Как подвести самоподводящиеся трещетки на мазе
Как настроить самоподводящиеся трещетки на мазе
Принципы работы и виды тормозных трещеток, их настройка и замена
Каждое нажатие на педаль торможения провоцирует трение между движущимися элементами и постепенно приводит к износу тормозной системы. Чтобы спасти узел от преждевременного израсходования ресурса, в грузовую технику с пневматическим приводом устанавливается тормозная трещетка. Принцип действия устройства основан на поддержании оптимального зазора между накладными колодками и барабаном. Благодаря выверенному расстоянию элементы соприкасаются с усилием, не ведущим к перегреву либо к неэффективому замедлению скорости грузовика.
После каждых 100 тысяч повторений операции необходима замена тормозных трещеток. Без этого транспортное средство становится опасным для эксплуатации: повышается риск возникновения аварийных ситуаций на дороге из-за не откликающегося на действия водителя тормоза. GRONAX рекомендует не пренебрегать правилами безопасности. Воспользуйтесь широким каталогом интернет-магазина и обеспечьте своему автопарку защиту от неисправностей!
Типы регулировочных тормозных рычагов
Широко распространены конструкции ручного и автоматического типа. Внешне они схожи и представляют собой расширяющийся к низу стальной рычаг. На корпусе предусмотрены отверстия для проведения монтажа к вилке тормозной камеры.
Версия с ручным регулятором оснащается приёмным элементом со шлицом для червячной шестерни. Сбоку корпуса располагается червячная ось, предохраняемая от непроизвольного прокручивания стопорной пластинкой. На торце оси, выведенном на наружную сторону, размещается отверстие под ключ-шестигранник.
Дополнительно конструкция оборудуется шариково-пружинным фиксатором с резьбовой пробкой. Внутренние элементы закрываются от попадания загрязнений и воздуха накладками и уплотнительными кольцами. Подача смазки производится через пресс-маслёнку, избыток смазочного материала выводится с помощью предохранительного клапана.
Недостаток такого элементарно устроенного механизма — в необходимости проведения его самостоятельной настройки. После длительного использования фрикционные накладки постепенно истираются до уровня, при котором они не могут обеспечить нужной для уверенной остановки автомобиля силы прижатия к барабану. Регулировка тормозных трещеток в большинстве случаев проводится достаточно просто: потребуется повернуть червячный вал за шестигранник и поймать оптимальное расстояние между прижимающимися при торможении частями.
Автоматические трещотки отличаются тем, что в них предусмотрены дополнительные узлы:
Работа тормозной трещетки происходит следующим образом: уменьшение толщины накладок приводит к увеличению угла поворота рычага. На это реагирует поводок, через муфту и толкатель заставляющий храповик провернуться на один зуб. Объединённый в единую систему механизм провоцирует прокручивание шлиц-шестерни и вала разжимного кулака. Щель между барабаном и накладками сама устанавливается на необходимом уровне.
Замена тормозных трещоток
Узел может выйти из строя до указанного производителями в техпаспорте количества срабатываний по двум причинам:
Признаки того, что устройство становится опасным для использования и подлежит замене:
Последовательность действий при съёме отработавшего свой срок комплекта может быть различной (в зависимости от модели транспортного средства). Опираться стоит на инструкции по монтажу, прилагающиеся в комплекте с технической документацией. В общем виде алгоритм таков:
Перед началом работ настоятельно рекомендуется проверить, есть ли воздух в тормозной системе. В противном случае агрегат намертво зафиксируется на месте тормозными колодками. Сборка осуществляется в обратной последовательности.
Желательно проводить замену запчастей парой, чтобы на одной оси (задней или передней) не оказалось агрегатов от разных производителей с отличающимися длинами хода штока. Несоблюдение этого условия может привести неравномерному торможению колёс и возникновению аварийных ситуаций на дороге.
Ремонт тормозных трещоток невозможен без использования специализированного оборудования. Поэтому при необходимости починить забарахливший агрегат, а не поменять в нём изношенные детали, следует обращаться в профильные мастерские.
