Как повысить эффективность работы учителя

Выступление на педсовете.

Ведущую роль в профессиональной жизни педагога играет урок . Это тяжелая работа, когда в течение 40-45 мин от учителя требуется концентрация воли и внимания. Но именно в эти минуты учитель в самой полной мере реализует себя. Педагог академик М.Н. Скаткин отмечал, что урок – это творимое учителем “педагогическое произведение”. Перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с какой категорией учащихся он ни работал, именно на уроке непременно возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. К таким проблемам относятся, на мой взгляд, ключевые, а именно:

-Как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении;

-Как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности.

-Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?

Сегодня учитель должен отлично знать требования к современному образовательному процессу, владеть в совершенстве технологиями и методическими приемами. Если мы хотим, чтобы наш ученик имел представление о своей собственной личности, его нужно включить в деятельность, позволяющую ему самому искать ответы на вопросы: какие области знаний меня интересуют? К чему у меня есть склонности и способности? И т.д.

Изменения, происходящие в современной системе образования, введение ФГОС, введение новых технологий и др. делают необходимостью повышение квалификации, совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя.

Существуют 4 блока профессиональных компетенций, которыми должен владеть учитель при выполнении своих функциональных обязанностей:

1.Методическая (успешность и перспективность планирования, подбора УМК и дополнительных учебных материалов, отбора и использования разных методов и форм работы с учетом особенностей обучаемых).

2.Психолого-педагогическая (знание программ, нормативно-правовых документов и требований гос. стандарта по предмету, равно как и знание педагогом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и умение использовать их для решения широкого круга психолого-педагогических ситуаций в урочной и внеурочной деятельности).

3.Коммуникативная (способность быть толерантным и уважать мнение других, полнота и эффективность владения педагогом лексикой классного обихода и необходимыми лингвистическими знаниями структуры и культурного наследия родного и иностранного языков, основами риторики, общеречевой культурой и профессиональной терминологией на английском и русском языках).

4.Проектно-исследовательская (умение учителя выделить фокус и провести исследование учебной ситуации с планированием основных этапов, использовать разнообразные источники информации и отбирать соответствующие методы для презентации, разработки и оформления конечного продукта своего исследования или проекта).

Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства; подготовка разносторонне развитой личности гражданина, способной к социальной адаптации в обществе; началу трудовой деятельности; самообразованию и самосовершенствованию.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути совершенствования профессиональной компетентности педагога:

1. Работа в методических объединениях, творческих группах;

2. Исследовательская, экспериментальная деятельность;

3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

4. Различные формы педагогической поддержки;

5. Активное участие в педагогических конкурсах, мастер–классах, форумах и фестивалях;

6. Обобщение собственного педагогического опыта;

7. Использование ИКТ.

Одним из правил организации успешного урока является определение структуры урока.

Для того, чтобы привить детям интерес, необходимо использовать в обучении современные методы и технологии. Причем на каждом занятии нужно вводить что-то новое, делать уроки разнообразными и непохожими друг на друга.

Использование активных методов обучения способствует развитию умения анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, создавать новое.

— помогает учителю в осуществлении личностно-ориентированного подхода к обучению;

— способствует расширению кругозора учащихся и повышению их культурного уровня;

— является средством повышения мотивации к изучению предмета;

— стимулирует поисковую деятельность ученика и способствует развитию его творческих способностей

В завершении я бы хотела добавить, ч ем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы, самое главное – это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретёнными в процессе самообразования. Когда учитель добросовестно и творчески осваивает передовой опыт, новые психолого-педагогические идеи, находится в непрерывном поиске, он будет не только добиваться успехов в обучении и воспитании, но и совершенствоваться сам, продвигаясь от одной ступени к другой в своём профессиональном росте.

Источник

Как повысить эффективность работы учителя

Как повысить эффективность работы учителя. Смотреть фото Как повысить эффективность работы учителя. Смотреть картинку Как повысить эффективность работы учителя. Картинка про Как повысить эффективность работы учителя. Фото Как повысить эффективность работы учителя

Ученые связывают повышение эффективности педагогической деятельности со степенью сформированности креативности. Чем выше креативность педагога, тем более результативен труд, уровень владения средствами организации его деятельности, самоанализа и самокоррекции. Основные положения исследования:

1. Средствами андрагогики, обеспечивающим успешность актуализации творческого потенциала педагога в учреждении дополнительного профессионального образования, определены: основные андрагогические принципы: приоритет самостоятельного обучения, принцип совместной деятельности, опоры на опыт обучающегося, индивидуализация обучения, системность обучения, контекстность обучения, принципы актуализации результатов обучения, элективности обучения, развития образовательных потребностей, осознанности обучения [2]; андрагогический подход к организации процесса обучения в учреждении дополнительного профессионального образования.

Андрагогический подход определяется как систематизированный комплекс основных закономерностей деятельности обучающегося и обучающего, когда обучающийся активно и реально участвует в организации процесса своего обучения и является одним из его равноправных субъектов [1].

Андрагогический подход подразумевает благоприятную психологическую атмосферу, взаимное уважение в совместной деятельности участников процесса обучения на всех этапах, товарищеское отношение обучающихся друг к другу, обеспечение свободы мнений [1].

Эффективность выделенных средств андрагогики возможна при условии разработки и реализации теоретической модели актуализации творческого потенциала педагога, реализующей системный подход через целенаправленное, поэтапное взаимодействие обучающих и обучающихся, активизирующее механизмы креативности – внутреннего источника творчества педагога.

Определены следующие этапы андрагогического взаимодействия: этап диагностики и самодиагностики обучающихся; совместного целеполагания и планирования; реализации процесса обучения и этап анализа эффективности процесса обучения и его коррекции.

Процесс обучения на курсах строился с-использованием всех компонентов модели, поэтапно реализуя поставленную цель: актуализацию творческого потенциала учителя средствами андрагогики.

На первом этапе – этапе диагностики и самодиагностики – используя андрагогический принцип совместной деятельности и опоры на опыт обучающегося, методом анкетирования и самоанализа выяснялись индивидуальные особенности, приоритетные цели обучения, образовательные потребности, объем и характер профессионального опыта обучающихся.-

Результатом такой работы стало осмысленное и заинтересованное отношение обучающегося к организации процесса обучения, повысилась мотивация педагога.

На вопрос «Ваше отношение к обучению на курсах повышения квалификации по индивидуальному плану обучения?» (опрошено было 350 человек) получены следующие результаты: 62t ответили положительно; 10t ответили уклончиво, по их словам, ответ зависит от результативности планируемого процесса обучения; 24t опрошенных ответили резко отрицательно; 4t респондентов – не ответили (см. рис. 1):

Как повысить эффективность работы учителя. Смотреть фото Как повысить эффективность работы учителя. Смотреть картинку Как повысить эффективность работы учителя. Картинка про Как повысить эффективность работы учителя. Фото Как повысить эффективность работы учителя

Рис. 1. Отношение участников эксперимента к обучению на курсах повышения квалификации по индивидуальному плану обучения (n = 350)

Осмысленное и заинтересованное отношение педагога к организации процесса обучения усилилось на этапе целеполагания и планирования процесса обучения.

Реализуя принципы опоры на опыт обучающегося, осознанности обучения, ставилась такие цели, чтобы действия обучающего и обучающегося полностью совпадали. Созданные индивидуальные программы (учебные планы) соответствовали образовательной программе курсов и позволили учесть образовательные потребности каждого-обучающегося, объем и характер его профессионального опыта, его индивидуальные и профессиональные особенности, уровень его креативности.

Общими для всех обучающихся и обучающих стали следующие цели: ориентации процесса обучения-на повышение педмастерства и творчества; определение индивидуальной стратегии обучения; структурирование содержания.

Для достижения общих и индивидуальных целей, определенных каждым обучающимся на этапе диагностики и самодиагностики, совместно были определены следующие разделы индивидуальных программ: формы и методы обучения; возможные средства и источники обучения; тематика итоговых работ и формы их презентации; вклад каждого в содержательную часть курсов в зависимости от профессионального уровня, имеющегося опыта, индивидуально–творческих возможностей; критерии успешности каждого педагога в процессе обучения.

Планируя критерии успешности в процессе обучения,-обучающиеся выделили следующие моменты: изменение уровня креативности в процессе обучения; усвоение новых технологий, интересных и результативных форм, методов, средств обучения; определение стратегии дальнейшего творческого роста, профессионального самосовершенствовании, умение реально взвешивать и оценивать возможности для достижения поставленных целей.

Создание индивидуальных программ, повышение заинтересованности участников образовательного процесса позволило на этапе реализации процесса обучения опираться на опыт обучающегося, на принципы актуализации новых знаний и развития образовательных потребностей. Совместная работа на этапе диагностики и этапе целеполагания и планирования процесса обучения; помощь обучающего – консультанта, вдохновителя в творческом осмыслении и овладении информацией на новом уровне – все это способствовало возникновению благоприятных психологических условий.

На вопрос: «Какие факторы более всего, на Ваш взгляд, способствуют актуализации творческого потенциала на данных курсах?», респонденты ответили: благоприятная, творческая атмосфера курсов – 76t, взаимное уважение участников процесса обучения – 62t, доброжелательное отношение обучающих и обучающихся – 49t, совместная деятельность всех участников процесса обучения – 67t, интерес к опыту, уважение жизненных позиций каждого – 68t, возможность безотлагательно реализовать полученные знания на практических занятиях – 46t, разнообразные активные формы работы – 82t, свобода мнений, отказ от критики участников процесса обучения – 81t.

Андрагогический процесс неотделим от анализа и оценивания-самого процесса обучения и его результатов. На всех этапах, с целью проверки правильности избранной стратегии эксперимента, обучающие, совместно с обучающимися, анализировали и оценивали эффективность подходов, результативность деятельности участников процесса обучения, выбранных средств, форм-и методов.

На вопрос «Насколько эффективны, на Ваш взгляд, используемые на курсах средства, формы и методы обучения?», (опрошено 350 человек), 53t ответили «вполне эффективны», 22 t – «недостаточно эффективны», 12t респондентов воздержались от ответа, 13t дали высокую оценку используемым на курсах средствам, формам и методам обучения (рис. 2).

Планируя в индивидуальных программах критерии успешности в процессе обучения, одним из основных показателей обучающиеся считают позитивные изменения уровня креативности.

Сравнивая результаты самоанализа уровня креативности на исходном этапе – первый срез, и результаты второго среза, проведенного так же с использованием методики Е.Туник в последние дни работы курсов, мы получили следующие результаты.

Как повысить эффективность работы учителя. Смотреть фото Как повысить эффективность работы учителя. Смотреть картинку Как повысить эффективность работы учителя. Картинка про Как повысить эффективность работы учителя. Фото Как повысить эффективность работы учителя

Рис. 2. Мнение участников эксперимента об эффективности используемых на курсах средств, форм и методов обучения (n = 350)

Сводные данные по определению динамики изменения креативности обучающихся (n = 350) (указан средний балл по пятибалльной системе).

1. Чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей

4. Находчивость, изобретательность

5. Воображение, способности к структурированию

6. Оригинальность, изобретательность и продуктивность

7. Независимость, нестандартность

8. Уверенный стиль общения, самодостаточное поведение

Сравнение результатов наблюдений наглядно свидетельствуют о позитивных изменениях по всем направлениям.

Освоение новых педагогических технологий, интересных и результативных форм, методов и средств обучения в своих индивидуальных планах обучающиеся называют в качестве одного из критериев успешности обучения. На предложение определить уровень новизны изучаемых и применяемых на данных курсах технологий 350 участников эксперимента ответили следующим образом: 14t определили уровень новизны как недостаточно высокий; 27t – как низкий; 43t – как интересный, но не новый; 16t опрошенных определили уровень новизны как высокий. Таким образом, уровень новизны изучаемых и применяемых на курсах технологий, по мнению большей части участников эксперимента, недостаточно новый и недостаточно высокий [3].

Мнение участников эксперимента, высказанное ими в анкетах на этапе анализа и оценивания-процесса обучения и его результатов, в соответствии с положениями модели и избранной стратегии, определяет задачу обучающих: учесть рекомендации и внести необходимые коррективы в те компоненты процесса обучения, которые признаны недостаточно эффективными на этапе оценивания.

В качестве важных критериев успешности обучения в индивидуальных планах обучающиеся называют: вовлечение в процесс постоянного развития креативности, стремление к раскрытию и совершенствованию своего творческого потенциала в практической деятельности, определение стратегии для дальнейшего творческого роста, для профессионального самосовершенствовании.

На вопрос «Может ли индивидуальная программа обучения на курсах положить начало программы творческого роста, определять стратегию для дальнейшего раскрытия и совершенствования творческого потенциала в практической деятельности?», из 350 респондентов подавляющее большинство – 81t ответили утвердительно, 16t воздержались от ответа, лишь 3t ответили отрицательно.

На вопрос «Определите уровень достижения целей, поставленных Вами в Ваших индивидуальных планах», ответы распределились следующим образом: 54t респондентов отметили, что поставленные цели обучения реализованы полностью; 24t – что поставленные цели обучения в основном реализованы; только 22t опрошенных считают, что поставленные цели обучения реализованы лишь частично.

Опираясь на-регулятивный критерий модели, проведен опрос, среди 350 человек – участников эксперимента: «Насколько повысились, на Ваш взгляд, названные ниже Ваши профессиональные качества в процессе обучения?» – и получены следующие результаты:

Как показал опрос, названные профессиональные качества в процессе обучения повысились у подавляющего большинства респондентов: уверенность в собственных возможностях – 73t, стремление к раскрытию и совершенствованию творческого потенциала в практической деятельности – 48t, способность к переструктурированию ситуации – 42t, стремление к-самоизучению, саморегуляции, работе над собой – 64t, стремление к применению этих способностей к условиям в профессиональной сфере 72t, уровень профессиональной, творческой продуктивности – 65t [3].

С целью внесения корректив в организацию процесса обучения на основе анализа и оценивания, в соответствии с положениями нашей модели, обучающимся было предложено выработать рекомендации по коррекции процесса обучения, а также участвовать в процессе внесения изменений в программы обучения. Рекомендации были следующего характера: усилить роль самостоятельной деятельности обучающихся; повысить значение совместной деятельности обучающегося с обучающим и с другими обучающимися; больше использовать опыт самих обучающихся в качестве одного из источников обучения; предусматривать соответствие целей и содержания используемым формам и методам обучения; строить процесс обучения с ориентацией на совершенствование личности с учетом профессиональной деятельности обучающихся; при организации практических и семинарских занятий предоставлять обучающимся определенную свободу выбора форм, методов, средств обучения, с целью проверки и безотлагательного применения на практике приобретенных знаний.

Данные рекомендации также можно считать положительным результатом исследования, поскольку участники эксперимента: подтверждают целесообразность и актуальность реализации основных андрагогических принципов, подтверждают результативность модели актуализации творческого потенциала-учителя в процессе обучения в учреждении дополнительного профессионального образования.

На каждом этапе эксперимента в соответствии с избранной стратегией учитывались рекомендации проучившихся на курсах и вносились коррективы в программы обучения.

Исследование показало, что 85t из 350 педагога – участников эксперимента – высоко оценили результативность модели, отметили андрагогический подход к организации процесса обучения взрослых как способствующий раскрытию их творческого потенциала [3].

В соответствии с программой исследования наблюдение продолжалось и в межкурсовой период. Кроме длительных (более 100 часов) курсов повышения квалификации, на которых обучается каждый педагога раз в пять лет, регулярно проводились краткосрочные курсы по проблемам, интересующим педагогов; семинары; научно–практические и научно–теоретические конференции с целью обеспечить непрерывность процесса повышения педмастерства педагога.

Наблюдение за деятельностью участников эксперимента в межкурсовой период позволило сделать следующие выводы: Возросла потребность в профессиональном общении, что привело к появлению во многих территориях региона самостоятельных творческих групп учителей, прошедших курсы повышения квалификации в условиях реализации модели. На вопрос «Какое значение для Вашего творческого роста оказала учеба в институте повышения квалификации?», 83t учителей из 215опрошенных, занимающихся в творческих группах, ответили – важное, основополагающее, стимулирующее.

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить следующее:

Создание андрагогических условий, андрагогический подход к организации процесса обучения, поэтапное андрагогическое взаимодействие стимулирует творческое освоение новых знаний, приобретение умений и качеств, способствующих развитию креативности, стремление к новым видам профессиональной деятельности, повышает профессиональный уровень педагога.

Реализация модели в условиях курсов повышения квалификации позволяет построить процесс обучения, реализуя поставленную цель: актуализация творческого потенциала педагога в процессе обучения средствами андрагогики.

Поэтапный андрагогический процесс взаимодействия обучающих и обучающихся позволяет постоянно корректировать и улучшать организацию и проведение курсовой подготовки в системе повышения квалификации.

Проведенные исследования на формирующем этапе эксперимента свидетельствуют о целесообразности и результативности применения модели.

Реализация модели делает возможным ориентацию обучения на мобилизацию творческих возможностей педагога. Повышается самооценка, устойчивый интерес к развитию собственного педагогического мастерства, открытость для постоянного профессионального обучения, накопления опыта, технологическая и методическая компетентность, в определенной степени формируются проектировочные, прогностические умения. Наблюдается положительная динамика профессионального развития и компетентности, творческий рост обучающихся в условиях реализации модели. Андрагогический процесс взаимодействия обучающих и обучающихся позволяет постоянно корректировать и улучшать организацию и проведение курсовой подготовки в системе повышения квалификации [4].

Источник

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Пути и средства повышения эффективности и качества урока как формы учебной деятельности»

«Пути и средства повышения эффективности и качества урока

как формы учебной деятельности»

ЦЕЛЬ: определить взаимозависимость эффективности урока и качества образования и наметить направления повышения эффективности урока как основы качества образования

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: педагогический аукцион

ПОДГОТОВКА К ПЕДСОВЕТУ:

Ответственный: Ермолович О.К., заместитель директора по УР

Ответственный: Ермолович О.К., заместитель директора по УР

Ответственный: Ермолович О.К., заместитель директора по УР

ПЛАН проведения педагогического совета

«Пути и средства повышения эффективности и качества урока как формы учебной деятельности»

10.00-10.15

Открытие педагогического совета. Информация о выполнениии ршений предыдущих педсоветов.

Директор учреждения образования Казимиренко И.А.

Объявление темы, установление регламента.

Директор учреждения образования Казимиренко И.А.

10.20-10.25

Мозговой штурм «Эффективность урока».

Заместитель директора учреждения образования Ермолович О.К.

10.25-11.00

Современные подходы и требования к организации учебной деятельности.

Заместитель директора учреждения образования Ермолович О.К.

11.00-11.10

Использование презентаций на уроках социально-бытовой ориентировки с учащимися с особенностями психофизического развития.

Учитель-дефектолог Хаецкая С.С.

11.10-11.20

Презентация “Использование проектной деятельности на уроках иностранного языка”.

Учитель английского языка Стасюкевич Ю.С.

11.20-11.30

Деловая игра “Пути повышения качества образования на уроках математики”.

Руководитель методического объединения учителей естественно-математических наук Борисёнок Р.Ф.

11.30-11.40

Комфортнасць обучения при организации самоподготовки в группе продлённого дня как одно из важнейших условий успешности учебного процесса.

Воспитатель группы продлённого дня Лесун С.Л.

11.40-11.50

Заместитель директора учреждения образования Ермолович О.К

Современные подходы и требования к организации учебной деятельности

Без специальной организации

учебной деятельности не может

быть эффективного усвоения знаний.
И.С. Якиманская (слайд 5)

Инсценировка «Образовательный заказ».

Инсценировка «Образовательный заказ».

Роли:

Задача инсценировки: понять, какой ребенок сегодня приходит в школу, какой заказ на образовательные услуги школы сегодня существует.

Президент (выступает по телевизору): Задачами образования сегодня является внедрение новых технологий, при успешном внедрении которых наши педагоги сумеют сформировать ….

Ребенок. Фу, как скучно… Опять про учебу. Лучше бы мультики показали.

Раздается телефонный звонок. Звонит Друг Ребенка.

Друг Ребенка. Привет! Что делаешь? Скучаешь?

Ребенок. Ага! А ты? Думаешь, как сказать родителям про двойку?

Друг Ребенка. Да… Знаешь, что мне Марья Ивановна сегодня сказала?

Ребенок. Что?

Ребенок. А пальцев хватило?

Ребенок. Может, куда сходим? В кино, например, на Гарри Поттера.

Друг Ребенка. Не, про Потного я уже смотрел. Хочется чего-то необычного, интересного. То ли музыки и цветов, то ли зарезать кого-то…

Ребенок. Ты про уроки с использованием ИКТ слышал?

Друг Ребенка. Нет. Это что за абракадабра? Новая группа что ли? Типа ДДТ?

Ребенок. Нет, это уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий. Что это такое лучше увидеть своими глазами. Идешь?

Друг Ребенка. Да.

Современное образование выходит на более высокий технологический уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, что связано, прежде всего, с отказом от традиционного обучения и воспитания, с идеей целостности педагогического процесса как системы, опирающейся на теории общечеловеческих ценностей, гуманизации, личностно-ориентированного подхода.

Особое место, роль и значение занимает в этом процессе урок. Здесь уместны слова Симона Львовича Соловейчика: «Урок есть искусство, его и надо доводить на уровень искусства. Бывают уроки более интересные, чем любой спектакль. В педагогике не принято говорить о драматургии урока, а жаль: в хорошем уроке есть завязка, кульминация, развязка, текст и подтекст».(слайд6)

Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.

Как для учащихся, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.

Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.

Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. (слайд 7)

Помимо этого, если урок – современный и эффективный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Учебный труд, как всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Обучение должно быть трудным, но посильным. Чем чаще проверяются и оцениваются работы ребят, тем интереснее ему работать. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействует на учащегося, на его отношение к предмету.

Уроки бывают разными: хорошими и плохими, интересными и скучными, познавательными и бесполезными, но настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него.

У каждого учителя свои методические подходы, методические приемы, которые позволяют успешно проводить уроки. Но при подготовке и планировании урока он осуществляет целый комплекс действий, решает психологические, дидактические, методические, организационные задачи.

Учитываются особенности класса: уровень успеваемости; отношение к предмету; темп работы, подготовленность учащихся, отношение к дисциплине, индивидуальные особенности. Результат эффективности и качественной деятельности на уроке зависит от профессионализма учителя, а именно: знания предмета, культуры общения, любви к детям.

Задача учителя- создание и реализация индивидуальной траектории урока для усвоения знаний как успешными учениками, так и слабоуспевающими. (слайд 8)

-как передать определённые знания, но и воспитать у обучающихся потребность в самообразовании. (слайд 9)

Именно это мы и увидели, посетив открытые уроки учителей нашего учреждения образования, проводимые в рамках панорамы методического мастерства «Эффективный урок: от замысла до реализации».

На уроке русской литературы по теме «А.С.Пушкин. Повесть «Капитанская дочка» в 7 классе (учитель русского языка и литературы Кремень Ю.А.) использовала ассоциативный ряд для изучения нового материала, на основе имеющихся знаний, объясняли новую тему урока. На протяжении урока велась работа по обогащению словарного запаса учащихся, все дети получили возможность высказать свою точку зрения. Учащиеся проявляли активность и творческую работоспособность на протяжении урока.

Урок был направлен на расширение лексики ребят, их кругозора, а также на умение выразить словом не только сюжет, но и содержание, которое скрыто во всей художественной структуре, научить любить русскую литературу. Использование презентации, работа с текстом, предложениями, ответы на вопросы фронтального опроса помогли учащимся быстрее вспомнить материал, четко и грамотно его озвучить. (слайд 10)

Урок математики в 8 класе «Теарема Пифогора и её применение для решения задач» (учитель математики Борисёнок Р.Ф.) – это технология обучения в одной группе обучающихся с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности обучающегося как индивидуальности. Работоспособность учащихся на уроке была высокой. Этому способствовало хорошее владение ребятами математическими терминами, правилами. Для развития мышления учащихся на уроке были использованы приёмы: создание проблемных ситуаций, использование заданий, формирующих параметры мыслительных операций: сравнение, анализ, обобщение, конкретизация, систематизация, создание условий для развития творческого мышления Один вид работы сменялся другим, поставленные цели урока были реализованы полностью. (слайд 11)

Урок русского языка по теме «Главные члены предложения» во 2 классе (учитель начальных классов Кравчук Е.А.) соответствовал схеме построения урока комплексного применения знаний, умений и навыков. Этапы урока были логично связаны между собой и вытекали один из другого. Учащиеся работали на уроке как устно, так и письменно. Устно были опрошены все учащиеся, письменно дети выполняли задание на приготовленных карточках. Работоспособность учащихся на уроке была высокой. Этому способствовало хорошее владение ребятами знаний по теме и соответствующее эмоциональное состояние, игровых моментов на уроке. Ребята выполняли задания в группах. Один вид работы сменялся другим, поставленные цели урока были реализованы полностью. (слайд 12)

На уроке русского языка по теме «Правописание слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу» во 2 классе (учитель начальных классов Коротун Т.М.) с целью повышения качества образования, мотивации познавательного интереса учащихся к уроку, развития их воображения, внимания, видов памяти использовалась такая форма урока, как урок-путешествие.

Использование игровых моментов, работа с текстом, предложениями, кластером (схемы), ответы на вопросы фронтального опроса помогли учащимся быстрее вспомнить материал, четко и грамотно его озвучить.

При интерактивной проверке теста был использован наглядный ключ-ответ, который помог ребятам оперативно оценить умение владеть теоретическим материалом и сразу же определить слабые стороны в освоении материала. (слайд 13)

Урок белорусской литературы по теме «А.Вярцінскі «Рэквіем па кожным чацвёртым» в 7 классе (учитель белорусского языка и литературы Шелкович Н.И..) был направлен на формирование навыков аналитического чтения, умение логично и аргументировано излагать свои мысли, а также на воспитание общечеловеческих моральных ценностей на основе произведения. На данном уроке реализовывались следующие методы и приемы обучения: наглядный, практический, словесный, применялась технология формирования типа правильной читательской деятельности. Использование разнообразных средств обучения позволили создать эмоциональный настрой у детей, обеспечить воздействие на различные сферы читательской деятельности учащихся (эмоциональную, воображение, реакция на художественную форму, осмысление содержания). В течение всего урока звучали вопросы и задания, которые побуждали, организовывали, будили, стимулировали мысль учащихся.

Системность в работе, предлагающий конечный результат, насыщенность материала, использование различных форм работы позволили достичь поставленных целей и сделать урок более продуктивным, эффектным и полезным для детей.

Поэтому повышение эффективности урока — важнейшая проблема, волнующая всех учителей. Учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразия форм объяснения и обратной связи.

Слово “эффективность” в переводе с латинского – “эфектос” – означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий.

Эффектный урок – урок, который производит сильное впечатление.

Эффективный урок – урок, который приводит к нужным результатам.(слайд 14)

Накануне педсовета было проведено анкетирование учителей по определению, какой урок можно считать эффективным и чего, по мнению педагогов, не должно быть на эффективном уроке. Результаты получились следующие.

1. Какие из перечисленных недостатков урока кажутся Вам типичными в практике работы нашей школы?

1.Шаблонная структура урока (комбинированный урок при постоянном одном и том же наборе структурных частей), стремление к большей накопляемости оценок, и, как следствие, преувеличение роли опроса – 45%

2.Недостаточное внимание к применению знаний, оторванность теоретических знаний от их использования – 27%

5.Увлечение фронтальными формами даже там, где они неэффективны – 18%

6.Односторонний подход к дифференциации обучения (преимущественна дифференциация объема и степени сложности) – 9%

7.Пассивная позиция части школьников в учебном процессе; бессистемность в формировании навыков рациональной организации учебного труда – 72% (слайд15).

2. Критически оцените уроки своего предмета. Назовите три основных недостатка уроков Вашего предмета в нашей школе
1. Перегружено содержание учебного материала – 72%
2. Шаблонная структура урока – 63%
3. Однообразные формы обучения – 27%
4. Слабый дифференцированный подход в обучении – 36% (слайд 16)

7. Мало методической литературы – 0% (слайд 17).

4.В чем Вы видите пути решения проблем современного урока (что можно сделать, чтобы урок стал лучше)?
Использование разнообразных форм и методов обучения: использование качественного стандартного раздаточного материала, постоянное использование ИКТ, наглядного материала, обеспечение класса техническими средствами обучения, индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, удивление заинтересованность темой урока, повышение мотивации обучения учеников, открытие групп изучения предмета на повышенном уровне. (слайд 18)

5. Какие активные формы и методы обучения Вы используете на своих уроках?

Уроки-конференции, уроки-путешествия, зачёты, лекции, групповое обучение, развивающие игры, индивидуальное обучение, интерактивные методы, кластеры, написание синквейна, мультимедийные презентации. (слайд 19)

6.Какие элементы новых технологий Вы используете на своих уроках?

Элементы ИКТ, технологии разноуровневого обучения, проектная деятельность, игры, видеопроекты, проблемное обучение, модульное обучение, педмастерские, дифференцированное обучение. (слайд 20)

Как видите, большинство наших учителей считает, что эффективный урок – это урок, прежде всего интересный и ПРОДУМАННЫЙ, на котором главное – это труд ученика по овладению новыми знаниями и умениями.

На эффективном уроке не должно быть скуки, монотонности, громоздкого домашнего задания.

Конечно же, хочется, чтобы урок был интересным, ведь интересный урок-активация интеллектуальных и волевых процессов, их взаимопроникновение и взаимодействие друг на друга. Что может помочь сделать урок ярким, эмоциональным, способным вовлечь ученика в процесс самостоятельного поиска, возбудить у учащихся интерес к предмету, желание познания?

Использование презентаций на уроках социально-бытовой ориентировки с учениками с особенностями психофизического развития. (слайд 21)

С.С.Хаецкая, учитель-дефектолог

2. Известный дидакт И.П. Подласый отмечает, что без грамотного, научно обоснованного проектирования учебных занятий не стоит надеяться на повышение качества образования учащихся. Есть много примеров, когда даже высокое педагогическое мастерство учителя не спасало плохо продуманный урок. Главное на хорошем уроке – работа учащихся. Без работы нет результата.

Как подготовить эффективный урок? Предлагаю только общий алгоритм подготовки урока.

В современных условиях используется гибкая структура урока, предусматривающая совокупность и взаимодействие важнейших элементов и их целей на разных уровнях и в самых разнообразных сочетаниях, что приводит к инновационным типам и формам обучения. Каждая « технологическая цепочка» урока должна рассматриваться учителем как система, подчиненная определенным технологическим целям и требованиям:

1) четкая целенаправленность урока;

2) достаточное организационное и материальное обеспечение;

3) оптимальный психологический режим;

4) оптимальный темп и ритм работы на уроке;

5) систематическая последовательность, преемственность, и завершенность учебных операций;

6) экономия времени на уроке;

7) непрерывный контроль и самоконтроль;

8) восстановление делового равновесия, при его нарушении;

9) закрепление и оценка знаний, умений;

10) непрерывное совершенствование учебного процесса. (слайд 23)

Эффективный урок должен ориентироваться на успех участников урока, ведь современный урок сегодня – это активная (самостоятельная) деятельность. Он должен развивать речь, обучать приемам мышления, которое обязательно проходят следующие стадии: диагностика, научение приемам мышления, тренировка в использовании, контроль над степенью сформированности. Эффективный урок формирует у его участников креативность, коммуникабельность, разного вида компетентности, когда участники урока максимально раскрывают свои способности, толерантны друг к другу.

Использование проектной деятельности на уроках иностранного языка.

Ю.С.Стасюкевич, учитель английского языка (слайд 24)

3. Успех учащегося, конечно же, зависит от объема знаний по предмету, которым он владеет. Но только одни знания – факты, числа, теории – не могут обеспечить настоящий успех в учении. С этой информацией надо уметь работать – превращать тексты в таблицы и графики, «читать» чертежи и графики, анализировать полученные данные, делать доклады и рефераты, уметь работать со справочной литературой.

Качество и эффективность урока, как основной формы обучения и воспитания зависит от конкретных целей, от содержания учебного материала и в значительной мере от методов обучения, которые должны обеспечивать максимально комфортное для детей общение с учителем. Поэтому одним из способов повышения эффективности урок является использование нестандартных форм обучения.

Большой эффект в обучении дает живое слово учителя в сочетании с наглядностью. Повышается эффективность, если в урок включены элементы дидактических игр и игровых моментов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создают у ребят бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.

Ведь главной задачей обучения является привитие интереса к учебным предметам и удержание интереса в дальнейшем.

Деловая игра. Пути повышения качества образования в учреждении образования. (слайд 25)

Р.Ф.Борисёнок, учитель математики

4. В настоящее время, когда большинство родителей одной из основных своих задач выбирают обеспечение материального благосостояния семьи и значительную часть времени заняты делами, выбор ими для своих детей занятия в группе продленного дня как прогрессивной формы организации жизнедеятельности детей, их интеллектуального развития и духовного роста совершенно очевиден.

Важнейшим требованием в режиме работы группы продленного дня является обеспечение единства урочной и внеурочной деятельности учащихся.

Самоподготовка – важный этап процесса обучения, призванный фор-мировать у учащихся навыки самостоятельности, активности, развивать познавательные способности, прививать культуру умственного труда.

Успех самоподготовки во многом зависит от эффективности урока, от степени прочности усвоенного на нем материала. Основы самостоятельной индивидуальной учебной работы закладываются, прежде всего, на уроке. Четкое и понятное объяснение учебного материала на уроке, основательное его закрепление, ясно сформулированное задание гарантирует прочное условие учащимся программного материала, а, следовательно, качественное и быстрое выполнение домашнего задания.

Комфортность обучения при организации самоподготовки в группе продлённого дня как одно из важнейших условий успешности образовательного процесса. (слайд 26)

С.Л.Лесун, воспитатель ГПД

5. В настоящее время компетенции в образовании выступают как ре-зультат образования. Компетентностный подход в образовании предполагает не усвоение суммы информации, а освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причём особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в новых или проблемных ситуациях.

Таким образом, именно компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования.

Принципиально меняется позиция учителя. Он перестаёт быть вместе с учебником носителем «объективного знания». Его главной задачей становится мотивировать учащегося на проявление инициативы и самостоятельности. Фактически он создаёт условия, «развивающую среду», в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей, определённых компетенций в процессе реализации им своих интересов и желаний, в процессе приложения усилий, взятия на себя ответственности и осуществления действий в направлении поставленных целей.

Итак, средства обучения и результаты – две основные составляющие повышения эффективности учебного процесса.

В процессе обучения все мы постоянно должны задействовать факторы повышения эффективности урока:

1. Соблюдение алгоритма подготовки к уроку.

2. Организация адекватного взаимодействия на уроке.

3. Активные формы проведения урока.

4. Компетентностный подход в обучении.

5. Оценочная деятельность учителя и учащихся.

6. Определение степени обученности как результативности урока.

Данный подход учителей к подготовке и проведению эффективного современного урока позволит каждому учащемуся проявить себя нестандартно, по- новому, развивая свои индивидуальные, интеллектуальные и творческие способности.

Конфуций сказал: «Три пути ведут к знанию: путь размышлений – это самый благородный; путь поражения – это путь самый легкий; и путь опыта – это путь самый трудный», а нам с вами надо идти по всем трем дорогам сразу. Это требование нашей профессии. ( слайд 27)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *