Кто такие фараоны древнего египта
Кто такие фараоны?
Фараон это титул, чаще всего фараонами были мужчины, а в некоторых случаях и женщины. Фараон был верховным жрецом и правителем Древнего Египта. Египтяне верили, что фараон был не просто правителем. Он или она были почти богом, происходящим от огня, бога солнца.
Фараон
Боги поручили фараону следить за порядком в земле Египетской. Он отвечал за то, чтобы богам приносились жертвы. Тогда боги продолжат благословлять Египет ежегодными разливами Нила. Они поливали посевы, от которых зависел весь египетский народ.
Фараон носил двойную корону. Он сочетал белую корону Верхнего Египта с красной короной Нижнего Египта. Это доказывало, что он был правителем как верхнего, так и Нижнего Египта. Кобра на краю короны изображала глаз огня. Это защищало его от врагов.
Фараон также носил посох, символ его долга защищать свой народ, и цеп или кнут, символ его власти наказывать своих врагов.
История
Примерно к 3400 году до нашей эры Египет состоял из двух царств, верхнего и Нижнего Египта. Около 3100 года до нашей эры Египет был объединен, вероятно, под властью Менеса, также называемого Нармером, первого фараона. С тех пор история Египта была разделена на три основных периода: старое Царство, Среднее Царство и Новое Царство. Старое Королевство было эпохой строительства пирамид. В среднем царстве Египет торговал с другими странами и завоевал Нубию на юге.
Новое Царство (1550-1070 до н. э.) было золотым веком Египта. Столица находилась в Фивах на юге. Фараоны завоевали земли на Ближнем Востоке и сделали Египет богатым. Они строили великие храмы. Но богатство Древнего Египта привлекало и других правителей. Египет был захвачен армиями Ассирии, Греции, Персии и окончательно пал перед римлянами в 30 году до нашей эры.
Эхнатон
В 1352 году до нашей эры Аменхотеп IV вступил на египетский престол. Вскоре после этого он сменил свое имя на Эхнатон. Это было потому, что он верил в единого бога, бога солнца Атона. Древние египтяне традиционно верили во многих богов. Жрецы стали почти такими же могущественными, как сам фараон. Эхнатон и его царица Нефертити запретили эти верования и основали новую религию, основанную на поклонении только Атону. Это оказалось непопулярным у знати.
Мальчик-король
Сын Эхнатона, Тутанхамон, взошел на трон примерно в 1336 году до нашей эры. Ему было всего девять лет, и поэтому он стал известен как «мальчик-король». Царь Тутанхамон, как его еще иногда называют — один из самых знаменитых фараонов. Это потому, что именно его гробница была обнаружена, почти со всеми ее сокровищами, в 1922 году.
Рамсес II
Рамсес II (1279-1213 до н. э.) был, вероятно, самым могущественным фараоном в истории Древнего Египта. Его правление было чрезвычайно долгим, 67 лет, и он дожил примерно до 90 лет. Хотя у него было много жен и детей в течение его долгой жизни, его великая царственная жена, царица Нефертари, была очень любимой и уважаемой фигурой. У Рамсеса было много великолепных памятников, включая храмы и статуи, построенные в память о его правлении.
Рамсес поклялся вернуть территории Палестины и Сирии, которыми тогда управлял народ под названием хетты, для Египетской империи. Его армия сражалась с хеттами в местечке под названием Кадеш. Рамсес едва избежал тяжелого поражения, но впоследствии добился победы египтян. Позже он заключил мир с хеттами и женился на Хеттской принцессе.
Клеопатра
Последним правящим фараоном Египта была Клеопатра VII (69-30 до н. э.). Она происходила от греческого царя Александра Македонского. Римский полководец Юлий Цезарь помог ей стать единоличным правителем Египта вместо ее брата Птолемея XIII. после убийства Цезаря в 44 году до н. э. Она и ее любовник Марк Антоний заключили союз против Октавиана (позже Августа). Их войска потерпели поражение в битве при Актиуме.
Почему фараонов не называли фараонами?
Из школьных учебников мы знаем, что правителей Древнего Египта называли фараонами. Египтолог Галина Караулова объясняет, откуда взялось слово «фараон» и почему оно никогда не было официальным царским титулом
Термин «фараон» действительно никогда не был официальным царским титулом в Древнем Египте, хотя, безусловно, имел прямое отношение к высшей власти. Греческое слово φαραώ, благодаря которому мы все сейчас называем правителей Древнего Египта фараонами, происходит от древнеегипетского pr-aА (принятое чтение — «пер-а»), что буквально переводится как «великий дом». Первоначально термин pr-aА употреблялся только в контексте придворного быта: когда речь шла о дворцовых постройках, о придворных должностях или работах, например imy-r pr-aA («надзиратель во дворце»), smr pr-aA («придворный»). Однако со временем — далеко не сразу — слово начало использоваться как вежливый эвфемизм для обращения к царю вроде «Ваше Величество», ведь царское имя или официальная титулатура носили сакральный характер, поэтому произнесение их всуе было бы неприличным и даже, можно сказать, кощунственным.
Первое упоминание обращения к царю как к pr-aA встречается в документах XII династии, но окончательно это обращение вошло в обиход только в Новом царстве, в правление XVIII–XIX (во второй половине II тысячелетия до н. э.) династий. Уже сильно позже, в эллинистический период, то есть в последние несколько веков перед началом нашей эры, pr-aA становится обиходным названием любого царя как такового — и не только египетского: термин применяется в том числе и по отношению к чужеземным правителям. В эту эпоху слово и попало в греческий язык и дальше стало для всей европейской цивилизации традиционным обозначением египетского царя.
Как же официально назывался титул древнеегипетского царя?
Полная царская титулатура в Древнем Египте состояла из пяти различных титулов-имен, из которых самым близким к нашему термину «царь» будет nsw-bity (принятое чтение — «несу-бити»). Написание этого слова включает в себя изображения тростника и пчелы. По мнению большинства исследователей, это сакральные символы Верхнего и Нижнего Египта соответственно. Буквально nsw-bity можно перевести как «тот, который от тростника и пчелы», иными словами — «правитель как Верхнего Египта, так и Нижнего»: дело в том, что в начале своей истории Египет был разделен на два враждующих царства — Верхнеегипетское и Нижнеегипетское, и только с момента объединения их в одно государство возник тот сильный и процветающий Египет, каким его знаем мы и каким его знали сами египтяне, поэтому тема этого дуализма проходит красной нитью через почти все символы царской власти. Эта власть для древних египтян была не в последнюю очередь именно залогом (если не сказать памятником) единства, подарившего им стабильную и благополучную жизнь.
«Несу-бити» являлось тронным титулом или, как его еще называют, «солнечным», ведь в большинстве случаев имя царя, следовавшее за этим титулом, включало в себя упоминание бога Ра. Другие царские титулы подчеркивали разные аспекты сакрализации правителя.
Самым древним из длинной цепочки титулатуры было так называемое Хорово имя: по нему царь отождествлялся с богом Хором — богом-соколом, богом-воителем, в мифологии победившим силы зла в лице бога-антагониста Сета. К самому имени Хора прибавлялся также эпитет, который как бы пояснял, какой является частица Хора в этом царе, какие качества в себе хотел подчеркнуть царь. В течение первых династий, когда самой актуальной задачей царя было удерживать Верхний и Нижний Египет под одной властью, эти имена были подчеркнуто агрессивные, маскулинные, например Хор-боец или различные упоминания животных — змеи, крокодила, скорпиона. Позже, когда в Египте наступила стабильность, Хоровы имена стали спокойнее и миролюбивее, например Хор-Перэнмаат — «Достигающий Маат» (то есть правды, гармонии).
Следующим за ним было имя Обеих Владычиц (титул «небти», nbty от слова nbt — «владычица, госпожа»), также напоминающее нам о функции царя-объединителя и легитимизирующее единую власть царя над Верхним и Нижним Египтом. Здесь под «Обеими Владычицами» имеются в виду богини Нехбет и Уаджет — покровительницы Верхнего и Нижнего Египта соответственно. Эти титулы имели такие формы: «Брат Обеих Владычиц», «Тот, кто наследует Обеим Владычицам» и даже «Поцелованный Обеими Владычицами».
Третьим официальным титулом было так называемое золотое имя, или имя Хора Златого: написание титула чаще всего начиналось с изображения Хора, восседающего на иероглифе золота. Золото в менталитете древних египтян было сакральной субстанцией: из него, по преданиям, состояла плоть богов, оно же являлось символом солнца, поэтому в моменты усиления солнечного культа солярный элемент начинал также встречаться и в «золотом» титуле. Эти титулы могли звучать как «Золотой именем своим», «Златой Хор, изобильный своими годами, как бог Атум», «Прекрасное золото» или даже, например, «Солнце в золоте».
Наконец, личное имя царя, данное ему при рождении, указывалось в титулатуре на последнем месте, обычно его предварял эпитет «Сын Ра» — это символизировало рождение царя от сакрального брака.
В целом эта цепочка из четырех (не считая личного имени) титулов-имен, начиная со Среднего царства, когда она окончательно оформилась, и до позднейших времен, составляла своего рода программный политический манифест для каждого царя. Из титулатуры нередко можно понять, какие качества превозносил в себе правитель, какие аспекты своей политики он считал главенствующими и какими событиями своего правления гордился. Некоторые египетские цари даже по несколько раз меняли свои титульные имена, чтобы обозначить начало нового этапа в своем правлении. Так, например, основатель XI династии Ментухотеп II сменил Хорово имя «Тот, чья белая корона (то есть корона Верхнего Египта) божественна» на имя «Объединитель обеих земель». Он сделал это после того, как заново объединил Египет, разобщенный в смутное время (в Первый переходный период), и начал тем самым эпоху Среднего царства.
Разберем для примера титулатуру Тутмоса III — одного из самых значительных царей эпохи Нового царства, великого завоевателя, расширившего границы территорий, подчиненных Египту, до Сирии на севере и до пятого порога Нила на юге.
Его Хорово имя звучит как Канэхет Хаэмуаст: (Хор) Могучий бык, явившийся в Фивах.
Титул Небти (или Обеих Владычиц) — Уахнесит Мираэмпет: (Тот, кто от Обеих Владычиц) Длящийся в своем правлении, подобно Ра в небесах.
Тронное имя Тутмоса III — Менхеперра: (Царь Верхнего и Нижнего Египта) Долговечное проявление Ра.
Золотое имя — Джесерхау Сехемпехти: (Златой Хор) Священный своими проявлениями, могущественный силой своей.
И наконец, личное имя звучит как Тутмос Неферхеперу: (сын Ра) Бог Тот был рожден, прекрасный в своих проявлениях.
Фараон
Фараон — современное титульное наименование царей Древнего Египта. По-видимому, никогда не было официальным титулом, а возникло как эвфемизм, позволяющий обойтись без упоминания царского имени и официальных царских титулов, в эпоху Нового царства и особенно распространилось к середине I тыс. до н. э. Греческое слово «греч. Φαραώ » заимствовано из Библии (ивр. פַּרְעֹה , [пар‘о̄]); оригинальное египетское «per-oh» буквально означает «великий дом», то есть царский дворец. Обычным же наименованием египетских царей было выражение «принадлежащий Тростнику и Пчеле» («несу-бити»), то есть соответственно Верхнему и Нижнему Египту, либо просто «повелитель обеих земель» («небтауи»).
Содержание
История
Деспотические монархии в Египте зародились во второй половине IV тыс. до н. э. После объединения Верхнего Египта и захвата царями Нармером и Миной (Менесом) дельты Нила (XXXI в. до н. э.) агрессивный военный характер этих монархий стал меняться. Одновременно с развитием бюрократического аппарата и переводом хозяйства в прямое подчинение монарху шла сакрализация его власти. Царь стал рассматриваться как гарант благосклонности богов к стране. Начиная с IV династии, он ассоциируется не с богом Хором, а с солнечным богом Ра, сыном которого и считается. Тогда же одна за другой были построены Великие пирамиды, олицетворявшие исключительную мощь и величие правителей того времени.
С упадком Древнего царства, климатическим кризисом XXIII—XXII вв. до н. э. [1] и вступлением Египта в I Переходный период могущество и авторитет египетских царей ослабли, возросло влияние и богатство знати и государственных чиновников. Эпоха Среднего царства так полностью и не вернула египетским царям потерянного. После распада Среднего царства и завоевания Египта большей частью страны стала править гиксосская династия, обладавшая полноценным сакральным статусом.
После изгнания гиксосов в начале Нового царства Египет оказался в новом политическим положении: он больше не доминировал в регионе, где у него появились такие могущественные соперники, как царство Митанни и позже Хатти (Хеттское царство). В результате авторитет фараонов стал основываться в значительной степени на их военных успехах. Тем, кто их не имел (как женщина Хатшепсут и царь-миротворец Аменхотеп III), приходилось усиленно убеждать подданных в своём божественном происхождении. Несмотря на это, морально-идеологическая зависимость общества от царя уже не шла ни в какое сравнение с Древним царством. К концу II тыс. до н. э. децентрализация египетского общества, рост влияния храмов и номархов закончились распадом Нового царства.
С этого времени фараоны не имели существенного влияния в регионе. Лишь некоторым из них (например, Псамметиху I) удавалось объединить Египет и вмешиваться в дела соседних стран. Население и отдельные хозяйства становились всё более независимы от царя, а его сакральная роль посредника между народом и богами практически исчезла. В 525—485 гг. до н. э. фараонами Египта официально считались персидские цари Ахемениды, в 332—323 гг. до н. э. — Александр Македонский, а после смерти последнего — Птолемеи, потомки его диадоха Птолемея Лага.
Имена
Со времён Среднего царства установился полный титул египетских царей, состоящий из пяти имён:
Правители Среднего и Нового царств популярны в основном под личными именами (Аменхотеп, Тутмос и др.), однако ранние цари нередко известны только по Хорову имени (например, Нармер).
Атрибуты
См. также
Ссылки
Примечания
Личное имя • Тронное имя • Хорово имя • Имя по Небти • Золотое имя |
Династические генеалогии: IV • XII • XVIII • XIX • XX • XXI • XXV • XXVI • XXVII • XXXI • Птолемеи | |||||||||||||
Протодинастический Египет (до 3150 до н. э.) |
| ||||||||||||
Раннединастический период (3150-2686 до н. э.) |
| ||||||||||||
Древнее царство (2686—2181 до н. э.) |
| ||||||||||||
1-й переходный период (2181—2040 до н. э.) |
| ||||||||||||
Среднее царство (2040—1782 до н. э.) |
| ||||||||||||
2-й переходный период (1782—1570 до н. э.) |
| ||||||||||||
Новое царство (1570—1070 до н. э.) |
| ||||||||||||
3-й переходный период (1069—525 до н. э.) |
| ||||||||||||
Поздний период (525—332 до н. э.) |
| ||||||||||||
Эллинистический период (332-30 до н. э.) |
| ||||||||||||
♀ указывает на женщин-фараонов |
Полезное
Смотреть что такое «Фараон» в других словарях:
Фараон — общепринятое обозначение древнеегипетских царей, с XXII династии титул царя. Термин Фараон происходит от древнеегипетского слова пер о (буквально, большой дом), переданного библейской традицией как Фараон. Первоначально термин Фараон обозначал… … Энциклопедия мифологии
ФАРАОН — (фр. faraon, еврейск. paroh царь). 1) Название древне египетских царей. 2) азартная игра во французские карты, названная так потому, что один из королей изображал фараона. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н.,… … Словарь иностранных слов русского языка
Фараон — обозначение древнеегипетских царей, позднее титул царя. Термин фараон происходит от древнеегипетского большой дом. Первоначально обозначал царский дворец, а позднее с 16 в. до н.э. самого царя. Фараон носил различные короны: белую как царь… … Исторический словарь
фараон — кличка городового (Ушаков) См … Словарь синонимов
Фараон — (егип. пер о, большой дом ), титул егип. царя, в Библии нередко употребляется как имя собств. В этой связи возникают многочисл. затруднения при выяснении личностей, названных в Библии Ф., поскольку библ. сообщения о них бесспорно не… … Библейская энциклопедия Брокгауза
ФАРАОН — ФАРАОН, фараона, муж. (греч. pharao с египетского). 1. Титул древне египетских царей (ист.). 2. Кличка городового (дорев. прост. презр.). 3. только ед. Род азартной игры в карты, сходный с баккара. «Дамы играли в фараон.» Пушкин. Толковый словарь … Толковый словарь Ушакова
фараон — ФАРАОН, а, м. Милиционер. Ср. устар. уг. «фараон» полицейский, жандарм … Словарь русского арго
ФАРАОН — древнеегипетский царь. Считался сыном бога Солнца и обладал неограниченной властью … Юридический словарь
ФАРАОН — традиционное обозначение древнеегипетских царей, с 16 в. до н. э. титул царя. Происходит от египетского пер о ( большой дом ) в первоначальном значении царский дворец … Большой Энциклопедический словарь
ФАРАОН 1 — ФАРАОН 1, а, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ФАРАОН 2 — ФАРАОН 2, а, м. Род азартной карточной игры. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова