Кто такие чумаки у гоголя
Значение слова «чумак»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ЧУМА’К, а́, м. Встарину на Украине — крестьянин, возивший на волах в Крым и на Дон на продажу хлеб и привозивший оттуда для продажи соль и рыбу. Тянулись нескончаемою вереницею чумаки с солью и рыбой. Гоголь.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Чумак
1. мужское имя ◆ Моего друга зовут Чумак.
чума́к
1. истор. на Украине в XVI–XIX вв. — крестьянин, который возил на волах в Крым хлеб и другие сельскохозяйственные продукты, а оттуда — соль, рыбу и прочие товары для продажи ◆ Отец её имел свой обоз в сорок подвод, который странствовал меж Астраханью и Москвой с двадцатью чумаками, снабжая солью полночные провинции. А. П. Платонов, «Епифанские шлюзы», 1927 г. (цитата из НКРЯ)
2. устар. работник или содержатель кабака ◆ Сие досадою казалося герою; // Он руку в ярости за стойку запустил // И ею чумака за по́рты ухватил, // Которых если бы худой гайтан не лопнул, // Поднявши бы его, герой мой о пол тро́пнул. В. И. Майков, «Елисей, или Раздражённый Вакх», 1769 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: простачок — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
«Заколдованное место» главные герои
Одно из произведений Гоголя, входящее в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Как и все сказки этого цикла, содержит в себе мистические элементы. Сюжет повести основан на народных поверьях и легендах о зачарованных местах. В основе сюжета «Заколдованного места» лежит рассказ дьячка о случае, происшедшем с его дедом. Дед, попав на заколдованное место, позарился на дармовое богатство, но оно превратилось в мусор, что говорит о том, что дары нечистой силы не имеют никакой ценности.
Характеристика героев «Заколдованное место»
Главные герои
Дедушка Максим
Деревенский житель, мужчина преклонных лет.
Дедушка Максим, главный герой «Заколдованного места», веселый и шустрый старичок. Это добрый, общительный человек, очень любит веселье, шутки, всяческие проказы. Всем сердцем любит своих внуков, нежной и искренней любовью, и внуки платят ему той же монетой. Весельчак и балагур, дед Максим любит поплясать. Однажды, во время пляски, он обнаружил заколдованное место, и сразу решил, что там должен быть клад. Клад-то он нашел, пережив минуты страха, но все это богатство превратилось в мусор. Умный дед понял, что свое благополучие надо заработать собственным трудом.
Заколдованное место
Волшебное место, которое часто подшучивает над дедом Максимом.
Место, которое ввело в искушение деда Максима, также можно назвать в «Заколдованном месте» героем, оно живет своей жизнью, и обладает определенными способностями. В описании Гоголя, оно выглядит забавным и игривым существом, которое любит пошутить и посмеяться над кем-либо, в этом случае – над дедом Максимом. Оно не злобное и не жестокое, не приносит никакого вреда. Скорее всего, оно учит тому, что не надо надеяться на случай, а действовать самому, чтобы своим трудом добиваться всего, чего пожелаешь.
Второстепенные персонажи
Чумаки
Торговцы и перевозчики продовольственных товаров.
Это бывалый народ, занимающийся торговлей. Веселые, кампанейские люди, которые любят побалагурить, вспомнить былое. В основном, знакомые деда Максима. При встрече со своим давним знакомым, сразу пускаются в воспоминания, рассказывают о новостях. Взаимно рады встрече, дед почует чумаков полдником и дынями со своей бахчи, а чумаки его – новыми рассказами.
Внуки деда Максима
Мальчики, которые очень любят своего дедушку.
Мальчишки, любимые внучата дедушки. Очень любят своего старика, знают все его слабости, относятся к нему снисходительно, как к маленькому. Он им очень дорог, они его уважают и чтят. Внуки ценят в нем его бесхитростность и добродушие, открытый и дружелюбный нрав. Они во многом берут с него пример, и учатся у него жизни.
Краткое содержание повести «Заколдованное место» Н. В. Гоголя
Рассказ Гоголя «Заколдованное место» входит в цикл его цельного произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки». В рассказе повествуется об истории жизни деда, который попал в очень загадочные обстоятельства. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Заколдованного места». Рассказ ведется от лица дьяка Фомы. С момента происшествия прошло уже немало лет.
Основные персонажи повести
Гоголь «Заколдованное место» очень кратко
Краткое содержание Заколдованное место Гоголь для читательского дневника:
Главный герой, уже пожилой человек, вспоминает историю из своего детства. Дед главного героя, украинский крестьянин Максим, выращивал арбузы и дыни.
Однажды старик пригласил к себе знакомых торговцев (чумаков). Угостив приятелей дынями, дед решил потанцевать для них прямо на огороде. Весело танцуя, старик дошел до какого-то “заколдованного места”, где ноги вдруг отказались двигаться и стали как деревянные. Старик еще раз попытался станцевать на “заколдованном месте”, но снова неудачно.
Закончив танец, дед вдруг услышал смех за спиной. Оглянувшись, он увидел, что “нечистая сила” занесла его в другой конец села – к огороду попа. Старик заметил, что неподалеку на могилке загорелась свеча. Дед решил, что там зарыт клад. На следующий вечер старик взял лопату и пошел за кладом. Он долго искал место с могилкой, но так и не нашел его и вернулся домой ни с чем.
На следующий день дед, обходя грядки, подошел к “заколдованномму месту”, где ему тогда не удалось потанцевать. Дед проворчал проклятие и в сердцах ударил лопатой по земле. Внезапно старик снова очутился у могилки с кладом. Радостный старик тут же начал копать клад. Тем временем “нечистая сила” как будто решила запугать его: кто-то чихнул ему в лицо, затем разные животные начали говорить и т.д. Старик испугался, но продолжил копать и наконец отрыл котел с кладом.
Принеся находку домой, дед обнаружил, что в котле вместо золота лежит мусор. С этих пор старик решил больше не верить “нечистой силе”. После этого случая дед огородил “заколдованное место” и велел сбрасывать туда только сорняки. Позже соседи взяли огород деда в аренду и собирали отличный урожай, но на “заколдованном месте” никогда не росло ничего хорошего (там росло “черт знает что такое”).
Читайте также Заколдованное место полностью.
Короткий пересказ «Заколдованного места» Гоголя
Н. В. Гоголь Заколдованное место краткое содержание:
Главным рассказчиком этого произведения является дьяк Фома. Он вместе с читателями в своем рассказе отправляется в далекое прошлое, где с его близким родственником произошли удивительные вещи, природу которых Фома, даже спустя такой длительный промежуток времени, не сумел объяснить.
Однажды, когда Фома был еще совсем ребенком, произошла очень странная и одновременно интересная история. Его отец отправился на заработки вместе с сыном, поэтому они некоторое время жили с матерью, дедом и братьями. Его дед был человеком своеобразным, он значительно отличался от других, видимо, поэтому именно с ним приключилась такая история.
Дед в свое свободное время стеречь баштан. Дело это весьма прибыльное, не отнимает много сил, всегда можно развлечь себя разговорами с прохожими и покупателями. Так и случилось в один из вечеров. В один из дней, за разговором с покупателями, дед Фомы пустился в пляс. Видимо, среди проезжавших людей оказалось много его знакомых и товарищей. Мало того, дед еще и заставил участвовать внуков в этом маскараде.
Войдя во вкус, дед продолжал активные движения ногами, но вдруг он понял, что он не смог двигаться дальше. Внезапно, он оказался совершенно в другом месте. Те, кто принимали участие в разговоре и внуки куда-то непонятным образом исчезли. Дед запаниковал, место было совершенно не знакомым ему ранее. Он слышал какой-то непонятный смех, шел мимо старого кладбища, видел ужасающие картины. Поздно ночью он вернулся домой.
На следующий день он взял с себя слово понять, где находится это место и разобраться, что здесь не так.
Он взял с собой лопату и отправился исследовать место, чтобы разобраться с тем непонятным случаем. Ввиду того, что внезапно начался дождь, дед решил оставить свою затею и возобновить поиски на следующий день.
На следующий день ближе к вечеру он идет копать огород, чтобы перекопать грядки. В ходе работы, разозлившись, он ударяет с силой заступом по земле. Вдруг, он опять оказывается в том самом несчастном поле. Он оказался недалеко от могилы. На ней находился камень. Он решил прикурить, но услышал какие-то подозрительные звуки, будто кто-то чихнул рядом с его головой. Опять дед увидел страшные картины.
Перед ним говорили животные, баранья голова, происходили ужасные вещи, которые не поддавались объяснению. Дед не на шутку испугался. Он хотел было бежать, но ноги не слушались его. Дед выбросил котел, и вдруг все стало так, как было до этого происшествия. Он, не мучая уже себя объяснениями и догадками причины того, что с ним произошло, бросился бежать.
К тому времени родственники и близкие уже стали бить тревогу, потому что не могли найти деда. Они недоумевали, как мог пропасть человек, который еще накануне был абсолютно здоров и пребывал в хорошем расположении духа. Но произошло очень странное событие и здесь. После ужина, когда мать нашего рассказчика пошла выносить мусорное ведро, она обнаружила нашего героя в бочке.
Дети, думая, что бочка пуста, игрались с ней и дурачились. Когда мать захотела вылить мусорное ведро в бочку и обнаружила там деда, она долго не могла прийти в себя после случившегося. После всего этого дед стал с опаской ходить мимо странного места, через какое-то время он огородил его забором, чтобы никто не попал в такую же странную и непонятную историю.
Сюжет повести «Заколдованное место» за 3 минуты
Заколдованное место Гоголь краткое содержание:
Быль сия относится ко времени, когда рассказчик был еще дитятею. Отец с одним из сыновей уехал в Крым продавать табак, оставив дома жену, трех еще сыновей да деда стеречь баштан — дело прибыльное, проезжих много, а всего лучше — чумаки, что рассказывали диковинные истории. Как-то к вечеру приходит несколько возов с чумаками, да все старинными дедовыми знакомцами. Перецеловались, закурили, пошел разговор, а там и угощение. Потребовал дед, чтоб внуки плясали, гостей потешили, да недолго терпел, сам пошел. Плясал дед славно, такие кренделя выделывал, что диво, покуда не дошел до одного, места близ грядки с огурцами.
Здесь ноги его стали. Пробовал сызнова — то же. УЖ и бранился, и снова начинал — без толку. Сзади кто-то засмеялся. Огляделся дед, а места не узнает: и баштан, и чумаки — все пропало, вокруг одно гладкое поле. Все ж понял, где он, за поповым огородом, за гумном волостного писаря. «Вот куда затащила нечистая сила!» Стал выбираться, месяца нет, нашел в темноте дорожку. На могилке поблизости вспыхнул огонек, и другой чуть поодаль. «Клад!» — решил дед и навалил для приметы изрядную ветку, поскольку заступа при себе не имел. Поздно вернулся он на баштан, чумаков не было, дети спали.
На следующий вечер, захватив заступ и лопату, направился он к попову огороду. Вот по всем приметам вышел в поле на давешнее место: и голубятня торчит, а гумна не видно. Пошел ближе к гумну — пропала голубятня. А тут припустил дождик, и дед, так и не нашед места, прибежал с бранью обратно. Назавтра ввечеру пошел он с заступом прокопать новую грядку, да, минуя проклятое место, где ему не танцевалось, в сердцах ударил заступом, — и оказался в том самом поле. Все узнал он: и гумно, и голубятню, и могилку с наваленной веткой.
На могиле лежал камень. Обкопав, дед отвалил его и хотел было понюхать табачку, как кто-то чихнул у него над головою. Осмотрелся — нет никого. Принялся дед копать и нашел котел. «А, голубчик, вот где ты!» — воскликнул дед. То же сказал и птичий нос, и баранья голова с верхушки дерева, и медведь. «Да тут страшно слово сказать», — пробормотал дед, а вслед за ним и птичий нос, и баранья голова, и медведь. Дед хочет бежать — под ногами круча без дна, над головой гора нависла. Дед бросил котел, и все стало по-прежнему. Решив, что нечистая сила только пугает, он схватил котел и кинулся бежать.
Об эту пору на баштане и дети, и пришедшая мать недоумевали, куда подевался дед. Отужинав, пошла мать вылить горячие помои, а навстречу ей бочка ползет: видно, кто-то из детей, шаля, толкает ее сзади. Мать плеснула в нее помоями. Оказалось, что это дед. Открыли дедов котел, а в нем сор, дрязг и «стыдно сказать, что такое». С той поры заклялся дед верить черту, проклятое место загородил плетнем, а когда наняли поле под баштан соседние козаки, на заколдованном месте вечно всходило что-нибудь «чёрт знает что такое!».
Видео краткое содержание Заколдованное место Гоголь
Данный рассказ Николая Васильевича Гоголя учит не доверять тому, что недоступно нашему сознанию, не совершать каких-то действий, которые имеют непонятное происхождение. Простой русский мужик хотел понять, что произошло с ним обычным летним вечером, но он не учел природы всех этих действий и событий. К таким загадочным и до конца непонятным событиям стоит относиться с большой осторожностью. Не стоит проявлять большой интерес к тому, чего до конца не понимаешь.
Главные герои рассказа «Заколдованное место» Гоголя
Одно из произведений Гоголя, входящее в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место» Н. В. Гоголя – это рассказ старого деда своим внукам об одном мистическом случае, который произошёл с ним в детстве и с которого извлек урок и урок этот преподносит внучатам.
Краткая характеристика персонажей
Главные герои:
Другие персонажи:
Развернутая характеристика героев
Дедушка Максим
Дедушка Максим, основной персонаж “Заколдованного места”, задорный и веселый старичок. Он благодушный, жизнерадостный и добрый, склонен к разным проделкам и всяким веселым вещам, он хорошо относится ко всем людям которых встречает и не имеет врагов и недоброжелателей.
Дедушка искренне и всей душой любит своих внуков, которым рассказывает увлекательные истории из своей длинной и интересной жизни. Также он с молодости очень хорошо умел плясать и поэтому часто проводил время своей молодости на плясках. И в один из таких дней с ним и случилось это то ли приключение, то ли злоключение.
Как-то любитель плясок, выплясывая на очередном празднике случайно нашёл странное мистическое место, в котором, по его мнению, обязательно должно было быть сокровище.
Испытав небывалый страх, он все-таки обнаружил клад, но дед был сильно огорчен, когда все найденное им сокровище превратилось в бесполезный мусор. Из этого происшествия он извлек урок — собственное счастье надо найти своими силами и умом.
Заколдованное место
Само заколдованное место в рассказе, также предстает в виде героя, автор наделяет его человеческими качествами и скорее является волшебным существом, чем местом.
Оно любит попроказничать и пошутить, но вовсе не злое и враждебное, так как оно никому не несёт вреда, а скорее поучает и даёт жизненный урок, что и произошло с дедушкой.
Чумаки
Второстепенными персонажами являются чумаки — весёлые и разговорчивые торговцы и давние друзья дедушки. Народ они приветливые и такие же любители проказ, как и Максим. Они ведут торговлю в далеких местах и всегда приносят новости и интересные рассказы, за что дед угощает их за своим столом.
Внуки дедушки
Также к немаловажным героям “Заколдованного места” можно отнести внуков дедушки Максима. Маленькие и пытливые они очень любят и уважают своего дедушку, относятся к нему с снисхождением и любовью.
Все они берут пример с деда и пытаются извлекать для себя опыт и урок из рассказов дедушки. Они ценят в дедушке добродушие и бесхитростность, которые они хотят перенять у него и быть такими же как их дед.
Обобщенное описание героев «Заколдованного места»
Повестью «Заколдованное место», заканчивается вторая часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Впервые была напечатана в 1832 г. во второй книжке «Вечеров». Отсутствие рукописи делает невозможным определить точную датировку написания повести. Предполагается, что она относится к ранним произведениям Н.В.Гоголя и относится к периоду 1829 — 1830 гг.
В сюжетной линии переплетаются два главных мотива: поиск клада и безобразия, творимые чертями, в заколдованных местах. Сама повесть берёт начало в народных фольклорных рассказах, в которых основным лейтмотивом проходит мысль о том, что богатство, полученное у нечистой силы, счастья не приносит.
Автор обличает жажду обогащения, неуёмную страсть к деньгам, которая однозначно приводит к катастрофическим последствиям, а приобретённые деньги превращает в мусор. В основе повести лежат народные поверья и легенды о заколдованных «обманных местах».
В основе сюжета рассказ дьячка местной церкви Фомы Григорьевича, знакомого многим читателям по повести «Пропавшая грамота», о случае из жизни его деда. Рассказ его, яркий и запоминающийся, полон юмора. Автор не случайно дал повести название «Заколдованное место».
В нём переплетаются два мира: реальность и фантастика. Реальный мир представлен бытом людей, фантастический — это могила, клад и чертовщина. Воспоминания дьячка уносят его в детство. Отец со старшим сыном уехал продавать табак. Дома остались мать с тремя детьми да дед.
Однажды, загуляв с заезжими торговцами, стал дед плясать в огороде, пока не дошёл до одного места на огороде и не остановился, как вкопанный, возле грядки с огурцами. Огляделся и не узнал места, однако понял, что он находится за гумном писаря. Кое-как нашёл тропинку и увидел, как на ближней могилке вспыхнула свеча. Заметил ещё одну могилку. На ней тоже вспыхнула свечка, а за ней другая.
По народному преданию, такое происходит там, где закопан клад. Дед обрадовался, но с собой у него ничего не было. Отметив место большой веткой, пошёл домой. На следующий день пытался найти это место, но ничего не нашёл, лишь случайно ударив заступом по огуречной грядке, он снова оказался на прежнем месте, возле могилы, на которой лежал камень.
И тут началась настоящая чертовщина. Не успел дед достать табаку, чтобы понюхать, как кто-то чихнул у него за ухом. Начал копать и откопал котелок. «А, голубчик, вот где ты!». И следом за ним эти же слова повторили птица, баранья голова с верхушки дерева и медведь.
Дед перепугался, схватил котёл и кинулся бежать. В это время его стали искать мать и дети. Поужинав, мать вышла вылить горячие помои и увидела, что на неё ползёт бочка. Решив, что это шалящие дети, женщина вылила на неё помои. А оказалось, это шёл дед.
Решили посмотреть, что за клад принёс дед, открыли котелок, а там оказался мусор «и стыдно сказать, что такое». С тех пор дед стал верить только во Христа, а заколдованное место огородил плетнём.
Герой повествования дед Максим. Судя по словам дьячка, дед его был человеком весёлым и интересным. В ироничном описании автора это весёлый, живой старик, любящий повеселиться, пошутить, где-то прихвастнуть. Большой любитель послушать рассказы чумаков. Внуков своих именует не иначе как «собачьи дети», но ясно, что все они его любимцы. Внуки отвечают ему такой же любовью.
Само заколдованное место можно назвать героем повести. По современным понятиям его можно назвать аномальным местом. Дед Максим обнаруживает это место случайно во время танца. Внутри зоны пространство и время меняют свои свойства, которые старик приписывает нечистой силе. Сама аномальная зона тоже имеет свой характер.
К чужим оно не проявляет особой любви, но и не вредит явно, только пугая. Большого вреда от присутствия этого места в реальном мире нет, за исключением того, что здесь ничего не растёт. Более того, оно готово поиграть со стариком. То скрывается от него, то легко открывается. К тому же в его распоряжении немало средств для запугивания: погода, исчезающая луна, говорящие бараньи головы и чудища.
Демонстрация всех этих чудес на какое-то время пугает старика и он бросает свою находку, но жажда получить клад оказывается сильнее страха. За это и получает дед наказание. Котёл, который он с таким трудом добыл, оказался набит мусором. Наука пошла ему впрок. Дед стал очень набожен, зарёкся связываться с нечистой силой и наказал это всем своим близким.
Данной историей Гоголь показывает, что впрок идёт лишь то богатство, что нажито честным путём, а то, что нажито нечестным путём — призрачно. На примере истории с дедом он даёт нам возможность верить в доброе и светлое.
Современники писателя, среди которых Белинский, Пушкин Герцен, приняли повесть восторженными отзывами. Уже более 150 лет эта повесть вызывает у читателя улыбку, погружая его в удивительный гоголевский мир остроумия, фантастики, народной поэзии, в которой оживает сама душа народа.
Читайте также: Великий Гэтсби – анализ и сочинения о романе Ф. Фицджеральда.
«Заколдованное место» уникально умелым использованием фольклора и народных легенд. Даже введённая в повесть нечистая сила не имеет ничего общего с мистикой. Народная фантастика привлекательна для нас своей бытовой простотой, наивной и непосредственной. Поэтому все герои Гоголя насыщены яркими жизненными красками, полны задора и народного юмора.
Чумаки. Кто это и чем они занимались
300 лет назад профессия чумака дарила престиж, богатство и освобождение от панщины. Но она была также смертельно опасной из-за разбойников и болезней. Выжить в безлюдной степи чумакам помогали строгие правила.
Работа чумака такая же давняя, как желание украинца посолить борщ. Извоз соли – давний промысел, но зарождение чумацтва ученые связывают с концом 15 века. Этому способствовал упадок Золотой Орды и Великие географические открытия.
Географические открытия снизили цены на прежде драгоценные и экзотические специи, а ослабление Орды сделало причерноморскую степь ничейной землей, Диким полем, а проходившие по ней соляные маршруты очень опасными. Крымское ханство приняло протекторат Османской империи, и торговое сообщение с христианским миром было приостановлено.
Когда крымский хан осознал, какой ущерб его казне наносят разбойники, он заключил договор с польским королем. Купцы из Киева, Луцка и других подвластных Польше украинских городов приглашались в Кафу, Хаджибей и Перекоп. Объем покупаемой соли не ограничивался, достаточно было заплатить пошлину. Обеспечивалась охрана — «татарская сторожа», а также компенсация убытков и обид, нанесенных местными грабителями. Это был 1540 год.
В то же время набирал силу достойный противник степных кочевников — Запорожская Сечь. Транспортное сообщение с Крымом становилось относительно безопасным.
ПРАВИЛО 1. СОБЛЮДАЙ ДИСЦИПЛИНУ
Ездить за товаром в одиночку было безумием, к тому же нерентабельно. Чумаки объединялись в караваны — валки. Скромный чумак владел 5 возами, зажиточный — 30—40, богач и потенциальный миллионер — 100. Пять возов составляли батову, 6 батовых — валку. Бывали валки по 100—150 возов, но оптимальный размер каравана — 40.
Связано это было с дефицитом воды в степи. Из одного колодца нельзя было напоить больше 80 волов. Впереди каждой батовой ехал ответственный за нее чумак, во главе всей валки — атаман. Атамана выбирали на ежегодном собрании. Он отвечал за маршрут, денежные вопросы и дисциплину.
Хотя и запорожцы, и татары предоставляли охрану, чумаки были вооружены. В повадках и в умении драться они были похожи на казаков. На ночевку, зимовку и при угрозе нападения выставляли возы кольцом, загоняя волов внутрь.
На досуге чумакам было запрещено играть в карты, чтобы не было соблазна проиграть чумачку, — так называли походное имущество: волов, возы, инструменты. Во время зимовки, когда было много свободного времени, чумаки пели песни, играли на сопилках, в шашки, украшали резьбой возы.
ПРАВИЛО 2. УВАЖАЙ ВОЛА
Во главу батовой всегда ставили самых проворных волов, чтобы те задавали темп остальным. И все равно воловья упряжка ехала катастрофически медленно, 2—3 километра в час. Каждый день чумаки старались преодолеть 30 километров. В зависимости от маршрута, за сезон успевали сделать 2—3 ходки. Например, путь из Харьковщины в Крым и назад занимал 9 недель, в Одессу — 13 недель, из Киевщины в Крым и обратно — 7 недель.
Волы — это кастрированные в юности быки. Смирный нрав, выносливость и неприхотливость — отличительные качества волов, объясняющиеся низким уровнем тестостерона. Они медленно росли, не становились высокими, но набирали большую мышечную массу. Благодаря ей, система упряжи для вола была намного проще и дешевле, чем для лошади.
Чумацкие волы стоили вдвое больше обычных хозяйских. Идеальное животное имело рога не менее 1 метра длиной, которые торчали в стороны и на кончиках загибались назад — такими сложно нанести повреждения. Для упряжки выбирали только серых волов. Исключением могли стать черные с белой звездочкой на лбу, — таким приписывали магические свойства, якобы они защищали остальных от болезней. Каждому давали имя: Розвага, Журавель, Козак, Чорноморец.
Чумаки считали, что лучшая профилактика болезней у волов — регулярное питание и чистота. У каждого чумака была деревянная гребенка. Животных ежедневно мыли, чесали, натирали соломой, стеклом чистили рога, иногда золотили — для красоты.
Каждую осень, до Покровы, чумаки уходили с волами на зимовку. Прокормить и разместить сотню волов в пределах села было невозможно (в день каждый съедал 25 килограммов сена). На юге находили пастбище с водопоем, покупали у помещиков гигантскую скирду сена и оставались зимовать.
Когда торговля стала сходить на нет, чумаки оставляли себе хотя бы пару волов, потому что «без вола двор унылый». Вол уступал коню в скорости в 20 раз, но даже выезжая в соседнее село по делам, профи предпочитали вола. Езду на коне считали неприличной: «Вроде я и не чумак». Некоторые на старости лет растили чумацких волов просто для души — учили командам, приучали к ярму и охране двора.
ПРАВИЛО 3. БУДЬ МУЖИКОМ
Чумацтво было исключительно мужским промыслом, и женщина на пути считалась дурным предзнаменованием — вол погибнет или чумак заболеет. Так что, завидев издалека караван, женщины скорее искали бурьяны погуще или перепрыгивали через плетень. Благосклонны чумаки были только к односельчанкам или женщинам из соседних сел — им давали по горсти перца или ладана. Добрососедские отношения брали верх над предрассудками.
Каждый чумак был способен смастерить воз и загрузить его. Воз с одной парой волов вмещал 1000—1500 килограммов соли. Когда валка добиралась в Крым, двое чумаков шли пасти волов, остальные становились в очередь за солью. Местные рабочие, с ног до головы одетые в кожу, ломали ее и складывали в огромные кучи, которые под воздействием влаги превращались в камень. Разбивать соль можно было только деревянными лопатами и молотами. Каждый чумак ломал, взвешивал и грузил по пять возов.
После покупки соли атаман распределял валки и отправлял заказчикам. В 18—19 веках «чумацкой столицей» был Староконстантинов на Хмельниччине, и многие чумаки везли соль из Крыма туда. Оттуда купцы доставляли ее заграницу. Часто везли в Крюков (это район современного Кременчуга), откуда русские доставляли соль на баржах по Днепру в Россию.
ПРАВИЛО 4. НЕ БОЛЕЙ
Человек со слабым здоровьем в чумаки не годился. В степи беспощадно жгло солнце, часто настигали пыльные вихри, ночевать приходилось под открытым небом. Чаще всего чумаки страдали от расстройства пищеварения — соняшныци. Лечили водкой с полынью и жаром — ставили на живот горячий котелок либо укладывали больного животом вниз на затушенное после обеда кострище.
Пострадавшему от пристрита (сглаза) за спиной брызгали холодной водой, давали стопку водки и укладывали спать, накрывая шкурой или кожухом. Вогники (нарывы) промывали водой, в которой погасили уголек. От порезов — спиртовая настойка на березовых почках или подорожник. При лихорадке пили спиртовую настойку на полевом хмеле, ели скорлупу освященных крашенок, обкуривали себя табаком, ладаном.
Чумаки возле корчмы. Неизвестный художник, 1840-е годы.
Считалось, что «лихорадки есть всякие: одни боятся молитвы, другие ладану, третьи водки». Каждый чумак держал в сапоге листок с молитвой, трубку и сопилку. Чумаки часто умирали в пути. В таком случае умершего везли до ближайшего села, где со священником хоронили и получали метрику о смерти. Если только причиной смерти была не чума. Умершего от чумы товарища как можно скорее отвозили в степь, где жгли старые сапоги и смолу — чтобы было как можно больше чада. Хоронили, умывались водкой, обкуривали себя табаком и быстро уезжали. Рога волов, принадлежащих покойнику, красили в черный цвет. Деньги, заработанные волами умершего, передавали вдове.Если чумаки возвращались из местности, где бушевала чума, их ставили на двухнедельный карантин. Чумаки очень его не любили — из-за материальных издержек. Но объезжать зараженные села порой было опасно — окольный путь мог идти через болото или реку без брода. Тогда гадали: клали в миску сухарь, кристалл соли, уголек и раскачивали над ней камень на нитке. Если качнется к соли — карантин к возвращению отменят, если к хлебу — обходи чумное село и все будет хорошо, если к угольку — хоть что делай, случится беда. Чтобы не заразиться чумой, чумаки обмазывали себя дегтем. «Выходили в дорогу в белом, а приходили в черном. И ничем его нельзя было отстирать кроме как коровьим маслом, а потом щелоком, золой и будет белое».
ПРАВИЛО 5. НЕ СКУПИСЬ
Возвращение чумаков — радостная новость для всего села и повод для массового застолья. Прибытие всего каравана могло растянуться на пару дней, празднование — на неделю. Каждый в селе получал гостинцы: по горсти соли, перца, гвоздики, изюма, немного рыбы. За это чумаков любили — дома они редко вели деньгам счет и давали без процента в долг. На зимние праздники у ворот зажиточного чумака выстраивалась очередь, и каждого посыпальника хозяин осыпал монетами. На Варварин день (17 декабря), Савин День (18 декабря), день Николая (19 декабря) и в конце Рождественского поста каждая чумацкая хата справляла обеды для всего села.
Ян Левицкий, «Чумак из Умани», примерно 1841 год.
Домой чумаки всегда брали несколько пудов соли и специй для розничной продажи, которой занимались их жены. Семьи перевозчиков редко занимались сельским хозяйством, жили на порядок лучше соседей и никогда не знали недостатка в деньгах. При первой возможности они откупались от панщины. Часто молодые крепостные сбегали от помещиков к чумакам в другое село и становились паровичниками — арендаторами воза с парой волов. Чумаки не любили наемных рабочих, считали халтурщиками, а паровичники относились к волам и грузу ответственно. За несколько лет паровичник зарабатывал на собственных волов, откупался от помещика и становился чумаком.
ПРАВИЛО 6. КАЛЕЧЬ ВОРА
Перед началом пути все чумаки сдавали деньги атаману, он складывал их в один воз. Впрочем, грабители могли позариться и на товар, и на скот. Если чумаки ловили вора, в лучшем случае он становился калекой. Самосуд был крайне жесток. Например, вора раздевали, обвязывали шнурком большие пальцы ноги и привязывали как можно ближе к голени. После били палками по ступням до перелома и оставляли в степи. Или дробили ноги в мясо с помощью груженого воза – поднимали заднюю ось, клали ногу под колесо и резко опускали.
Если чумаки были не в духе, грабителя кормили пересоленной кашей или соленой рыбой, после заставляли пить много воды. Сопротивление наказывалось кнутом. Затем брали нитку, пропитанную смолой, и обвязывали ее вокруг пениса снизу до верху. Связывали руки за спиной и отпускали. В скором времени вор испытывал непреодолимое желание справить малую нужду, но не мог. Обычно заканчивалось все отеком пениса, некрозом тканей, разрывом мочевого пузыря. Человек медленно умирал от боли или становился добычей волков.
ЗАКАТ ЭПОХИ
Валка возов в воловьих упряжках. Село Шевченково Черкасской обл. XIX век.К началу 19 века чумацтво стало основным видом грузового транспорта. К тому времени Крым вошел в состав Российской империи, в Европе отгремели наполеоновские войны и вырос спрос на украинский хлеб. Десятки тысяч возов везли в порты Одессы, Николаева, Херсона, Мариуполя зерно. На экспорт шли также шерсть, льняное масло, лес. Во время Крымской войны 1853—1856 годов чумаки везли в Крым грузы для российской армии. Закат чумацкого промысла начался в конце 19 века — с появлением железных дорог. Многие из них были проложены по старым чумацким путям.