Кто такие чудь и мерь
Какими были чудь и меря на самом деле?
«Чудь начудила, да меря намеряла гатей, дорог да столбов верстовых…». Эти строки из стихотворения Александра Блока отражают замешательство ученых его времени по поводу двух племен, когда-то проживавших по соседству со славянами.
Таинственный народ чудь вполне оправдывает свое название. Народная версия гласит, что славяне окрестили некие племена чудью, поскольку их язык казался им странным, непривычным. В древнерусских источниках и народном фольклоре сохранилось немало упоминаний о «чуди», которую «варяги из заморья обложили данью».
Они принимали участие в походе князя Олега на Смоленск, против них воевал Ярослав Мудрый: «и победил их, и поставил город Юрьев», о них слагали легенды, как о чуди белоглазой – древнем народе, сродни европейским «феям». Они оставили огромный след в топонимике России, их имя носит Чудское озеро, Чудский берег, деревни: «Передние Чуди», «Средние Чуди», «Задние Чуди». С северо-запада нынешней России до гор Алтая по сей день прослеживается их загадочный «чудный» след.
Долгое время их было принято ассоциировать с финно-уграми, поскольку о них упоминали там, где проживали или до сих пор проживают представители финно-угорских народов.
Но в фольклоре последних также сохранились предания о загадочном древнем народе чудь, представители которого покинули свои земли и ушли куда-то, не пожелав принимать христианство.
Особенно много о них рассказывают в Республике Коми. Так поговаривают, что древнее урочище Важгорт «Старая деревня» в районе Удора когда-то был поселением чуди. Оттуда их якобы вытеснили славянские пришельцы. В Прикамье о чуди можно узнать немало: местные жители описывают их внешность (темноволосые и смуглые), язык, обычаи. Рассказывают, что жили они посреди лесов в землянках, где и погребали себя, отказываясь подчиняться более удачливым захватчикам.
Некоторые этнографы относят их к народам манси, другие к представителям народа коми, которые предпочли остаться язычниками. Самая смелая версия, появившаяся после открытия Аркаима и «Страны городов» Синташты, утверждает, что чудь – это древние арии. Но пока что ясно одно, чудь – одни из аборигенов древней Руси, которых мы потеряли.
В отличие от чуди, у мери оказалась «более прозрачная история». Это древнее финно-угорское племя когда-то обитало на территориях современных Московской, Ярославской, Ивановской, Тверской, Владимирской и Костромской областях России. То есть, в самом центре нашей страны. О них осталось немало упоминаний, меря (merins) встречается у готского историка Иордана, который в VI веке называл их данниками готского царя Германариха.
Как и чудь, они были в войсках князя Олега, когда он ходил в походы на Смоленск, Киев и Любеч, о чем сохранились записи в «Повести временных лет». Правда, по мнению некоторых ученых, в частности Валентина Седова, к тому времени этнически они уже были не поволжско-финским племенем, а «наполовину славянами». Окончательная ассимиляция, произошла, очевидно, к XVI веку.
С именем меря связано одно из самых крупных крестьянских восстаний Киевской Руси 1024 года. Поводом стал великий голод, охвативший суздальскую землю. Причем, согласно летописям, ему предшествовали «безмерные дожди», засуха, преждевременные заморозки, суховеи. Для мери, большинство представителей которых выступало против христианизации, это очевидно выглядело «божественным наказанием».
Несмотря на скудные данные, которые нам известны о народе меря, ученым удалось восстановить их древний язык, который в отечественной лингвистике получил название «мерянский». Его реконструировали на основе диалекта ярославско-костромского поволжья и финно-угорских языков. Ряд слов удалось восстановить благодаря географическим названиям.
Так оказалось, что окончания «-гда» в центрально-русской топонимике: Вологда, Судогда, Шогда – наследие мерянского народа.
Несмотря на то, что упоминания о меря полностью исчезли в источниках еще в допетровскую эпоху, сегодня есть люди, которые относят себя к их потомкам. В основном, это жители Верхнего Поволжья. Они утверждают, что меряне не растворились в веках, а составили субстрат (подоснову) северной великорусской народности, перешли на русский язык, и их потомки называют себя русскими. Впрочем, никаких доказательств этому нет.
Источник
Царь рассказал мне, что за его страной на расстоянии трёх месяцев пути есть люди (народ), которых называют Вису. Ночь у них меньше часа.
В русских летописях, правда, весь упоминают уже в связи с событиями 860-х годов, но поскольку сами анналы были созданы лишь в XI веке, то полностью доверять их свидетельству, опрокинутому на 200 лет назад, не безопасно. Тем более что в дальнейшем в писцовых книгах, а также в житиях святых, в Земле Русской воссиявших, вепсов чаще всего величают как «чудь».
В то же время мы твёрдо знаем, что топонимика вокруг Ладоги – да и самой Ладоги – точно свидетельствует о бытовании здесь какого-то финского населения. К сожалению, я так и не нашёл данных, которые бы указывали на его этническую принадлежность. Возможно, это и была весь, ибо, вообще говоря, складывается ощущение, что весы/вепсы проявили этакими живчиками. Из своего межозёрного угла они добрались до Карелии, где стали частью карельского этноса под именем людиков и ливвиков. Часть забралась ещё севернее и стала северными вепсами. Часть ушла на северо-восток, в Обонежье и Заволочье — этих прозвали в русских источниках заволочской чудью. Часть дошла, судя по топонимике до Архангельска и даже до Мезени, а часть удалилась южнее и, как полагают, приняла участие в формировании западных коми.
Некоторые авторы именно весь связывают с легендарной Биармией скандинавских саг. Возможно, так и есть. Во всяком случае, по географической привязке подходит…
С другой стороны, южнее Ладоги, в Приильменье, уже с I тысячелетия до н. э. и в первой половине I тысячелетия н. э. фиксируются поселения, где люди изготавливали так называемую «текстильную керамику». Это настолько похоже на «дьяковцев», что почему бы им и не быть «дьяковцами»? Тем более, что доказанные памятники этой культуры точно есть по соседству – в Тверской и Вологодской областях.
Кроме того, указывается на то, что –
водные названия финно-угорско¬го происхождения составляют значительный пласт в гидронимии всей северной части Восточной Европы. Многочисленны они и на территории Приильменья.
Возможно, это одна из причин, по которым ряд исследователей записывает весь также в состав носителей дьяковской культуры. Однако, как мы видели, первоначальная географическая локализация этого племени заставляет сомневаться в этом – между Ладогой и Онегой не отмечено дьяковских памятников.
Вообще, экономика веси, как показывают раскопки, строилась на охоте и рыбной ловле. Что само по себе уже отдаляет этот народ от земледельцев-«дьяковцев». Здесь же земледелия археологи не отмечают.
К тому же древняя весь не оставила после себя ни остатков хорошо выраженных долговременных поселений, ни погребальных памятников:
Это было, по-видимому, очень редкое и подвижное население.
Здесь, кстати, нет противоречия с изложенным выше о курганах веси. Понятное дело: курганы оставили явно люди, втянутые в экономические отношения Руси. И руси. То есть элита, обосновавшаяся вне традиционных для племени хозяйственных процессов. А остальное население продолжало себе охотиться и путешествовать, в результате чего, как сказано, дошло до аж до Архангельска.
Чудь
Чудь – тоже отдельный феномен.
На первый взгляд, в нём нет ничего странного. Так называли, как мы видим, весь. Так называли другие финские народности. Например, эстов.
Но с другой стороны, у каждого из этих народов бытовал и собственный этноним. Весь была весью, водь – водью, сумь – сумью. И так далее. Значит, чудь – это собирательное? Да нет: летописец чётко разделяет мерю, весь и чудь, ставит чудь на одну доску с прочими племенами-«призывальщиками».
Более того. Словом «чудь» финно-угорской этимологии не имеет. Именем «thiudе» в сказках собственно финского народа саамов называли врага, притесняющего лопарей, или иначе – «преследователь, разбойник».
Правда, великолепный лингвист wiederda указывает на всё же возможную и даже логичную финскую этимологию:
Другие
Для беглого обзора других финно-угров я воспользуюсь несколько старой, но замечательной работой П.Н.Третьякова «На финно-угорских окраинах Древней Руси».
Исчезнувшие народы России.
Славяне были не единственным народом, населявшим Киевскую Русь. В котле древнерусского государства «варились» и другие, более древние племена: чудь, меря, мурома. Они ушли рано, но оставили глубокий след в русском этносе, языке и народном фольклоре.
«Как лодку назови, так она и поплывет». Таинственный народ чудь вполне оправдывает свое название. Народная версия гласит, что славяне окрестили некие племена чудью, поскольку их язык казался им странным, непривычным. В древнерусских источниках и народном фольклоре сохранилось немало упоминаний о «чуди», которую «варяги из заморья обложили данью». Они принимали участие в походе князя Олега на Смоленск, против них воевал Ярослав Мудрый: «и победил их, и поставил город Юрьев», о них слагали легенды, как о чуди белоглазой – древнем народе, сродни европейским «феям». Они оставили огромный след в топонимике России, их имя носит Чудское озеро, Чудский берег, деревни: «Передние Чуди», «Средние Чуди», «Задние Чуди». С северо-запада нынешней России до гор Алтая по сей день прослеживается их загадочный «чудный» след.
Долгое время их было принято ассоциировать с финно-уграми, поскольку о них упоминали там, где проживали или до сих пор проживают представители финно-угорских народов. Но в фольклоре последних также сохранились предания о загадочном древнем народе чудь, представители которого покинули свои земли и ушли куда-то, не пожелав принимать христианство. Особенно много про них рассказывают в Республике Коми. Так поговаривают, что древнее урочище Важгорт «Старая деревня» в районе Удора когда-то был поселением чуди. Оттуда их якобы вытеснили славянские пришельцы.
Чудь уходит под землю (Н. Рерих).
Предметы быта летописной мери, найденные графом А. С. Уваровым при раскопках мерянских курганов во второй половине XIX века.
О них осталось немало упоминаний, меря (merins) встречается у готского историка Иордана, который в VI веке называл их данниками готского царя Германариха. Как и чудь, они были в войсках князя Олега, когда он ходил в походы на Смоленск, Киев и Любеч, о чем сохранились записи в «Повести временных лет». Правда, по мнению некоторых ученых, в частности Валентина Седова, к тому времени этнически они уже были не поволжско-финским племенем, а «наполовину славянами». Окончательная ассимиляция, произошла, очевидно, к XVI веку.
Женщина народа Меря из городища Плёс. Волга. 12 век (реконструкция по черепу).
Несмотря на скудные данные, которые нам известны о народе меря, ученым удалось восстановить их древний язык, который в отечественной лингвистике получил название «мерянский». Его реконструировали на основе диалекта ярославско-костромского поволжья и финно-угорских языков. Ряд слов удалось восстановить благодаря географическим названиям. Так оказалось, что окончания «-гда» в центрально-русской топонимике: Вологда, Судогда, Шогда – наследие мерянского народа.
Финно-угорская девушка иллюстрирует облик меря.
Несмотря на то, что упоминания о меря полностью исчезли в источниках еще в допетровскую эпоху, сегодня есть люди, которые относят себя к их потомкам. В основном, это жители Верхнего Поволжья. Они утверждают, что меряне не растворились в веках, а составили субстрат (подоснову) северной великорусской народности, перешли на русский язык, и их потомки называют себя русскими. Впрочем, никаких доказательств этому нет.
Меря: шуршащая подвеска, амулет из медвежьего клыка.
Как гласит Повесть временных лет: в 862 году жили в Новгороде словене, в Полоцке кривичи, в Ростове меря, в Муроме мурома. Последних летопись, как и мерян, относит к неславянским народам. Их название переводится как «возвышенное место у воды», что соответствует положению города Мурома, который долгое время был их центром. Сегодня на основе археологических находок, обнаруженных в крупных могильниках племени (расположены меж притоками Оки левыми Ушной, Унжей и правым Тёшей), практически невозможным определить, к какой этнической группе они принадлежали. По мнению отечественных археологов, они могли быть как еще одним финно-угорским племенем или частью мери, так и мордвой.
Часть находок в Выксунском районе Нижегородской области украшений муромы.
Реконструкция женского головного убора племени мурома. Автор: Ирина Поваляева г.Елец.
Источники показывают, что славянская колонизация муромы была мирной и происходила, в основном, за счет прочных и экономических торговых связей. Впрочем, итогом этого мирного сосуществования стало то, что мурома было одним из самых первых ассимилированных племен, исчезнувших со страниц истории. К XII веку о них уже не упоминается в летописях.
Полесью – области, расположенной сегодня на территории целых четырех государств: России, Украины, Белоруссии и Польши – отведена особая роль в истории славян. Если посмотреть на карту, то Полесье окажется прямо в центре славянского мира. Отсюда и идея о ней, как о прародине славян, а также гипотеза о «полесском озере» – непроходимом болотистом барьере, разделившем славян и балтов, что якобы нарушило их первоначальное единство. Сегодня, представление о Полесье как о месте, где впервые зародился праславянский этнос, весьма популярно. По крайней мере, это может быть справедливым по отношению к его западных районах. Советский археолог Юрий Кухаренко назвал их «мостом», по которому происходило древнейшее переселение славян с запада на восток, из Повисленья в Приднепровье.
В. Боратынский. Полещуки, 1908 г.
Сегодня на этих территориях обитает совершенно уникальный восточнославянский народ, который не относится ни к русским, ни к украинцам, ни к белорусам. Западные полищуки или тутэйшы – представляют собой самобытный славянский этнос: они отличаются от своих соседей не только языком и культурой, но и физическими чертами. По мнению исследователей, они могут быть потомками групп племен дулебов, известных как «бужане» и «волыняне», которые проживали на этой территории в первом тысячелетии нашей эры. Сегодня они делятся условно на три группы, в зависимости от территории, которую населяют: лесовые люди, живущие в деревнях на окраинах лесов, болотюки – наиболее значимая группа, занимающая болотные территории и полевики, живущие на равнинах.
Несмотря на то, что сегодня количество западных полищуков перевалило за три миллиона, официального статуса отдельного этноса за ними никто до сих пор не признал.
Полищуки на ярмарке.
Если уж упомянуты полешуки, то правильнее в заголовке Русь упомянуть, а не Россию.
хороший пост. спасибо.
Меря не исчезли полностью, как таковые. Есть Республика Марий Эл, где живут марийцы, финноугорского же рода люди. Считаются потомками «мерей» смешавшиейся с другим финноугорским племенем. Культура и этно-графика во многом схожи, хоть есть и различия.
Полешуки и сейчас есть. У знакомого дед живет в абсолютно изолированной деревне на болоце.
дочитал до «древнии арии». все мигом стало ясно
Ого, я из Сарманово и много раз был в этих пещерах)
узоры Мерян один в один как кельтские
Кем же тогда по национальности Илья Муромец был?
В Нижегородской области заложили первый камень в основание Сталин-центра
Сталин-центр планируют построить на улице Луначарского, рядом с памятником Иосифу Виссарионовичу, установленным секретарем Борского местного отделения КПРФ Алексеем Зоровым на принадлежащем ему земельном участке в 2020 году.
Первый камень заложили на месте строительства Сталин-центра – музея, посвященного Иосифу Сталину
Как отметил секретарь комитета нижегородского регионального отделения КПРФ Владислав Егоров, Сталин-центр должен стать местом притяжения единомышленников, сторонников социалистической идеи.
Нижегородские коммунисты, ветераны и юнармейцы подготовили послание потомкам с просьбой «помнить великие жертвы и великие подвиги», вложили его в металлическую капсулу и замуровали в бетонный блок, который будет вмонтирован в фасад Сталин-центра. Капсулу вскроют 9 мая 2045 года – в день 100-летия Победы в Великой отечественной войне.
Как рассказал корреспонденту РИА Новости инициатор строительства Сталин-центра, «заливка цокольного этажа здания состоится в августе-сентябре 2021 года, затем фундамент должен выстоять и уже в следующем году приступят к его возведению».
Также Зоров уточнил, что получил у городской администрации разрешение на строительство на своем участке жилого дома, которое затем планирует перевести в категорию «коммерческой недвижимости». Ранее в администрации города Бор агентству заявили, что к ним никто не обращался по поводу строительства музея Сталина.
Камчатка XVIII века. О боге, о сотворении земли и о догматах Камчатской веры
Однако все согласны в том, что до сотворения земли Кухту жила на небе. Мнение же тех, кто прославляет морского бога, весьма сходно с Якутским суеверием, в котором владение неба и земли приписывается особым богам, а также признается Адский бог, и они почитаются за родных братьев (как у Греков и Римлян).
Кутху, сотворив землю, оставил небо и поселился на Камчатке, где родил другого сына по имени Тыжил-Кухту и дочь Си́дуку, которые, достигнув совершенного возраста, сочлись браком. К слову, сам Кухту, жена его и дети носили платье, шитое из листьев, и питались березовой и таловой корой, ибо звери, по их объявлению, ещё не были сотворены, а рыбу ловить они не умели.
У Тыжил-Кутхи после отца родился сын Амле́я и дочь Сидукамшичь, которые после вступили в супружество (более родословной никому неизвестно). Утверждается за истину же, что народ Камчадалов и произошел от объявленных праотцов.
Тыжил-Кутху при увеличении своего рода начал размышлять о лучшем содержании. Выдумал вязать из крапивы сети и ловить ими рыбу (а как создавать лодки ему показал его отец). Сотворил к тому же и зверей земных, определив пастухом над ними некоего Пиля́чучя. Начал шить из звериной кожи куклянки и па́рки.
О Пилячуче говорят, что он ростом весьма мал, носит платье росомахи, которое у Камчадалов высоко почитается, ездит на птицах (особенно на куропатках), и будто некоторым иногда случается увидеть его следы.
Впрочем, Камчадалы никого глупее своего Кутху не представляют, потому и не воздают ему никакого почтения, ничего у него не просят, и порою очень скверно отзываются об его имени, рассказывая всякие непристойности.
Между прочим, и то в порок ему ставят, что он создал слишком много гор и быстрых рек, что произвел большое количество дождей и бурь.
К слову, многие Камчадалы из-за этого частенько поднимаются на высокие горы и кричат во всю ширь ругательства по отношению к Кутху.
Лесных богов называют они У́шахчу, и говорят, якобы они похожи на человека. Жены их носят младенцев, приросших к спине, которое к тому же не переставая плачут. Они, по Камчатскому суеверию, людей с пути сводят и делают глупыми.
Морского бога называют они Митг и приписывают ему рыбий вид. Он, по их мнению, владеет морем и рыбами, которых посылает в реки и озера.
О Пилячуче (Билюкае), о котором чуть выше написано, баснословят они, будто тот живет на облаках со многими камулами и отправляет на землю дождь, молнии и гром; радугу же считают за узор его платья. Этот Билюкай, по их суеверию, спускается иногда с облаков на горы, ездит в санях на куропатках, и бывает причиной большого счастья для того, кто увидит его следы. Сказывают тоже, что этот бог уносит Камчатских детей в вихрях и употребляет тех вместо подставок, на которых плошки с жиром вместо свечей ставят. Жену его зовут Ти́ранус.
Камчадалы признают и беса, которого представляют весьма хитрым и обманчивым. Называют его Ка́нною. Около нижнего Камчатского острога есть старая и высокая ольха, которая считается его жилищем, поэтому Камчадалы ежегодно в нее стреляют из лука.
Есть одна легенда, согласно которой у Камчадалов и появились такие старинные предания: Будто в подземном свете, куда люди после смерти переселялись, есть великий и сильный Камчадал Гаечь, который родился от Кутхы и прежде всех на Камчатке умер. Жил в подземном свете один до тех пор, пока две его дочери не умерли и к нему не переселились. И будто он, желая научить свое потомство, приходил на наш свет и, взойдя на юрту, рассказывал Камчадалам о всем том, во что они верят.
— Грех над кислой рыбой ругаться;
— Грех с женой совокупляться, когда с собак сдирают кожу;
— Грех соскабливать снег ножом с обуви;
— Грех мясо различных зверей и рыб варить в одной посуде;
— Грех ножи или топоры точить в дороге
Кроме упомянутых выше богов своих, почитают они разных животных, от которых бывает опасность. Огню приносят в жертву норки собольи и лисьи. Китов и касаток уговаривают словами (когда увидят на промысле), ибо те опрокидывают их лодки.
В таком крайнем заблуждении находились народы Камчатки до покорения их Россией. В 1741 году прибыли на Камчатку проповедники от Священного Синода. Они имели весьма широкий успех в народных массах, потому как смогли не только склонить народ к принятию Христианской веры, но и возбудили огромное желанию к учению: завели школы по разным местам, в которые Камчадалы отдавали своих детей без всякого принуждения.
Из книги «Описание земли Камчатки», С.П. Крашенинникова.
Чудь да меря: куда делись аборигены Русской земли?
«Чудь начудила, да меря намеряла гатей, дорог да столбов верстовых…». Эти строки из стихотворения Александра Блока отражают замешательство ученых его времени по поводу двух племен, когда-то проживавших по соседству со славянами.
Таинственный народ чудь вполне оправдывает свое название. Народная версия гласит, что славяне окрестили некие племена чудью, поскольку их язык казался им странным, непривычным. В древнерусских источниках и народном фольклоре сохранилось немало упоминаний о «чуди», которую «варяги из заморья обложили данью». Они принимали участие в походе князя Олега на Смоленск, против них воевал Ярослав Мудрый: «и победил их, и поставил город Юрьев», о них слагали легенды, как о чуди белоглазой – древнем народе, сродни европейским «феям». Они оставили огромный след в топонимике России, их имя носит Чудское озеро, Чудский берег, деревни: «Передние Чуди», «Средние Чуди», «Задние Чуди». С северо-запада нынешней России до гор Алтая по сей день прослеживается их загадочный «чудный» след.
Долгое время их было принято ассоциировать с финно-уграми, поскольку о них упоминали там, где проживали или до сих пор проживают представители финно-угорских народов.
Но в фольклоре последних также сохранились предания о загадочном древнем народе чудь, представители которого покинули свои земли и ушли куда-то, не пожелав принимать христианство.
Особенно много о них рассказывают в Республике Коми. Так поговаривают, что древнее урочище Важгорт «Старая деревня» в районе Удора когда-то был поселением чуди. Оттуда их якобы вытеснили славянские пришельцы. В Прикамье о чуди можно узнать немало: местные жители описывают их внешность (темноволосые и смуглые), язык, обычаи. Рассказывают, что жили они посреди лесов в землянках, где и погребали себя, отказываясь подчиняться более удачливым захватчикам.
Некоторые этнографы относят их к народам манси, другие к представителям народа коми, которые предпочли остаться язычниками. Самая смелая версия, появившаяся после открытия Аркаима и «Страны городов» Синташты, утверждает, что чудь – это древние арии. Но пока что ясно одно, чудь – одни из аборигенов древней Руси, которых мы потеряли.
В отличие от чуди, у мери оказалась «более прозрачная история». Это древнее финно-угорское племя когда-то обитало на территориях современных Московской, Ярославской, Ивановской, Тверской, Владимирской и Костромской областях России. То есть, в самом центре нашей страны. О них осталось немало упоминаний, меря (merins) встречается у готского историка Иордана, который в VI веке называл их данниками готского царя Германариха. Как и чудь, они были в войсках князя Олега, когда он ходил в походы на Смоленск, Киев и Любеч, о чем сохранились записи в «Повести временных лет». Правда, по мнению некоторых ученых, в частности Валентина Седова, к тому времени этнически они уже были не поволжско-финским племенем, а «наполовину славянами». Окончательная ассимиляция, произошла, очевидно, к XVI веку.
С именем меря связано одно из самых крупных крестьянских восстаний Киевской Руси 1024 года. Поводом стал великий голод, охвативший суздальскую землю. Причем, согласно летописям, ему предшествовали «безмерные дожди», засуха, преждевременные заморозки, суховеи. Для мери, большинство представителей которых выступало против христианизации, это очевидно выглядело «божественным наказанием».
Несмотря на скудные данные, которые нам известны о народе меря, ученым удалось восстановить их древний язык, который в отечественной лингвистике получил название «мерянский». Его реконструировали на основе диалекта ярославско-костромского поволжья и финно-угорских языков. Ряд слов удалось восстановить благодаря географическим названиям.
Так оказалось, что окончания «-гда» в центрально-русской топонимике: Вологда, Судогда, Шогда – наследие мерянского народа.
Несмотря на то, что упоминания о меря полностью исчезли в источниках еще в допетровскую эпоху, сегодня есть люди, которые относят себя к их потомкам. В основном, это жители Верхнего Поволжья. Они утверждают, что меряне не растворились в веках, а составили субстрат (подоснову) северной великорусской народности, перешли на русский язык, и их потомки называют себя русскими. Впрочем, никаких доказательств этому нет.
Чудь заволочская
Введение в проблему
Всякое историческое исследование принято начинать с цитирования «Повести временных лет». Пожалуй, я тоже последую этой традиции. Повесть, пересказывая Библию, сообщает: «В странах же Иафета сидят русь, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы». Вообще-то фраза эта весьма странная, она явно иерархичная. На верхнем уровне иерархии числятся, надо полагать, суперэтносы – русь и чудь, а на нижнем этаже иерархии – этносы. Но кто тут относится к суперэтносу русь, а кто к суперэтносу чудь, понять невозможно. Этносов, относящихся к суперэтносу русь, не названо ни одного, так как все перечисленные – это либо балты (ливы, литва), либо угрофины, то есть чудь. Среди суперэтноса чудь летописец выделяет этнос заволочскую чудь. Но где же этносы, относимые к суперэтносу русь? Что-то с логикой у летописца, кажется, было не в порядке.
Историки А.А. Куратов, Т.В. Лукьянченко и Э.А. Савельева утверждают, что древнейшее население появилось на Севере европейской части СССР в позднем палеолите, примерно 29–25 тысяч лет тому назад. А это был период последнего плейстоценового межледниковья и начала Валдайского (вюрмского) оледенения. Скандинавский ледник Валдайского оледенения растаял 10–12 тыс. лет назад. Археолог С.В. Ошибкина раскопала мезолитический могильник около озера Лаче и считает, что первым этносом, пришедшим в эти края в VII тысячелетии до нашей эры (т.е. 9 тыс. лет назад) с юга, были индоевропейцы (арии). Но археолог А.Я. Брюсов считал, что первая волна поселенцев прокатилась по нашему Северу в VII–VI тысячелетии до н. э., но не с юга, а с востока. Первые поселенцы были хорошими охотниками и рыболовами, поэтому селились всегда по берегам озер и рек. Кремневые ножи да костяные остроги служили им орудиями труда. Неизвестен их язык, стерты временем данные ими названия рек и местностей.
Сцена охоты на оленей загонным способом. Наскальные рисунки на скалах в Беломорье (Старая Залавруга). Фото с сайта: http://900igr.net/kartinki/geografija/Belomorsk/012-Belomorskie-petroglify.html
Примерно III–IV тысячелетия назад, по мнению А.Я. Брюсова, Заволочский край заселили более плотно новые неолитические племена. На их стоянках накапливались пепел очагов, кости животных и черепки посуды. Открыто несколько десятков таких стоянок, в том числе в пределах бассейна реки Кокшеньги на территории теперешней Вологодской области. Их обнаружили в начале XX века два краеведа: учитель М.Б. Едемский и краевед из Тотьмы Н.А. Черницын. На Подкустовской стоянке М.Б. Едемский обнаружил каменный полированный топор; а на Ананьевской и Семчугской исследователи нашли каменные кирки, одна из которых очень напоминала по форме ручку сохи, другая имела отверстие, в которое древние люди, по-видимому, вставляли деревянную палку, и такое орудие служило им мотыгой. На всех названных стоянках археологи обнаружили кремневые скребки, среди которых были экземпляры великолепной работы. Были найдены также каменные наконечники стрел и довольно много нуклеусов – кусков кремня, от которых отбивались или отжимались ножевидные пластины для изготовления каменных колющих и режущих орудий.
Из других источников узнаем, что чудь была двух типов: смуглая и светлая, светлая северного происхождения, а темная – южного. Северной светлой чудью могли быть скандинавы, русы и балты. Это были люди среднего и выше среднего роста, предположительно, светловолосые и со светлыми глазами, по облику более всего напоминавшие современных беломорских поморов, карелов, вепсов и финнов. Чудские богатыри жили в особых крепостях, расположенных на высоких приречных холмах. Чудь была высокоразвитым народом, хорошими воинами. Ее верования поначалу были своеобразны, но позже часть чуди крестилась и стала православными христианами. Но их вера, похоже, отличалась от Московского православия.
В Заволочье жила так называемая чудь заволочская. В VII–VIIIвеках н. э. Заволочьем называлось лишь ближнее Заонежье севернее и восточнее озер Белого, Кубенского и Лаче. Но по мере проникновения за волоки суздальцев и новгородцев границы Заволочья расширились. Теперь южной границей его служила река Сухона, а северной – Студеное, или Белое море. Великий князь Иван III в «духовной грамоте» около 1504 года писал «…да сыну же моему Василью даю Заволотцкую землю всю: Онего и Каргополе, и все Поонежье, и Двину, и Вагу, и Кокшеньгу, и Вельской погост, и Колмогоры». А Иван Грозный в 1574 г. своему преемнику Федору Ивановичу завещал: «…да в Заволотской земле Ростовщину, Пенегу, Кегролу пермские и Мезень, Немьюгу, Пильи Горы, Пенешку, Выю, Тойму, Высокая гора на Ваге со всем и Онтонова Перевара, и Корбольской остров, и Шогогора, и Кергела, Сура Поганая, Лавела с иными месты, что к тем местам потягло» (Угрюмов, 2003).
Этносы в конце первого тысячелетия в Восточной Европе. Картосхема не бесспорна, ареал распространения славян здесь явно увеличен, а вот балтов заужен. Картосхема с сайта: megademotivator.ru
Этносы, относящиеся к финской языковой семье – финскому суперэтносу, который и называли чудью, подразделяются на западную чудь, волжскую (южную) и пермскую (восточную). К западным финнам относят суоми (сумь), саамов (лопарей), эстонцев, карелов и вепсов (весь), а также ныне исчезнувшие племена еми (ями), води, ижоры и чуди заволочской. Группу волжских финнов составляют марийцы (черемисы), мордва (мокша и эрзя) и ныне исчезнувшие меря, мещера, кострома и мурома. К восточной группе относятся коми-зыряне, коми-язвинцы и удмурты (вотяки), а также ныне исчезнувшее племя печора.
Сомнение вызывает отнесение к западным финнам саамов, предки которых, скорее всего, являются первым этносом, заселившим Заволочье после отступления Валдайского ледника примерно 10 тыс. лет назад. Из преданий саамов следует, что в давние времена в их земли приходила чудь белоглазая. Поверх одежды враги носили железные латы, на головах – железные рогатые шлемы. Лица они закрывали железными сетками. Страшными были эти враги, всех подряд вырезали. Мужчин, женщин, детей, стариков – всех убивали, никого не щадили.
Хотели они весь лопарский род свести, чтобы не осталось на свете саамов. Всё добро они забирали, всех оленей угоняли, собак убивали, не оставалось после набега на стойбище ни одной живой души. Приходила чудь осенью, по первому льду. Саамы очень боялись врагов, в горы уходили, в земле прятались, строили подземные селения. Далеко в тундру, однако, чудь не заходила. Враги сами боялись саамов. Однажды большой отряд чуди пришёл по реке на лодках. (Информация с сайта: http://www.wowwi.orc.ru/folks/nr/nr-chud/nr-chud1.htm).
Похоже, что чудь, о которой повествуют саамские сказания, была нордическим народом, сформировавшимся в Арктике и Субарктике, это были прямые потомки ариев, которые расселялись вслед за отступающим ледников с востока на запад. Они были близкородственны индоиранцам, которые тоже мигрировали с Севера, но мигрировали на юг.
Волна арийских переселенцев в районе Белого моря раздвоилась: одна ветвь ее расселялась дальше по берегам Балтийского моря, а другая по берегам Баренцова и Северного морей. По всей вероятности, они действительно сильно потеснили предков саамов, частично ассимилировав их. От длительного контакта с пришельцами в саамский язык проникло много фино-угорских слов, отчего лингвисты считают современный саамский язык разновидностью фино-угорского.
На территорию восточной Европы с южного и среднего Урала пришли лесные жители – чудь восточная. Они были охотниками и рыболовами, но имели навыки примитивного замледелия и животноводства. Они окончательно поглотили большую часть оленеводов саамов, живших в лесной зоне. В результате этой ассимиляции и возник угрофинский суперэтнос чудь. В сказаниях лапландцев две волны пришельцев (светлых и темных) слились воедино, и светловолосых голубоглазых арийцев и темноволосых кареглазых финнов они стали называть чудью, ведь те и другие для них вначале были врагами, сильными и беспощадными.
А вот рассказ старовера: «Когда-то давным-давно в этой плодородной долине жило и процветало могущественное племя чуди. Они знали, как изыскать минералы и как вырастить богатый урожай. Самым миролюбивым и трудолюбивым было это племя. Но потом пришел Белый Царь с неисчислимыми отрядами жестоких воинов. Миролюбивая и трудолюбивая Чудь не смогла сопротивляться насилию завоевателей и не хотела терять свою свободу, и чудь, не желая оставаться в подчинении у Белого Царя, ушла под землю. Только иногда вы можете услышать пение святых людей; тогда их колокола звонят в подземных храмах. Но придет славное время человеческого очищения, и в эти дни Великая Чудь снова появится в полной славе» (http://lib.roerich-museum.ru/node/524).
Чудь упоминается и в западноевропейских документах середины 1-го тысячелетия. После того как король Герберих отошел от дел человеческих, через некоторое время наследовал королевство Германарих, благороднейший из Амалов, который покорил много весьма воинственных северных племен и заставил их повиноваться своим законам. Немало древних писателей сравнили его по достоинству с Александром Великим. Покорил же он племена: гольтескифов, тиудов (чудь), инаунксов, васинобронков (весь), меренс (меря), морденс (мордва), имнискаров, рогов, тадзанс, атаул, навего, бубегенов, колдов (Golthescytha Thiudos Inaunxis Vasinabroncas Merens Mordens Imnisscaris Rogas Tadzans Athaul Navego Bubegenas Coldas) (http://historiae.borda.ru/?1-10-20-00000036-001.001.001).
В Прикамье предания указывают конкретные места, где проживала чудь, описывают их внешность: «А были они в основном темноволосые и смуглые, однажды в деревне Важгорт появилась чудская девка – высокая, красивая, широкоплечая. Волосы длинные, черные, в косу не заплетены. И когда стали появляться по течению Камы другие люди (христиане), эта чудь не захотела общаться с ними, не захотела поработиться. Вырыли они большую яму, а потом подрубили стойки и себя захоронили. Это место так и называется – Чудской берег». (http://paranormal.org.ru/sta.php?wx=81)
Как гласят предания и легенды, в незапамятные времена на Поморском Севере существовала некогда могущественная страна Биармия – Bjarmaland в скандинавских сагах, занимавшая огромную территорию и обладавшая богатейшими запасами речной и морской рыбы, зверья, пушнины, моржовой кости, соли, серебра и жемчуга. Границы Биармии простирались, по одним источникам, от Северной Двины до Печоры и от Белого моря до Камы, по другим, границы ее были еще шире и достигали на западе Финляндии и на севере – Норвегии, захватывая побережье Белого моря и Кольский полуостров, то есть территорию всего Русского Севера. Известный норвежский ученый Тормод Торфей (Torfaues) в XVIII столетии утверждал, что норманны еще в III веке открыли путь в Биармию. В 890 году английский король Альфред Великий записал рассказ о путешествии в Биармию норвежца Оттара.
Старая карта Севера европейской части России – территории, на которой 1000 лет назад располагалась легендарная Биармия.
Оттар сообщил королю Альфреду, что он живет севернее всех норманнов, что эта страна простирается очень далеко на север, но она вся необитаема, за исключением нескольких мест, где то тут, то там живут финны, охотясь зимой, а летом ловя рыбу в море. Он сказал, что однажды он поехал прямо на север вдоль берега, и в течение трех дней на всем пути оставлял эту необитаемую землю по правую сторону от корабля, а открытое море – по левую. Он поплыл дальше прямо на север, сколько мог проплыть под парусом за следующие три дня. А там то ли берег сворачивал на восток, то ли море врезалось в берег – он не знал. Дождался северо-западного ветра и поплыл дальше на восток вдоль побережья столько, сколько смог проплыть за четыре дня. Потом он должен был ждать прямого северного ветра, потому что берег сворачивал прямо на юг. И поплыл он оттуда прямо на юг вдоль берега столько, сколько он смог проплыть за пять дней. И там большая река вела внутрь земли. Тогда вошли они в эту реку, но не осмелились плыть по ней, боясь нападения со стороны местных жителей, ибо земля эта была заселена по одной стороне реки. До этого не встречал он никакой обитаемой земли, с тех пор как покинул родной дом. А биармийцы (Beormas) очень густо заселили свою землю, поэтому они (норвежцы) не решились на нее ступить.
Многое поведали ему биармийцы как о своей земле, так и о близлежащих землях; но он не знал, насколько правдивы эти рассказы, потому что сам этого не видел. Показалось ему, что и финны, и биармийцы говорят почти на одном и том же языке. В рассказе Оттара впервые упомянуто название племени, обитавшего на берегах этой большой реки – биармы, или биармийцы. Путешественник подчеркивал разницу между финнами и терфиннами с одной стороны, и биармами с другой, хотя одновременно заметил, что финны и биармийцы говорят почти на одном и том же языке. Он указывал, что финны были только охотниками и рыболовами, их поселения были очень редки, страна биармов же, наоборот, была сравнительно густо заселена, и ее жители занимались земледелием.
Известны рассказы и о других путешествиях норвежцев в Бьярмию (Биармию) около 920, 1026 и 1090 гг. В них сообщается, что норвежские викинги вели с местными жителями торговлю, закупая беличьи, бобровые и собольи меха, нередко занимались здесь грабежом.
В 1217 г. в Бьярмию прибыли два норвежских судна, одно из которых проследовало далее через Русь в Святую землю, чтобы участвовать в крестовом походе. Экипаж этого судна был уничтожен местными жителями. Биармийцы не мирились с тем, что через их земли без спроса шастали всякие викинги. Для мщения король Хакон IV в 1222 г. послал двух своих военачальников на четырех больших судах с сильным войском. Они опустошили Бьярмию огнем и мечом и вернулись с богатой добычей из серебряных монет и дорогих мехов. После этого Бьярмия перестала упоминаться в скандинавских источниках (Использована информация А.И. Леонтьева и М.В. Леонтьевой из книги «Походы норманнов на Русь»: http://lib.rus.ec/b/205266/read).
В состав Биармии – древнего государства, располагавшегося на территории европейского северо-востока – входил бассейн реки Мезени, вся территория нынешних Архангельской и Вологодской областей и восточная часть республики Карелия. Столица этого государства, по всей вероятности, находилась в низовьях Северной Двины (теперешний город Холмогоры).
Реконструкция русского коча, найденного на Груманде (ныне это о. Шпицберген). Рисунок с сайта: http://www.tinlib.ru/istorija/…
На таких судах беломорские мореходы ходили на Новую Землю, Груманд и, возможно, в Гренландию и Исландию.
Южным рубежом Биармии, скорее всего, была река Сухона, которую биармы использовали для того, чтобы попасть в южные страны – в Волжскую Болгарию и Хазарию. Из Сухоны мелкими реками и волоками они перебирались в бассейны Камы, Костромы, Шексны, а по ним достигали Волги. Вплоть до XI в. Биармия была настолько сильна, что не пускала никого на свою территорию – даже чужестранных купцов. В IX–X вв. Биармия начала расширяться на юг и юго-запад, подчиняя себе родственные этносы мерян, вепсов, кострому, мурому, кривичей. В наших летописях этот период отражен как призвание на княжение варягов-русь – Рюрика, Трувора и Синеуса. И вот они, объединив племена южных фино-угров и балтов, образовали древнерусское государство.
В истории нет информации о том, как древнерусское государство (новгородо-ростово-суздальское) взаимодействовало с родиной своих князей Биармией – а по-просту, с Северной Русью. Были ли Северная Русь (Биармия) и Южная Русь единым федератом или оставались независимыми государствами, мы не знаем. Но, судя по тому, что христианство на территорию Биармии стало проникать на 300–400 лет позже, чем в Южную Русь, Биармия и Русь все эти 300–400 лет были политически независимы друг от друга, хотя, разумеется, торговали, а порой и воевали друг с другом.
Постепенно Южная Русь становилась сильнее Северной Руси и экономически и политически и, что самое главное, сильнее в военном отношении. Этому способствовало ухудшение климата, которое было сильнее выражено на севере, из-за чего произошел отток части населения из бассейнов Сухоны, Ваги, Онеги в бассейн верхней Волги и Камы. Постепенно Биармия превратилась в хорошо известное нам Заволочье. Но еще долго чудь заволочская сопротивлялась христианизации и «уходила под землю» – сама себя закапывала живьем в глубокие ямы. Вот об этом времени уже имеется скудная информация в летописях. Процесс объединения Южной Руси и Северной Руси (Биармии или Заволочья) начался в XV в. уже при Великом князе Иване III, а закончился при Иване Грозном. Но отторгуть Северную Русь от единого Русского государства (Московии) многократно пытались шведы, а в смутное время – литовцы и поляки.
Странно получается. Биармия, положившая начало Русской государственности на просторах Восточной Европы, сама превратилась в полузабытое захолустье Российской державы – в чудь заволочскую. Но ничего странного на самом деле нет. Подобное произошло и с Золотой Ордой, которая развалилась от внутренних противоречий в XV в., а новое объединение началось не в былом центре этой державы, а на ее вассальной окраине – Московской Руси, подхватившей знамя гибнущего евразийского суперэтноса. Согласно теории Л.Н. Гумилева, пассионарные люди уходят из центра стареющей империи на ее окраины. Это приводит к снижению пассионарностии в столице – во власти, но способствует появлению на окраинах новых субпопуляций с высокой пассионарностью.
Думаю, что восточным рубежом Биармии был Тиманский кряж (хребет) – водораздел рек Мезени и Печоры. Ниже попытаюсь обосновать это утверждение особенностями климата. Именно Тиман является границей влияния теплого атлантического течения Гольфстрим, отепляющего Белое море и Мезенский залив. Чесская губа и устье Печоры находятся вне заметного влияния Гольфстрима.
Мезень была доступна биармам двумя путями: морским вдоль зимнего берега Белого Моря и речным – по правому притоку Северной Двины реке Пинеге, затем по каналу в реку Кулой. Думаю, что речной путь использовался чаще морского. Не случайно в его центре близ волока возник город Пинега, а в устье Мезени – город Мезень, который в древности назывался Слободка.
Желтой линией и желтым пунктиром показан путь, связывающий Мезень с Пинегой. Картосхема с сайта: http://clubs.ya.ru/46116860184…
Северные мореходы (русы или биармы) селились не только по берегу Белого моря, но и по берегам рек, впадающих в это море. Здесь можно было заниматься земледелием, держать коров и лошадей, а также выходить в море и охотиться на морских млекопитающих, ловить треску и селедку.
Скорее всего, два русла у Пинеги в ее нижнем течении, указанные на старой карте, отражают реальность, но реальность очень давнюю. Дело в том, что современная река Кулой унаследовала древнее русло огромной палеореки, которая стекала со Скандинавско-Беломорского ледника и впадала в Мезенскую губу 10–12 тыс. лет назад.
Русло этой палеореки хорошо просматривается на космоснимках. В то время Пинега впадала в эту ледниковую реку и отдавала свои воды в Мезенскую губу. Скорее всего, сток из огромного приледникового озера, которое существовало на месте долины и части бассейна теперешней Северной Двины, в ледниковый период также происходил по этому палеоруслу в Мезенский залив. По мере того, как ледник таял (10–12 тыс. лет назад) и освобождал низменность, она превращалась в Белое Море, а Северная Двина изменила свое русло и стала впадать в Белое море, Пинега потекла в Северную Двину. Но в большую воду Пинега еще долго часть своей воды отдавала в старое русло ледниковой палеореки – в теперешний Кулой. Известно, что после таяния ледника земная кора в этом регионе испытывает изостатическое воздымание. Из-за воздымания остров Канин соединился с сушей и стал полуостровом Каниным Носом, а остров Онежский тоже соединился с сушей и тоже стал полуостровом Онежским.
На этой древней карте видно, что река Пинега в своем нижнем течении имеет два русла, одним впадает в Северную Двину, а вторым – в Мезенскую губу. Полуостров Канин на этой карте изображен как остров, отделенный от материка узким проливом. Карта с сайта: http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&text
На космоснимке хорошо виден Кулойско-Пинежский канал, по которому можно пройти из бассейна Северной Двины в бассейн Мезени. Канал был выкопан в 1929 г., но здешний волок эксплуатировался с древнейших времен. И если внимательно присмотреться, то на коротком водоразделе Пинеги и Кулоя слева от канала можно увидеть цепочку озер, соединенных протоками. Скорее всего, протоки между озерами – это остатки древнего канала, которым пользовались вплоть до ХХ в. Разумеется, этот древний канал (обозначен красной линией) был расчитан на небольшие плоскодонные суда и начинался он прямо в г. Пинеге.
Арабские авторы (Ибн Русте и Мукаддаси в Х в.) сообщали, что русы живут на лесистом и болотистом острове, окруженном озером или морем. Размер острова три дня пути, население 100 тыс. человек. Основное занятие населения – военные походы, а также торговля мехами, рыбой. На славян они совершали нападения на кораблях. Правитель русов – «хакан-рус», а жрецы у них стоят выше «царей».
Таким островом могли быть либо Онежский полуостров (тогда он был островом), либо полуостров Канин (в то время тоже был островом). Меня очень удивляет, что в поисках земель варягов-русов историки не поднимают свой взор выше Ладожского озера. Территорию Заволочья и Беломорья историки устойчиво игнорируют. Но почему? Ведь по мере стаивания ледника люди двигались в Скандинавию и на берега Балтийского моря именно с территории, которая в плейстоцене оставалась свободной от льда – с побережья морей Ледовитого океана, из Зауралья. Современные норвежцы и шведы, как и беломорские поморы, – это потомки тех сибирских арктических мореходов. Это они произошли от беломорских варягов-руси, а не наоборот. Утверждать, что поморы Белого моря произошли от норвежцев или шведов – это все равно, что утверждать: «Я родил своего прадедушку». Представить, что мореходы Средиземноморья решили переселиться на освободившиеся от ледника побережье Скандинавского полуострова, просто невозможно. Уж очень неуютно там тогда было. Техника мореплавания на севере другая.
На космоснимке хорошо видна древняя ложбина стока вод, которые стекали с шельфового ледника в Мезенскую губу. Впоследствии эта ложбина превратилась в пролив, отделявший остров Канин от материка. Этот пролив отмечен на древней карте.
На этом космоснимке также хорошо видна ложбина стока ледниковой палеореки, некогда впадавшей в Мезенскую губу. Сейчас по этой ложбине течет Кулой. Обратите внимание на то, что ложбина немного не дотягивает до современного берега моря. В то время уровень моря был выше. Суша в голоцене здесь воздымалась и мелководная часть шельфа осушилась. Когда ледник стаял, то и бурный сток по ложбине прекратился.
Полуостров Канин играет очень большую роль для смягчения климата не только Беломорско-Кулойского плато, но и всего бассейна Мезени. Не случайно в ее бассейне вплоть до нижнего течения и сегодня возможно земледелие, а ведь 4–5 тыс. лет назад климат здесь был гораздо теплее. Заметное похолодание произошло как раз в конце 1-го тысячелетия нашей эры. Благодаря Канинскому полуострову Белое море и Мезенская губа открыты для затока теплых вод Гольфстрима, а вот холодные воды из восточной части Баренцова моря сюда не проникают. Еще более важным климатическим фактором для северной Европы является остров Новая Земля, который «сдерживает» арктический холод, не пуская воды Карского моря. Не случайно беломорские мореходы называли Новую Землю Маткой (Матушкой). Думаю, они понимали, кто обеспечивает им приемлемый климат.
Карта распространения Валдайского (а точнее Скандинавского) ледника в северной Европе 15–20 тыс. лет назад.
Последнее Валдайское или Вюрмское оледенение в северной Европе в своей восточной части имело очертания примерно такие, как показано на картосхеме слева. В свою максимальную фазу этот ледник занимал всю акваторию Белого и Балтийского морей. Он перехватывал почти все осадки, которые поступали из Атлантики, поэтому в его «тени» в первую половину Валдайского оледенения климат был сухой, а по краю ледника были распространены сухие тундры и лиственичная лесотундра, весьма похожие на современные тундру и лесотундру Якутии.
Зима была малоснежная долгая и холодная, а лето короткое, весьма сухое и теплое. В это время в полосе вдоль края ледника жили охотники на дикого оленя и оленеводы – предки саамов и ненцев. На среднем Урале и в Зауралье обитали таежные охотники и рыболовы – предки современных фино-угров.
А вот на побережье Баренцова и Карского морей сложился этнос морских охотников на моржа, белуху, тюленя и белого медведя. Подобную этническую структуру расселения этносов морских охотников и материковых охотников и оленеводов сегодня можно наблюдать на Северо-Востоке Азии и в Северной Америке.
Утверждение о том, что еще в ледниковый период морские охотники освоили арктические моря Европы, у меня не вызывает никакого сомнения. Эскимосы живут по всему побережью Гренландии и Северной Америки, есть эскимосские поселения даже на северной оконечности Гренландии – земле Пири. Норвежцы тоже имели в Гренландии в X–XI вв. постоянные поселения.
