Как подвесить велосипед в электричке
Провоз велосипеда в пригородных поездах (электричках)
Если до точки старта далеких и длительных путешествий велосипедные туристы используют в основном поезда или самолеты, то для коротких и непродолжительных велоПВД (велопрогулок и велоэкскурсий) прибегают к помощи пригородных поездов, более известные в народе как электрички.
В этой статье мы писали о том, чем отличаются поезда дальнего следования от пригородных, и рассказывали как правильно провозить велосипеды в «дальняках».
А в этой статье мы расскажем о правилах перевоза велосипедов в пригородных поездах и будем стараться поддерживать актуальной информацию.
Перевозкой пассажиров посредством пригородных поездов занимаются пригородные пассажирские компании. Полный список компаний можно посмотреть на сайте РЖД. Каждая пригородная компания самостоятельно (и/или с согласованием местных властей) устанавливает тарифы на перевозку пассажиров и провоз багажа (в том числе и велосипеда). Так же она и устанавливает правила провоза этого багажа, в зависимости от типа подвижного состава и прочих меркантильных зачастую не логичных соображений, известных только руководству этих компаний.
О типах подвижного состава рекомендуем ознакомиться на википедии, чтобы не нагромождать текст этой статьи. Там отлично показано, что под понятие «пригородный поезд» попадают «электрички» (электропоезда), дизель-поезда, рельсовые автобусы и д.р.
Практически на 100% железных дорог московского региона (Москва + Подмосковье) для пассажирских перевозок используются электрички (они же электропоезда, они же мотор-вагонный подвижной состав).
Московский регион еще уникален тем, что его обслуживают две пригородные пассажирские компании (ЦППК и МТППК) и подвижной состав (модели электропоездов) самый разнообразный. Рассказывать о каждой модели поезда мы не будем. Есть составы более удобные для провозки велосипеда, есть менее удобные, и все они постоянно обновляются. Но ко всему приходится приспосабливаться ради того, чтобы отправиться в свое велосипедное путешествие. С опытом придет понимание где лучше размещаться, так чтобы было удобно и вам и другим пассажирам.
Обратить внимание начинающих велотуристов стоит на нумерацию поезда. И ЦППК и МТППК (и в целом в России) присваивают электричкам шеститысячные и семитысячные номера.
А теперь вернемся к велосипеду. Провозить велосипеды во всех этих поездах возможно, согласно правилам транспортной компании, которой вы пользуетесь.
Мы разберем Московской регион, так как почти все наши путешествия начинаются и проходят тут.
В поездах МТППК (Ленинградское направление) тарифы и правила провоза велосипеда (пункт 4.1) говорят нам:
4) Стоимость провоза велосипеда зависит от дистанции перевоза.
3) В поездах «Стандарт+» (обычные 6000-е электрички с комфортным салоном) в головных вагонах предусмотрены крепления для провоза велосипеда в вертикальном положении в количестве 3 шт (формально это противоречит правилам). При хорошей сноровке можно разместить и шесть велосипедов.
4) Стоимость провоза велосипеда зависит от дистанции перевоза.
5) К абонементу на проезд пассажира можно добавить «Велоопцию».
Провоз велосипедов можно осуществить бесплатно с 11-00 до 16-00 и с 21-00 до 6-00 по всем направлениям, обслуживаемые ЦППК. Обязательно требуется оформить «бесплатный билетик».
А еще его вам с любовью оформят кассиры-контролеры в поезде, но придется заплатить за услугу оформления! Даже если провоз велосипеда бесплатный.
Правила провоза велосипеда в электричке
Растет популярность велоспорта и применение двухколесного транспорта в быту. Однако правила провоза багажа в транспорте, в т.ч. железнодорожном, постоянно ужесточаются. Рассмотрим, как изменится провоз велосипеда в электричке в 2020 г.
Нормативное регулирование
Многие пассажиры даже не подозревают, сколько документов регламентируют провоз личных вещей и грузов в пригородных поездах РЖД. Этот список достаточно объемный:
Кроме того, тарифы и порядок провоза вещей и грузов устанавливаются компанией-перевозчиком по согласованию с региональными властями. Эти требования могут различаться для каждого типа подвижного состава и зависеть от прочих обстоятельств.
Перевозками на пригородных маршрутах занимаются компании, с перечнем которых можно ознакомиться на сайте компании «Российские железные дороги».
Способы размещения велосипеда
Согласно п. 106 Устава РЖД в электричке за отдельную плату можно провезти до 50 кг багажа к установленной норме. Велосипед в неразобранном виде разрешается провозить в тамбуре электропоезда на платной основе. Размещение осуществляется по правилу: 1 тамбур — 1 велосипед.
В современном подвижном составе стали предусматривать места для велосипедов и тележек. Если же подобное не предусмотрено конструкцией, тогда багаж располагается в вагоне в вертикальном положении, прикрепляясь к грузовой полке.
Возможно размещение техники между сиденьями или поверх спинок, параллельно ходу вагона.
Провоз в электричке на практике
В правилах содержится недостаточно информации о том, как осуществляется провоз вещей и грузов в пригородных поездах. На практике ситуации решаются, исходя из возможностей и здравого смысла.
Где в вагоне располагать велосипед
На практике владельцы велосипедов решают этот вопрос исходя из ситуации, загруженности вагона и минимизации помех другим пассажирам.
В ходе размещения багажа приходится проявлять изобретательность и находчивость.
Некоторые способы перевозки велосипеда в электричке уже хорошо отработаны:
Не следует размещать велосипеды в тамбурах между вагонами. Там их сложно закрепить и они будут мешать проходу или вовсе загораживать его.
Подбирая место, следует исходить из того, что при перевозке велотехники пассажирам будут созданы помехи, а потому следует быть вежливым и терпеливым при разрешении возникающих проблем.
Стоимость услуги
На вопрос о возможности бесплатной транспортировки велосипеда в электропоездах дают ответ правила провоза багажа:
Но даже перед бесплатным провозом требуется в кассе или автомате получить проездной билет на велосипед.
Платная транспортировка предполагает стоимость провоза 60 руб. при дальности от пункта назначения до 100 км и 120 руб. — свыше этого значения.
Можно ли в электричку с велосипедом
7 минут Автор: Михаил Скворцов 2471
Иногда заезжаешь куда-нибудь далеко от города на велике и чувствуешь, что обратно уже ехать не можешь. Или надо сгонять по делам в пригород. Тут-то нам и помогают электрички! Можно ли провозить велосипед в электричке и как это можно осуществить?
Правила
Позаботьтесь о том, в чём вы будете провозить байк. РЖД запрещают везти грязный багаж, поэтому вы привлечете немало внимания к себе. Подготовьте какую-нибудь сумку или большой пакет.
Приготовьте багажные резинки: они вам пригодятся, чтобы компактно прикрепить свой байк к стенке или ручкам.
Если вы едете с друзьями, то лучше зайдите в разные вагоны. Много байков в одном вагоне создадут очередь.
Правила проезда гласят, что ручная кладь пассажира электрички может весить менее 36 кг и занимать не более 180 см, если просуммировать длины во всех измерениях. Это если провозить складной велосипед в сложенном виде.
Что же касается неразобранного байка, в правилах написано, что можно провозить велосипеды без мотора в электричке. Плата за перевозку в таком случае устанавливается железной дорогой.
То есть у нас есть выбор: провезти разобранный или сложенный байк в виде ручной клади или целый велосипед за отдельную плату.
В принципе, байк в любом случае можно провезти как ручную кладь: просто снимаете переднее колесо. После того как вы пройдёте турникеты, можете ставить колесо обратно. Только снимите его опять при выходе.
Стоимость
В электричках ОАО «Центральная ППК» и ОАО «Московско-Тверская ППК» можно бесплатно провезти байк в собранном виде. Это возможно каждый день с 11 до 16 часов и ночью с 21 до 6 часов утра.
Единственное условие, чтобы начало и окончание пути было в Москве или МО. В вагонах ОАО «Московско-Тверская ППК» бесплатно провозить байк можно только в пределах МО. Провоз велосипеда разрешён только в том случае, если вы взяли бесплатный билет. Без билета в поезд заходить с байком запрещено. Заранее билет взять нельзя: он выдаётся только в указанное выше время.
Оформить бесплатный билет можно в терминале. Для этого в меню нажмите «Ручная кладь» или «Багаж». Если таких пунктов нет, то нажмите пункт «Показать другие виды билетов» или пролистайте далее. Платить за билет надо либо до поездки, либо в самом вагоне контролёру.
Когда в Москве проводятся массовые велосипедные акции, например, «На работу на велосипеде» или «Велопарад», провоз в любое время суток бесплатный. Уточняйте об акциях на информационных стендах.
Вне времени бесплатной перевозки оплата производится по тарифам. Стоимость в таком случае колеблется в районе 40−120 рублей. Это зависит от направления поездки и пройденного расстояния.
Вообще контролёры и сами не знают, сколько нужно платить за проезд с велосипедом в электричке. На этой почве постоянно возникают конфликты между работниками РЖД и велосипедистами. Старайтесь не конфликтовать, а решать проблемы спокойно и с улыбкой, тогда вас точно пустят в вагон с байком.
Куда поставить?
Чтобы велосипед никому не мешал, можно его подвесить за седло к верхней полке багажа. Обязательно проверьте, надёжно ли он там висит. Подседельный штырь должен быть надёжно затянут! Также можно прикрепить байк к полке велосипедным замком, если вы боитесь испортить сиденье. На подвешенные байки пассажиры и контролёры не жалуются: это очень удобно, и вы никому не помешаете.
В некоторых поездах есть специальные места для габаритных грузов. Если таковые имеются в вашем вагоне, смело ставьте байк туда. Там он никому не помешает. Поищите в других вагонах такие места, если в вашем их нет, ведь это самый лучший вариант перевоза.
Первые два способа самые удобные, однако есть ещё один: вы можете поставить Байк между сиденьями для пассажиров. Можно даже его перевернуть, чтобы он точно не упал. Такой способ может применяться только в пустом вагоне: при большом количестве пассажиров велосипед будет доставлять неудобства людям.
В тамбуре байк лучше не ставить: вы будете мешать другим пассажирам и наживёте себе врагов. Единственное, что вы можете поставить байк в тамбуре первого или последнего вагона, ведь в них всегда меньше народу.
Запрещается
В поезде дальнего следования
В таких поездах никак не повесишь велосипед на полку. Получается, что провезти байк можно только в разобранном виде. Полки в купе и плацкарте большие, поэтому туда поместится даже несколько разобранных велосипедов. Конфликтов с соседями по поезду не должно возникнуть, так как места предостаточно. Нужно только закрепить байк багажными резинками, чтобы ни при каких условиях он не упал с полки.
Для перевозки байка в поезде нет никакой необходимости покупать отдельный билет. Просто разберите его, положите в сумку и поместите на полку для ручной клади. Удобнее всего положить байк в специальный велосипедный чехол.
Как упаковать
Снимите с байка переднее колесо, седло (штырь можно задвинуть в раму либо снять вместе с сиденьем) и руль. Чтобы было ещё компактнее, иногда снимают педали и заднее колесо. Не забудьте, что на двух педалях разная резьба!
Чтобы не испачкать сумку, лучше упаковывать в неё чистый байк.
Придите на перрон заранее, чтобы не возникало споров с проводниками. Если вдруг вас не пускают в вагон с упакованным велосипедом, убедитесь, что:
В случае выполнения этих правил вы имеете полное право перевезти велосипед в поезде.
Некоторые люди предпочитают класть байк в чехле в багажное отделение. Сдать его нужно за 12 часов до отправления вашего поезда. Велосипед не обязательно поедет в вашем поезде, поэтому, возможно, вам придётся его ещё ждать по приезде. В багажном отделении байк может приехать неисправным и повреждённым, поэтому этот способ используется редко.
И самое главное: будьте предельно аккуратны на железнодорожных путях! Не так давно электричка сбила велосипедиста, пересекающего пути. Это очень опасно! Переходить железнодорожные пути нужно только в специально установленных для этого местах. Убедитесь, что ни слева, ни справа не едет поезд. В противном случае подождите, пока он проедет, даже если поезд ещё очень далеко. Ходить или ездить на велосипеде вдоль железнодорожных путей запрещено. Берегите себя!
Как подвесить велосипед в электричке
Однако, часто возникают некоторые недопонимания между контролерами, работающими в пригородных поездах, и велосипедистами. То надо платить за провоз велосипеда, то вообще велосипед провозить нельзя. Или же возникают ссоры с пассажирами из-за того, что велосипед мешает проходу или пачкает чью-то одежду.
Попробуем разобраться, надо ли платить за велосипед в электричке и куда его лучше ставить в неразобранном состоянии.
Оплата проезда
По правилам
При проезде в электричке, пассажир должен руководствоваться Правилами проезда в поездах пригородного сообщения, которые есть не что иное, как выписка из «Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности». Именно в этих правилах и стоит искать ответ, можно ли ехать с велосипедом в электричке и если да, то каким образом.
Пассажир – лицо, совершающее поездку в поезде по действительному проездному документу (билету) либо имеющее проездной документ (билет) и находящееся на территории железнодорожной станции, железнодорожного вокзала или пассажирской платформы непосредственно перед указанной поездкой или непосредственно после нее.
Проезд пассажиров на железнодорожном транспорте во всех случаях осуществляется по проездным документам (билетам).
Контроль наличия у пассажира проездного документа (билета) осуществляется на железнодорожной станции, железнодорожном вокзале и остановочных пунктах при проходе пассажира к поезду пригородного сообщения через пункт контроля проездных документов (билетов) (при наличии указанного пункта), в пути следования поезда пригородного сообщения и при выходе пассажира через пункт контроля проездных документов (билетов) (при наличии указанного пункта) после окончания поездки в поезде пригородного сообщения.
То есть понятно, что как только Вы приобрели билет, который у Вас имеют проверять и при входе на платформу, и непосредственно в пути, и на выходе, Вы стали пассажиром. Теперь неплохо бы узнать, на что имеет права пассажир, и что ему делать запрещается.
Удивительные правила, не правда ли? Особенно пункт, который разрешает устанавливать плату за провоз велосипеда самой железной дороге в размере, определяемом этой самой железной дрогой. При этом особо интересно, что по всей стране организацией пригородных перевозок занимаются различные ОАО, которые каждый по-своему регламентирует проезд велосипеда. Например, ОАО «Экспресс-пригород», которая занимается пригородными перевозками за Уралом даже выделила отдельный пункт, посвященный провозу велосипеда:
В тамбуре пригородного поезда разрешается провозить за плату не более одного велосипеда в не разобранном виде. |
По факту
Забавно, что однажды ради спортивного интереса была все же предпринята попытка купить билет на велосипед. Однако, кассир на вокзале не смогла толком понять, как же пробить по кассе велосипед и рекомендовала снять колесо.
В самой же электрике контролеры ни разу не попросили билет на велосипед. Поэтому разбирать его в поезде нет необходимости. Если на выходе стоят турникеты лучше всего также снять колесо, чтобы не терять время на бессмысленные споры. Уж у контролера на турникетах его явно больше.
Куда лучше всего ставить велосипед в электричке
Велосипеды, подвешенные на багажной полке |
В электричке бывают вагоны, в которых отсутствует часть сидений, вследствие чего туда можно удобно поставить велосипеды. Поэтому, если позволяет время стоянки электрички (например при отправлении), то можно пройтись по составу и найти такие площадки, после чего уже размещаться с велосипедами.
Велосипеды на свободной площадке в вагоне |
Как провозить велосипед в транспорте
1. В какой транспорт пустят с велосипедом?
Велосипеды можно провозить в городском транспорте — автобусах, электробусах, троллейбусах, трамваях, метро и МЦК, пригородных поездах. Провоз может быть как платным, так и бесплатным, а в некоторых случаях в транспорт не пустят, если велосипед не разобран.
2. Как провозить велосипед в наземном транспорте?
Один человек может бесплатно провезти только 1 велосипед на всех маршрутах и на всех видах наземного городского пассажирского транспорта — в автобусах, электробусах, троллейбусах и трамваях. Заносить велосипед внутрь нужно через вторую дверь после того, как из салона выйдут пассажиры, а размещать его следует на накопительной площадке.
Провоз велосипеда в автобусе и других видах наземного транспорта не должен причинять дискомфорт другим пассажирам, поэтому придерживайте его на протяжении всей вашей поездки.
3. Как провозить велосипед в метро и МЦК?
Для провоза в метро велосипед должен быть в разобранном и упакованном виде (кроме детских и складных велосипедов, а также детских и инвалидных колясок). Чтобы разобрать велосипед, снимите переднее колесо и разверните руль на 90 градусов. Детали уберите в сумку или чехол, чтобы не испачкать других пассажиров.
Длина, ширина и высота разобранного велосипеда в сумме не должны превышать 150 сантиметров, тогда его можно провезти бесплатно. В другом случае придется купить отдельный билет. В вагоне разместите велосипед на широкой площадке напротив дверей. Правила провоза велосипеда в метро действуют и для монорельсовой дороги. В вагоне МЦК бесплатно можно провезти один велосипед. Для этого его нужно не разобрать, а зафиксировать с помощью специальных креплений.
4. Как провозить велосипед в электричке?
В тамбуре или в салоне. Больше всего места в первом и последнем вагонах. С 11:00 до 16:00 и с 21:00 до 06:00 пассажиров в электричках немного, поэтому провезти велосипед можно бесплатно. Перед поездкой нужно получить бесплатный билет на провоз велосипеда в пригородной кассе или в билетопечатающем автомате. На Ленинградском направлении бесплатный билет в эти часы получать не нужно — можно сразу проходить к поездам.
Остальное время — часы пик, поэтому по правилам провоза велосипеда в электричке вам нужно купить отдельный билет для велосипеда. На всех направлениях, кроме Ленинградского, в зависимости от количества поездок и маршрута он будет стоить не менее 60 рублей. Если вы приобрели месячный абонементный билет, то можете воспользоваться услугой «Велоопция» и перевозить велосипед в часы-пик со скидкой. На Ленинградском направлении такой возможности нет, зато провоз велосипеда в платные часы всегда стоит 30 рублей.