Как пожаловаться на рассылку смс
Как пожаловаться на рассылку смс
Согласно пункту 6 статьи 45 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» абонент вправе обратиться к оператору подвижной радиотелефонной связи с требованием о прекращении передачи на его пользовательское оборудование (оконечное оборудование) коротких текстовых сообщений с указанием абонентского номера или уникального кода идентификации, которые содержатся в таких сообщениях и от получения которых абонент отказывается, за исключением сообщений, передача которых осуществляется оператором подвижной радиотелефонной связи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оператор подвижной радиотелефонной связи без взимания платы с абонента обязан прекратить рассылку по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование (оконечное оборудование) абонента с абонентского номера или уникального кода идентификации, указанных в обращении абонента.
Для блокировки рассылки рекламных смс-сообщений рекомендуем обратиться к оператору связи с требованием о прекращении передачи на Ваше пользовательское оборудование коротких текстовых сообщений с указанием абонентского номера или уникального кода идентификации, с которого приходят рекламные смс-сообщения.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).
Продолжение рассылки рекламы абоненту, выразившему письменный отказ от получения смс-рекламы, будет свидетельствовать о нарушении оператором связи Федерального закона «О рекламе», что, в свою очередь, является поводом для обращения в ФАС России с заявлением.
Порядок подачи жалоб на незаконную СМС-рекламу
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе телефонной, в отсутствие предварительного согласия абонента на получение рекламных сообщений не допускается. Ответственность за данное нарушение несет распространитель рекламы.
До обращения в антимонопольную службу с заявлением о рассылке смс-рекламы получателям такой рассылки рекомендуется следующее:
Аналогичным образом рекомендуется поступать в отношении лиц, инициировавших рассылку (заказчиков рассылки), если получателю рассылки известно данное лицо.
Оператор связи без взимания платы с абонента обязан прекратить рассылку по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование абонента с абонентского номера или уникального кода идентификации, указанных в обращении абонента.
Оператор связи обязан прекратить оказание услуг по пропуску по своей сети трафика, содержащего осуществляемую с нарушением требований Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» рассылку.
Направлять оператору связи или заказчику рассылки обращение следует в письменной форме на имя руководителя компании (отправка письма по электронной почте, устное обращение не является доказательством его получения надлежащим лицом).
Это можно сделать следующими способами:
— по почте с уведомлением о вручении;
— лично передать в офисе представителю компании один экземпляр обращения, второй экземпляр оставить в своем распоряжении, проставив на нем отметку о входящем номере и/или подпись должностного лица и дату принятия обращения;
Абонент, выразивший согласие на получение рекламы, вправе в любое время отказаться от ее получения.
Продолжение рассылки рекламы абоненту, выразившему письменный отказ от получения смс-рекламы, будет свидетельствовать о нарушении оператором связи Федерального закона «О рекламе», что, в свою очередь, является поводом для обращения в антимонопольный орган с заявлением.
Заявление подается в антимонопольный орган по месту государственной регистрации юридического лица – оператора связи, в письменной форме с приложением документов:
— копия Вашего обращения к оператору мобильной связи с приложением доказательств его получения оператором (должна быть отметка о его принятии или почтовое уведомление о его доставке);
— фотографии рекламных сообщений с экрана мобильного телефона, поступивших после обращения к оператору с требованием прекратить распространение рекламы;
— детализация выписки по абонентскому номеру за период получения смс-рекламы;
— копия договора с оператором на оказание услуг мобильной связи;
— согласие на раскрытие тайны связи, выраженное в письменной форме и удостоверенное личной подписью на получение доступа антимонопольного органа к сведениям о Ваших сообщениях следующего содержания:
В заявлении необходимо указать, имеющиеся в Вашем распоряжении сведения:
— рекламораспространитель и рекламодатель (наименование, местонахождение, контактная информация);
— период поступления рекламы;
— номера телефонов, на который поступала и с которого направлялась реклама;
— описать существо отношений с отправителем рекламы,
Заявление и согласие на раскрытие тайны связи должно быть подписано собственноручно и может быть направлено в антимонопольный орган почтовой связью или в форме сканированной копии или фотографии по каналам электросвязи.
