Кто такие медиаторы в суде
Кто такие медиаторы в суде
Статья 15. Требования к медиаторам
1. Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе.
2. Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости. Осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, отвечающие требованиям, установленным статьей 16 настоящего Федерального закона.
3. Деятельность медиатора не является предпринимательской деятельностью.
4. Лица, осуществляющие деятельность медиаторов, также вправе осуществлять любую иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.
5. Медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.
6. Медиатор не вправе:
1) быть представителем какой-либо стороны;
2) оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь;
3) осуществлять деятельность медиатора, если при проведении процедуры медиации он лично (прямо или косвенно) заинтересован в ее результате, в том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях;
4) делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора.
7. Соглашением сторон или правилами проведения процедуры медиации, утвержденными организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут устанавливаться дополнительные требования к медиатору, в том числе к медиатору, осуществляющему свою деятельность на профессиональной основе.
Медиация: разрешаем споры без суда
Конфликты с членами семьи, работодателями или представителями власти необязательно доводить до суда. Их можно урегулировать с помощью примирительных процедур
Что такое медиация?
Медиация – это альтернативный, внесудебный способ урегулирования спора при содействии независимого посредника – медиатора, который помогает участникам конфликта найти взаимоприемлемое решение.
В каких случаях может помочь медиация?
Медиация применяется для урегулирования гражданских, трудовых и семейных споров. А после принятия поправок 26 июля с помощью примирительных процедур можно решать также административные споры.
Медиация может помочь в тех случаях, когда есть возможность найти решение, которое устроит обе стороны спора. Эта процедура предполагает, что во внимание принимаются интересы сторон, а не доказательства и правовые позиции, как при судебном разбирательстве.
Медиация особенно актуальна в тех случаях, когда спорящих связывают длительные взаимоотношения и ставится задача их сохранить или прекратить наиболее удобным способом. Например, после развода суд может определить место жительства ребенка, а с помощью медиации родители могут договориться об участии в его воспитании.
Как проводится процедура медиации?
Медиатор разъясняет сторонам суть и принципы процедуры. Затем выслушивает их заявления: как каждый из участников спора видит конфликт. Формулируются вопросы, которые стороны готовы совместно обсуждать. Затем медиатор выявляет интересы сторон. Участники предлагают возможные решения, которые оцениваются на реалистичность и соответствие интересам каждого из них. В результате может быть заключено медиативное соглашение, которое фиксирует достигнутые договоренности.
Переговоры: в чем особенность этой примирительной процедуры?
Переговоры проводятся участниками конфликта без посредника – медиатора или судебного примирителя. Порядок проведения переговоров определяют стороны.
Судебное примирение: что это такое и как оно может помочь?
Эта процедура предполагает участие судебного примирителя, которым может быть судья в отставке или работник аппарата суда. Регламент судебного примирения еще только предстоит утвердить Верховному Суду РФ. Судебный примиритель сможет изучать материалы судебного дела. Он будет вести переговоры со сторонами и способствовать нахождению взаимоприемлемого решения. Вероятно, эта процедура займет промежуточное положение между медиацией и судебным разбирательством.
Кто может выступить с инициативой проведения примирительной процедуры?
Примирительные процедуры проводятся добровольно. С инициативой вправе выступить стороны.
Суд может предложить, но не обязать пройти примирительную процедуру. Она проводится на любой стадии судебного процесса. На это время судебное заседание откладывается. Если сторонам не удается достигнуть договоренностей, судебное разбирательство возобновляется.
Кто может быть медиатором и как его найти?
Медиаторы бывают непрофессиональные и профессиональные. Непрофессиональным медиатором может быть любой человек, которому стороны доверяют разрешение конфликта. К нему предъявляется несколько требований: достижение возраста 18 лет, дееспособность и отсутствие судимости.
Если спор передан на разрешение суда, для проведения примирительной процедуры может быть приглашен только профессиональный медиатор. Он должен соответствовать нескольким требованиям: достижение возраста 25 лет, высшее образование и дополнительное профессиональное образование в сфере медиации.
Для поиска специалиста можно обратиться в организации, обеспечивающие проведение примирительных процедур, или СРО медиаторов. При выборе медиатора стоит учитывать опыт и репутацию специалиста.
Список судебных примирителей будет утвержден Пленумом Верховного Суда РФ на основе кандидатур, предложенных судами.
Что будет после проведения процедуры медиации?
Результатом примирения могут быть мировое соглашение, полный или частичный отказ от иска (или апелляционной/кассационной/надзорной жалобы), полное или частичное признание иска, признание обстоятельств дела.
Мировое соглашение, признание иска и отказ от него утверждаются судом, если они не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы других лиц.
Накладывает ли мировое соглашение обязанности на участников конфликта?
Соглашение, заключенное после проведения примирительной процедуры, является гражданско-правовой сделкой и рассчитано на добровольное исполнение. И обычно это так и происходит, поскольку соглашение является взаимовыгодным. Подобные договоренности добровольно исполняются намного чаще, чем решения судов.
Если соглашение заключается в ходе судебного разбирательства и утверждено судом, то оно подлежит принудительному исполнению. На него может быть выдан исполнительный лист.
У участников спора есть возможность удостоверить «внесудебное» медиативное соглашение у нотариуса. В таком случае оно будет иметь силу исполнительного документа и с ним можно обращаться напрямую к судебному приставу. Нотариальное удостоверение медиативных соглашений – это добровольная процедура. Проводится она исключительно при согласии обеих сторон.
О новых примирительных процедурах читайте также в новости на сайте «АГ».
1 Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
2 Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Федеральный конституционный закон от 26 июля 2019 г. № 3-ФКЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального конституционного закона “О Верховном Суде Российской Федерации” в связи с совершенствованием примирительных процедур». Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 198-ФЗ «О внесении изменений в статью 333-40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур».
Операция «медиация»: как сохранить лицо во время конфликта без суда и следствия
Очаг конфликта этих и других историй можно было ликвидировать через личные коммуникации без посторонних, не доводя до затяжных судебных тяжб. Так, в 2019 году мы стали свидетелями крупнейшего слияния брендов «Красное и белое», «Дикси», «Бристоль». Объединенная компания, созданная на Кипре, стала третьим по выручке ретейлером России. Важно, что партнеры не вносили денежные средства в совместную компанию, а только в принадлежащие им доли в бизнесах. К сделке не привлекались сторонние консультанты и due diligence. Решение принималось самими бизнесменами исходя из их представления о справедливости. В основе успешного закрытия сделки лежал инструмент медиации, а именно переговоры.
Почему российские предприниматели пренебрегают медиацией и теряют время, деньги, реноме
Медиация не новая практика для России, однако за 10 лет своего существования данной возможностью Федерального закона от 27.07.2010 №193-ФЗ о заключении медиативного соглашения пренебрегают ввиду сформировавшегося обычая — встретиться в суде, когда коса нашла на камень.
Когда происходит столкновение, то в работу вступает лимбическая система, эмоции заглушают логику и сказываются на интеллекте. И принцип берет своё. Люди переходят на противоположные стороны, разделенные минным полем. Как это было в деле прекращения сотрудничества певицы Наргиз с продюсерским центром Максима Фадеева, которое впоследствии приобрело характер «шоу» в попытках дискредитации сторонами друг друга.
Получается, что в основе любых конфликтов изначально заложены эмоции? И что если их обуздать, то договориться можно обо всем и в принципе ни юристы, ни медиаторы не нужны? Ответ — нет.
Институт медиации потому и создан, что «договариваться» с сохранением своих интересов получается не у всех. В Китае работает больше 3,5 млн медиаторов. В Нидерландах вновь обратились к идее возвращения института посредничества, когда судьи прилагают определенные усилия для того, чтобы предприниматели применили процедуру медиации для разрешения спора. В Греции с 2012 года в судах работают судьи-медиаторы. В штате Калифорния судья имеет возможность проводить переговоры со сторонами дела с целью мирного разрешения конфликта в предпринимательской деятельности. Если представители бизнес-сообщества не пришли к компромиссу, судья разрешает их спор самостоятельно, учитывая их мнение.
В США более 90% разбирательств не доходят до суда, адвокаты присутствуют на медиативных переговорах, так как предварительное урегулирование споров альтернативными способами является обязательной практикой, а судиться дорого, да и долго. Конфликт — это норма, точка роста в отношениях, вопрос только в том, как из него выходить: цивилизованно, конструктивно, элегантно и с пользой для сторон либо разрушая все, что было до этого создано.
Кто ты такой, медиатор?
В сериале «Миллиарды» можно проследить юридически грамотно составленные диалоги, которые не допускают перетекания внутренних ссор в публичную, а затем, как следствие, — в судебную плоскость. Для российского зрителя сериал стал визуальным пособием качественно нового подхода к решению корпоративных, бизнес- и семейных конфликтов. Впервые главную роль в бизнес-процессах доверяют женщине-психоаналитику, которая диагностирует энергетические пробоины сотрудников и преобразует психологическое пространство в коллективе. А центральным местом действия становится переговорная как место исповеди, расширения корпоративных финансовых потоков и обмена мнением о главном герое. Известно, что сценаристы использовали психоаналитическую классику и стратегический коучинг. А в третьем сезоне прибегали к помощи эксцентричного Тони Роббинса.
В России же медиация популяризуется не так быстро. Сегодня постоянно практикующих и опытных профессионалов в этой области можно перечесть по пальцам. Кроме того, существует четкий этнографический тренд, когда институт медиации развивается точечно: такие города, как Липецк, Тула, внедряют эту практику в основном для решения семейных споров, а в некоторых регионах о медиации даже не слышали.
Медиатор — не заинтересованная в конфликте сторона, которая помогает конфликтующим выработать определенное соглашение по спору. Важно, что стороны сами контролируют процесс принятия решения.
В Венгрии в качестве медиаторов нередко выступают два специалиста: психолог и юрист. В Португалии имеется практика привлечения дополнительного эксперта в какой-либо сфере знаний для оказания помощи и содействия медиатору.
Принципы медиации
Добровольность: стороны без принуждения извне принимают решения в рамках процесса и могут, как и медиатор, в любое время отказаться от участия в нем.
Конфиденциальность: никто из участников переговоров не разглашает информацию, которая стала ему известна в ходе процесса; если с согласия обеих сторон медиатором ведутся индивидуальные беседы, он сохраняет в тайне их содержание.
Нейтральность посредника: медиатор, как и нотариус, должен быть независим от всех участников. Для этого действует даже принцип защиты от предположения о пристрастности. Если медиатор перестает сохранять беспристрастность, он обязан отказаться от участия в переговорах.
Равноправие сторон: стороны имеют равные права на внимание медиатора, высказаться, быть выслушанными, отстаивать свои интересы, покинуть стол переговоров в любое время без указания причин.
Сотрудничество сторон: состоит в том, что во время переговоров стороны по очереди высказывают свои предложения для решения конфликта на условиях, приемлемых для обеих сторон. Это возможно при условии сотрудничества и взаимопонимания участников. В Законе о медиации сотрудничество как принцип закрепляется не само по себе, но в совокупности с равноправием. Для наглядности мы решили выделить его отдельно.
О каких ошибках история не умалчивает
Конечно, не все удается решить в траектории трехсторонних переговоров. И история богата примерами, когда удачные бизнес-начинания разбивались вдребезги именно на стадии «партнеры не договорились».
Хроники СМИ помнят Twitter-перепалку между Олегом Тиньковым и представителями банковского сервиса Рокетбанк. Когда оппоненты стали использовать такие выражения, как «смузи», «коворкинг», «пули» и «щенок», стало понятно, что напряжение только возрастает. Основатель «Тинькофф» предрекал закрытие платежного сервиса, а в ответ Рокетбанк создал игру, предлагающую пользователю уворачиваться от карт Тинькофф Банка и восстанавливать здоровье при помощи смузи. К сожалению, сторонам так и не удалось наладить коммуникацию. История закончилась плачевно. Примером, когда медиативные технологии не достигали своей цели, могут служить многие споры по банкротству. Кредиторы не готовы ждать и идти на уступки.
Все эти примеры лишь подтверждают, что умение договариваться — важная часть процесса согласования, а значит, успеха.
Поэтому от медиатора зависит организация и исход переговоров.
В переговорном процессе участники должны следовать правилам:
Отказ от оскорблений, угроз, экспрессивных выражений и повышения тона.
Соблюдение очередности высказываний.
Предоставление достоверной и достаточной для выработки решений информации.
Соблюдение структуры переговорного процесса.
Зачем нужно уметь договариваться
Бывают ситуации, когда заказчик и исполнитель до начала кризиса договариваются о старте ИТ-проекта, что крайне актуально в условиях цифровизации бизнеса. Но, как во многих случаях, во время форс-мажора ресурсы заказчика смещаются на решение более неотложных задач.
— Например, компания Suburg не смогла выполнить прописанные в договоре условия, откладывая неприятный разговор о трудностях внутри компании на потом, вызвав конфликтную ситуацию. В этом случае медиативная оговорка позволила возобновить отношения с учетом сложившихся обстоятельств. Выяснение истинной причины, по которой проект сместился по срокам, позволило разрешить конфликт. В ходе переговоров компания Suburg поделилась своими опасениями, что из-за проведения оптимизации бизнес-процессов придется на несколько дней приостановить бизнес. Серия переговоров позволила участникам найти выход. Им стало согласование плана по внедрению нового ИТ-продукта в разных отделах. Реализацию проекта было решено проводить поэтапно, чтобы избежать издержек в и так непростое время.
Еще пример, когда в ходе цивилизованного общения одним удается восстановить свою репутацию, а другим — сэкономить нервы и найти эффективное решение выхода из кризисной ситуации.
— Так, в результате заключения соглашения о проведении медиации в конфликтных ситуациях частная стоматологическая клиника избежала судебного разбирательства. Заключение договора с клиенткой включал пункт медиативной оговорки. Конфликт произошел на почве того, что пациентке клиники задержали по времени оказание услуги по созданию импланта. Женщина требовала компенсацию, во много раз превышающую стоимость самой услуги. Процедура медиации помогла разрешить конфликт мирным путем и не допустить негативных последствий для обеих сторон. В ходе процедуры медиации выяснилось, что для клиентки было важно получить услугу клиники перед ответственным мероприятием, к которому она долго готовилась. Клиника предоставила временный качественный имплант в кратчайшие сроки. Таким образом, конфликт успешно удалось разрешить не в правовом, а медиативном русле.
Отлагательный эффект и возврат к соглашению
С 2019 года медиативное соглашение приобрело силу исполнительного листа в случае его нотариального удостоверения. Для судов это возможность сконцентрировать силы на тех делах, которые требуют их внимания в первую очередь.
Как бы нам ни хотелось верить в то, что «в бизнесе ничего личного, только деньги», всё равно всё строится на межличностных взаимоотношениях, за которыми порой так трудно увидеть истинные интересы и найти точки соприкосновения.
Женские хитрости: 10 секретов деловых переговоров
Женские хитрости: 10 секретов деловых переговоров
Профессия медиатор как форма служения обществу
Профессия медиатор как форма служения обществу
Онлайн-интервью с международным экспертом в области медиации и АРС, президентом Национальной организации медиаторов (НОМ), завкафедрой медиации в социальной сфере МГППУ, автором первой в стране магистерской программы по медиации, профессором, основателем Научно-методического центра медиации и прав Цисаной Автандиловной Шамликашвили
КонсультантПлюс: Какие предпосылки появления медиации существовали в России, насколько велика необходимость в ней сегодня, и прижилась ли она на российской почве?
Цисана Автандиловна: Россия является частью мирового сообщества. Такие процессы как миграция, глобализация, воздействие информационных технологий на общественные отношения, стремительные социально-экономические изменения требуют пересмотра привычных способов реагирования на конфликт. Ситуация, которую мы наблюдаем в последние годы, является ярким свидетельством необходимости развития альтернативных традиционным (например суд) способов разрешения споров, но не для того, чтобы заменить их, а для создания условий выбора наиболее адекватных способов и более ответственного отношения самих сторон к урегулированию разногласий, которые между ними возникли.
Вместе с тем широкомасштабная интеграция медиации ̶ это очень сложная задача. Для развития и распространения любого нового начинания, нового института нужно создать необходимую инфраструктуру. Успех, эффективность интеграции медиации зависят от качества медиативных услуг, от профессионализма медиаторов. За последние годы в России было сделано очень много для институционализации медиации: появился «Закон о медиации», разработана и утверждена программа подготовки медиаторов, развивается профессиональное сообщество медиаторов, созданы СРО медиаторов (такие как «Национальная организация медиаторов»), создан Федеральный институт медиации, недавно был утвержден профессиональный стандарт медиатора. О медиации стали много говорить. Медиация в России пустила корни, но мы находимся лишь в самом начале пути.
КонсультантПлюс: Кто обычно прибегает к услугам медиаторов? Какие споры чаще всего приходится разрешать медиатору?
Цисана Автандиловна: Медиаторы работают с самыми разными спорами: коммерческими, корпоративными, семейными, трудовыми, соседскими, в сфере здравоохранения, образования, ЖКХ и т.д. Медиация по своей природе очень органична предпринимательским отношениям, помогая найти решения, наиболее выгодные для сторон с коммерческой точки зрения, позволяя в режиме конфиденциальности, сохраняя репутацию, разрешать самые сложные споры.
КонсультантПлюс: Как вы можете охарактеризовать медиатора? В чем суть этой профессии? Перечислите, пожалуйста, основные знания и профессиональные навыки, которыми должен обладать медиатор? Кто может им быть, можно ли стать медиатором без высшего юридического образования?
КонсультантПлюс: Поделитесь, пожалуйста, как проходит процедура медиации? Это больше похоже на судебное заседание или на выяснение всех обстоятельств дела в более неформальной обстановке? Записывается ли данная процедура на видеокамеру? Если да, то в случае, когда не удалось прийти к общему знаменателю, может ли эта запись в дальнейшем использоваться в суде?
КонсультантПлюс: Какие существуют гарантии независимости медиатора в споре? И какая все-таки стоит конечная цель перед медиатором: заключение перемирия, подписание мирового соглашения и т.д.? К чему он должен привести противоположные стороны?
Цисана Автандиловна: В процедуре медиации цели ставит не медиатор, а стороны. Медиатор не наделен властью принятия или вынесения решений. Если какие-то решения будут приняты участниками спора, то это может произойти только в соответствии с их волеизъявлением, любые договоренности заключаются лишь по их взаимному согласию. Если медиатор не будет независим и беспристрастен, встанет на чью-то сторону в споре и попытается как-то манипулировать участниками, то такой медиатор просто будет дисквалифицирован. Хороший профессиональный медиатор старается не вести стороны куда-то, а следовать за ними. Он старается создать условия для свободного и открытого диалога между участниками медиации, создать условия для их самоопределения. Если медиатор чувствует, что не может оставаться беспристрастным в отношении обсуждаемой ситуации, или есть основания для нанесения ущерба его непредвзятости или восприятия его таковым сторонами (например, возможный опосредованный конфликт интересов), то он обязан сообщить об этих обстоятельствах сторонам. Кроме того, в соответствии с законом медиатор, даже если он юрист по образованию, не может консультировать стороны по правовым вопросам. Также медиатор не должен предлагать сторонам свои варианты возможного урегулирования спора и может от этого воздержаться даже в том случае, если стороны попросили его об этом, но он считает это преждевременным и/или наносящим ущерб процессу достижения договоренностей и их качеству.
КонсультантПлюс: Сколько сегодня стоят услуги медиатора? Не слишком ли дорого получается для клиента урегулирование конкретного спора: ему приходится тратиться на адвоката, медиатора, а затем, в случае неудачи, возможны и судебные расходы…
КонсультантПлюс: Насколько сегодня перспективна профессия медиатора в условиях российских реалий? Могут ли на эту должность претендовать молодые выпускники юридических факультетов или эта должность рассчитана на более опытных и зрелых профессионалов?
КонсультантПлюс: Как вообще становятся медиаторами, где проходят обучение, платное ли оно?
Без осмысленного принятия философии медиации невозможно в действительности следовать ее основополагающим принципам, без чего все остальное теряет смысл, оставаясь лишь декларацией, красивой идеей.
Обучение платное, но программы составлены таким образом, что человек имеет возможность, сначала пройдя одну ступень, оценить свои силы, желания, как бы примерить этот вид деятельности к себе. Затем он уже может решать, будет ли двигаться дальше, постепенно квалифицируясь в качестве профессионального медиатора, или будет использовать полученные знания в своей повседневной деятельности. Ведь в любом случае это хорошая инвестиция в будущую карьеру, т.к. полученные в ходе обучения навыки можно применять практически в любой сфере, где есть взаимодействие между людьми, а значит, происходят конфликты.
КонсультантПлюс: Если не секрет, то на какую зарплату медиатор может рассчитывать в нашей стране?
КонсультантПлюс: Нужно ли медиатору обладать знаниями в области информационных технологий и зачем? Должен ли он уметь профессионально работать с системой КонсультантПлюс?
КонсультантПлюс: Что вы посоветуете студентам, интересующимся профессией медиатора: с чего начать, какие предпринять шаги, чтобы добиться успеха на этом поприще?
Цисана Автандиловна: Прежде всего, поинтересоваться, есть ли в вашем вузе какие-либо курсы медиации, и при наличии такой возможности обязательно пройти ознакомительный курс. Читать литературу и периодику, посвященную медиации. Конечно, если студент владеет английским, то возможностей у него намного больше. Но сегодня российские медиаторы имеют доступ к лучшей практике, к информации о происходящем в мире медиации благодаря журналу «Медиация и право. Посредничество и примирение», информации, которая размещается на сайтах Федерального института медиации, Центра медиации и права. Знакомство с актуальным состоянием медиации в мире позволит лучше ориентироваться при принятии решений, связанных с развитием карьеры медиатора. Конечно, к моменту окончания вуза лучше всего пройти базовый курс медиации. Это можно сделать и до того, как вам исполнится 25 лет, просто до этого момента вы не сможете заниматься медиацией на профессиональной основе. Пройдя обучение, постарайтесь получить реальный опыт разрешения споров: проведите небольшую медиацию между однокурсниками, между соседями или родственниками. Не бойтесь предлагать свою помощь. Учитесь на собственном опыте, читайте книги по медиации и практикуйте. Рассказывайте о возможности применения медиации при любом удобном случае. Так вы создаете информированный спрос на медиацию. Только так медиативная практика станет привычной практикой, к которой прибегают граждане в первую очередь, когда у них возникают разногласия и споры.
КонсультантПлюс: Цисана Автандиловна, мы благодарим вас за интересные и содержательные ответы!
Интервью подготовлено
корреспондентами компании «КонсультантПлюс» А. Епифановой и О. Гвоздевой