Как погасить агрессию у человека
Не говорите «Успокойся». Как справиться с чужим гневом и истерикой
Как реагировать на вспышку гнева или истерику у взрослого
Майк Эннесли психолог, поэт, автор множества книг по релаксации, медитации
Большинство из нас стараются не выражать сильные чувства прилюдно — например, на работе. Исключения составляют случаи, когда человек неожиданно узнает о свалившемся на него горе. И, конечно же, есть просто неуравновешенные люди, для которых ярость или слезы — едва ли не первая реакция на события. Как общаться с такими трудными людьми?
Как погасить чужой гнев
Гнев разгорается быстро и способен мгновенно завладеть человеком. Казалось бы, лучшая реакция на чужой гнев — оставить человека в покое и дать ему «перегореть». Однако исследования показали, что это скорее увеличивает эмоциональный накал, а не снижает.
Предугадывайте, где может загореться. Готовясь поднять взрывоопасную проблему, заранее продумайте, что будете говорить, и постарайтесь предугадать, какие ваши слова могут вызвать негодование.
Может быть, лучше выдавать неприятную информацию частями? Так вы сможете при необходимости отложить потенциальный конфликт до более удачного момента или временно сменить тему, чтобы погасить первые искры ярости.
Будьте «пожарным». Очень важно в ответ на вспышку гнева самому не расстраиваться, не нервничать и не приходить в ярость. Попробуйте отстраниться от ситуации и представить, что вы пожарный и в первую очередь должны заботиться о том, чтобы не сгореть самому. Вообразите, что на вас защитная каска. Дышите глубоко.
Избегайте опасности. Если вы столкнулись с сильной вспышкой гнева, не стесняйтесь уйти, чтобы не пострадать, — и пусть вас не беспокоит, что какие-то вопросы остались нерешенными. Расскажите о случившемся человеку, которому доверяете: пусть он поможет вам найти решение или даже выступит в роли посредника.
Подберите правильные слова. Когда настанет ваша очередь говорить, убедитесь, что у вас нейтральный тон и неагрессивные жесты. Медленная речь может возыметь успокаивающее действие.
В разговоре с разгневанным человеком используйте четкие и конкретные формулировки, а не расплывчатые — вроде «Я вас услышал» или «Вижу, что вас это раздражает». Продемонстрируйте стремление разрешить ситуацию. Избегайте оценочных суждений. Не приводите оправданий и не защищайтесь.
Как справиться со слезами или паникой
Когда нужно помочь другому справиться с волнением, многое зависит от ваших взаимоотношений с человеком, от того, сколько времени вы проводите вместе, и от развития ситуации.
Иногда достаточно уделить человеку побольше внимания — но для этого порой приходится отодвигать на второй план собственные дела. А можете поделиться с собеседником своим видением ситуации: вдруг вы знаете то, чего не знает он? Но имейте в виду: неосторожное замечание порой способно лишь обострить тревогу, поэтому подбирайте слова тщательно. Поставьте себя на место другого человека.
Никогда не говорите «Успокойся». Это слово совершенно бесполезно: оно подразумевает, что человек по-детски капризничает, а вы покровительственно похлопываете его по плечу. Вспомним совсем уж чудовищный случай — снисходительное замечание премьер-министра Великобритании женщине-депутату палаты общин: «Успокойтесь, дорогуша!».
Столь же бессмысленны призывы вроде «Не плачь!» или «Тебе надо выплакаться». Просто дайте человеку спокойно поплакать и не акцентируйте на этом внимание, чтобы не усугублять и без того неловкое положение.
Скажите: «Давай это обсудим». А эта фраза, напротив, подразумевает сочувствие и поддержку. Если человека разговорить, это может оказать в каком-то смысле целительное действие.
Отведите его туда, где он сможет говорить свободно. Делясь своими проблемами, он сможет увидеть всю ситуацию как бы со стороны, вашими глазами, даже если вы всем своим видом выражаете полнейшее сочувствие.
Ваш собеседник услышит свой голос — и поймет, что, возможно, немного преувеличивает размеры бедствия. Пока он говорит о своих эмоциях более сдержанно и отстраненно — так, чтобы вы могли его понять, — они сами собой сходят на нет.
Фраза «Мы с этим справимся» полезнее, чем «Все будет хорошо». Легко сказать, что все утрясется само собой. А работа с негативными эмоциями может потребовать внутренних усилий. Вы должны уметь признаваться самому себе, что не все идет гладко: без этого нет эмпатии.
Расширьте поле зрения. Прекрасно, если ваши слова или поступки подтолкнут человека взглянуть на ситуацию шире, но призыв «Давай посмотрим на вещи объективно» может прозвучать покровительственно (или выглядеть невыполнимым) — кроме, разумеется, определенных рабочих ситуаций, где он уместен.
Дышите синхронно. Иногда можно предложить собеседнику три раза вместе глубоко вдохнуть — и проделать это. Человек не только отвлечется и переключит внимание, но и улыбнется, а это даст ему желанное снятие нервного напряжения.
Подбодрите человека прикосновением. Дружеские объятия могут творить чудеса, но даже если ваши отношения не столь близки, достаточно похлопать человека по спине или по плечу, чтобы продемонстрировать поддержку. Но никогда не прикасайтесь к другому, если в вашем действии можно будет заподозрить сексуальные мотивы.
Как противостоять агрессору?
Учит нас жизнь, учит, но умение взаимодействовать с агрессивными личностями нам все равно дается с трудом. В детстве вся учеба сводится к двум стратегиям: когда тебя обижают, «дай в глаз» или «уйди в сторону, якобы ничего не происходит».
Что значит «когда обижают»?
Агрессия – это «поведение, которое направлено на разрушение границ личности с целью получения разных выгод для агрессора». Первое и самое главное: нужно уметь отличать агрессию по отношению к себе от нейтральных ситуаций. В принципе, с определением активной агрессии у людей в целом все нормально. Гораздо хуже обстоит дело с агрессией скрытой.
Что нужно обидчику?
Агрессор на самом деле всегда чувствует себя неуверенно. Агрессивное поведение помогает ему заткнуть бреши в собственной самооценке и почувствовать себя лучше.
Интенсивность часто зависит от того, насколько человек себя неуверенно чувствует в текущий момент. Чем больше тревоги и неуверенности, тем больше агрессии. Цели у агрессоров не все одинаковы. Разнообразие целей позволило разделить агрессоров на 4 основных типа:
1. Цепляющийся, или претендент сесть на шею.
Ему нужна любовь, возможность возложить ответственность за свою жизнь на другого. Он прилипает к другим и требует заботы о себе. Этот тип больше склонен к скрытой агрессии.
Для такого состояние потери контроля над окружающим миром страшнее всего. По этой причине он пытается влиять на всех, кто его окружает. Именно от него, даже будучи случайным прохожим, вы рискуете услышать, что не так ходите, не там стоите, не то делаете. Свою жизнь такие люди, как правило, плохо контролируют, однако им кажется, что все наладится, если другие будут находиться под их контролем. Его агрессия открыта и навязчива.
Этому надо чувствовать, что он лучше, чем все остальные. Любого в своем окружении ему надо победить или хотя бы сделать что-то, чтобы почувствовать свое превосходство. Ну, хоть с балкона плюнуть на голову.
Он чаще, конечно, действует исподтишка, а то и вовсе прячется под личину великодушия.
4. Вербальные агрессоры
Это категория людей, которые по своей сути не являются агрессорами. Им жизненно необходимы наши «Угу», «Да ты что!» или «Все правильно говоришь». Это хронические жалобщики, хронические мученики и люди, говорящие о собственной значимости. Жалобщики говорят, как все плохо; мученики, как они страдают. Наше «хорошее воспитание» побуждает нас слушать и отвечать, даже если мы не хотим этого делать. Мы страдаем от их вампиризма и считаем их агрессорами. Так-то оно так, но тут и себе важно вопрос задать на предмет «зачем мне надо быть таким хорошим?».
Что делать?
1. С «цепляющимся» невозможно разделаться избеганием. Чем больше вы от него будете убегать, тем больше он вас будет догонять. Для него ваша потребность от него отделаться явный признак, что вас зацепило чувствами и теперь нужно немного дожать. Напугать, вызвать чувство вины, стыда, ответственности. Любая ваша сильная эмоция для него большой подарок. Даже если вы его обливаете грязью, он знает, что вы к нему неравнодушны. А это то, что надо.
Лучшая стратегия – отдавать ему обратно ответственность за него самого. Нет работы? Вот тебе газетка с адресами – сиди выбирай. Не можешь готовить? Вот тебе поваренная книга. Не хочешь читать книгу и газету? Сиди голодный. Т.к. этому типу ответственность не нужна, то они со временем исчезают. Да, конечно, с позой и плохим мнением, и разочарованием о вас. Да, вы жестокий, черствый и т.п. Есть шанс, что человек изменится, начнет что-то делать, но вы не можете это решить за него. Ему все-таки придется как-то что-то для себя делать, и это уже будет его выбор.
2. Контролирующий агрессор не успокоится до тех пор, пока вы с ним будете продолжать спорить. На каждый ваш аргумент у него есть контраргумент. Достоверность и адекватность контраргументов его не волнуют. Факты его не волнуют тоже. Однако у них есть слабое место – они не любят выглядеть глупо или неадекватно. Да, его могут не волновать факты, но сравнение с другими уже может сбить его с накатанной колеи. Особенно, если упоминать при нем авторитетов, в которых он сам верит. Если, к примеру, контролирующий тип говорит, что вы плохо работаете, можно его отослать к им же написанному списку ваших обязанностей.
Никто не любит выглядеть человеком, который либо не помнит, что сам писал, либо нечестно себя ведет. Но опять, что бы вы там не говорили, любые ваши избыточные эмоции будут говорить ему, что на самом деле вас зацепило и нужно поднажать, чтобы поставить вас в зависимость. Иногда также помогает фиксирование его поведения: «Ты слишком громко говоришь и машешь руками». Это таких людей смущает.
3. Соревнующийся тип постоянно создает причины и ситуации, где он может вступить в единоборство и победить. Он отступит, только если вы признаете себя побежденным. Но так как люди не так, чтобы очень часто сдаются без боя, а еще, если соревноваться неосмотрительно с незнакомцами, то можно получить самому по шапке, соревнующийся в дальнейшем будет возвращаться к вам. Он опять хочет вас победить, чтобы поправить самооценку. Он знает, что вы тот тип, который согласится быть побежденным без риска для самого агрессора. По этой причине этому гражданину нужно постоянно напоминать, что он ведет себя нечестно, неэтично или вообще надоел со своими глупостями и «членомерками».
Можно согласиться состязаться, но перенести время состязаний на очень отдаленное время, чтобы у него вышел дух соревнования за этот период: «Да. Мы обязательно это сделаем. Это очень важно узнать, кто кого. Я сам давно интересуюсь этим вопросом. Но ближайшие 3-4 месяца я буду очень занят. Давай поговорим об этом после нового года и все подробно распланируем». Часто даже просто показать, что ты понимаешь подоплеку его поведения или знаешь о жульничестве, или каких-то нечестных шагах, бывает достаточно, чтобы снизить его желание соревноваться или подначивать вас помериться силами.
4. С «жалобщиками» надо свести общение к минимуму или четко понимать, что в беседе для них мы просто «уши». От нас никто ничего не ждет, нам надо только издавать звуки. Среди таких граждан много манипуляторов. Их влияние на нас опирается на этическое правило «помоги страдающему», но на самом деле такие граждане от реальной помощи отказываются. Им вполне уютно в своем гнездышке, где трудности обеспечивают им статус выживальщика, почти героя.
Конечно, не ждите, что агрессор раскается, расплачется и будет говорить «ятакбольшенебуду». Часто он усиливает агрессивные проявления, но тоже до определенного предела. Далеко не все люди могут дойти в своем поведении до полного безобразия. У большинства есть границы. Дальше он понимает, что тут не выгорит, и уходит искать другую жертву. С психопатами сложнее. Но их не стоит подначивать и брать «на слабо». В запале они импульсивны и не знают границ. В этом состоянии с ними лучше не тягаться.
Большая часть агрессоров, особенно использующих пассивную или скрытую агрессию, после ваших ответных действий уйдет в защиту. Они будут обосновывать свое поведение (по-другому нельзя, а то…), могут также отрицать, врать, уходить от ответа и т.п.
С теми агрессорами, от которых невозможно убежать, например родные, следует придерживаться другой тактики.
1. Можно признать некоторое рациональное зерно, которое находится в послании, и согласиться с ним (Да, я действительно твой сын/дочь и ты меня родила).
2. Если в какой-то части виноваты вы, хоть в самой минимальной, то извиниться за эту часть (Извини, я действительно не уделяю иногда тебе достаточно времени, и ты хотела бы общаться со мной чаще).
3. Выразить свою позицию (Я не могу игнорировать свою семью, мужа и детей, т.к. считаю, что как жена и мать я должна проводить с ними достаточно времени).
4. Предложить компромисс (Мы можем определить, в какие дни я буду приходить к тебе в гости).
5. И не угрожать, обзываться, не кричать, не пускаться в манипуляции и вообще не вести себя так, как агрессор.
И самое главное: стоит помнить, что агрессор цепляется за вашу слабую часть, за неуверенность или за личностные проблемы. Иногда он нащупывает слабое место, иногда же бьет туда, где у большинства людей это слабое место находится. Так, у многих есть заморочки с чувством вины и/или стыдом за что-то. Женщины часто волнуются за качество личной жизни и за свое тело. Мужчины переживают из-за статуса и за то, чтобы не выглядеть слабаком. Если агрессор использует эти места, то большой шанс, что он попадет в точку. И вообще, очень важно осознавать, что агрессивная реакция – это проекция и выражение эмоций, которые агрессор по разным психологическим причинам не может выразить по отношению к себе. Кроме того, не стоит другим людям давать право влиять на вашу самооценку на основе их проекций и по причине их внутренних проблем.
И самое главное. Все это относится к ситуациям повседневного плана. Если же из-за угла выскакивает мужик с топором и хочет вам «нанести вред здоровью»… да, вероятно, что-то с его внутренним миром не то, но на выяснение особенностей его и своих детских травм нет ни времени, ни смысла: бегите прочь и побыстрее!
Как обуздать свою агрессию
Управление гневом
Несмотря на то что порой вспыльчивость, раздражительность и злость могут хорошенько встряхнуть и даже подстегнуть к свершениям, в подавляющем большинстве случаев агрессия играет против нас: мешает налаживать социальные связи и взаимодействовать с окружающими. Кроме того, эмоционально неустойчивые, «психованные» люди, переполненные негативом, как правило, чаще страдают от всевозможных заболеваний. Как научиться контролировать себя и избавиться от деструктивного поведения?
Агрессивность — неотъемлемая часть нашей сущности. Она играет значительную роль в развитии и формировании личности, причем роль не менее важную, чем любовь (да‑да, не удивляйтесь!).
— Самоконтроль, требующий определенного насилия над собой, мотивирует у нас такие важные качества, как самоопределение, самовоспитание, самодисциплина, — говорит врач‑психотерапевт минского городского клинического психиатрического диспансера Илона Берцевич. — Агрессивность действительно может быть полезной, способствующей успехам в разных областях жизни. Но только в том случае, когда она остается под контролем человека. Поэтому мы не ведем речь о том, чтобы полностью избавиться от агрессии, ее не нужно «проглатывать» и пытаться запрятать глубоко в подсознание, иначе может быть только хуже: рано или поздно это может привести к вспышке ярости и нервному срыву. Нужно определить методы и способы мобилизации агрессии в добрых целях, во благо самого человека и тех, кто его окружает.
— Как определить границу взрывной эмоции, за которой она становится опасной и разрушительной?
— Под агрессией подразумевают поведение, причиняющее ущерб. То есть в том случае, когда оно провоцирует действие, приводящее к страданиям (физическим или моральным) другого человека, это уже опасно. Причем не только для того, на кого агрессия направлена, но и для самого «автора» негативного всплеска.
По форме агрессия подразделяется на физическую (избиения, ранения) и вербальную (оскорбления, клевета, отказ от общения). Чаще всего наше агрессивное поведение бессознательное, мы не понимаем его мотивы. Кроме того, есть вещи, которые способны усугублять негативные эмоции и провоцировать ярость, злость. Например, особенности культуры и воспитания, особенности ситуации, в которой оказался человек, его личностные черты. Часто и довольно сильно на склонность к агрессии влияет ситуация в обществе, то, как окружающие оценивают враждебное поведение. В некоторых культурах агрессия поощряется, а в других — порицается. Безусловно, огромное влияние на человека оказывают телевидение, газеты, интернет. Трансляция репортажей о насилии, угрозах и взрывах постепенно приводит к тому, что люди начинают воспринимать это как нечто само собой разумеющееся, вписывающееся в картину современного мира. А подобное отношение к происходящему вокруг неизбежно провоцирует рост агрессивного поведения. Не идут на пользу и длительные стрессы. Кроме того, характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями: переход от возраста к возрасту сопровождается естественными пиками агрессивности (так называемыми возрастными кризисами). Когда происходит «застревание» на одном из кризисных периодов, возможно формирование патологической агрессии. По большому счету можно сказать, что агрессивный человек в первую очередь агрессивен по отношению к самому себе. Он недоволен своей жизнью, происходящими с ним событиями, недоволен собой. К сожалению, помимо того что подобное отношение к себе пагубно влияет на психику, оно неизбежно «выливается» на окружающих. Особенно на тех, кто, по мнению агрессора, виновен в его несостоятельности.
— Часто негатив вызывают не сами события, а наш ментальный подход к ним, оценка ситуации. Достаточно вспомнить «бородатый» афоризм про оптимиста, у которого стакан всегда наполовину полон, и про пессимиста, у которого этот же стакан всегда наполовину пуст.
— Совершенно верно. Если, перед тем как «вспыхнуть», человек на секунду остановится и спросит себя, почему он так разозлился, то проблема, скорее всего, будет исчерпана. Но так умеют поступать немногие. Большинство из нас все же идет на поводу у негативных эмоций. Чтобы избежать их накопления и выплеска, лучше проговаривать ситуацию заранее. Например, причина семейных скандалов и агрессии со стороны кого‑то из супругов может быть связана с тем, что муж и жена спокойно не проговаривали то, что их не устраивает в поведении друг друга, а предпочитали замыкаться в себе, тая обиды, которые разрастались внутри как снежный ком. Если люди переступают черту личных границ, наносят вам вред или задевают чувства, нужно использовать тактику мгновенного реагирования: в социально приемлемых нормах, без раздражения и злости донести до них информацию о том, что вас не устраивает в случившемся эпизоде. Это позволит потушить разгорающийся вулкан агрессии. Конечно, есть вещи, которые мы при всем желании не в состоянии изменить или убрать из нашей жизни. Так или иначе, но нам приходится с ними сосуществовать. Можно на них злиться, раздражаться по каждому поводу и выплескивать гнев на окружающих. А можно попытаться их принять и начать относиться к ним со спокойным равнодушием и достоинством, а еще лучше — с долей юмора.
— Как воспитать в себе эмоциональную устойчивость?
— Здоровый образ жизни, физические нагрузки, правильное питание, достаточный отдых и хороший сон — прекрасный способ. Доказано, что отсутствие полноценного сна и хроническая усталость абсолютно точно повышают агрессивность. Также каждому работающему человеку нужен регулярный отпуск. Помните, что трудоголизм — это верный путь к стрессам, злости, раздражительности, ненависти к себе и окружающим. В идеале каждые три месяца желательно менять обстановку. Это не значит, что нужно в обязательном порядке лететь к морю, понятно, что такой возможности у большинства из нас просто нет. Достаточно устраивать себе небольшие «каникулы» (например, когда до субботы и воскресенья или сразу после них идут государственные праздники) и выбираться на природу, на экскурсии в другие города. А в выходные — не забывать про хобби. Важно отвлекаться от привычного хода жизни, от рутины на работе, чтобы получать заряд положительных эмоций. Кроме того, чтобы восполнить нехватку солнечного света, осенью, зимой и весной рекомендуется принимать витамины.
Держать себя под контролем
1 Обретите контроль над своей жизнью. Если вы будете уверены в себе, будете знать, что результат зависит только от вас, то сможете адекватно реагировать на трудности. Не сваливайте ответственность за то, что происходит, на других. Помните, что ваше восприятие происходящего зависит только от вас.
2 Определите, почему вы злитесь или раздражаетесь. Какая из ваших потребностей не удовлетворена? Как вы можете решить эту проблему?
3 Подумайте, чего именно вы хотите добиться своей агрессией и каким образом можно получить желаемое, не превращаясь в тирана?
4 Попытайтесь понять причину возникновения ваших обид, научитесь их прощать и забывать. Улыбайтесь миру, и мир обязательно улыбнется вам в ответ.
5 Если не получается самостоятельно совладать с негативными эмоциями, попросите близких помочь вам или обратитесь к специалистам.
♦ Испытываете ярость? Это аффективное (повышенно‑эмоциональное) состояние, максимально близкое к агрессии, но все же еще не являющееся ею.
♦ Привыкли раздражаться по поводу и без? Это уже слабое проявление агрессии, сигнал о ее потенциале.
♦ Чувствуете злость? Агрессия накапливается. Это более интенсивная эмоция, чем раздражение, но в то же время и более частная: предмет злости всегда более четко выражен по природе и содержанию.
♦ Вами управляет ненависть? Самое тяжелое проявление агрессии. Часто является чертой характера, быстро приобретает хроническое течение.
Как противостоять агрессии?
Все мы – самодостаточные, независимые, самостоятельные люди, которые играючи решают сложные проблемы и лихо разруливают непростые жизненные ситуации. Но даже такие гиганты, бывает, чувствуют себя так, словно их поместили в соковыжималку, – без сил, без эмоций. Чувствуют себя маленькими и беззащитными. Чаще всего такие ощущения возникают при встрече с открытой агрессией – разъяренным начальником, пьяным и чрезмерно активным соседом, обычным дворовым хамом-хулиганом, уставшей кассиршей или неадекватным человеком в многочасовой очереди. Однако противостоять агрессии можно! Сегодня мы поговорим о самой распространенной вербальной агрессии и подумаем, как же достичь «дзен» при общении со злым оппонентом и как вести себя, чтобы «погасить» разгорающийся конфликт.
Банально, но это факт: если человек агрессирует – значит, это его выбор. И, по сути, не Ваша проблема. Чего хочет агрессор? Излить свою «грязь» на Вас и при этом подпитаться энергией, которая идет от Вашей реакции. Слышите, что кто-то разбушевался? Не отвечайте громко, не направляйте в его адрес обличительные речи, сделайте вид, что его нет. Не давайте агрессору «пожирать» Ваши эмоции.
Этот пункт актуален в ситуации, когда, к примеру, Вы стоите в очереди на почте или в поликлинике и агрессия не касается лично Вас. Все же касается? Смотрим следующий пункт.
Если кто-то задевает Вас целенаправленно, нельзя молчать и отстраняться. Это, как правило, еще больше распаляет обидчика, а Ваша самооценка падает до самого плинтуса. Спокойно, медленно и строго, глядя агрессору в глаза, скажите ему: «Говорить в таком тоне со мной не следует», «Будьте аккуратнее с высказываниями», «Перестаньте повышать на меня голос». Нарочито вежливо, холодно и отстраненно. На первый взгляд кажется, что это слишком просто и не совсем действенно. Но учтите, что перед нами не стоит цель одержать победу над хамом (хамы оооочень искусны!) – мы должны показать ему, что можем постоять за себя, что не будем кричать и истерить – агрессору здесь ловить нечего. Кстати, психологи назвали такое состояние уверенного, сдержанного, спокойного и целенаправленного отстаивания своих границ состоянием «удава».
Каким бы глупым это ни казалось, но улыбка обычно застает агрессора врасплох: он попросту не понимает, почему Вы реагируете на его выпады именно так и что с этим делать. Но улыбка в подобной ситуации – это прерогатива сильных личностей, которые научились защищать свои границы и уже стали «удавом». К лучезарной улыбке можно добавить и искусный психологический прием: мысленно оградить себя от агрессора, к примеру, водопадом или стеной, щитом или забором. В общем, я – в домике.
Этот прием подойдет для общения с близкими людьми, которые агрессивно повели себя по отношению к Вам. Особенно это касается взаимодействия с тем, кто, как Вы знаете, не агрессивен сам по себе, то есть на его поведение повлияло плохое настроение, недосказанность между Вами или даже обида, о которой Вы и не догадывались. Когда агрессор успокоится и начнет осознавать масштабы совершенного, спокойно и сдержанно скажите ему, что Вам неприятна такая ситуация, что она Вас обижает/ранит/травмирует/разочаровывает/пугает. Это приведет к тому, что оппонент попытается объяснить свое поведение в ответ, то есть у Вас есть все шансы на конструктивный диалог. После беседы «по душам» такие конфликты обычно успешно разрешаются.
Когда Вы стоите на пороге конфликта, не лишним будет помнить некоторые правила, заботливо составленные психологами:
И еще добавлю.Многие из нас – я и сама таким раньше грешила – после встречи с агрессором (знакомым или первым встречным) думают, что это мы виноваты, что все бездны небесные разверзаются именно над нашей головой, что мы неудачники по жизни и что «ну такое только со мной может случиться». Но это не так. Чаще думайте о пункте 1 и учитесь забывать негативные моменты. В жизни много хорошего!
А теперь о глобальном. Жизнь быстротечна, как бы банально и до боли избито это ни звучало. Поэтому меньше дрязг и ссор, меньше агрессии и негатива – больше радости и гармонии! Да, в повседневности есть место разным ситуациям – это нужно принять. Но в наших силах сделать так, чтобы сократить их количество и стать счастливее!
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям.