Кто такие хавариджи в исламе

Кто такие хавариджи в исламе

Кто такие хавариджи в исламе. Смотреть фото Кто такие хавариджи в исламе. Смотреть картинку Кто такие хавариджи в исламе. Картинка про Кто такие хавариджи в исламе. Фото Кто такие хавариджи в исламе

Шейхуль-Ислям Ибн Теймийя, да помилует его Аллах, сказал:

«Отклонившиеся хариджиты те, с кем сражаться приказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует. С ними сражался повелитель правоверных, один из праведных халифов ‘Али ибн Абу Талиб. О необходимости сражаться с ними сподвижники пророка, последователи /таби‘ины/ и поколения после них придерживались единодушного мнения. ‘Али ибн Абу Талиб, Са‘д ибн Абу Ваккас и другие сподвижники не считали их неверующими, напротив, несмотря на то, что они сражались с ними, они считали их мусульманами. ‘Али не стал сражаться с ними до тех пор, пока хариджиты не пролили запретную кровь и не напали на имущество мусульман. И тогда он стал сражаться с ними, чтобы остановить несправедливость и притеснение с их стороны, но не потому, что они неверующие. Именно поэтому их женщин он не брал в качестве пленниц, а их имущество не брал в качестве трофеев»

(Маджму‘-уль-фатауа. Т. 3. С. 282).

Кто такие хавариджи в исламе. Смотреть фото Кто такие хавариджи в исламе. Смотреть картинку Кто такие хавариджи в исламе. Картинка про Кто такие хавариджи в исламе. Фото Кто такие хавариджи в исламе

Шейхуль-Ислам Ибн Теймийя, да помилует его Аллах, говорил:

“Предводители приверженцев нововведений приносят больше вреда для общины мусульман, чем просто совершающие грехи! И по этой причине повелел пророк (мир ему и благословение Аллаха) убивать хариджитов и запретил сражаться с несправедливыми правителями мусульман”.

См. “Маджму’уль-фатауа” 7/284.

Кто такие хавариджи в исламе. Смотреть фото Кто такие хавариджи в исламе. Смотреть картинку Кто такие хавариджи в исламе. Картинка про Кто такие хавариджи в исламе. Фото Кто такие хавариджи в исламе

Шейхуль-Ислам Ибн Теймийя, да помилует его Аллах, говорил:

“Кто уподобляется из числа этой общины (мусульман) христианам и иудеям и впал в излишество в религии либо путем чрезмерности, либо путем упущения, тот подобен им, как обстоит дело с хариджитами, вылетевшими из религии! Хариджиты появились во время правления ‘Али ибн Абу Талиба, и мусульмане сражались с ними по причине их выхода против мусульман, выполняя веления пророка (мир ему и благословение Аллаха), от которого с десяти сторон передаются достоверные хадисы о них.

См. “Маджму’уль-фатауа” 3/340-350.

Кто такие хавариджи в исламе. Смотреть фото Кто такие хавариджи в исламе. Смотреть картинку Кто такие хавариджи в исламе. Картинка про Кто такие хавариджи в исламе. Фото Кто такие хавариджи в исламе

Шейхуль-Ислам ибн Теймийя (да смилуется над ним Аллах) сказал:

“Удивляют те, что пожелали помочь шариату своими ограниченными умами и ложными умозаключениями, но своими действиями лишь проложили путь безбожникам – врагам религии, что придало им смелости против религии. Они ни Исламу не помогли, ни врагов не разбили”

См. «Маджму’ аль-Фатауа» 9/253-254

Кто такие хавариджи в исламе. Смотреть фото Кто такие хавариджи в исламе. Смотреть картинку Кто такие хавариджи в исламе. Картинка про Кто такие хавариджи в исламе. Фото Кто такие хавариджи в исламе

Сказал Ибн Теймийя (да смилуется над ним Аллах):

«Под правлением подразумевается наличие власти и силы! Когда дается присяга тому, кто имеет власть и силу, он становится правителем. Поэтому имамы из числа саляфов говорили, что человек, у которого есть сила и власть, посредством которой он управляет, и есть тот обладатель влияния, которому Всевышний Аллах повелел подчиняться, если только он не приказывает ослушания.

Правитель — это тот, кто имеет власть! А власть не становится властью, если с ней согласен один, два или четыре, если только согласие этих людей, не означает согласие всех остальных».

См. «Минхаджу-с-Сунна ан-Набауийа», 1/527.

Кто такие хавариджи в исламе. Смотреть фото Кто такие хавариджи в исламе. Смотреть картинку Кто такие хавариджи в исламе. Картинка про Кто такие хавариджи в исламе. Фото Кто такие хавариджи в исламе

Шейхуль-Ислям говорил о хариджитах:

«Они проявляют усердие в убийстве каждого мусульманина, который с ним не согласился, делают дозволенной кровь мусульман, их имущество и убивают их детей, выносят им такфир. Они считают это своей религией по причине своего великого невежества и нововведений, сбивающих с прямого пути»

«Манхаджу ас-сунна» 5/247

Кто такие хавариджи в исламе. Смотреть фото Кто такие хавариджи в исламе. Смотреть картинку Кто такие хавариджи в исламе. Картинка про Кто такие хавариджи в исламе. Фото Кто такие хавариджи в исламе

Шейхуль-Ислам Ибн Теймийя, да помилует его Аллах, сказал:

«Первое нововведение, а именно нововведение хариджитов, появилось по причине их неправильного понимания Корана».
(Маджму’ аль-фатауа)

А также он сказал: «Они невежды, своим невежеством вошедшие в противоречие Корану и Сунне!»
(Минхаджу-Ссунна)

Кто такие хавариджи в исламе. Смотреть фото Кто такие хавариджи в исламе. Смотреть картинку Кто такие хавариджи в исламе. Картинка про Кто такие хавариджи в исламе. Фото Кто такие хавариджи в исламе

Шейхуль-Ислам Ибн Теймийя, да помилует его Аллах, сказал:

«Когда хариджиты истолковали аяты Корана так, как они были убеждены, то стали называть кафиром того, кто стал этому противоречить!»

Кто такие хавариджи в исламе. Смотреть фото Кто такие хавариджи в исламе. Смотреть картинку Кто такие хавариджи в исламе. Картинка про Кто такие хавариджи в исламе. Фото Кто такие хавариджи в исламе

ХАВАРИДЖИ САМЫЕ ХУДШИЕ ЗЛОМ К МУСУЛЬМАНАМ

Сказал шейхуль-Ислам Ибн Теймийя:

«Хавариджи хуже для мусульман, чем кто бы то ни было!

Не было никого кто был бы хуже для мусульман, чем хариджиты, и даже иудеи и христиане меньше злом к мусульманам чем они. Истинно, хавариджи проявляют усердия в убийстве всякого муслима, который не согласен с ними, делая дозволенной кровь мусульман и их имущество и убийство их детей, вынося им такфир.

И они считают это религией, по причине громадности их невежества, и громадности их заблуждающего нововведения».

Источник: «Минхадж ас-Сунна», 5/248

Кто такие хавариджи в исламе. Смотреть фото Кто такие хавариджи в исламе. Смотреть картинку Кто такие хавариджи в исламе. Картинка про Кто такие хавариджи в исламе. Фото Кто такие хавариджи в исламе

Между Ибн Теймией и хариджитами

Сказал шейх уль-Ислам Ибн Теймия, разговаривая про Наджашу:

«И мы точно знаем, что он не мог править между ними по хукму Корана, а Аллах возложил на своего Пророка уже когда он был в Медине, что когда приходят к нему люди Писания, чтобы он правил между ними лишь по тому, что ниспослал Аллах, и предостерег его от того, чтобы он отвернулся от чего то из того что Аллах ниспослал ему. И это подобно хукму на замужнего прелюбодея о побивании камнями, и справедливость в суждении о диятах, и уравнение в крови между благородным и низким, и душа за душу, и глаз за глаз, и другие ахкамы.

И ан-Наджаши не мог править по хукму Корана, ведь его народ не дал бы ему это делать. И часто бывает так, что какой то человек становится судьёй между мусульманами и татарами, или даже правителем, и в его душе есть справедливость, по которой он хочет действовать, и он не может это, потому что есть те, кто воспрепятствуют ему. И Аллах не возлагает на душу более того, что она в состоянии»

Источник: «Маджму аль-фатауа», 19/218

Кто такие хавариджи в исламе. Смотреть фото Кто такие хавариджи в исламе. Смотреть картинку Кто такие хавариджи в исламе. Картинка про Кто такие хавариджи в исламе. Фото Кто такие хавариджи в исламе

Сказал шейх уль-Ислям ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах):

«Нововведенцы (мубтади‘), которые думают, что они на истине, как хариджиты или насыбиты, питают вражду и воюют с джама‘атом мусульман. Они придумали новшество (бид‘а) и обвинили в неверии тех, кто не согласился с ними в этом. Они причинили мусульман вред больший, чем вред несправедливых правителей, которые знают, что их несправедливость запрещена. Хотя может быть наказание хариджита в Последней жизни может быть легче, чем у несправедливых правителей, из-за неправильного понимания им текстов. Однако пророк (мир ему и благословение Аллаха) приказал сражаться против хариджитов, при этом, запретив сражаться против несправедливых правителей. На эту тему пришло множество достоверных хадисов».

См. «Минхаджу-с-Сунна ан-Набауийа», 5/149.

Кто такие хавариджи в исламе. Смотреть фото Кто такие хавариджи в исламе. Смотреть картинку Кто такие хавариджи в исламе. Картинка про Кто такие хавариджи в исламе. Фото Кто такие хавариджи в исламе

Слова Ибн Теймийи (1263-1328) о хариджитах актуальны сегодня еще больше, чем 700 лет назад:

«Основная часть религии хариджитов заключается в покидании общины мусульман и дозволении их крови и имущества».

Маджму аль-фатава 13/209

Кто такие хавариджи в исламе. Смотреть фото Кто такие хавариджи в исламе. Смотреть картинку Кто такие хавариджи в исламе. Картинка про Кто такие хавариджи в исламе. Фото Кто такие хавариджи в исламе

О ПРИСЯГЕ ЧЕЛОВЕКУ КАК ХАЛИФУ

Шейхуль-Ислам Ибн Теймийя сказал:

«Если допустить, что ‘Умар ибн Аль-Хаттаб и, вместе с ним, группа сподвижников присягнули бы ему, — то есть Абу Бакру Ас-Сыддику — а остальные сподвижники отказались бы от дачи присяги, то, тем самым, он не стал бы Имамом. Он же стал Имамом только из-за того, что ему присягнули подавляющее большинство сахабов, которые являлись обладателями силы и мощи.

Поэтому отсутствие Са’да ибн ‘Убады не причинило вреда, потому что данное обстоятельство никак не повлияло на цели правления.

Целью же являлось достижение силы и власти, посредством которых достигается защита интересов Имамата. Именно это и было достигнуто согласием подавляющего большинства сподвижников с избранием Абу Бакра Ас-Сыддика Халифом.

Тот же, кто утверждает, что он стал Имамом с согласия одного, или двух, или четверых, — в то время, как они не являлись обладателями силы и мощи, — ошибся! Подобно тому, как тот, кто думает, что отсутствие одного, или двух, или десятерых может причинить ему вред, — ошибся!»

(«Минхадж ас-сунна ан-набауийя»; т.1 стр.531).

Ибн Теймийя также сказал: «Это не является высказыванием имамов Сунны, несмотря на то, что некоторые догматики-философы говорят: Имамат может быть созван путём присяги (Халифу) четырёх, — как сказали некоторые из них: может быть созван путём присяги двоих, — а часть из них сказала: может быть созван путём присяги одного. Но эти их слова не являются словами имамов Сунны. Напротив Имамат, по их мнению, утверждается с согласия обладателей силы и влияния над ним.

И человек не становится Имамом (Халифом), пока с его избранием не согласятся обладатели силы и мощи в нём (Халифате), путём повиновения которых достигается цель Имамата. Цель же Имамата может быть достигнута только через силу и власть. И когда человеку дают присягу, посредством которой достигается сила и власть, то он становится Имамом»
(«Минхадж ас-сунна»; т.1 стр.526).

Источник

Кто такие хариджиты?

Хариджатами (от арабского الخوارج [хаваридж] – «вышедшие», «покинувшие») принято называть членов группы, появившейся в ходе первой в истории ислама религиозно-политической смуты. Возникновение этой секты стало результатом кризиса власти, который наступил после смерти Пророка Мухаммада (с.г.в.).

История вопроса

Сиффинская битва 657 года (по Милади) считается первой смутой в истории ислама, когда одна группа мусульман решила не подчиниться воле праведного халифа Али (р.а.). Тогда на берегу реки Евфрат сошлись его войска с армией Муавии, основателя династии Омейядов.

Противостояние сахабов и одной из самых важных личностей в истории ислама было обусловлено теми проблемами, которые возникли после смерти Пророка Мухаммада (с.г.в.). Вопросы престолонаследия постоянно расширяющегося мусульманского государства не были разрешены, в связи с чем политический кризис стал нарастать как снежный ком. В особенности, непросто пришлось Али (р.а.), который занял пост халифа после убийства Усмана (р.а.). Многие известные мусульмане, в частности, жена Пророка Айша (р.а.), Тальха ибн Убайдилла, а также примкнувший к ним родственник Усмана Муавия, потребовали от Али (р.а.) скорейшего проведения расследования убийства третьего праведного халифа и наказания всех, кто был замешан в преступлении. Однако Али (р.а.) не проявлял должной активности в этом вопросе, что вызвало недовольство со стороны его оппонентов. Конфликт стал нарастать и вылился в Сиффинскую битву.

Ход битвы должен был ознаменоваться поражением Муавии. Однако особенностью этого военного столкновения стало то, что предводители конкурирующих групп решили провести третейский суд, тем самым попытавшись разобраться в конфликте сквозь призму Священного Корана. Изначально Али (р.а.) не рассматривал подобный вариант развития событий приемлемым, однако впоследствии уступил требованию принять предложение Муавии о третейском суде, которое стало исходить из рядов его же (Али) армии. Из состава двух конкурирующих лагерей были отобраны представители для проведения третейского суда – Амр ибн ‘Ас со стороны Муавии, Абу Муса Ашари со стороны Али (р.а.). Примечательно, что изначально Али не хотел отправлять на переговоры Абу Мусу, однако снова пошёл на поводу несогласных из его же лагеря бойцов.

Развитие хариджизма

Убеждения хариджитов в течение небольшого промежутка времени значительно прогрессировали в сторону оправдания ещё большего насилия и сеяния смуты. Хариджиты верили, что совершение греха аналогично выходу из ислама. Т.е. если человек сделает нечто предосудительное и не покается, то он автоматически попадает в категорию неверных. Кроме того, хариджиты рассматривали в качестве источника исламского права только Священный Коран, отказывая в этом статусе сунне Пророка и иджме (единому мнению мусульманских учёных по какому-то вопросу). Их отличало стремление к жертвенности, которая должна быть характерна не только для мужчин, но и для женщин.

Учитывая то, каким образом произошло образование этого течения, нетрудно догадаться, что хариджиты имели отличающиеся как от суннитов, так и от шиитов мнения по вопросам передачи власти. Например, хариджиты утверждают, что халиф не должен быть обязательно из племени Курайш. Любой богобоязненный мусульманин имеет право претендовать на этот пост. Хариджиты отстаивают наличие права на восстание против правителя, который уклоняется от их интерпретации ислама.

В настоящее время некоторые учёные прямыми потомками хариджитов считают приверженцев ибадизма, проживающих в Омане. Однако сами ибадиты коренным образом отвергают наличие каких-либо связей с хариджизмом. К тому же современный Оман является одним из самых миролюбивых государств, стремящихся во внутренней и внешней политике искать компромиссные решения. Ещё одним распространённым мнением относительно проявлений хариджизма в настоящее время является представление в подобном ключе современных радикалов из разнообразных преступных организаций.

Пророк Мухаммад (с.г.в.) о хариджитах

Есть несколько хадисов Заключительного посланника Аллаха (с.г.в.), которые предрекали появление секты отступников:

«Передается со слов Юсайр ибн Амра. Я спросил у Сахля ибн Хунайфа:

– Слышал ли ты от Пророка (с.г.в.) что-нибудь об аль-хаваридж?

– Я слышал, как он говорил о них, указывая на Ирак: “Оттуда появятся люди, которые будут цитировать Коран, но он не будет выходить дальше их горла. Они будут выходить из ислама подобно стреле, выпущенной из лука”» (Бухари).

«Передаётся со слов Абу Саид аль-Кудри:

– Придут люди из Востока, которые будут цитировать Коран, но он не будет проходить дальше их глотки. Они будут проходить через религию, как стрелы, летящие в цель. Подобно тому, как стрелы не возвращаются обратно в лук, откуда были пущены, так и эти люди не вернутся в ислам» (Бухари).

«Поистине, после меня из моей уммы выйдет группа людей, которая будет цитировать Коран. Но он не будет проходить дальше их глотки. Эти люди будут, как стрелы, выходить из религии и никогда не вернутся к ней. Они будут самыми худшими из творений» (Муслим).

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Источник

Кто такие хавариджи в исламе

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Являются ли хариджиты и мурджииты мусульманами?

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Хариджиты являются самой ранней и зловредной сектой Ислама, о которой неоднократно предсказывал сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха):

«В конце времён появятся люди, молодые годами и глупые рассудком. Они будут (всего лишь) произносить самые лучшие из слов творений — будут читать Коран, который не пройдёт ниже их глоток. Они вылетят из религии подобно тому, как стрела пролетает сквозь мишень. Если вы встретите их, то убивайте их. Истинно, тому, кто их убьёт, за их убийство будет уготована награда у Аллаха в День воскресения» (аль-Бухари, Муслим).

«Поистине, среди потомков этого человека (прародителя хариджитов) появятся люди, которые станут читать Книгу Аллаха мягкими голосами, но ниже их глоток (их чтение) не пройдёт, и они вылетят из религии подобно тому, как (выпущенная) стрела пролетает сквозь (пробитую) мишень!»

Абу Са’ид аль-Худри, рассказавший этот хадис, добавил:

«И я думаю, что он сказал: «Если я застану их, я непременно стану убивать их подобно тому, как убивали самудян!»» (аль-Бухари, Муслим).

Ещё в одном предании Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) предсказал:

«Они будут убивать приверженцев Ислама, оставляя (в живых) идолопоклонников, и вылетят из религии, словно стрела, проходящая сквозь цель навылет. Если я застану их, (дожив до тех дней), то обязательно убью их, как были убиты адиты» (аль-Бухари, Муслим).

Также от Абу Са’ида аль-Худри известно, что именно духовному праотцу всех хариджитов был адресованы священные аяты (см. «Сахих» аль-Бухари, 6534):

«Среди них есть такие, кто обвиняет тебя, (Мухаммад,) из-за милостыни, (которую ты раздаёшь). Если им досталось что-либо из этого, то они довольны, если же им ничего не досталось, то они приходят в ярость. Лучше бы они довольствовались тем, что дали им Аллах и Его Посланник, и сказали: «Нам достаточно Аллаха. Аллах одарит нас из Своих щедрот, а также Его Посланник. Воистину, мы устремляемся к Аллаху!»» (Коран, 9:58-59).

Ещё яснее природу этих мерзких сектантов дают понять слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

«Хариджиты — это псы Огня» (Ибн Маджа, Ахмад; хадис удостоверен аль-Хайсами. См. «Маджма’у-з-заваид», 6/232).

Сообщается, что Абу Галиб сказал:

«(Однажды) Абу Умама увидел (отрубленные) головы (хариджитов), выставленные на лестнице мечети Дамаска и сказал: «Собаки (из числа обитателей) Огня, худшие из когда-либо убитых под небосводом, а лучшие убитые – это те, кого убили они», а затем он прочитал аят:

«В тот День, когда побелеют одни лица и почернеют другие лица. Тем, чьи лица почернеют, (будет сказано): “Неужели вы стали неверующими после того, как уверовали? Вкусите же мучения за то, что вы не верили!”» (Коран, 3:106).

Я тогда спросил у Абу Умамы: «Ты слышал это от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?» Он ответил: «Если бы я слышал это от него лишь один, два, три или четыре раза — он досчитал до семи раз – я бы не стал рассказывать вам об этом»» (ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмад. Достоверность подтвердили аль-Хайсами в «Маджма’у-з-заваид», 6/234 и аз-Захаби в комментариях в «Мустадраку» аль-Хакима, 2/437).

Возникает вопрос: можем ли мы считать хариджитов частью уммы Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) или нет? В целом учёные сошлись на том, что хариджитские секты не выходят из Ислама — хотя часть имамов полагала иначе (включая некоторых сахабов). Ибо подлинное вероотступничество состоит в отрицании достоверных текстов Корана и Сунны, крайне оскорбительном отношении к Аллаху и Его пророкам либо в почитании идолов. Те же хариджиты, которые не дошли до таких крайностей, остаются мусульманами, как говорил шейху-ль-ислам Ибн Таймия:

«Сподвижники Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, Али бин Аби Талиб и другие не обвиняли их в неверии тех хариджитов, с которыми они сражались. Отношение Али и прочих сахабов к хариджитам отличалось от их же отношения к вероотступникам, и никто не упрекал Али за это. Более того, известно о единогласной позиции сахабов, что они (хариджиты) не вышли из исламской религии» («Минхаджу-с-сунна», 5/163).

«(На вопрос о том), стоит ли обвинять хариджитов и рафидитов в неверии, от Ахмада и других (имамов) пришли спорные ответы и колебания» («Маджму’у-ль-фатава», 3/352);

«Юсуф бин Асбат, а затем Абдулла бин аль-Мубарак. сказали: «Основных ересей четыре: рафидиты, хариджиты, кадариты и мурджииты». Ибн аль-Мубарака спросили: «А джахмиты?» Он ответил: «Они не являются частью уммы Мухаммада»» («Маджму’у-ль-фатава», 3/350).

И первые поколения уммы не казнили каждого хариджита — как положено поступать с предателями Ислама, а лишь воевали против тех из них, кто покушался на их права.

В отношении мурджиитов передаются не менее суровые хадисы:

«Мурджииты и кадариты – огнепоклонники этой уммы, поэтому когда они заболеют, не навещайте их, а когда они умрут, не ходите на их похороны» (ат-Табарани);

«Две группы из мой уммы не будут подпущены к моему водоёму и не войдут в Рай – кадариты и мурджииты» (ат-Табарани; достоверность подтвердил аль-Хайсами в «Маджма’у-з-заваид», 7/207);

«Две группы из моей уммы, которым нет удела в Исламе – мурджииты и кадариты» (Ибн Маджа, ат-Тирмизи);

«Две группы из моей уммы не получат моего заступничества – мурджииты и кадариты» (ат-Табарани).

Однако стоит обратить внимание на то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал мурджиитов частью своей уммы, поэтому все учёные согласны с их статусом мусульман:

«Праведные предки и имамы не спорили с тем, что нельзя обвинять в неверии мурджиитов и шиитов, предпочитающих (Али другим праведным халифам — без такфира и проклятия), и им подобных. И нет никаких противоречий в текстах (преданий от имама) Ахмада относительно того, что они не впадают в неверие» («Маджму’у-ль-фатава» Ибн Таймии, 3/351).

Неверующими имамы признали лишь крайние группировки мурджиитов (а также кадаритов и шиитов), которые, смыкаясь с джахмитами, поставили под сомнение священный Коран и полностью отрицали некоторые имена и качества Аллаха либо не обязывали мусульман свидетельствовать о вере даже языком:

«Что же насчёт Джахма, то он говорил: «Поистине, вера — это простое признание Истины сердцем, даже если и не говорить о нём никому». Эти слова неизвестны ни от одного из учёных уммы и её имамов; Ахмад, Вакиа и другие (имамы) считали неверным того, кто сказал такое» («Маджму’у-ль-фатава», 13/47).

Все эти слова учёных ещё раз доказывают нам, насколько осторожно надо подходить к вопросу такфира, навешивающего на мусульман ярлыки вероотступников. Читайте также:

Источник

Кто такие хариджиты, и что стало причиной возникновения этого течения?

Кто такие хавариджи в исламе. Смотреть фото Кто такие хавариджи в исламе. Смотреть картинку Кто такие хавариджи в исламе. Картинка про Кто такие хавариджи в исламе. Фото Кто такие хавариджи в исламе

Кто такие Хариджиты?

Перед тем, как начать подробно рассматривать историю возникновения секты хариджитов и ее идеологию, необходимо попытаться описать ту историческую атмосферу, которая царила во время правления халифа Али (да будет доволен им Аллах) и началась во время правления его предшественника халифа Усмана бин Аффана.

Волна недовольства политикой Али не ослабла, и на следующий год произошло сражение, которое и положило начало секте хариджитов – битва при Сиффине. Мы не станем подробно останавливаться на ходе самой битвы, и упомянем лишь ее важнейший момент – третейский суд, когда враждующие стороны решили оставить разрешение их споров на суд Аллаха и обратились к Корану для поиска выхода из сложившейся ситуации. Судьями выступили Амр бин аль-Ас со стороны Муавии и Абу Муса аль-Ашари со стороны Али.

Негодуя тем, что Али пошел на поводу противников и согласился на третейский суд, от Али откололась значительная часть его войска, которая насчитывала около 12 тысяч человек. Они предъявили Али обвинение в отходе от Ислама, мотивировав свой вердикт тем, что только Аллах имеет право судить, а людям способность судить по справедливости недоступна. Выступив против Али и отколовшись от его войска и большинства мусульман, эта группа стала ядром только что образовавшейся секты хариджитов.

В целом являясь суннитами, хариджиты более строго относились к и религиозному и личному поведению мусульман. Например, хариджиты, в отличие от приверженцев ортодоксального Ислама, утверждали, что Ислама без деяний не существует, и любой, оставивший молитву, пост или закят считается неверным и подлежит соответствующему наказанию.

Основным пунктом их идеологии являлось утверждение о равенстве арабов и неарабов внутри Уммы, а халиф должен был выбираться среди достойнейших кандидатов, однако его власть должна была быть ограничена. Так, халиф имел право только на исполнительную власть. Судебная и законодательная власть, по мнению хариджитов, должна была принадлежать совету (Шура).

Хариджиты уравняли в своей идеологии большие и малые грехи, убивая любого согрешившего, чей проступок будет доказан, приравнивая совершение греха к вероотступничеству.

Хариджиты отличались своим особым рвением к выполнению религиозных предписаний, вели аскетическую жизнь. Отрицали аллегорическое трактование аятов Корана, буквально воспринимая его текст. В целом, хариджиты производили впечатление чрезвычайно набожных мусульман, часто молившихся и постившихся, что не мешало им, однако, убивать сподвижников Пророка, обвиняя их в неверии.

Хариджиты в свое время раскололись на большое количество течений, разойдясь в мнениях относительно политических или религиозных аспектов Ислама. Единственным течением хариджитов, дошедших до наших дней, является течение ибадитов, которое сформировалось в VII веке в Ираке и было названо по имени основателя течения Абудллаха бин Ибада, который сформулировал идеологию ибадитов.

По мнению современных мусульманских ученых, идеология ибадитов характеризуется следующими аспектами:

Современные ибадиты мало чем похожи на своих предшественников и их с трудом можно назвать хариджитами, за исключением некоторых богословских аспектов. Самые большие общины хариджитов-ибадитов находятся в Омане, Алжире, Тунисе и Ливии.

Примечательно сравнение хариджитов с последователями современного течения ваххабитов, которых некоторые ученые прозвали «неохариджитами». Приведем цитату видного ханафисткого алима Ибн Абидина (1784-1836) о «последователях ибн Абдуль-Ваххаба, хариджитах нашего времени»: «Они считали неверующими сподвижников пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), то это не является условием для того чтобы называться хариджитами. Это разъяснение о тех, кто вышел против Али, да будет доволен им Аллах. Чтобы считаться хариджитами хватает того, что они считают неверующими тех, против кого они вышли, как это и произошло в наши времена с последователями Ибн Абдуль-Ваххаба ан-Наджди, который появился из Неджда и установил свой контроль над двумя священными Харамама (в Мекке и Медине). Они последователи имели обыкновение приписывать себя к мазхабу Ханбали, но они полагают, что только они являлись мусульманами и что, если кто выступает против их верований, то они являются многобожниками, таким образом они разрешили убийство тех, кто является Ахлю-Сунна и их ученых, пока Аллаху Всевышний не разрушил их энергию и власть, и не разрушил их города и пока не получили в них победу войска мусульман в 1233 году». [«Раддуль Мухтар аляд Дурриль Мухтар», том 4, стр. 262, глава относительно последователей ибн Абдуль-Ваххаба ан-Наджди].

Также, существует множество других оснований, включая хадисы Посланника Аллаха, которые могут служить доказательством законности причисления последователей течения ваххабитов к неохариджитам. Некоторые из хадисов:

Под востоком в словах Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) подразумевается регион Неджда, который находится восточнее Хиджаза и из которого вышли лжепророк Мусайлима и основатель движения ваххабитов Мухаммад бин Абдульваххаб. Известно, что Посланник Аллаха отказался молиться за Неджд по просьбе местных мусульман, мотивировав свой отказ словами: «Там [Неджд] будут землетрясения и разногласия, и там вырастет рог Шайтана».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *