Кто такие чухонцы и где живут
Ответы на любые вопросы
Планету Земля населяют очень много различных народностей. О данной народности написано еще в старинных летописях в пятнадцатом столетии. Сегодня вы узнаете, кто такие чухонцы и кого так называют.
Честные и открытые финны
Численность финнов насчитывает около семи миллионов человек. Но финны проживают не только в родной Финляндии, но и в других точках нашей планеты. Славяне всегда называли их чухонцами.
В первом веке н.э. римский ученый Тацит описал чухонцев. Сами финны называют свою страну «Суоми». Слово «Суоми» имеет немецкие корни. На формирование финского языка и традиций крайне сильно повлияла Германия.
Окончательно финское население сформировалось в начале второго тысячелетия н.э. и огромную роль в данном процессе сыграли карелы. В самом начале двадцатого столетия финны проживали не только в селах и деревнях, но и в Петербурге. В 1870 году вышло в тираж самое первое печатное издание, в учебных заведениях Санкт-Петербурга преподаватели и ученики разговаривали на финском языке.
С 1918 года в городе на Неве ежегодно проводились концерты и фестивали. Практически все документы были, переведены на финский язык, и было открыто финское печатное издательство. Но, к сожалению, в середине тридцатых годов прошлого столетия дружеские отношения между холодной Финляндией и страной советов резко ухудшились, и это очень сильно сказалось на финнах, постоянно проживающих в Советском Союзе. Почти пятьдесят тысяч человек вынуждены были покинуть территорию СССР.
///В 1937 году с прилавков всех киосков исчезли все газеты и журналы финских издательств, и педагоги перестали преподавать на финском языке.
Талантливые и просвещённые Эстонцы
В средневековье Эстония была разделена на две части северную и южную. Северная территория граничила со Скандинавией и Финляндией, а Южная территория граничила со славянскими землями. В одиннадцатом веке Ярослав Мудрый выстроил в Эстонии громадную крепость. В начале тринадцатого столетия жителей Эстонии обратили в католическую веру.
Одновременно с этим жители Эстонии начали активное просвещение, а именно:
Ижорские народы
В семнадцатом столетии ижорская земля полностью попала под влияние шведов, в результате чего ижоры начали активно переселяться. Также на ижорские земли стали активно переселяться финны. В начале тринадцатого века ижоры впервые упоминаются в летописи.
Главные занятия ижор:
///Постепенно ижоры начали сближаться с русскими и финнами. Согласно переписи населения в 1926 году численность ижор составило 16130 человек. Во время войны некоторых ижор насильно вывезли в Финляндию, а некоторых в холодную Сибирь. Согласно последней переписи населения в городе на Неве проживают более трехсот человек. И они в совершенстве владеют не только родным языком, но и прекрасно общаются на русском языке.
Малочисленная народность Карелы
В восьмом столетии в скандинавских сагах впервые упоминаются карелы. У славян карелы впервые упоминаются в новгородской грамоте. В основном они проживали в Межозерье и Приладожье.
В семнадцатом столетии в период смуты, земли Карелии и Приладожья оккупировали шведы, но 1649 году Россия выкупила у шведов карельцев и они стали обживаться на славянской земле.
В 1920 году была сформирована Карельская трудовая коммуна, а спустя три года ее преобразовали в автономную республику. В 1940 году официальным языком республики стал не родной карельский, хотя на нем велось преподавание в гимназиях и лицеях и издавались печатные издания, а финский язык.
В конце восьмидесятых годов прошлого столетия возобновилось преподавание на карельском языке и в тираж стали выходить печатные издания на карельском языке.
Трудолюбивые вепсы
В одиннадцатом столетии вепсов захватили новгородские феодалы и в новгородских землях распространилось христианство. На протяжении двух следующих столетий вепсы смешались с карелами, и вышли в состав карел-людиков. Но и в более поздние века вепсы продолжали смешиваться с карелами. Это приводило к значительному сокращению вепсов и сохранению их него быта.
Основные занятия вепсов:
Женщины носили длинные юбки, свободные блузы и шерстяные платья, а представители сильного пола часто надевали шляпы, брюки и галстуки. Пища вепсов была весьма скромная – ржаной хлеб, вареная рыба, пиво и квас.
