Как повысить цифровую грамотность в казахстане
Цифровая грамотность в Казахстане
Общение в мессенджере, онлайн платежи, электронные услуги – все это становится частью повседневных дел современного человека. Цифровизация, интенсивно вошедшая в жизнь казахстанцев с принятием государственной программы «Цифровой Казахстан», создает новую модель экономики, в которой оцифрованы не только базовые отрасли и бизнес, но и вся жизнь общества.
Например, портал электронного правительства eGov.kz работает для того, чтобы граждане имели быстрый доступ к государственным услугам. Это –услуги и сервисы, такие как подача заявлений, получение справок, лицензий, постановка на учет, регистрация и другие операции. Государственные органы, а также многие другие организации, например, банки и почта, также переводят свою работу в электронный формат, избавляясь от бумажного документооборота. Но, проблема в том, что не все граждане умеют пользоваться новыми технологиями. Чтобы ее решить, необходимо обучить население по-новому пользоваться привычными услугами.
Прежде всего, необходимо определить единое понимание термина «цифровая грамотность». Говоря простым языком, это – знание и умение человека использовать информационные технологии в повседневной жизни и работе.
В сфере переподготовки кадров местные исполнительные органы на постоянной основе будут проводить обучение и переобучение населения востребованным цифровым навыкам. Также данное мероприятие охватит представителей малого и среднего бизнеса.
C целью расширения образовательных возможностей для всех желающих получить необходимые навыки, будет создана национальная платформа открытого образования, которая предоставит онлайн-курсы, в первую очередь, обеспечивающие базовую подготовку по востребованным инженерно-техническим направлениям, с привлечением к их созданию больших коллективов лучших профессоров казахстанских университетов и представителей производства.
В 2018 году в каждом регионе Казахстана (в районных центрах, селах и поселках) прошли курсы по обучению населения базовым навыкам цифровой грамотности. Учебные курсы предоставлялись бесплатно для всех желающих повысить свою компетенцию по одному либо четырем навыкам:
Обучение проходило на базе школ, колледжей и библиотек. По всему Казахстану задействовано 2 729 учреждений, в которых проходили курсы.
Все 4 компетенции цифровой грамотности можно изучить за 1-2 дня, в зависимости от графика и успеваемости группы. Многие изучают один навык, а через время другой. За первую неделю цифровой грамотности обучились более 140 тысяч казахстанцев. Среди них много пенсионеров и учителей тех школ, в которых проходят курсы. К примеру, в школе-лицей № 15 г. Астаны в классе из 15 человек, половина обучающихся – люди пожилого возраста. Для многих из них занятия – повод не скучать дома и, наконец, научиться базовым компьютерным навыкам, чтобы не беспокоить внуков по этому поводу. Навыки покупки товаров в интернете многие пользователи получают самостоятельно. При этом, важно, каким был их опыт взаимодействия с интернет-магазинами. По словам обучающихся, сложности доставляет процесс оформления товара, когда интернет-магазин требует долгой регистрации. Еще один барьер, который сложно преодолеть взрослому поколению – безналичный платеж. На курсах по цифровой грамотности как раз и объясняют, как проводить платеж в интернете безопасно и быстро.
Курсы по обучению навыкам цифровой грамотности успешно стартовали во всех регионах Казахстана. В рамках госпрограммы «Цифровой Казахстан» планируется поэтапно повысить уровень цифровой грамотности населения до 83% к 2022 году.
Цифровая грамотность в Казахстане Версия для печати
Смотрите также:
Общение в мессенджере, онлайн платежи, электронные услуги – все это становится частью повседневных дел современного человека. Цифровизация, интенсивно вошедшая в жизнь казахстанцев с принятием государственной программы «Цифровой Казахстан», создает новую модель экономики, в которой оцифрованы не только базовые отрасли и бизнес, но и вся жизнь общества.
Например, портал электронного правительства eGov.kz работает для того, чтобы граждане имели быстрый доступ к государственным услугам. Это –услуги и сервисы, такие как подача заявлений, получение справок, лицензий, постановка на учет, регистрация и другие операции. Государственные органы, а также многие другие организации, например, банки и почта, также переводят свою работу в электронный формат, избавляясь от бумажного документооборота. Но, проблема в том, что не все граждане умеют пользоваться новыми технологиями. Чтобы ее решить, необходимо обучить население по-новому пользоваться привычными услугами.
Прежде всего, необходимо определить единое понимание термина «цифровая грамотность». Говоря простым языком, это – знание и умение человека использовать информационные технологии в повседневной жизни и работе.
В сфере переподготовки кадров местные исполнительные органы на постоянной основе будут проводить обучение и переобучение населения востребованным цифровым навыкам. Также данное мероприятие охватит представителей малого и среднего бизнеса.
C целью расширения образовательных возможностей для всех желающих получить необходимые навыки, будет создана национальная платформа открытого образования, которая предоставит онлайн-курсы, в первую очередь, обеспечивающие базовую подготовку по востребованным инженерно-техническим направлениям, с привлечением к их созданию больших коллективов лучших профессоров казахстанских университетов и представителей производства.
В 2018 году в каждом регионе Казахстана (в районных центрах, селах и поселках) прошли курсы по обучению населения базовым навыкам цифровой грамотности. Учебные курсы предоставлялись бесплатно для всех желающих повысить свою компетенцию по одному либо четырем навыкам:
Обучение проходило на базе школ, колледжей и библиотек. По всему Казахстану задействовано 2 729 учреждений, в которых проходили курсы.
Все 4 компетенции цифровой грамотности можно изучить за 1-2 дня, в зависимости от графика и успеваемости группы. Многие изучают один навык, а через время другой. За первую неделю цифровой грамотности обучились более 140 тысяч казахстанцев. Среди них много пенсионеров и учителей тех школ, в которых проходят курсы. К примеру, в школе-лицей № 15 г. Астаны в классе из 15 человек, половина обучающихся – люди пожилого возраста. Для многих из них занятия – повод не скучать дома и, наконец, научиться базовым компьютерным навыкам, чтобы не беспокоить внуков по этому поводу. Навыки покупки товаров в интернете многие пользователи получают самостоятельно. При этом, важно, каким был их опыт взаимодействия с интернет-магазинами. По словам обучающихся, сложности доставляет процесс оформления товара, когда интернет-магазин требует долгой регистрации. Еще один барьер, который сложно преодолеть взрослому поколению – безналичный платеж. На курсах по цифровой грамотности как раз и объясняют, как проводить платеж в интернете безопасно и быстро.
Курсы по обучению навыкам цифровой грамотности успешно стартовали во всех регионах Казахстана. В рамках госпрограммы «Цифровой Казахстан» планируется поэтапно повысить уровень цифровой грамотности населения до 83% к 2022 году.
Цифровая грамотность в Казахстане Версия для печати
Смотрите также:
Общение в мессенджере, онлайн платежи, электронные услуги – все это становится частью повседневных дел современного человека. Цифровизация, интенсивно вошедшая в жизнь казахстанцев с принятием государственной программы «Цифровой Казахстан», создает новую модель экономики, в которой оцифрованы не только базовые отрасли и бизнес, но и вся жизнь общества.
Например, портал электронного правительства eGov.kz работает для того, чтобы граждане имели быстрый доступ к государственным услугам. Это –услуги и сервисы, такие как подача заявлений, получение справок, лицензий, постановка на учет, регистрация и другие операции. Государственные органы, а также многие другие организации, например, банки и почта, также переводят свою работу в электронный формат, избавляясь от бумажного документооборота. Но, проблема в том, что не все граждане умеют пользоваться новыми технологиями. Чтобы ее решить, необходимо обучить население по-новому пользоваться привычными услугами.
Прежде всего, необходимо определить единое понимание термина «цифровая грамотность». Говоря простым языком, это – знание и умение человека использовать информационные технологии в повседневной жизни и работе.
В сфере переподготовки кадров местные исполнительные органы на постоянной основе будут проводить обучение и переобучение населения востребованным цифровым навыкам. Также данное мероприятие охватит представителей малого и среднего бизнеса.
C целью расширения образовательных возможностей для всех желающих получить необходимые навыки, будет создана национальная платформа открытого образования, которая предоставит онлайн-курсы, в первую очередь, обеспечивающие базовую подготовку по востребованным инженерно-техническим направлениям, с привлечением к их созданию больших коллективов лучших профессоров казахстанских университетов и представителей производства.
В 2018 году в каждом регионе Казахстана (в районных центрах, селах и поселках) прошли курсы по обучению населения базовым навыкам цифровой грамотности. Учебные курсы предоставлялись бесплатно для всех желающих повысить свою компетенцию по одному либо четырем навыкам:
Обучение проходило на базе школ, колледжей и библиотек. По всему Казахстану задействовано 2 729 учреждений, в которых проходили курсы.
Все 4 компетенции цифровой грамотности можно изучить за 1-2 дня, в зависимости от графика и успеваемости группы. Многие изучают один навык, а через время другой. За первую неделю цифровой грамотности обучились более 140 тысяч казахстанцев. Среди них много пенсионеров и учителей тех школ, в которых проходят курсы. К примеру, в школе-лицей № 15 г. Астаны в классе из 15 человек, половина обучающихся – люди пожилого возраста. Для многих из них занятия – повод не скучать дома и, наконец, научиться базовым компьютерным навыкам, чтобы не беспокоить внуков по этому поводу. Навыки покупки товаров в интернете многие пользователи получают самостоятельно. При этом, важно, каким был их опыт взаимодействия с интернет-магазинами. По словам обучающихся, сложности доставляет процесс оформления товара, когда интернет-магазин требует долгой регистрации. Еще один барьер, который сложно преодолеть взрослому поколению – безналичный платеж. На курсах по цифровой грамотности как раз и объясняют, как проводить платеж в интернете безопасно и быстро.
Курсы по обучению навыкам цифровой грамотности успешно стартовали во всех регионах Казахстана. В рамках госпрограммы «Цифровой Казахстан» планируется поэтапно повысить уровень цифровой грамотности населения до 83% к 2022 году.
Казахстанцев будут обучать цифровой грамотности
До 2022 года порядка 8 млн человек узнают о пользовании компьютером и мобильными гаджетами, работе в интернете и электронной торговле.
Министр информации и коммуникаций РК Даурен Абаев в ходе заседания правительства рассказал, как в Казахстане планируют повысить уровень цифровой грамотности населения, передает Today.kz.
«Прежде всего, необходимо определить единое понимание термина „цифровая грамотность“. Говоря простым языком, это знание и умение человека использовать информационные технологии в повседневной жизни и работе. На основе закона „Об информатизации“ МИК РК совместно с минэкономики определены несколько уровней цифровой грамотности населения», — рассказал Даурен Абаев.
Первый базовый уровень включает в себя навыки пользования компьютером и мобильными гаджетами, умение находить информацию в интернете и так далее. Второй уровень — транзакционные навыки (умение пользоваться сервисами электронного и открытого правительства, получения и оплаты услуг. Третий уровень связан с умением покупать, продавать и продвигать товары и услуги в интернете, то есть предусматривает навыки электронной торговли. Четвертый — навыки использования цифровых устройств.
«В настоящее время, согласно оценкам, базовый уровень цифровой грамотности населения составляет 77%. До конца года планируется его увеличение до 78,5%. С этой целью в настоящее время разработаны методические рекомендации по обучению цифровой грамотности, обозначены требования к слушателям, категории и форма обучения», — добавил Абаев.
При этом глава МИК РК подчеркнул, что обучением населения будут заниматься центральные госорганы, а обучением профессиональных кадров — местные исполнительные органы. В рамках первого подхода ответственными госорганами выступят министерство труда и социальной защиты населения, министерство здравоохранения, министерство образования и науки, а также министерство сельского хозяйства: «Этими госорганами будет проводиться так называемое сопутствующее обучение. Например, сегодня министерством национальной экономики ведется масштабное обучение предпринимателей ведению бизнеса. Так вот, в эти программы будет включено обучение и цифровым навыкам. Аналогично мы будем действовать и при повышении квалификации педагогических кадров».
Цифровой грамотности в профессиональной сфере в целом будет обучено 385 тысяч человек, а базовым навыкам использования государственных электронных сервисов — порядка восьми миллионов граждан. В рамках второго подхода местные исполнительные органы совместно с ЦОНами и Казпочтой будут проводить обучение во всех отдаленных уголках страны. Старт кампании запланирован на 1 июня 2018 года, планируемый охват составит 500 тысяч человек.
В Казахстане запустят программу по повышению цифровой грамотности населения
Аскар Мамин поручил реализовать масштабный проект «Цифрлық білім»
На селекторном заседании правительства под председательством премьер-министра РК Аскара Мамина рассмотрен вопрос развития человеческого капитала для цифровой экономики, сообщает primeminister.kz.
В 2019 году по Индексу человеческого развития Казахстан занял 50-е место среди 189 стран. В РК функционируют 1826 кабинета робототехники, 447 STEM-лабораторий, 1746 IT-классов, 21 IT-центр. Уровень цифровой грамотности населения Казахстана достиг 82,1%. В учебных заведениях ежегодно выпускается более 50 тыс. IT-специалистов, и ежегодно увеличивается объем госзаказа по ІТ-специальностям. В регионах созданы 16 центров компетенций по IT-технологиям.
В Казахстане будет реализован масштабный проект «Цифрлық білім» («Цифровое образование») по повышению цифровой грамотности населения, который предусматривает развитие базовых IT-компетенций граждан, целевую подготовку IT-кадров и междисциплинарную IT-подготовку работников других сфер. В рамках данного проекта планируется ежегодно обучать свыше 400 тыс. человек.
Глава правительства отметил, что технологическая модернизация, возможности цифровых платформ, искусственный интеллект, автоматизация производства требуют трансформации подготовки кадров и развития человеческого капитала. При этом важно не только готовить кадры с IT-компетенциями, но и адаптировать навыки работающих граждан к цифровизации, повышать их цифровую грамотность.
Он обозначил направления, на которые стоит обратить внимание
«Все казахстанцы должны уметь работать на цифровых площадках, получать электронные услуги», — сказал Аскар Мамин.
Премьер-министр поручил министерству образования совместно с министерством цифрового развития и акиматами обеспечить запуск масштабного проекта «Цифрлық білім». При этом отмечена необходимость разработки программ по обучению цифровым навыкам, подготовки и переподготовки IT-специалистов, масштабирования опыта передовых вузов в региональные университеты и колледжи, учета опыта и предложений МФЦА и активизации работы по обновлению образовательных программ в соответствии с новыми профессиональными стандартами.
Министерству цифрового развития поручено актуализировать комплекс мероприятий Госпрограммы «Цифровой Казахстан», совместно с операторами связи проработать обеспечение безлимитного доступа к отечественным образовательным ресурсам.
«Необходимо к 2025 году довести уровень цифровой грамотности населения до 87% и выработать единый алгоритм работы для регионов», — сказал Аскар Мамин.
Глава правительства поручил акиматам регионов обеспечить дополнительную закупку современного компьютерного оборудования, кабинетов робототехники и STEM для школ в соответствии с требованиями «цифрового портфеля».