Кто такие хазары по национальности и где проживали и где они сейчас
Хазары
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Хазары — это кочевые племена, населявшие районы Нижней Волги, Дона, Северного Кавказа и часть Северо-Каспийской низменности. В VII — X веках эти племена образовали государство — Хазарский каганат. Единственный достоверный письменный хазарский источник — это переписка между раби Хисдаем ибн Шапрутом и хазарским царем Йосефом, из которой стало известно, что царский род хазар и некоторая часть высшей знати приняли иудаизм, и что в течение многих поколений Хазарский каганат был еврейским государством.
Оглавление
Кто такие хазары? [↑]
Относительно происхождения хазар и их прародины среди ученых нет единства. Кто-то считает их потомками гуннов, кто-то — уйгуров, кто-то — эфталитов. По поводу времени возникновения Хазарского каганата споров нет, и вероятнее всего, он стал полноправным наследником распавшегося в 650-х годах Западно-Тюркского каганата.
После разгрома хазарами Великой Булгарии в Приазовье около 680 г. Хазарский каганат стал единственным политическим образованием на юге Восточной Европы и утвердил свою гегемонию в этом регионе. Окружавшие Хазарию племена платили ей дань, а она за это предоставляла им гарантию безопасности от внешних нападений и сохранения собственной структуры власти, судопроизводства и свободы вероисповедания.
В период расцвета Хазарии ее власть на запад простиралась до Дуная, на восток — до Хорезма и Гургана, на север — до Верхней Волги, на юг — до Дербента. Но вот в X веке Хазарский Каганат распадается, дав дорогу новому каганату — Киевской Руси.
В мировой истории было немало народов, которые, сыграв свою роль, исчезали навсегда. Многие государства, согласно пророчеству, восходили по лестнице Яакова и нисходили по ней. Эдом, Хеттское царство, Месопотамия, Вавилон, Древняя Греция, Древний Рим — давным-давно исчезли с карт…
С Хазарским каганатом случилось то же самое. Но с его существованием связано столько легенд, загадок, противоречащих друг другу теорий, что до сих пор среди ученых нет согласия: кем же были хазары и куда они подевались. А все потому, что несмотря на многократное упоминание хазар летописцами разных стран, археологические находки, связанные с каганатом весьма скудны, а немногочисленные письменные документы, связанные с Хазарским каганатом, в научном мире именуются «еврейско-хазарской перепиской».
Переписка раби Хисдая ибн Шапрута с Йосефом бен Аароном [↑]
Раби Хисдай бар Ицхак Ибн Шапрут в X веке н.э. возглавлял еврейскую общину Андалузии и был главным визирем при халифе арабской Испании того времени.
Услышав от купцов из Хорасана и Византии, что в прикаспийских степях существует могучее еврейское государство, раби Ибн Шапрут сразу же направил послание царю хазар, Йосефу бен Аарону. Вернее будет сказать, что Йосеф в письме называет себя царем (мелех), но на самом деле он был беком, царем-заместителем — то есть фактическим правителем.
Раби Хисдай писал, что, если сведения о еврейском государстве в Хазарии подтвердятся, он готов «пренебречь своим почетом и отказаться от своего сана, чтобы, совершив путешествие по горам и холмам, по морю и суше, …увидеть своими глазами величие и славу …уцелевшего остатка Израиля». В письме содержалось множество вопросов об истории и современном положении еврейского государства, р. Хисдай спрашивал «из какого колена» евреи Хазарии и «на каком языке они говорят».
Из письма бека Йосефа мы узнаем, что хазары вели войну с народами, которые были многочисленнее и сильнее их, но с помощью Б-жией прогнали их и заняли их страну. Те бежали, а они преследовали их, пока не принудили их перейти через большую реку по имени «Дуна»
(видимо, Дунай).
Йосеф сообщает, что хазары происходят от потомства Яфета (то есть не от Шема, как евреи), и даже более конкретно — от его внука Тогармы, — и рассказывает историю своего предка — царя Булана, который добровольно перешёл в иудаизм и прогнал гадателей из страны, таким образом устранив язычество.
Когда стало известно, что хазарские владыки стали иудеями, пришли посланцы «царя Эдома и царя измаильтян», чтобы отговорить их от этого и склонить к своей вере. Затеялся диспут между сторонниками разных религий. Хазарский князь спрашивал посланцев из Византии, какая религия лучше: мусульманская или иудейская, — и те вынуждены были признать, что иудейская лучше. Также он спрашивал у посланцев измаильтян, какая лучше религия: эдомская (христианская) или иудейская. И те также вынуждены были признать, что иудейская лучше. Подобные схемы диспутов в видоизмененной форме потом будут использованы у других народов при принятии разных религий, например, киевским князем Владимиром.
И вот «князь хазарский со своими приближенными вошли под крылья Шхины». Соседи хазар им подчинились и стали платить им дань (Йосеф все эти народы перечисляет).
Йосеф пишет также о потомке Булана — Овадии, правившем несколько поколений. Овадия «поправил царство и укрепил веру согласно закону и правилу. Он выстроил дома собрания и дома учения и собрал множество мудрецов израильских, дал им много серебра и золота, и они объяснили ему двадцать четыре книги Священного Писания, Мишну, Талмуд и весь порядок молитв. Овадия боялся Бога и любил законы и заповеди».
Как мы видим, крупные религиозные реформы, проведенные Овадией, сделали хазарский иудаизм ортодоксальным. С него начинается непрерывный перечень имён двенадцати (в другом варианте — одиннадцати) последовательно правивших царей. Род самого Йосефа происходил от брата Овадии — Ханукки.
Йосеф описывает хазарские города, их население и дает множество других сведений, представляющих богатую почву как для исследований, так и для предположений. Причем состояние Хазарского Каганата, как его описывает Йосеф бен Аарон, похоже на расцвет, и тем не менее, Йосеф был последним беком каганата, который вскоре был полностью разгромлен.
После того, как хазары победили и обложили данью многие славянские племена, пришлось, как мы знаем из сочинения А.С. Пушкина, вещему Олегу «отмстить неразумным хозарам», ведь «Их села и нивы за буйный набег, Обрек он мечам и пожарам». Имя предводителя русов в письме Йосефа написано буквами «хет-ламед-гимел-вав», что можно прочесть как Хлгу или Хелго, а последнее явно напоминает скандинавское имя «Хельги» и русское «Олег».
После распада каганата некоторым хазарам, из тех, кто принял иудаизм, удалось бежать в еврейские общины, размещавшиеся вдоль побережья Средиземного моря, — до Испании, и там они растворились в еврейской среде. Какой-либо «компактной» группы хазар-евреев после разгрома их царства не осталось. «Простой народ» в еврейство так и не перешел, поэтому после падения каганата хазары затерялись среди славян и туркменов.
Хазары: теории и инсинуации [↑]
Последнее упоминание о хазарах мы находим в летописях 1246 года. Но вопрос о том, какая часть хазар приняла в свое время иудаизм, — до сих пор горячо обсуждается учеными. Российские и украинские специалисты традиционно считают, что в иудаизм перешли только царский род и некоторая часть высшей знати. А западные и израильские историки настаивают на широком бытовании иудаизма среди всех хазар, а также на её проникновении в среду подчинённых хазарам народов.
Исторических данных о хазарах ничтожно мало, поэтому можно строить сколько угодно догадок. Некоторые, например, считают, что донские хазары — это предки донских казаков. Другие — что волжские хазары перешли в ислам и ассимилировались в золотую орду, а еврейская верхушка бежала на Кавказ к своим единоверцам — горским евреям. А некоторые вообще предлагают всех европейских евреев считать потомками хазар.
Особенно прославился исследованиями Хазарии авторитетнейший в ученом мире историк Лев Гумилев. Его публицистическая книга «Зигзаг истории», написанная в 1981-м, но изданная в СССР лишь в годы перестройки, в 1987-м году, предоставила антисемитам и любителям конспирологических теорий замечательный материал.
Вот что пишет Гумилев: «В Хазарском каганате некий влиятельный иудей Обадия взял власть в свои руки, превратил хана из династии Ашина (по отцу) в марионетку и сделал раввинистский иудаизм государственной религией Хазарии. Обстоятельства, при которых произошел этот не столь религиозный, сколь государственный переворот, прикрыты множеством легенд, которые все без исключения представляются вымышленными с одной целью — утаить от народа и истории истинное положение дел».
То есть Гумилев из текста письма хазарского бека Йосефа делает вывод, что в Хазарии руками немногочисленной группы пришельцев-евреев был произведен государственный переворот, вся власть перешла в руки евреев, которые вскоре, конечно, «развалили страну». После публикации этой книги нашлись люди, которые стали использовать этот «хазарский след», находя аналогии с революцией 1917-го года, когда «пришедшая к власти группа евреев разрушила великую Российскую Империю».
Идея о том, как евреи захватывают страны и контролируют все, что происходит в мире, уже со времен «Протоколов Сионских мудрецов» была чрезвычайно популярна, а тут появилась еще одна история, в которой фигурируют евреи, заговоры и попытки утаить истину…
Хазары и Кузари [↑]
В истории еврейской философской и мировоззренческой мысли Письмо Йосефа в Испанию во многом стало основой великой книги поэта и мыслителя XII века, уроженца Южной Кастилии, раби Йеуды Алеви.
Эту книгу, написанную на арабском языке под названием «Довод в защиту униженной веры», перевел на иврит в середине XII века Йеуда бен Тибон, который назвал ее «Книгой Кузари» (кузари — житель Хазарии). Книга построена как вымышленный диалог между еврейским мудрецом и правителем Хазарского царства. По существу, она представляет собой развернутую апологию иудаизма, выдержанную в духе полемики с идеями христианства и мусульманства, а также воззрениями Аристотеля.
Именно раби Йеуда Алеви впервые четко сформулировал «традиционное» доказательство существования Б-га и исторической достоверности Торы и объяснил сущность иудазима. Будучи написанной более восьми веков назад, книга «Кузари» до сих пор является одним из популярнейших (также и среди не евреев) трудов по еврейскому мировоззрению.
Могучая Хазария: история исчезнувшего государства
Со школьной скамьи мы помним пушкинские строки: «Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам». Для большинства из нас эта поэтическая формула является едва ли не единственным напоминанием об исчезнувшем народе и государстве. Зато наука знает о них гораздо больше. Наш собеседник Всеволод ВИХНОВИЧ, сотрудник Петербургского института иудаики, как раз и принадлежит к числу тех исследователей, которые изучают источники, связанные с историей хазарского государства.
Только в последние годы подтвердился известный по письменным источникам факт, что дельта Волги была одним из центров Хазарского царства. ФОТО Григория ВИХНОВИЧА
— Всеволод Львович, так кто же такие хазары и почему им непременно надо отомстить?
— Понимаете, для Пушкина главным источником была «История государства Российского» Карамзина. В ту пору о хазарах еще толком ничего не знали: ученые лишь подступали к изучению этой темы. И Пушкин, по всей видимости, посчитал хазар одним из кочевых народов, нападавших на Русь. Что было несправедливо. Хазария, наоборот, служила буфером между Русью и кочевниками, тем самым защищая славян от набегов печенегов и тюрков.
Примерно в 630 году, после длительных походов в Закавказье, в которых главной ударной силой были хазары, Тюркский каганат распался. Началась ожесточенная борьба за его наследие и территорию.
Территория Хазарии доходила почти до нынешнего Киева (поселение на его месте тогда уже, несомненно, существовало), хазары подчинили себе Северный Кавказ и большую часть Крыма. Доминирование хазар в этом регионе было настолько велико, что арабо-персидский географ IX века Ибн-Хордадбех даже называл Черное море Хазарским. Арабский автор Х века Ибн ал-Факих обозначал Азовское море как «залив хазар».
— Сколько же времени просуществовала Хазария?
— Почти триста лет, до середины Х века, и она была сильнейшей империей, такой же, как Византия и Арабский халифат. С православной Византией отношения у нее складывались добрососедские, хотя тайные интриги и случались. А вот с Арабским халифатом, устремившимся после завоевания Закавказья на север, все было не так однозначно.
Впервые арабское войско, покорившее прежде Северный Кавказ, попыталось завоевать хазар в 653 году, но получило от них серьезный отпор. Арабо-хазарские войны длились с переменным для каждой стороны успехом до 730 года. При этом хазары оттягивали на себя лучшие арабские войска, угрожавшие Византии.
Благодарность Византии была настолько велика, что император Лев Исавр в 732 году женил своего сына на сестре хазарского кагана Чичак (по-тюркски «цветок»), принявшей после крещения имя Ирина. Позднее ее сын стал императором Византии под именем Лев Хазар.
Впрочем, после ухода Марвана с добычей каган и его подданные вернулись к прежним порядкам жизни.
— Ислам хазары не приняли, зато перешли в иудаизм. Почему?
Вот так верхушка государства приняла иудаизм, ставший официальной, господствующей государственной религией мощного государства, в состав которого входили десятки племен и народов. И сам термин «хазары» стал не только названием народа, но и общим именем подданных хазарского правителя.
Однако, даже приняв иудаизм, Хазария отличалась религиозной веротерпимостью. В городах и армии наряду с иудеями совершали свои обряды мусульмане, христиане и язычники. В Итиле, как сообщал арабский географ Масуди, существовало даже отдельное судопроизводство для приверженцев каждой религии: по двое судей для иудеев, христиан, мусульман и даже один для язычников.
Некоторые исследователи полагают, что принятие Хазарией иудаизма продемонстрировало ее духовную независимость от Византии и Исламского халифата. Хазария стала единственным на тот момент иудейским государством в мире. И оказалась убежищем для многих иудеев, которых преследовали в Византии и мусульманских странах. Здесь складывается большая и сильная еврейская община, в большом количестве появляются синагоги.
— По каким источникам кроме археологических мы можем судить о Хазарии?
— Есть много свидетельств письменного характера: это арабские, персидские, сирийские, армяно-грузинские, китайские, европейские источники. И даже русская «Повесть временных лет».
Самые подробные сведения об этом государстве содержатся в письме хазарского правителя Иосифа, адресованном знатному еврейскому вельможе при дворе халифа мусульманской Испании Хасдаю ибн Шапруту. Тот узнал от византийских посланцев о существовании в 15 днях пути от их страны иудейского царства хазар, которые, по их словам, «обладают военной силой и могуществом, полчищами и войсками» и «выступают на войну по временам».
Заинтересовавшись, Хасдай через ученых отправил письмо хазарскому кагану с просьбой рассказать о его царстве. И получил ответ, написанный на общем в то время для всех общин иудеев еврейском языке Библии (метаязыке еврейской цивилизации). Эта переписка и связанные с ней документы, которые хранятся в отделе рукописей Российской национальной библиотеки, были собраны, переведены на русский язык, прокомментированы и изданы в 1932 году в Ленинграде академиком Павлом Коковцовым.
Что касается экономики, то в письме цитировались слова византийских посланников о торговых отношениях между Византией и иудейской Хазарией: «Корабли приходят к нам из их страны и привозят рыбу и кожу и всякого рода товары». Отмечу, что если северных варваров (пришлые кочевые племена, например, печенегов) культурная Византия обычно подкупала, то на юге, с балканскими славянами, старалась выстраивать взаимовыгодное сотрудничество.
— Не могу не вернуться снова к пушкинскому Вещему Олегу. Какие же все-таки его действия имелись в виду?
— Начнем издалека. Письменные источники свидетельствуют, что значительную часть населения Хазарской державы составляли славяне. Археологические памятники также свидетельствуют о мирном сожительстве славян с носителями культуры, считающейся характерной для Хазарии.
Однако поскольку славяне овладели Средним Приднепровьем с согласия хазар и при их содействии, то, поселившись там, они оказались данниками Хазарского каганата. По сообщению русской летописи, дань хазарам платили поляне, северяне, радимичи и вятичи.
Что же касается князя Олега. В конце IX века он, получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика, овладел Киевом, который находился под контролем варяжских князей Аскольда и Дира, перенес туда столицу и подчинил себе соседние славянские племена северян и радимичей. Прежде они находились в зоне хазарского влияния.
Олег прославился походом на Византию в 907 году: именно он прибил щит к вратам Царьграда. В то же время сошлюсь на слова современного историка Евгения Пчелова: он указывает, что летопись ничего не говорит о военном конфликте Руси и хазар во время Олега.
Киевский князь Святослав, правивший с 945 года, как сообщается в «Повести временных лет», пошел на вятичей и спросил: «Кому платите дань?». Они ответили: «Козарам». Как сказано далее, Святослав победил вятичей и возложил на них свою дань. То есть вывел территорию вятичей из-под хазарского контроля.
Один из первых русских историографов Василий Татищев в своем труде «История Российская с самых древнейших времен», основываясь на летописных источниках, отмечал, что после этого разгрома значительная часть хазар, спасаясь от печенегов, переселилась на Русь. Другие ушли на Кавказ и в Предкавказье.
На мой взгляд, политику Святослава вряд ли можно было назвать дальновидной. Он сокрушил сильное государство, служившее буфером между Русью и кочевниками. Теперь она оказалась с кочевниками лицом к лицу, и те начали осаждать Киев. Собственно говоря, Святослав сам погиб именно от рук печенегов.
— Но если Хазария была такой могучей, то где же зримые следы ее наследия?
— Материальных свидетельств сравнительно мало. Почему? Одна из причин в том, что в иудаизме главным являются не молитвенные здания, а священные тексты.
Тем не менее на Кавказе сохранились иудейские надгробные камни. В южной Венгрии при раскопках в местечке Челарево были обнаружены хазарские захоронения. Там нашли обереги с иудейскими символами.
— Вы придерживаетесь той точки зрения, что Хазария сыграла для Руси позитивную роль. Но ведь есть и ученые, оспаривающие эту концепцию.
— Историческая оценка Хазарского каганата многие годы зависела от господствовавшей в нашем государстве идеологической установки. Я уже упоминал об основателе советской школы хазароведения археологе Михаиле Артамонове, директоре Государственного Эрмитажа. В книге 1939 года «История СССР с древнейших времен до образования древнерусского государства» он доказывал, что Хазария сыграла важную позитивную роль в истории народов Восточной Европы и Закавказья, заслонив их от арабского нашествия.
Однако после Великой Отечественной войны на фоне борьбы с космополитизмом иудейская Хазария уже не могла рассматриваться со знаком «плюс». В декабре 1951 года в газете «Правда» появилась заметка «Об одной ошибочной концепции». В ней Артамонов был обвинен в том, что, настаивая на позитивном значении Хазарии для Древней Руси, он слепо следует «порочным взглядам буржуазных историков», умаляет достижения русского народа. В статье в центральной партийной газете хазары были названы дикими ордами разбойников, которые терроризировали Русь опустошительными набегами.
Именно эта оценка никому не известного автора (по фамилии Иванов) послужила сигналом к разгромной критике Артамонова в академических учреждениях Москвы и Ленинграда. Крупные ученые как по команде выступили против «идеализации Хазарии» и «искажения истории Родины». Более того, такое утверждение на некоторое время определило отношение советской науки к историческому наследию Хазарского каганата. Артамонову пришлось покаяться в «порочности» своей концепции.
Во время оттепели отношение к хазарам смягчилось. В 1962 году увидел свет фундаментальный на тот момент труд Артамонова «История хазар», в котором он вернулся к своим прежним взглядам. Впрочем, это не мешало, например, историку Льву Гумилеву называть Хазарию паразитическим государством, угнетавшим славян и установившим «хазарское иго». Правда, концепция Гумилева в ученых кругах никогда не доминировала.
Много лет археологи искали древний город Итиль. В конце 2000-х годов было объявлено, что его обнаружили на Самосдельском городище близ Астрахани. Мне довелось побывать там на раскопках. Величавая картина: притоки Волги, степь, степное раздолье. и находка Итиля действительно стала событием мирового значения, сравнимым с обнаружением берестяных грамот Великого Новгорода.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 065 (6418) от 10.04.2019 под заголовком «Благодарность «неразумным хазарам»».
Иудеи, хазары и Россия. Как формировался русский народ
Об авторе: Михаил Борисович Кизилов – доктор философских наук.
После разгрома Хазарии князем Святославом в летописи появились загадочные «хазарские евреи». Миниатюра «Битва князя Святослава Игоревича с хазарами». XV век. Радзивилловская летопись. Библиотека Академии наук, СПб
Президент дословно сказал следующее: «Кто такие русские? Не было до IX века практически никаких русских. Он (русский народ) складывался постепенно из многих этносов, прежде – славянских, но не только, из финно-угорских и из других и так далее. У нас на юге в каганате всех евреями называли. Они вообще этнические евреи или нет? Есть мнение, что евреи разъехались по территории Европы. Так? И это совсем не библейские евреи от Синая, а это этнические люди, не имевшие никогда никакого отношения к еврейству. Они просто исповедовали иудаизм в каганате, который находился на берегах Азовского и Черного морей, и это тоже наш этнос, который русский народ впитал в себя. Это естественное развитие, помешать которому невозможно и не нужно».
Давайте попытаемся разобраться в сущности вопроса, затронутого президентом, а также обсудим, насколько точны его высказывания с точки зрения истории, антропологии и лингвистики. Для начала необходимо поразмышлять о ранней истории хазар, русского народа и евреев, а потом проследить, действительно ли этногенез этих трех народов тесно взаимосвязан.
В VII–X веках государство кочевых тюрков-хазар – Хазарский каганат – занимало обширные территории современных постсоветских республик от Средней Азии и Северного Кавказа на востоке до современных Украины и Крыма на юго-западе. Это было, пожалуй, самое огромное государство Евразии того периода, с устоявшейся экономикой, развитым сельским хозяйством и городской культурой, а также торговыми и династическими связями с большинством соседних стран. Однако в этническом отношении каганат напоминал собой колосса на глиняных ногах. На его территории проживал пестрый конгломерат различных народов: савиры, булгары, аланы, тюркюты, хазары, славяне, арабы, евреи и многие другие, говорившие на разных языках и исповедовавшие разные религии.
На определенной стадии развития государственности (мы не можем уверенно сказать, когда точно – возможно, в 740 году, а возможно, позже, в конце VIII – начале IX века, по другим предположениям, около 860 года) правящая верхушка Хазарии объявляет иудаизм государственной религией каганата. Тем не менее на территории каганата были популярны и другие веры: ислам, христианство и шаманизм.
Пожалуй, именно эта этническая разнородность и отсутствие единой, принятой всеми народами религии и стали причиной падения каганата в X–XI веках. В 965–968 годах сильнейшее поражение Хазарии наносит русский князь Святослав. После этого государство хазар, они сами и даже их имя практически полностью исчезают с политической карты средневековой Европы. Как отметил Михаил Артамонов, один из наиболее авторитетных исследователей-хазароведов, «поиски потомков хазар остаются безуспешными» в основном из-за того, что хазары «растворились в куманском море». Говоря так, историк имел в виду, что хазары как этнос были полностью ассимилированы кыпчаками (куманами), более известными нам под славянским именем «половцы». Тем не менее захватывающий сюжет об исчезновении огромной могущественной Хазарской империи, разрушении ее городов и поселений и почти полном растворении хазар среди народов соседних государств стал предметом горячих споров и дискуссий, начиная, наверное, с еврейского писателя и поэта XII века Иегуды Галеви и заканчивая востоковедами, богословами, историками, националистами и политическими лидерами нового и новейшего времени, включая президента нашей страны.
Сам этноним «русские», по всей видимости, принесли в наши земли скандинавы-варяги, также сыгравшие важную роль в становлении русской государственности. На наш взгляд, наиболее убедительно выглядит теория относительно происхождения этого понятия в форме «русь» от древнескандинавского rōþ- (в значении «гребцы»). Как мы помним, прибывшие к нам, согласно летописной версии, в 862 году варяги были искусными мореплавателями, поэтому предполагать, что их название имело отношение к мореплаванию и гребле более чем уместно. Термином «русь» источники первоначально называли варяжскую военную аристократию, и лишь позднее, в X–XII веках, данный этноним был распространен на весь русский народ, ассимилировавший к тому моменту не только соседних финно-угров, но и самих варягов, полностью поглощенных их славянским окружением. В пользу отождествления варягов с русью красноречиво говорит знаменитая «Повесть временных лет»: «И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются свеи, а иные норманны и англы, а еще иные готы, – вот так и эти».
Несмотря на то что есть и другие теории относительно происхождения этого ключевого для нашей этнической истории термина, большинство серьезных исследователей (к примеру, знаменитый лингвист Андрей Зализняк) однозначно считают, что вначале слово «русь» обозначало только норманнов-варягов и пришло в русский язык из древнескандинавского языка. Лишь затем постепенно с варяжской элиты это слово было перенесено на весь славянский народ. Тем не менее об этом факте известно, пожалуй, лишь узкой прослойке профессиональных ученых. На наш взгляд, рассказывать об этом надо еще со школьной скамьи, чтобы каждый житель России знал, что же значат и откуда произошли слова «русский» и «Россия».
Добавим, что в перенесении чужого этнонима на иной, пусть даже и более многочисленный народ нет ничего удивительного. Вспомним, к примеру, исторический пример болгар: пришедшие на Балканы в VII веке тюрки-булгары также были ассимилированы местным славянским и фракийским населением, переняли их язык и культуру, однако распространили на них свой этноним. Так возник болгарский народ и страна Болгария.
Однако вернемся к хазаро-русским отношениям. В IX–X веках некоторые восточнославянские племена платили хазарам дань серебряной монетой (шелягом) и мехами. Так, в «Повести временных лет» под 859 годом указывается, что хазары брали с полян, северян и вятичей по серебряной монете и по белке от дыма. Однако уже в 80-е годы IX века варяжский князь Олег переподчиняет себе племена северян и радимичей, которые с этого момента перестают быть зависимыми от хазар и начинают выплачивать дань Олегу.
Кто такие евреи-ашкеназы
Как известно, евреи – это древний семитский народ, проживавший на Ближнем Востоке. В первых веках нашей эры, после падения Второго храма (70 год н.э.) и подавления восстания Бар-Кохбы (131–135 годы н.э.), евреи расселяются по территории Римской империи, Балкан, Пиренейского и Апеннинского полуострова, в Северном Египте и по всему Ближнему Востоку. Приблизительно с X–XI веков евреи делятся на три большие группы: сефарды (евреи Пиренейского полуострова), ашкеназы (центрально- и восточноевропейские) и евреи Востока (позднее их станут называть мизрахами от еврейского термина «мизрах» – «восток»).
Кроме того, были также и менее известные еврейские общины. В Х–XI веках на территории Европы проживала крайне малочисленная, но весьма любопытная еврейская группа, так называемые кенааниты: евреи, говорившие на славянских языках. Так их стали называть по той причине, что в еврейских источниках того времени славянские земли стали называться Ханаан/Кенаан. В IX веке действовала крайне интересная международная торговая корпорация евреев-раданитов, торговавших на всем протяжении ойкумены от Испании до исламского Востока и, возможно, даже далее до Китая и Индии. Были торговые точки раданитов также и на территории Руси и Хазарии.
Жили евреи и на территории каганата, однако где именно и в каких количествах, сказать сложно, так как археологически их присутствие практически никак не прослеживается. Исключение составляет Таманский и Керченский полуострова, а также весь Крым: там евреи проживали в достаточно больших общинах, о чем свидетельствуют многочисленные надгробные памятники-мацевы с изображением семисвечника, пальмовой ветви и некоторых других символов иудаизма.
Кроме того, с XIII века на территорию Крыма проникают караимы – евреи, не признававшие учение Талмуда и говорившие на тюркском языке; во многом похожими на них были и крымчаки – крымские евреи-талмудисты, также говорившие на тюркских языках. О том, что именно караимы, а также крымчаки являются потомками хазар, написано довольно много популярной литературы, однако эта теория также не кажется убедительной: все источники говорят о том, что караимы и крымчаки появляются в Крыму в постхазарское время и не имеют к хазарам никакого отношения (вспомним уже приводившееся нами выше высказывание Артамонова о полной ассимиляции хазар половцами).
На территории Центральной и Восточной Европы, в том и числе и на Руси, евреи-ашкеназы и кенааниты появляются в X–XI веках. О каких-либо этнических контактах между евреями и хазарами источники красноречиво молчат, что свидетельствует скорее о том, что межэтнические браки между этим народами, несмотря на общность религии, едва ли были разрешены.
Связаны ли друг с другом эти три народа
Теорию Поляка, никогда не имевшую особой популярности в Израиле, часто использовали исламские лидеры, идеологические оппоненты молодого израильского государства. Один из них – Абдул Рахман (Индия) – поднял вопрос о хазарских корнях европейских евреев во время дебатов о разделе Палестины в 1947 году. Он преследовал своей целью доказать, что евреи не имеют никаких прав на эти территории, утверждая, что «восточноевропейские хазары, этнические тюрко-финны, обратились в иудаизм. Так могут ли их потомки требовать палестинские земли только потому, что предки их единоверцев некогда здесь поселились?».
Так или иначе, но работа Поляка продолжала быть популярной, несмотря на более чем слабую аргументацию автора. В 1976 году, явно под идейным влиянием книги Поляка, выходит «Тринадцатое колено» Артура Кестлера (автора известной антисталинистской книги «Слепящая тьма»). Несмотря на то что профессиональные историки никогда не воспринимали эту дилетантскую книгу всерьез (в основном из-за плохой методологии и неубедительной аргументации автора), она стала одним из самых популярных исследований по истории хазар. Кестлер, не являясь историком, пытался доказать, что термин «антисемитизм» по отношению к евреям на самом деле абсолютно абсурден, прежде всего по той причине, что европейские евреи в большинстве своем состоят из потомков… иудаизированных тюрков-хазар.
В подобном же ключе написана работа современного еврейского исследователя Кэйвина Брука, полагающего, что в период позднего Средневековья евреи хазарского происхождения составляли 20% ашкеназского еврейства и не менее 60% еврейства, проживавшего на территории современной Украины. В конце своей книги Брук эмоционально пишет о том, что в XXI веке ашкеназские евреи «имеют право заново открыть свое уникальное смешанное происхождение. Многие из нас (ашкеназских евреев) на самом деле являются наследниками великой Хазарской империи». К двум вышеупомянутым авторам можно добавить также лингвиста Пола Векслера с его теорией о том, что европейские евреи представляют собой результат смешения тюрко-хазарского и славянского населения. Эта же крайне сомнительная гипотеза активно развивается в недавно опубликованной в России книге израильского ученого Шломо Занда «Кто и как изобрел еврейский народ». Возможно, свои сведения о хазарах и их участии в этногенезе русского народа президент почерпнул именно из этой работы.
Несмотря на то что вышеупомянутая теория Поляка–Кестлера–Векслера и других авторов действительно имеет огромное число сторонников, среди серьезных хазароведов, знающих славянские, тюркские и семитские языки, отношение к ней более чем прохладное. Максимально упрощая, хазароведы говорят следующее. Да, у историков мало сведений как о поздней истории хазар, так и о ранней истории ашкеназов. Однако все имеющиеся у нас источники однозначно указывают на то, что этнических евреев в каганате было очень немного и что тюрки-хазары едва ли могли оказать сколько-нибудь серьезное влияние на формирование ашкеназской общины: скорее всего евреи-ашкеназы переселились в Германию Х века с севера Италии и Франции.
Вступали ли хазары в этнические контакты с русским народом? Безусловно, во время хазарских набегов и в процессе взимания дани со славян, а также ведения с ними торговой деятельности хазары могли заключать браки или вступать в неузаконенные связи со славянами, жившими на территории Руси. Однако едва ли эти связи были частыми и значительными: практически все источники этого времени описывают светлокожий, голубоглазый европейский фенотип руссов, лишенный какого-либо восточного оттенка. Кроме того, в письменных источниках отсутствуют сведения о подобного рода смешанных хазарско-славянских браках или семьях.
В отличие от финно-угров и варягов, хазары едва ли могли оказать хоть сколько-нибудь значимое влияние на процесс формирования русского народа. Об этом молчат источники, а антропологический тип русских прямо свидетельствует об обратном. Теории о хазарском (несемитском) происхождении европейских евреев-ашкеназов, на которые сослался президент, резко критикуются серьезными лингвистами, этнографами, историками и археологами.
С другой стороны, сам факт, что наш президент задумывается о таких сложных вопросах, как формирование средневекового русского этноса, достаточно показателен и отраден: эта проблематика не была интересна ни Ельцину, ни Горбачеву, ни другим политикам, несущим ответственность за развал СССР.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.