Обращение рассматривается в течение 30 дней с момента его поступления в Управление ФАС России.
Куда обратиться с жалобой на спам в СМС?
Зачастую абоненты сим-карт получают СМС-рассылки от разных номеров, инициаторами которых в большинстве случаев выступают магазины по оказанию различных услуг, розыгрыши, лотереи и ряд других. Абоненты возмущаются и обращаются к своим операторам, но в ответ слышат «может, вы подключали подписку на рассылку смс сообщений». Но Вы прекрасно понимаете, что никогда не пользовались указанной услугой. Итак, куда необходимо обратиться в случае получения СМС-рассылки без согласия абонента?
Кому жаловаться на спам?
Нужно обращаться в первую очередь в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), который осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, регулирования тарифов (цен) на товары, а также рекламы (в области соблюдения законодательства о рекламе).
В соответствии с пунктом 1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331.
Относится ли ваш вопрос к компетенции ФАС?
Любой абонент имеет право обратиться в территориальные органы ФАС России в следующих случаях:
«В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ; п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ; ст. 1 Закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ; ст. 426 ГК РФ; п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508; п. 1 Положения, утв. Приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15».
Как подготовить жалобу в территориальный орган ФАС?
«В соответствии с ч. 1, 3 ст. 7 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ; п. 3.6 Административного регламента, утв. Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339; п. 13 Правил N 508».
Форма жалобы должна быть письменной, а также соответствовать ряду требований по содержанию.
«В соответствии с ч. 1, 3 ст. 7 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ; п. 3.6 Административного регламента, утв. Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339; п. 13 Правил N 508».
Кроме того, вы можете приложить к жалобе копии либо оригиналы документов (материалов, которые относятся к жалобе). Если вы направляете жалобу в электронной форме, к жалобе прилагаете документы и материалы также в электронном виде.
Если вы не можете предоставить доказательства, которые подтверждают нарушения в данной области, то укажите в жалобе наименование органа или лица, у которого указанные вами доказательства могут быть истребованы.
Обратиться с жалобой в территориальный орган ФАС
Жалоба подается непосредственно территориальный орган ФАС по месту совершения данного правонарушения либо по месту нахождения лица, которое совершило нарушение законодательства.
Информация о местонахождении территориальных органов ФАС России, а также режим их работы, номера телефонов и адреса электронной почти размещены на официальном сайте ФАС России.
Обратиться с жалобой вы можете следующими способами:
Дождитесь результата рассмотрения жалобы
Письменное обращение рассматривается территориальным органами ФАС в течение 30 дней со дня регистрации жалобы.
«В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона N 59-ФЗ; п. 2.16 Административного регламента; п. 15 Правил N 508».
Как составить заявление в ФАС на авторов нелегальных SMS-рассылок
Независимый юридический консультант Севан Авалян поделился с ЦП своим опытом по борьбе с авторами рекламных SMS-рассылок, на которые получатель согласия не давал. Юрист приводит в пример собственное заявление в ФАС и объясняет, чем должно закончиться расследование ведомства.
Вам приходят спам-сообщения от такси, массажных салонов, Сергея Мавроди и прочих. Что делать? Расскажу на своём примере.
Мне приходили подобные сообщения:
Я этими услугами, конечно же, не пользуюсь. Однажды я даже позвонил по одному телефону и попросил прекратить высылать мне сообщения. На том конце провода и предположить не могли, что кто-то без их ведома рекламирует их же услуги. И тогда я написал заявление в УФАС по Республике Татарстан.
Заявлением может служить обычное электронное письмо с вашего почтового ящика:
Отдельно отмечу, что по некоторым сообщениям (даты и времени на скриншотах не было видно) у меня запрашивали разрешение на получение доступа к моим сообщениям, которое я предоставил:
Всё. С этого момента вы только получаете ответы от уполномоченного органа по вашему заявлению.
Например, вот такие:
Что станет со спамерами
Как уже было сказано в этом материале, ФАС признала спам в мессенджерах нарушением закона «О рекламе».
В законодательстве имеются три нормы, которые регламентируют нужный нам вопроc.
Касательно моего заявления — в данный момент наш татарский УФАС всё еще проводит проверку, и, скорее всего, ищет виновных лиц. В любом случае, по итогу расследования каждого отправителя оштрафуют на сумму на от 100 до 500 тысяч рублей.
За несколько минут до публикации этого материала мне позвонили из компании, которая отправляла сообщения рекламного характера, и очень попросили «задним числом» подписать согласие на получение сообщений. Вот что они получили от УФАС по РТ:
Кого и как наказать за SMS-рекламу? Личный опыт участника сообщества
Руслан Осипчук, юрист,
Многие из нас получают SMS-сообщения с коротких номеров. Иногда это ожидаемые сообщения, но чаще — реклама, на получение которой мы своего разрешения никому не давали. Как заставить спамеров компенсировать вам причиненные неудобства?
Самый простой вариант отказа от получения СМС-рекламы – подключить у своего оператора связи услугу запрещающую получение СМС рекламного характера с коротких номеров. Однако при этом вы лишитесь возможности получать СМС от разрешенных вами рекламодателей (например, о скидках в вашем любимом магазине).
О том, как правильно и методично наказать недобросовестных рекламораспространителей и добиться возмещения вреда я расскажу в этой публикации.
ШАГ-1: классификация СМС
«Реклама – это способ заставить вас нуждаться в том,
о существовании чего вы раньше не подозревали.»
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона №38-ФЗ рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Более широкое понятие – что именно является СМС0рекламой, мы можем понять из Писем ФАС (Федеральная антимонопольная служба РФ) и толкования сложившейся судебной практики.
Привожу следующие примеры СМС-сообщений, однозначно трактуемых судами РФ в качестве рекламы:
Также определение СМС-рекламы дано Письмом ФАС России N АК/24455/13 от 25.06.2013 «О рекламных SMS-сообщениях», где указано что «… под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному адресному списку…».
Таким образом, практически все сообщения, не заказанные лично Вами, можно расценивать как рекламу.
Вывод: если вам пришло СМС сообщение, где есть адрес сайта, и/или номер телефона и/или упоминание о товаре, товарном знаке (знаке обслуживания), возможности получения приза, бонуса и т.п – скорее всего вы получили СМС рекламного характера.
ШАГ-2: Обращение в УФАС
«Лучше выбирать виноватых, чем их разыскивать.»
(с) Марсель Паньоль
Одна из достаточно часто встречающихся методических ошибок наших сограждан – попытка переписки о получении рекламных СМС с оператором связи, и, в конечном итоге, обращение в суд общей юрисдикции в рамках Закона «О защите прав потребителей».
Основная масса таких дел – проигранные потребителями!
В данном случае это происходит потому, что в суде встречаются не равнозначные стороны.
Оператор представляет в суд множество различных распечаток автоматизированной системы, заключенные абонентом контракты, условия тарифных планов, письмо от рекламодателей, которые указывают, что при приобретении, допустим, телевизора Истец подписал некий документ о согласии получать рекламу.
Итогом такой методической ошибки является проигранное дело в суде общей юрисдикции и деятельность целой цепочки лиц, участвующих в направлении вам СМС-сообщения, остается безнаказанной.
Избежать подобного промаха нам поможет Управление антимонопольной службы Вашего субъекта РФ.
Поможет, если обращение в этот орган будет составлено правильно. Так, Письмом N АК/43077/13 от 31.10.2013 ФАС России «О рекламе посредством СМС-сообщений» указало, что для установления виновного лица необходимо
1. Заявление абонента о получении им рекламы посредством СМС, содержащее следующие условия:
2. Согласие абонента, следующего содержания:
«Я, ФИО, серия и номер паспорта, даю согласие на получение ФАС России информации о детализации счета, телефонных соединениях, СМС-сообщениях, иных переданных данных на/от абонентский номер телефона в сети оператора сотовой связи название оператора сотовой связи.». (пример заявления приложен)
Вывод: для того, чтобы не сражаться с ветряными мельницами, не заниматься собственным расследованием и поиском виновных лиц, необходимо правильно составить обращение в УФАС Вашего региона и дождаться решения по нему.
ШАГ-3: Обращение в суд за возмещением морального вреда
«…За равную вину и кара всем равна,
Виновных различать Фемида не должна…»
В соответствии с частью 1 статьей 18 Закона №38-ФЗ распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.
При этом закон возлагает на рекламораспространителя обязанность доказать, что предварительное согласие абонента или адресата на распространение рекламы по сетям электросвязи в его адрес было получено.
В том числе и с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе).
В нашем случае, если все вышеназванные шаги Вы сделали правильно, и УФАС привлекло недобросовестного рекламораспространителя к административной ответственности, Вам остается самое простое действие – определить размер морального вреда, подлежащего компенсации и обратиться в соответствующий суд за его возмещением (пример иска приложен в виде образца для заполнения).
При обращении в суд необходимо обратить внимание на следующее
То есть для успешного ведения дела в суде общей юрисдикции по заявлению компенсации морального вреда — необходимо вступившее в законную силу решение УФАС о привлечении рекламораспространителя к административной ответственности.
Вывод: Всем известно, что SMS рекламораспространители получают прибыль за счет количества абонентов, получивших их сообщения. У каждого рекламораспространителя есть собственные базы данных, с ФИО, номерами телефонов и т.д., где вы сами того не подозревая рассматриваетесь в качестве потенциального клиента. Следуя вышеназванной предложенной методике теперь и Вы можете получить свою «долю» от рекламы.
Удачи Вам в праведных боях!
Форма обращения в УФАС
Управление Федеральной антимонопольной службы
по ________________________
г.___________, ул. _____________________
от
гражданина РФ ____________________________
паспорт серии ____ №___________,
выдан «___»____________года ________________________,
код подразделения _________________,
зарегистрировано место жительства ___________________________________,
тел: ____________________________
e-mail:__________________________
Заявление о поступлении рекламы посредством СМС-сообщения без предварительного согласия
Пример искового заявления
В _______________ районный суд города _________
Адрес: ________________________
Истец: _______________________
Адрес: ____________________________________
Тел. _____________________
Ответчик: _________________
адрес местонахождения: ________________________________
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований:
УФАС по _______________________________
адрес местонахождения: ________________________________
Исковое заявление о компенсации морального вреда (в рамках Закона РФ «О защите прав потребителей»)
В части требования о присуждении расходов на оплату услуг представителя
В целях зашиты моих нарушенных прав и представления моих интересов в суде я заключила Договор об услугах представителя, по условиям которого оплатила _________________________ стоимость его услуг в размере _______________ рублей, что подтверждается распиской от ________________.
На основании ст.98 ГПК Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны возместить все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии со статьей 100 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17 июля 2007 года N 382-О-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым — на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части первой статьи 100 ГПК Российской Федерации речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.
Учитывая изложенное, принимая во внимание степень сложности дела, полагаю сумма в размере _____________ что уплачена представителю в разумных пределах и соответственно подлежит взысканию с Ответчика.
Кроме того, поскольку за оформление нотариальной доверенности представителя __________________ Истец уплатил(а) ____________ рублей, и полагаю что данные судебные расходы так же подлежат взысканию с Ответчика
Учитывая вышеизложенное, ПРОШУ:
1. Взыскать с _____________________в пользу _____________________ компенсацию морального вреда в размере ___________________ рублей; судебные расходы по оплате услуг представителя в размере ____________________ рублей, расходы по нотариальному оформлению доверенности в размере ___________________ рублей, а всего ___________________ рублей..
Приложения:
1. Копия искового заявления и приложений для Ответчика;
2. Копия искового заявления и приложений для третьего лица;
3. Копия решения о УФАС по ____________ области от «__»___________ года;
4. Копия Договора об оказании услуг представителя от «__»___________ года;
5. Копия доверенности представителя от «__»_______________ года.
Представитель по доверенности №___ от «__»_______________ года
Мнение авторов Сообщества может не совпадать с официальной позицией организации «Росконтроль». Хотите дополнить или возразить? Можно сделать это в комментариях или написать собственный материал.