Евген 190rus Профи
Регистрация: 8 дек 2011 Сообщения: 4.211 Страна: Машина: MAZ
Юрий 67 Профи
Регистрация: 4 янв 2015 Сообщения: 6.216 Страна: Машина: MAZ
Последнее редактирование: 24 авг 2019
guardian01 Команда форума Модератор
Регистрация: 3 фев 2014 Сообщения: 2.227 Страна: Машина: MERCEDES
Евген 190rus, я же не зря тебе ссылку на эту тему кинул, на первой странице описание и картинка.
Юрий 67 Профи
Регистрация: 4 янв 2015 Сообщения: 6.216 Страна: Машина: MAZ
Последнее редактирование: 24 авг 2019
Евген 190rus Профи
Регистрация: 8 дек 2011 Сообщения: 4.211 Страна: Машина: MAZ
— добавлено: 24 авг 2019 в 17:43 —
Последнее редактирование модератором: 7 мар 2020
Юрий 67 Профи
Регистрация: 4 янв 2015 Сообщения: 6.216 Страна: Машина: MAZ
Евген 190rus Профи
Регистрация: 8 дек 2011 Сообщения: 4.211 Страна: Машина: MAZ
Меня может не быть. Работа намечается. Не судьба.
Юрий 67 Профи
Регистрация: 4 янв 2015 Сообщения: 6.216 Страна: Машина: MAZ
roman-130479 Класс 3
Регистрация: 13 сен 2019 Сообщения: 66 Страна: Машина: MAZ
guardian01 Команда форума Модератор
Регистрация: 3 фев 2014 Сообщения: 2.227 Страна: Машина: MERCEDES
Теоретически (сам в живую не разбирал в виду отсутствия таковых в то время когда работал на Мазе) надо расслабить храповой механизм К. Для этого выкрутить пробку 7, ту что с двумя глухими отверстиями (дырками). После этого будет возможность крутить червячный вал за шестигранник, с противоположной стороны, по чертеж со стороны манжеты 17. После регулировки вернуть пробку в исходное положение. Но это моё видение идеального варианта. Если же трещетка была в эксплуатации, всё заросшее ржей, то возможны осложнения вплоть до вывода трещетки из эксплуатации.
Lehaniva Команда форума Модератор
Регистрация: 28 мар 2012 Сообщения: 9.539 Страна:
Мазовских трещёток в руках не жержал, но думаю они не отличаются от Haldex.
Пробку откручивают для разборки трещетки. Для регулировки, с противоположной стороны торчит шестигранник.
Юрий 67 и Саня.П. нравится это.
roman-130479 Класс 3
Регистрация: 13 сен 2019 Сообщения: 66 Страна: Машина: MAZ
Lehaniva прав с противоположной стороны есть шестигранник и им все регулируется,я сегодня одну сторону подводил, делал это следующим образом,поддомкратил сторону правую и начал крутить по часовой стрелке до упора,кулачек пошел я видел,потом я попытался проверить колеса они не крутились,а дальше интересное, я начал отпускать в противоположную сторону чуть пошла потом затрещала я побоялся дальше силой крутить но чуть с треском пошла и колесо начало крутиться, я не знаю правильно ли я подвел?не раскрутятся ли они в движении?я где то видел что их надо отпускать следующим образом,нажимаешь на тормоз и во время отпускания педали когда механизм трещетки возвращается на до отпускать и так до рабочего положения
*андрей* Профи
Регистрация: 24 апр 2014 Сообщения: 5.450 Страна: Машина: MAZ
Всё именно так. Но, для того, чтобы немного отвести НАЗАД трещётку эту — существует целый РИТУАЛ —
Юрий 67 Профи
Регистрация: 4 янв 2015 Сообщения: 6.216 Страна: Машина: MAZ
Lehaniva Команда форума Модератор
Регистрация: 28 мар 2012 Сообщения: 9.539 Страна:
Короче…. один раз поставить трещётки Haldex, и забыть про эти «ритуалы».
Юрий 67 Профи
Регистрация: 4 янв 2015 Сообщения: 6.216 Страна: Машина: MAZ
По шлицам не нашёл ничего подходящего
Саня.П. и Андрей1967 нравится это.
*андрей* Профи
Регистрация: 24 апр 2014 Сообщения: 5.450 Страна: Машина: MAZ
Lehaniva, а ГДЕ их КРИВЫЕ взять?
И даже кулаки под крупный шлиц найти не проблема — они существуют. Можно хвостовики переварить. Тоже не проблема, если подойти грамотно к решению этого вопроса. А вот гнутые рычаги оставляют вопросы без ответов
roman-130479 Класс 3
Регистрация: 13 сен 2019 Сообщения: 66 Страна: Машина: MAZ
А если я приварю гайку на эту крышку с двумя дырками не сгорят там никакие ризинки?тут еще проблема,я вчера когда крутил трещетку я недавно приобрел МАЗА видел что между колес с сальника масло гонит через дырки,видно что там уже как солидол надо сальники менять, только нигде нет вообще никакой инфо как их менять вообще, боюсь разобрать и не собрать,а эффективность тормозов из за этого уменьшается
*андрей* Профи
Регистрация: 24 апр 2014 Сообщения: 5.450 Страна: Машина: MAZ
roman-130479, Нет, не сгорят. Только эту крышку до конца не затягивай. Она кернится. Иначе пружину зажмешь храповиком.Не бойся, там нет ничего сложного.
Если масло между дисками, то эффективность тормозов не снижается.
Однако это вовсе не означает, что сальники менять не надо. Их там два — один 2.2-120х150, второй 1.2-120х150.
Заодно купи комплект колец (второпластовое+резиновое) на цапфу под втулку сальника на каждую ступицу. Хуже от этого не будет. Ну и кольцо резиновое под колпак (корпус водила) на ступицу.
У тебя какие ступицы? Клинья?
roman-130479 Класс 3
Регистрация: 13 сен 2019 Сообщения: 66 Страна: Машина: MAZ
У меня евроступицы,маз 2008 года четыре пневмоподушки,половина вабко стоит, половина хрен знает откуда,польша голландия,я купил его в феврале месяце, вот пока ездию и чиню, пока самое задница это шкворень,подшипник раздавлен но в официальном сервисе Маз ценник 40000 рублей сделать, там вроде как кидают палец в жидкий азот,проблемм хватает
Как работает саморазводящая трещетка
Трещетка МАЗ, регулировка
В различных системах и узлах управления автомобиля есть элементы, без которых невозможно представить их нормальное функционирование, да и вообще, трудно представить сам узел. Что-то является неотъемлемой частью основного механизма, как, например, механизм рулевой МАЗ никак не обходится без шариковой гайки рейки. Что-то помогает поддерживать расчетные показатели главных составляющих узла, как натяжное устройство в ременных передачах.
А что-то совмещает в себе и те, и другие функции, как в той же тормозной системе делает регулировочный рычаг. Вот о нем и пойдет речь дальше… Устройство и принцип работы
Основная задача описываемого приспособления, это перевод усилия от штока тормозной камеры авто с пневматическим приводом на разжимной кулак и в поддержании необходимой величины зазора между тормозным барабаном и рабочей поверхностью колодок. Для связи рычага и разжимного кулака используются шлиц шестерни, а связь с корпусом выполняется посредством оси.
Для присоединения тормозного механизма к кронштейну служит поводок с фиксатором. При торможении вилка камеры начинает «давить» на верхнее отверстие в корпусе, это приводит к тому, что разжимной кулак и трещотка МАЗ проворачиваются. При этом управляющее колесо и упоминаемый поводок остаются на месте, из-за чего образуется определенный зазор. Параллельно, упираясь в прорезь кольца, толкатель смещается вверх по отношении к корпусу, полумуфта поворачивается, а червячный вал остается неподвижным.
Чтобы не происходили скачки кулачков и других элементов тормозов, перемещения подвижной муфты не должны выходить за пределы шага храпового соединения. В противном случае зазор между тормозным барабаном и накладками выйдет за установленные нормы, что сразу скажется на эффективности и функциональном соответствии системы. Другое дело, что зазор может измениться в процессе эксплуатации вследствие износа накладок.
Опять таки, корпус вместе с подвижной полумуфтой смогут провернуться на больший угол, тем самым, увеличив ход толкателя и кулачки, скорее всего, будут перескакивать. Именно здесь и вступает в действие трещотка МАЗ, которая автоматически изменит величину зазора до необходимой.
Теоретически, рычаг-трещетка способен обеспечить правильный зазор даже в случае полного износа накладок, вот только доводить до подобного состояния колодки категорически не рекомендуется:
И в том, и в другом случае автовладельца ждут траты значительно существенней, чем при простой замене накладок.
О ЧЕМ НУЖНО ПОМНИТЬ
Сами рычаги следует периодически осматривать на предмет их целостности – «доктор» обязан быть здоровым, и только при соответствие регулятора всем стандартам можно надеяться, что регулировка будет происходить по сценарию конструкторов. Так что в первую очередь следует следить за отсутствием следов истирания в местах контакта с другими деталями, трещин, сколов, химической коррозии и прочих повреждений. Даже если они еще не приобрели тех масштабов, что грозят нарушением функционала, это не означает, что подобное не случится уже в самом ближайшем времени. Тем более если специфика работы конкретного транспортного средства предусматривает частое использование тормозов. Также обязательно нужно уделить внимание уплотнительным кольцам – именно они не позволяют смазке из внутренней полости рычага попадать на рабочие части, а грязи внутрь детали. Выход масла наружу может спровоцировать ухудшение контакта фрикционных поверхностей и тормоза перестанут держать как нужно. Попадание пыли-грязи в трещотку означает ухудшение смазки ее подвижных элементов и, следовательно, уменьшение ее срока службы. И еще, если уж пришлось менять рычаги, то делать это лучше сразу парой для каждой оси – ход штока у деталей из разных комплектов может отличаться. Соответственно, в такой ситуации становиться потенциально возможной разница прижимной силы на противоположных бортах. В свою очередь, это приведет к недостаточности сил торможения в общем и «перекошенному» износу, причем со временем вектор «перекоса» изменится, и все станет еще хуже, так как происходить это будет не с новенькими, но порядком изношенными деталями. Даже автозапчасти с элементарной конфигурацией и невысокой степенью технической сложности стоит приобретать только у проверенных поставщиков. Когда же речь идет о важной составляющей тормозной системы тяжеловоза, то это должно быть обязательным правилом. Конечно, не всегда есть возможность обратиться к производителю штатных автокомплектующих, но есть немало производителей-поставщиков, способных предложить вам действительно качественный аналог. Один из таких наш торговый дом «СпецМаш», и вся продукция в нашем каталоге это проверенные и сертифицированные изделия.
Регулировочный рычаг МАЗ — особенности установки и ремонта
Рычаги регулировочные МАЗ используются в тормозных системах колес для передачи усилия на разжимной кулак от штока камеры автомобилей с пневматическим приводом. Основное предназначение данной запасной части заключается в поддержании зазора между накладными колодками и тормозным барабаном.
Интересна не только конструкция регулировочного рычага, но и его взаимодействие с деталями. Рассмотрим подробнее правила эксплуатации рычага регулировочного МАЗ, его замену.
Регулировочный рычаг маз: следите за колодками
С помощью шлиц шестерни связывается с разжимным кулаком, а посредством оси – с корпусом. Поводок с фиксатором служит для присоединения к кронштейну тормозного механизма. Отметим, что имена эта запасная часть является важным составляющим любого транспортного средства.
Во время торможения вилка камеры оказывает небольшое давление на отверстие в корпусе, находящееся вверху. В результате регулировочный рычаг тормоза и разжимной кулачок поворачиваются. На месте остается лишь поводок с кронштейном и управляющее колесо. Из-за подвижности и неподвижности других элементов образуется зазор. Толкатель, упираясь в прорезь кольца, двигается вверх относительно корпуса и поворачивается полумуфта. Червячный вал остается на месте. Происходит это из-за проскальзывания храповых муфт.
Необходимо, чтобы зазор, образующийся между тормозным барабаном и накладками, не превышал установленных норм. В таком случае подвижная муфта поворачивается по отношению к неподвижной полумуфте. Перемещение должно происходить в пределах шага храпового соединения. Только так не произойдет скачок кулачков и других запчастей. Во время растормаживания детали необходимо вернуться в начальное положение. Регулирование тормозов не выполняется.
Тем не менее, износ колодок также может привести к увеличению зазора. Корпус и подвижная полумуфта будут поворачиваться на больший угол. Толкатель пройдет значительное расстояние и кулачки перескочат. Так как при затормаживании случилось перескакивание на один шаг, произойдет поворот червячного вала и муфты неподвижной. Вращение передастся шестерне. В результате повернется разжимной кулак и соответственно зазор между тормозными накладками и барабаном уменьшится.
Регулировочный рычаг МАЗ будет задействован во всем цикле торможения. Это приведет к уменьшению зазора до необходимой величины. По такой схеме выполняется автоматическое регулирование тормозов.
Поэтому вовремя меняйте колодки, вед их износ может привесте к аварийной ситуации. При замене данной запчасти МАЗ разбирают тормоза. Как правило, вручную регулируются размер зазора. Чтобы достичь этого, следует аккуратно отвернуть пробку. Для дальнейших манипуляций потребуется отвертка. Далее отделяем неподвижную муфту от подвижной. Вал червячный будет вращаться в обе стороны. От его перемещений и зависит величина зазора. Чтобы уменьшить или увеличить ее, нужно повернуть червячный вал за шестигранник.
Внутренние полости регулировочного рычага МАЗ надежно защищены от грязи и влаги с помощью уплотнительных колец. Это позволяет продлить срок службы. В процессе сборки смазкой наполняют внутренние полости через масленку. Для выхода вещества служит предохранительный клапан.
Каждый регулировочный клапан промаркирован для получения необходимой информации о запчастях МАЗ. Обычно указывают дату выпуска, товарный знак изготовителя. Также на детали есть клеймо испытателя.
Установка рычагов МАЗ
Агрегаты устанавливают согласно рекомендациям производителей. При замене в основном меняют сразу пару запчастей одной оси. Дело в том, что устройства от разных изготовителей отличаются ходами штоков. Поэтому равномерность торможения может нарушиться и приведет к неприятным последствиям.
Купив рычаги регулировочные, необходимо установить их на шлицы разжимного кулачка. Поводок при этом одевают на фиксатор. Оптимальное расположение – заглушкой вперед. Здесь необходимо правильное расположение шестигранника. Поэтому обязательно направьте его к тормозной камере. Всегда помните о том, что ошибки при установке могут привести к поломке регулировочного рычага уже во время первого торможения.
Чтобы фиксатор поворачивался на кронштейне камеры, необходимо разжать болт. Затем следует против часовой стрелки повернуть шестигранник, совместить отверстия и вилки штока. Также аккуратно выполните дальнейшее соединение запчастей. Чтобы осуществить регулировку хода в нужных пределах, поверните вал за шестигранник.
Для замены колодок или накладок отверткой открутите пробку. Муфта и полумуфта выходят из зацепления. Червячный вал начинает вращаться, а разжимной кулак возвращается в свое первоначальное положение. Между тормозным барабаном и накладками образуется максимальный зазор. Как только они будут заменены, следует отрегулировать ход штока.
Заклинивание тормоза: что делать?
В процессе длительной эксплуатации транспортных средств иногда происходит заклинивание тормозов. Особенно при движении автомобиля на горной местности. В таком случае нужно отрегулировать величину зазора между накладками и барабаном. Это позволит избежать заклинивания. В таком случае барабан значительно нагревается, что приводит к существенному его увеличению в диаметре. Зазор растет, и деталь выбирает его автоматически. Как только барабан остывает, деталь прижимается к накладкам.
Как развести и подвести
Перед тем как развести трещетки на КамАЗе, необходимо измерить свободный ход штока.
Перед началом выполнения работ нужно убедиться в том, что стояночный механизм отключен вместе с силовым агрегатом.
Для проведения данной процедуры рекомендуется установить транспортное средство на смотровую яму или специальную платформу, предназначенную для проведения ремонтных работ. После это следует измерить давление воздуха в пневматической системе привода тормозной системы.
Необходимо отметить место нахождения крайней точки штока. Для этого потребуется установить линейку параллельно штоку торцом к корпусу тормозной камеры. После этого следует нажать на педаль тормоза до упора и отметить новое положение штока.
Если разность полученных результатов превышает 40 мм, нужно ослабить стопорный болт, повернуть ось тормозного рычага и развести трещетки до соприкосновения их с корпусом барабана.
Рычаг тормоза регулировочный: надежный привод тормозных механизмов
В автомобилях, автобусах и иной технике с тормозами с пневматическим приводом передача усилия от тормозной камеры на колодки осуществляется посредством специальной детали — регулировочного рычага. Все о рычагах, их типах, конструкции и применяемости, а также об их выборе и замене — читайте в статье.
Что такое регулировочный рычаг тормоза?
Регулировочный рычаг тормоза («трещотка») — узел колесных тормозных механизмов транспортных средств, оборудованных тормозной системой с пневматическим приводом; устройство для передачи момента силы от тормозной камеры на привод тормозных колодок и регулирования (ручного или автоматического) рабочего зазора между фрикционными накладками колодок и поверхностью тормозного барабана путем изменения угла установки разжимного кулака.
Большинство современных тяжелых колесных ТС и различной автотракторной техники оборудуется тормозной системой с пневмоприводом. Привод механизмов, смонтированных на колесах, в такой системе осуществляется с помощью тормозных камер (ТК), ход штока которых не может изменяться или меняется в очень узких пределах.
Это может приводить к ухудшению работы тормозов при износе накладок тормозных колодок — в какой-то момент хода штока будет уже недостаточно, чтобы выбрать увеличившееся расстояние между накладкой и поверхностью барабана, и торможения просто не произойдет.
Для решения этой проблемы в состав колесных тормозных механизмов вводится дополнительный узел для изменения и поддержания зазора между поверхностями данных деталей — регулировочный рычаг тормоза.
На регулировочный рычаг возлагается несколько функций:
Благодаря рычагу поддерживается необходимый зазор между колодками и барабаном, что снимает необходимость регулировки хода штока тормозных камер и вмешательства в другие детали тормозных механизмов. Данный узел играет очень важную роль в обеспечении нормальной работоспособности тормозной системы и, как следствие, безопасности транспортного средства. Поэтому при неисправности рычага его необходимо заменить, но прежде, чем делать покупку новой детали, следует разобраться в конструкции, принципе работы и особенностях регулировочных рычагов.
Типы, конструкция и принцип работы регулировочного рычага тормоза
На транспортных средствах используется два типа регулировочных рычагов:
Регулировочный рычаг с ручной регулировкой
Наиболее простую конструкцию имеют рычаги с ручным регулятором, которые чаще встречаются на автомобилях и автобусах ранних годов выпуска. Основу этой детали составляет стальной корпус в виде рычага с расширением в нижней части. В рычаге выполнено одно или несколько отверстий для присоединения к вилке тормозной камеры. В расширении выполнено большое отверстие для установки червячной шестерни с внутренними шлицами, перпендикулярно корпусу рычага располагается червяк с осью. Ось червяка с одной стороны выходит из корпуса, на ее наружном торце выполнен шестигранник под ключ.
Ось зафиксирована от проворачивания стопорной пластиной, которая удерживается болтом. Дополнительно в рычаге может располагаться шариковый пружинный фиксатор — он обеспечивает фиксацию оси за счет упора стального шарика в сферические углубления на оси. Прижимная сила шарика может регулироваться резьбовой пробкой. Установочное место зубчатой пары шлиц-шестерни и червяка закрыто с обеих сторон металлическими крышками на заклепках.
Вопросы подбора, замены и обслуживания регулировочного рычага тормоза
Колесный тормозной механизм и место регулировочного рычага в нем
Регулировочный рычаг тормоза со временем изнашивается и приходит в негодность, что требует выполнения его замены. Конечно, деталь можно отремонтировать, однако сегодня в большинстве случаев проще и дешевле купить и установить новый рычаг, чем восстанавливать старый. На замену следует выбирать рычаги только тех типов, что были установлены на автомобиле ранее, однако при необходимости можно использовать аналоги с подходящими установочными размерами и характеристиками. Замена рычага с ручной регулировкой на рычаг с автоматической и наоборот в большинстве случаев либо невозможна, либо требует доработки тормозного колесного механизма. Если планируется установка рычага другой модели или от иного производителя, то следует менять сразу оба рычага на оси, в противном случае регулировка зазора на правом и левом колесе может производиться неравномерно и с нарушениями работы тормозов.