Как повысить энергоэффективность в школе
Энергосбережение в школе и детском саду
Энергосбережение в школе и детском саду
Большинство школ и детских садов построены более 20ти лет тому назад.
Поэтому энергосбережение в школе и ДОУ может дать огромный экономический эффект. Внедрение даже самых простых энергосберегающих мероприятий поможет сократить затраты и энергопотребление на 20%-30%.
Основываясь на нашем опыте в сфере энергосбережения и энергетических обследованиях, мы составили список c основными энергосберегающими мероприятиями, которые следует внедрить в каждой школе и садике.
Программа энергосбережения
Замена ламп накаливания на энергосберегающие
Это самое простое мероприятие, но оно действительно поможет существенно сократить потребление электроэнергии.
Экономию посчитать легко. Одна энергосберегающая лампа мощностью 11 Вт дает столько же освещения, как и лампа накаливания в 60 Вт.
Допустим лампа накаливания перегорела, и вы меняете ее на энергосберегающую. Ваша экономия в год:
Затраты электроэнергии на лампу накаливания: лампа 60Вт * 6 часов работы в сутки * 356 дней * = 131 кВт/ч.
Затраты электроэнергии на энергосберегающую лампу: лампа 11Вт * 6 часов работы в сутки * 356 дней * = 24 кВт/ч.
Экономия: 131 кВт/ч – 24 кВт/ч = 107 кВт/ч
Если вы платите 3 рубля за киловатт, то ваше экономия на электричестве будет 321 руб в год. Это только от одной лампы.
Даже если энергосберегающая лампа на 100 рублей дороже лампы накаливания, вы все равно сэкономите 221 рубль.
Соблюдение режима работы электроприборов
Выключайте электроприборы когда они не используются.
Это кажется очевидным, но во многих школах и детских садах большое количество электроприборов работают круглосуточно, находясь в режиме ожидания.
Это относится к печам, компьютерам, принтерам, зарядкам, чайникам, сушилкам т.д.
Все эти приборы не работают, точней они не выполняют никакой полезной работы, но потребляют электроэнергию.
Просто выключайте их и экономьте несколько тысяч рублей в год, не прикладывая никаких усилий.
Установка и регулировка термостатов
Термостаты применяются далеко не во всех садиках и школах.
А мера это достаточно эффективная и помогает улучшить уровень комфорта – сделать помещение теплей или холодней, когда это необходимо.
И так, допустим, у вас установлены термостаты.
Днем установите их на 23°C. Это хороший комфортный уровень.
А ночью когда дети и сотрудники отсутствуют, установите термостат на 15°C – 16°C.
В среднем, понижение температуры на 1°C сокращает расходы на отопление примерно на 1%.
Двойные оконные рамы
Замена деревянных окон на двух- или трехкамерные пластиковые профили ПХВ поможет сэкономить до 50% тепловой энергии.
Двойные оконные рамы более эффективны одинарных, не только из за того, что они толще, но и потому, что они создают замкнутое пространство между рамами.
В этом замкнутом пространстве находится воздух, который играет роль изолятора.
Воздух плохой проводник тепла, поэтому его можно использовать в качестве изолятора.
Теплопроводность неподвижного воздуха в идеальных условиях 0,024 Вт/м град. А теплопроводность, например, минеральной ваты 0,045 Вт/м град, дерева 0,15 Вт/м град.
Энергосбережение в детских садах – окна
То есть воздух изолирует не хуже чем вата или дерево, но только при том условии, что пустота, в которой он находится не большая, поэтому рекомендуемое расстояние между рамами в окне от 1,3 сантиметров до максимум 10 сантиметров.
Переоборудование смесителей
Переоборудование смесителей экономическими аэраторами позволит снизить расход воды примерно на треть благодаря созданию ими воздушно-водной смеси.
Если старые аэраторы пропускают до 12-15 литров в минуту, то с новыми смеситель будет потреблять всего 4-6 литров в минуту без потери комфорта при использовании.
Также, следует провести проверку кранов и сливных бачков на предмет протечки.
Если вода чуть подтекает из бачка или еле капает из крана, то в месяц объем «потерянной» воды может достигать 170 литров.
Замена чугунных батарей
Что касается отживших свой век чугунных батарей, то оптимальный вариант – это их замена на алюминиевые и биметаллические, потому как промыть старые батареи практически невозможно.
Доказано, что эффективность теплопередачи у алюминиевых и биметаллических батарей в разы больше чем у чугунных батарей при том, что они прочны и долговечны.
За батареями необходимо наклеить теплоотражающий материал с поверхностью из фольги.
Это увеличит теплоотдачу батарей и повысит температуру в помещениях на несколько градусов.
Обследование зданий и сооружений • Консультация • Энергоаудит
8(499)490-60-60
Установка автоматических теплосчетчиков
Высоких результатов в энергосбережении позволяет добиться установка современных автоматических теплосчетчиков.
Эти устройства регистрируют режимы теплопотребления, а также проводят учет тепла и общих расходов теплоносителей.
Полученные данные способствуют определению наиболее оптимального подхода к обогреву отдельных помещений и здания в целом.
Без применения учетного оборудования любые мероприятия по энергосбережению теряют всяческий смысл. Учебному заведению по-прежнему будут выставлять счета на оплату, согласно прежним расчётам.
Практика показала, что установка тепловых автоматических счетчиков помогает сократить потребление тепла до 30%.
Энергосбережение в школе и детском саду начинается с энергоаудита
Наиболее эффективным способом получить достоверные сведения о потенциале энергосбережения в школе или детском саду является энергетическое обследование, а также разработка индивидуальной программы по энергосбережению.
Программа по энергосбережению в школе и ДОУ
Согласно требованиям Федерального закона №261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» программа энергосбережения является обязательной для каждой школы и дошкольного образовательного учреждения.
Мероприятия, содержащиеся в программах по повышению энергетической эффективности в детских садах и школах, нацелены на
Если вас интересует разработка программы энергосбережения школы или садика, или просто нужна консультация по энергосбережению в ДОУ или школе, звоните 8(499)490-60-60. Ответим на любые вопросы.
Холодильное оборудование
Как правило, холодильное оборудование использует от 3% до 5% электроэнергии в типичной школе или садике.
Первое, что следует помнить, чем меньше холодильник находится в открытом состоянии, тем меньше электроэнергии он использует.
Но есть и другие меры энергосбережения.
Холодильник должен быть установлен так, что бы между стеной и задней стенкой холодильника оставалось достаточно места для свободной циркуляции воздуха.
Теплообменник, расположенный на задней стенке холодильника, должен свободно сбрасывать тепло. Иначе избыточное электричество будет затрачено на сброс тепла.
Также, периодически стирайте пыль с теплообменника, это улучшит теплообмен и сократит потери электрической энергии.
Замена устаревших железных труб на металлопластиковые
Металлопластиковые трубы за последние годы зарекомендовали себя как оптимальное решение в выборе относительно недорогих, надежных и энергосберегающих труб.
Достоинства металлопластиковой трубы трудно переоценить.
Во-первых это легкость установки – не нужно обладать специальными знаниями что бы уметь соединять такие трубы на стыках или разводках – для соединения используются простые и надежные металлические фитинги.
Что бы соединить между собой, например, 2 трубы вам понадобится всего лишь гаечный ключ и небольшое усилие для одевания трубы на фитинг и закрутке зажимной гайки.
Энергосбережение в школе и ДОУ – замена старых труб
При этом нужно помнить, что не нужно прилагать чрезмерные усилия и переживать зажимную гайку, что бы не сорвать резьбу фитинга.
Второе достоинство металлопластиковой трубы это ее универсальность – такая труба может использоваться и для подачи питьевой воды в смесители, и для отопительных нужд здания.
Современные металлопластиковые трубы способны выдерживать температуру воды до 100 градусов Цельсия и давление до 10 бар.
Следующим плюсом энергосберегающих труб является малый удельный вес трубы. Это в свою очередь дает возможность использовать пластмассовые крепежи вместо громоздких металлических.
Приятный внешний вид металлопластиковых труб так же является важным преимуществом. Тем более что такие трубы не нуждаются в покраске или других возможных декоративных оформлениях.
Имея низкую теплопроводность, металлопластиковые трубы устойчивы к формированию конденсата на своей поверхности.
Вместе с со всеми названными плюсами энергосберегающих металлопластиковых труб, не нужно забывать о том, что рынок насыщен изделиями разного качества.
Чем дешевле погонный метр трубы – тем, естественно больший риск приобрести не лучший вариант продукции.
Для уверенности в том, что трубы простоят не одно десятилетие, рекомендуется покупать бесшовный вид металлопластиковой трубы – такая труба несколько дороже, но и более прочнее в сравнении со своим более дешевим шовным аналогом.
Программа энергосбережения в школе и детском саду
Программа энергосбережения для школы и детсада
Что такое программа энергосбережения в школе и детсаду?
Программа энергосбережения в школе это официальный документ, который состоит из трех частей:
Главная цель программы энергосбережения в школе или детском саду это
Какие школы и детские садики обязаны делать программу энергосбережения
В соответствии со статьей 25 Федерального закона №261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» программа энергосбережения является обязательной для всех государственных и муниципальных образовательных организаций и учреждений, в том числе для
Частные школы и детсады без государственного финансирования не обязаны делать программу энергосбережения.
Законодательная база
Программу энергосбережения для детского сада или школы необходимо составлять основываясь на форме утвержденной в Приказе Минэнерго №398 от 30.06.14.
Программа энергосбережения в школе и ДОУ, должна содержать следующие приложения:
Целевые показатели необходимо рассчитывать в соответствии с методикой утвержденной в Приказе Минэкономразвития №425 от 15 июля 2020 года.
Программа энергосбережения в школе и детском саду – 7 000 рублей
8(499)490-60-60
Срок действия программы энергосбережения школы и детсада
С 2021 года срок действия программы энергосбережения был сокращен с пяти до трех лет.
Сокращение срока действия программы энергосбережения связано с изменением периода расчета целевых показателей.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития №425 целевые показатели программы энергосбережения должны быть рассчитаны на три года.
Соответственно срок действия программы энергосбережения 3 года.
Мало того, не просто три года, а первая программа энергосбережения должна быть разработана на 2021 – 2023 годы, затем на 2024 – 2026 годы и так далее.
В каких случаях необходимо делать корректировку программы энергосбережения
Если ваша программа энергосбережения
вам необходимо сделать корректировку программы энергосбережения.
Расчет целевых показателей для детского сада или школы
Основное изменение в программах энергосбережения начиная с 2021 года – это методика рассчета целевых показателей.
Ранее целевые показатели можно было рассчитывать в произвольной форме, на собственное усмотрение.
С 2021 года целевые показатели необходимо расчитывать на каждое здание организации, учитывая энергопотребление, количетсво учеников, детей и персонала, которые пользуются зданием.
Теперь давайте более детально гляним на каждый раздел программы энергосбережения.
Паспорт программы энергосбережения
Паспорт программы должен содержать следующие данные об организации:
Программа энергосбережения в ДОУ
Пример заполнения паспорта программы энергосбережения школы
Основание для разработки программы
Федеральный закон РФ № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»;
Распоряжение Правительства РФ от 01.12.2009г. № 1830-р, регламентирующее деятельность муниципальных учреждений в области энергосбережения и энергоэффективности;
п.1 приказа Министерства энергетики РФ от 30 июня 2014 г. № 398 “Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации”
Полное наименование исполнителей и (или) соисполнителей программы
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»
Полное наименование разработчиков программы
Иванова И. О., директор Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1»
Повышение эффективности потребления энергетических ресурсов в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №1» предусматривающих достижение наиболее высоких целевых показателей энергосбережения и снижение финансовой нагрузки на бюджет учреждения за счет сокращения платежей за потребление воды, тепло- и электроэнергию.
1.Снижение удельных величин потребления организацией топливно-энергетических ресурсов (электроэнергии, тепловой энергии и холодной воды) при сохранении устойчивости функционирования учреждения, обеспечении соблюдения санитарно-гигиенических требований к организации образовательного процесса;
2.Снижение величины вложения финансовых средств на оплату потребления топливно-энергетических ресурсов (уменьшение количества постоянных издержек);
3.Снижение финансовой нагрузки на бюджет учреждения
4 Сокращение потерь топливно-энергетических ресурсов.
Целевые показатели программы
– снижение удельного веса расхода потребления энергоресурсов, в том числе: электрической энергии, тепловой энергии, холодной воды.
Сроки реализации программы
Источники и объемы финансового обеспечения реализации программы
Источниками средств для реализации Программы являются:
– средства муниципального бюджета,
– добровольные пожертвования юридических лиц.
Общий объем финансирования Программы составляет 150 тыс. руб., в том числе:
средства муниципального бюджета
добровольные пожертвования физ. и юр.лиц
Объемы финансирования, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета.
Планируемые результаты реализации программы
– обеспечение ежегодного сокращения объемов потребления электрической, тепловой энергии и воды;
– снижение платежей за энергоресурсы до минимума при обеспечении комфортных условий пребывания всех участников программы в помещениях организации
– сокращение нерационального расходования и потерь топливно-энергетических ресурсов.
Программа энергосбережения в школе или дошкольном учреждении – Сведения о целевых показателях
Целевые показатели это цели вашей программы энергосбережения.
Рассчитывать целевые показатели необходимо основываясь на методике Приказа Минэкономразвития №425. Скачать приказ можно здесь.
Программа энергосбережения
Примеры целевых показателей:
Пример расчета целевого показателя:
Пример заполнения таблицы сведений о целевых показателях
Главный корпус и пристройка Школы. (г. Мытищи ул. Силикатная д.1/9)
Наименование показателя программы
Плановые значения целевых показателей программы
Повышение энергоэффективности: первоочередные меры для образовательных учреждений
«Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», 2012, N 8
Правовая основа для экономии
Обратите внимание! В силу п. 5 Порядка N 591 объем снижения потребления по каждому ресурсу государственное (муниципальное) учреждение рассчитывает самостоятельно. Информацию об этом оно должно направить главному распорядителю бюджетных средств в течение 45 календарных дней с момента завершения отчетного периода (п. 12 Порядка N 591). Примерные образцы форм приведены в указанном нормативном акте.
Оборотной стороной обязанности экономить стало для учреждений сокращение объемов финансирования. Согласно ч. 2 ст. 24 Закона об энергосбережении главные распорядители бюджетных средств должны корректировать размеры бюджетных ассигнований и субсидий, предоставляемых соответственно казенным, а также бюджетным и автономным учреждениям, в части затрат на коммунальные услуги (снижение в течение пяти лет на те же 15% в сравнении с 2009 г.). Однако последующее сокращение расходов учреждения, достигнутое за счет «сверхпланового» уменьшения потребленных ресурсов, не ведет к дальнейшему снижению финансирования.
Возможность перераспределять сэкономленные за счет энергосберегающих мероприятий средства на другие статьи затрат существует для государственных и муниципальных учреждений более полутора лет (с 1 января 2011 г.). В Письме Минфина России N 02-03-06/5448 разъясняется, что экономия средств, достигнутая за счет дополнительного (по сравнению с учтенным при планировании бюджетных ассигнований) снижения потребления, может быть использована учреждением с учетом особенностей финансового обеспечения типа учреждения.
Письмо Минфина России от 30.12.2010 N 02-03-06/5448 «О возможности использования государственными (муниципальными) учреждениями средств, сэкономленных в результате мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности».
Казенные учреждения вправе направлять сложившуюся экономию по оплате коммунальных услуг (в части услуг по энергосервисным договорам) на другие расходы. Это следует делать после изменения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для оплаты потребляемых ресурсов, на финансовое обеспечение расходов, связанных с выполнением функций учреждения, в том числе на увеличение фонда оплаты труда (без учета указанного увеличения при индексации ФОТ). Данный вывод, сделанный Минфином, подтверждается положениями ч. 3 ст. 24 Закона об энергосбережении.
Бюджетные и автономные учреждения тоже могут сохранять в своем распоряжении дополнительно сэкономленные средства и направлять их на текущие нужды, в том числе на увеличение расходов по оплате труда (в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 24 Закона об энергосбережении). Однако здесь нужно учитывать следующее.
В соответствии с Приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 N 137н/527 «О методических рекомендациях по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений».
В силу п. 22 Требований N 81н план ФХД бюджетного учреждения, а также изменения в этот план утверждает учредитель (однако последний может предоставить право утверждать план руководителю бюджетного учреждения). План ФХД автономного учреждения утверждается его руководителем, но лишь на основании заключения наблюдательного совета (п. 21 Требований N 81н).
Установка энергосберегающих ламп и приборов учета
Согласно требованиям законодательства об энергосбережении учреждения, в том числе образовательного, к настоящему моменту должны были выполнить два мероприятия.
Распоряжение Правительства РФ от 01.12.2009 N 1830-р «Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации».
Однако это вовсе не означает, что полная замена ламп накаливания на энергосберегающие аналоги произошла в образовательных учреждениях полтора года назад. Исполняя нормы законодательства, они могли действовать двумя способами: переходить на использование энергосберегающих источников света либо единовременно, либо поэтапно. В последнем случае мероприятия по замене ламп накаливания актуальны для учреждения на протяжении 2011 и даже 2012 г.
Во-вторых, образовательные учреждения должны были установить приборы учета энергетических ресурсов. В ч. 4 ст. 13 Закона об энергосбережении говорится о том, что собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов (в данном случае органы власти, в чьей государственной или муниципальной собственности находятся здания учреждений) обязаны до 1 января 2011 г. оснастить такие объекты счетчиками воды, природного газа, тепловой и электрической энергии, а также ввести эти приборы в эксплуатацию. Однако в реальности процесс их установки растянулся. В отдельных региональных и муниципальных программах энергосбережения средства на данные мероприятия предусмотрены и в 2012 г., поэтому для части образовательных учреждений вопрос установки счетчиков до сих пор не решен.
Энергетическое обследование
Еще две меры должны быть проведены в ближайшем будущем. Прежде всего образовательным учреждениям необходимо пройти энергетическое обследование. С его помощью можно будет получить объективные данные об объеме используемых ресурсов, определить потенциал энергосбережения, а также разработать необходимые мероприятия по повышению энергоэффективности и оценить их стоимость.
К сведению. Часть 7 ст. 15 Закона об энергосбережении определяет, что энергопаспорт должен содержать следующую информацию:
По данным Минобрнауки на конец 2011 г., энергоаудит провели лишь 12% организаций сферы образования, между тем времени на исполнение норм законодательства осталось не так много. Ситуация усложняется еще и тем, что специализированное обследование необходимо проходить в период отопительного сезона, когда можно достоверно выявить потери такого ресурса, как тепло. Кроме того, казенным и бюджетным учреждениям потребуется разместить заказ на энергоаудит в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Правда, в силу п. 14.1 ч. 2 ст. 55 данного Закона государственные казенные и бюджетные образовательные учреждения вправе не применять конкурсные процедуры, если стоимость выполнения работ составит менее 400 тыс. руб., и воспользоваться закупкой у единственного поставщика. В свою очередь, государственным автономным образовательным учреждениям нужно будет разместить заказ на эти работы в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (если согласно ч. 15 ст. 4 указанного Закона стоимость энергоаудита превысит 100 тыс. руб.). На проведение этих процедур также потребуется время.
На муниципальные автономные учреждения указанный Закон начнет распространяться с 1 января 2014 г., если более ранний срок не будет установлен представительным органом муниципального образования.
Тем не менее практика исполнения Закона об энергосбережении такова, что часть образовательных учреждений, видимо, не сможет провести энергоаудит к обозначенному сроку. Выборочный анализ региональных и муниципальных программ энергосбережения показывает, что средства на реализацию в 2012 г. указанных мероприятий заложены далеко не всегда, а в ряде одноименных программ, разработанных общеобразовательными школами и детскими садами, энергообследование запланировано на 2013 г.
Энергосервисный договор
Условия, которые должен содержать энергосервисный договор, определены в ч. 2, 3 ст. 19 и ч. 2 ст. 20 Закона об энергосбережении. Например, в договоре обязательно указываются требуемая величина экономии ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем, и срок действия договора (не меньше периода, необходимого для достижения установленной величины экономии). Контракт также может содержать условия об обязанности исполнителя обеспечивать согласованные сторонами режимы использования ресурсов (включая температурный режим, уровень освещенности и др.), а также обязанности установить и ввести в эксплуатацию приборы учета.
Кроме того, Приказ Минэкономразвития России от 11.05.2010 N 174 дополнительно определяет Примерные условия энергосервисного договора (контракта), которые могут быть включены в договор купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа). К ним, в частности, относятся условия о перечне энергосберегающих мероприятий, осуществляемых поставщиком, определении цены в договоре исходя из достигнутых или планируемых показателей, а также о порядке оплаты по результатам достижения в установленные сроки (отдельные этапы) фактической величины экономии ресурсов.
Некоторые мероприятия по энергосбережению
Основные действия по повышению энергоэффективности, как правило, прописаны в соответствующих программах, разработанных учреждениями. Анализ ряда таких программ показал, что запланированные мероприятия делятся на организационные и технические. К первой группе относятся:
Во вторую группу входят следующие наиболее распространенные технические мероприятия:
Примерная стоимость некоторых энергосберегающих мероприятий приведена в таблице.
Практика показывает, что перед тем, как проводить энергетическое обследование, образовательные учреждения уже внедрили ряд мер по энергосбережению, однако такая последовательность действий переводит затраченные усилия в разряд точечных решений и снижает общий эффект от экономии. По сути, настоящая работа по повышению энергоэффективности начинается только после прохождения энергоаудита и получения энергетического паспорта. Обследование позволяет учреждениям выявить участки, где расточительно или нерационально расходуются энергоресурсы, и правильно расставить приоритеты, а значит, даже небольшие в плане затрат мероприятия, следующие за энергоаудитом, оказываются взаимосвязаны друг с другом и становятся звеньями единой цепочки действий по повышению энергоэффективности.
Бухгалтерский учет расходов по проводимым мероприятиям энергосбережения
В соответствии с положениями Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н, расходы учреждения на оплату договора, предметом которого является проведение обязательного энергетического обследования, а также услуг по замене в учреждении ламп на энергосберегающие следует отразить по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.
Расходы на оплату договора, связанного с приобретением энергосберегающих ламп, подлежат отражению по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
Расчеты, производимые учреждением в рамках договора на проведение обязательного энергетического обследования, отражаются следующей проводкой:
Дебет счетов 0 109 xx 225 «Расходы по содержанию имущества», 0 401 20 225 «Расходы на работы, услуги по содержанию имущества»
Кредит счета 0 302 25 730 (000) «Увеличение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества».
Оплата оказанных услуг в бухгалтерском учете сопровождается записью:
Дебет счета 0 302 25 830 (000) «Уменьшение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества»
Кредит счетов 1 304 05 225 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по работам, услугам по содержанию имущества», 0 201 11 610 (000) «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов учреждения в органе казначейства», 0 201 21 610 (000) «Выбытия денежных средств учреждения со счетов в кредитной организации».
Принятие на учет приобретенных энергосберегающих ламп отражается проводкой:
Кредит счета 0 302 25 730 (000) «Увеличение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества».
Списание установленных энергосберегающих ламп сопровождается следующей корреспонденцией счетов:
Дебет счетов 0 109 xx 272 «Расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части расходования материальных запасов», 0 401 20 272 «Расходование материальных запасов»
Помимо указанных расходов, образовательные учреждения могут нести затраты по приобретению и установке приборов учета энергетических ресурсов (счетчиков учета потребляемых воды, газа, электроэнергии).
Поскольку приборы учета энергетических ресурсов предназначены для постоянного использования в течение более 12 месяцев, это позволяет отнести их в состав основных средств. Следовательно, расходы по их приобретению подлежат отнесению на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.
Расходы по их установке следует относить на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Рассмотрим на примере порядок формирования первоначальной стоимости прибора учета энергетических ресурсов и принятия его к учету в качестве объекта основных средств.
Пример. Бюджетное образовательное учреждение за счет средств от приносящей доход деятельности приобрело:
В бухгалтерском учете учреждения данные операции отразятся следующим образом:
Из примера видно, поскольку стоимость 1 прибора учета воды менее 3000 руб., она учитывается в расходах учреждения при вводе его в эксплуатацию, и дальнейший учет ведется на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 руб. включительно в эксплуатации».