Как повысить профессиональный рост учителя

Пути повышения профессионализма учителя

Необходимость совершенствования профессиональной подготовки учителя не вызывает сомнений. В журнале «Народное образование» в течение ряда последних лет идет активная дискуссия по этой проблеме.

В системе ППК учителя выделяются две формы: внешкольная и внутришколная.

Под системой понимается совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Взаимодействие элементов приводит к появлению новых интегративных качеств, несвойственных отдельно взятым компонентам.

Внешкольные формы курсовой подготовки в областных и региональных институтах усовершенствования учителей на протяжении многих десятилетий оставались главными формами ППК учителя в нашей стране. Все учителя обязаны были проходить курсовую подготовку один раз в пять лет с отрывом от учебного процесса.

В связи с реформированием школьного образования возникла серьёзная проблема модернизации путей и форм ППК педагогических кадров. Так если до 90-х годов 20 века школа и учитель были призваны удовлетворять потребности государства, то в настоящее время при решении задач воспитания и обучения, приоритетными являются интересы растущего человека. В связи с этим начались соответствующие преобразования во внешкольной системе ППК, которые коснулись в первую очередь институтов усовершенствования учителей (ИУУ). Они были преобразованы в учреждения нового вида: университеты педагогического мастерства, республиканские центры развития образования, институты развития образования, региональные центры. Всего в настоящее время в России функционирует девяносто пять таких институтов (центров) и семнадцать их филиалов. При этом изменения претерпели не только названия, но и пути, формы и содержание подготовки учителей.

Остановимся на обсуждении каждой из них.

В основе курсовой подготовки в региональных институтах и центрах развития образования лежат разные концепции и модели обучения. Рассмотрим их в рамках следующих параметров: задачи, сущность, структура, содержание, время и формы занятий, диагностика.

Для совершенствования системы курсовой подготовки в региональных институтах и центрах развития образования авторы предлагают различные модели. В одних считается целесообразным создание целостной системы ППК учителя, которая обеспечивает единство обновления содержания образовательного процесса и адекватных ему педагогических технологий. В других предлагается введение инвариантной и вариативной модели.

В связи с изменившимися задачами курсовой подготовки педагогических кадров важным моментом становится диагностика исходного уровня подготовленности слушателей, экспертные оценки, разработка методик определения эффективности занятий.

Дистанционное образование предполагает организацию учебного процесса на базе телекоммуникационных и информационных технологий, средств Internet. По существу, это новая форма обучения, основанная на использовании компьютерных технологий для управления процессом обучения, основная форма организации учебного процесса в системе дистанционного образования. Авторы этой формы ППК учителей подчёркивают, что «противоречия между учётом возможностей и потребностей слушателей системы повышения квалификации, появлением новых профессиональных задач, стоящих перед работниками образования, и отсутствием разработанной и отлаженной системы ППК актуализируют данное направление деятельности». Это связано с: отсутствием у большинства работников образования возможностей для повышения компетентности с отрывом от производства; неудовлетворённостью педагогов традиционно существующими формами ППК, режимом работы педагога и слушателя, содержанием и технологиями преподавания; большими экономическими затратами на обеспечение целостной системы ППК при её недостаточно высоком качестве.

Получила признание и такая внешкольная форма ППК учителя как городская и районная методическая служба. Появление таких форм ППК вызвано тем, что «экспериментальная, инновационная работа нуждается в постоянном развитии, диагностике. в чёткой организации управления». Городская и районная методические службы, максимально учитывая новые задачи образования, помогают обеспечить систему работы с учебными заведениями, удовлетворяют запросы учителей на информацию, обобщают передовой педагогический опыт.

Занятия, организуемые городской и районной методическими службами, обычно проводятся на базе педагогического института или других высших и средних образовательных учреждений. Для организации ППК учителей приглашаются высококвалифицированные преподаватели ВУЗов. Повышать свою квалификацию могут учителя всех специальностей. Учителя могут получить консультативную, методическую и организационную помощь в опытно-экспериментальной работе. Занятия обычно проводятся по методическим дням. Формы организации ППК, используемые в городской и методической службе, могут быть различны: семинарские и практические занятия, групповые и индивидуальные консультации и др.

Подведём итог. Итак, внешкольные формы ППК учителя занимают важное место в системе повышения квалификации и имеют несомненные достоинства. К ним можно отнести:

— обеспечение подготовки педагогов всех специальностей;

— наличие отработанных разнообразных программ и учебных планов для удовлетворения потребностей большинства обучающихся;

— оказание консультативной, методической и организационной помощи в инновационной работе учителей и школы в целом;

— использование информационных технологий.

Между тем, внешкольные формы ППК учителя имеют и серьёзные недостатки. На наш взгляд, главный недостаток выделяют И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов: знания, полученные учителями в ИРО, нуждаются в практической доводке, в осмыслении и апробации в школе. Э.М. Никитин выделяет такие недостатки:

— полное отсутствие связи и взаимозависимости между ППК и уровнем оплаты преподавательского труда и возможностью карьерного роста;

— рассогласованность деятельности учреждений ППК. Как правило, они не образуют единую систему, развивающуюся во взаимодействии с другими социальными системами;

Ф.А. Сайфуллин к недостаткам относит:

— обязательность учёбы каждые 5 лет;

— «заорганизованность» и эпизодичность курсовой подготовки;

Следствием вышеуказанных недостатков становится тот факт, что такая система не всегда обеспечивает овладение учителями знаниями и навыками, необходимыми для адаптации к профессиональной деятельности и последующего развития профессиональной компетентности учителя.

— Обновление и совершенствование знаний в области педагогики и преподаваемой учебной дисциплины.

— Формирование умений и навыков анализа образовательного процесса в целом и самоанализа своей учебно-воспитательной деятельности в частности.

— Совершенствование педагогического и методического мастерства на основе идей педагогов-новаторов и творчески работающих преподавателей, выявление, обобщение и внедрение передового педагогического опыта.

— Повышение профессионального и культурного уровня преподавателя.

— Стимулирование его служебной и общественной активности.

— Совершенствование методов и стиля взаимодействия с учащимися на принципах гуманизации, демократизации и гласности.

— Приобщение преподавателей к исследовательской деятельности на основе доступных и понятных ему методик.

В настоящее время разработаны концепции внутришкольной формы ППКа также отдельные идеи по организации ППК учителя в условиях ОУ.

Н.М. Зверева вскрывает причины низкой восприимчивости учителя к теоретическим знаниям: специфика профессиональной педагогической деятельности, подготовка учителя, недостаточная конструктивность психолого-педагогического знания. Причём в основе двух последних лежит разрозненность знаний по педагогике и психологии, приобретаемых студентом в вузе, и их синтез в условиях практической работы. Наконец, на невостребованность педагогом теоретических знаний оказывает влияние и трудный стиль изложения теории обучения и как это ни парадоксально, появление в последние годы педагогических технологий, предлагаемых учителю в «готовом» виде.

Приведем основные положения концепции Н.М. Зверевой. Автор утверждает, что методологическую культуру учителя и его отношение к теоретическим знаниям может существенно изменить система повышения квалификации учителя, организованная непосредственно на базе учебного заведения, в котором он работает. Такая система позволяет органично связать теоретические знания и практический опыт учителя».

Вторым положением концепции Н.М. Зверевой является утверждение о необходимости и возможности сделать психолого-педагогические знания для учителя конструктивными. Для этого необходимо, чтобы:

— отбор педагогических проблем для изучения учителем производился в соответствии не только с логикой научного знания, но и с логикой практических действий учителя, при приоритете последней. Поэтому приоритетными проблемами становятся: мотивация учащихся, процесс усвоения и его этапы, сущность традиционного и развивающего обучения, создание модели урока;

— выход на педагогические технологии, их осмысление и принятие учителем осуществлялся с помощью видеофильмов с использованием фрагментов живых уроков.

Ключевой идеей концепции Н.М. Зверевой является формирование у учителя умения обосновывать свои педагогические действия. В данной концепции детально разработана методология приобщения учителя к теоретическим знаниям, благодаря которой, удается сделать педагогическую теорию рабочим инструментом учителя. Для того, чтобы реализовать эту идею, автору потребовалось по существу создать практическую дидактику. В ней рассмотрение дидактических проблем следует четкой логике: обсуждение психологических проблем опирается на психологическую сущность проблемы, затем на ее базе обосновывается каждый элемент дидактического процесса и, наконец, осуществляется выход на конкретные технологии, которые разъясняются с помощью видеофильмов.

Практической работе с учителями по этой концепции очень помогают учебные пособия и видеосериал «Уроки для учителя». Важно и то, что к видеофильмам разработаны специальные вопросы и задания, позволяющие участникам семинаров решать конкретные проблемы, участвовать в обсуждении увиденного в них. Видеофильмы помогают учителю пройти путь от психологической сущности проблемы к её дидактическому обеспечению и далее к конкретным педагогическим технологиям», раскрывают сам феномен реального использования теоретических знаний учителем-практиком, помогают увидеть преимущества нового подхода (метода, способа) и его воздействия на учащихся, а также убедиться в том, что он вполне доступен. Видеофильмы имеют проблемно-ориентированный характер благодаря авторскому тексту и заданиям аудитории.

Весьма интересна концепция, которую предлагает М. Гончар. Автор утверждает, что учитель не может развить свою компетентность, если он не формирует индивидуальность школьников, если он сам не принял позицию субъекта развития собственной индивидуальности. Автор выделяет принципы эффективного развития индивидуальности взрослых. Главным принципом обучения является качественное изменение от уровня к уровню характера целей, средств и результатов профессиональной деятельности учителя. Автор подчёркивает, что в деятельности учителя развитие индивидуальности выступает в двух аспектах: как цель самой профессиональной деятельности и как цель профессионального развития. «Следовательно, и формы достижения этих двух целевых «слоев» должны быть сходными, в особенности формы коллективной и групповой деятельности как наиболее эффективные для развития индивидуальности».

Особенно ценным, по мнению автора в предлагаемой концепции является то, что развитие индивидуальности каждого учителя позволяет привлекать большинство из них к управлению методической работой в школе. М. Гончар выдвигает идею руководства методической работой в школе через создание научно-методического совета во главе с администрацией школы.

Мы рассмотрели концепции внутришкольной системы ППК учителя: концепция многоступенчатого вариативного повышения квалификации учителей (С.К. Бережной), концепция связи педагогической теории с практикой работы учителя (Н.М. Зверевой) и концепция развития индивидуальности учителя (М. Гончар).

В настоящее время продуктивной идеей, оказывающей влияние на эффективность образовательного процесса, является психологизация школьной жизни и профессиональной деятельности педагога. Этот процесс протекает в широком русле психологизации образовательного процесса в целом. Е. Василевская пишет: «Изучение потребностей педагогов в повышении профессиональной компетентности и личностного роста завучами-методистами совместно с психологами помогает разработать программу индивидуального профессионального совершенствования каждого педагога». Эта идея использована в концепции связи педагогической теории с практикой работы учителя. Она помогает повысить восприимчивость педагогов к теоретическим знаниям.

Все рассмотренные концепции ППК ставят одну цель: повышение профессионализма учителя.

Некоторые положения концепций совпадают. Так, в концепции Н.М. Зверевой так же как в концепциях С. К. Бережной и Ф.А Сайфуллина утверждается, что использование внутришкольной системы ППК учителей представляет непрерывный процесс развития личности учителя и его творческой активности в условиях практической деятельности. В этих условиях учителя оказывают друг другу помощь в повышении квалификации. В концепции М. Гончар и Н.М. Зверевой звучит идея формирования индивидуальности учителя и его учеников. Во всех рассмотренных концепциях координатором методической работы в школе является Методический Совет школы во главе с заместителем директора школы, который играет роль не только организатора, но и практического психолога (С.К. Бережная, Е. Василевская, М. Гончар, Н.М. Зверева, М. Чикурова).

Кроме рассмотренных выше концепций, существует ряд идей по организации и управлению методической работой в школе. Так, М. Чикурова и Е. Коротаева, Н. Чернякова предлагают для управления работой по ППК учителя в школе ввести специального координатора. Таким органом, по их мнению, может быть Методический Совет школы, заседания которого проводятся один раз в четверть в соответствии с планом работы. В состав методического совета могут входить заместитель директора по учебно-методической работе, научны консультант, руководители тематических объединений педагогов, ответственный за работу психолого-педагогического консилиума, а также активные члены педколлектива. Кроме того, авторы подчёркивают необходимость создания программы изучения трудностей в работе учителя, для чего завучи должны составить карту образовательных запросов педагогов, т. е. проблем их затруднений, выявить способности учителя к самообразованию.

Мы обсудили особенности внутришкольных форм ППК учителя и концепции становления профессионализма учителя в условиях внутри-школьной формы ППК. На основе этого выделим их главные достоинства. Они обеспечивают подготовку педагогического коллектива для работы в реально существующих условиях данного образовательного учреждения. Приведем еще ряд достоинств, выделяемых авторами.

— Возможность точной диагностики, выявления закономерностей в затруднениях учителей, и устранения их причин, что обеспечивает оперативность, адресность и заинтересованность учителей в посещении занятий.

— Учёт условий конкретного образовательного учреждения. Возможность привлечения всех учителей к ППК, независимо от предметной области.

— Возможность непрерывности повышения квалификации учителей при учебном сотрудничестве внутри педагогического коллектива.

— Развитие педагогического коллектива, самораскрытие, как учеников, так и учителей. Возможность индивидуальной работы с учителями, возможность увидеть рост каждого учителя.

Каждая из форм ППК учителя имеет свои достоинства. Но если недостатки внешкольных форм ППК, в основном, носят объективный характер, то для внутришкольной системы ППК характерны трудности субъективного характера.

Источник

Профессиональный рост педагога как необходимое условие повышения качества образования в современной школе

Основными характеристиками современного мира сегодня выступают такие его качества, как развитие, изменчивость, динамизм, новизна. И если совсем недавно полученное человеком образование позволяло ему достаточно комфортно чувствовать себя в окружающем мире относительно долгое время, то в настоящий момент ситуация кардинально изменилась. Мир развивается настолько динамично и непредсказуемо, что знания, которые человек получает сегодня, завтра могут быть уже не востребованы, т.е. процесс получения знаний и их устаревания происходит практически одновременно. В таких условиях работа педагога усложняется многократно, и единственный выход из этой ситуации постоянно заниматься самообразованием, т.е. принцип «образование через всю жизнь», должен стать главным в профессиональной деятельности любого современного учителя.

Постоянно изменяются не только содержание знаний и их объем, но и сами образовательные технологии также не стоят на месте. Поэтому современный педагог должен быть всегда в курсе всех новых и интересных методик в сфере преподавания и уметь использовать их в своей работе.

Как показывает практика, любые реформы, нововведения и инновации в системе образования не смогут дать ожидаемого эффекта, если педагог, от которого в конечном счете и зависит их реализация, не обладает достаточным набором необходимых компетенций и уровнем профессионализма.

Поэтому учитель сегодня должен быть не только всесторонне развитой личностью с богатым внутренним миром, но и профессионалом, который постоянно стремится к самосовершенствованию.

В своей работе мы будем опираться на два основных понятия – «профессионализм» и «компетентность».

Профессионализм – это особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям [3].

От профессионализма стоит отличать такое понятие, как «компетентность». Компетентность входит в профессионализм в качестве основного элемента, но данные понятия не тождественны.

Компетентность – это наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Компетентность – это качество человека, обладающего знаниями в какой-либо области и мнение которого является авторитетным [5].

По своему объему понятие «профессионализм» шире, так как включает в себя и особый взгляд на жизнь (мировоззрение), и особую систему отношений к себе, к своей работе, к другим людям. Это и особый вид мотивации. Одним словом, компетентность – это одна из основных, но не единственная составляющая профессионализма.

Таким образом, если мы называем педагога профессионально компетентным, это значит, что он осуществляет свою деятельность на достаточно высоком уровне и демонстрирует стабильные положительные результаты. Основу его деятельности в первую очередь составляют сформированные педагогические компетенции: предметная, методическая, психолого-педагогическая, дифференциально-психологическая.

От профессиональной подготовки современных педагогов напрямую зависит и качество современного образования. Требования, предъявляемые сегодня обществом и социальным заказом родителей и будущих работодателей к современному выпускнику, очень высоки. Основные характеристики, которым должен соответствовать выпускник современной школы, прописаны в новом федеральном образовательном стандарте. Приведем в качестве примера некоторые из них.

Нынешний выпускник – это человек креативный и критически мыслящий, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

Мир профессий сегодня также не стоит на месте. Постоянно наполняются новым содержанием не только уже известные нам виды профессиональной деятельности, но появляются и абсолютно новые виды профессий.

По расчетам специалистов Министерства труда и социального развития к 2030 году исчезнут 57 профессий и появятся 186 новых, таких, как конструктор новых металлов, экоаудитор, метеоэнергетик, молекулярный диетолог, IT-медик, инфорстилист, биоэтик, проектировщик личной безопасности, архитектор живых систем, клинический биоинформатик, IT-генетик [2].

В таких условиях сегодняшний выпускник школы должен быть готов к тому, что ему придется постоянно переучиваться на протяжении всей жизни. А освоение новых профессий без высококвалифицированных педагогических кадров будет невозможно.

Однако профессия педагога имеет свою особенность: учитель работает с человеком, а значит, его собственная личность является мощным рабочим инструментом. И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Именно в педагогической профессии личностный рост является непременным условием достижения профессионализма.

Какие же механизмы могут организовать деятельность педагога, направленную на развитие профессиональных педагогических компетенций?

Прежде всего, это грамотно выстроенная система методической работы в образовательном учреждении. При этом первоначальное выявление уровня профессиональной компетентности учителя через диагностирование, тестирование и пр. позволит определить пути совершенствования профессиональных навыков педагога. С первой минуты появления молодого педагога в школе необходимо предусмотреть помощь педагогов-наставников на этапах разработки учебных занятий, индивидуальные консультации, посещение учебных занятий, помощь в выстраивании корректных взаимоотношений с обучающимися, родителями и коллегами. Далее необходимо определить те самые механизмы развития профессионализма учителя. В рамках методической системы образовательного учреждения и муниципалитета предусмотрены различные мероприятия, позволяющие учителям изучить передовой педагогический опыт, представить свои разработки, посетить учебные занятия. Кроме этого, как правило, педагоги школы – это активные участники профессиональных сетевых сообществ. Организуемые и проводимые на различных площадках города тематические педагогические советы, конференции, круглые столы, мастер-классы, семинары-практикумы, предметные мероприятия, курсы повышения квалификации стимулируют рост учителя в профессии.

Неплохо зарекомендовал себя метод организации в школе работы проблемно-творческих групп, в которые включаются все педагогические работники школы. На протяжении учебного года педагоги работают над выбранной темой. Темы могут быть самой различной направленности, например: «Смысловое чтение: приемы и методы работы на учебных занятиях», «Проблемы внедрения ФГОС», «Реализация технологии интегрированных уроков как одно из средств формирования у учащихся УУД», «Наука для обывателя или практическое применение научных знаний», «Системный подход в работе с одаренными детьми», «Использование дистанционных технологий в образовательном процессе». Завершает свою работу проблемно-творческая группа представлением отчета на педагогическом совете.

Повышению уровня методической подготовки педагога также способствует его участие в профессиональных конкурсах, например, «Учитель года».

Не последнюю роль здесь играет и система материального стимулирования профессиональных успехов педагогических работников.

Один из действенных механизмов повышения профессиональной компетентности педагога – это самообразование учителя. Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога: получение высшего образования или второй специальности, профессиональная переподготовка, непрерывное повышение квалификации, работа по индивидуальной образовательной траектории.

Если педагог постоянно находится в поиске новых знаний, занимается саморазвитием, то результаты обязательно себя проявят и положительно отразятся на образовательном процессе.

Но каждая деятельность бессмысленна, если в результате нее не создается некий продукт или нет каких-либо достижений. Так и в личном плане самообразования учителя обязательно прописывается список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Например, повышение качества успеваемости, разработка методических пособий, статей, доклады, выступления на мероприятиях различного уровня, разработка дидактических материалов и пр.

Трудно переоценить роль самообразования в развитии педагогических компетенций учителя. Это, прежде всего, повышение качества преподавания предмета, готовность к педагогическому творчеству, профессиональный и карьерный рост, создание имиджа современного учителя-новатора, учителя-мастера, учителя-наставника, соответствие учителя требованиям общества и государства.

В заключение хотелось бы сказать, что развитие профессиональных педагогических компетенций – это фундаментальное условие, непосредственно влияющее на качество образовательного процесса. Современный учитель – это человек, способный интересоваться всем тем, что его окружает, это профессионал, мастерство которого определяется уровнем его профессионализма и саморазвития. Современный учитель должен стремиться к успеху. А успешный учитель обязательно воспитает успешного ученика.

Источник

Повышение уровня профессиональной компетентности учителя, как условие повышения качества образования

Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите поздравить вас с началом нового учебного года и пожелать вам, главное – здоровья, здоровья и еще раз здоровья, ведь сил и физических, и моральных, и интеллектуальных для реализации поставленных перед нами, учителями, задач требуется с каждым годом все больше и больше!

Мне часто вспоминаются слова Константина Кушнера: «Иную педагогическую нагрузку можно сравнить только с космическими перегрузками». Но мы сами наметили свою жизненную «космическую» траекторию, выбрав самую благородную, самую необходимую профессию, ведь все профессии, говорят,от людей и только три от Бога: Педагог, Судья, Врач.

Безусловно, сам учительдолжен быть цельной натурой: творческой, неординарной, целеустремленной, пылкой, неравнодушной. Требований к педагогической деятельности становится все больше и больше, а значит нам, учителям, необходимо постоянно повышать свой уровень подготовки, так как от этого напрямую зависит совершенствование качества обучения и воспитания в школе.

Именно поэтому вопросам развития сферы образования, повышения квалификации педагогов уделяется большое внимание. Все мы знаем, что в 2018 году Президент утвердил национальный проект «Образование». Планируется, что его реализация охватит период с 2019 по 2024 года. В нем указывается необходимость обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, а также вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой. Ульяновская область приступила к реализации 7 федеральных программ проекта «Образование», одним из которых является «Учитель будущего».

В рамках реализации данного проекта в Ульяновской области идет обсуждение проекта закона Ульяновской области «О статусе педагогических работников Ульяновской области», который также нацелен на повышение компетенции педагогов. Закрепление в законопроекте дополнительных статусов необходимо для обеспечения национальной системы учительского роста. Например, в образовательных организациях необходимо официальное закрепление статусов «педагог-методист», «педагог-наставник», «педагог-исследователь». Это позволит обеспечить педагогическим работникам карьерный рост в рамках профессии, и дифференцировать трудовые функции. Для повышения престижа выполняемой работы и выделения педагогических работников, получивших статус «педагог-наставник», «педагог-методист», «педагог-исследователь» в профессиональной среде, педагогическим работникам, имеющим статус, будут вручаться нагрудные знаки, а также производиться денежные выплаты в размере и порядке, установленном постановлением Правительства Ульяновской области.

Каковы же основные мероприятия проекта: (см. слайд)

• Сеть центров непрерывного развития профессионального мастерства работников системы образования; комплексное повышение компетенций управленческих команд ОО.

• Сеть аккредитационных центров профессионального мастерства системы образования наряду с существующей системой аттестации педагогических кадров.

• Новая модель аттестации на основе единых оценочных требований и стандартов.

• Аттестация руководителей ОО и педагогов-психологов.

• Традиционные и новые конкурсы профессионального мастерства педагогов и специалистов системы общего образования.

• Продвижение Сетевых сообществ педагогов.

Комплекс мер по популяризации профессии учителя, в т. ч. меры поддержки молодых учителей, работающих в сельской местности и школах с низкими образовательными результатами.

Более подробно хотелось бы остановиться на некоторых пунктах.

1. Создание центров непрерывного развития профессионального мастерства работников системы образования.

В первую очередь проект предполагает создать федеральную сеть Центров непрерывного развития профессионального мастерства работников системы образования с выстроенной системой управления, подготовки кадров, взаимодействия и сопровождения.

2. Введение новых должностей в карьере учителя

3. Аттестация.В ней планируется несколько элементов: ЕФОМ, Оценка психолого-педагогических и коммуникативных компетенций, Педагогический кейс, отзывы.

Члены комиссии будут оценивать предметные, методические, психолого-педагогические и коммуникативные навыки.

Этапы перехода на единую модель аттестации педагогов.

1.Первое полугодие 2020года : итоговая апробация новой модели аттестации педагогов, а также комплексное исследование квалификации педагогов по предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным навыкам с учётом проблемы дефицита специалистов по всей стране.

2.2023 год: переход на единую модель аттестации педагогов.

3.2024 год: в каждом регионе страны появятся центры независимой оценки квалификации педагогов, где можно будет оценить свои компетенции и получить сформированную индивидуальную образовательную траекторию непрерывного повышения квалификации.

– У каждого учителя появится возможность самостоятельно оценить себя в независимом центре оценки качества. Педагог сможет получить рекомендации и скорректировать тот или иной пробел в своей деятельности. И, что самое главное, всё это должно быть направлено на непрерывный рост повышения квалификации, непрерывное образование, – сказала Министр.

О. Ю. Васильева отметила, что параллельно с центрами независимой оценки квалификации педагогов ведомство создаст центры непрерывного профессионального мастерства. На базе таких центров станет возможным, в том числе и по индивидуальной образовательной траектории, повысить уровень профессионального мастерства с использованием ресурсов современных технологических образовательных площадок, а также посредством онлайн-образования.

Наша школа также начала реализацию данных инициатив. На педагогическом совете, ШМО будут детально рассмотрены изменения и новации проектов, в план школы внесены мероприятия, направленные на реализацию поставленных целей.

Все это способствует повышению компетенции педагогов, что, в свою очередь, является условием повышения качества образования в школе.

Главное здесь: создать благоприятные условия для повышения квалификации и профессиональной компетенции педагогических работников.

Хочется отметить, что в нашей школе методической работе всегда уделяется большое внимание. Благодаря системной работе администрации, методической службы прослеживается заметная динамика в росте квалификации учителей.

Немного статистики по нашей школе.

(см. презентацию)Состав и квалификация педагогических кадров МОУ Цильнинской СШ:

Общее количество педагогов: 55, средний возраст по школе – 50 лет.

Наряду с этим увеличилось количество педагогов пенсионного возраста (17 учителей- 31%).

Параметры Всего Процент

к общему числу педагогических работников

Комментарий к слайду:

Хочется отметить, что в нашей школе есть педагоги, которые отдали своей работе практически всю свою жизнь – это Власова О. М. (60 лет педагогического стажа, Лянкин В. Н. – 51 год, Чуносова Т. П. – 40 лет.

Есть и молодые специалисты, но, в основном, стаж работы педагогов от 20 до 40 лет.

Деятельность администрации в направлении омоложения кадрового потенциала гармонично сочетается с тенденцией сохранения в составе педагогического коллектива зрелых педагогов, обладающих готовностью к передаче профессионального опыта молодым педагогам. Педагогический коллектив школы отличает стремление к трансляции передового методического опыта. В школе организована наставническая работа по повышению качества работы молодых специалистов школа «Молодой учитель».

Имеют образование:

— высшее педагогическое образование

-высшее непедагогическое 1 2%

— среднее профессиональное образование 4 7%

Комментарий к слайду:

В школе 95% педагогов имеют высшее образование

Имеют квалификационные категории:

— без категории по стажу работы по ЕТС 2 4%

Комментарий к слайду:

Практически половина педагогов (42%) имеют высшую квалификацию,

Только в 2018- 2019 учебном году свою категорию повысили 5 учителей.

Это творчески работающие учителя, владеющие современными образовательными технологиями и методиками, эффективно применяющие их в практической профессиональной деятельности.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности.

Каковы же условия профессионального роста на сегодняшний день?

Знания можно получать разными способами. Педагогам школы предлагается большой спектр услуг повышения квалификации.

Существуют следующие формы повышения профессиональногомастерства педагогов:

1. Всем известные курсы повышения квалификации, одна из традиционных и обязательных форм работы по повышению квалификации педагогов. Каждый педагог раз в три года проходит такие курсы, квалификационную категорию раз в пять лет. Курсовая подготовка осуществлялась в соответствии с приоритетными направлениями развития системы образования и годовым планом школы. В школе отработан и выполняется алгоритм отслеживания курсовой подготовки педагогических работников, а также их работа по определенным послекурсовым заданиям. Все педагоги вовремя прошли курсовую подготовку по всем предметам. Так 2018- 2019 учебном году 10 педагогов повысили свою квалификацию. Таким образом план повышения квалификации выполняется на 100%. Необходимо отметить, что наряду с традиционной (очной) формой курсовой подготовки учителя участвуют в реализации других форм повышения квалификации педагогических работников, например, дистанционной. Педагоги проходят курсовую подготовку и по предметам, и по внеурочной деятельности, например в 2019 году учитель истории прошла курсовую подготовку по финансовой грамотности.

Наши учителя проходят курсовую подготовку на базе УлГПУ, других образовательных учреждений города Ульяновска, Татарстана. Также наши педагоги участвовали в работе Летних школ для учителей и педагогов в МГУ имени М. В. Ломоносова. Также мы приняли участие во Всероссийском тестировании педагогов на сайте «Единый урок. РФ», где показали хорошие результаты. В апреле – мае 2019 года учителя, которые являются организаторами ЕГЭ, проходят дистанционные курсы подготовки с последующим получением сертификатов.

2. В школе в соответствии с планом работы школы проводятся заседания педагогического совета, совещания при директоре, где происходит знакомство педагогического состава с нормативными документами, новыми педагогическими и методическими новинками, обобщение результатов деятельности коллектива с последующим анализом деятельности.

(см. слайд «тематика педагогических советов)

3. Проведение методических объединений педагогов, где решаются проблемы, возникающие в области образования и воспитания.В школе действуют 6 ШМО:

учителей начальных классов,

учителей физико- математического цикла,

учителей гуманитарного цикла,

учителей естественного цикла,

учителей ИЗО, музыки ОБЖ и физической культуры

Работа каждого объединения тщательно планируется в начале года. Здесь происходит детальное рассмотрение конкретных педагогических, методических вопросов, результатов обучения и воспитания с целью выявления проблемных зон и поиска путей их решения. Большое внимание уделяется совершенствованию работы учителей по подготовке к ГИА, ВПР.

4. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий. Каждый учитель старается строить свои уроки в соответствии с передовыми пед. технологиями, такими как системно- деятельностный подход, здоровьесберегающие технологии, проблемное обучение, информационные технологии и др.

5. Различные формы педагогической поддержки. В школе работает методический совет, в состав которого входят опытные учителя. Они оказывают методическую помощь в планировании, подготовке и проведении уроков, подготовке к аттестации работников школы. Также действет школа наставничества.

7. Посещение семинаров, конференций, вебинаров. Учителя школы систематически являются участниками мероприятий муниципального, регионального и всероссийского значения. Многие педагоги имею сертификаты по проведению методических мостов, семинаров- практикумов ОГБОУ ДПО Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, факультета образовательных технологий и непрерывного образования УлГПУ.

8. Взаимопосещение занятий (образовательно-развивающих ситуаций).

9. В школе также практикуется проведение открытых уроков как на школьном, так и на муниципальном уровнях. Необходимо отметить, что в связи с переходом на новый порядок аттестации, о которой говорилось выше, открытые уроки являются хорошей подготовкой к ней.Здесь мы видим необходимость активизировать данную работу по взаимодействию с другими школами района: проведение совместных семинаров, открытых мероприятий, мастер- классов и т. п.

10. Обобщение педагогического опыта, помещение своих разработок на сайтах в Интернете и на сайте нашей школы. Большинство учителей школы имеют свои сайты, где публикуют свои методические разработки.

Правильно организованная деятельность по повышению квалификации и компетенцийпедагогов дает свои положительные результаты:

повышается качество обучения в школе;

— улучшаются результаты ГИА и ВПР;

повышается результативность участия наших школьников в олимпиадах, конкурсах, например, в 2019 году команда наших 10-классников заняла третье место в региональном конкурсе «Во всех науках мы сильны».

Закончить свое выступление мне хочется словами К. Д.Ушинского: «Учитель учит до тех пор, пока учится сам. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель. Мир не стоит на месте, и педагогика подвержена обновлениям и «перегрузкам»». Эти слова сегодня актуальны как никогда.

Хочется еще раз пожелать педагогам успехов и всего самого доброго!

Как повысить профессиональный рост учителя. Смотреть фото Как повысить профессиональный рост учителя. Смотреть картинку Как повысить профессиональный рост учителя. Картинка про Как повысить профессиональный рост учителя. Фото Как повысить профессиональный рост учителяАнализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образования МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОНМесто.

Как повысить профессиональный рост учителя. Смотреть фото Как повысить профессиональный рост учителя. Смотреть картинку Как повысить профессиональный рост учителя. Картинка про Как повысить профессиональный рост учителя. Фото Как повысить профессиональный рост учителяОбмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагога Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Диккенс Ч. Современный педагог делает очень.

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Как повысить профессиональный рост учителя. Смотреть фото Как повысить профессиональный рост учителя. Смотреть картинку Как повысить профессиональный рост учителя. Картинка про Как повысить профессиональный рост учителя. Фото Как повысить профессиональный рост учителяДелимся опытом для повышения педагогической компетентности МБДОУ Детский сад № 17 «Звёздочка» на протяжении последних лет активно занимался созданием условий по формированию социально – коммуникативной.

Как повысить профессиональный рост учителя. Смотреть фото Как повысить профессиональный рост учителя. Смотреть картинку Как повысить профессиональный рост учителя. Картинка про Как повысить профессиональный рост учителя. Фото Как повысить профессиональный рост учителяФорма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования. Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Данный мастер класс будет полезен воспитателям. Его.

Консультация для молодых специалистов «Повышение педагогической компетентности» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Представляю Вашему вниманию консультацию, ориентированную на молодых специалистов. Среди необходимых.

Как повысить профессиональный рост учителя. Смотреть фото Как повысить профессиональный рост учителя. Смотреть картинку Как повысить профессиональный рост учителя. Картинка про Как повысить профессиональный рост учителя. Фото Как повысить профессиональный рост учителяПапка-передвижка как средство повышения педагогической компетентности родителей Наглядную агитацию для родителей, которые мы с вами, уважаемые коллеги, выставляем в уголке для родителей, в соответствии с той или иной.

Как повысить профессиональный рост учителя. Смотреть фото Как повысить профессиональный рост учителя. Смотреть картинку Как повысить профессиональный рост учителя. Картинка про Как повысить профессиональный рост учителя. Фото Как повысить профессиональный рост учителяПортфолио воспитателя как средство мониторинга его профессиональной компетентности Портфолио воспитателя, как средство мониторинга его профессиональной компетентности Сегодня в условиях модернизации образования, повышения.

Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО Тема: «Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО» Приоритетным направлением в своей работе считаю.

Как повысить профессиональный рост учителя. Смотреть фото Как повысить профессиональный рост учителя. Смотреть картинку Как повысить профессиональный рост учителя. Картинка про Как повысить профессиональный рост учителя. Фото Как повысить профессиональный рост учителяТренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов» Актуальность темы Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значимым фактором, определяющим.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *