Как повысить уровень удовлетворенности клиентов
Почему так важна степень удовлетворенности ваших подчиненных и как ее повысить
Когда вы в последний раз интересовались, насколько комфортно ваши подчиненные чувствуют себя на работе? Приходят ли они в офис как на праздник или постоянно поглядывают на часы, чтобы поскорее вернуться домой?
Недавний опрос рекрутингового агентства HeadHunter показал, что почти 60% россиян не удовлетворены своей работой. Из них целых 26% респондентов признались, что испытывают постоянный дискомфорт на рабочем месте. Примечательным является тот факт, что на низкий уровень зарплаты жаловалось лишь незначительное количество опрошенных. Получается, что для большинства российских сотрудников обстановка на работе гораздо важнее размера гонорара.
«Ну и что, что мои сотрудники недовольны работой? – скажете вы. – Главное – чтобы они успешно справлялись со своими служебными обязанностями». В том то и дело, что они не смогут полностью сконцентрироваться на своей работе и вкладывать в нее душу, если их будут напрягать какие-то аспекты трудовых будней. Уровень их продуктивности будет на нуле, что не лучшим образом скажется на достижениях вашей компании.
Авторитарный стиль управления – вчерашний день
В последнее время, все больше руководителей начинают понимать, что авторитарный стиль руководства приносит их бизнесу больше вреда, чем пользы. Сотрудники становятся замкнутыми, снижается уровень их мотивации, что, в свою очередь, ухудшает финансовые показатели компании.
Одним из ярых сторонников «человечного» обращения к своим подчиненным является Дэниел Пэрент, заведующий отделом кадров в компании GameStop, крупнейшей розничной сети по продаже видеоигр. Он знает не понаслышке, насколько важно поддерживать обратную связь со своей командой. В его ежедневнике крупными буквами помечена следующая задача: «Спросить у сотрудников, насколько комфортно они чувствуют себя на работе, и что я могу сделать, чтобы они чувствовали себя еще комфортнее».
Дэниел уже давно осознал, что эти два простых вопроса говорят его подчиненным о том, что они могут рассчитывать на его поддержку. Кроме того, они помогают ему понять их реальные проблемы, чтобы дать им дельные советы. Дэниел сравнивает свои вопросы с системой раннего оповещения. Они помогают ему устранить мелкие проблемы, пока они не превратились в серьезные и трудноразрешимые.
Приведем показательный пример из его практики. Дженнифер, одна из его сотрудниц, недавно вернулась из отпуска по уходу за ребенком. Ей было очень сложно привыкнуть к роли работающей мамы. Когда Дэниел спросил ее, насколько она счастлива на работе, Дженнифер призналась, что ей не совсем комфортно из-за того, что она не может уделять такое же количество времени работе, как до рождения ребенка, поэтому чувствует себя виноватой. Начальник успокоил ее, сказав, что она не обязана уделять все свое свободное время служебным задачам. Они договорились насчет перечня ее рабочих обязанностей, которые она с легкостью могла выполнить в офисе. Дэниел постоянно подбадривал ее, напоминая о том, что она отлично справляется с его поручениями. Теперь, приходя домой, она могла расслабиться и уделить все свое внимание ребенку, поскольку знала, что начальник доволен ее работой. Дэниел признается, что никогда не догадался бы о проблеме своей сотрудницы, если бы он сам не поднял этот вопрос.
Большинство сотрудников просто-напросто стесняются рассказывать начальнику о своих проблемах. Возможно, они не хотят его беспокоить или боятся его гнева. Будучи руководителем, вы находитесь в более сильной позиции. Поэтому ваши подчиненные так и будут «играть в молчанку», если вы сами не проявите интерес к их делам.
Представим себе следующую ситуацию. Одному из ваших сотрудников, назовем его Сашей, срочно нужно сходить к стоматологу, поэтому он просит вас отпустить его сегодня с работы в 4 часа, после совещания, на что вы даете согласие. Совещание начинается. Все присутствующие активно обсуждают насущные вопросы. И вот на часах уже 4:10, а совещание все еще в полном разгаре. В ближайшие полчаса оно точно не завершится. Что же делать бедному Саше? Ему будет неудобно просто встать и пойти по своим делам. В таких ситуациях, вы должны взять инициативу на себя. Подойдите к нему и скажите, что вы его отпускаете. Поверьте, вашему сотруднику будет очень приятно, что вы помогли ему выйти из неловкой ситуации. И он еще раз убедится в том, что вы отличный руководитель, который заботится о здоровье своих подчиненных.
Многих людей удерживает в компании именно хороший босс, а не высокий гонорар или перспективы роста. В жизни можно увидеть много примеров, когда сотрудники служат своему начальнику верой и правдой, даже в сложные времена. Казалось бы, зачем им трудиться за мизерную зарплату, когда можно устроиться в более престижную организацию? Все дело в том, что они не хотят расставаться со своим руководителем – они считают его незаменимым.
Как повысить уровень удовлетворенности своих подчиненных: 4 простых шага
Итак, мы выяснили, что уровень удовлетворенности сотрудников, в первую очередь, зависит от поведения начальника. Именно вы, как руководитель, должны регулировать психологический климат в своем коллективе, чтобы каждый служащий ощущал себя в своей тарелке. Следующие рекомендации помогут вам стать более «человечным» боссом:
1. Поддерживайте со своими сотрудниками обратную связь
Берите пример с Дэниела Пэрента, который отмечает в своем ежедневнике дни, когда он должен поговорить со своими сотрудниками об уровне их удовлетворенности. Регулярно беседуйте со своими подчиненными, чтобы выяснить, насколько комфортно они себя чувствуют на работе. В идеале, подобные встречи должны проводиться каждый месяц или, по меньшей мере, раз в три месяца. При возможности, общайтесь с каждым сотрудником наедине – мало кто из них захочет обсуждать свои личные проблемы в присутствии коллег. Если в вашем подчинении находится несколько сотен сотрудников, то поручите эту задачу начальникам отделов, ведь у вас просто физически не хватит времени на всех.
Спросите у них прямо, счастливы ли они на работе. Если сотрудник дал отрицательный ответ, то выясните причины его неудовлетворенности и предложите ему решения, которые могут исправить ситуацию.
Большинство компаний ограничиваются проведением ежегодного опроса с целью оценить уровень удовлетворенности своего персонала. Сама идея опроса не плоха, но все же в нем есть масса недостатков. Во-первых, опросы, как правило, анонимны. Вы видите только общую картину, поэтому не можете выяснить, как проблемы волнуют конкретных сотрудников. Во-вторых, они проводятся всего раз в год. За это время неудовлетворенность сотрудников может стать такой сильной, что они захотят покинуть вашу компанию. И, наконец, опросы не могут охватить все разнообразие и многогранность ситуаций, которые происходят как в личной, так и профессиональной жизни сотрудников.
2.Поощряйте культуру открытости, доверия и прозрачности
Ваши подчиненные должны знать, что они могут открыто обсуждать с вами все вопросы, которые их волнуют. Поощряйте в своих сотрудниках инициативность, открытость, смелость. Как вы узнаете о проблемах своих сотрудников, если они будут все время молчать и копить все недовольство в себе?
Постоянно напоминайте им о том, что вы всегда готовы к открытому диалогу, если у кого-то из них возникнут трудности. Таким образом, вы будете устранять все проблемы в зародыше, и они не смогут причинить ущерб вашей компании.
3. Не перегружайте своих сотрудников сверхурочной работой
Идеальный баланс между работой и личной жизнью – мечта каждого сотрудника. Ваши подчиненные должны чувствовать четкую грань между офисом и домом. Офис – это место, где нужно максимально сосредоточиться на работе и выполнять свои служебные обязанности. Дом – это место, где можно расслабиться и временно забыть о работе.
Если вы будете постоянно нагружать их домашней работой, они не смогут полноценно отдохнуть. Это, в свою очередь, снизит их продуктивность. Поэтому не стоит посягать на свободное время своих сотрудников: они имеют право проводить его так, как сами считают нужным.
4. Постоянно наблюдайте за эмоциональным настроем своих сотрудников
Даже если вы регулярно спрашиваете своих подчиненных, довольны ли они своей работой, этого недостаточно. Вы должны постоянно наблюдать за ними, чтобы обнаружить признаки недовольства на ранней стадии. Если вы видите, что один из ваших сотрудников уже несколько дней ходит как в воду опущенный, не поленитесь спросить у него, в чем дело. Может, он расстроен из-за какой-то личной проблемы? Или же он поссорился с кем-то из своих коллег? Вы никогда не сможете этого узнать, если не спросите.
Ваши подчиненные тоже люди, и ничто человеческое им не чуждо
К сожалению, некоторые начальники забывают о том, что их подчиненные – не роботы, а живые люди – со своими чувствами, трудностями, проблемами. Им не нужно много, чтобы почувствовать себя счастливыми на работе – просто чуточку понимания.
Будьте внимательными к повседневным мелочам, так как именно из них складываются общие впечатления сотрудников о работе. Например, если один из ваших подчиненных немного опоздал на работу, не спешите его отчитывать. Для начала выслушайте его – возможно, это случилось не по его вине. Если вы заметили ошибку в отчете бухгалтера, не стоит ругать ее почем зря. Кто знает, может она накануне поругалась со своим мужем или что-то случилось с ее ребенком. Просто попросите ее впредь быть внимательней – для нормального адекватного человека данной просьбы должно быть достаточно.
Регулярно общайтесь со своими подчиненными, чтобы понять, что именно их мотивирует, и какие препятствия они должны преодолеть, чтобы выполнять свою работу на высшем уровне. Обстоятельства в их личной и профессиональной жизни постоянно меняются, поэтому вы всегда должны держать руку на пульсе.
Поверьте, это не так сложно – уделить немного времени каждому сотруднику, чтобы убедиться в том, что у него все в порядке. От этого все останутся в выигрыше. Ваши подчиненные будут в восторге от своей работы, а вы, в свою очередь, получите команду мотивированных, продуктивных и преданных сотрудников.
Рекомендации от экспертов. Блог Okdesk
Работа любого бизнеса не ограничивается оказанием услуги клиенту. На всех этапах взаимодействия с ним компания обеспечивает поддержку — проявляет заинтересованность проблемами клиента, общается, помогает определиться с выбором, формирует позитивное впечатление от работы.
Все это взаимодействие входит в понятие клиентского сервиса — гласного или негласного свода правил, определяющих, как надо контактировать с заказчиком. На конкурентном рынке уровень этого сервиса важен для сокращения оттока, а также сохранения и расширения клиентской базы, т.е. в конечном итоге — роста прибыли.
Почему клиентский сервис важен для бизнеса
Если же клиент остался недоволен, то он не просто уйдет, но и расскажет о своем негативном опыте окружающим — в интернете или приватных разговорах (мы публиковали исследование на эту тему в 2020 году). Это усложнит поиск новых клиентов и ухудшит репутацию компании.
Практика показывает, что за позитивный опыт клиенты готовы заплатить больше (согласно отчету pwc таких клиентов 86%, о том же говорят некоторые наши клиенты). Это работает в обе стороны: если у ваших конкурентов цена выше, но и сервис лучше, клиенты могут уйти к нему. В этих условиях свою клиентскую базу не спасти даже демпингом — только проработкой сервиса. С другой стороны, если сервис лучше у вас, вы можете поднимать цену, сохраняя отношения с заказчиками. И чем выше уровень сервиса — тем больше может быть прибыль при тех же материальных затратах на оказание услуги.
В условиях конкуренции стоимость привлечения нового клиента становится все выше. Уровень сервиса помогает удерживать клиентов и осуществлять повторные продажи. И сегодня это намного выгоднее, чем привлекать новых клиентов.
Системы help desk, в частности Okdesk, помогают кроме автоматизации процессов сервиса и техподдержки:
Правила хорошего клиентского сервиса
Как воспримет ваш сервис клиент, зависит от его ожиданий. Часть ожиданий формируется даже не вашим рынком, а в целом образом жизни — привычками, повседневными инструментами, заученными паттернами поведения. Поэтому вне зависимости от отрасли можно выделить несколько аспектов хорошего сервиса.
Омниканальность
Клиенты привыкли взаимодействовать с окружающими через удобные для них каналы связи — телефон, электронную почту, мессенджеры, клиентские порталы, мобильные приложения поставщиков услуг или виджеты на их сайтах. Используйте эти каналы, чтобы клиент мог связаться с вами в удобной для себя форме. Если вы хотите сосредоточиться на некоторых каналах, выясните, какие самые востребованные у вашей аудитории. Быть может, ваша аудитория уже не пользуется электронной почтой, а вы все еще рассчитываете на нее, как на основной канал взаимодействия?
Оперативность
Не заставляйте клиентов ждать. Для сегмента B2B ожидание решения проблемы — это не просто время клиента, а упущенная выгода или прямые финансовые потери. Постарайтесь ответить и решить проблему заявителя как можно быстрее. Если это первичное обращение, клиент скорее всего одновременно обратился и к вашим конкурентам. Он останется с тем, кто отреагирует на его проблему быстрее.
Знание своей аудитории
Изучите свою аудиторию, выясните, что для нее важно: время реакции или итоговое время решения, корректное общение диспетчеров или выбритые выездные техники, доступность техподдержки 24*7 или количество каналов связи для взаимодействия. Эти знания помогут сделать ваши услуги более ценными. Быть может, есть проблемы, которые вы можете решить или боли, от которых избавить? Собирайте обратную связь от сотрудников, расспрашивайте самих клиентов.
Изучение отзывов
Клиенты с удовольствием делятся впечатлениями от взаимодействия с вами. Не пропускайте их отзывы на тематических порталах и в социальных сетях. Скорее всего негатива вы найдете больше, поскольку люди по своей природе чаще с готовностью ругаются, нежели хвалят. Даже если клиент сливает негатив, его отзыв может содержать ценную информацию о том, что не так в вашем сервисе. Работайте с плохими отзывами, берите на заметку хорошие. Мотивируйте оставлять хорошие отзывы и благодарите за это.
Уведомления клиентов и прозрачность
Сообщайте клиентам об изменении статуса по их обращениям. Плохо, если его сообщения уходят в пустоту. Пусть клиент знает, что заявка принята, над ней начали работать специалисты. Если нужны выездные работы, пусть клиент будет в курсе, когда сможет приехать специалист.
Корпоративная культура
Сотрудники, которые взаимодействуют с клиентами, — лицо вашей компании. Чтобы мотивировать их общаться и должным образом представлять интересы компании, работайте над корпоративной культурой. Сформулируйте концепцию и основные стандарты взаимодействия с клиентами, разъясняйте важность соблюдения этих правил, включая манеру общения и внешний вид.
Применяйте индивидуальный подход
Ситуация каждого клиента индивидуальна. Не отмахивайтесь от этой индивидуальности. Демонстрируйте заинтересованность, предлагайте бонусы и небольшие подарки тем, кто остается с вами. Так вы сможете поддерживать и повышать лояльность.
Будьте готовы реагировать на нестандартные запросы
Не ограничивайте сотрудников скриптами разговоров по телефону. Конечная задача вашего бизнеса — не предлагать типовые услуги, а решать проблемы клиентов. Не всегда они укладываются в типичный шаблон. Будьте более гибкими, особенно ради лояльных клиентов. Помочь в автоматизации этой части могут функции help desk систем, позволяющие отдельно фиксировать разовые работы или услуги за рамками абонентского обслуживания, так называемые прайс-листы.
Соблюдайте условия договоров и SLA
Клиенты ожидают, что вы будете выполнять все условия заключенного договора и параметры оказания услуг (SLA). Это необходимый минимум качественного сервиса. Не формируйте завышенных ожиданий. Если клиент вас не так понял и представил себе больше, при столкновении с реальностью всегда будет разочарование.
Превосходите ожидания
Запоминающимся сервис становится не тогда, когда полностью соответствует ожиданиям клиентам, а когда превосходит их. Угадывайте ожидания и пытайтесь им соответствовать, даже если это не прописано в соглашении.
Виды неприятных клиентов и как с ними работать
Не с любым клиентом приятно работать. Но даже в сложных случаях есть подходы, позволяющие снизить негатив от общения и прийти к конструктивной работе. Ниже мы разберем четыре распространенных вида сложных клиентов и дадим рекомендации, как с ними проще взаимодействовать.
Нерешительный
Клиент задает множество вопросов, но так и не может принять решение о заказе услуги или подписании договора. Нерешительным нужно помочь сделать выбор, но действовать нужно аккуратно — не давить, воспитывая в себе терпение. Любое давление или попытка ускорить нерешительного клиента будет воспринята, как манипуляция. Поэтому рекомендуем:
Работая с такими клиентами, рекомендуем фиксировать все договоренности в любой форме, чтобы впоследствии не быть «крайним», если клиент передумает уже в процессе выполнения работ.
Всезнайка
Клиент считает, что разбирается в особенностях предоставляемых вами услуг лучше, чем ваши собственные менеджеры, демонстрирует пренебрежительное отношение и не склоняется к заключению договора. Такому клиенту в первую очередь надо показать свою компетентность — как компании в целом, так и отдельных специалистов. Предложение для всезнаек нужно формулировать, используя объективные данные:
Рекомендуем говорить коротко и по делу, не используя эмоциональную окраску.
К сожалению, встречаются клиенты, контактные лица которых вымещают негатив на ваших продавцах / менеджерах / инженерах. Работать с ними можно, но следует придерживаться нескольких правил:
Сотрудникам стоит оставить возможность передать общение с таким клиентом вышестоящему руководству. Не стоит бросать их наедине с хамами.
Обиженные
Есть клиенты, которые всячески демонстрируют собственную обиду на несправедливость по отношению к ним, зачастую несуществующую — на завышенные цены, неугодные им параметры услуги и т.п. Как и в случае с хамами, такую обиду не стоит принимать на свой счет. Продемонстрируйте заботу:
Не воспринимайте клиентскую обиду на свой счет, это просто манера общения. И старайтесь не давать волю негативным эмоциям.
В своей практике мы встречаемся и с теми клиентами, с которыми не стоит работать. К примеру, любители халявы — они считают, что все ПО до сих пор должно быть бесплатным. Если вы взаимодействуете с тяжелым клиентом, важно помнить о том, что это бизнес, т.е. клиент должен быть рентабельным. Не стоит стараться угодить всем.
Инструменты для автоматизации клиентского сервиса
Существуют различные инструменты, позволяющие выстроить и автоматизировать отношения с клиентами. Подобные системы могут разворачиваться на инфраструктуре компании или работать в формате облачных сервисов. Они хранят клиентские контакты и историю переписки, обеспечивают быстрый поиск этой информации.
Условно решения можно поделить на два класса.
Customer Relationship Management (Система управления взаимоотношениями с клиентами) — это в первую очередь инструмент для маркетинга и первичных продаж. CRM-системы сохраняют контакты клиентов с самого первого взаимодействия и проводят их по так называемой «воронке продаж», помогая компании организовать маркетинговое сопровождение, повторные контакты с представителем компании и т.п.
Help Desk
Help Desk — это информационные системы, которые сосредоточены на пост-продажном обслуживании. Они также хранят контакты клиентов и историю общения с ними, но взаимодействие привязано к так называемым заявкам (тикетам, инцидентам). Заявки передаются в системе между специалистами, позволяя быстро погружаться в контекст клиентской проблемы.
Наш Okdesk относится как раз к этому классу систем. Помимо прочего, он позволяет фиксировать заявки в привязке к оборудованию и локациям обслуживания, планировать регламентное обслуживание и решать множество других задач техподдержки и выездного сервиса.
Как проверить качество обслуживания?
Мы обсудили аспекты качественного сервиса. Но как оценить существующий в компании уровень обслуживания?
Изучить показатели эффективности бизнеса
Если у вас есть аналитические инструменты, изучите показатели работы бизнеса. Важно, что показатели сами по себе не дадут полной информации — нужны начальные и конечные данные за период для сравнения. К примеру, можно ориентироваться на количество клиентов — выросло ли оно за последний месяц? Вырос ли средний клиентский чек? Изменилась ли удовлетворенность клиентов?
Такие данные могут предоставить CRM или HelpDesk системы. В Okdesk помимо встроенных отчетов, существуют десятки экспертных отчетов по ключевым метрикам работы сервиса. Фактически, это готовый набор дашбордов, который позволяет не только контролировать операционные аспекты оказания услуг, но и принимать взвешенные тактические решения.
Провести опрос клиентов
Спросите самих клиентов, что их не устраивает в вашем сервисе. Клиенты не будут молчать о том, что для них важно. Узнайте, вежливо ли сотрудники общаются с клиентами, предлагают ли решение проблемы, действительно ли ищут оптимальный вариант или бездумно пытаются продать побольше?
Прислать тайного покупателя
Выяснить, насколько хорошо ваши сотрудники общаются с клиентом и не встречает ли он при заказе ваших услуг других препятствий, можно, попросив кого-то выступить в роли «тайного покупателя» — пройти все этапы общения с компанией и заключить договор (который потом можно расторгнуть по взаимному согласию). После прохождения того же пути, по которому идут ваши клиенты, важно проанализировать опыт «тайного покупателя». Насколько сотрудники были с ним вежливы? Охотно ли шли на контакт? Не пришлось ли дозваниваться по 3 дня до бухгалтерии? Ответы на эти вопросы подскажут, какие процессы необходимо изменить, чтобы клиенты чаще оставались довольными.
Провести тестирование сотрудников
Существует множество тестов, позволяющих оценить коммуникативные способности сотрудника, его навыки общения с клиентами. Результаты тестов можно проанализировать и либо помочь коллегам выстроить правильное взаимодействия с клиентами, либо задуматься о кадровых перестановках.
Распространенные ошибки в клиентском сервисе
Существует великое множество ошибок, которые можно совершить, выстраивая клиентский сервис. Но некоторые довольно распространены — их легко поправить, если вовремя выявить.
Подход «одно для всех»
Стандартные ответы и формулировки упрощают жизнь компании, но клиенты очень не любят ощущать себя «одним из многих». Позаботьтесь о том, чтобы клиент чувствовал, что вы видите его индивидуальность и, главное, знаете историю взаимодействий с ним. Используйте личные обращения, сохраняйте контекст беседы даже при переключении каналов взаимодействия.
Медленная обработка заявок
Скорость обслуживания играет важную роль, поскольку в сегменте B2B проблема клиента зачастую означает его финансовые потери (или упущенную выгоду).
Старайтесь ответить клиенту быстрее. Помните, что у клиента есть ожидания относительно времени ответа и для каждого канала взаимодействия они свои. В мессенджерах и социальных сетях нужно отвечать быстрее, чем по электронной почте.
Пересылка клиента от одного специалиста к другому
Клиенты не любят повторять свою историю, поэтому старайтесь меньше отсылать его от одного специалиста к другому. А если перенаправление необходимо, сделайте так, чтобы клиент не приложил никаких усилий. Не заставляйте его перезванивать, писать в онлайн-форму или по электронной почте. Соедините с нужным специалистом сразу, помогите достучаться до нужного человека как можно быстрее. С этим тоже помогут helpdesk системы.
Грубость, хамство сотрудников
Поработайте над вежливостью сотрудников. Хамское отношение к клиентам может стоить вам выгодных контрактов, поскольку никто не станет его терпеть. Информацию об этом вы узнаете, собирая в автоматическом режиме данные об удовлетворенности со стороны ваших заказчиков.
Один канал связи
Как мы упоминали выше, клиенты сегодня уже имеют сложившиеся привычки использования самых разнообразных каналов связи. Время, когда можно было принимать обращения только на почту, давно прошли. Не отсекайте для себя тех клиентов, кто не хочет общаться по телефону или писать письма.
Как улучшить клиентский сервис
Любой компании есть, что улучшить в клиентском сервисе. Вот лишь несколько направлений, по которым можно начать работу.
Знайте свой продукт / услуги
Научитесь рассказывать всю необходимую клиенту информацию о своих услугах. Почему ваш сервис — оптимальный выбор для него? Быть может, вы единственные в городе, кто готов выехать на ремонт инженерной инфраструктуры посреди ночи? Умейте рассказать о преимуществах и важных отличиях.
Будьте честными и открытыми
Не скрывайте от клиента правду о своих услугах. Доверие вызывают открытые компании, которые, в том числе, признают свои ошибки, делая все возможное для их исправления. Не скрывайте информацию о проблемах и характеристики предоставляемых услуг.
Внедрить стандарты обслуживания
Пусть ваши сотрудники четко знают, как надо отвечать клиенту. Сформулируйте принципы общения с клиентом в явном виде. Подумайте над мотивацией и поощрениями для тех сотрудников, кто справляется лучше всех.
Слушайте ваших клиентов
Клиенты открыты к общению с компанией и чаще всего сами готовы рассказать, что у вас работает не так. Слушайте своих клиентов, побудите их делиться своим опытом. Даже если человек недоволен, ваше участие поможет снизить негатив. Возможно, высказав все вам, он уже не пойдет писать отзывы в интернете.
Сведите усилия клиентов к минимуму
Мечта клиента — получить услугу, затратив при этом минимум усилий. Идите навстречу своим клиентам — поддерживайте максимальное количество каналов связи, работайте в удобное для них время и т.п.
Автоматизируйте сервис и техподдержку
Как было описано выше, автоматизированные инструменты помогают оставаться в контексте взаимоотношений с клиентом. Для сервисного и пост-продажного обслуживания лучше подходят системы класса HelpDesk. Они позволяют учитывать все обращения, не теряя информацию от клиентов, и решают множество других задач. Например, Okdesk автоматизирует маршрутизацию заявок, помогает контролировать показатели эффективности, предоставляет мобильные интерфейсы и многое другое.
Внедряйте изменения на основе данных об эффективности
Любое изменение в бизнесе — это риск. Идите на него осознанно. Имея данные об эффективности бизнеса из helpdesk системы, можно не только строить, но и проверять гипотезы о том, как то или иное нововведение отразится на клиентской базе и доходности.
Как мотивировать сотрудников к развитию клиентского сервиса
Какие бы планы по совершенствованию клиентского сервиса вы не создавали, главный ваш ресурс в этом процессе — сотрудники, которым предстоит взаимодействовать с контактными лицами заказчика. Помогите им справляться лучше.
Проводите обучение
Взаимодействие с людьми (представителями ваших клиентов) — задача не простая. Помогите сотрудникам решить ее оптимальным образом. Проводите тренинги — развивайте их навыки доброжелательного общения и умения работать со сложными заказчиками.
Установите понятные KPI
Дайте сотрудникам ориентир, к чему стремиться в своей работе. Только не переусердствуйте с мотивацией. Если доходы сотрудников будут зависеть от KPI слишком сильно, вы получите культуру формального соблюдения показателей без реального улучшения клиентского сервиса.
Развивайте корпоративную культуру
Ваши сотрудники должны знать о целях компании и ее клиентоориентированности. Развивайте корпоративную культуру, доносите ее до всех новых сотрудников.
Что в итоге?
Клиентский сервис на сегодняшний день — один из важнейших инструментов удержания старых и привлечения новых клиентов. Зачастую повышение его уровня требует финансовых вложений, но они многократно окупятся, если ваши клиенты будут лояльны, а некоторые из них станут настоящими амбассадорами компании.
Не пренебрегайте инструментами автоматизации. Они помогают держать руку на пульсе бизнеса в целом и клиентского сервиса в частности. С помощью Okdesk вы можете не только персонализировать клиентский сервис, но и контролировать эффективность бизнеса по результатам внесенных в порядок работы изменений.
В целом ориентир на высокий уровень клиентского сервиса сделает ваш бизнес более устойчивым — вы сможете сохранить источник дохода, не смотря ни на что.