В нашем мире есть еще очень много различных народностей, но сегодня мы узнали, кто такие чухонцы их обычаи, традиции, культуру, язык, образ жизни и вероисповедание. Это и есть современные эстонцы и финны.
Видео о чухонцах
В этом видео запись с видеорегистратора, на которой чухонцы запутались на границе России и Финляндии:
Как чухонцы вдруг стали европейцами.
Но давайте об истории. А она говорит нам, что до XIII века на территории гордых прибалтийских «тривымиратов» жили балтские и финно-угорские племена. То есть, чтобы было совсем понятно – христианская Русь уже имела каменные города и успела своим богатством привлечь монголо-татар, а будущий оплот европейской демократии еще служил обиталищем для разрозненных племен не имевших даже зачатков государственности и исповедовавших язычество.
Я вам скажу больше! Эти племена даже не были коренным населением Прибалтики. Они пришли сюда с юга, а местное, финно-угорское население, тупо вытеснили на север современной Латвии. И современные латыши, эстонцы и литовцы, есть ни что иное, как продукт слияния балтских латгаллов, земгаллов, селов, курши, финно-угорских ливов и Бог знает, кого еще. Но это произошло уже значительно позднее XIII века… Все это очень неплохо иллюстрирует вот эта карта.
Племена, жившие на территории современной Прибалтики в XII веке. Фотография взята из открытого источника.
Племена, жившие на территории современной Прибалтики в XII веке. Фотография взята из открытого источника.
Кстати, именно отсутствие собственной государственности и явилось основной причиной, что эти, прятавшиеся в лесах и бегавшие от всех племена, стали активно завоевывать могущественные соседи. То есть не племена, конечно… Кому бы они были нужны? Землю! Именно земля стала причиной того, что активно растущее русское государство, захватывало эти земли с северо-востока, а многочисленные немецкие ордена, с юго-запада.
Вспомним, на этот счет, хотя бы эпопею славного князя Александра Ярославича Невского! Кто уже тогда бегал в лакеях у тевтонов и разбегался при первых звуках боевых рогов русских витязей? Ну конечно, чухонцы!
Карта Прибалтики в раннем Средневековье. Никаких Эстонии, Латвии и Литвы нет. Есть только орденские владения. Фотография взята из открытого источника.
Карта Прибалтики в раннем Средневековье. Никаких Эстонии, Латвии и Литвы нет. Есть только орденские владения. Фотография взята из открытого источника.
К слову, справедливости ради, следует сообщить «о, великим», что они вовсе не являются и наследниками гордого имени жителей княжества Литовского. Ибо те являлись «западными русскими», славянами, предками современных белорусов. Что подтверждается, кстати и тем, что говорили и писали они на русском языке, а не на местных наречиях.
Да и в Куликовской битве, как мы помним, в году 1380-м, участвовали славные дружины Литовского княжества. Именно их русские летописи называют «славными литвинами», а вовсе не трусоватых, прятавшихся по лесам, чухонцев. Откуда им взять дружины, равные русским и великих князей, Гедеминовичей? Просто взгляните на карту Великого княжества Литовского и все встанет на места.
Карта Великого княжества Литовского. Фотография взята из открытого источника.
В общем, время шло, чухонцев по-прежнему гнобили и нагибали все, кому не лень, пока их не забрали под свою руку… русские. Бить их конечно же перестали, ибо с русскими царями Европе спорить было не с руки, а на Руси и вовсе было не принято обижать сирых да убогих.
И стали эти гиганты мировой истории называться в Российской Империи Ковенской, Лифляндской и Курляндской губерниями. Посмотрите на карту современных Эстонии, Латвии и Литвы в конце статьи. Они, практически в точности повторяют границы этих губерний на карте Российской Империи 1914 года!
Карта Курляндской губернии 1914 года. Видны Ковенская и Лифляндская губернии. Фотографии взяты из открытого источника.
Правда, все основные рычаги управления и экономики находились в этих губерниях в руках остзейских немцев, потомков тех самых, многажды битых русским дружинами и осевших в России, немецких рыцарей. Ну, тут уж ничего не поделаешь! Так распорядилась история…
Русские, именно в то время прозвали эти народы «чухонцами», в отличие от горожан – немцев. Жили они бедно, в основном, на хуторках. Бюргеры просто не допускали их к прелестям цивилизации. И продолжалось это аж до середины XIX столетия, когда освобожденные почти на полвека раньше от крепостного права чухонцы, слегка ожили.
Кстати, миф о том, что чухонцев все время угнетали русские коммунисты, это тоже лишь только миф. Вспомните, чего и сколько построил СССР в Прибалтике, чтобы сделать ее витриной «советского образа жизни»!
Вспомните знаменитых «латышских стрелков» бывших чуть ли не самыми жестокими и идейными борцами за светлое будущее! Не они ли, кстати, в октябре охраняли Смольный? А не Карлис Гайлис, Янис Берзиньш, Генрих Штубис и другие стояли у истоков советской России?
А Юри Улуотс, Йоханнес Соодла и остальные? Гитлеровские прихлебатели, палачи… 3-ю добровольческую бригаду СС мы тоже не забыли! И «лесных братьев», и снос памятников нашим дедам и прадедам, с честью павшим в самой страшной войне, и многое другое… Так что кто еще тут кому должен в ноги кланяться, господа чухонцы?
Карта современных Эстонии, Латвии и Литвы. Сравните с картой Курляндской губернии. Фотография взята из открытого источника.
Полную свободу, результаты которой, мы с вами, сограждане, с удовлетворением наблюдаем в наши дни, «тривымираты» получили 6 сентября 1991 года.
Как оказалось, 30-ти лет им было вполне достаточно, чтобы угробить все, что было для них построено, подарено и куплено СССР. А потом они просто занялись тем, что является для них привычным и хорошо освоенным делом – чисткой немецких клозетов и оплевыванием всего русского.
И что бы там не говорила официальная толерантная политика, для меня, великоросса, смешно слышать, как те, кого еще вчера звали чухонцами и чьи страны видно на карте мира только при помощи лупы, пытаются тявкать на мою великую Родину!
Как там у дедушки Крылова: Ах, Моська, знать она сильна.
А что думаете по этому поводу вы, соотечественники?
Пишите свои комментарии внизу!
Надеюсь, вам понравился материал, и вы поддержите меня «лайком», а возможно, захотите подписаться на мой канал.
#чухонцы #российская;империя #эстония #латвия #литва
Не пропустите новые публикации
О России. С любовью!
история
россия
ссср
политика
прибалтика
чухонцы
Чухонцы — прибалтийско-финские народности России
Чухонцы — наименование группы этносов, принадлежащих к прибалтийско-финским этническим группам. К ним относятся следующие народности:
Впервые о них было упомянуто во второй Псковской летописи в 1444 году, где этнос упоминался как «чухно». Позже в Российской империи так называли карело-финское население, в основном ингерманландских финнов, проживающих в окрестностях Петербурга.
Где живут
Народность населяет территории Российской Федерации, области рядом с Санкт-Петербургом, Псковскую область, Прибалтику, Финляндию, Карелию, и район Уральских гор.
Название
Другие наименования этноса чудь, чухна, чухонь. Этноним «чухонцы» использовался в официальных документах Российской империи, при этом слово «чудь» обозначало разные группы народов, чудь и финны были синонимами. От термина произошло наименование местности, где живут чухонцы — «Чухляндия». Александр Сергеевич Пушкин в своей переписке с Дельвигом называл так Петербургскую губернию. В своем толковом словаре В.И. Даль определяет слово «чухна» как петербургское название пригородных финнов.
Религия
Часть этноса исповедует лютеранство, протестантизм. Водь, ижора, вепсы, карелы являются православными.
Народ говорит на прибалтийско-финских языках. Это одна из групп финно-волжских языков. Делится на две подветви: южную и северную. Южная включает в себя языки:
Языки северной подветви:
Кухня
В традиционных блюдах присутствуют элементы ижорской, водской, финской кухни. При этом она сильно подверглась влиянию и русской деревенской, в которой в пищу употребляется много грибов, квашеная капуста, соленые огурцы. Оставила свой отпечаток и городская кухня Петербурга, откуда народ перенял употребление кофе.
До середины 19 века основной пищей народа были капуста, картофель, которые считались даже важнее хлеба. По утрам пили кофе, заменитель из молотого цикория, прожаренных ржаных зерен с молоком. Во второй половине дня пили чай, в обеденное меню входил суп и каша. В домах у всех были самовары, в которых чаще готовили кофе, а не чай. Хлеб пекли из ржаной муки, делали лепешки, ели их с яичным маслом. Много в кухне чухонцев было молочных продуктов: сметана, простокваша, молоко, творог. Из овса варили кисель, ели его со сливками, молоком, вареньем, ягодами, растительным маслом.
Праздничным напитком у чухонцев было пиво, но существовали отличия в способе приготовления у вепсов, карелов, ижоров и води. В давние времена пиво обязательно присутствовало в различных ритуалах, его приносили в жертву при некоторых обрядах.
Внешность
Мужчины летом носили штаны из полотна, зимой надевали суконные. Рубахи шили из холщевых тканей, с разрезом в области груди, застегнутым на пуговицу. В холодное время года надевали овчинные шубы, поддевки, суконные длинные кафтаны. На голове носили войлочные шляпы с широкими полями, кепки, фуражки. Женщины носили рубахи, поверх них надевали сарафан, передник с орнаментом. Обувь шили из кожи, покупные сапоги обували на праздники, была такая обувь в основном у более зажиточных.
Жизнь
Главным занятием до 20 века было сельское хозяйство, животноводство. На собственных огородах выращивали для пропитания капусту, морковь, репу, лук, фасоль. Поля обустраивали на выжженных участках леса. Там, где больше преобладали песчаные почвы, народ выращивал картофель, постепенно урожайность выросла, чухонцы стали продавать картофель на рынке. Народ занимался поставками в Санкт-Петербург льна, гороха, ржи, овса, рыбы, ивовой коры. Распространен был «питомнический промысел», в хозяйствах всегда было большое количество животных.
Важное место занимал молочный промысел. Из деревень чухонцы поставляли в город молоко, масло, творог, сметану. Проживающие близко к морю ловили рыбу, охотились на тюленей, чей жир широко использовали.
В зимнее время многие уходили на работу в лесозаготовки, работали в Санкт-Петербурге извозчиками, занимались вывозом снега. Очень много у народа было ремесел, видов кустарных производств, которых в общем насчитывалось до 100.
Репрессии 1930-х годов и коллективизация в 20 веке подорвали традиционную систему хозяйства чухонцев. Многие были вынуждены в послевоенные годы покинуть свои деревни, кому не удалось вернуться домой, остались жить в городах.
У чухонцев преобладали малые семьи, в некоторых областях долго сохранялись большие. После свадьбы молодожены оставались жить в семье родителей мужа, у невестки было подчиненное положение. Особенно сложно приходилось молодой замужней женщине в большой семье, где свекровь была хозяйкой, приходилось уживаться с золовками, братьями мужа, их женами.
Жилище
Жилища чухонцев делились на 4 типа:
Строили срубные деревянные избы. Большое значение придавали форме и положению очага в доме. У кого жилища располагались на открытом месте, возвышенности, обносили их досками. Красили дома в основном в коричневый или красно-коричневый цвет. Обшивку углов, наличники, косяки — в белый. В пригородах встречались дома, крашеные в светлые цвета. Крыша в основном была двускатного типа. В качестве кровельного материала использовали дранку, щепу, хозяйственные постройки часто покрывали соломенными, дощатыми крышами.
Планировка домов обычно узкая, вытянутая. Помещения были большие и маленькие, подсобные, хозяйственные. У бедняков дома были более простой формы, часто двухкамерные, состоящие из холодных сеней и одного отапливаемого помещения.
Важная особенность чухонских деревень — сильная разбросанность поселков. Часто в одной деревне было 5-6 поселков, которые были раскиданы в пространстве на 15 верст. Все потому, что когда народ пришел осваивать земли, он был вынужден заселяться на разных пригорках из-за болотистой местности. Поэтому деревни так отличаются от русских, которые располагаются скученно. Другая особенность деревень чухонцев — обилие гранита. Часто ограды на кладбищах, стены построек выкладывали булыжником. Это говорит о том, что этого материала у чухонцев было в изобилии.
Культура
В фольклоре чухонцев есть много общих черт с культурой других прибалтийско-финских народов. В устном творчестве характерен жанр баллады, значительное влияние на фольклор оказали русские. Много присутствовало русских свадебных песен, формулировок, произносимых на свадьбе, при сватовстве.
Сохранились у народа древние традиции плача, причитаний, исполняли их женщины. Была распространена инструментальная музыка, оригинальные танцы.
Народное художественное творчество представлено декоративно-прикладным искусством:
Традиции
Несмотря на церковную форму погребения, долгое время сохранялись обычаи древнего культа предков, представления о плотной связи живых с миром умерших.
Свадьба до 1930-х годов сохраняла эгалитарный, семейно-родовой характер. Свадебный ритуал был однотипным, независимо от достатка в семье. Состоятельные тратили больше средств на приданое, угощение и подарки. При выборе невесты, принятии сватовства право слова имели не только родители, но и близкие родственники. Для участия в свадебной церемонии гостей приглашали не по социальному статусу, а по степени родства.
Главным зимним праздником у чухонцев было Рождество. Накануне топили баню, приносили в дом рождественскую солому, на которой спали в ночь на Рождество. Когда темнело, зажигали свечи, читали рождественские тексты, пели, потом ужинали. На Рождество готовили много еды, если она заканчивалась до окончания праздника, считалось что в дом придет бедность. Кололи свинью или теленка, варили заранее рождественское пиво, делали студень. На стол ставили различные соленья, мясные, рыбные блюда, пироги с различными начинками. Долгое время сохранялся обычай прихода рождественского козла. Человек одевался в овчинную шубу навыворот, меховую шапку, делал себе искусственную бороду, в руках держал шишковатый посох. Дети его боялись, но он приносил им подарки.
Тапани — второй рождественский день в честь Святого Стефана, почитаемого как покровитель лошадей. Рано утром чухонцы надевали чистую одежду, шли в конюшню поить лошадей. Заранее в питье для животных клали брошь или кольцо из серебра. Считалось, что серебро приносит удачу в разведении скота. Главным был этот праздник для молодых, с этого дня начинались гулянья. Люди старшего возраста проводили время в молитвах, молодые ходили по домам, колядовали, пели песни, восхваляющие хозяев, которые угощали их водкой, пивом.
Чухонцы это кто такие, о ком строки Пушкина «приют убогого чухонца», что это значит
Поговорим сегодня о чухонцах. О ком строки Пушкина «приют убогого чухонца» из «Медного всадника». Что это значит, о чём хотел сказать поэт? Чухонцы это кто такие? Какое значение слова чухонцы? Где они жили. Что за территория Ингерманландии в России, как найти её на современной карте.
Территория Ингерманландии, где на современной карте
Старовер начётчик Комиссар Катар связывает появление чухонцев с распространением неоязычества в России. Распространилось оно среди крестьян Ингерманландии. Они и стали первыми язычниками на Руси.
Где же располагалась территория Ингерманландии? Вот что о её местонахождении и жителях пишет богумил Катар:
«Ингерманландия располагается по берегам Невы. Ограничивается Финским заливом, рекой Нарва и Чудским озером на западе. Ладожским озером с прилегающими к нему равнинами и рекой Лава — на востоке. На севере она граничит с Карелией по рекам Сестра и Смородинка. Южная граница Ингерманландии проходит по среднему течению рек Оредеж и Луга. Но большей частью территория Ингерманландии не имеет чётких географических ориентиров и соответствует границе между Россией и Швецией, установленной по Столбовскому миру 1617 года. А жили там в Ижорской земле чухонцы, что означало пренебрежительное обозначение финнов».
Значение слова чухонцы в Википедии
Википедия так объясняет значение слова чухонцы:
«Чухна, чухонцы — устаревший этноним прибалтийско-финских народов в новгородских землях (весь, сету, ижора, ливвики и прочие). Впервые упоминается в Псковской второй летописи под 1444 г. в форме «чухно». Позднее, в Российской империи — народное название карело-финского населения окрестностей Петербурга, в основном ингерманландских финнов.
Согласно словарю Фасмера, слово образовано от этнонима «чудь» путём прибавления экспрессивного суффикса «-хно».
Чухонцы это кто такие на самом деле
В Википедии, если придерживаться версии богумила Катара о происхождении чухонцев, нет самого важного. Рассказа о их религиозном веровании – язычестве. Собственно, отсюда проистекала самобытность этого народа.
Вот как описывает языческие ритуалы чухонцев Ингерманландии ганноверский резидент при русском дворе Петра I Фридрих Христиан Вебер:
«Между ингерманландскими крестьянами есть особый род, не русские и не ингры, которые говорят смешанным языком, держатся своих верований и многих обычаев, имеющих сходство с иудейскими… крестьяне эти… уходят в разные времена года в кустарник, освящают там по-своему деревья, затем рубят их… складывают из тех же деревьев костёр, сажают на него живого петуха и сжигают его вместе с костром».
Старовер Катар называет чухонцев первыми язычниками-антихристами в России.
О ком строки «приют убогого чухонца» Пушкина
Позвольте напомнить эти строки Александра Пушкина из вступления в поэму «Медный всадник»:
«По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Читатель, ты слышишь Пушкина: «убогого чухонца»?! – восклицает богумил Катар. То есть крайне бедного, жалкого, нищего человек, живущего крайне неприглядно. Такое оно внешне – неоязычество, которое сегодня рядится в родноверие. И внутренне его наполнение не богаче.
Чухонцы это предшественники современных родноверов
Итак, подведём черту под разговором о том, кто такие чухонцы. Чухонцы это первые язычники в России. Их убогое мракобесие сегодня навязывают нам под видом неоязычества — родноверия. Так что не попадитесь красивые картинки и посулы.
Чухонцы
Смотреть что такое «Чухонцы» в других словарях:
ЧУХОНЦЫ — старое народное название эстонцев, а также карело финского населения окрестностей Петербурга … Большой Энциклопедический словарь
ЧУХОНЦЫ — ЧУХОНЦЫ, ев, ед. онец, нца, муж. Прежнее название эстонцев, а также карело финского населения окрестностей Петербурга. | жен. чухонка, и. | прил. чухонский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
чухонцы — ев; мн. В России до 1917 г.: название эстонцев и финнов, населявших окрестности Петербурга. ◁ Чухонец, нца; м. Чухонка, и; мн. род. нок, дат. нкам; ж. Чухонский, ая, ое. Ч ие сани. Ч ое масло (сливочное масло). * * * чухонцы дореволюционное… … Энциклопедический словарь
Чухонцы — мн. устар. Название эстонцев и финнов, населявших окрестности Петербурга. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Чухонцы — Чудь собирательное название ряда финно угорских племён и народов. Иногда так называют мифологический персонаж, близкий по значению к слову «леший» (встречается в фольклоре, в том числе и у коми и у саамов). В зависимости исторической хронологии… … Википедия
чухонцы — чух онцы, ев, ед. ч. нец, нца, твор. п. нцем … Русский орфографический словарь
чухонцы — ев; мн. см. тж. чухонец, чухонка, чухонский В России до 1917 г.: название эстонцев и финнов, населявших окрестности Петербурга … Словарь многих выражений
чухонцы — ЧУХОНЦЫ, ев, мн (ед чухонец, нца, м). Эстонское и карело финское население окрестностей Петербурга до 1917 года; люди, принадлежащие к этому населению. //ж чухонка, и, мн род. нок, дат. нкам. «По мшистым, топким берегам Чернели избы здесь и там,… … Толковый словарь русских существительных
Дивиер, граф Антон Мануилович — сын португальского еврея, переселившегося в Голландию и здесь крестившегося, родился в 1682 году. После смерти отца, оставшись круглым сиротой и без всяких средств, Дивиер поступил юнгой в голландский флот и в 1697 году находился на корабле,… … Большая биографическая энциклопедия
Геннин, Вилим (Георг Вильгельм) Иванович — (де Геннин, Геннинг) генерал поручик, директор Сибирских заводов; родился 11 октября 1676 года в Нассау Зигене. По семейному преданию, он сделался известен царю Петру Алексеевичу во время пребывания царя в Амстердаме с московским великим… … Большая биографическая энциклопедия