Как подтягивать ребенка за ручки
«Неуклюжий ребенок» или синдром диспраксии у детей
Все дети в ходе своего роста и развития проходят через стадию неуклюжести. Если жалобы на трудности координации и нарушения мелкой моторики сохраняются после 7 лет, необходимо выяснить, нет ли у этого ребенка диспраксии.
От 6 до 20% детей страдают диспраксией. По результатам последних исследований нарушение развития двигательных функций выявляется примерно у 50% детей, имеющих последствия гипоксически-ишемического повреждения головного мозга во время перинатального периода.
Причины возникновения диспраксии
Причины возникновения диспраксии окончательно неизвестны, но последние нейрофизиологические исследования указывают на то, что болезнь может вызываться недостаточным развитием или незрелостью нейронов головного мозга, а не их повреждением. Особую роль в развитии данного заболевания играет гипоксически-ишемическое повреждение головного мозга в перинатальном периоде.
Нарушение праксиса (способности к выполнению целенаправленных движений) может быть диагностировано только после седьмого года жизни, когда её можно отличить от расстройств координации и двигательных нарушений.
Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом.
Проявления синдрома «неуклюжего ребенка»:
Дети с таким диагнозом испытывают определенные трудности в социальных отношениях, часто сверстники отказываются контактировать с ними. «Неумелому» ребенку не легко соответствовать здоровым детям в повседневной жизни. Такие дети характеризуются повышенной утомляемостью, ведь энергетические затраты на выполнение обычных ежедневных задач у них значительно выше, чем у здоровых сверстников.
Лечение диспраксии
Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.
Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:
(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).
В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.
(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).
Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.
«Чья лошадка быстрее».
(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).
Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.
Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.
(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).
Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.
Двигательное развитие ребенка от 0 до 6 месяцев
Особенности двигательного развития ребенка от 0 до 6 месяцев, а также полезные советы родителям
В первый месяц жизни ребенок двигательно малоактивен, он лежит большую часть времени в той позе, в которую его положили, у него отмечается физиологическое повышение мышечного тонуса сгибателей рук и ног, он не может удерживать голову, когда взрослый берет его на руки.
В возрасте до 1-2 месяцев движения рук и ног ребенка носят хаотичный характер. Лишь к 1-1,5 месяцам малыш начинает удерживать голову. К 2-3 месяцам ребенок уже способен удержать голову по средней линии, лежа на спине, может сложить ручки к средней линии туловища и поднести их ко рту, сжимает руку, когда на ладошку положат игрушку. В этом же возрасте ребенок раскрывает кулачок, если к нему прикасаются игрушкой, уже способен в течение некоторого времени удержать в ручке вложенную в нее игрушку, рассматривает свои ручки, может самостоятельно повернуться со спины на бочок, лежа на животе – хорошо удерживать равновесие (не падает на спинку и живот).
К 3 месяцам малыш тянется к увиденному предмету, захватывает и удерживает игрушку, удобную для захвата одной ручкой, тянет предмет, находящийся в ручке, в рот. В 3 месяца ребенок, лежа на животе, поднимает голову на 45-90 градусов (грудь приподнята, опирается на предплечья, локти – на уровне или впереди плеч).
С 4 до 6 месяцев у ребенка начинают появляться первые целенаправленные движения, перемещения тела в пространстве, такие как перевороты со спины на живот и с живота на спину.
Кроме того, ребенок уже лучше контролирует положение головы, туловища и конечностей в пространстве, что позволяет ему более длительно удерживать принятую позу, а также более свободно манипулировать предметами или игрушками. Обычно, ребенок сначала учится переворачиваться со спины на живот, это происходит в возрасте 4–6 месяцев. Некоторые дети к 6 месяцам уже могут переворачиваться и с живота на спину, но большинство детей начинает это делать после 7 месяцев.
После 3 месяцев малыш «раскрывает» кисть, тянется к увиденному предмету, захватывает его как одной, так и двумя руками, тянет его в рот. Изучает игрушку, водя по ней пальчиками, перекладывает ее из руки в руку. К 5–6 месяцам ребенок захватывает предметы с противопоставлением большого пальца всем остальным.
В 4,5–6 месяцев ребенок может, лежа на животе, опираться на вытянутые ручки (кисти раскрыты, грудь приподнята, подбородок опущен); опираясь на предплечье одной руки, тянуться к предмету другой рукой. Часть детей к 5,5–6 месяцам, лежа на животе, поворачивается по кругу, а некоторые уже могут проползти небольшое расстояние на животе. Он может подтягивать к животу ножки, поднимать их, трогать свои колени руками (в 4–5,5месяцев), а когда взрослый тянет за ручки, пытается присесть. Многие дети могут в течение нескольких секунд удерживать положение сидя, если их посадить.
Родителям и медицинским работникам следует обращать особое внимание на слуховые реакции ребенка, если имеется хотя бы один из факторов риска по патологии слуха, или если у ребенка отсутствуют следующие реакции:
Неврологическое развитие ребенка первого года жизни. Осмотр «Фундаментальный»
Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.
В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.
Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.
Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.
Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.
Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:
Приведу примеры.
Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.
Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.
Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».
Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.
Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.
Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.
Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.
Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.
Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.
Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.
И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).
В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.
Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.
Слабый плечевой пояс у грудничков
Когда говорят о слабом плечевом поясе у ребенка имеют ввиду мышцы окружающие лопатку, ключицу, плечевой сустав, плечо, все, которые участвуют в их фиксации или движении. Плечевой пояс делится на верхний, все что выше плечевого сустава и нижний, между плечевым и локтевым суставом. Для детей например в 3-4 месяца важна правильная работа верхнего плечевого пояса, а с 5 месяцев сюда еще добавляется нижний плечевой пояс. Проблема гипотонии мышц среди грудничков очень распространена. Решение ее требует навыков детской гимнастики и массажа. Зачем укреплять ребенку плечевой пояс? Можно ли этого не делать? Опора на руки нужна малышам для обретения новых навыков, таких как лежать на животе опираясь на локти, вставать на четвереньки, ползать. Без крепких ручек эти навыки не возможны.
Признаки слабости плечевого пояса у детей.
Мы рассмотрим возраст до года по месяцам, потому как в разные месяцы признаки будут отличаться.
1. Малыши, которым тяжело лежать на животе в 3-4 месяца, быстро устают, начинают плакать это практически всегда связано со слабостью мышц верхнего плечевого пояса.
2. Груднички в 5-6 месяцев, не поднимающиеся на прямые ручки лежа на животе, тоже с большой вероятностью с ослабленным плечевым поясом.
3. Дети в возрасте 7-8 месяцев не становящиеся на четвереньки как правило тоже не делают этого по причине слабых мышц.
У детей после года слабость рук уже не так заметна, и не сильно мешает дальнейшему развитию, хотя это не повод пускать все на самотек.
Как укрепить слабый плечевой пояс ребенку в 3-4 месяца?
Главное укрепляющее воздействие это конечно использование мышц по назначению, т.е. гимнастика, но начинать надо с малого, с массажа. Перед упражнениями желательно разогреть мышцы и придать им небольшое тонизированное состояние. Энергичные разминания проводятся по классической схеме массажа, нас интересуют в первую очередь бицепс, трицепс, дельтовидная, мышцы лопатки, большая и малая грудные. Их мы тонизируем массажем, а потом начинаем укрепляющие упражнения.
1. “бокс” лежа на животе и на спине, это самые эффективные упражнения.
2. Подтягивания за ручки. Если рефлекс не срабатывает, то просто небольшие потягивания за ручки с раскачиванием в разные стороны.
3. Лежа на животе ставить малыша на локти и удерживать эту позу по несколько минут.
4. Лежа на животе с опорой на локти раскачивать малыша в право и влево перенося вес поочередно на локти.
5. Начиная с 3 месяцев чаще выкладывать ребенка на пол, на живот.
6. Катание на фитболе лежа на животе.
Укрепляем слабый плечевой пояс в 5-6 месяцев.
Бывает такое, что и в 5-6 месяцев у ребенка слабые руки, в таком случае он только опирается на локти, а пора уже поднимать туловище на прямые руки и пробовать вставать на четвереньки. В этом возрастном периоде можно повторить упражнения, которые применяются в 3 месяца и с учетом возраста можно уже добавить позу четверенек, удерживая ее по несколько секунд, и подъем с живота на четвереньки с опорой на прямые руки. В этом возрасте ребенок уже должен уверенно тянуться за игрушкой одной рукой, опираясь на другую.
Для детей 7-8 месяцев эффективны:
1. бокс лежа на животе,
2. отжимания с живота на четвереньки и обратно, с опорой на прямые руки,
3. фиксация позы четверенек, можно с раскачиванием.
Какие могут возникнуть сложности при укреплении плечевого пояса? Конечно же это терпение ребенка. Дети не любят ни интенсивных, ни продолжительных физических нагрузок. Задача специалиста подобрать индивидуально для малыша такую нагрузку, чтобы это было эффективно и терпимо. Основываясь на своем многолетнем опыте массажиста рекомендую для занятий с ребенком приглашать специалиста. Попытки самостоятельно укрепить верний плечевой пояс ребенку без навыка в этом деле будут иметь маленький результат и негодование ребенка.
Сколько с ребенком нужно заниматься, чтобы руки окрепли? Во всех случаях есть индивидуальные особенности, но скорее всего это не меньше 10-15 сеансов качественной гимнастики.
Отзыв — ребенок со слабым плечевым поясом не держит голову
Хотели бы выразить огромную благодарность Павлу за оказанную помощь нашему четырёхмесячному сыну! Доктор очень внимательный, тактичный и пунктуальный, настоящий профессионал своего дела! На первом же приеме грамотно определил проблему, подробно объяснил план действий и, к 2-3 занятию изменения были на лицо. Обратились с тем, что сын абсолютно не держал шею, руки в положении на животе. Сейчас мы и переворачиваемся, и стоим на локтях, шею держим даже подолгу и с удовольствием. С ребенком Павел сразу нашел общий язык, отдельное спасибо за доброту, внимание и аккуратность!
Читайте также:
Если вам была интересна эта статья, поделитесь пожалуйста ей в социальные сети, возможно кому-то ещё она будет полезна. У мамочек всегда много вопросов, давайте им поможем найти ответы!?
Как помочь ребенку сесть?
Содержание статьи
Сроки развития каждого малыша индивидуальны, поэтому норма осваивания навыка «сидения» в 6-7-ми месячном возрасте используется неврологами для приблизительной оценки и может варьировать.
Чтобы сесть, организму малыша требуется «дозреть»: мышцы и суставы должны быть полностью готовы к тому, чтобы поддерживать тело в полувертикальном положении. Раннее высаживание, которое нередко практикуют родители, может привести к нарушениям осанки!
Чтобы ребенок сел, важна полная готовность его организма к новому навыку. Помогаем мы ему в этом с помощью ежедневных занятий и массажа, а еще проводим курс массажа у специалиста раз в три месяца (если нет иных рекомендаций невролога или ортопеда).
В шестимесячном возрасте к этому можно подключить занятия, которые помогут научить ребенка садиться.
Упражнение качания
Поставьте младенца на четвереньки, ладонями зафиксируйте его спину и раскачивайте по направлению вперед-назад. Такие занятия укрепляют мышечный каркас и развивают вестибулярный аппарат. К тому же именно из положения «на четвереньках» малыш в дальнейшем и сядет, подвернув ногу под себя.
Упражнение фитбол
Положите кроху животом на фитбол, придерживайте его левой рукой за спинку, а правой согните в колене правую ногу. Раскачивайте фитбол вправо-влево, вперед-назад, сгибая правую ножку, затем проделайте тоже самое с левой. Можно чередовать их, переставляя руки. Если рядом есть помощники, то можно усилить занятие, держа перед глазами малыша яркую игрушку мотивирует кроху на то, чтобы он отрывал ручку от мяча и тянул ее к интересующему предмету.
Валик
Положите ребенка на небольшой валик на живот, а спереди от него разместите яркую игрушку. Поставьте ручки малыша так, чтобы он упирался ладошками в пол, и совершайте аккуратные покачивания вперед-назад, плотно зафиксировав поясницу крохи правой рукой. Это мотивирует кроху на движения и развивает координацию.
Подтягивания
Положение младенца: лежа на спинке, предложите ему большие пальцы своих рук, зафиксируйте руками его кисти. Слегка потяните малыша на себя, показав тем самым ребенку направление. А затем расслабьте руки и ждите, пока малыш не начнет подтягиваться сам. Упражнение требует больших энергозатрат, поэтому рекомендуется 2- 3 подхода за один раз. Подтягивания хорошо тренируют мышцы спины и брюшного пресса.
Перекрест
Положение малыша: лежа на спине. Взрослый берет его за правую руку и аккуратно тянет влево. Малыш захочет опереться при этом на левую ручку и сесть. Упражнение нужно повторить по 2-3 раза на каждую руку.