Когда ледник начал интенсивно деградировать, с него потекли мощные потоки воды – ледниковые реки. На картосхеме они изображены голубыми линиями. Вдоль края ледника сформировалось огромное приледниковое озеро (показано голубым цветом). В то время образовались русла ледниковых водотоков на полуострове Канин и на месте теперешней долины Кулоя. В эпоху деградации ледника климат стал более влажный, а лето более холодным, чем в ледниковый период.
Гренландия. Река, стекающая по поверхности ледника. Фото с сайта: http://nevsedoma.com.ua/index.php?newsid=57019
Водопад с ледника Свальдбард. Фото с сайта: http://nevsedoma.com.ua/index.php?newsid=160455
А что же с мореходами? Они тоже двигались на запад, осваивая освободившееся от ледника побережье. Одна ветвь их освоила побережье Белого моря, другая ушла на Балтийское море, третья – на Норвежское море, в освободившуюся от льда Скандинавию. В самом начале голоцена Белое море было соединено широким проливом с Балтийским морем. Сегодня следами этого моря являются огромные Ладожское и Онежское озера. Не случайно в летописях эти озера именуются морями. Так что варяги русы Рюрик, Трувор и Синеус были призваны действительно из-за моря, только не Балтийского, а Онежского. Еще 4–5 тыс. лет до новой эры связь Белого моря с Балтийским существовала.
Слева на картосхеме: Ареал чемерицы белой (Veratrum album L.) в Восточной Европе. Картосхема с сайта: http://www.evgengusev.narod.ru/spb/udra.jpg
Северо-западная граница ареала вида растений из семейства лилейных – чемерицы белой довольно четко следует границе Валдайского ледника. Отклонение от этой границы имеется только там, где в то время существовал приледниковый водный бассейн. Ледник давно стаял, водный бассейн дренировался, а чемерица еще не успела занять эти земли.
При таком обширном ареале со многими изолированными участками чемерица белая обоснованно считается весьма древним реликтовым видом. Чемерица белая в Восточной Европе «избегает» районов распространения Валдайского ледника и территорий долгое время занятых приледниковыми озерами. Разумеется, надо учесть, что за 7–8 тыс. лет она смогла немного продвинуться на оледеневавшие территории, в частности, на побережье Белого моря и Кольский полуостров. По всей вероятности, самая северная часть Скандинавии и побережье Кольского полуострова от ледника освободились раньше, чем более южные районы Скандинавии и Прибалтики.
Шпицберген. Базальтовые столбы, повернутые в результате подвижек земной коры почти на 90 градусов. Когда-то страшные тектонические процессы ломали, ворочали и воздымали здесь океанское дно. Такие базальтовые дайки образуются в зонах спрединга океанского дна, когда наша планета расширяется и дно растягивается. Жидкая базальтовая магма поднимается по разлому, заполняет его, а остывая, сжимается в объеме и распадается вот на такие столбы. Планета наша живет весьма бурной жизнью.
Лапландия. Зимой здесь выпадает очень много снега, который укрывает не только травы и кустарнички, но и деревья. В таком виде зимуют ели за Полярным кругом. Снег спасает их от мороза и ледяного ветра. Фото с сайта: http://www.panoramio.com/user/5019077?with_photo_id=41896161
На картосхеме слева изображена ситуация на севере Европы, которая сложилась в результате деградации Скандинавского ледника примерно 8–9 тыс. лет назад. Белое море уже освободилось от ледника, а котловина Балтийского моря еще оставалась его вместилищем. Вдоль восточного края ледника образовался огромный водный бассейн, который соединялся через Белое море с Баренцовым (закрашен голубым цветом на схеме). На восточный и северный берег этого водоема-моря переселялись с северо-востока мореходы Арктики.
В лесотундре в то время жили предки саамов, которые охотились на диких северных оленей, кочевали вслед за их стадами и постепенно одомашнивали оленей. А в таежную часть Северо-Восточной Европы со среднего Урала и из-за Уралья расселялись таежные охотники и рыболовы – предки фино-угров. Расселяясь, они теснили предков саамов, смешивались с ними. Вероятно, были и военные стычки, о чем сообщает саамский эпос.
Арктические мореходы заселяли не только берега Белого моря. Они проникали и на север Скандинавии, и на юго-запад вдоль побережья приледникового опресненного моря. Здесь они смешивались с саамами и с каким-то близким к саамам аборигенным населением этих мест. От этого смешивания, по всей вероятности, формировался новый этнос – предки чуди белоглазой (карелов, вепсов, эстонцев, финнов). С юга на побережье приледникового опресненного моря тоже мигрировал какой-то архаичный европейский этнос, от смешивания которого с северными мореходами, вероятно, сформировались предки балтов (латышей, ливов, пруссов и др.)
Примерно 5–6 тыс. лет назад Скандинавский ледник занимал только центральную часть полуострова, превратившись в горно-долинное оледенение. Освободилось ложе Балтийского моря, но оно было еще связано с Белым морем и Арктическим бассейном (единым водемом, закрашенным на схеме голубым цветом).
Продолжались миграции людей на освобождавшиеся земли. Саамы оказались на Кольском полуострове и севере Скандинавии, в тундры Северо-Восточной Европы с востока проникали тундровые оленеводы из Азии.
Леса заселили охотники и рыболовы предки фино-угорских этносов.
С юга и юго-востока из лесостепной зоны на юг таежной зоны стали переселяться земледельцы-скотоводы, вероятно, теснимые какими-то другими народами. Земледелие проникло в среду южных фино-угорских этносов: мордвы, мери, муромы. В частности, появились очаги земледелия вокруг озера Неро и в Молого-Шекснинском междуречье, а также в бассейне Оки.
В Беломорье сложился новый этнос морских охотников и рыболовов – предки этноса варяги-русь (биармов). Отсюда мореходы распространялись на юг вдоль восточного берега широкого Беломоро-Балтийского моря, другая их часть занимала территорию теперешней Финляндии, а третья мигрировала на северо-запад – на северное побережье Скандинавии.
Карта современного распространения этносов, занимающихся оленеводством. Оленеводческая культура, по всей вероятности, сформировалась в ледниковый период, а сейчас, в межледниковье, она переживает не лучшие времена, особенно в Европе, где выпадает очень много снега.
Современное расселение саамов (лапландцев). Некогда саамы в Европе заселяли более обширные территории вдоль восточного и юго-восточного края Скандинавского ледникового щита.
Границы Вюрмского (Валдайского) ледника, который растаял примерно 10–11 тыс. лет назад.
Устройство чума саамов (лапландцев). Неприхотливость и малое потребление биологических ресурсов позволили саамам пережить оледенение в непосредственной близости от ледника
Саамское сооружение для ловли рыбы на малых речках и ручьях. Попав в такую запань, рыба долгое время может храниться в живом виде.
Саамы: мужчина, женщина и ребенок. Саамы были приспособлены к условиям, которые нам кажутся слишком жесткими, настолько, что они жили более счастливой жизнью, чем мы в наш атомно-компьютерный век.
Саамское строение из дерна. Скорее всего, в нем не жили, а использовали летом как холодильник.
Саамская женщина за работой.
Такой представляется мне этническая ситуация на Севере Европы 3–4 тыс. лет назад. Скандинавский ледник стаял почти полностью. Только в центральной части гор сохранялись каровые и небольшие горно-долинные ледники, выползающие к Норвежскому морю (на западный макросклон горного хребта). Прервалась связь Белого и Балтийского морей, отчего на южном берегу Балтийского моря и на юге Скандинавского полуострова стало значительно теплее, но зато похолодало в Беломорье.
Окончательно сформировался этнос арктических мореходов – русь беломорская, а на Кольском полуострове и севере Скандинавии окончательно сложился этнос саамов. Беломорские русы, проникшие на восточное побережье Скандинавского полуострова, трансформировались в шведов, а проникшие на западное побережье стали норвежцами. Но с юга в скандинавию из Западной Европы проникли и кельты. В Балтике тогда происходили бурные этногенетические процессы – смешивались между собой совершенно разные ветви мигрантов.
Азиатские оленеводы дали начало этносу самоедов (ненцев). Таежные охотники и рыболовы, научившись у южных мигрантов земледелию и скотоводству, стали разными группами фино-угорских этносов – чуди белоглазой, чуди темноглазой и чуди южной.
С юго-востока в лесную зону Восточной Европы проникали скифы и сарматы, с юга – киммерийцы (кимры), а несколько позже (1,5–2 тыс. лет назад) с юго-запада – славяне.
В результате таких миграций формировалась этническая «чересполосица», когда разные этносы селились рядом друг с другом. При этом, разумеется, происходили и военные стычки, но преобладало сотрудничество и смешивание разных этносов. Это неплохо подтверждается картосхемами генетического сходства человеческих популяций Европы с популяцией жителей Архангельской области.
Обратите внимание на схему справа: на ней отображена степень сходства генофонда этносов локальных человеческих популяций по митохондриальной ДНК. Степень сходства отражена красного цвета, а несходства – зеленого. Карта с сайта: http://rugiland.narod2.ru/slav…
По митохондриальной ДНК жители Заволочья не родствены южным русским и ильменским новгородцам, сильно отличаются от белорусов. Но весьма сходны с норвежцами, шведами, датчанами, поляками, болгарами, германцами, северными французами, жителями Великобритании. А ведь митохондриальная ДНК передается только по женской линии. Обратите внимание на то, какая резкая граница по сходству митохондриальной ДНК разделяет популяции европейские и азиатские.
На картосхеме показано сходство популяций людей Европы и западной Азии с популяциями Архангельской области. Родственными архангельцам оказались финны, шведы, эстонцы и исландцы. Очаги генетического сходства имеются на территории Ярославской области, Белоруссии и восточной Польши. Если судить по этой карте, то получается, что Исландию заселили не норвежцы, а беломорские поморы или шведы. Но вот женами у них там оказались не беломорские женщины, и не шведки. Генетическая географическая структура человеческих популяций нисколько не вяжется с историей, которую нам создали летописцы и современные историки.
На восточном берегу Онежского озера, в районе мыса Пери Нос в 2008 г. обнаружили 25 ранее неизвестных неолитических наскальных рисунков – петроглифов. На этом рисунке изображена не лодка, а корабль – лодья, вмещающая 16 человек. Красной краской древний рисунок покрасили, чтобы он был хорошо заметен. Фото с сайта: http://www.bochkavpechatleniy.com/choice
Отлично построенные, длинные боевые корабли норманов имели большой квадратный парус и развивали скорость до 6 км в час и более. Длина кораблей была от 20 до 23 м, при ширине в средней части от 4 до 5 м. Наряду с длинными, пяти-, шестиметровыми веслами (на корабле, найденном в Туне, было 11 пар весел, у гокстадского – 16 пар, а у усебергского – 15 пар) и большим рулем у них имелась мачта для паруса (на Севере ее называли «старухой»). Более древние корабли передвигались только с помощью весел, они паруса не имели.
Корабли с парусом могли плавать не только по ветру, но галсами и против него. Кили древних кораблей делались из стволов деревьев, что придавало судну большую устойчивость. Кроме того, эти корабли имели небольшую осадку, могли приставать к берегу даже в мелководье и подниматься по течению рек. Борта их сшивались из узких гибких планок-досок, связанных со шпангоутами, вследствие чего они были очень эластичны. Такому кораблю не были страшны удары океанских волн. Высокое мастерство строителей обеспечивало великолепные мореходные качества кораблей. Такие корабли могли быть только результатом длительного (не одно-два столетия) развития кораблестроения. В 1893 г. была построена точная копия корабля из Гокстада, и на нем норвежская команда менее чем за месяц в штормовую погоду переплыла Атлантический океан. (Использована информация с сайта: http://www.ibrest.ru/forum/?t=190).
Северные мореплаватели в походе ориентировались не только по солнцу и звездам. Во время раскопок в 1948 г. древнего поселения в Гренландии был найден обломок прибора, который считают примитивным пеленгатором: деревянный диск с 32 делениями, расположенными на равных расстояниях по краю, вращался на ручке, продетой через отверстие в центре, и по диску ходила игла, указывавшая курс. В исландских сагах упоминаются «солнечные камни» и «камни-водители» – предки компаса. Во всяком случае, беломорские мореходы и скандинавские викинги не блуждали в бурных водах Северной Атлантики вслепую. Беломорцы свой магнитный компас называли «маточкой». Устроен он был просто: плошка с водой, в ней плавал легкий кусок коры лиственницы, а на этом куске была прикреплена намагниченная игла. Игла поворачивалась в сторону северного магнитного полюса и поворачивала с собой легкий кусок коры. Так что не только китайцы изобрели компас, его знали уже древние северные мореходы.
Северные мореплаватели строили корабли разных типов. Одни из них предназначались для плавания вдоль побережья и в устьях рек и имели более скромный киль. Другие, отличавшиеся большей устойчивостью, смело уходили в Арктику и Атлантику. Длина корабля зависела от размеров киля, а он сооружался из ствола одного дерева (Использована информация с сайта: http://www.ibrest.ru/forum/?t=190)
На этой беломорской скале, отполированной ледником, изображена охота на оленей. Фото с сайта: kolizej.at.ua
А на этом беломорском петроглифе изображены лыжники. Один из них использует для передвижения северного оленя. Нет, он держится не за хвост – у северного оленя нет длинного хвоста. Вероятно, уже тогда предки саамов приручили северных оленей и использовали их для передвижения.
Не только гены северных беломорских мореходов распространились в Скандинавию и на южный берег Балтийского моря, но и традиция рисовать на скалах и камнях рисунки-пиктограммы следовала вместе с ними. Шесть крупных скоплений наскальных изображений обнаружили в Северной Скандинавии, на Белом море, Онежском озере, в местечке Альта в Норвегии, в местечке Астувансалми в Финляндии, местечке Немфорсен в Швеции и в местечке Танум в Швеции. На них изображены: водоплавающая птица, лодки, антропоморфные изображения, символические фигуры, солярные знаки, сцены промысла, олени. (Использована информация с сайта: http://kgkm.karelia.ru/site/section/208).
Наскальные рисунки в Норвегии в Альте. Фото с сайта: http://zlngrd.ru/clauses/39315.html
Наскальный рисунок в Норвегии в Альте. Фото с сайта: http://2004.murman.ru/nature/e…
Древние не просто рисовали на скалах. Они с помощью этих рисунков передавали информацию о том, куда ушел корабль, сколько человек в команде, за какой добычей ушли и т.д. По сути, пиктограммы – это самые примитивные иероглифы.
Наскальные рисунки в шведском Немфорсене. Здесь известны два участка наскальной живописи, содержащие около 2500 изображений. Фото с сайта: http://www.prcy-info.ru/index.php/news-view/uchenye-nashli-doistoricheskuju-naskalnuju
Члены корабельной команды на наскальных рисунках изображены короткими штрихами. Встречаются мужские фигуры с поднятыми топорами, а также трубящие в рог.
В Норвегии и в Швеции очень распространены изображения лодок. В Бохуслене найдены сотни судов, высеченных на скалах, здесь это самое часто встречающееся изображение. Фото с сайта: http://www.nasled.org/forum/viewtopic.php?f=12&t=8841
Наскальные рисунки часто встречаются на Кольском полуострове. Там они найдены в трех местах – на Поное, Канозере и Йоканьге. На этом рисунке художник пытался рассказать нам, как прошла охота на белуху и кита. Похоже, что трех человек они потеряли, – они оказались за бортом. Но ведь в этом озере белухи и киты не водятся. Значит тогда озеро было морским заливом. Аналоги этих рисунков можно найти и в Швеции, Финляндии и Норвегии. Фото с сайта: http://blogs.privet.ru/community/gernov51/59353578
В 1997 г. Юрий Иванов на скалистом острове Канозера во время сплава по реке Умба обнаружил около 1000 наскальных рисунков. Находки датированы концом III тыс. до н. э. и эпохой ранней бронзы (II тыс. до н. э.), некоторые из них, возможно, выбивались саамами и в период средневековья. На канозерских петроглифах представлены сцены морской охоты на кита и белуху, а также охоты на оленей, лодки различных типов. По всей вероятности, в момент создания на островах озера рисунков, изображающих охоту на белух и моржей, уровень Белого моря был выше, и озеро тогда соединялось с морем. Фото с сайта: http://travel.murman.ru/murman/white_sea.shtml
История Северной Руси – белое пятно. Я не ставлю перед собой цель написать эту историю. Моя цель гораздо скромнее – пробудить интерес русских людей к своей истории и своей земле, показать несостоятельность существующих моделей этой истории. Чтобы написать историю Северной Руси, необходимо по крупинкам собрать информацию на местах, проанализировать ее, критически пересмотреть данные русских летописей, изучить летописи хазарские, булгарские, германские, норвежские, шведские. Здесь широкое поле для краеведов, туристов, учащихся школ и студентов.