Как подтянуть ребенка по русскому языку
Русский язык: как стать грамотным. 9 способов и веселые запоминалки
Ошибки в диктантах: откуда взялись «рокобесы» и «веснуски»? Учим русский с ребенком
«На дощатой брусчатой террасе небезызвестная веснушчатая Агриппина Саввична потчевала коллежского асессора Аполлона Ипполитовича винегретом, моллюсками и другими яствами». Этот заковыристый диктант писали, доказывая свою грамотность, еще наши бабушки. Как правило, с первого раза обойтись без ошибок мало кому удавалось. Зато экзаменуемые на всю жизнь запоминали правописание тех слов, с которыми не справились. Сегодня детям нужно сначала перевести отрывок с русского классического на русский современный. Потому что, уверяют преподаватели-филологи, словарный запас нынешних детей и подростков стремительно сокращается.
Недавно в одной из московских школ одиннадцатиклассники, записывая под диктовку отрывок, дружно вместо «Грибоедов боролся с мракобесами» написали «с рокобесами». Ибо «рок» и «бесы» — это еще как-то понятно, а о «мракобесах» никто не слышал. Как и о «молотьбе» или, скажем, о «брошюре».
Так что если хотите вырастить грамотного ребенка, первым делом проинспектируйте домашние книжные полки: ведь, кроме орфографического словаря под ред. В. В. Лопатина, на них хорошо бы поселить, как минимум, еще и толковый словарь, и орфоэпический. И, конечно, научить ребенка ими пользоваться.
Но вернемся к незабвенной веснушчатой Агриппине: оказывается, актуальность текста сохраняется и по сей день. Ведь практически каждое слово в этом диктанте — на какое-то определенное правило.
Ну, а уж правописание таких имен и отчеств, как Агриппина Саввична и Аполлон Ипполитович, надо твердо знать, потому что сегодня старинные имена в большой моде. Так что лет через 20 эти знания могут пригодиться, когда придется письменно обращаться к партнерам, коллегам, и тем более к начальству.
Где грамотные?
«Недавно к нам на практику пришла студентка 5-го курса филфака одного известного и уважаемого вуза. Ее конспект к первому уроку начинался так: „Здраствуйте дети“ — без в и запятой!» — с негодованием рассказывает директор московской школы.
И негодование это готовы разделить многие. Ведь говорить о том, что всеобщая грамотность падает, уже даже как-то банально. Почему все это происходит и что с этим делать?
Почему трудно учить русский язык: идем к логопеду
Итак, в погоне за грамотностью первым делом необходимо показать будущего школьника логопеду. Причем чем раньше — тем лучше.
«Уже к четырем годам, — утверждает логопед Ольга Ковалевская, — можно определить, входит ли ребенок в группу риска. И это именно тот возраст, когда лечение окажется максимально эффективным».
Что должно насторожить родителей и стать поводом сходить к специалисту:
Нарушения чтения и письма проявляются уже к середине 1-го класса. Например, ученик, страдающий дислексией, во время чтения вслух переставляет или пропускает буквы, а иногда и слоги.
А тот, у кого дисграфия, вместо строчной д пишет строчную у, а вместо в — ф. А еще пропускает или переставляет буквы в словах. И даже если он выучит все правила — будет делать множество ошибок в диктантах. С последней проблемой сталкиваются те, кому логопед может поставить диагноз «дизорфография».
Миф о врожденной грамотности
Бывает, что подобрать проверочное слово не получается из-за скудного словарного запаса. Но с этой проблемой логопед уже не поможет — если дети мало читают, откуда взяться богатой лексике?
Почему-то принято считать, что любовь к книге надо воспитывать с того момента, как дети научились читать, а грамотность — только когда начинают писать. Это ошибка!
Уважение к книге прививается уже лет с 3-х. И начинается с того, насколько часто ребенок видит с книгой маму и папу. И насколько часто и много они читают ему.
«Иногда я слышу, как человек хвастается: „Правил никогда не учил, а пишу без ошибок! У меня — врожденная грамотность!“ — рассказывает психолог Андрей Соколов. — Отсюда можно сделать вывод, что существует и врожденная безграмотность. А значит, учись — не учись, результат один? Боюсь расстроить тех, кто в это верит, но умение писать без ошибок — все-таки свойство приобретенное. Просто приобретено оно теми, у кого это получается вроде бы автоматически, в раннем возрасте».
Что же необходимо, чтобы так называемая «врожденная грамотность» появилась?
Во-первых, нужно обладать отличной зрительной памятью.
Во-вторых, много читать. И чем раньше ребенок возьмет в руки книгу, тем лучше. Кстати, даже «грамотей от природы» в действительно сложных правилах все-таки ошибается и не всегда уверен в пунктуации.
А как развить зрительную память? Способов немало. Назовем самые среди них распространенные:
Как подтянуть русский язык без репетитора
Предположим лучший вариант развития событий: у вашего ребенка нет никаких логопедических проблем, а в семье — культ чтения. Все это не означает, что чадо станет грамотным само собой. Процесс необходимо контролировать и направлять.
До школы
Начальная школа
Средняя школа
И вообще, золотое правило отличника: лучше всех экзамены сдает не самый способный, а самый усердный. То есть тот, кто не ленится выполнять всю рутину ежедневных заданий. Тогда правила правописания будут соблюдаться автоматически. Тем более что действительно сложных среди них не так много. И если они не даются, надо обратиться за помощью к учителю.
Ребенок с неприятным упорством забывает правила и лепит ошибку на ошибке? Не сорваться и не отругать его при этом очень сложно. Но сдерживаться придется: все равно от крика пользы не будет, а нетерпимость в этом вопросе — плохой помощник. Поверьте, чем веселее борьба, тем легче выиграть.
Русский язык ведь очень логичный. Возьмем для примера все ту же Агриппину Саввичну: что у нее на носу — веснуски или веснушки? И сразу понятно, почему пишется «веснушчатая». Опытный педагог знает: если дети посмеются над ошибкой, на будущее наверняка запомнят правильное правописание слова.
А как запомнить все глухие согласные? Попробуйте вызубрить с — т — п — к — х — ч — ш — щ — ц — ф. Трудновато, да? Внимание — включаем фантазию, и вот уже: «Степка, хочешь щец? — Фи!» Тут они все, и запомнить несложно.
Не уверены, как пишутся слова «мужчин» и «женщин»? Включите домостроевскую логику: «мужу — чин, жене — щи». Точно не ошибетесь! Обычно дети от таких педагогических хитростей приходят в восторг.
Что еще помогает подружиться с родным языком?
Как добиться абсолютной грамотности любого ребёнка-школьника?
— А мой в меня пошёл,
я всегда безграмотно писала!
— Мои дети в отца пошли,
а у того всегда по русскому «двойки»!
— Вырастет – запишет грамотно!
Виноваты в наше время:
Что делать?
1. Знать правила. Когда? Всегда. То есть их понять и выучить. Не просто прочитать… не поучить… не знать вчера и раньше, а понимать, знать и помнить с 7 лет до 17 лет. Потом эти знания Ваш ребёнок (как и Вы сейчас) будет применять автоматически, уверяя уже своих детей, что правила он не учил, а просто вот таким грамотным и родился (сколько я этих ваших высказываний слышу на лекциях и семинарах… вот, уже на сайте ВСЕМ пишу! Не передаётся грамотность ни генетически, ни по наследству, ни волшебной методикой без учения и понимания правил и ежедневного письма ))) И Золотой Рыбки НЕТ, и Волшебной Палочки НЕТ, чтобы легко и быстро научиться грамотно писать! Не ищите лёгких путей, не введитесь на заманчивые обещания некоторых методик! Не поможет – только время упустите).
3. Писать диктанты. Когда? Всегда. Единственный кратчайший путь к грамотному письму – писать диктанты каждый день. Хотя бы по 3-5минут. Но систематически, каждый день. Заманивайте детей на это чем угодно: объяснениями, конфетами, подарками, ласковым словом, обещаниями, любыми бонусами. Потому что именно письмо под диктовку формирует на практике навык грамотного письма. ВИТАМИНКА ГРАМОТНОСТИ – ПИСЬМО ПОД ДИКТОВКУ КАЖДЫЙ ДЕНЬ. У всей Вашей семьи впереди ГИА и ЕГЭ …
Уважаемые родители, бабушки, дедушки,
старшие сёстры-братья и репетиторы!
Диктант на каждый день – это совсем не обязательно большой текст контрольного диктанта. Огромный эффект вы уже заметите через месяц-два диктовки по 2-3-4 предложений из любого диктанта, который вы выберете из сборников диктантов для начальной школы нужного класса.
Прошу только не экспериментировать над детьми и не диктовать беднягам тексты из газет. Почему-то это излюбленный приём многих пап и бабушек )))
Уважаемые учителя!
Вот два вида систематической работы с диктантами, которые позволили добиться 100% грамотности в моих классах.
Вид первый
Я сама преподавала в школе много лет и знаю цену каждой минуты. Мне нелегко было каждый урок не только давать мини-срез знаний, чтобы понять, кто из моих учеников и что именно он действительно усвоил (а не просто поднял руку вместе со всеми в конце урока, отвечая на вопросы: «Поняли? Понравился урок?»), но и давать ученикам возможность каждый день писать под диктовку 3-4 предложения. Не успевали написать 3-4 предложения – писали 1-2 предложения.
Вид второй
Каждый понедельник я раздавала детям лист формата А-4 с 5-тью диктантами, в которых были пропущены все виды пройденных орфограмм (про орфограммы – здесь ). Я сообщала, что в пятницу я буду на оценку в журнале диктовать один из этих диктантов. Как хотите – так и готовьтесь. Или не готовьтесь. Самые старательные дети не только вставляли во всех диктантах нужные буквы в пропущенные места, вспоминая верную орфограмму, но и писали их под диктовку родителей. Некоторые дети только вставляли пропущенные орфограммы и писали 1-2 диктанта, некоторые писали один диктант и устно проговаривали орфограммы. Кто-то, бывало, вообще «забывал» про этот чудесный лист, но в пятницу был диктант. Всегда.
Вот из этих диктантов-дырочек (как любовно называли их ученики) и родились книги: «Подготовка к контрольным диктантам по русскому языку 1-2 класс», «Подготовка к контрольным диктантам по русскому языку 3 класс», «Подготовка к контрольным диктантам по русскому языку 4 класс».
Так как «дырочек» в диктантах было много, и многие родители уже не справлялись не только с 3-им или 4-ым классом, а и со 2-ым (не знали, какую букву надо выбрать или написать), то я, специально для родителей, давала тексты-ответы для удобной диктовки. Так появились книги:
И с каждой неделей становилось всё больше детей, желающих написать диктант, так как у моих учеников появлялась уверенность в своих силах, повышалась грамотность.
На еженедельный пятничный диктант я отводила 10-15 минут. Они не были большими, но зато были насыщены орфограммами.
Мои дети настолько были приучены к письму под диктовку, что никакой городской контрольный диктант им уже не был страшен.
Книги, из которых можно брать и писать диктанты каждый день, – здесь.
Правила
1. В каждом пособии собраны все правила, необходимые для автоматического грамотного письма.
2. Без знаний этой теории невозможно написать без ошибок контрольные диктанты, тесты, изложения, эссе, сочинения и другие проверочные работы.
3. В пособие вошли основные правила, представленные во всех федеральных учебниках по русскому языку.
Диктанты
Как заниматься с ребёнком русском языком
Как объединить усилия, чтобы помочь ребенку с русским языком? Точно не ругать ребёнка за те отметки, которые вы видите в дневнике. Не получилось достичь успеха сегодня — значит, нужно ещё поработать, чтобы добиться нужного результата. Однако бездействовать, списывая неудовлетворительные отметки на случайность, тоже нельзя. Случайностей не бывает.
Если ребёнок перешел в другую школу, высока вероятность, что пробелы, возникшие из-за разницы в программах, проявятся, пусть и не сразу, а спустя полгода-год. В этом случае заниматься русским языком с ребёнком самостоятельно не всегда целесообразно, гораздо эффективнее помочь ребёнку выучить пропущенный материал поможет репетитор русского языка или учитель на дополнительных занятиях, ведь не каждый родитель хорошо ориентируется в программах по русскому языку.
Не исключено, что школьник вроде бы выучил все правила, но применять их не умеет. В этом случае взрослые тоже обычно задумываются, как лучше заниматься с ребенком русским языком. Если у ребенка нет дисграфии, которая требует специализированной помощи логопеда, то почти наверняка помощь родителей принесёт пользу.
Когда пропущено много уроков (например, во время болезни), также не стоит думать, что, начав заниматься с очередного урока, ребёнок может не обращаться к материалу, «пройденному» в классе во время его отсутствия. Каждый ли родитель сможет помочь выучить ребёнку русский язык в данной ситуации? Это зависит от того, насколько хорошо владеет взрослый нужными знаниями, насколько располагает временем, насколько готов приложить свои усилия, чтобы помочь сыну или дочери добиться результата.
Когда до сдачи ОГЭ или ЕГЭ остается год или два, лучше доверить подготовку ребенку к экзаменам профессионалам. Однако и в начальной школе, и в пятом-шестом классах родителям вполне под силу разобраться, как заниматься с ребёнком русским языком.
Почему диктанты? Во-первых, диктанты — понятная каждому форма работы, вы без труда объясните ребёнку, как будете заниматься. Во-вторых, диктанты — одна из эффективнейших форм закрепления и повторения материала, важно только правильно подобрать материал для диктанта.
Для диктовки можно взять тексты из популярных сборников диктантов, или самостоятельно подобранные отрывки из тех произведений, которые сейчас читает ребёнок, или фрагменты из научно-популярных статей. Чтобы ребёнок занимался с удовольствием, не используйте большие по объёму тексты, лучше разделите длинный текст на несколько частей. Дети, как правило, с интересом относятся к диктантам «с продолжением», которые можно писать, например, на протяжении недели.
Все эти задания важны, т.к. ребёнку, изучающему русский язык, регулярно приходится и определять род слов, и спрягать глаголы, и определять, какая буква пишется на месте сомнительного звука, и выполнять разбор словосочетаний и предложений. Зная, как правильно заниматься с ребёнком русским языком, вы поможете ему отработать навык применения своих знаний на практике.
«А теперь приведите примеры на это правило», — говорил учитель, ставя большую часть класса в тупик. Знакомая ситуация? К сожалению, задача привести свои примеры для многих детей очень сложна. А вместе с тем именно умение привести собственные примеры, иллюстрирующие то или иное правило, свидетельствует о том, что правило усвоено и может с успехом применяться на практике.
Как заниматься с ребёнком русским языком, чтобы он с интересом приводил примеры, подбирал проверочные слова, находил суффиксы, определяющие выбор написания? Устраивайте соревнование! Для взрослого почти нет разницы между «Придумай однокоренные слова к слову вода» и «Кто придумает больше однокоренных слов к слову вода». Для детей разница огромна. Желание победить — очень важная мотивация в развитии ребенка, особенно если вы поможете ему понять, почему победы не всегда удается достичь и как ещё нужно позаниматься, поработать, чтобы в следующий раз добиться более высокого результата. Если между собой соревнуются два или три ребёнка, победит один из них. А если вы занимаетесь русским языком с одним ребёнком и сами играете со своим сыном или дочерью? Кто в этом случае должен победить — вы или ребёнок? Однозначного ответа на этот вопрос, пожалуй, нет. А кто обычно побеждает, когда вы играете в игры-бродилки, лото или прятки? Наверное, в каждой семье этот вопрос решается по-своему. Однако даже если взрослый побеждает в игре, ребёнка непременно надо похвалить. За что? За то, что вспомнил редкое слово; за то, что был внимателен и привёл все примеры без ошибок; за то, что смог назвать больше примеров, чем в прошлый раз. Позитивный настрой в любом деле очень важен, тем более что этот настрой ребёнок перенесёт и в другие ситуации, связанные с учёбой.
Уже давно задача учителя при проверке работы по русскому языку не исправить неверное написание на правильное, а лишь указать строку или абзац, где допущена ошибка. Вы также можете использовать данный приём, когда занимаетесь с ребёнком русским языком.
Как заниматься с ребёнком русским языком, применяя этот принцип? Можно искать ошибки в выполненном ребёнком задании (например, в записанном диктанте) или в готовом тексте, который уже содержит ошибки. Существуют различные мнения, можно ли предлагать детям печатный текст с ошибками (чтобы не подрывать доверие к печатному слову) либо лучше использовать рукописный текст. На мой взгляд, нестрашно отредактировать и печатный текст, поскольку сейчас в печатных и виртуальных СМИ мы встречаем немало ошибочных написаний, а значит, ребёнок должен быть готов к тому, что не всё напечатанное безоговорочно верно. Вместе с тем существуют шрифты, обеспечивающие печатное написание, которое очень похоже на рукописное, поэтому вы легко можете их использовать, если решили позаниматься с ребёнком русским языком.
Что важно помнить, если вы решили использовать задания типа «Найди ошибку»? Если вы проверяете вместе с ребёнком диктант или выполненное им упражнение, слов с ошибками должно быть не более 10 на 100 слов, лучше — ещё меньше. Если в диктанте из 50 слов ребёнок допустил 20 ошибок, значит, он пока не выучил правила и вообще не готов выполнять задания на определённую тему (или разные темы). В этом случае поэтапно отрабатывайте каждое правило или обратитесь к специалисту, который поможет вам разработать комплекс занятий. Однако если вы видите всего несколько ошибок в выполненном ребёнком задании, предложите ему найти их самостоятельно. Поскольку в большинстве слов на конкретное правило ученик не ошибся, значит, правило в целом понятно ребёнку и пришло время не вырабатывать, а совершенствовать правописные навыки. В такой ситуации задание типа «Найди ошибку» вполне подойдёт.
Когда родители решают, как лучше заниматься с ребёнком русским языком, многие вспоминают весьма неоднозначный совет: «Ребенку надо больше читать!» За многие годы работы в школе я видела разных учеников — читающих взахлеб всё, что попадается под руку, и старающихся освоить даже школьную программу по литературе в кратком изложении. Прямой взаимосвязи между количеством прочитанных книг и грамотностью ученика, к сожалению, нет. Ведь важно не просто «проглотить» большой по объёму текст, а читать вдумчиво, задумываясь над смыслом непонятных слов, обращаясь к словарю, анализируя написание новых слов, обсуждая прочитанное в семье или с друзьями. Часто ли так читают дети? Увы, ответ очевиден.
Русский язык сложно вдруг полюбить в старшей или даже средней школе, интерес к языку должен воспитываться с ранних лет. С малышом вы просто обсудите прочитанное («Почему только с приходом мышки вытянули репку?», «Домик кого из трёх поросят самый надёжный?», «Отчего богатыри всегда одерживают победу?»), нарисуете иллюстрацию, выучите наизусть стихотворение. С младшим школьником полезно также заглянуть в словарь, узнать значение непонятного слова, обратить внимание на его написание, подобрать синонимы или антонимы. Это всё обязательно вернётся сторицей, и, будучи внимательным к языку, ребёнок будет осваивать его гораздо успешнее и добьётся высоких результатов, причём не только на экзаменах по русскому языку.
Конечно, эти и многие другие совместные занятия, развивающие интерес и внимание ребёнка к русскому языку, требуют гораздо больше временных затрат и вашей подготовки к ним, чем выдача ребёнку планшета с мультфильмами или игровой приставки, но результат обязательно порадует всех.
Как повысить грамотность ребенка.
Принцип Парето гласит: 20% усилий дают 80% результата и наоборот. Данный принцип применим к каждой сфере жизни.
В том числе и к обучению детей.
Но вначале давайте вспомним, что такое грамотность?
Грамотность – это уровень владения знаниями и навыками в определённой области, а также способность их применять на практике.
В современном мире информационных технологий и повсеместных сообщений — это визитная карточка человека.
Как повысить грамотность ребенка? На самом деле, это проще, чем может казаться. Предлагаем подборку эффективных упражнений для повышения грамотности.
Упражнение «Найди и исправь ошибки»
Ребенку предлагается текст, в котором есть орфографические или пунктуационные ошибки. Текст можете написать сами, от руки.
Упрощенный вариант — в каждой строке указать количество ошибок.
Вариант посложнее — указать общее количество ошибок в тексте.
Сложный уровень — не указывать количество ошибок.
В свое время именно так, мне кажется, я выучила русский язык. Моя мама, учитель начальных классов, приносила домой всегда стопки тетрадей.
Давала образец (иногда и без него) и говорила: «Проверяй, дочка.»
Я сидела каждый день по нескольку часов, играя в учительницу. К слову сказать, мне мама давала красную ручку, и я просто пищала от восторга.
А теперь есть заготовленные в тетрадках тексты с ошибками, и мальчишки уже синей пастой их исправляют.
Могу порекомендовать тетрадки программы 21 век (автор В.Ю. Романова, Л.В. Петренко)
Хорошие задания, тексты.
Прямо в тетради есть такие важные для детей упражнения, как «найди и исправь ошибки»
Повысить грамотность можно используя технику эффективного обучения «Воронка»
С помощью нее легко убрать ошибки в словарных словах.
Для этого нужно сделать следующее:
Так вы обнаружите ошибки или потенциальные ошибки.
Например, у сына одной из участниц ШУД получилось обнаружить 59 ошибок из 300 слов.
После этого слова нужно слова нужно прогнать по «Воронке» и запомнить правильное написание с учетом применения техник эффективного обучения. Как это сделать? В видео
Марина за неделю свела количество ошибок ребенка к нулю.
2) Словарные слова из 300 было 59 с ошибкой, делали так как Рената учила. Через неделю – 0 ошибок )))))))))
Еще раз Благодарим Вас от всей нашей семьи!
Отличный способ повысить грамотность — давать ребенку читать вслух тексты диктантов
Мои дети читают диктанты 1-2 раза в неделю.
Можно купить сборник диктантов для соответствующего класса, или скачать. Важно читать тексты 10 минут вслух, четко проговаривая каждое слово. Каждый текст читается три раза.
При такой подготовке очень скоро ребенок покажет лучшие результаты по русскому языку.
Верный способ повысить грамотность ребенка летом — начать заниматься по рабочим тетрадям «Задание на лето» для учеников 1-6 классов
Скажу честно, тетради родились не просто так.
Сейчас у нас обучаются около трехсот детей возраста от 6 до 16 лет.
Каждый день мы получаем ответы на миссии и задания по курсам английского, школы спецагентов, клуба гениальных детей.
Мы видим, что многие дети допускают очень похожие ошибки.
И мы видим, что ошибок много.
Дети не знают словарные слова, не усвоили орфограммы, не умеют применять правила русского языка.
В связи с этим у команды «Школа 60 минут» возник запрос: разработать рабочие тетради, которые нацелены на повышение грамотности детей.
В течение нескольких месяцев тетради находились в разработке. В создании их принимали участие Любовь Стрекаловская, учитель Школы умных детей, Рената Кирилина, эксперт эффективного обучения, логопед-дефектолог.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок летом запомнил и улучшил все знания, которые получил за учебный год: запомнил орфограммы и научился писать без ошибок, или с их минимальным количеством, переходите в магазин.
Рабочие тетради подходят для детей с 1 по 6 класс.
___________
Важно! Если у вашего ребенка стойкая нелюбовь к русскому языку, отсутствует напрочь мотивация и интерес к обучению, помогите ему с помощью тренажёра «16 минут русского языка». Делайте задания вместе, придумывайте новое, путешествуйте по стране знаний, заполняйте таблицу успеха и не бросайте ребенка одного!
При разработке мы учли, что не все родители смогут заниматься вместе с ребенком, поэтому наши задания подойдут для самостоятельного изучения.
Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять