Как подвесить колонки к стене
Установка и подключение акустических систем
Содержание
Содержание
Расположение колонок
Казалось бы, что тут сложного? Компьютерные колонки — на стол, колонки для ТВ — на тумбу под ним, саб от колонок — в саму тумбу. Первое время может казаться, что все отлично, но потом оказывается, что музыка из колонок какая-то глухая и размытая, а в фильме на сценах, где все стреляет и взрывается, сабвуфер начинает гудеть и дребезжать вместе со всей мебелью в комнате.
Выбирая домашнюю акустическую систему, стоит помнить, что звуковые волны — реальные физические объекты, с которыми придется уживаться в одной комнате. Волны могут шатать мебель и стены, заставлять дребезжать окна и кружки на столе, а могут аккуратно рассеиваться по комнате без ущерба для окружающих. Все зависит от того, как поставить колонки, куда их направить, в какой комнате они находятся и какая мебель в ней стоит.
На столе
Звенящий камертон в воздухе еле слышен, но если прислонить его к столешнице, та станет отличным резонатором, как гитарная дека для струны — звук камертона многократно усилится. То же самое произойдет, если поставить колонки прямо на стол. Только колонки создают намного более сильные колебания, чем крохотный камертон.
Звук по твердым поверхностям распространяется быстрее и лучше, чем по воздуху, так что до слушателя сначала будет долетать звук от резонирующей столешницы (она ближе), а спустя микросекунду — от колонок. Эти сигналы будут наслаиваться, в итоге музыка получится размытой. В дополнение, столешница резонирует на определенных частотах (в зависимости от ее размеров и плотности), коверкая АЧХ основного сигнала. И вся эта муть, в обнимку со звоном стаканов и дребезгом клавиатуры, летит прямо в уши слушателю.
Кстати, о слушателе. Обычно он сидит за столом в полуметре от колонок. Стандартная высота стола — 75 см, высота колонок — 20–30 см, то есть до ушей слушателя остается еще минимум полметра. Производители рекомендуют располагать колонки так, чтобы точка между твитером и вуфером была на высоте ушей. Так, например, всегда располагают контрольные мониторы в студиях звукозаписи. Если же колонки стоят значительно ниже и смотрят вуферами вдаль, тогда звук будет глухим и слабым, поскольку идеальная точка для прослушивания (т.н. sweet spot) находится где-то за спиной.
Получается, надо развязать колонки со столешницей и приподнять их, либо наклонить так, чтобы они смотрели на слушателя. Простой, быстрый и бесплатный способ — использовать стопку книг, но выглядеть будет так себе. Если есть время и скилл, можно выпилить деревянный брусок и постелить на него несколько слоев виброизолирующей резины для тихого пола, найти ее можно в строймаге. Ну, или можно просто заказать готовые подставки.
На полке, в шкафу или стеллаже
Полочная акустика потому так и называется, что ее можно поставить на полку, так ведь? Да, конечно, можно, но тут важно, что это за полка. Если это ниша в шкафу или стеллаже, тогда, во-первых, будет тот же эффект, что и со столом. Только хуже, ведь стеллаж больше, и вещей, которые будут дребезжать, в нем тоже больше.
Во-вторых, такая ниша по конструкции будет напоминать сабвуфер: в небольших закрытых пространствах образуются стоячие волны в низкочастотном диапазоне. Еще хуже, если в глухой нише стоит сабвуфер — получится саб в сабвуфере, способный сотрясать целые подъезды. Кому-то, наоборот, покажется, что так лучше — больше баса, значит, сильнее качает? Вот только этот бас будет гулким, бубнящим и размытым. Это явно не тот бас, который хотят слушать соседи, но им придется — шкаф или стеллаж не только сам отлично резонирует, но и передает вибрации в пол и в ближайшую стену.
Если же колонки стоят на открытой полке, либо на комоде или тумбе, то здесь понадобится виброизоляция — подставка из поролона или резины. Еще лучше, если комод внутри забит полотенцами, постельным бельем и бабушкиными шерстяными носками — они заглушат резонансы от мебели. Но это не значит, что все идеально. Значение имеет:
Если же все стоит, как попало: одна колонка ближе, другая — дальше, то и в музыке все будет так же: бочка будет где-то сбоку, баса не будет вообще из-за проблем с фазой и т. д. Словом, Бетховен не так задумывал девятую симфонию.
На стене
Многие размещают акустику на стене, особенно, если это система для домашнего кинотеатра 5.1 и выше. Всю плеяду сателлитов нужно разместить на одном уровне, тут комоды и тумбы не помогут, придется брать в руки перфоратор и сверлить стену. Но страдания соседей могут не закончиться на этом, если забыть о виброизоляции. Как минимум, потребуется подставка под сами колонки, а если конструкция кронштейна этого не позволяет (например, он держит колонку клещами), то придется развязывать само крепление со стеной. Тут на помощь придут хитрости и материалы из звукоизоляционных систем для квартир: резиновые прослойки, виброизолирующие шайбы и т. д. Эффективнее всего сочетать оба подхода.
Много споров возникает о высоте крепления. Не всегда есть возможность закрепить колонки на уровне ушей, поэтому часто их привинчивают под самый потолок и направляют на слушателя. Однако в углах скапливается бас, и этот случай не исключение — колонки будут бубнить. Рекомендуется сделать отступ от потолка хотя бы в несколько дециметров.
На стойках
Стойки — оптимальный вариант в плане звука и самый гибкий в плане поиска идеальной позиции для колонок. Большинство производителей рекомендует ставить полочную акустику на стойки, поскольку они позволяют:
Провода
Какие провода и разъемы нужны
Если система активная, достаточно пары качественных RCA, проще говоря — колокольчиков. Если это пассивная стерео- или многоканальная система, то, скорее всего, на усилителе и колонках будут винтовые зажимы для фиксации кабеля. Это значит, что:
Толщина провода зависит от длины. Для кабеля короче 5 м достаточно жилы площадью 1-1.5 мм², для 5–10 — 1,5-2 мм². Если провод длиннее 10 м, желательно, чтобы площадь его сечения превышала 2 мм. В общем и целом, чем толще сечение, тем меньше сопротивление и лучше звук. Иногда площадь сечения указывается в AWG, существуют таблицы переводов.
Кэйбл-менеджмент
Провода лучше всего пустить по гофрам, а те утопить в стены. Если такой возможности нет, можно пустить их по кабель-каналам на стенах. Стоит держать их подальше от линий электросети, радио и других кабелей, поскольку те провоцируют помехи.
Сами провода нужно промаркировать наклейками или цветной изолентой, особенно, если это домашний кинотеатр с миллионом каналов. Группы кабелей желательно стягивать хомутами, чтобы не переплелись между собой.
При подключении нужно помнить о фазе: допустим, в колонку идут два кабеля: слева — плюс, справа — минус. Если в другую колонку воткнуть слева — минус, а справа — плюс, тогда диффузоры динамиков будут двигаться в разные стороны, воспроизводя один и тот же звук (один — вперед, другой — назад). Звук будет вялым, ненасыщенным, без низких частот.
Также стоит напомнить о технике безопасности. Пока ведутся работы с кабелем, усилитель всегда должен быть выключен и выдернут из розетки. Без нагрузки, которую ему обеспечивают динамики, усилитель попросту сгорит.
Заключение
Хороший звук всегда связан с позицией: в одной точке слышно лучше, в другой — хуже. Поэтому расположение музыкантов в филармонии строго регламентировано, еще строже с расположением концертной и студийной акустики. Так почему с домашними колонками должно быть иначе?
Дополнительную свободу в поиске идеальной точки могут подарить беспроводные колонки, заодно они сэкономят ресурсы и время, которые ушли бы на прокладывание проводов.
Когда мы слушаем музыку или смотрим фильмы, нам хочется, чтобы звук был объёмным и высокого качества. Это зависит не только от характеристик самих колонок, но и от способа их размещения и крепления. О последнем важном элементе – креплении, мы расскажем в нашей статье.
Крепление к стене имеет ряд преимуществ. Колонки можно установить на свой вкус и подобрать элементы монтажа так, чтобы они стали частью дизайна системы. Прежде чем приступить к монтажным работам, необходимо составить чертёж элементов будущей конструкции. Подходящую схему можно найти в интернете.
Затем согласно выбранной модели закупить необходимые детали, предусмотреть необходимый для работы инструмент (сварочный аппарат, дрель и т. д.) и элементы крепежа (болты, гайки, шайбы и др.), подготовить клеевую смесь.
Какое крепление для колонок выбрать
Акустические системы различаются по весу, мощности и размерам. В соответствии с этими параметрами следует выбирать способ их установки. В зависимости от ваших технических навыков, вы можете приобрести готовые детали сборной конструкции либо самостоятельно изготовить крепление. В продаже можно найти различные кронштейны и стойки, их характеристики подбираются под массу и размер аппаратуры. Цена варьируется: недорогие крепежи китайских производителей подходят для лёгких и небольших АС, в то время как дорогостоящие варианты способны выдержать вес до 15 кг и выше. Промышленный крепёж не доставит проблем при установке. Он легко монтируется и регулируется в зависимости от размеров звукового оборудования. Однако его покупка может ощутимо ударить по карману. Перед началом работы следует определиться с методом крепления:
ВАЖНО. От выбранного способа будут зависеть параметры звучания. Правильный монтаж позволит получить звук высокого качества и отличной слышимости.
Кронштейн для колонок на стену своими руками
Преимущество этого способа – возможность сделать крепёж под свои запросы. Это надёжный и долговечный метод крепления акустики, удобный в небольших помещениях.
Недостаток – могут возникнуть сложности у неопытного пользователя (использование сварки и т. д.). Во многих случаях приходится сверлить отверстия в корпусе колонки. В категории до 5 килограмм будет достаточно лёгкой конструкции.
Для работы понадобятся:
НА ЗАМЕТКУ. Полочку из ДСП использовать необязательно, однако, она создаёт дополнительную жёсткость фиксации аппаратуры.
Уголки продаются в строительных магазинах, выбираются по длине АС. Размер ДСП подбираем под габариты колонок. При необходимости проводим подготовку уголков: подгонку по размерам, шлифование и т. д. Намечаем на металлических деталях и в стене отверстия, просверливаем их. Закручиваем подготовленные уголки, затем по желанию устанавливаем на них полку, прикручиваем её.
ВНИМАНИЕ. Чтобы обеспечить устойчивость и жёсткость конструкции, применяйте анкерные болты.
При использовании петель на каждую колонку понадобится по 2 детали. Сторона с выемкой крепится к стенке, противоположная со штырём стыкуется с аппаратурой. Чтобы звук не резонировал, необходимо оставить зазор между стеной и акустикой (до 40 см).
Непосредственно сами АС можно фиксировать несколькими способами:
ВАЖНО. Колонки, как правило, размещаются слегка наклонёнными вперёд и в перевёрнутом состоянии. В этом случае распространения звука идёт в сторону слушателей, а не в потолок.
Для тяжёлых изделий понадобится усиленная конструкция. Подбираем по четыре металлических трубы (две для стены и две для пола) под каждую колонку и соединяем их сваркой между собой так, чтобы они образовали форму буквы «г». Вариантов соединения со стенкой существует два:
В первом случае действуем по ранее указанной схеме. Во втором варианте в стене сверлятся достаточно глубокие и большого диаметра отверстия, в которые вставляем трубы и заливаем их цементом (или свинцом). Ножки конструкции с помощью цементного раствора соединяем с полом. Следует подождать, пока используемая смесь застынет. Сверху можно прикрутить полочку из ДСП. При желании, красим полученное изделие. Акустику можно зафиксировать одним из упомянутых ранее способов.
100 вопросов и ответов про установку или инсталляцию стереосистем
И энциклопедия акустической обработки помещения
100 вопросов и ответов про установку или инсталляцию стереосистем
И энциклопедия акустической обработки помещения
Любую, даже самую крутую стереосистему можно испортить неправильной установкой. Да-да, приобрести качественные компоненты, идеально совместимые друг с другом, выбрать кабели – это ещё полдела. Остальное решает инсталляция комплекса – если, скажем, задвинуть колонки на шкаф, расположенный в помещении с керамическим полом и огромными открытыми окнами – ничего хорошего по части звучания точно не выйдет. В нашей новой статье собраны сто наиболее часто задаваемых вопросов и ответов на них – все обсуждаемые темы касаются установки системы, ее настройке и доводке акустических характеристик комнаты.
1. По какой стене зала следует устанавливать громкоговорители?
Обычно оптимальной схемой является расстановка АС по длинной стене – такой подход не дает развернуться басовой волне и создать гул в точке прослушивания.
2. Использовать ли шипы при инсталляции напольных акустических систем?
Да, обязательно – развязка от пола исключительно важна.
3. Как защитить покрытие пола от возможных царапин шипами?
В комплекте обычно есть шайбы с углублением в центре, на которые можно устанавливать АС, оснащенные шипами. Если необходимо, шайбы можно приобрести в специализированных салонах.
4. На чем располагать полочные колонки, если выбраны они?
Лучше всего на специальных стойках для акустических систем.
5. Нужны ли шипы в случае применения стоек для полочных АС?
Конечно же, нужны – схема такая же, как и при работе с напольными спикерами.
6. Имеет ли смысл засыпать стойки для колонок?
Да, засыпанные стойки – более защищенная от резонансов конструкция.
7. Чем лучше всего засыпать стойки?
На 2/3 объема – песком или дробью.
8. Можно ли использовать настенные кронштейны для АС?
Такой подход допустим при конструировании системы хоум синема. В Hi-Fi (и, тем более, в High End) технике строго рекомендуется использовать специализированные стойки для полочных АС. Многие производители выпускают модели специально под свои громкоговорители.
9. Стоит ли располагать коленки на стеллажах?
10. Как необходимо ориентировать акустику на слушателя?
По правилу равностороннего треугольника, с разворотом на слушателя так, чтобы из точки прослушивания не были видны боковые грани колонок.
11. На какой высоте должны быть расположение твитеры колонок?
На уровне ушей сидящего в точке прослушивания человека.
12. Можно ли располагать колонки несимметрично?
В крайних случаях – при возникновении басовых мод. Такой вариант допустим, но разворот на слушателя все равно остается обязательным.
13. А можно ли установить одну колонку выше другой?
14. На каком расстоянии от стен следует устанавливать акустические системы?
Зависит от акустического оформления спикеров. Если перед нами закрытый ящик или фазоинвертор, выведенный вперед – то от стены следует отступить не менее 20-30 см. В случае выведенного назад фазоинвертора отступ должен составить не менее 60-70 см.
15. Я читал, что параллельная установка спикеров может дать лучшие результаты, почему вы не предлагаете такой вариант?
Данная схема может чуть улучшить пространственную картину, но снизит остальные параметры саунда.
16. Нужно ли использовать грили на АС?
По возможности их лучше снять – улучшится разрешение. Использование грилей рекомендовано, если в квартире присутствуют домашние животные, например – когда динамики колонок могут быть повреждены.
17. Можно ли улучшить ещё звучание громкоговорителей?
Да, утяжелите их – расположите сверху на спикерах специальные металлические пластины, которые можно найти в продаже в салонах Hi-Fi техники.
18. А можно ли ставить технику на спикеры?
19. А украшать их статуэтками и прочим?
Крайне нежелательно, так как такие вещи могут немного менять характеристики звукового поля.
20. Если в зале есть телевизор, имеет ли смысл поставить колонки по бокам ТВ?
Лучше всего избегать такой схемы, так как поверхность экрана телевизора будет работать как отражатель звука.
21. А по бокам шкафа?
Аналогично, не рекомендуется.
22. С колонками разобрались, а акустические кабели с какими терминалами оптимальное всего использовать дома?
Оптимальные по звуку – лопатки. Но с точки зрения эргономики самые удобные – «бананы». Голым проводом мы подключать не рекомендуем – будет сильнее выражено окисление и такой коннект не всегда безопасен.
23. Можно ли подключить АС обычным дешевым проводом типа «лапша»?
Вы сильно испортите звук системы. Купите недорогой Hi-Fi кабель – из меди неплохого сечения.
24. Имеет ли смысл использовать подставки для кабелей?
В системах класса High End важна каждая деталь и такой подход оправдан. В Hi-Fi комплексе это может быть избыточным – однако, попробовать стоит, кто знает? Каждая стереосистема уникальна – а развязка от пола ещё никакому компоненту не вредила. А кабель – это тоже компонент.
25. Что делать с покрытием пола в комнате для прослушивания?
Главное правило – избегать открытых гулких поверхностей типа плитки. Лучше всего даже паркет или ламинат закрыть ковром.
26. Какой ковер выбрать?
Чем толще – тем лучше!
27. А что с мебелью?
Оптимально, чтобы в комнате была лишь тяжелая мебель – она не «заведется» от звучания системы.
28. Идеальный диван для зоны прослушивания – это…
Большой, мягкий и очень тяжелый. Он сработает, как отличная басовая ловушка и снизит резонансы в помещении.
29. Как поступить со шкафами-витринами со стеклянными дверцами?
Если есть возможность – перенести их в другое помещение. Если такой возможности нет – закрыть стекла чем ни будь, например, плакатами из ткани.
30. Что делать с окнами?
Тяжелые и плотные шторы – наш выбор.
31. А жалюзи не помогут?
С одной стороны, жалюзи рассеивают звук. С другой – их легкая конструкция явно не носит аудиофильский характер – так что, лучше всего использовать проверенную схему со шторами.
32. Имеет ли смысл заниматься дверью, ведущей в помещение?
Да, если есть возможность, лучше всего улучшить ее прилегание к косяку и закрыть гладкую поверхность чем-нибудь вроде плаката из ткани.
33. Как поступить с потолком?
В базовом варианте подготовки помещения потолку внимание не уделяется.
34. Углы зала могут «заводиться», что делать?
Расположить в них басовые ловушки – от тяжелых кресел до специальных систем Bass Traps.
35. Большая стена за зоной прослушивания – как поступить с ней?
Идеально разместить на ней диффузор Шредера – вы существенно улучшите показатели локализации инструментов.
36. Что вы скажете об аудиофильских приборах – «оптимизаторах звукового поля»?
Скажем, что повторяемость эксперимента здесь не столь явно выражена – и, обычно, такие системы применяются в очень дорогих Ultra High End сборках, где важен «каждый волосок».
37. А о тарелках-рассеивателях, резонаторах и прочем?
«Эзотерические» моменты следует проверять самостоятельно, тут единого рецепта быть не может.
38. Всё ясно, переходим к компонентам – где располагаем их?
Конечно же – на специализированной Hi-Fi стойке.
39. Стойка какого типа оптимальнее всего?
Лучше всего, чтобы (если речь о системах базового уровня) она допускала возможность засыпки и утяжеления.
40. Её тоже придется засыпать и располагать на шипах?
Да, безусловно – точно так же, как и стойки для АС.
41. Как избежать перегрева техники?
Не устанавливать технику в стойку так, чтобы между ней и полкой сверху было совсем мало места.
42. Какое расстояние до верхней полки должно быть у компонента?
15-20 см для компонентов и 30-40 см для усилителей.
43. Где следует располагать ламповые компоненты или транзисторные мощники класса «А», выделяющие много тепла?
Или на верхней полке стойки или рядом на полу – на специальных постаментах.
44. Имеет ли смысл использовать защитные сетки на лампах?
Только в случаях, если кто-то может случайно задеть лампы.
45. В зале от работы техники может становиться жарко?
Да, кондиционер становится необходимостью – особенно летом.
46. Можно ли использовать сетевые компьютерные фильтры с системой?
Нет, вы существенно ухудшите качество звучания.
47. Но как тогда обесточивать комплекс «одной кнопкой»?
Приобрести аудиофильские сетевые распределители с кнопкой отключения.
48. Имеет ли смысл систему держать всегда в режиме stand by?
Вопрос двоякий. С одной стороны, постоянное использование режима stand by позволяет улучшить качество звучания при прослушивании системы непосредственно после её активации. С другой стороны, «усталость» схем от постоянного присутствия тока никто не отменял. Если вы хотите использовать комплекс долгие годы, мы рекомендуем всегда полностью обесточивать систему, а перед прослушиванием включать её за 30 минут до сеанса.
49. А какой период прогрева у новых компонентов?
Обычно техника выходит на базовые параметры через 100 часов работы.
50. …и у акустики?
Аналогично, около 100 часов.
51. Если я уеду на месяц, система потребует нового прогрева по возвращении?
Действительно, длительный простой комплекса может чуть изменить его звучание. Обычно прогретая система возвращается к оптимальному звучанию примерно через 2-3 часа прослушивания.
52. Можно ли использовать штатные кабели типа «лапша» для подключения компонентов?
Ни в коему случае. Купите простые бюджетные соединители и поразитесь разнице с «лапшой».
53. А что делать с сетевыми кабелями, они важны?
Это самое важное звено соединительного тракта, им лучше всего уделять наибольшее внимание.
54. Позвольте, тогда получается, что и розетки играют роль?
Да замена розеток с обычных на более качественные явно улучшит саунд. На рынке сейчас представлено множество вариантов, включая и аудиофильские прецизионные.
55. И щиток ввода электричества в квартиру?
Лучше всего собрать его на базе высококачественных автоматов и развести хорошим проводом.
56. А что за выделенная линия для электропитания системы?
Если позволяют возможности, продолжите выделенную линию толстым медным проводом электропитания от щитка в зал – для группы розеток, питающих стереосистему.
57. Может быть, тогда имеет смысл подумать о применении аккумуляторного блока питания всего комплекса? Или о системе фильтров электричества?
Такие модули есть, например, StormTank – но они достаточно дороги. И износ аккумуляторных батарей никто не отменял. Обычная схема в недорогих и среднего уровня системах – уделять внимание именно оптимизации стандартного электропитания. Использование фильтрации рекомендовано лишь в случае очень грязного электропитания – в иных случаях вы неизбежно сократите динамический диапазон звучания.
58. Как ухаживать за контактами системы и разъемами кабелей?
Раз в год очищать их специальными составами для возврата параметров коннекта к заводским.
59. Влияет ли уровень влажности в зале на качество воспроизведения?
Да. Идеально, чтобы в зале было от 40 до 50% влажности.
60. И на сами компоненты и акустику?
Деградация подвесов динамиков и конденсаторов в компонентах идет быстрее при уровне влажности менее 25%. Излишняя влажность, опять же, плоха – увеличивается вероятность коррозии.
61. Так без увлажнителя не обойтись?
Идеально, чтобы увлажнитель присутствовал в помещении.
62. А что с очистителем воздуха?
И очиститель воздуха лучше всего разместить в помещении – чистый воздух очень важен.
63. Ладно, с косметикой все ясно, а если я планирую ремонт помещения, с чего начать?
С измерений помещения – для этого лучше всего пригласить специализированную компанию и обсчитать комнату с точки зрения необходимых доводок её до идеальной для прослушивания.
64. Какой пол лучше всего предусмотреть?
Обычно используют плавающую систему пола – таким образом, поверхность получается развязанной от стен и позволяет лучше бороться с резонансами.
65. Как лучше всего обработать потолок?
Подвесные и натяжные потолки благоприятно сказываются на звуке, кроме того, в ультимативных схемах используются висячие звукорассеивающие панели.
66. А покрытие стен какое выбрать?
Есть специальные панели, повышающие или понижающие коэффициента рассеивания звука – чтобы не переглушить зал, обычно их используют после детальных акустических замеров помещения.
67. Далее – обои или краска?
Обои более оптимальны с точки зрения звука.
68. Что за стеклопакеты нужны?
Чем больше камер, тем лучше – такая конструкция будет меньше «заводиться».
69. Если ли специальные «аудиофильские» двери?
Да – и их достаточно. Такая дверь и окружающим позволит «не наслаждаться» звучанием системы, и отлично изолирует арку прохода в зал.
70. Наверное, стоит подумать о системе полного климат-контроля с рекуперацией и увлажнением?
Возможно, но следует помнить, что обслуживание подобных систем может быть затратным.
71. Помешает ли кофейный столик перед системой?
Если он небольшой – и его столешница выполнена не из стекла, то не помешает.
72. Какое число розеток предусмотреть для системы?
73. Может быть вообще не использовать розетки, а вывести шнуры питания со штекерами для компонентов с выделенной линии?
Такая схема теряет в гибкости – вы лишаетесь маневра на апгрейд сетевых кабелей, наиболее важных среди соединителей.
74. А можно ли применить вмонтированную в пол стойку-постамент для компонентов?
Опять же – вы потеряете возможность апгрейда. Кроме того, на вмонтированную конструкцию резонансы будут воздействовать сильнее, чем на развязанную через шипы. В итоге – мы не рекомендуем такое решение.
75. Подиум для техники и акустики – имеет ли смысл планировать такое?
Нет, лучше под каждый компонент выбирать необходимую подставку.
76. Диффузоры Шредера опять будут нужны?
Безусловно – причем, при выделении специального помещения под зону прослушивания рассеивали можно расположить и перед, и за слушателем, и на боковых стенах помещения.
77. А отдельные басовые ловушки?
Если предусмотрено большинство вышеописанных моментов, включая плавающий пол – вероятнее всего, они не потребуются.
78. Имеет ли смысл о введение в систему сабвуфера?
Как правило, такой подход оправдан лишь в случае с полочными АС и значительным по объему помещением.