Кто такие фрейд и юнг
Познание мира
10 различий между Фрейдом и Юнгом
Вокруг Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга есть бесчисленные противоречия — некоторые довольно горячие. Вы можете найти экспертов, которые поддерживают их идеи и других, кто против них, каждый со своими нюансами. Дебаты становятся еще более интересными, когда мы смотрим на них вместе, а не по отдельности.
Различия между Фрейдом и Юнгом интересны тем, что, как это ни парадоксально, когда они только начинали свою карьеру, их мысли и теории имели много общего. На самом деле, они были настолько похожи, что их перепутали друг с другом, чего не случалось позже в их карьере. Их различия стали яснее, а психология разошлась.
Фрейд и Юнг
Зигмунд Фрейд был австрийским неврологом, который начал и сформировал одну из древнейших и наиболее влиятельных областей психологии: психоанализ. Кроме того, многие считают его — одним из самых важных интеллектуалов 20-го века.
Его идеи начались в неврологии, а затем постепенно стали более психологическими по своему характеру, как в том, как он анализировал причины, так и в типах расстройств, которые он изучал.
Карл Густав Юнг был швейцарским психиатром, психологом и писателем. Он был ключевым игроком в создании психоанализа. Позже он был основателем собственной школы аналитической психологии, известной как юнгианская психология.
Работа Фрейда была интересна Юнгу. Фрейд даже публично объявил, что Юнг станет его «преемником». Однако прошло немного времени, прежде чем они пошли своим путем из-за личных и теоретических разногласий. Именно так Юнг был исключен из Международной психоаналитической ассоциации, которую он возглавлял в 1910 году.
Психоаналитик против не психоаналитика
Вы можете услышать термин «юнгианский психоанализ» для обозначения теорий Юнга, это ошибка. Юнг не считается психоаналитиком. Собственно, он сам решил полностью отделиться от этой школы и создать свою.
Термин «комплекс»
Фрейд признал Юнга автором термина. Фрейд действительно использовал «комплекс» в своих теориях, например, «Эдипов комплекс» или «кастрационный комплекс». Но для Юнга термин «комплекс» означал эмоционально заряженные образы или концепции, которые ведут себя как их собственная раздвоенная личность. У каждого комплекса был архетип в его центре, и это было связано с понятием травмы.
Парапсихология и психические явления
Юнг считал парапсихологию и «психические явления» очень важными. Но Фрейд был против изучения таких идей и связывания их с психоанализом, он полагал, что это исказит существующие теории.
Концепция «архаичных остатков»
Для Фрейда «архаичные остатки» были связаны с определенными бессознательными ментальными формами. Он связал их со своей концепцией, называемой «мнемический след». Однако для Юнга архаичные остатки были чем-то большим. Фактически, он использовал это, чтобы создать карту бессознательного, которая отличалась от предложенного психоанализа. Юнг говорил о коллективном бессознательном.
Он будет психоанализировать сны своего пациента, интерпретировать мифы из разных культур и включать их в свои исследования алхимических символов. Для Юнга коллективное бессознательное является частью человеческой природы. Он состоит из архетипических структур, полученных из самых трансцендентных эмоциональных моментов человечества. Он говорит, что именно отсюда исходит наш вековой страх перед темнотой и наши представления о Боге, о добре и зле.
Исторические факторы и значение современности
По Фрейду, невроз и психоз развиваются из-за исторических факторов каждого человека, а не их текущих факторов или обстоятельств. То есть исторические факторы определяют текущие и будущие действия.
Тем не менее, Юнг сказал, что это работает наоборот. Для него исторические факторы относительны. Даже когда Фрейд не соглашался конкретно в этом вопросе, он вообще не соглашался с тем, что внимание Юнга к настоящему является результатом прошлого в отношении невроза.
«Я не то, что случилось со мной, я то, кем я хочу стать».
Карл Юнг
Жизненная сила против либидо
Психопатология
Для Фрейда психическая структура имеет три уровня: предсознательное, сознательное и бессознательное. Юнг, согласился c сознательным, но он говорил о двух бессознательных: личном и коллективном.
Перенос
Другое различие между Фрейдом и Юнгом в том, как они понимают феномен переноса. Фрейд считал, что это требует асимметричных отношений. Специалист похож на чистый лист, где пациент может поместить — перенести — фантазии, образы и т. д. Которые будут использоваться для анализа.
Хотя Юнг все еще думал, что перенос является центральной проблемой для анализа, он не разделяет традиционные идеи Фрейда. Он определяет терапевтические отношения с точки зрения своих алхимических знаний. Он использует метафору двух разных химических тел, которые изменяют друг друга при контакте. Другими словами, отношения между пациентом и психотерапевтом являются совместными и двусторонними.
Диван
Фрейд использовал кушетку в качестве незаменимого инструмента для анализа. Но Юнг делал свои сеансы лицом к лицу, сидя перед пациентом, без кушетки.
Частота сессий
Другое различие между ними было в их частоте сеансов. Карл Густав Юнг вначале наблюдал за своими пациентами, по крайней мере, два раза в неделю, около часа за сеанс. Позже он переводил их на одну сессию в неделю на три года. Фрейд, однако, видел своих пациентов шесть раз в неделю, около 45-50 минут на каждый сеанс.
Здесь мы упомянули только 10 различий между методами, мыслями и теориями Фрейда и Юнга, но есть еще много. Интересно посмотреть на их отношения и то, как каждый оставил свой след в психологии.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Чем юнгианский анализ отличается от психоанализа Фрейда?
Современная психология и психоаналитическая наука предлагают множество точек зрения, парадигм и направлений. Есть такие течения психологической науки, которые делают акцент в большей мере на работу с сознанием, например, когнитивно-поведенческая психотерапия. Что касается всех направлений психоаналитической работы, то в них фокус делается в первую очередь на бессознательных аспектах и проявлениях человеческой психики. Открытие Зигмундом Фрейдом бессознательного в начале XX века положило начало совсем иному виду психологической работы – глубинной работе с психикой, которая невозможна без признания существования бессознательного.
Фрейд, работая с пациентками, страдающими истерией, заметил, что в основе их симптомов лежали проблемы психосексуального характера. Из этого наблюдения со временем развилась фрейдовская теория о бессознательном, в центре которой лежит идея о течении сексуальной энергии – либидо и о том, что структура взрослой личности формируется в раннем детстве и напрямую зависит от того, как ребенок прошел стадии своего развития. Юнг на ранних периодах своей работы в психиатрии познакомился с трудами Зигмунда Фрейда, а позже и с самим Фрейдом. С 1907 г. Они стали работать в тесном сотрудничестве, которое продолжалось 5 лет. Фрейд считал Юнга своим учеником и полагал, что он будет развивать его идеи и нести их в массы.
Но взгляды Юнга на бессознательное не в полной мере совпали с взглядами Фрейда и в 1912 году Юнг опубликовал работу «Психология бессознательного», в которой опроверг многие из идей Фрейда. Юнг не согласен был с тем, что сексуальность занимает центральное место в формировании неврозов и большее значение придавал коллективному бессознательному с его изначальными паттернами человеческого поведения – архетипами. Фрейд обвинял Юнга в мистицизме и в излишней субъективизации психики.
Психические процессы по Фрейду в большей степени объясняются тем, как человек разрешил для себя основные детские конфликты на разных стадиях развития и тем, насколько свободно течет его сексуальная энергия и насколько полно он может получать удовольствие. Юнг полагал, что основным стремлением психики является развитие и что любой невроз, возникший у человека во взрослом возрасте, это не только не разрешенный в детстве конфликт, но и некий актуальный поиск души человека здесь и сейчас, которая хочет наиболее полно воплотиться и ищет смысла, не обязательно связанный с проблемами сексуальности. Юнг также большое внимание уделял архетипам и комплексам при взгляде на психику человека, которые можно сравнить с энергетическими центрами в психике человека, универсальными для ее природы.
Когда в современной жизни мы говорим «классический психоанализ» или «аналитическая психология К. Г. Юнга», то имеем в виду многочисленные теоретические отличия, из-за которых и разорвали свои отношения Фрейд и Юнг.
Но когда речь идет о методах работы в индивидуальной терапии, то можно говорить о том, что взаимопроникновение разных направлений психологической науки друг в друга настолько велико, что можно найти очень много общего в работе классических психоаналитиков, аналитических психологов, гештальт-терапевтов или эксзистенциальных психологов, невзирая на то, что каждый из представителей этих разных направлений опирается на различные теоретические концепции.
Что касается ответа на вопрос «Чем юнгианский анализ отличается от психоанализа Фрейда? », то в общих чертах можно сказать, что интерпретации юнгианского аналитика и классического психоаналитика в каких-то моментах будут отличаться. Юнгианский аналитик вряд ли будет интерпретировать текущие проблемы клиента в ключе его сексуальных желаний, скорее будет искать смысл в неврозе или некий архетипический сюжет, который задает то или иное течение невроза и возможности для трансформации или изменения этого архетипического сюжета. В классическом анализе клиент может ожидать большую опору на универсальность для человека психосексуальных конфликтов: каждый человек проходит определенные стадии развития, каждый сталкивается с разрешением одних и тех же проблем, структура психики и вид невроза обусловлены общими для развития человека закономерностями и тем, как конкретный человек разрешил основные человеческие конфликты в рамках полученного детского опыта. Психическая структура рассматривается как результат первоначальных дебютных шагов в шахматной партии согласно сравнению Фрейда.
В юнгианском анализе фокус скорее сделан на субъективном, которое обобщается до коллективных процессов: внутренняя реальность, воображение, тот контекст, в котором живет человек и которым мыслит, и своего рода “вписывание” этого контекста в нечто общее и универсальное для всего человеческого опыта – архетипических сюжетов — и есть то, что подлежит проработке, трансформированию, используется как ресурс анализа. Пожалуй, оба подхода имеют свои сильные и слабые стороны, но один идет как бы снаружи вовнутрь, а другой изнутри наружу.
Интересно посмотреть на эти теоретические подходы через призму открытия Юнгом психологических типов. Юнг утверждал, что существуют две установки сознания – экстравертная (восприятие, в большей мере сконцентрированное на внешнем, опирающееся на объектный мир) и интровертная (восприятие внешнего мира через призму внутреннего мира субъекта). Если думать о том, как на природу человека смотрели Фрейд и Юнг, то сложно не заметить того, как Фрейд в своих теоретических воззрениях в большей мере опирался на универсальность объективной реальности, того, какова реальность для большинства и искал объективные закономерности, по которым функционирует психика, в то время как Юнг фокусировался на внутренних смыслах, находя подтверждения существования внутренней жизни в накопленном человечеством опыте – мифологии, сказках, фольклоре. Оба взгляда на психику, безусловно, интересны и в чем-то дополняют друг друга, при этом не исключая и ракурсов иных теоретических концепций.
Многочисленные современные исследования выявили парадокс, который заключается в том, что психотерапия имеет хороший эффект и он никак не связан с направлением или методологической основой, в которой этот эффект достигается. Каждый современный клиент выбирает именно тот метод, который ближе его душе и индивидуальным особенностям. А также сложно игнорировать тот факт, что личность психолога является основополагающим фактором в работе. Ведь именно в контакте “Я-Другой” и в пространстве доверительных терапевтических отношений происходят истинные и глубинные изменения психики.
Грязные тайны великих психиатров: Юнг и Фрейд шантажировали друг друга своими женщинами
Считается, что Юнг и Фрейд, которые в течение шести лет сотрудничали и вели обширную переписку, перестали общаться, поскольку Юнг разочаровался в знаменитой теории Фрейда о сексуальном инстинкте и его подавлении, лежащих в основе истерических состояний и неврозов.
Российскую подданную Сабину Шпильрейн привезли Юнгу в 1904 году. Тогда ей было 18 лет. В медицинской карточке Шпильрейн говорилось, что она «смеется и плачет в странным образом перемешанной и навязчивой манере». Кроме того, у нее отметили сильный нервный тик. Она трясла головой, высовывала язык и дергала ногами. Шпильрейн отправили к Юнгу из другой психиатрической клиники, где не смогли ее вылечить.
Из бесед с пациенткой психиатр установил, что причиной ее состояния были проблемы с родителями. Подверженный депрессиям и маниакально желающий властвовать, ее отец с энтузиазмом наказывал дочь, как морально, так и физически. Он отводил дочь в особую комнату, где бил ее. Эти наказания дочь вынуждена была выносить аж до 11-летнего возраста. Мать Сабины также была властной натурой и, подобно отцу, била и унижала дочку. В результате Сабина была преисполнена чувства вины, а также подавленной сексуальности, испытывая постоянные фантазии на тему проступков и наказаний.
Попав на лечение к Карлу Густаву Юнгу, Сабина Шпильрейн ежедневно изливала ему свои чувства в продолжительных беседах. Юнгу стало понятно, что теперь Сабина фиксирует свои чувства на нем, перенеся на него ту нездоровую, болезненную любовь, которую она чувствовала к отцу.
Карл Густав и Сабина: от порки к нежным письмам
Согласно фильму Кроненберга, Юнг уступил этим мольбам и принялся пороть ее, как это делал и ее отец. Вряд ли этот эпизод соответствует реальности. Но нет сомнений, что врач и пациентка вступили в отношения, вышедшие далеко за пределы, очерченные врачебной этикой. Психиатр колебался, пытаясь сопротивляться ее настояниям, но в конце концов позволил ей ассистировать в психологической лаборатории.
Шпильрейн оказалась способной ученицей и получила очень хорошее образование. В конце концов по своей начитанности и интеллекту она превзошла супругу Юнга Эмму.
Через год Шпильрейн оставила лечебницу Юнга и поступила учиться в медицинский институт, надеясь стать психиатром. После этого Юнг впервые написал Фрейду, чтобы сообщить ему об эффекте его метода психотерапии. Польщенный Фрейд ответил, и завязалась переписка, в ходе которой Фрейд относился к Юнгу не столько как учитель к ученику, сколько как отец к сыну. Когда в 1907 году ученые встретились, они проговорили 13 часов без перерыва.
Разговоры об их взаимоотношениях, ходившие в Цюрихе, достигли матери Шпильрейн, которая получила анонимное письмо, возможно, от Эммы Юнг. Госпожа Шпильрейн написала Юнгу: «Тогда вы спасли мою дочь, но теперь вы не должны разрушать ей жизнь».
Взбешенный и перепуганный грядущим ударом по своей репутации Юнг в ответном письме пригрозил потребовать гонорар за лечение дочери, объявив при этом, что больше видеться с ней не будет. Сабина же, не желая расставаться с Юнгом, написала Фрейду с просьбой о помощи.
Должно быть, гора упала с плеч Юнга, когда оказалось, что Фрейд проигнорировал письмо Сабины. Но несколько месяцев спустя отношения возобновились, когда Юнг согласился встретиться с Сабиной, чтобы обсудить ее диссертацию. Но когда Юнг раскритиковал ее научную работу, связь снова прервалась. Уязвленная и обиженная, Сабина отправилась в Вену, где вошла в ближний круг Фрейда. Там она рассказала последнему, что Юнг «разрушил ее жизнь». Вот тогда-то сотрудничество двух великих психиатров и превратилось во вражду. Именно в то время между ними разгорелся спор о природе либидо.
Как поссорились Фрейд с Юнгом: неизвестные страницы
В апреле 1912 года Фрейд написал Юнгу, что Шпильрейн «обсудила с ним некоторые вопросы личного свойства», и дал понять, что использует ее признания, чтобы дискредитировать теории Юнга. Тот в ответ намекнул, что может рассказать об отношениях Фрейда с собственной родственницей.
Таким образом, великие умы принялись шантажировать друг друга, а меж двух огней попала женщина, дорогая для них обоих. Сама Шпильрейн оказалась талантливым психоаналитиком, но оба гения не отдали должное ей как первооткрывательнице ряда теорий, вместо этого используя их в собственных работах.
Разочаровавшись в обоих, Шпильрейн вышла замуж в 1912 году за врача Пауля Шефтеля, а в 1924 году вернулась на родину, где в 1942 году погибла от рук немецко-фашистских оккупантов. Отношения же между Фрейдом и Юнгом испортились окончательно. Когда в 1913 году они приехали на конгресс психоаналитиков, то даже не разговаривали там друг с другом.
Юнг пытался оправдаться перед Шпильрейн в последних письмах к ней, но ее заслуг как психоаналитика так и не признал. Она оказалась не единственной пациенткой Юнга, с которой он позволял себе переступать через принципы врачебной этики. Но именно Шпильрейн оказалась, видимо, предметом самой нежной и болезненной страсти великого психиатра.
Кто такие фрейд и юнг
Карл Густав Юнг и Зигмунд Фрейд
Фотоматериалы предоставлены фотобанком Vostock Photo (fine art images/Vostock Photo, INTERFOTO / Austrian National Library / Schmutzer, Ferdinand/Vostock Photo)
© ООО «Издательство АСТ», 2019
6 мая 1856 года в семье Якова и Амалии Фрейдов родился мальчик. Он был покрыт темными волосами и родился в приставшей к голове «сорочке», что считалось благоприятным знаком. Если учесть, что в переводе с немецкого фамилия Фрейд (Freud) означает «радость», то появление на свет первенца воспринималось матерью как подарок судьбы. (Позднее, как бы подтверждая свою фамилию «радость», зрелый Фрейд писал, что с годами у него открылось множество талантов, позволяющих ему наслаждаться радостями жизни.)
Спустя семь дней мальчику сделали обрезание и дали два имени – Шломо и Сигизмунд. Еврейское имя Шломо он унаследовал от своего деда, умершего за два с половиной месяца до рождения своего внука. Лишь по исполнении шестнадцати лет юноша сменил имя Сигизмунд на имя Зигмунд.
Фрейд был первенцем, за которым в течение десяти лет последовало рождение других детей – пяти дочерей и двух сыновей.
Первые три года жизни он провел во Фрайберге (ныне Пришбор), небольшом городке, расположенном неподалеку от границы Моравии и Силезии, примерно в двухстах сорока километрах к северо-востоку от Вены.
В силу ряда обстоятельств, связанных с экономическим упадком, ростом национализма и бесперспективностью дальнейшей жизни в маленьком городе, семья Фрейда переехала в 1859 году в Лейпциг, а затем через год в Вену. В столице австрийской империи Фрейд прожил почти 80 лет.
За это время он блестяще окончил гимназию, в 1873 году в возрасте 17 лет поступил на медицинский факультет Венского университета, который закончил в 1881 году, получив диплом врача.
На протяжении нескольких лет Фрейд работал в Физиологическом институте Э. Брюкке и Венской городской больнице.
В 1885–1886 годах он прошел шестимесячную стажировку в Париже у знаменитого французского врача Ж. Шарко в Сальпетриере.
По возвращении со стажировки он женился на Марте Бернайс, став со временем отцом шестерых детей – трех дочерей и трех сыновей.
Открыв частную практику в 1886 году, Фрейд использовал различные способы лечения нервнобольных и выдвинул свое понимание происхождения неврозов. В 90-е годы XIX века он заложил основы нового метода исследования и лечения, получившего название психоанализ. В начале XX столетия он развил выдвинутые им психоаналитические идеи.
На протяжении последующих двух десятилетий Фрейд внес дальнейший вклад в теорию и технику классического психоанализа, использовал свои идеи и методы лечения в частной практике, написал и опубликовал многочисленные работы, посвященные уточнению его первоначальных представлений о бессознательных влечениях человека и использовании психоаналитических идей в различных отраслях знания.
Из-под его пера вышли не только разнообразные работы, посвященные технике медицинского использования психоанализа, но и такие книги, как «Толкование сновидений»(1900), «Психопатология обыденной жизни»(1901), «Остроумие и его отношение к бессознательному»(1905), «Три очерка по теории сексуальности»(1905), «Бред и сны в “Градиве” В. Иенсена»(1907), «Воспоминание о Леонардо да Винчи»(1910), «Тотем и табу»(1913), «Лекции по введению в психоанализ»(1916/17), «По ту сторону принципа удовольствия»(1920), «Психология масс и анализ человеческого Я»(1921), «Я и Оно»(1923), «Торможение, симптом и страх»(1926), «Будущее одной иллюзии»(1927), «Достоевский и отцеубийство»(1928), «Недовольство культурой»(1930), «Человек Моисей и монотеистическая религия»(1939) и другие.
Фрейд получил международное признание, дружил и переписывался с такими выдающимися деятелями науки и культуры, как Альберт Эйнштейн, Томас Манн, Ромен Ролан, Арнольд Цвейг, Стефан Цвейг, и многими другими.
В 1922 году Лондонский университет и Еврейское историческое общество организовали чтение цикла лекций о пяти знаменитых еврейских философах, в числе которых, наряду с Филоном, Маймонидом, Спинозой, Эйнштейном, оказался и Фрейд.
В 1924 году Венский городской совет присвоил Фрейду звание почетного гражданина.
В день своего семидесятилетия он получил поздравительные телеграммы и письма со всех концов мира.
В 1930 году ему присудили литературную премию имени Гёте.
В честь его семидесятипятилетия во Фрайберге была установлена памятная доска на доме, в котором он родился.
К восьмидесятилетию Фрейда Томас Манн зачитал написанное им обращение перед Академическим обществом медицинской психологии. Под обращением стояло около двухсот подписей известных писателей и деятелей искусства, включая Вирджинию Вульф, Германа Гесса, Сальвадора Дали, Джеймса Джойса, Пабло Пикассо, Ромена Ролана, Стефана Цвейга, Олдоса Хаксли, Герберта Уэллса.
Фрейд был избран почетным членом Американской психоаналитической ассоциации, Французского психоаналитического общества, Британской Королевской медико-психологической ассоциации. Ему было присвоено официальное звание члена-корреспондента Королевского общества.
После вторжения нацистов в Австрию в марте 1938 года жизнь Фрейда и его семьи оказалась под угрозой. Нацисты захватили библиотеку Венского психоаналитического общества, побывали в доме Фрейда, проведя там тщательный обыск, конфисковали его банковский счет, вызывали в гестапо его детей – Мартина и Анну Фрейд.
Благодаря помощи и поддержке со стороны американского посла во Франции У. С. Буллита, принцессы Мари Бонапарт и других влиятельных лиц Фрейд получил разрешение на выезд и в начале июня 1938 года с женой и дочерью покинул Вену, чтобы через Париж перебраться в Лондон.
Последние полтора года жизни Фрейд провел в Англии. В первые же дни пребывания в Лондоне его посетили Герберт Уэллс, Бронислав Малиновский, Стефан Цвейг, приведший с собой Сальвадора Дали, секретари Королевского общества, знакомые, друзья. Несмотря на преклонный возраст, развитие болезни, связанной с повторением злокачественной опухоли, Фрейд почти ежедневно осуществлял анализы больных и продолжал работать над своими рукописными материалами.
Он умер 23 сентября 1939 года.
С момента своего рождения Фрейд оказался в необычной семейной среде. Маленький мальчик столкнулся с такими тайнами и загадками, открытие и разгадка которых была не под силу детскому пытливому и любознательному уму.
Не исключено, что именно первоначальные попытки разобраться в сложном переплетении семейных отношений предопределили последующее стремление Фрейда к поиску истины, сохранившееся у него на всю жизнь.
Действительно, будучи ребенком, Фрейд испытал на себе те противоречивые чувства, рассмотрение которых несколько десятилетий спустя стало одной из отправных точек психоаналитического понимания возникновения неврозов и психосексуального развития человека вообще.
Это касалось прежде всего и главным образом отношений, имевших место между маленьким Фрейдом и его родителями, а также сверстниками и взрослыми, с которыми ему приходилось общаться в детстве. Точнее, речь идет о детских переживаниях Фрейда, непосредственно связанных с его семейным окружением.
Его отец, Якоб Фрейд (1815–1896), женился на Амалии Натансон (1835–1930), матери Фрейда, будучи намного старше ее. К моменту рождения их первенца отцу Фрейда шел 41-й год, в то время как его матери оставалось три месяца до исполнения 21 года.
Разумеется, разница в 20 лет может наложить определенный отпечаток на воспитание ребенка со стороны матери и отца. Но сама по себе она не является определяющим фактором, на основе которого следует делать далеко идущие выводы, связанные с формированием психики будущего основателя психоанализа. Другое дело, что двадцатилетняя разница в возрасте между отцом и матерью Фрейда оказалась вплетенной в особый семейный контекст, вызвавший у него глубокие переживания.