Кто такие черкасы в курской губернии
Почему украинских казаков прозвали черкасами
Одно из названий, под которым днепровские, или запорожские, казаки встречаются в источниках, — черкасы. Этим же именем зовутся черкесы на Северном Кавказе. «Черкас», «черкашенин», во множественном числе «черкасы» — это имя применяется к двум, казалось бы, совершенно различным народам. Путаница? Совпадение?
Украинские казаки и кавказские черкесы были одним народом еще в начале 17 века
Характерно, что еще в 17 столетии украинские казаки и кавказские черкесы считали себя одним народом. Об этом сохранилось четкое свидетельство в официальном документе — отчете о дипломатической миссии посланников московского царя Михаила Федоровича Романова, дворянина Ивана Кондырева и дьяка Тихона Бормосова, к турецкому султану в 1622—1623 гг. Их рассказ был передан Сергеем Соловьевым в 9-м томе «Истории России»
На обратном пути из Стамбула московские послы были схвачены под Темрюком на Кубани запорожскими казаками. Казаки потребовали с послов выкуп за действия донских казаков. Незадолго до этого донцы погромили таманских черкесов, пожгли много их судов и взяли в плен сына таманского наместника — вероятно, черкеса. Мотив действий запорожцев очевиден — месть за иноплеменников. До выкупа украинцы посадили московских посланников в тюрьму в Темрюке. Поскольку Темрюк тоже был черкесским городом, ясно, что запорожцы и черкесы выступают в данном эпизоде не просто союзниками, а одним политическим целым. Сам инцидент разрешился благодаря вмешательству турецкого губернатора города Кафы, потребовавшего немедленного освобождения московских послов без всякого выкупа — черкесы Кубани все-таки признавали владычество Турции.
Казаки — касахи — касоги
Вряд ли следует сомневаться в том, что украинские казаки в значительной степени вели свое происхождение от северокавказских черкесов. Поэтому на Москве отождествляли оба народа. Но откуда черкесы взялись на Днепре?
Сами черкесские корни казачества не могут удивлять. По одной из весьма обоснованных гипотез, слово «казак» — черкесского происхождения. Древнерусские летописи знали народ касогов на западе Северного Кавказа, на Кубани. С ними постоянно имели дела (то военные, то мирные) русские князья Тмутаракани. Хорошо известно летописное предание о том, как чернигово-тмутараканский князь Мстислав Владимирович, брат Ярослава Мудрого, коварством одолел в поединке касожского князя Редедю. Знают Редедю (под именем Ридадэ) как могущественного вождя и сильного богатыря адыго-абхазские предания. Любопытно, что очень многие дворянские роды в Московском царстве считали себя потомками Редеди, однако их черкесское происхождение никакими свидетельствами нее подтверждается.
По соседству с касогами жили ясы, как их называют летописи, — потомки алан и предки осетин. Ясы нередко становились союзниками Руси против касогов. Известно, что ясы называли касогов «касахами». Это слово еще ближе к казакам. И хотя в тюркских языках есть слово «казак», означающее вольного человека, это не исключает двойной этимологии субэтнонима «казак» — как от тюркского «казака», так и от черкесского этнонима.
Еще одну параллель с черкесами как предками казаков представляет происхождение казаков на реке Хопер. Они известны в источниках раньше казаков на всех других реках, причем казаками они назывались уже в 14 веке. До начала 20 века хоперские казаки сохраняли сильные субэтнические отличия от донских казаков, и их прозывали особым именем «чихи» или «чиги».
Самая убедительная гипотеза происхождения этого названия связывает его с адыго-абхазским народом зихов, известным на побережье Черного моря еще с античности. Зихи считались потомками аргонавтов, промышляли пиратством (как тут не вспомнить позднейшие набеги запорожцев на морских челнах на Стамбул?). В 8—10 вв. Зихия сложилась в мощное государство — союзника Византии. После монгольского нашествия Зихия исчезла, а зихи, вероятно, рассеялись по соседним странам. Часть донских казаков тоже издавна звалась черкасами, о чем свидетельствуют названия исторических столиц Войска Донского — Старочеркасск и Новочеркасск. Таким образом, значительное участие черкесов в сложении казачества не подлежит сомнению.
Черкасы на Днепре
О давнем присутствии черкесов на Днепре может свидетельствовать город Черкассы. Первое упоминание о нем в источниках относится к концу 14 века. В конце 15 века воеводой в Черкассах был князь Богдан Глинский, считавший себя потомком Чингисхана и прославленный в украинском фольклоре под именем Мамая. По мнению Василия Татищева, писавшего в первой половине 18 века, Черкассы были основаны пришедшими с Кавказа черкесами только в 14 веке.
Николай Карамзин в начале 19 века считал, что черкасами уже во времена Киевской Руси звались поселившиеся на Днепре в 11—12 вв. и несшие пограничную службу против половцев народы — торки, берендеи и черные клобуки. Однако его версия не проходит критической проверки – ни один источник того времени не называет эти народы черкасами. Историки обычно считают эти народы тюркскими. Но это обобщающее мнение спорно. Нельзя исключать наличия среди них черкесов, под другими именами.
Древнерусские источники дают конкретное указание, когда на Днепре могли появиться черкесы. В «Повести временных лет» под 965 годом говорится, что князь Святослав ходил походом на хазар, победил их и взял их столицу Белую Вежу. Далее прибавляется: «И победил ясов и касогов». Про опустошение руссами Хазарии в это же время сообщает арабский географ Ибн Хаукаль в «Книге путей и царств».
Та летопись, на которую опирался Татищев, несколько подробнее описывает судьбу побежденных Святославом народов Хазарии. Святослав, по словам «Истории российской» Татищева, «ясы и косоги победил, из которых много привел в Киев на поселение, а грады их разорил».
Итак, военная экспедиция Святослава в 965 году, приведшая к разгрому Хазарии, сопровождалась депортацией части северокавказских народов — ясов и касогов — (осетин и черкесов) — и расселением их на Днепре, в самом городе Киеве и, видимо, его окрестностях.
Таким образом, украинские черкасы могут происходить еще от тех касогов-черкесов, которых Святослав выселил с их родины в 10 столетии. Стоит заметить, что сами казаки не называли себя черкасами, как и черкесы не зовут себя так. Это имя дали им соседние народы. Очевидно, одним и тем же словом «черкасы — черкесы» прозвали тех и других потому, что в их обычаях столетия спустя сохранялось еще очень много общего. Да и сами запорожцы помнили о своих кавказских корнях, как доказывает приведенный выше эпизод 17 века.
Что за народ — черкасы, и куда они исчезли
Таким образом, черкасы — это вовсе не отдельный народ, а несколько народов, которых объединяет лишь ландшафт проживания и общее название, которое использовали, в основном, именно русские.
Так как же страна Русов и Саков превратилась в Черкасию- державу Черных (Черноморских) Касаков?
Мы так же в русских летописях можем увидеть их и под названием Касоги, которые позже стали казаками.
В какой-то период (как раз 16-17 века) слова «черкасы» (Черноморские Касаки) и «казаки» были синонимами. То есть так называли лихих людей смешанного с этнической точки зрения происхождения, которых объединял общий способ хозяйствования и территория проживания (Северный Кавказ).
Кстати, одна из жён царя Ивана Грозного как раз-таки была из черкасов, проживающих в районе Северокавказкого Черноморья. По сути Мария Темрюковна была потомком знаменитого князя Инала. Сейчас об этом уже точно известно. Впрочем, даже в те времена, народ, из которого взяли девицу, так и называли — черкасы. А когда после смерти Ивана Грозного, царская династия прервалась, и устроили выборы нового царя, то главным претендентом на престол был князь Черкаский и только подкуп Романовыми голосов не позволил ему занять трон.
Интересно, что русские называли черкасами также украинских казаков — известных как запорожские. И для этого использовали термин «запорожские черкасы». Всё это потому, что их происхождение было из державы Русколань. С территории Северного Кавказа на Днепр их привел после Куликовской Битвы сын князя Мамая Мансур (в последствии ставший родоначальником династии князей Глинских). Не случайно, на Украине, и в Белоруссии, а также в южных приграничных областях России довольно много населённых пунктов типа Черкассы, Черкас, Черкасово, Новочеркасск, Черкасский, Малое Черкасово и т. д. Ну, и фамилии типа Черкасов, Черкасский, Черкашенко тоже весьма популярны среди украинцев, белорусов, русских.
Столицей казачьего войска Донского был Черкасск, а потом Новочеркасск. (Черкасск, до 1805 года, а сейчас станица Старочеркасская). Донские краеведы убеждены в «домонгольском» происхождении поселения. Историк Е. П. Савельев озвучивал представления, будто город Черкасск был построен на месте города Орна (или Орнач), в урочище «Черкаской».
Кто такие ЧЕРКАСЫ? Тоже украинцы?
Черкасами называли украинских запорожских казаков.
По этим степям прошлись кочевые орды гуннов, их контролировали хазары, потом были печенеги, половцы, монголо-татары. Наконец, после распада Золотой Орды в XV веке степи стали относительно свободны. Но оставались малонаселенными и крайне опасными.
Казак — тюркское слово. означает удалец, вольный человек.
Казаки бежали на свободные земли Дикого поля, где объединялись в своеобразные военизированные общины и не подчинялись никому, кроме своих выборных атаманов. Важнейшие дела решал казачий круг. На Руси крестьяне убегали, спасаясь от закрепощения, на «украйне», большинство земель которой вошло в состав Великого княжества Литовского, а с 1569 года эти земли оказалось в Речи Посполитой, сбегали из поместий польских да литовских панов.
Чем занимались казаки на «воле»? Воевали. Живя в степи, они не могли рассчитывать на чью-либо защиту и на помощь своих правительств, поэтому защищали себя сами. Нередко подвергались нападениям со стороны степняков. И сами были не прочь пограбить в степи, совершить набег на крымских татар, турок, «ляхов» (поляков), а пограбить даже и своих. Русский историк Н.М. Карамзин написал об украинских казаках-черкасах как о людях, «говорящих нашим языком, исповедующих нашу веру, а в лице своем представляющих смесь Европейских с Азиатскими чертами; людей неутомимых в ратном деле, природных конников и наездников, иногда упрямых, своевольных, хищных, но подвигами усердия и доблести изгладивших вины свои«.
Казаки, попавшие в списки польского короля и несущие военную службу, назывались реестровыми казаками. На Руси таких казаков называли служилыми.
Но вернемся к «украйне». Центром днепровского казачества стала Запорожская Сечь.
«Сечью» называли укрепление, частокол (от слов высекать, засека), укрепленный военный лагерь. Лагерь был окружен валом, частоколом, деревянными башнями, на башни ставили пушки.
Первым таким лагерем была Хортицкая Сечь на днепровском острове Малая Хортица.
В 1555 году волынский князь Дмитрий Вишневецкий выстроил там деревянно-земляную крепость и дважды ходил отсюда на турок и крымчан.
Запорожская Сечь располагалась в низовьях Днепра южнее порогов, рядом с переправами, чтобы следить за передвижениями крымцев (на польскую сторону и на Русь черкасы ходили по знаменитому Муравскому шляху, шедшему восточнее от Сечи).
Впервые о существовании Сечи в низовьях Днепра в 1492 году написал польский писатель Мартин Бельский. Объединение отдельных сечей в Запорожскую Сечь произошло, считают историки, около 1590-х гг.
Запорожская Сечь была, так сказать, резиденцией казачьих старшин, можно даже сказать, столицей войска. «Сечей» было несколько (всего называют 8), в целях безопасности их передвигали. Временную стоянку войска, военный лагерь со временем стали называть не Сечь, а Кош (отсюда должность кошевого. Кошевой атаман водил казаков в походы, судил и даже имел право подписи смертных приговоров для казаков за преступления).
Запорожская Сечь была «столицей» запорожских казаков.
Казаки, особенно реестровые, в целом неплохо ладили с польскими королями. За жалованье охотно участвовали в походах на стороне польского короля. Так, черкасы входили в состав войска Речи Посполитой, наводнившего Русь в Смутное время (начало XVII в).
Были и попытки доказать происхождение украинцев от касогов-черкесов. Археолог, писатель XIX века из Малороссии А.А. Гатцук писал, что города Канев, Черкассы, Чигирин были основаны и населены касогами, ими же были заселены оба берега Днепра южнее Киева. Касоги жили наряду со славянами, «защищая себя и их», и «образовали, вместе с ними, так называемое Малороссийское племя». От них же украинцы-де получили тонкие черты лица и темный цвет волос и глаз, а также ненависть к холопству (цит.: https://proza.ru/2014/07/14/1584).
Нам на память о той эпохе остались русские и украинские фамилии с корнем черкас- / черкес- : Черкасовы, Черкасские, Черкас, и т.п., город Новочеркасск в Ростовской области, бывший столицей Войска Донского, а черкеску любили носить казаки.
КАЗАЧЕСТВО. КАК СВЯЗАНЫ ПОНЯТИЯ «ЧЕРКАС», «ЧЕРКЕС» И «КАЗАК». ЧАСТЬ 1.
П. С. Поляков. «А как же с Русью жили мы».
По сведениям Ибн Батуты, в столице Синей (Золотой) Орды Сарае были асские и черкасские кварталы. К сказанному следует добавить цитату из А. М. Байрамкулова:
«Древние черкасы были одним из самых больших тюрко-аланских племён».
«Историко-археологические исследования давно привели учёных к твёрдому убеждению о великой роли аланов в истории буквально почти всех народов Кавказа от античной эпохи до позднего Средневековья, от Дагестана и до Мингрелии и Армении».
«Кашак, живущий между горой Кабх и Румским морем».
Византийский император Константин VII Багрянородный знал страну Касахию между Зихией и Аланией; хазарский царь Иосиф в письме к кордовскому вельможе среди народов, платящих дань хазарам, назвал:
«Живущих в стране Каса».
Впоследствии касоги усилились и в X веке в «Еврейско-хазарской переписке» упоминаются уже как народ, воевавший против хазар (согласно другому варианту перевода, в союзе с хазарами). В конце X века в анонимном сочинении «Гудуд-ал-Алэм» упоминается город Кесег в стране Алан.
Здесь же он сообщал:
«Черкесы ходят даже на Босфор вплоть до Херсонеса Таврического, той провинции, где находится колония Каффы, основанная в древности генуэзцами».
Историк Кавказа С. М. Броневский (1763-1830):
«В 1282 году баскак татарской [Ахмат] Курского княжества, призвав черкасов из Бештау, или Пятигория, населил ими слободу под именем казаков. Разбои и грабежи, ими причиняемые, произвели многия на них жалобы, для коих, наконец, Олег, князь курский, по дозволению ханскому, разорил их жилища, многих из них побил, а прочие разбежались. Сии, совокупясь с русскими беглецами, долгое время чинили всюду разбои, укрываясь от поисков над ними по лесам и оврагам. Много труда стоило всех их оттуда выгнать и искоренить. Многолюдная их шайка, не обретая себе безопасности там, ушла в Канев к баскаку, который назначил им место к пребыванию ниже Днепру. Тут построили они себе городок и назвали его Черкасск, по причине, что большая часть из них были породою черкасы, составя разбойничую республику, которая прославилась потом под именем запорожских казаков».
Фредерик Дюбуа де Монпере (Франция, 1823 год):
«Черкесов обычно представляют себе, как некое сборище разбойников, дикарей, не имеющих ни веры, ни закона: это мнение ошибочно. Это образец феодальной, рыцарской, средневековой аристократии или героической аристократии в античной Греции».
Сказанное Монпере объясняет принятие местными тюрками (чёрными клобуками) нового имени. Появление в Поднепровье черкасов с Кавказа, более «аристократичных», чем местные тюрки, но нашедших здесь этническую родню, послужило причиной постепенной смены этнического имени здешнего черноклобуцкого населения. В условиях возрастания могущества Литовско-Русской державы «чёрные клобуки» в подавляющем большинстве, как неблагонадёжные, между 1340 и 1390 годами были выселены золотоордынскими ханами в Среднюю Азию. Ныне они известны как народ каракалпаки на берегу Аральского моря в Узбекистане. Но, как это всегда бывает, часть прежнего населения сумела избежать переселения, она влилась в состав черкасов. В Московском летописном своде конца XV века и в Воскресенской летописи XVI века при описании событий 1152 года говорилось:
«Чёрные клобуки еже зовутся черкасы».
«Черкесами изначально называли только тюрок-кыпчаков. Ещё во второй половине XIX века польский волонтёр Т. Лапинский, живший среди воевавших с Россией адыгов, выделял среди них дворян, которых только и следовало называть черкесами, вследствие их «татарского» происхождения. Сами же адыги себя черкесами не называют, и это их название было ошибочно дано им русскими и турками, обычно контактировавшими именно с татарским по происхождению дворянством».
«Они (черкасы) завладели Керчью в Крыму, часто нападали на этот полуостров и другие европейские местности, сделались основным составом образовавшихся тогда казацких народностей. Кубанские черкесы удерживались как на Дону, так и на Кубани. Там составляли они, хотя и сильно смешавшись с русскими, донское казацкое государство».
Интересный факт: группа черкесских князей, которые были против правления России в Кабарде, послали воинов в Польшу просить о помощи. Эти князья были приговорены царём к смерти. В августе 1561 года польский король разрешил всем воинам Пятигорья, кто хотел, приехать в Польшу. В 1562 году пять кабардинских князей оставили свои дома на Кавказе и нашли спасение в Польше вместе с семьями и воинами (польские писатели нашего времени утверждают, что там было 300 воинов). Польский король радушно принял их с множеством почестей и подарков. Черкасские поселенцы ассимилировались среди постоянно увеличивавшегося славянского населения, но территория Украины вплоть до времён Екатерины II называлась Черкасией. Генуэзец Интериано свидетельствует, что черкасы брили голову, а на макушке оставляли длинный пучок волос, заложив его за левое ухо, по тому же обычаю, который известен и у запорожцев и отличал их «войсковых товарищей». Донские казаки свои чубы также зачесывали на левую сторону. Исследователь В. Ф. Горленко (Киев) обращает внимание на такой интересный источник, как реестр жителей Черкасского и Каневского замков 1552 года, в котором содержится большое число имен и фамилий явно черкесских выходцев. Таким образом, вследствие метисации и комплиментарности между местными тюрками, северо-кавказцами и славянами возникла к XV веку этнографическая группа под именем «запорожские черкасы». На сходство внешнего облика украинцев и черкасов обратил внимание Аф. Шафонский, автор конца XVIII века:
«Нынешние горские черкесы по наружному виду лица, одеянию и по всем ухваткам, по сей день весьма на малороссиян, в низовых местах Днепра живущих, и особливо на бывших запорожских казаков похожи, которые, и вообще все малороссияне, изстари от великороссиян черкесами называются».
В 1395 году войско Тимура захватило Азак и двинулось к Кубани. Низам-ад-Дин Шами пишет, что:
Чтобы затруднить продвижение неприятельского войска, черкасы сожгли луга, которые находились между Азаком и Кубанью (приём, известный со времён скифов). В 1404 году архиепископ Иоанн Галонифонтибус называл выживших потомков аланов-карачаевцев-кара-черкесами (кара-черкасами). В Ермолинской летописи под годом 1445 значится:
«Тое же весны царь Махмет и сын его Мамутяк послали в черкасы по люди и прииде к ним две тысячи казаков».
Без сомнения, речь здесь идёт о стране Черкасской, о том самом Пятигорье. В ином случае, по правилам древнего слога, стояло бы «послали в город в Черкасы». Как известно, ещё в I веке от Рождества Христова на Северном Кавказе проводил миссионерские проповеди первозванный апостол Андрей. От него, возможно, здешние казачьи предки и получили христианскую веру. В частности, по реке Терек жили терские и гребенские казаки и пятигорские черкасы, издревле бывшие христианами и входившие в состав Сарско-Подонской епархии Золотой Орды. Следующей колонизуемой черкасами территорией после Поднепровья стало Подонье, где так же, как и на Днепре, уже давно имелось местное скифское (тюркское) население. Существует историческая версия, что запорожские черкасы, осев и основав на донском острове станицу Черкасскую в честь их родного Черкасска, назвали её «запорожским корнем на серебряном блюде Дона». И потому с тех пор низовое донское казачество так и зовут: «черкаса». В 1546 году, по свидетельству путивльского воеводы князя Троекурова, на Дону замечалось уже много казаков, причём в числе их значительное количество днепровских черкас, усиленно эмигрирующих из Украины на Дон «в казаки», как написано в документе. В середине XVIII столетия русский генерал А. И. Ригельман записал на Дону, что казаки:
«Мнят о себе из народов роксолянских, донцы же от черкес».
Кто такие черкасы в курской губернии
Отождествление казаков с казарами, очевидно, обязано было как созвучию в названиях, так и тому обстоятельству, что и казары, и южнорусские казаки одинаково обитали в Южной России. Но слово «казак», как и некоторые другие названия — «кошевой», «ватага», «атаман» и пр., употреблявшиеся казаками, происхождения татарского, а пребывание разных народностей, хотя бы в одной и той же местности, но в различные исторические эпохи, нельзя еще считать доказательством в пользу одноплеменное этих народностей. Исторические сведения о казарах крайне смутны, отрывочны и
неопределенны, Казары притом же были, во всяком случае, не славяне. Таким образом, при наличности одних уже отмеченных фактов предположение о племенном родстве казаков с казарами само собою падает..
Еще менее выдерживает критику мнение о единстве казаков с черкесами. Ни в языке, за исключением сходства слов «черкес» и «черкасе», ни во внешней жизненной обстановке, ни в обычном праве, ни в религиозных верованиях и сказаниях, ни в народной поэзии
ни в чем, одним словом, нельзя найти тех общих точек соприкосновения, на основании которых можно было бы построить самую слабую догадку о происхождении казаков от черкесов. Рассматриваемое предположение является, следовательно, плодом ни на чем необоснованного, произвольного умозаключения.
Таково же и предположение о происхождении казаков от черных клобуков.
Наибольшего вероятия заслуживает гипотеза о происхождении казачества под непосредственным воздействием на жизнь русского народа со стороны татарского племени. Но и этой гипотезой можно пользоваться лишь с крайней осторожностью и при непременном условии разграничения фактов, характеризующих самостоятельное развитие русского народа, от фактов, представлявших продукт чуждых влияний на русскую жизнь.
Алексей Яковенко
Запорожские (украинские) казаки и кавказские черкесы это разные исторические понятия
Татищев писал свои труды у 18 веке и часто перевирал исторические факты. В Московском государстве черкасами звали всех украинском и русских, которые селились на землях Украины. В Украине на заре казачества, основная масса казаков пребывала в городе Черкассы и видимо выражение, черкесы употреблялся не только по отношению до жителей города, но и по отношению до украинских казаков.
Само название Черкассы тюркского происхождения и название городу дали кочевые племена торков, которые осели в тех местах для несения приграничной службы по приглашения киевских князей в 12 веке.
Такие историки как Антонович, Грушевский, Яворницкий, Новицкий, Крипякевич, Смолий, Степанков: пишут про запорожских казаков как про украинских казаков, представителей украинского народа, которые не имели ничего общего между кавказкими черкесами они отличались языком, религией, бытовой и духовной культурой и антропологически. Запорожские казаки говорили на украинском языке в бытовой культуре и духовной культуре лишь незначительно отличались от простых украинцев, анторопологически запорожцы принадлежали до центрально украинского антропологического типа населения. Также запорожские казаки идентифицировали себя считали себя украинцами Почитайте летописи самих казаков: Самийло Величка http://litopys.org.ua/velichko/vel.htm
Летопись Самовидца: http://litopys.org.ua/samovyd/sam.htm
Летопись Григория Грабянки: http://litopys.org.ua/grab/hrab.htm
в них четко видно, что запорожцы идентифицируют себя с украинцами.
Средства к существованию добывают набегами и разбоями, хотя зачастую эти набеги совершаются ради славы, а не материальной выгоды. Предпочитают захватывать пленных, которых впоследствии продают или обменивают. Основные противники – ногайцы, крымские татары или турки.
Изумительные мореходы и пираты, прекрасно знающие акваторию Азовского и Черного морей и примыкающих речных систем. Свободно плавают через открытое море, предпочитая для набегов турецкие и крымские берега. Любят нападать на турецкие корабли. Класс судов – река-море, тип – биростральный, т.е. имеют два носа, что не требует разворота судна, с парусным и весельным вооружением. Поверх бортов дополнительно прикрываются досками или пучками камыша, чем обеспечивается дополнительная защита и остойчивость.
Великолепные охотники, скотоводы, рыбаки, садоводы и виноградари. Имея садовые сорта груш, почитают мелкую грушу – дичку.
Имеют своеобразную архитектуру, при необходимости строят дома на склонах. Дома турлучного типа. При возможности, при застройке поселения, предпочитают не сплошную застройку, а хуторскую. Ограда усадеб и поселений делается из плетней засыпанных землей.
Гостеприимство – «первейший народный обычай».
Христиане с сильными пережитками язычества, священнослужителей выбирают из своей среды. Из святых отдают предпочтение Пресвятой Богородице (Деве Марии).
Их женщины имеют высокое положение и пользуются почетом, могут принимать участие в сражениях вместе с мужчинами.
При попытке захвата и порабощения отчаянно сопротивляются, при невозможности победить предпочитают уйти с родины, но не покориться.