (п. 21 Приложения N 2 к Приказу Минюста России от 13.08.2018 N 167).
Если вас известили об отсутствии записи акта о рождении (например, в связи с утратой архивного фонда органа ЗАГС вследствие пожара), вы вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта госрегистрации рождения. Решение суда, которым будет установлен данный факт, является основанием для восстановления записи и выдачи свидетельства о рождении (п. 3 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ; п. п. 2 — 4 ст. 74 Закона N 143-ФЗ; пп. 2 п. 10, пп. 3 п. 80 Административного регламента N 307; п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 16).
С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.
Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!
Как восстановить документы, выданные в загсе
1. Кто и какие документы загса может восстановить?
Вы можете восстановить (получить повторное свидетельство) любой документ, выданный органом записи актов гражданского состояния (ЗАГС):
Получить повторное свидетельство могут российские граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых была составлена запись о гражданском состоянии. Исключение составляет повторное свидетельство об усыновлении — его может получить только усыновитель.
Если человек, в отношении которого была составлена запись, умер, повторные документы могут получить его родственники, либо другие заинтересованные лица (например, наследники).
В некоторых случаях вместо повторного свидетельства выдается справка, подтверждающая факт государственной регистрации акта гражданского состояния.
Повторные документы вы можете получить лично либо через представителя по нотариально удостоверенной доверенности.
2. Как восстановить документ загса, выданный в России?
Для получения повторного свидетельства (справки) вам понадобятся:
Подать документы можно несколькими способами:
Повторное свидетельство, в случае наличия в Федеральной информационной системе ЗАГС сведений, выдается в день обращения, в иных случаях должно быть выдано вам не позднее чем через 30 дней.
3. Как восстановить документ загса, выданный в странах СНГ, Балтии, Абхазии и Южной Осетии?
Чтобы истребовать документ органа ЗАГС, выданный в странах СНГ, Балтии, Абхазии и Южной Осетии, в Москве вам понадобятся:
Подать документы можно в любой отдел ЗАГС Москвы.
Повторное свидетельство (справка) выдается с учетом обращения в компетентные органы иностранного государства в течение шести месяцев. В некоторых случаях этот срок может быть продлен до девяти месяцев.
4. Как восстановить документ загса, выданный в стране дальнего зарубежья?
Если первичный документ об акте гражданского состояния был выдан в стране дальнего зарубежья, вы можете подать запрос об истребовании повторного документа с территории иностранного государства. Для этого вам понадобятся:
С пакетом документов (при себе нужно иметь как оригиналы, так и копии) вам необходимо обратиться в приемную МИД России.
Повторное свидетельство (справку) вам должны выдать с учетом обращения в компетентные органы иностранного государства в течение шести месяцев. В некоторых случаях этот срок может быть продлен до девяти месяцев.
5. Как восстановить документ загса, выданный консульством РФ или СССР?
Чтобы получить повторное свидетельство (справку), выданную консульством РФ или СССР, вам понадобятся:
Если первичное свидетельство было выдано с 1918 по 1978 год включительно, подавать документы нужно в Главное управление ЗАГС Московской области, если после 1 января 1979 года — в архивно-информационный отдел Управления ЗАГС Москвы. При наличии записи акта повторное свидетельство будет выдано в день обращения.
6. Что делать, если я не знаю, где был выдан документ?
Чтобы узнать, где был выдан документ органа ЗАГС, вы можете лично или через представителя обратиться в любой загс либо в любой центр госуслуг «Мои документы» с заявлением об установлении места регистрации акта гражданского состояния.
После проведения проверки вам сообщат, где было выдано первичное свидетельство, и в зависимости от этого с какими документами и куда обращаться дальше.
7. Как уплатить госпошлину?
Если вы обращаетесь за документом в ЗАГС или центр госуслуг «Мои документы» Москвы, с информацией о размере госпошлины, реквизитах и льготах можно ознакомиться на mos.ru.
Если вы обращаетесь за документом в ЗАГС Московской области, размер государственной пошлины и реквизиты для ее уплаты можно посмотреть на сайте главного управления ЗАГС Московской области.
Если для получения документа вам нужно обратиться в МИД России, информацию о размере госпошлины и реквизитах для ее уплаты можно скачать с сайта консульской службы МИД России.
Согласно закону «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года, вы обязаны уплатить госпошлину, но имеете право не предъявлять квитанцию.
Госпошлину не нужно платить при получении:
8. У меня остались вопросы. Куда обратиться?
Узнать больше о выдаче повторных свидетельств (справок) и истребовании документов с территорий иностранных государств вы можете, позвонив в единую справочную службу Москвы: +7 (495) 777-77-77 или на горячую линию управления ЗАГС: +7 (495) 697-52-46.
Как восстановить свидетельство о рождении?
Я родилась в г. Казань, но уже много лет живу и работаю в Москве. Недавно мне нужно было подтвердить свое родство с мамой, но выяснилось, что не могу этого сделать, так как утеряно мое свидетельство о рождении. Как его восстановить? Нужно обращаться в органы загса в Казани, или это можно сделать из Москвы?
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее – Закон актах гражданского состояния) об в случае утраты, порчи, в других случаях отсутствия возможности использования свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния, в том числе ветхости бланка свидетельства, нечитаемости текста и (или) печати органа записи актов гражданского состояния, ламинирования, орган записи актов гражданского состояния, в котором хранится первый экземпляр записи акта гражданского состояния, выдает повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона актах гражданского состояния лицу, обратившемуся в орган записи актов гражданского состояния лично, повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния или иной документ, подтверждающий наличие либо отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния, выдается в день обращения.
В случае, если запрос в письменной форме направляется в орган записи актов гражданского состояния посредством почтовой связи либо в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет» (включая федеральную государственную информационную систему – единый портал государственных и муниципальных услуг и региональные порталы государственных и муниципальных услуг, повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния или иной документ, подтверждающий наличие либо отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния, направляется в орган записи актов гражданского состояния по месту жительства или пребывания лица, направившего данный запрос, с уведомлением такого лица о пересылке соответствующего документа. Повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния или иной документ, подтверждающий наличие либо отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния, выдается заявителю органом записи актов гражданского состояния по месту жительства или пребывания лица, направившего данный запрос.
Поданный в форме электронного документа запрос о выдаче повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния или иного документа, подтверждающего наличие либо отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния, подписывается простой электронной подписью заявителя.
На основании п. 5 ст. 9 Закона об актах гражданского состояния подача в письменной форме запроса о выдаче повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния или иного документа, подтверждающего наличие либо отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния, и выдача повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния или иного документа, подтверждающего наличие либо отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния, могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
В силу п. 6 указанной статьи одновременно с запросом в письменной форме необходимо представить в орган записи актов гражданского состояния или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг квитанцию об уплате соответствующей государственной пошлины либо осуществить с использованием электронных средств платежа предварительную оплату соответствующей государственной пошлины, предоставление информации об уплате которой допускается с использованием информации, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.
Как указано в п. 7 этой же статьи, при получении повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния или иного документа, подтверждающего наличие либо отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния, в органе записи актов гражданского состояния или многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность заявителя, и документы, подтверждающие право на получение документа о государственной регистрации акта гражданского состояния.
Перечень документов, подтверждающих в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» право лица на получение документов о государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержден приказом Минюста России от 19.08.2016 № 194. В частности, согласно п. 1 и 2 этого перечня подтверждающими документами являются:
1) документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт);
2) документы, подтверждающие изменение (перемену) фамилии, имени и отчества заявителя и (или) лица, в отношении которого истребуется документ о государственной регистрации акта гражданского состояния:
— свидетельство (справка) о заключении брака либо его (ее) нотариально удостоверенные копии;
— свидетельство (справка) о расторжении брака либо его (ее) нотариально удостоверенные копии;
— свидетельство (справка) о перемене имени либо его (ее) нотариально удостоверенные копии;
— свидетельство (справка) об установлении отцовства либо его (ее) нотариально удостоверенные копии.
Таким образом, вы можете обратиться в органы загса (МФЦ) по месту жительства, заполнив заявление на выдачу повторного свидетельства и предъявив необходимые документы. Заявление будет отправлено в органы загса г. Казань. Получатель – орган загса (МФЦ) в г. Москве, в который обращались за заявлением. В нем и получите повторное свидетельство, предварительно оплатив государственную пошлину.
Получение вкладыша к свидетельству о рождении, подтверждающего гражданство РФ
Чтобы получить выездной документ, жители РФ обязуются доказать гражданство своего ребёнка. На сегодняшний день силу подтверждающего документа имеют ряд удостоверений. Процедура получения вкладыша к свидетельству о рождении особенно важна, поскольку при выезде за границу в биометрические загранпаспорта уже не вносятся сведения о детях.
Независимо от возраста ребёнка, если он не достиг 14 лет и не имеет собственного паспорта, у него должен иметься личный документ, подтверждающий гражданскую принадлежность.
Если ребёнок уже имеет свидетельство о рождении старого образца, процедура проставления штампа не имеет необходимости. Когда подросток, гражданин РФ, достигает совершеннолетнего возраста, то вкладыш заменяется гражданским паспортом.
Прочитать список документов, которые подтверждают гражданство детей можно также на официальном сайте МВД России.
Подтверждающие документы и роль вкладыша
Вкладыш к свидетельству о рождении, подтверждающий гражданство ребёнка, особенно необходим при желании родителей покинуть пределы страны. Его наличие обязательно. В качестве подтверждающего гражданства ребенка документа в 2022 году могут выступать:
В случае если мать или отец новорождённого имеют иностранное происхождение, дитя, рожденное на территории РФ, получает российское гражданство, факт которого должен быть внесён в свидетельство о рождении. Оно выдаётся родителям сотрудниками медучреждения в России.
Образец вкладыша о гражданстве РФ
Для того, чтобы оформить вкладыш родители должны предпринять следующие шаги:
Штамп о гражданстве
Процедура получения вкладыша предельно проста. Для этого, ещё в роддоме родитель получает выписку с метрическими данными, присвоенными новорожденному. В выписке также должны быть заполнены данные и о самом медучреждении, в котором родился ребёнок. После этого родители, имея документ подтверждения, должны отправиться в отделение ЗАГСа.
Предъявив сотрудникам ЗАГСа свои документы, они получают первое удостоверение личности своего новорождённого сына/дочери.
Процедура проставления штампа может полностью упразднить выдачу вкладыша. Штамп подтверждает гражданскую принадлежность, а для его проставления следует обращаться в отделение ГУВМ, в согласии с территориальной принадлежностью.
Так выглядит штамп в свидетельстве о рождении
Чтобы получить штамп от родителей требуется всего два документа:
Другие справки или какие-то дополнительные выписки не имеют необходимости. Процедура проставления штампа осуществляется сразу и не требует дополнительных ожиданий. Штамп ставят на обороте свидетельства о рождении ребёнка.
Оформление заграничного паспорта для ребёнка
Так выглядит загранпаспорт нового образца (биометрический) ребенка
Особенности документа заключаются в следующем:
форма заявления подаётся в онлайн-режиме
Если речь идет об оформлении заграничного паспорта нового образца ребёнку до 14 лет, то родитель должен позаботиться о наличии следующего пакета документов:
Сравнение загранпаспортов старого и нового образцов
Для оформления паспорта нового образца подростку возрастом от 14 до 18 лет, родителям нужно предоставить:
Проставление отметки на свидетельстве о рождении
Проставление отметки на свидетельстве обычная процедура, но порядок её выполнения и пакет необходимых документов, может зависеть от нескольких факторов. Например, если оба родителя являются гражданами РФ и имеют одинаковый адрес прописки в 2022 году, тогда понадобятся следующие документы из списка:
Что представляет собой отметка в свидетельство о рождении
Это маленький штамп размером 4 на 6 см. Он проставляется на обратной стороне свидетельства. Штамп могут поставить работники паспортного стола или сотрудники ФМС. Они также заносят личную информацию ребёнка в государственную базу данных.
Информация о детях вноситься и в паспорта родителей, где проставляются соответствующие отметки. Данная услуга бесплатна для граждан и не требует дополнительной оплаты государственного налога.
Отметка в свидетельство о рождении детей, может также понадобиться, если родитель решает зарегистрировать ребёнка в своей недвижимости. Процедуру может осуществить даже и один родитель. Однако проведение данной операции возможно только в том случае, если второй родитель напишет расписку, подтверждающую его согласие на то, что ребёнок будет прописан в определённом объекте недвижимости.
Один родитель ребенка имеет гражданство другой страны
Бывают и такие случаи, когда отец или мать не имеет гражданства в РФ, а другой родитель – иностранное лицо. В таком случае, для получения ребёнку свидетельства о рождении, от иностранного гражданина потребуются определённые документы. К ним относится:
Как установить факт регистрации рождения?
Адвокат Антонов А.П.
Государственная регистрация рождения гражданина производится органом ЗАГС путем составления в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния записи акта о рождении. На основании такой записи выдается свидетельство о рождении (п. 2 ст. 3, п. 2 ст. 6, ст. ст. 22, 23 Закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ).
Если государственная регистрация рождения была произведена, однако свидетельство о рождении оказалось утрачено либо оно не может быть использовано в силу иных причин, заинтересованное лицо вправе потребовать выдачи повторного свидетельства либо иного документа, подтверждающего факт государственной регистрации рождения.
В случае отказа в выдаче повторного свидетельства о рождении по причине отсутствия первичной или восстановленной записи акта о рождении (например, в связи с утратой архивного фонда органа ЗАГС вследствие стихийного бедствия, пожара) гражданин вправе восстановить запись в судебном порядке.
Для этого необходимо обратиться в суд с заявлением об установлении факта государственной регистрации рождения (ст. 11 ГК РФ; п. 1 ст. 9, п. п. 1, 2 ст. 74 Закона N 143-ФЗ; п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 16).
По общему правилу факт регистрации рождения устанавливается судом в порядке особого производства. При наличии спора о праве вопрос об установлении факта регистрации рождения рассматривается в порядке искового производства (п. 1 ч. 1 ст. 262, ч. 3 ст. 263, ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ; п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 16; Апелляционные определения Московского городского суда от 22.07.2019 по делу N 33-32554/2019, от 16.08.2019 по делу N 33-36383/2019).
Для того чтобы установить факт регистрации рождения в случае отказа в выдаче дубликата свидетельства о рождении по причине отсутствия первичной или восстановленной записи акта о рождении, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
1. Установление факта регистрации рождения в порядке особого производства
Суд рассмотрит в порядке особого производства заявление об установлении факта регистрации рождения, если отсутствует спор о праве и невозможно получить необходимые документы в ином порядке или восстановить их (ст. 265 ГПК РФ).
Обратите внимание! Если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства будет установлено наличие спора о праве, заявление будет оставлено без рассмотрения. В этом случае вы вправе разрешить спор в порядке искового производства (ч. 3 ст. 263 ГПК РФ).
Шаг 1. Составьте заявление об установлении факта регистрации рождения
Заявление составляется в соответствии с общими требованиями, установленными для искового заявления. В нем должны быть указаны, в частности (ч. 2 ст. 131, ч. 1 ст. 263, ст. ст. 265, 267 ГПК РФ; ст. 22 Закона N 143-ФЗ; п. 2.1 Определения Конституционного Суда РФ от 08.12.2011 N 1618-О-О):
1)наименование суда, в который подается заявление;
2)сведения о заявителе: фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии), место жительства, а также по желанию — контактный телефон и адрес электронной почты. Если заявление подается представителем, указываются аналогичные сведения о нем;
3)сведения о заинтересованном лице (в частности, об органе ЗАГС);
4)информация о том, для какой цели необходимо установление факта регистрации рождения, и об обстоятельствах, на которых вы основываете свои требования, а также доказательства, подтверждающие эти обстоятельства (в том числе подтверждающие невозможность получения вами необходимого документа в ином порядке или его восстановления). В заявлении рекомендуем также указать данные, которые указываются при совершении записи акта о рождении (в частности, сведения о родителях);
5)требование об установлении факта регистрации рождения;
6)перечень прилагаемых к заявлению документов.
В заявлении можно изложить ходатайства, например, об истребовании доказательств (ч. 1 ст. 57 ГПК РФ).
Заявление нужно составить в письменной форме и подписать. Это вправе сделать также ваш представитель при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд (ч. 1, 4 ст. 131, ч. 1 ст. 263 ГПК РФ).
Шаг 2. Подготовьте необходимые документы
К заявлению прилагаются (ст. 132, ч. 1 ст. 263, ст. 265 ГПК РФ; п. 2 ст. 74 Закона N 143-ФЗ):
1)документ, подтверждающий уплату госпошлины или право на получение льготы по уплате госпошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера госпошлины или об освобождении от уплаты госпошлины.
Справка. Размер госпошлины
Размер госпошлины за подачу заявления по делам особого производства составляет 300 руб. (пп. 8 п. 1 ст. 333.19 НК РФ);
2)доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя заявителя (при наличии представителя);
3)документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования. К таким документам относится, в частности, сообщение органа ЗАГС об отсутствии первичной или восстановленной записи акта о рождении заявителя;
4)уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют.
Шаг 3. Подайте заявление в суд и дождитесь рассмотрения дела
Заявление об установлении факта регистрации рождения подается в районный суд по месту жительства заявителя (ст. ст. 24, 266 ГПК РФ).
При наличии технической возможности в суде документы можно подать в электронном виде на официальном сайте суда. Особенности подачи документов через Интернет рекомендуем уточнить в суде (ч. 1.1 ст. 3, ч. 1.1 ст. 35 ГПК РФ; ч. 4 ст. 12 Закона от 23.06.2016 N 220-ФЗ).
По общему правилу суд должен рассмотреть заявление с участием заявителей и заинтересованных лиц до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд. Однако в зависимости от сложности дела срок его рассмотрения может быть продлен, но не более чем на месяц (ч. 1, 6 ст. 154, ч. 1, 2 ст. 263 ГПК РФ).
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме (ч. 2 ст. 321 ГПК РФ).
Если решение не обжаловано, оно вступает в силу по истечении указанного срока. В случае апелляционного обжалования решение вступает в законную силу после рассмотрения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции, если обжалуемое решение не было отменено. Если определением суда апелляционной инстанции отменено или изменено решение суда первой инстанции и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно (ч. 1 ст. 209 ГПК РФ).
Вступившее в законную силу решение суда, которым установлен факт регистрации рождения, является основанием для восстановления записи акта о рождении и выдачи свидетельства о рождении. Для этого его необходимо предоставить в орган ЗАГС по месту составления утраченной записи либо по месту вынесения решения суда, если утраченная запись была составлена за пределами территории РФ (п. п. 1, 3, 4 ст. 74 Закона N 143-ФЗ; п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 16).
2. Установление факта регистрации рождения в порядке искового производства
Для установления факта регистрации рождения при наличии спора о праве рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Шаг 1. Составьте исковое заявление
В исковом заявлении необходимо указать, в частности, следующие сведения (ч. 2 ст. 131 ГПК РФ):
1)наименование суда, в который подается иск;
2)сведения об истце: Ф.И.О. (отчество — при наличии), место жительства, а также по желанию — контактный телефон и адрес электронной почты. Если иск подается представителем, указываются также аналогичные сведения о нем;
3)сведения об ответчике: если это организация — ее наименование и адрес, а также, если известны, ИНН и ОГРН; если это физическое лицо — Ф.И.О. (отчество — при наличии), место жительства, а также, если известны, дату и место рождения, место работы и один из идентификаторов (например, СНИЛС, ИНН). По желанию указываются контактный телефон и адрес электронной почты ответчика;
4)информацию о том, в чем заключается нарушение ваших прав, обстоятельства, на которых вы основываете свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. В иске рекомендуем также указать данные, которые указываются при совершении записи акта о рождении (в частности, сведения о родителях);
5)ваши требования;
6)перечень прилагаемых к исковому заявлению документов.
При наличии в деле третьих лиц рекомендуем также указать сведения о них в исковом заявлении (ст. ст. 34, 42, 43 ГПК РФ).
В исковом заявлении можно изложить ходатайства, например, об истребовании доказательств или о вызове свидетелей (ч. 1 ст. 57, ч. 2 ст. 69 ГПК РФ).
Исковое заявление следует распечатать и подписать. Это вправе сделать также ваш представитель при наличии у него полномочий на подписание искового заявления и подачу его в суд (ч. 1, 4 ст. 131 ГПК РФ).
Шаг 2. Подготовьте необходимые документы
К исковому заявлению необходимо приложить (ч. 1 ст. 55, ст. 132 ГПК РФ):
1)уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий иска и приложенных к нему документов, которые у данных лиц отсутствуют;
2)доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя (при наличии представителя);
3)документы, подтверждающие обстоятельства, на которых вы основываете свои требования (при наличии). К таким документам относится, в частности, сообщение органа ЗАГС об отсутствии первичной или восстановленной записи акта о рождении заявителя;
4)документ, подтверждающий уплату госпошлины или право на получение льготы по ее уплате, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера госпошлины или об освобождении от ее уплаты.
Справка. Размер госпошлины
Размер госпошлины по искам имущественного характера, не подлежащим оценке, а также по искам неимущественного характера составляет 300 руб. (пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).
Шаг 3. Подайте исковое заявление в суд и дождитесь рассмотрения дела
По общему правилу исковое заявление подается в районный суд по месту жительства (адресу) ответчика (ст. ст. 24, 28 ГПК РФ).
Суд известит вас о дате и месте судебного заседания (ч. 1 ст. 153 ГПК РФ).
После вынесения решения суда нужно дождаться вступления его в законную силу по истечении месячного срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Если апелляционная жалоба подана, решение вступает в законную силу после рассмотрения такой жалобы судом, если обжалуемое решение не было отменено. Если решение суда первой инстанции было отменено или изменено и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно (ч. 1 ст. 209, ч. 2 ст. 321 ГПК РФ).
Вступившее в законную силу решение суда, которым установлен факт регистрации рождения, для восстановления записи акта о рождении и выдачи свидетельства о рождении необходимо представить в орган ЗАГС по месту составления утраченной записи либо по месту вынесения решения суда, если утраченная запись была составлена за пределами территории РФ (п. п. 1, 3, 4 ст. 74 Закона N 143-ФЗ; п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 16).
С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.
Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!