Как повысить правовую культуру избирателей

Как повысить правовую культуру избирателей

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О Федеральной целевой программе повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации

В целях укрепления основ правового государства, обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации постановляю:

2. Правительству Российской Федерации:

предусматривать при разработке проектов федерального бюджета на 1996-1998 годы включение Программы в перечень федеральных целевых программ, а также объемы финансирования, необходимого для реализации Программы;

утвердить государственным заказчиком Программы Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

3. Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации оказывать необходимое содействие в подготовке и проведении мероприятий по реализации Программы.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

28 февраля 1995 года

ОДОБРЕНА
Указом Президента
Российской Федерации
от 28 февраля 1995 года N 228

Федеральная целевая программа повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации

Раздел I. Цели и задачи Федеральной целевой программы повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации*

* Далее по тексту: Федеральная программа, Программа.

Задача повышения правовой культуры избирателей вытекает также из Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», направленного на обеспечение реализации и защиту конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Методы правового просвещения избирателей, такие, как разъяснение и пропаганда избирательного законодательства, позволят довести до сознания каждого гражданина его сопричастность к проводимым в стране реформам, ход которых во многом зависит от результатов волеизъявления, активности и ответственности граждан за реализацию своих конституционных прав.

Федеральная программа повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов ставит своей главной целью создание единой системы качественного правового просвещения и образования, основанной на индивидуальном подходе, учитывающей интересы граждан, государственных органов, органов местного самоуправления и общественных объединений и позволяющей преодолеть сложившуюся в последние годы в общественном сознании политическую апатию избирателей и повысить их гражданскую ответственность, поднять уровень профессионализма лиц, обеспечивающих проведение выборов и референдума, а также содействующих этой работе.

Выполнение этой цели служит решению следующих задач:

формирование знаний избирательного законодательства у участников избирательной кампании;

помощь избирателям в осмыслении практического применения действующих избирательных законов;

содействие участию избирателей в избирательной кампании, осознанию связи их участия в ней с экономическим и политическим развитием государства;

повышение активности избирателей в избирательном процессе, их заинтересованности в результатах выборов;

повышение уровня профессиональной квалификации организаторов избирательной кампании и подготовка специалистов по технологиям избирательного процесса. Эта задача преследует следующие цели: дать знания людям, занимающимся проведением выборов, референдума и поднять значимость их профессии;

оказание помощи кандидатам в депутаты, их доверенным лицам, представителям избирательных объединений в совершенствовании деловых, организаторских навыков, умении работать с избирателями, конкурентами, средствами массовой информации;

обеспечение консультирования международных и зарубежных организаций, осуществляющих наблюдение за ходом выборов и референдума.

Программа имеет непрерывный цикл, системность форм и методов правового просвещения граждан, организаторов выборов и предусматривает разработку планов обучения участников избирательного процесса на трех уровнях: федеральном, субъектов Российской Федерации и территориальном (районном, городском).

Реализация целей и задач Программы охватывает обучение более половины взрослого населения страны, в том числе:

В выполнении Программы участвуют Центральная избирательная комиссия Российской Федерации и созданный при Комиссии Российский центр обучения избирательным технологиям, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, Минобразование России, Госкомвуз России, Роскомпечать, Роскомкино, Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию, Минсвязи России, издательство «Юридическая литература», общество «Знание» и другие просветительские организации России, органы представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии, ведущие научные учреждения страны.

Программа включает специализированные подпрограммы просвещения избирателей и повышения уровня политического участия различных возрастных, социально-демографических, политических, профессиональных, этнических групп населения, организаторов выборов и иных участников избирательной кампании. Она строится на основе индивидуального подхода к обучению и профессионализации организаторов выборов, представителей политических партий, общественно-политических движений, избирательных объединений. Программа является основой для подготовки в субъектах Российской Федерации региональных (межрегиональных) и территориальных (местных) программ повышения правовой культуры избирателей, организаторов и участников избирательного процесса.

Раздел II. Повышение правовой культуры избирателей

Повышение правовой культуры избирателей, от уровня которой во многом зависят характер, ход и итоги избирательных мероприятий, подразумевает в первую очередь необходимость формирования у граждан Российской Федерации активного осознанного выбора в период избирательных кампаний и референдума. Эта цель достигается в результате общего правового просвещения населения и специального обучения избирателей.

Правовое просвещение населения направлено на формирование интереса граждан к политико-правовой сфере жизни общества, активности в период организации, подготовки и проведения выборов и референдума. В ходе специального обучения избирателей решается задача юридической подготовки в сфере избирательного права и избирательного процесса.

Организационные мероприятия, направленные на общее правовое просвещение избирателей, включают разъяснение актов избирательного законодательства, издание научно-популярной литературы, создание радио- и телепередач, проведение лекций и бесед, выпуск тематических кинофильмов.

Специализированное обучение проводится в старших классах школ, в средних специальных и высших учебных заведениях, на курсах повышения квалификации.

Правовой базой информационно-образовательного обучения избирателей являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», федеральные законы о выборах и референдуме Российской Федерации, а также законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации о выборах и референдумах.

Правовое просвещение избирателей проводится непрерывно по интенсивной программе как в период после избрания Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, так и сразу после назначения новых выборов либо референдума. Обучение граждан основам избирательных знаний в учебных заведениях строится исходя из специализации, а его программа может меняться с учетом возраста обучаемых, профиля вуза и иных факторов.

Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обеспечивает дифференцированное внедрение наиболее результативных образовательно-информационных технологий в работу избирательных комиссий, образовательных учреждений и средств массовой информации на территории Российской Федерации через выпуск печатных изданий, разработку учебных и методических программ, по радио- и телевизионным каналам; в этих целях Центр совместно с представителями средств массовой информации образует на своей базе информационно-рекламные и иные подразделения.

Раздел III. Повышение уровня профессиональной квалификации организаторов избирательного процесса

Основной целью правового обучения организаторов избирательного процесса в Российской Федерации является повышение уровня их профессиональной подготовки на базе современных учебно-образовательных технологий. Обучение ведется в форме периодического проведения интенсивных курсов повышения квалификации в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, в ее региональных центрах кадровой подготовки, других учебных заведениях.

Программа предусматривает освоение слушателями:

конституционно-правовых основ избирательной системы Российской Федерации;

организационно-технологических основ избирательного процесса на всех его этапах и уровнях, включая внедрение Государственной автоматизированной системы «Выборы»;

историко-политологических аспектов избирательной кампании в России.

Для решения этой задачи организуются подготовка и переподготовка кадров организаторов выборов и референдума, осуществляемые в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 года N 1047 «Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти» и разработанного на его основе Положения о государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти.

Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации совместно со специалистами высших учебных заведений, научных учреждений страны и практиками готовит необходимые программы и методические разработки по проблемам избирательной системы.

Научно-методический совет при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с привлечением ведущих специалистов Института государства и права Российской академии наук, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Института государственного управления и социальных исследований Московского государственного университета, иных вузов и научно-исследовательских институтов обеспечивает подготовку комментариев к законам о выборах и референдуме Российской Федерации.

Издательство «Юридическая литература» обеспечивает, начиная с 1995 года, издание массовым тиражом и распространение методических пособий, учебников, справочной и другой литературы по проблеме выборов и референдума.

При эксплуатации ГАС «Выборы» на региональных и местных выборах организуется обучение методам правовой защиты этой системы, организационной стыковки всех звеньев технологического процесса и контроля за всеми операциями, прежде всего операциями по учету избирателей и определению итогов голосования.

Программа обучения организаторов выборов строится на основе тесного сочетания теории и практики выборов, широкого использования деловых игр, применения методик, используемых при разрешении конфликтных ситуаций.

В 1995-1996 годах планируется обучение организаторов избирательного процесса с целью выработки навыков работы в связи с внедрением системы ГАС «Выборы», способствующих предотвращению возможных ошибок в период предстоящих избирательных мероприятий.

Программа предусматривает расширение взаимодействия с соответствующими международными организациями в сфере подготовки и повышения квалификации организаторов выборов.

Раздел IV. Повышение правовой культуры и выработка организационных навыков у представителей общественных объединений

Главной целью повышения правовой культуры представителей общественных объединений, участвующих в избирательном процессе, является овладение ими правовыми знаниями и практикой применения избирательного законодательства, а также организационными навыками, необходимыми для квалифицированного ведения избирательной кампании. Объем правового образования представителей общественных объединений в целом такой же, как объем знаний, которые получают на курсах повышения квалификации организаторы избирательного процесса.

В программе обучения представителей общественных объединений основными задачами являются:

формирование навыков организации избирательной кампании;

поиск оптимальных форм общения с избирателями, представителями средств массовой информации, конкурентами;

создание имиджа своего объединения;

анализ и прогнозирование участия избирателей в выборах и референдуме.

В целях реализации этих задач в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации разрабатывается программа социологического и психологического обеспечения предвыборных мероприятий на базе Российского центра обучения избирательным технологиям. Помимо этого предусматривается осуществление специалистами Центра экспертно-аналитической и организационно-консультативной деятельности для представителей общественных объединений. Аналогичные работы Центр выполняет также в рамках тематических программ, рассчитанных на отдельные категории и группы граждан (женщины, молодежь, другие).

Раздел V. Организация управления Программой и ее финансирование

Выполнение Программы реализуется путем проведения ее мероприятий, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии. (Перечень мероприятий Федеральной программы повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации прилагается). Координация деятельности указанных органов возлагается на Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

В процессе выполнения Программы возможны дополнительные мероприятия по разработкам Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, оперативная реализация которых возлагается на Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Финансирование настоящей Программы производится в порядке, установленном для финансирования федеральных программ, за счет средств федерального бюджета, выделяемых на организацию и проведение выборов в федеральные органы государственной власти Российской Федерации, референдума Российской Федерации, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также за счет средств общественных объединений и иных участников избирательного процесса в порядке долевого участия. Финансирование работ Российского центра обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по выполнению мероприятий настоящей Программы осуществляется за счет указанных средств, а также за счет средств Центра, получаемых им в результате выполнения работ на договорной основе.

Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обеспечивает подготовку ежегодных отчетов о ходе реализации настоящей Программы, а также оперативных информационных материалов и направляет их соответствующим федеральным и иным государственным органам, доводит в необходимых случаях до всеобщего сведения, путем публикаций в Бюллетене Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и в других средствах массовой информации.

Источник

Современные формы и методы повышения уровня правовой культуры молодых избирателей

Как повысить правовую культуру избирателей. Смотреть фото Как повысить правовую культуру избирателей. Смотреть картинку Как повысить правовую культуру избирателей. Картинка про Как повысить правовую культуру избирателей. Фото Как повысить правовую культуру избирателей Как повысить правовую культуру избирателей. Смотреть фото Как повысить правовую культуру избирателей. Смотреть картинку Как повысить правовую культуру избирателей. Картинка про Как повысить правовую культуру избирателей. Фото Как повысить правовую культуру избирателей Как повысить правовую культуру избирателей. Смотреть фото Как повысить правовую культуру избирателей. Смотреть картинку Как повысить правовую культуру избирателей. Картинка про Как повысить правовую культуру избирателей. Фото Как повысить правовую культуру избирателей Как повысить правовую культуру избирателей. Смотреть фото Как повысить правовую культуру избирателей. Смотреть картинку Как повысить правовую культуру избирателей. Картинка про Как повысить правовую культуру избирателей. Фото Как повысить правовую культуру избирателей

Как повысить правовую культуру избирателей. Смотреть фото Как повысить правовую культуру избирателей. Смотреть картинку Как повысить правовую культуру избирателей. Картинка про Как повысить правовую культуру избирателей. Фото Как повысить правовую культуру избирателей

Как повысить правовую культуру избирателей. Смотреть фото Как повысить правовую культуру избирателей. Смотреть картинку Как повысить правовую культуру избирателей. Картинка про Как повысить правовую культуру избирателей. Фото Как повысить правовую культуру избирателей

Основа правового обучения избирателей и организаторов выборов на федеральном уровне была заложена Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. «Об утверждении Федеральной целевой программы повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов» и ориентирована на создание системы непрерывного правового образования и просвещения, обучения и повышения профессиональной квалификации всех субъектов политического избирательного процесса: избирателей, организаторов выборов, кандидатов, избирательных объединений, их доверенных лиц, наблюдателей[13].

Реализация Федеральной целевой программы повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации не только подтвердила своевременность и необходимость ее создания и применения, но и способствовала формированию законодательных, административных, организационных, научных и культурных основ современной, отвечающей требованиям международных стандартов, избирательной системы Российской Федерации.

Последовательное повышение правовой культуры участников избирательного процесса ориентировано на осуществление следующих мероприятий: формирование адекватных представлений в области избирательного права и законодательства у всех потенциальных участников избирательного процесса; оказание систематической научно-методической и практической помощи избирателям, организаторам выборов, представителям средств массовой информации; целевая подготовка высококвалифицированных специалистов в области публичного и избирательного права; создание таких нормативных, процедурных и организационных условий реализации избирательных прав граждан, которые обеспечивают режим полного доверия к выборам как форме народовластия; образование консультативной сети по работе с общественными объединениями, кандидатами в депутаты и на выборные должности, их доверенными лицами, наблюдателями и средствами массовой информации; аналитическое сопровождение законодательной и правоприменительной деятельности в избирательном процессе[14].

Рассмотрим некоторые из вышеперечисленных мероприятий, направленных на повышение правовой культуры избирателей.

Одной из действенных форм повышения правовой культуры является развитие молодежного парламентаризма.

Избирательные комиссии активно взаимодействуют с молодежными парламентскими структурами, прежде всего, в процессе их формирования (избрания). Сотрудничество проявляется также и в проведении совместных мероприятий с молодежными парламентами, таких как молодежные форумы, конкурсы среди аспирантов и студентов, деловые игры, фестивали, викторины и так далее.

Кроме перечисленных выше направлений участия молодежи в избирательном процессе, можно также вести речь о партийной деятельности, о наблюдении за выборами, участии в работе штабов кандидатов и избирательных объединений.

Как повысить правовую культуру избирателей. Смотреть фото Как повысить правовую культуру избирателей. Смотреть картинку Как повысить правовую культуру избирателей. Картинка про Как повысить правовую культуру избирателей. Фото Как повысить правовую культуру избирателей

Особое место в системе просвещения молодых избирателей играют образовательные учреждения. В общеобразовательных учреждениях более половины субъектов Российской Федерации во взаимодействии с избирательными комиссиями проводятся занятия по курсу «Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации», который введен в программы обучения: граждановедение, правоведение, регионоведение, основы правовых знаний и другие учебные дисциплины. Реализуются целевые программы, предусматривающие проведение занятий со школьниками 9-11-х классов по предметам «Право» и «Обществознание» или как факультативный курс в течение одного-двух часов в неделю.

Традиционным стало проведение совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации конкурса среди студентов и аспирантов вузов (юридических вузов и факультетов, правовых кафедр) на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного провеса. Всего, начиная с 1999 года, в конкурсе приняли участие более 2000 аспирантов и студентов; ежегодно издается сборник лучших работ; многие из победителей конкурса связали свою профессиональную деятельность с избирательной системой[16].

Нельзя не согласиться с тем фактом, что средства массовой коммуникации и информации оказывают активное воздействие на людей[17].

Основная функция СМИ – духовно-культурная, просветительная работа, направленная на формирование как общественного, группового, так и индивидуального сознания. Исследователи Европейского института СМИ определили принципы работы в системе массовых коммуникаций. К ним относятся:

1. Расширение горизонта (взгляд на мир) читателя (зрителя, слушателя).

2. Уважение достоинства человека.

3. Объективность в подаче новостей.

4. Отражение плюралистического характера общества[18].

Задача СМИ на современном этапе развития нашей страны должна заключаться в том, чтобы своей деятельностью способствовать формированию сознательно активно законопослушной личности. Однако, и сами журналисты должны отвечать определенным требованиям. В связи с чем, нельзя не согласиться с Маховым В.Н., утверждающим, что «Право должно войти в журналистское сознание. »[19]. Данный призыв может быть реализован посредством организации специальных курсов для журналистов.

Необходимость улучшения компетенции журналистского сообщества подтверждают слова Г.Х. Ефремовой и А.Р. Ратинова, которые на основании масштабного исследования приходят к выводу, что «количество журналистов, пишущих на правовые темы, невелико, а профессионально работающих …еще меньше»[20].

В этом направлении ЦИК России проводит подготовку представителей средств массовой информации, в том числе молодых журналистов. В сентябре 2010 года в ЦИК России в ЦИК России было организовано очно-дистанционное обучение представителей средств массовой информации по вопросам информационного сопровождения выборов. Всего в очно-дистанционном обучении приняли участие более 1500 журналистов из федеральных, региональных и местных СМИ, представлявших 83 субъекта Российской Федерации. В образовательной программе впервые принимали участие студенты факультетов журналистики и других смежных специальностей[21].

Важным направлением повышения правовой культуры избирателей стала информационно-выставочная деятельность избирательных комиссий.

Количество молодых людей, посетивших в 2009-2010 годах выставочные мероприятия ЦИК России, приближается к 10000.

Источник

Методические рекомендации по повышению правовой культуры избирателей в межвыборный период

Как повысить правовую культуру избирателей. Смотреть фото Как повысить правовую культуру избирателей. Смотреть картинку Как повысить правовую культуру избирателей. Картинка про Как повысить правовую культуру избирателей. Фото Как повысить правовую культуру избирателей

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

по повышению правовой культуры избирателей

в межвыборный период

Издание подготовлено в целях оказания методической помощи территориальным избирательным комиссиям по повышению правовой культуры избирателей в межвыборный период.

Маринкевич Н. В., Лукьянова рекомендации по повышению правовой культуры избирателей в межвыборный период (для территориальных избирательных комиссий).

Управление организации избирательного процесса аппарата Избирательной комиссии Новосибирской области, 2012.

Организация работы по повышению правовой культуры избирателей……………………….………………….…….

Организация работы по повышению правовой культуры молодежи………….…….……………………………….

День молодого избирателя……………………..…….……

В соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденными Президентом Российской Федерации 28.04.2011, развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов.

Задача повышения правовой культуры избирателей поставлена перед избирательными комиссиями Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в соответствии с которым на избирательные комиссии возложены обязанности по реализации на соответствующей территории мероприятий по правовому обучению избирателей (статьи 21, 23, 26 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Правовое обучение избирателей осуществляется в целях развития демократии в стране, повышения электоральной культуры, повышения уровня информированности избирателей о выборах и создания условий для осознанного участия в голосовании, формирования гражданской ответственности и повышения интереса избирателей к вопросам управления государственными и местными делами посредством выборов.

В целях методического обеспечения данной работы на территории Новосибирской области создан Методический центр Избирательной комиссии Новосибирской области (город Новосибирск, ул. Блюхера, 40), основными задачами которого являются повышение профессионального уровня и компетентности организаторов выборов и иных участников избирательного (референдумного) процесса, повышение правовой культуры избирателей, популяризация деятельности избирательных комиссий и пропаганда ответственного отношения избирателей к участию в выборах.

Для координации работы по правовому обучению избирателей и профессиональной подготовки членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов в ближайшее время будут созданы следующие совещательные органы:

1. Координационный Совет Новосибирской области при Губернаторе по вопросам правового обучения избирателей и организаторов выборов.

Основные задачи: координация работы по организации непрерывной и многоуровневой системы обучения кадров и резерва составов избирательных комиссий, реализации мероприятий, связанных с правовым обучением участников избирательного процесса и процесса референдума, а также обеспечение взаимодействия избирательных комиссий с органами государственной власти и органами местного самоуправления;

2. Научно-методический Совет при Избирательной комиссии Новосибирской области.

Основные задачи: разработка перспективных форм и методов обучения, программ и мероприятий по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов и правовому обучению избирателей Новосибирской области.

2. Организация работы

по повышению правовой культуры избирателей

В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные комиссии являются непосредственным исполнителем и координатором работы по правовому обучению избирателей.

Работа по повышению правовой культуры избирателей должна носить системный и непрерывный характер в течение всего календарного года, в том числе в межвыборный период, и строиться на основе планов мероприятий по повышению правовой культуры избирателей, утверждаемых на заседаниях избирательных комиссий на определенный календарный период (приложение № 1).

Примерный перечень основных форм работы, включаемых в план мероприятий по повышению правовой культуры избирателей и обучению организаторов выборов:

1. Организация обучения кадров избирательных комиссий и других участников избирательного (референдумного) процесса:

— организация и проведение обучения членов избирательных комиссий;

— организация и проведение обучения кадрового резерва избирательных комиссий;

— изучение и обобщение опыта работы избирательных комиссий;

— подготовка, распространение учебно-методических материалов (методические пособия, памятки и другое) по вопросам избирательного права и избирательного процесса.

2. Повышение правовой культуры избирателей (участников референдума):

— организация и проведение (в том числе совместное) мероприятий, направленных на правовое обучение и повышение электоральной активности избирателей, в том числе молодых и будущих избирателей.

3. Информационно-разъяснительная деятельность:

— организация и проведение ознакомительных экскурсий в избирательной комиссии для студентов ВУЗов и учащихся старших классов общеобразовательных школ;

— дни открытых дверей и экскурсии в избирательных комиссиях;

— организация и проведение информационно-выставочных мероприятий, направленных на правовое обучение и повышение электоральной активности граждан (информационные стенды, литература, стенгазеты);

— подготовка и размещение информации в печатных и электронных средствах массовой информации;

— подготовка и размещение информации на сайтах Избирательной комиссии Новосибирской области, администраций районов;

— подготовка, издание и распространение листовок, буклетов и иной информации;

— организация работы «горячей линии» для избирателей.

При этом, задача избирательных комиссий заключается не только в том, чтобы выступить в качестве непосредственного организатора – исполнителя этой работы, но и в том, чтобы максимально привлечь к организации и проведению мероприятий по повышению правовой культуры избирателей иных участников – представителей различных органов, организаций и общественных объединений.

В качестве организаторов и партнеров в подготовке и проведении мероприятий по повышению правовой культуры избирателей выступают:

— органы государственной власти и органы местного самоуправления;

— учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования, общего образования, дошкольного образования;

— учреждения культуры и молодежной политики (Дома культуры, музеи, библиотеки и пр.);

— политические партии и иные общественные объединения;

— молодежные избирательные комиссии, созданные при избирательной комиссии Новосибирской области, при Новосибирской городской муниципальной избирательной комиссии, при территориальных избирательных комиссиях;

— районные молодежные парламенты (советы);

— органы самоуправления учреждений образования (студенческие и школьные советы);

— клубы (школы) молодого (будущего) избирателя;

— средства массовой информации.

Перечень примерных мероприятий, организуемых в рамках планов по повышению правовой культуры избирателей, при участии избирательных комиссий:

1. Встречи с представителями органов государственной власти и органов местного самоуправления, выборными должностными лицами, членами избирательных комиссий, депутатами, представителями политических партий.

2. Конкурсы, викторины, олимпиады (объявление, проведение, подведение итогов):

— плакатов по выборной тематике;

— открыток-приглашений для избирателей, впервые голосующих;

— рисунков, посвященных Дню России, Дню государственного флага, Дню народного единства;

— на знание основ Конституции РФ;

— на знание основ избирательного права и избирательного процесса;

— на лучшую организацию клуба (школы) молодого (будущего) избирателя;

— на лучшую стенгазету;

— сочинений, эссе, стихотворений «Мои первые выборы»;

— кроссвордов по основам избирательного права и Конституции РФ;

— частушек по выборной тематике;

— на лучшую работу, посвященную российскому парламентаризму;

— на лучшее мероприятие с молодежью, посвященное воспитанию гражданской активности;

— посвященные символам страны, области, района.

3. Форумы, слеты, конференции, «круглые столы», диспуты, дискуссии, молодежные референдумы и выборы в молодежные парламенты (советы), органы самоуправления учреждений образования:

— диспуты, дискуссии на темы «Что значит быть избирателем», «Идем на выборы впервые», «Ты – гражданин, а это значит…», «Молодежь и право», «Нарушения избирательных прав граждан», «Каков порядок голосования?» и так далее;

— «круглый стол» на темы «Почему надо участвовать в выборах?», «Избирательная система: что я о ней знаю?», «Участие молодежи в выборах» и так далее;

— молодежные референдумы и выборы в молодежные парламенты (советы), органы самоуправления учебных заведений.

4. Тематические занятия, лекции и семинары, «выборные уроки», тренинги, информационные часы, деловые и ролевые игры на темы:

— «Основы избирательного права»;

— «Свободные выборы – опора демократии»;

— «Толковый словарь для молодого избирателя»;

— «Мы за активное отношение к будущему»;

— «Я – гражданин своей страны» и так далее.

5. Массовые культурно-просветительские и иные мероприятия:

— торжественное вручение паспортов;

— проведение тематических культурно-массовых мероприятий (дискотек, вечеров, олимпиад);

— организация мероприятий спортивного и культурно-массового досуга (марафоны, праздничные концерты).

6. Тематические заседания молодежной избирательной комиссии, молодежных парламентов (советов), органов самоуправления учреждений образования, клубов (школ) молодого (будущего) избирателя:

— заседания молодежной избирательной комиссии;

— заседания молодежных парламентов (советов);

— заседания органов самоуправления учреждений образования;

— заседания клубов (школ) молодого (будущего) избирателя;

7. Анкетирование, опросы общественного мнения, социологические исследования.

8. Дни открытых дверей и экскурсии в избирательных комиссиях:

— для общественных организаций;

— для актива избирателей.

9. Выставочная деятельность (информационные стенды, выставки литературы, тематические стенгазеты):

— о подготовке и проведении конкретных выборов;

— об истории выборов определенных должностных лиц или органов представительной власти;

— о порядке выборов определенных должностных лиц или органов власти;

— о системе органов власти на территории России;

— об основных положениях избирательного права и избирательного процесса;

— об основных положениях Конституции РФ;

— в дни, посвященные 20-летию избирательной системы.

10. Размещение информации в средствах массовой информации:

— в печатных средствах массовой информации;

— на сайте Избирательной комиссии Новосибирской области;

— на сайтах администраций районов.

11. Подготовка, издание и распространение листовок, буклетов и иной информации.

12. Организация работы «горячей линии» в период выборной кампании.

3. Организация работы

по повышению правовой культуры молодежи

Основной целью работы с молодежью, как с наиболее активной частью общества, является повышение правовой, прежде всего, электоральной культуры молодежи, повышение уровня информированности молодых избирателей о выборах, создание условий для осознанного участия в голосовании, формирование у молодых людей гражданской ответственности, увеличение интереса молодых и будущих избирателей к вопросам управления государственными и местными делами посредством выборов.

Организация мероприятий по повышению правовой культуры молодых (будущих) избирателей имеет некоторую специфику, в основу которой необходимо положить следующие основные принципы:

1. Активное взаимодействие, в том числе через районные молодежные избирательные комиссии, с действующими организациями молодежного парламентаризма и самоуправления, созданными при органах государственной власти, органах местного самоуправления, в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования, на основе сотрудничества и партнерства («сотрудничество, а не поучение»).

2. Использование форм работы, предложенных самой молодежью, при методической и информационной поддержке со стороны избирательных комиссий, поддержка инициатив и проектов, предложенных активной молодежью («с молодежью через молодежь»).

3. Включение активных молодых людей, получивших опыт работы в организациях молодежного парламентаризма и самоуправления, в кадровый резерв и привлечение их к работе в избирательных комиссиях («реализация полученного опыта и удовлетворение здоровых амбиций молодежи»).

Одной из основных задач избирательных комиссий в организации работы с молодежью является активное использование существующих форм молодежного парламентаризма (молодежные парламенты (советы), органы самоуправления учреждений образования (студенческие и школьные советы). Главным партнером в организации и проведении мероприятий с молодыми и будущими избирателями должны стать молодежные избирательные комиссии, основной целью создания которых является обеспечение взаимодействия молодежи, молодежных общественных организаций (объединений), органов самоуправления учебных заведений по вопросам повышения правовой культуры молодежи.

4. День молодого избирателя

В рамках общих программ (планов мероприятий) по повышению правовой культуры избирателей особое место занимает День молодого избирателя, ежегодно проводимый в третье воскресенье февраля. Рекомендации по проведению Дня молодого избирателя в субъектах Российской Федерации утверждены Постановлением ЦИК РФ /666-5 «О проведении Дня молодого избирателя» (приложение № 3).

Организация и проведение Дня молодого избирателя осуществляется избирательной комиссией Новосибирской области, территориальными избирательными комиссиями, Новосибирской городской муниципальной избирательной комиссией при содействии ЦИК России, Российского центра обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Федерального центра информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Законодательного Собрания Новосибирской области, Правительства Новосибирской области, государственных органов и организаций области, органов местного самоуправления, других органов и организаций.

В рамках подготовки программы проведения очередного Дня молодого избирателя задача территориальной избирательной комиссии заключается в том, чтобы максимально полно привлечь к этой работе все органы и организации, расположенные на территории района, от органов государственной власти и органов местного самоуправления до общественных формирований. Основными организаторами и участниками мероприятий с молодежью должны стать учреждения профессионального и общего образования, библиотеки и учреждения дополнительного образования, молодежные избирательные комиссии и молодежные парламенты (советы), студенческие и школьные советы, клубы и школы молодого избирателя.

Региональная программа проведения Дня молодого избирателя утверждается Избирательной комиссией Новосибирской области на основе программ, представленных территориальными избирательными комиссиями по соответствующей территории, в которых указывается информация в соответствии с Рекомендациями по проведению Дня молодого избирателя в субъектах Российской Федерации (приложение № 4).

В программу включается проведение следующих мероприятий:

— проведение на базе общеобразовательных учреждений, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования тематических занятий по вопросам демократической системы организации современного общества, основам избирательного права Российской Федерации, олимпиад и викторин по избирательному праву и избирательному процессу, различных конкурсов по тематике выборов (на лучшее сочинение, приглашение на выборы, частушку, на лучший плакат, слоган и так далее), деловых игр, тренингов, научно-практических конференций;

— встреч учащейся и работающей молодежи с представителями Правительства Новосибирской области, администрации Новосибирской области, депутатами, представителями органов местного самоуправления, членами избирательных комиссий и работниками их аппаратов, представителями органов по делам молодежи, органов управления образованием, других органов и организаций по вопросам участия молодежи в выборах;

— проведение молодежных форумов, «круглых столов»;

— организация работы «горячей линии» для молодежи;

— информационное наполнение молодежного раздела на сайте Избирательной комиссии Новосибирской области, адресованного молодым и будущим избирателям;

— выставочные мероприятия, в том числе организация передвижных выставочных экспозиций по вопросам организации и проведения выборов, «уголка избирателя», стендов, выставок книжных изданий, посвященных избирательному праву и избирательному процессу, выставок материалов по истории проведения выборов на территории Новосибирской области совместно с библиотеками, Дворцами культуры и другими учреждениями культуры;

— организация посещения учащимися старших классов общеобразовательных учреждений и студентами ВУЗов избирательных комиссий с целью ознакомления с работой по организации и проведению выборов (экскурсии, дни открытых дверей);

— посвящение в избиратели (для голосующих впервые);

— проведение различных акций и мероприятий, моделирующих процесс подготовки и проведения голосования (молодежные референдумы, выборы в молодежные парламенты, органы самоуправления учебных заведений и так далее);

— другие мероприятия, соответствующие целям проведения Дня молодого избирателя.

В рамках проведения Дня молодого избирателя в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области и города Новосибирска организуется проведение выборных уроков (из опыта работы образовательных учреждений города Новосибирска):

— интерактивное занятие «Выборы». Цель урока: познакомить учащихся с процедурой выборов и приблизить их к осознанию необходимости участия в демократических процедурах в классе, школе, а в дальнейшем – в стране.

В рамках урока следует раскрыть такие основные понятия, как: выборы, избирательная комиссия, член избирательной комиссии, партия, кандидат, предвыборная программа, список избирателей, избирательный бюллетень, стационарный ящик для голосования, голосование, подсчет голосов, протокол, результаты выборов.

— «Школа юного избирателя». Цель урока: познакомить учащихся с принципами избирательного права (изучить основные положения Конституции Российской Федерации, о праве каждого гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти, показать роль личности в формировании судьбы, дать представление о важности выбора, способствовать воспитанию патриотизма и необходимых качеств характера человеческой личности (порядочности, трудолюбия, смелости, решительности, активности, способности анализировать) с наглядным изображением (презентацией) положений о правах детей (на медицинский уход, на бесплатное образование, на выражение своего мнения, говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры, на достаточное питание и достаточное количество чистой воды).

Возможно проведение выборов, для чего учащиеся делятся на две «партии» (например, Партия любителей купаться в речке и Партия любителей собирать грибы), проводят предвыборную агитацию, голосование;

В рамках урока следует раскрыть такие основные понятия, как: демократия, народное представительство, власть, президент, депутат, предвыборная программа, дебаты кандидатов, выборы, избирательная комиссия, члены избирательной комиссии, политическая партия, кандидат, избирательный участок, список избирателей, избирательный бюллетень, кабина для голосования, стационарный ящик для голосования, голосование, подсчет голосов, протокол, результаты выборов.

В рамках урока следует раскрыть такие основные понятия, как: избирательная комиссия, состав комиссии, полномочия, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Избирательная комиссия Новосибирской области, Новосибирская городская муниципальная избирательная комиссия, принципы деятельности, председатель комиссии, численность избирателей.

В ходе урока учитель обращает внимание на возможности интернет ­- ресурсов при изучении правовых вопросов, при обращении к законодательству, при необходимости получение некоторых правовых консультаций, при необходимости личного обращения избирателей в избирательную комиссию.

В практической части урока учитель ставит перед учащимися задачи: выйти на сайты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Избирательной комиссии Новосибирской области, Новосибирской городской муниципальной избирательной комиссии, познакомиться с картами сайтов и изучить их содержание (составы комиссий, порядок формирования комиссий, срок и объем полномочий комиссий), посмотреть имеющиеся видеотрансляции заседания комиссии, посетить странички «Приемная». Особое внимание учащихся следует обратить на существование разделов «Законодательство».

На завершающем этапе учитель проводит опрос по изученным вопросам.

Таким образом, проведение подобных выборных уроков способствует развитию интереса учащихся к общественной жизни, повышению правовой и политической культуры. Будущим избирателям необходимо разобраться с тем, какова главная цель выборов, их основные черты, как они проходят, как через выборы участвовать в управлении государством и влиять на принятие решений.

территориальной избирательной комиссии

__________________района Новосибирской области

от ________________ № _____

по повышению правовой культуры избирателей и обучению организаторов выборов на 2013 год

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *