Кто такие фатимиды в исламе
Кто такие фатимиды?
Династия Фатимидов – политическая и религиозная династия, которая доминировала в Северной Африке, а затем на Ближнем Востоке с 909 по 1171 год и безуспешно пыталась вытеснить оттуда аббасидских халифов в качестве лидеров исламского мира. Она получила свое название от Фатимы, дочери Пророка Мухаммада.
До Фатимидов в Северной Африке и Египте были и другие правители, которым удалось стать практически независимыми от аббасидских халифов в Багдаде; но они были мусульманами суннитской ветви ислама. Фатимиды, однако, были главами конкурирующего религиозного движения-секты Исмаили из ветви Шиди – и посвятили себя свержению существующего религиозного и политического порядка во всем исламском мире в Северной Африке.
В отличие от своих предшественников, фатимиды отказались даже номинально признать над собой господство халифов-аббасидов, которых они отвергли как узурпаторов. Они сами считали себя потомками пророка через его дочь, были в глазах своих последователей законными халифами, как по происхождению, так и по Божественному выбору хранителями истинной веры и законными главами Вселенского Исламского государства и общины. Их целью было не установление еще одного регионального суверенитета, а вытеснение Аббасидов и создание на их месте нового халифата.
В течение 9-го века во многих частях исламской империи появились миссионеры-исмаилиты, проповедовавшие доктрину революции против суннитского ордена и государства Аббасидов. После ряда неудачных восстаний исмаилиты смогли основать прочную базу в Йемене; оттуда они послали эмиссаров в Северную Африку, где добились наибольшего успеха. К 909 году они стали достаточно сильны, чтобы их имам, который скрывался до этого времени, вышел в свет и провозгласил себя халифом с мессианским титулом аль-Махди (божественно управляемый). Это ознаменовало начало нового государства и династии.
Первые полвека фатимидские халифы правили только в Северной Африке и на Сицилии
Фатимидский халифат был режимом одновременно имперским и революционным. На родине халиф был сувереном, управлявшим огромной империей и стремившимся расширить ее обычными военными и политическими средствами. Его сердцем был Египет; его провинции на пике своего развития включали Северную Африку, Сицилию, побережье Красного моря Африки, Сирию, Палестину, Йемен и Хиджаз с двумя священными городами-Меккой и Мединой. Контроль над ними представлял огромную ценность для мусульманского правителя, придавая ему большой религиозный престиж и позволяя использовать ежегодное паломничество в своих интересах.
Халиф был не только императором, но и имамом — духовным главой исмаилитов, где бы они ни находились, и, согласно учению исмаилитов, воплощением Бога. Таким образом, он был заклятым врагом ордена суннитских Аббасидов и надеждой и прибежищем тех, кто хотел свергнуть его. Во всех землях, все еще находящихся под сюзеренитетом Аббасидов, он командовал огромной сетью миссионеров и агентов и использовал их, чтобы привлечь новообращенных исмаилитов и работников для службы династии; их задачей было также проповедовать и, по возможности, практиковать подрывную деятельность против суннитского ордена и режимов, которые его поддерживали.
Работа миссии была лишь частью — хотя и важной – великой стратегии фатимидов против суннитской империи; в этой стратегии общечеловеческие цели веры исмаилитов и имперские цели государства фатимидов встретились и слились воедино. С этими действиями была связана большая торговая экспансия и экономическая политика, направленная на развитие торговли по Красному морю между Азией и Ближним Востоком в ущерб альтернативному маршруту через Персидский залив, который контролировался суннитскими державами. В ходе этих усилий Фатимиды распространили свое господство на оба берега Красного моря, установили свое господство в Йемене и послали миссионеров в Восточную Аравию, в Центральную Азию и в Индию.
Пик экспансии фатимидов на Восток был достигнут в 1057-1059 годах, когда один из генералов-диссидентов в Ираке перешел на другую сторону и провозгласил фатимидского халифа главой государства в Мосуле, а затем, в течение года, в самом Багдаде. Однако фатимиды не смогли оказать должную поддержку, и генерал был изгнан из Багдада турками-сельджуками. Это оказалось поворотным моментом и началом упадка власти фатимидов.
В своих военных и торговых предприятиях за границей династия добилась многих успехов, наиболее заметным из которых было завоевание самого Египта. Однако правители неоднократно терпели неудачи в Палестине и Сирии, где, помимо местных противников, им также приходилось сталкиваться с крупными нападениями извне — со стороны византийцев, турок, а затем европейских крестоносцев. Именно в Сирии было задержано и остановлено большое наступление фатимидов на Восток; и именно в Сирии возникла новая сила, которая со временем уничтожила их.
Эти неприятности за границей, несомненно, стали одной из причин недовольства в Египте. Сначала Халифы сохраняли полный личный контроль над делами, возглавляя по существу гражданское правительство. Однако значение армии возросло, и между берберскими, турецкими, суданскими и нубийскими войсками возникли фракционные разногласия. Борьба между различными группами впервые стала фактором во время правления аль-Хакима (правившего в 996-1021 гг.), в чье время, отчасти из-за его собственного весьма эксцентричного поведения, личный авторитет и религиозный престиж халифа начали снижаться. Его преемники стали не более чем марионетками в руках своих визирей и полководцев. Во время долгого правления аль- Мустаншира (правившего в 1036-94 гг.) раздоры между фракциями привели Египет в порочный круг анархии и тирании, усугублявшийся повторяющимися голодом и чумой. Провинции на востоке и Западе были потеряны для местных династий или захватчиков.
Конец династии наступил в 1171 году. Последние четыре халифа были не более чем местной египетской династией, лишенной власти, влияния и надежды на более светлое будущее. В 1171 году умер последний халиф. Саладин, номинальный визирь, стал настоящим хозяином Египта, и фатимидский халифат, как религиозная и политическая сила, был формально упразднен.
Фатимиды
Государство Фатимидов (909—1171) — средневековое шиитское (исмаилитское) арабское государство с центром в Каире (с 972). В эпоху своего могущества Фатимидский халифат включал в себя территории Египта, Магриба, Палестины и Сирии. Откололось от халифата Аббасидов в результате восстания в провинции Ифрикия (современный Тунис) берберских племен, возглавляемых исмаилитским проповедником Абу Абдаллахом. Абу Абдаллах передал всю власть Убейдаллаху, который утверждал, что является потомком Фатимы. Низложено Саладином — курдским военачальником, призванным для организации обороны против крестоносцев в 1169.
Содержание
Начало династии
Самая известная из шиитских сект — исмаилиты — возникла в VIII веке. Они считали, что преемником после пророка Мухаммеда и первым халифом должен был быть Али. От традиционного шиизма их отличало признание седьмым имамом Мухаммада — сына Исмаила, которого его отец — шестой имам Джафар ас-Садык отстранил от наследования титула имама. По догматам исмаилитов потомки Исмаила — скрытые имамы. Перед концом света последний скрытый имам («владыка времени») вернётся в образе Махди (спасителя).
В начале X века на территории Ифрикии (современный Тунис) началось восстание исмаилитов во главе с Абу Абдаллахом и Убейдаллахом, исмаилитским имамом, объявившим себя потомком Али и Фатимы. В 909 году исмаилитская армия заняла город Кайруан, где Убейдаллах торжественно провозгласил себя халифом под именем аль-Махди (909—934).
Завоевание Египта
С момента захвата власти Убейдаллахом Фатимиды предпринимали неоднократные попытки овладеть Египтом — плодороднейшей и богатейшей области Аббасидского халифата.
В 914 году фатимидская армия вторглась в Египет и заняла Александрию, но вскоре была разбита посланным абассидским халифом аль-Муктадиром войском во главе с военачальником Мунисом.
Новая попытка вторжения была предпринята в 919 году. Однако и в этот раз Убейдаллаха ждала неудача. Его флот был потоплен у Розетты, а сухопутная армия, вновь сумевшая занять Александрию, была в конце 920 года вытеснена войсками аббасидов из Египта.
В 936 году неудачей закончился поход в Египет и для сына Убейдаллаха — фатимидского халифа аль-Каима.
Завоевать Египет смог правнук Убейдаллаха — халиф аль-Муизз (954—975). Придя к власти, аль-Муиз начал деятельную и систематическую подготовку к египетскому походу. В специальных лагерях он обучал и тренировал свою армию. Был создан флот для транспортировки продовольствия. В Египет было отправлено множество агентов и проповедников, установивших связи с египетскими шиитами.
Весной 969 года стотысячная фатимидская армия во главе с Джаухаром (бывшим рабом — христианином из Сицилии) вторглась в Египет. Без труда одержав победу под Гизой, Джаухар вошёл в Фустат и основал в его окрестностях новую столицу — Каир. В 972 году в Каир прибыл сам халиф аль-Муизз. Египет вошёл в состав Фатимидского государства.
Хаким
В 996—1021 годах в Египте правил халиф аль-Хаким. Аль Хаким провел программу реформ, которая в частности устраняла на практике рабовладение. Хотя в теории ислам запрещал рабовладение для мусульман, оно оказывалось юридически возможным для евреев и христиан, разумеется, число злоупотребления со стороны мусульман в отношении рабовладения тоже было значительным.
Хаким запретил многожёнство, отмечая, что ислам предусматривал возможность иметь до 4 жён как исключительную меру в чрезвычайных обстоятельствах.
Хаким издал указ о равенстве официально господствовавшего шиитского, исмаилитского и суннитского правоприменения.
Вел серию войн в Сирии.
Очевидно (но строго не доказано), что решающую роль в оформлении идеологии реформ Хакима и проведении этих самых реформ в период самых радикальных мер и в уничтожении оппозиции реформам сыграл Дарази, по меньшей мере, в области внешней политики, пропаганды исмаилизма за рубежом, а также управления завоеванными Фатимидами провинциями. Родившийся в Бухаре Дарази был тюркского происхождения. По профессии он, скорее всего, был портным, однако рано стал профессиональным исмаилитским проповедником, агентом фатимидских спецслужб, был привлечен к службе при фатимидском дворе в Каире во времена халифа Аль Хакима. Сам халиф аль Хаким «и его ближайший друг, философ ад-Дарази, проводили ночи, практикуя странные ритуалы на каирских холмах…».
С. Гафуров предполагал, что оппонентами Дарази выступало консервативное руководство христианских церквей, «вписавшихся в фатимидский истеблишмент». Христиане различных конфессий и евреи представляли собой основу административного аппарата Фатимидов, которые, будучи выходцами из отсталой части Северной Африки и революционными разрушителями суннитского государственного аппарата, были вынуждены в части гражданской администрации опираться на более образованные христианские и еврейские круги, при этом поддерживая баланс сил между различными христианскими конфессиями: православными, коптами, различными видами несториан, католиками, а также национальными церквями — армянами и эфиопами. Однако ко времени воцарения Хакима, этот баланс был резко нарушен в пользу православных, занявших основные административные посты.
По сомнительным свидетельствам врагов Хакима, он был эксцентричным и даже психически нездоровым человеком. В целом, его правление было отмечено началом упадка халифской власти.
Реформаторская деятельность Хакима вызвала раскол в среде его приближенных. Наиболее радикально настроенные исмаилиты после перехода Хакима к более взвешенной политике покинули двор Хакима и укрылись в горах Ливана, где начали активную пропагандистскую деятельность. В 1021 году Аль-Хаким исчез при таинственных обстоятельствах, по всей видимости, был убит своими приближенными, немедленно начавшими кампанию по очернению Хакима. С учетом времени, потребного для распространения сведений о смерти халифа, а также сомнений в их достоверности, некоторые ливанские кланы и племена верили, что он не умер, а ушел «в сокрытие» (скрывается и готовит силы для возвращения себе престола). Позднее это трансформировалось в религиозное убеждение, что Хаким появится в День Страшного суда в качестве махди. Принявшие взгляды Дарази племена и кланы составили основу друзов.
Хаким объявил в 1009 указ о равенстве официально господствовавшего юридического положения шиитского (исмаилитского) с суннитским, но, по свидетельству врагов Хакима, по отношению к евреям и христианам он неоднократно нарушил мусульманский принцип терпимости. Враги Хакима утверждали, что с 1017 халиф объявил себя инкарнацией бога. Однако сохранившиеся письма Хакима опровергают эти утверждения.
Его царствование было полно смут и грозило опасностью самому существованию династии; но сын Хâкима Зâхир (1021—1036) со своей тёткой-опекуншей Ситталь-мольк опять восстановил порядок. Последующие Фатимиды: Мостансыр (1036—1094), Мостали (1094—1101), Амир (1101—1130), Хâфиз (1130—1149), Зâфир (1149—1154), Фâиз (1154—1160), Адыд (1160—1171).
При них Египет иногда подвергался внутренним волнениям, но в основном процветал и обогащался морской и караванной торговлей; в Сирии же шли крестовые походы, противодействие которым выдвинуло династию Айюбидов.
perseon
perseon
Снова за окнами белый день, День вызывает меня на бой.
Фатимидский халифат
Фатимидский халифат был централизованным военно-теократическим государством. Халиф при этом также считался исмаилитским имамом. Отношение к иноверцам, по большей части, характеризовалось веротерпимостью.
В середине XI века в Египте бушевали эпидемии и голод. В этот период обострилась борьба между различными частями армии (тюрками и суданцами). Халиф Аль-Мустансир (1036-94) передал фактическую власть в Египте полководцу Бадру аль-Джамали, назначив его везиром. Действия полководца дали эффект стабилизации, но с этого времени визиры, опиравшиеся на армию, стали оттеснять халифов от власти.Ослаблению халифата способствовали расколы в среде исмаилитов из-за наследования халифата и имамата, возникавшие после смерти Аль-Мустансира (1094) и Амира (1130). Сопротивление покоренных народов также способствовало ослаблению фатимидского халифата. В 1048 от него отделилась Северная Африка. В 1071 Сицилия была завоевана норманнами. Сирия была полна крестоносцев и сельджуков. Полководец Нур-ад-дин (из династии сельджукских наместников Зенгидов), успешно вытеснявший крестоносцев из Сирии, появился в Еипте из-за появления здесь крестоносцев. В 1169 везиром в Фатимидский халифат был назначен сирийский военачальник Салах-ад-дин, совершиший после смерти фатимидского халифа Адида в 1171 г. переворот и установил в Египте господство династии Айюбидов.
dic.academic.ru/dic.nsf/sie/18510/ФАТИМИ ДОВ
Так закончилась история Фатимидского халифата.
Я не просто привел справку о Фатимидском халифате и исмаилитах-фатимидах. А также хотел продолжить тему сказав что они не куда не пропали. Мало того, они могут запланировать создание своего нового государства.
В июле 2015 Вооруженное оппозиционное движение «Молодежь Наджрана» сразу после своего создания требовало отделения провинции Наджран от Саудовской Аравии.
Организация была создана спустя десять дней после того, как племена провинции объединились в организацию «Ахрар ан-Наджран» («Свободные граждане Наджрана» ), которая также поставила своей целью отделение граничащей с Йеменом провинции от королевства и оказание поддержки йеменцам
http://www.vz.ru/news/2015/7/3/754127.html
Шииты Саудовской Аравии не так малы по численности, как это представляется нам. Они составляют не менее 15% населения королевства. В крупных центрах Восточной провинции, таких как Даммама, Аль-Захран, Аль-Хуфуф, Аль-Катыф шииты составляют половину населения. Примерно 30 тыс. шиитов живет в столице страны г.Эр-Рияде.
http://topwar.ru/84409-iran-v-siriyskom-konflikte-protivostoyanie-s-saudovskoy-araviey-i-interesy-shiitov.html
Исмаилиты-фатимиды могут реально, объединившись с остальной шиитской частью королевства, решится на конфронтацию с центральной суннитской властью в Эр-Риаде и создать шиитское государство в восточной части Саудовской Аравии. Сейчас, в 2015 г., когда у границ саудовского государства периодически вспыхивает пожар войны в Йемене, это особенно важно. При этом власти королевства, осуществляя военную операцию против хуситов-шиитов, провоцируют волну ненависти в свой адрес внутри страны.
Фатимидский халифат
Исмаилиты являются самой известной ветвью шиитского направления религии ислама. Эта ветвь выделилась в 8 веке, и в основе нее лежало убеждение, что первым халифом и преемником Пророка Мухаммада ﷺ должен стать Али ибн Абу Талиб. В отличие от шиитов-двенадесятников, они признавали седьмым имамом Пророка сына шестого имама шиитов Джа ‘ фара ас-Садика Исмаила, поскольку их предание гласило, что имамат должен переходить не от брата к брату, а от отца к сыну.
Эта власть была низложена курдским военачальником Салахуддином, который был призван для того, чтобы организовать оборону в 1169 г. против крестоносцев.
Основателем этого государства является Са‘ид ибн аль-Хусейн ибн Ахмад ибн Абдулла ибн Маймун аль-Каддах ибн Дисан. Его предок Дисан был иудеем, а его сын Маймун принял ислам и скорее всего, сделал это в политических целях. Перед своей смертью, Маймун завещал сыну Абдулле, нарекать своих потомков именами потомков Мухаммада ибн Исмаиля ибн Джа ‘ фара. Са ‘ ид нарек себя Убайдуллой.
Главной фигурой исмаилитского течения стал Абдулла ибн Маймун: он отправил в Талеган, город в Хорасане, своего сына Ахмада, который там связался с сектантами из числа местных, а затем объявил о гибели сына своего Хусайна. Но вскоре среди исмаилитских проповедников появился некий Хусайн аль-Ахвази, который, по утверждениям историков, и был тот самый мнимо умерший Хусайн ибн Ахмад ибн Абдулла, потомок Абдуллы ибн Маймуна.
По утверждениям самого Хусайна аль-Ахвази, его послал Ахмад ибн Абдулла ибн Мухаммад ибн Исмаил, сходство имён Хусайна ибн Ахмада ибн Абдуллы ибн Мухаммада ибн Исмаила и Хусайна ибн Ахмада ибн Абдуллы ибн Маймуна аль-Каддаха стало причиной путаницы и причисления его к роду Пророка Мухаммада ﷺ.
Карматы
На юге Ирака Хусайн аль-Ахвази получил известность как активный пропагандист исмаилизма. Он встретился на пути в Саламию с Карматом, носящим имя Хамдан ибн аль-Аш ‘ ас, который происходит от персов-огнепоклонников или от иудеев Наджрана, по некоторым другим версиям. Хусейн сумел завоевать симпатию Хамдана, который проводил его до селения. У Кармата имелись широкие связи в среде, враждебной Аббасидам, а после этого знакомства у антиаббасидского движения появилась религиозная окраска и оно набрало новые силы. Но длительному сотрудничеству не суждено было удаться.
Карматы на тот момент представляли собой часть исмаилитских общин, которые божественное происхождение фатимидской власти не признавали и ожидали пришествия Мессии. Они проживали закрытыми общинами, жизнь в которых была построена на принципах равенства и коллективизма. На тот момент государство карматов состояло, преимущественно, из свободных земледельцев и ремесленников, которые налоги не платили. Во владении государства находилось около тридцати тысяч рабов, которые трудились в садах и на полях, ремонтировали мельницы. Судя по средневековым источникам, основным промыслом карматов являлся разбой, а также военные походы. Они разорили Мекку в 930 году, похитив камень Каабы, священный для всех мусульман.
До тех пор, пока Кармат не понял, что пропаганда исмаиилитов ведется за потомков Абдуллы ибн Маймуна аль-Каддах, а явно не в пользу потомков Али ибн Аби Талиба, карматы соблюдали инструкции, поступающие из Саламии, неукоснительно. Но затем глава карматов порвал с Саламией все связи.
Расцвет государства Фатимидов
После того, как власть захватил Убайдулла, Фатимидами предпринимались неоднократные попытки завладеть Египтом, который являлся богатейшей и плодороднейшей областью Аббасидского халифата. Вторжение фатимидской армии в Египет произошло в 914 г. – тогда Фатимиды заняли Александрию, но их войска разбила армия аббасидского халифа аль-Муктадира, возглавляемая Мунисом. В 919 г. произошло новое вторжение, и снова неудачное – флот халифата был разбит под Розеттой, а сухопутные войска, хоть и сумели занять Александрию, были изгнаны оттуда вновь армией Аббасидов. Сын Убайдуллы халиф аль-Каим также потерпел поражение, предприняв поход в 936 г., и только один правнук его халиф аль-Му ‘ изз сумел покорить египетское сопротивление – при нем халифат готовился к походу систематизированно и деятельно, он занимался обучением армии, создал флот, а в Египет отправил проповедников и агентов, которые устанавливали связи халифата с шиитами в Египте. Возглавляемая бывшим рабом с Сицилии Джаухаром, армия Фатимидов численностью около ста тысяч вошла в Египет в 969 г. Фатимиды заняли Гизу, затем Фустат, и в его окрестностях была основана новая столица халифата Каир, куда прибыл халиф аль-Му ‘ изз в 972 г. Таким образом Египет стал частью халифата Фатимидов.
Сам египетский халиф ал-Му ‘ изз был личностью авторитетной и выдающейся: с его мнением считались правители Азии и Европы, он поддерживал тесные отношения с императорами Византии, а Иоанну I Цимисхии даже послал авторскую книгу, попытавшись обратить его в исмаилизм.
Во время его правления Фатимидский халифат процветал: его территории включали в себя не только всю Северную Африку, а также Сирию и Палестину, Мекку и Медину, но и африканское побережье Красного моря, Калабрию и Сицилию (смотрите ниже карту Фатимидского Халифата).
Реализовывалась социальная программа Фатимидов: преобладала кооперативная и государственная формы собственности, землю сдавали в долгосрочную аренду крестьянам, государство регулировало цены на наиболее необходимые товары. На тот период денежная единица халифата фатимидский динар имел хождение на территории Африки, Европы и Азии как мировая валюта. Стабильной была и политическая ситуация внутри страны: в халифате царил относительный мир, в государстве свободно сосуществовали представители разных религиозных конфессий, в том числе и христиане, и сунниты, и иудеи.
Правление халифа Аль Хакима
С 996 по 1021 г. халифом в Египте был аль-Хаким. Он был психологически нестабильным человеком, эксцентричным и импульсивным. Время его правления ознаменовано программой реформ, которые практически устраняли рабовладение. При аль-Хакиме было также запрещено многоженство, но отмечалось, что в исламе была возможность иметь до четырех жен в качестве исключения при чрезвычайных обстоятельствах. В халифате был также издан указ о введении равенства исмаилитского, господствовавшего на тот момент шиитского и суннитского правоприменений.
Из достоинств аль-Хакима можно выделить лишь две вещи : он запретил вино и смешива ние женщин с мужчинами в общественных местах.
Есть мнение, что на идеологию реформ аль-Хакима большое влияние имел Дарази, проведение которых совпало с проведением наиболее радикальных мер по уничтожению оппозиции. И это касалось и области внешней политики Фатимидского халифата, и пропаганды за рубежом исмаилизма в провинциях, завоеванных Фатимидами. Со стороны Дарази были попытки провозгласить идею божественности аль-Хакима.
Дарази, родом из Бухары, имел тюркское происхождение и был портным по профессии, но скоро стал заниматься проповедованием исмаилизма и поступил агентом на специальную службу при фатимидском дворе в Каире в период правления аль-Хакима. По предположению историков, его оппонентами выступал так называемый «фатимидский истеблишмент» из числа консервативного руководства христианских церквей. В основе фатимидского административного аппарата составляли в ту пору евреи и христиане, на образованности которых вынуждены были опираться Фатимиды, которые являлись выходцами из более отсталой североафриканской части, но одновременно стараясь поддерживать баланс сил между конфессиями. Но на момент правления аль-Хакима административные посты халифата в большей мере были заняты православными.
Есть мнение, что на время правления аль-Хакима пришлось начало упадка власти Фатимидов. Его последние реформы спровоцировали среди его приближенных раскол: когда он перешел к более взвешенной политике, исмаилиты, которые были настроены крайне радикально, покинули халифат и ушли в горы Ливана, начав там активную пропаганду.
Ливанские племена и кланы еще какое-то время верили в то, что аль-Хаким не умер, а скрывается, чтобы собрать силы и вернуть себе престол, и со временем эта вера переросла в религиозное убеждение, что в День Страшного суда аль-Хаким явится как мессия.
Падение Фатимидов
Фатимидская теократия, которую представлял собой халифат, к исходу одиннадцатого века стала военно-олигархической диктатурой во многом из-за того, что власть халифа ал-Мустансыра ослабла, а везир Бадр ал-Джамали был возвышен. Во время его правления собственность государства стала переходить в частные руки: такая форма собственности называлась «иктом», и в результате настоящими хозяевами страны стали группировки из наёмников-мамлюков (сам везир был мамлюком по происхождению).
Усиливалось давление со стороны суннитских и христианских соседей Фатимидского халифата. В стране царила анархия, и в результате последний халиф аль-Адид был свергнут Салахуддином.
Течение исмаилизма в Египте приобрело форму мустали-хафизи, когда имамами признавали только тех, кто является потомком аль-Хафиза, и какое-то время это течение еще существовало в такой форме в Йемене, Сирии и Египте.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)