Как погибла подводная лодка комсомолец

Секрет ядерного гонщика: почему на самом деле затонула подлодка «Комсомолец»

К-278 затонула в Норвежском море 7 апреля 1989 года. Поднимать атомную субмарину после пережитого в 1986 году Чернобыля не торопились. Считалось, что подлодка лежит на глубине и не представляет опасности, но с такими выводами согласились не все.

Как погибла подводная лодка комсомолец. Смотреть фото Как погибла подводная лодка комсомолец. Смотреть картинку Как погибла подводная лодка комсомолец. Картинка про Как погибла подводная лодка комсомолец. Фото Как погибла подводная лодка комсомолец

Атака века: как советские морские волки затопили корабль с четырьмя тысячами нацистов

Малозаметности субмарины планировали достичь за счёт применения титана — при меньшей (относительно стальных сплавов) массе он мог выдерживать чудовищные нагрузки (в 20–30 раз больше) и в теории позволял подлодке погружаться на глубины, недоступные другим кораблям. Расчёты разработчиков подтвердились на практике — в 1985 году после выхода в море и начала испытаний на предельных режимах лодка смогла погрузиться на рекордную (даже для современного флота) глубину — 1027 метров.

СМИ: Американская подлодка была готова топить российские корабли у берегов Сирии

В 1989 году К-278 «Комсомолец» вышел в свою третью «автономку». По плану экипаж должен был провести корабль через районы патрулирования ВМС США и НАТО и выйти в район Лабрадорского моря. Поход прошёл по плану, но на базу «Комсомольцу» вернуться было уже не суждено: 7 апреля 1989 года на глубине 380 метров в одном из отсеков «Комсомольца» начался пожар. Попытка потушить его силами экипажа закончилась безрезультатно, и командир корабля приказал всплывать. Быстрое всплытие с максимальной глубины было «визитной карточкой» К-278, и до глубины 150 метров аварийное всплытие шло как на учениях. Однако через пару минут сработала аварийная защита реактора. И у подлодки внезапно «пропала тяга». Огромная субмарина водоизмещением 8,5 тысячи тонн камнем пошла ко дну — туда, откуда её отчаянно пытались вытащить члены экипажа.

Как погибла подводная лодка комсомолец. Смотреть фото Как погибла подводная лодка комсомолец. Смотреть картинку Как погибла подводная лодка комсомолец. Картинка про Как погибла подводная лодка комсомолец. Фото Как погибла подводная лодка комсомолец

При попытке продуть главный балласт (с его помощью подлодка всплывает на поверхность) произошла новая авария — трубопровод, по которому подаётся воздух, оказался повреждён. Воздух под огромным давлением хлынул в отсеки и сработал как поддувало в огромной печи. К тому моменту, как «Комсомолец» всплыл на поверхность, внутри подлодки уже горели шестой и седьмой отсеки, а через несколько минут после всплытия пожар охватил и три соседних — второй, третий и пятый отсеки. Через 20 минут после всплытия экипажу «Комсомольца» удалось отправить сообщение в штаб флота, и практически сразу «в ружьё» поставили все спасательные службы. После единственного сообщения на берег по субмарине пронеслась «волна» коротких замыканий — на корабле пропала вся связь, в том числе и аварийная — последний «мостик» на большую землю был сожжён пожаром.

Через несколько часов после всплытия «Комсомолец», и без того набравший лишней воды во время всплытия и получивший крен на левый борт, внезапно начал «заваливаться» назад — в системе сброса давления кормовых балластных цистерн случился сбой, и лодка начала «заглатывать» тонны морской воды. Подводники, до последнего ожидавшие, что к ним на помощь придут спасатели Северного флота, не надевали жилеты и опомнились лишь в тот момент, когда оказались по колено в ледяной воде. Через пятнадцать минут набравшая воды субмарина начала резко крениться и «встала свечкой» — вертикально, как «Титаник» во время крушения. В таком положении подлодка простояла десять минут, а затем со страшным грохотом пошла ко дну, забирая с собой всех, кто оставался внутри и не успел отплыть на безопасное расстояние.

Как погибла подводная лодка комсомолец. Смотреть фото Как погибла подводная лодка комсомолец. Смотреть картинку Как погибла подводная лодка комсомолец. Картинка про Как погибла подводная лодка комсомолец. Фото Как погибла подводная лодка комсомолец

К-278 затонула на глубине 1658 метров. Жертвами трагедии стали 42 подводника. Большинство моряков утонули и замёрзли в ледяной воде Норвежского моря, другие погибли в пожаре, ещё трое скончались уже на борту подоспевших на помощь кораблей. Спасти удалось 27 человек.

Источник

Трагическая годовщина: как погибала подлодка «Комсомолец»

Сегодня исполнился 31 год со дня гибели советской атомной подводной лодки в Норвежском море

Журналист Александр Трубин оказался единственным среди своих коллег, кому удалось вскоре после катастрофы побывать на базе субмарин в закрытом городе Мурманск-150. Сегодня мы публикуем полную эксклюзивную версию его рассказа.

Как погибла подводная лодка комсомолец. Смотреть фото Как погибла подводная лодка комсомолец. Смотреть картинку Как погибла подводная лодка комсомолец. Картинка про Как погибла подводная лодка комсомолец. Фото Как погибла подводная лодка комсомолец

Атомная подлодка Комсомолец. Фото rg.ru

Трагедия, происшедшая 7 апреля 1989 года и всколыхнувшая весь мир, унесла жизни 42 советских моряков. В то время, как и после взрыва на Чернобыльской АЭС, руководство страны отделывалось скупыми сводками: «произошел пожар», «благодаря героизму», «реактор надежно заглушен, опасности радиационного загрязнения нет, семьям погибших и выжившим морякам оказана материальная помощь». Это породило самые разные версии произошедшего, которые и ныне живут в Интернете. Но у нас имеется уникальное интервью, которое взял наш коллега спустя месяц после трагедии.

Звонок другу

От смерти до славы

Дальше по пути в почти отвесной скале мы увидели довольно большое отверстие, закрытое ржавой железной плитой.

Страшные подробности

28 февраля 1989 года лодка вышла на автономное боевое дежурство, а 7 апреля в 11.02 в районе острова Медвежий в кормовом отсеке начался пожар, который начал быстро распространяться по другим отсекам через коммуникации. И это несмотря на то, что переборочные люки были, как положено, задраены. Сработала автоматическая защита атомного реактора, заглушив его.

Спешивший на полном ходу к месту катастрофы «Алексей Хлобыстов» (максимальная скорость этой старой посудины была чуть больше 13 км/час) подошел 18.20. Спасателям удалось поднять на борт с поверхности моря 30 живых и 16 погибших моряков. Не дождались помощи и погибли от переохлаждения еще 16 членов экипажа.

Причины и следствие

…Мы выпили стоя, не чокаясь.

О том, мог ли экипаж спасти лодку, Толя высказался так:

Анатолий Некрасов как в воду глядел. Госкомиссия так и не смогла или не захотела установить причины пожара, ограничившись рекомендациями: улучшить, усовершенствовать. Ну и, конечно, полетели звезды с некоторых флотских погон.

Источник

Гибель АПЛ «Комсомолец»: как экипажу удалось спастись с подводной лодки

Как погибла подводная лодка комсомолец. Смотреть фото Как погибла подводная лодка комсомолец. Смотреть картинку Как погибла подводная лодка комсомолец. Картинка про Как погибла подводная лодка комсомолец. Фото Как погибла подводная лодка комсомолец

Как погибла подводная лодка комсомолец. Смотреть фото Как погибла подводная лодка комсомолец. Смотреть картинку Как погибла подводная лодка комсомолец. Картинка про Как погибла подводная лодка комсомолец. Фото Как погибла подводная лодка комсомолец

В годы Второй мировой войны и десятилетие после нее если субмарина терпела аварию и ложилась на грунт на глубине до ста метров, спастись можно было только покинув лодку через торпедный аппарат. При этом должен был остаться один член экипажа, который обеспечивал выход других подводников, но сам спастись не мог. Впоследствии были разработаны более эффективные средства спасения, например, специальные спасательные подлодки и батискафы, но лишь советские конструкторы смогли придумать всплывающую спасательную камеру (ВСК), которая могла сохранить жизнь всему экипажу. Такие технологии спасения позволили при аварии АПЛ «Комсомолец» спастись части экипажа.

Гибель АПЛ «Комсомолец»

Инженеры спроектировали ВСК в рубке, фактически сделав её составной частью подлодки, что лишь немного увеличило размер рубки субмарины, не нарушая плавности обводов корабля и не влияя на его мореходные качества. К сожалению, ещё в советское время пришлось испытать всплывающую спасательную камеру не на учениях, а при весьма трагических обстоятельствах. 7 апреля 1989 года в седьмом отсеке атомной подводной лодки (АПЛ) «Комсомолец», находящейся в Норвежском море, произошел пожар, который начал быстро распространяться по другим отсекам субмарины. Лодка всплыла, но справиться с огнем не удалось, более того, пожар вывел из строя системы жизнеобеспечения, и судно начало принимать воду.

Как погибла подводная лодка комсомолец. Смотреть фото Как погибла подводная лодка комсомолец. Смотреть картинку Как погибла подводная лодка комсомолец. Картинка про Как погибла подводная лодка комсомолец. Фото Как погибла подводная лодка комсомолец

Командиром «Комсомольца» Евгением Ваниным был отдан приказ команде покинуть корабль, а сам он спустился обратно в лодку за оставшимися членами экипажа. В этот момент пожар на АПЛ «Комсомолец» вывел из строя множество систем и судно начало тонуть. Найдя четырех членов экипажа и отправив их в всплывающую спасательную камеру, Ванин приказал отсоединить её от корпуса, но сделать это не удалось. Ситуацию усугублял тот факт, что в ВСК попали продукты горения, давление внутри камеры было выше допустимого, и только после того, как «Комсомолец» опустился на глубину более километра, и произошло частичное разрушение лодки, ВСК отстыковалась и всплыла. К тому времени три члена экипажа, включая командира, находились без сознания, так как не воспользовались индивидуальными приборами дыхания. При открытии люка на поверхности избыточное давление сорвало его и выкинуло в море одного подводника, второй смог выбраться самостоятельно, но буквально за несколько секунд ВСК набрала воды и затонула, унеся на дно капитана и двух моряков.

Для экипажа «Комсомольца» затопление ВСК имело трагические последствия: морякам пришлось немало часов провести в ледяной воде, ожидая прибытия спасателей, которых многие так и не дождались, утонув или умерев от переохлаждения. Но если бы ВСК отстыковалась от лодки и всплыла в штатном режиме, то экипаж мог бы перебраться на неё и спокойно дожидаться спасателей. Так как этого не произошло, из 69 членов экипажа погибли 42, большинство в холодной воде, ожидая спасения. Тем не менее, всплывающая спасательная камера свое предназначение частично выполнила, сохранив жизни двоих членов экипажа, которых она подняла с глубины более одного километра.

АПЛ «Комсомолец» сейчас

Как погибла подводная лодка комсомолец. Смотреть фото Как погибла подводная лодка комсомолец. Смотреть картинку Как погибла подводная лодка комсомолец. Картинка про Как погибла подводная лодка комсомолец. Фото Как погибла подводная лодка комсомолец

В 1993 году была предпринята попытка подъема всплывающей спасательной камеры «Комсомольца», где остались три члена экипажа. ВСК удалось поднять над дном на 200 метров, но нагрузка на трос оказалась такой сильной, что он не выдержал и лопнул. Так что ВСК до сих пор находится на дне Норвежского моря и неизвестно, когда будет поднята и будет ли поднята вообще.

Авария АПЛ «Комсомолец»: похожие случаи

К сожалению, не помогла ВСК и экипажу атомной подводной лодки «Курск», которая погибла 12 августа 2000 года. Судя по всему, разрушения лодки было таким масштабным, что уцелевшие члены экипажа просто не смогли добраться до ВСК. Хотя лодка затонула на относительно небольшой глубине и всплыть в спасательной камере можно было без особых проблем. Эта катастрофа похожа на гибель АПЛ «Комсомолец», однако ее причина была во взрыве на боевом судне.

Из последних примеров использования всплывающих спасательных камер можно отметить проведенные в ноябре 2014 года испытания данного спасательного средства. Атомная подводная лодка «Северодвинск» проекта «Ясень» провела испытания ВСК, погрузившись на глубину 40 метров и отстыковав камеру с пятью членами экипажа и балластом, имитирующим вес экипажа подлодки. Камера без проблем всплыла на поверхность за десять секунд, а моряки сравнили всплытие с обыкновенным лифтом. Такой технология очень помогла бы экипаж АПЛ «Комсомолец», трагедия на которой потрясла сердца множества людей. Хочется верить, что использовать ВСК по прямому назначению нашим подводникам никогда не придется, однако в случае возникновения аварийной ситуации есть вполне реальный шанс спастись. Причем не отдельным подводникам, а всему экипажу.

Источник

Военно-морской флот СССР гордился атомной подлодкой «Комсомолец». Этот современный корабль, ставивший мировые рекорды, погиб из-за плохой подготовки команды.

О создании подлодки, способной опускаться на рекордные глубины, в СССР задумались еще в 1960-х. Проектирование будущего рекордсмена началось в 1966 году, и через восемь лет проект был готов. Большую атомную субмарину К-278 торжественно заложили на верфях Северодвинска в день рождения вождя мирового пролетариата В. И. Ленина — 22 апреля 1978 года. Строительство продолжалось пять лет.

При изготовлении корпуса лодки использовался титан — прочный, но легкий металл. Это позволило сильно облегчить массу подводного гиганта. 110-метровый атомоход имел подводное водоизмещение 8500 тонн. При применении традиционных материалов эта цифра была бы гораздо больше.

3 мая 1983 года новенькую подлодку спустили на воду. Начались испытания. Лишь в конце года К-278 официально стала частью советского военно-морского флота.

С начала 1984 года подводный атомоход приступил к выполнению боевых задач. Базировался он в Западной Лице в Мурманской области. Там К-278 готовилась к рекордному погружению. Оно состоялось 4 августа 1985 года. Под командованием каперанга Юрия Зеленского К-278 опустилась в глубины Норвежского моря на 1027 метров. Батискафы покоряли и большие глубины, но для подлодок это был абсолютный мировой рекорд. Мало того, поднявшись до глубины 800 метров К-278 произвела залп, использовав вместо ядерных ракет металлические болванки. Этим экипаж доказал возможность ведения боевых действий на огромных глубинах. При этом выяснилось, что тысячеметровая толща воды не позволяет обнаружить подлодку: её не слышали гидроакустики, а другие субмарины не имели возможности найти её и уничтожить.

31 января 1989 года подводную лодку К-278 нарекли «Комсомольцем». Под этим именем 28 февраля атомоход вышел в своё последнее плавание. Оно не предвещало ничего особенного, поэтому основной экипаж остался на берегу. Сменным экипажем командовал опытный подводник капитан первого ранга Евгений Ванин. Автономное плавание продолжалось больше месяца. В начале апреля «Комсомолец» двинулся из Норвежского моря к родным берегам.

Смерть во льдах

7 апреля в 11 часов утра внезапно вспыхнул пожар в седьмом отсеке. Причина его так и осталась невыясненной. Возможно, произошло короткое замыкание. Практически сразу погиб вахтенный матрос. Посланный на место пожара мичман успел сообщить, что седьмой отсек весь заполнен дымом, и тоже погиб. На лодке, которая находилась в 980 километрах от родных берегов и на глубине 350 метров, объявили пожарную тревогу.

Как погибла подводная лодка комсомолец. Смотреть фото Как погибла подводная лодка комсомолец. Смотреть картинку Как погибла подводная лодка комсомолец. Картинка про Как погибла подводная лодка комсомолец. Фото Как погибла подводная лодка комсомолец

Лодка приступила к всплытию своим ходом. Команда пыталась справиться с пожаром. Этому мешало то, что моряки не только плохо знали, как действовать в критической ситуации, но и не представляли, где на борту находится инструкция, описывавшая эти действия. Газоанализатор, отвечавший за содержанием кислорода в воздухе, не работал на «Комсомольце» целый год. Скорее всего содержание кислорода было повышенным, что способствовало быстрому разрастанию пожара. Капитан Ванин распорядился включить систему химического пожаротушения, но ответственный за неё офицер по какой-то причине не смог этого сделать. Пожар бушевал уже и в шестом отсеке. Его люки задраили, но огонь продолжал распространяться по трубам и по кабелям.

На глубине 50 метров подъем остановился — сработала аварийная защита атомного реактора, и он отключился. Именно поэтому подводного Чернобыля не произошло. На «Комсомольце» имелся аварийный дизель-генератор. По всем инструкциям на его включение отводилось десять минут, но команда провозилась с этим более двух часов. Ванин отдал приказ продуть спеццистерны сжатым воздухом. Лодка всплыла на поверхность, но из-за поврежденных огнем клапанов на воздухопроводах, воздух хлынул в шестой и седьмой отсеки. Пожар запылал с новой силой.

Температура внутри горевших отсеков превысила тысячу градусов. Начал плавиться корпус лодки. Ванин приказал связаться с командованием. Удалось это не сразу, так как гидравлика выдвижных антенн плохо работала. Лишь через 20 минут была передана радиограмма о нештатной ситуации, с которой экипаж борется собственными силами. Тем временем огонь продолжал распространяться. Из-за повреждения маслопровода пятый отсек наполнила взрывоопасная смесь из мельчайших капель масла и воздуха. Начался пожар и там. Несколько моряков сильно обгорели. Огонь распространился по всей лодке кроме первого отсека. Он повредил электрокабели и «Комсомолец» превратился в горящий изнутри неподвижный кусок металла посреди арктического моря.

Подавать сигнал SOS советским военным кораблям было запрещено из-за боязни, что услышит противник. С советской территории к месту катастрофы отправили самолет Ил-38. Он делал круги над погибавшей подлодкой. С воздуха было видно, как пузырится вода рядом с шестым и седьмым отсеками: температура внутри них приближалась к жару мартеновской печи. Над лодкой подымалась струйка белого дыма. Ил наводил на место действия советские корабли, бывшие поблизости. К месту катастрофы спешила плавбаза «Алексей Хлобыстов», но ей оставалось плыть еще несколько часов.

Как погибла подводная лодка комсомолец. Смотреть фото Как погибла подводная лодка комсомолец. Смотреть картинку Как погибла подводная лодка комсомолец. Картинка про Как погибла подводная лодка комсомолец. Фото Как погибла подводная лодка комсомолец

Тем временем пожар в шестом и седьмом отсеке прекратился сам собой — там выгорело всё, что могло гореть. Через трещины в поврежденном огнём корпусе в эти отсеки стала поступать забортная вода. Корма «Комсомольца» начала погружаться. Капитан Ванин приказал экипажу готовиться к эвакуации. На борту имелись два самонадувающихся спасательных плота. При аварии достаточно было провернуть специальную рукоять, чтобы контейнеры с плотами сами упали в море. Затем после рывка за особый шнур, плоты сами развернулись бы и надулись сжатым воздухом. На всё это по инструкции отводилось несколько минут. Не готовая к нештатной ситуации команда зачем-то начала вытаскивать плоты на палубу через люк, предназначенный для обслуживания спасательных плавсредств в спокойных условиях военно-морской базы. Уходили драгоценные минуты. С грехом пополам сбросили в воду один плот, времени на извлечение второго просто не осталось.

В 17.08 «Комсомолец» почти вертикально встал в воде и начал быстро погружаться кормой вниз. Те, кто смог, попрыгали с палубы в воду, температура которой была всего два градуса. Большинство из моряков оказались в ледяной воде без спасательных костюмов, жилетов и нагрудников. Но в опускавшейся на полуторакилометровую глубину лодки еще оставались люди. Для подобных ситуаций конструкторы предусмотрели всплывающую спасательную камеру. В неё забрались пятеро моряков, в том числе командир лодки Ванин. О событиях внутри этой камеры рассказал мичман Виктор Слюсаренко. По его словам, моряки не знали как отсоединить камеру от опускавшейся всё глубже лодки. Инструкции они принялись изучать, только уже находясь на волосок от смерти. Лишь разрушение «Комсомольца», на котором начали взрываться аккумуляторные батареи, отбросило камеру от корпуса. Началось стремительное всплытие. По чьему-то приказу моряки надели индивидуальные дыхательные аппараты. Во время пути наверх, занявшего всего несколько секунд, от перепада давления погибли Ванин и еще двое моряков.

Камера выскочила на поверхность моря, плохо закрытый верхний люк, удерживавшийся массой воды, самопроизвольно распахнулся. Мичман Черников вылетел из люка на высоту 25 метров и кислород из дыхательного аппарата разорвал ему легкие. Самого Слюсаренко спасло лишь то, что свой аппарат он надел не по инструкции. Благодаря этому он смог выбраться из наполнявшейся водой и погружавшейся в море спасательной камеры. Оказавшись среди ледяных высоких волн, мичман поплыл, не зная куда. Вскоре он увидел подходившего к месту катастрофы «Алексея Хлобыстова».

Как погибла подводная лодка комсомолец. Смотреть фото Как погибла подводная лодка комсомолец. Смотреть картинку Как погибла подводная лодка комсомолец. Картинка про Как погибла подводная лодка комсомолец. Фото Как погибла подводная лодка комсомолец

Спасательная камера подлодки «Комсомолец». Источник: popmech.ru

На борт плавбазы подняли тридцать спасённых моряков и шестнадцать выловленных из воды тел. Трое из выживших скончались в течение нескольких часов. Из 69 членов экипажа «Комсомольца» в живых остались 27 человек. Большинство из 42 жертв погибли от ожогов или переохлаждения, оказавшись без гидрокостюмов в ледяной воде.

Расследование катастрофы

Через день после гибели подлодки военная прокуратура Северного округа возбудила уголовное дело по статье «Халатность, повлекшее тяжкие последствия». Не дожидаясь окончания расследования, всех моряков «Комсомольца», выживших и погибших, наградили орденами Красного Знамени. Тем временем расследование шло тяжело. Командование флота пыталось свалить вину за катастрофу на создателей лодки. Те яростно отбивались. Только через девять лет после возбуждения уголовного дела, следствие представило свои выводы. Вскрылись ужасающие факты флотского бардака.

Несколько раз предпринимались попытки поднять со дна останки «Комсомольца». Начать решили со спасательной капсулы, которую в 1991 году обнаружил глубоководный аппарат «Мир». На камере закрепили трос плавучего крана, оторвали её ото дна, подняли на высоту 200 метров, после чего трос оборвался.

Как погибла подводная лодка комсомолец. Смотреть фото Как погибла подводная лодка комсомолец. Смотреть картинку Как погибла подводная лодка комсомолец. Картинка про Как погибла подводная лодка комсомолец. Фото Как погибла подводная лодка комсомолец

Заглушенный реактор лежащего на дне «Комсомольца» представляет гораздо меньшую опасность, чем находящиеся на борту подлодки ракеты с ядерными боеголовками. Повышение уровня радиоактивного фона вокруг корпуса субмарины отмечалось еще в 1990х годах. В 2019-м норвежские ученые обследовали останки «Комсомольца» при помощи подводного беспилотника. Уровень радиации воды вокруг атомохода превысил фоновые показатели в 100 тысяч раз, а проба из вентиляционной трубы отсека, где находится реактор, фонила почти в миллион раз больше нормы. Правда, российский адмирал Вячеслав Попов подверг сомнению выводы норвежцев.

Атомщики считают, что развитие техники позволит поднять К-278 лишь в 2020-х годах. Пока же корпус подводной лодки лежат на дне Норвежского моря, храня останки тех, кто погиб, героически спасая жизнь своих товарищей, и, возможно, скрывая страшную угрозу для будущих поколений.

Источник

Судьба атомной подлодки К-278 «Комсомолец», что произошло на самом деле

Как погибла подводная лодка комсомолец. Смотреть фото Как погибла подводная лодка комсомолец. Смотреть картинку Как погибла подводная лодка комсомолец. Картинка про Как погибла подводная лодка комсомолец. Фото Как погибла подводная лодка комсомолец

Страшная трагедия, которая произошла с атомной подводной К-278, стоит рядом с Чернобыльской аварией. Данные события разделяют немного времени, да и по загрязнению радиоактивными отходами они тоже схожи. Об этой аварии на сегодняшний день известно многое, но о ее завязке почти ничего.

Памятники и памятные стенды в память об аварии установлены практически по всей России, трагедия была упомянута и во многих книгах. Попробуем разобраться еще раз, что же произошло на самом деле.

История разработки

Государственное техзадание на проектирование экспериментальной атомной подводной лодки (АПЛ) с невиданной ранее глубиной погружения было назначено ленинградскому ЦКБ-18 (вскоре получившему название «Рубин») в 1966 году. Проблемы, с которыми столкнулись ее разработчики, оказались весьма сложными и потребовали нестандартных решений. Материалом корпусов лодки (как легкого, так и прочного) был выбран особый титановый сплав марки 48-Т с высоким пределом текучести.

В ходе разработки и строительства подводной лодки в Северодвинске были построены три специальных дока, в которых создавалось давление, испытываемое подлодкой на больших глубинах. В них проходили проверку масштабные модели отсеков подводной лодки, осуществлялась экспериментальное исследование прочности конструкций, а позднее испытывались готовые элементы лодки.

Применение титана, по аналогии с авиационно-космической техникой, помогло добиться значительного облегчения корпуса, который в итоге вписался в показатель менее 40% от общего водоизмещения, что соответствовало параметрам обычных АПЛ. Титан очень плохо взаимодействует с другими металлами, сварка его требует особых условий. Применение титана неимоверно увеличило стоимость корабля, а изделий такого размера из подобного материала никем ранее в мире не делалось.

Как погибла подводная лодка комсомолец. Смотреть фото Как погибла подводная лодка комсомолец. Смотреть картинку Как погибла подводная лодка комсомолец. Картинка про Как погибла подводная лодка комсомолец. Фото Как погибла подводная лодка комсомолец

Этап проектирования завершился в 1974 году, а закладка АПЛ состоялась четыре года спустя на верфи в Северодвинске. Опыт, полученный при создании этой подводной лодки, предполагалось использовать для создания целой серии глубоководных лодок. Задуманный серийный проект получил номер 685 и наименование «Плавник», но в конечном итоге так и ограничился одной подлодкой.

Конструкция АПЛ

Разработчики АПЛ проекта 685 стремились максимально сократить общее количество отсеков в ее конструкции, тем самым дополнительно рассчитывая упрочнить корпус. В конечном итоге разделение корпуса было произведено на семь отсеков.

Номер отсекаЧисло палубНазначение отсекаОсновные размещенные элементы конструкции
12ТорпедныйСверху — торпедные аппараты и стеллажи для хранения боекомплекта. Снизу — аккумуляторная батарея.
22ЖилойСверху — кают-компания, камбуз и санитарно-бытовые помещения. Снизу — каюты личного состава. Трюм — место хранения запасов продовольствия и пресной воды.
32Центральный постСверху — пульты управления главного поста и вычислительный комплекс. Снизу — дизель-генератор резервной энергоустановки.
41РеакторныйАтомный реактор и паропроизводящая установка.
51Вспомогательные механизмыОсновные контуры и оборудование системы охлаждения реактора.
61ТурбинныйГлавный турбинный агрегат, автономные турбогенераторы, конденсаторные устройства.
71КормовойЛиния главного вала, приводы рулей.

Пространство из отсеков под номерами 2 и 3 ограничивалось мощными поперечными переборками, способными выдерживать максимально высокое давление. В конструкции подложки они представляли собой «зону спасения».

Подлодка имела всплывающую камеру, которая была способна вместить весь экипаж, обеспечив его спасение с глубины до 1,5 километров. Камера оснащалась автономной системой энергоснабжения и располагалась в ограждении выдвижных устройств. При нахождении лодки в надводном положении ее использовали для выхода на верхнюю корабельную надстройку из помещений прочного корпуса.

Кроме того, существовала система экстренного всплытия «Иридий», которая продувала балластные цистерны с применением пороховых газогенераторов особой конструкции. Такое решение позволяло лодке всплыть с тех экстремальных глубин, на действия в которых она рассчитывалась.

Технические характеристики

Как погибла подводная лодка комсомолец. Смотреть фото Как погибла подводная лодка комсомолец. Смотреть картинку Как погибла подводная лодка комсомолец. Картинка про Как погибла подводная лодка комсомолец. Фото Как погибла подводная лодка комсомолец

Глубина погружения: рабочая до 1000 м, предельная 1250 метров. Скорость под водой 30 узлов, надводная 14 узлов.

Экипаж атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец» состоял из 69 человек. В период службы на АПКр числилось два экипажа, основной, первый под командованием Ю.А. Зеленского и второй, под командой Ванина. Именно с ним экипаж пошел в свой последний поход.

Вооружение

Ракетно-торпедное вооружение находилось в 1 отсеке. Туда входило 6 торпедных аппаратов калибром 533 мм. Управление автоматизировано, тип управления комбинированный, пневмогидравлический.

Автономный запас вооружения составлял 22 единицы, в стандартный комплект входило:

Гидроакустическое вооружение соответствовало поставленным задачам. Попытка установки более совершенных систем в середине 80-х не увенчалась успехом из-за дефицита внутреннего пространства.

Как погибла подводная лодка комсомолец. Смотреть фото Как погибла подводная лодка комсомолец. Смотреть картинку Как погибла подводная лодка комсомолец. Картинка про Как погибла подводная лодка комсомолец. Фото Как погибла подводная лодка комсомолец

Так предложенная смена навигационного комплекса «Медведица-103» на систему «Симфония-085» была отклонена из-за невозможности высвобождения 30 м3 объема. Видимо по этой причине характеристики «Симфонии» посчитали избыточными для многоцелевой субмарины, коим являлась К-278.

Такая же история произошла и с комплексами гидроакустики и связи, монтаж модернизированных систем требовал наличия свободного объема, а его не было.

Достоинства и недостатки

Простая, но тщательно рассчитанная конструкция корпуса с оптимизированными внешними обводами способствовала малому сопротивлению в воде, что в сочетании с мощным атомным двигателем обеспечивало высокую скорость АПЛ «Комсомолец». Уникальный корпус лодки позволял добиться непревзойденных до сих пор технических характеристик по прочности и способности погружаться на недосягаемые другим боевым кораблям глубины.

По своим параметрам и возможностям К-278 превосходила все существовавшие на тот момент в мире субмарины. Следует отметить, что как сама подлодка, так и системы вооружения, которые она применяла, были адаптированы для действий на глубинах, недоступных никаким другим боевым кораблям.

Основным недостатком АПЛ «Комсомолец» являлась низкая степень изоляции большинства отсеков между собой. Это роковым образом сказалось при возникновении пожара, послужившего причиной ее катастрофы. Также ряд специалистов считает имевшиеся на подлодке систему пожаротушения и аварийно-спасательные средства недоработанными. Кроме того, для столь уникального и сложного корабля уровень подготовки экипажа к правильному использованию спасательных средств оказался крайне низким.

Причины гибели

28 февраля 1989 года АПКр вышел в очередной поход, с целью выполнения плановых оперативно-тактических задач. 7 апреля крейсер возвращался на базу. Утро, глубина погружения 457 м, скорость хода экономическая – 8 узлов.

Пожар на глубине

В 11 часов возникло локальное возгорание в корме. Причина возгорания до настоящего времени не установлена. Включена лодочная объемная химическая система пожаротушения. Но полностью погасить пламя не удалось.

В 11:12 АПКр начал всплытие ходом, но достигнув рубежа 150-160 метров остановился, потеряв ход. Огонь в это время повредил электрические сети, отвечающие за работу паротурбинной установки, и автоматика отключила их.

Как погибла подводная лодка комсомолец. Смотреть фото Как погибла подводная лодка комсомолец. Смотреть картинку Как погибла подводная лодка комсомолец. Картинка про Как погибла подводная лодка комсомолец. Фото Как погибла подводная лодка комсомолец

Несколько непонятна низкая эффективность системы пожаротушения, даже по выработке всего запаса хладагента огонь погасить не удалось.

Командир АПЛ принял решение всплывать продув главные балластные цистерны. В этом случае из-за вытеснения воды в ЦБГ, плавучесть приобретает положительное значение и лодка всплывает.

Но именно это решение и привело к повреждению прочного корпуса. Пиротехнические заряды, вытесняя воду, повредили систему трубопроводов. Но, тогда об этом еще никто не догадывался.

Борьба за живучесть

11:16 «Комсомолец» поднялся на поверхность, огонь уже охватил 6 отсек, распространяясь в сторону носа. Из-за проблем с электросетями вспыхнули системы управления, появилось пламя в рубке гидроакустика, полыхнули скопившиеся газы в 5 отсеке. В отсеках сильное задымление.

Моряки боролись за живучесть. Возник крен на левый борт, сегодня понятно, что через поврежденную магистраль в кормовом отсеке раскаленный воздух попал в бортовые уравнительные цистерны.

Компенсировать крен попытались продув балластные цистерны другого борта, но это вызвало лишь поступление кислорода в очаг пожара, что еще больше осложнило ситуацию.

Магистраль дыхательных аппаратов также была повреждена пожаром, после чего часть экипажа, которая боролась за выживание на борту, получила отравления. Пострадавших вынесли на палубу. Команда получила приказ использовать индивидуальные дыхательные аппараты.

В 11:54 после получения сигнала от К-278 объявлена тревога по кораблям и авиации Северного флота. К месту происшествия вылетели самолеты берегового базирования, и на помощь вышла плавбаза «Алексей Хлобыстов». В 14:40 с АПКр установлена связь самолетом аварийно-спасательной службы.

В это время начинается течь воды в 7 отсеке. Ликвидировать течь невозможно из-за полыхающего вокруг огня. Горело все, смазка, изоляция трубопроводов, металл. Пламя подпитывал поступающий по магистралям балластных цистерн воздух.

Экипажи самолетов докладывают, что вода вокруг кормовой части лодки вспенена, крейсер имеет бортовой крен.

Как погибла подводная лодка комсомолец. Смотреть фото Как погибла подводная лодка комсомолец. Смотреть картинку Как погибла подводная лодка комсомолец. Картинка про Как погибла подводная лодка комсомолец. Фото Как погибла подводная лодка комсомолец

В 16:40 командир отдал приказ покинуть корабль. Начали спуск надувных плотов, но спустить успели лишь два, еще несколько комплектов было сброшено с самолетов.

В 17:08 нос поднялся над водой и «Комсомолец» стремительно опустился на дно.

На поверхности моря осталось 59 человек из 69 вышедших в поход. 5 осталось в капсуле и в отсеках инженер-механик Испенков, до последнего момента обеспечивавший живучесть лодки. Из пяти человек в спасательной капсуле в живых остался лишь один.

Более подробно о трагедии АПЛ можно прочитать в книге написанной Дмитрием Романовым «Трагедия подводной лодки Комсомолец». Но в тоже время в ней не совсем корректно рассматриваются действия экипажа АПЛ во время аварии. Мнения уже тогда разделились. Конструкторы винили в аварии моряков, в то время как моряки говорили о несовершенстве техники.

Выживший в бездне

После приказа об эвакуации, экипаж собрался на палубе мостика субмарины. Командир решил проверить, не остался ли кто внизу и спустился в центральный пост.

На тот момент в отсеках лодки оставалось еще пятеро:

Инженер Испенков видимо из-за шума на борту не услышал приказа об эвакуации и остался у дизель-генератора. Реактор был аварийно заглушен, поэтому для питания электросетей использовали его. Остальные, с командиром поднялись в аварийную капсулу для выхода на мостик.

В этот момент палуба встала почти вертикально, дифферент на корму около 80 градусов и в таком положении корабль пошел на дно. В камере на этот момент было 5 человек, включая командира лодки.

Как погибла подводная лодка комсомолец. Смотреть фото Как погибла подводная лодка комсомолец. Смотреть картинку Как погибла подводная лодка комсомолец. Картинка про Как погибла подводная лодка комсомолец. Фото Как погибла подводная лодка комсомолец

Закрыв люк, с трудом отстыковав камеру от рубки и включившись в ИДА, они начали всплытие.

Но неудачный расчет конструкторов привел к тому что, при всплытии с большой глубины в капсуле произошел скачок давления, которым вышибло люк, при этом мичмана Черникова выбросило наружу, разбив его голову о край люка. Ванин, Юдин и Краснобаев задохнулись из-за неудачной конструкции масок ИДА. Выжил только мичман Слюсаренко.

Случай, занесенный в книгу рекордов Гиннеса, произошел с мичманом Виктором Слюсаренко. Вся его история спасения изобилует чудесными фактами, которых он насчитал около 7. Он единственный выжил в спасательной капсуле, которая поднялась с морского дна 1500 метров, — оказавшись единственным в мире человеком, оставшимся в живых при всплытии после крушения судна с такой глубины.

Расследование катастрофы

Через день после гибели подлодки военная прокуратура Северного округа возбудила уголовное дело по статье «Халатность, повлекшее тяжкие последствия». Не дожидаясь окончания расследования, всех моряков «Комсомольца», выживших и погибших, наградили орденами Красного Знамени. Тем временем расследование шло тяжело. Командование флота пыталось свалить вину за катастрофу на создателей лодки. Те яростно отбивались. Только через девять лет после возбуждения уголовного дела, следствие представило свои выводы. Вскрылись ужасающие факты флотского бардака.

Несколько раз предпринимались попытки поднять со дна останки «Комсомольца». Начать решили со спасательной капсулы, которую в 1991 году обнаружил глубоководный аппарат «Мир». На камере закрепили трос плавучего крана, оторвали ее ото дна, подняли на высоту 200 метров, после чего трос оборвался.

Как погибла подводная лодка комсомолец. Смотреть фото Как погибла подводная лодка комсомолец. Смотреть картинку Как погибла подводная лодка комсомолец. Картинка про Как погибла подводная лодка комсомолец. Фото Как погибла подводная лодка комсомолец

Заглушенный реактор лежащего на дне «Комсомольца» представляет гораздо меньшую опасность, чем находящиеся на борту подлодки ракеты с ядерными боеголовками. Повышение уровня радиоактивного фона вокруг корпуса субмарины отмечалось еще в 1990х годах. В 2019-м норвежские ученые обследовали останки «Комсомольца» при помощи подводного беспилотника. Уровень радиации воды вокруг атомохода превысил фоновые показатели в 100 тысяч раз, а проба из вентиляционной трубы отсека, где находится реактор, фонила почти в миллион раз больше нормы. Правда, российский адмирал Вячеслав Попов подверг сомнению выводы норвежцев.

Атомщики считают, что развитие техники позволит поднять К-278 лишь в 2020-х годах. Пока же корпус подводной лодки лежат на дне Норвежского моря, храня останки тех, кто погиб, героически спасая жизнь своих товарищей, и, возможно, скрывая страшную угрозу для будущих поколений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *