Кто такие мериды в дагестане
Эволюция этнического состава Дагестана, часть 1: общий план
На самом деле, у меня стынет куда больший, уже давно готовый проект, но при написании первой статьи меня переклинило и я занимался несколько дней тем, что теперь несколько дней с небольшими перерывами будет выходить сейчас.
Думаю ни для кого не секрет, что Дагестан является не только самым пёстрым в контексте национальностей регионом, но и регионом, где эти национальности с годами теряют/приобретают этническую территорию. Одних становится меньше или больше, но они остаются на своей автохтонной территории, других также, но они её перенимают/теряют. Практически каждый из этих четырёх примеров в частичной мере здесь присутствует. Но обо всём по порядку.
Начало мы берём с 1897 года. Делать его я не стал, т.к. в контексте тогдашней ещё Дагестанской области, есть подробная карта, лучше которой не сделаешь:
В ней и народы, являющиеся сегодня по переписям субэтносами и все остальные. Я сразу решил для себя, что буду брать территорию не исторического Дагестана (да и где она — до Терека, или обрывается раньше?), а ту, что являлась за небольшими исключениями её территорией на момент переписи и сегодняшний день. В таком случае, тут не хватает севера. К сожалению, сделать его также подробно я не могу, а приделывать в другом формате было бы странно. Какие-то карты летают в интернете, но они к сожалению не в рамках административной сетки и скорее всего не очень подходящие:
Поэтому я пойду от того, что смогу сделать сам и в соответствии с этим проанализировать.
Естественно, из-за обширности областей, те или иные народы не попадают в общую этнокарту. Ну а что делать? Я ориентируюсь на данные, которые у меня есть. По ним например здесь даже не видно агулов, рутульцев, цахур и табасаран, которых больше, чем азербайджанцев. Ногайцы те же из-за нахождения с русскими дополнительными территориями вместе также не попали. Но система со временем начала корректироваться, а заодно и с этим увеличилось количество данных. Уже к 1939 году большинство районов были образованы:
И именно здесь проглядывается то самое этноразделение, исторически сложившееся. Да, деление по районам очень слабо раскрывает реальное положение дел, но повторюсь, чем богаты. Одновременно с этим было и без того куча проблем — какая территория была у того или иного района на тот год? На сколько советская система занималась махинациями, что этот народ именно тот самый, а не проблема самосознания? Какая территория у горадминистраций и т. д. По последнему видно, что Махачкалу я изменил, а у Дербента появилась территория, окружающая его и Дагестанские Огни. Известно, что они входят в горадминистрацию, вряд ли они как анклавы, помимо нех в неё входят сёла, мне неизвестные, как быть? Пришлось додумывать условно. Я не хочу рассказывать все тонкости, что прошёл, пускай это останется моей головной болью. Что можно заметить в сравнении здесь? Чеченцев в Хасавюртовском районе до депортаций было очень много. По факту они жили в Аухе. В Хасавюрте же шли третьими после кумыков. Аварцев там же пока в разы меньше, как и в два раза меньше в Буйнакске. Все населённые пункты, образованные русскими имеют русское большинство практически везде, особенно в прибрежных зонах.
Дальше я взял 70 год, а не 59, потому что чеченцы только начали возвращаться домой, к тому же за 59 год было намного меньше данных. Но за тот момент уже стали возвращаться из образованной на тот период Грозненской области дагестанцы. Но не обратно в горы, а кто куда, огромная часть из которых стала осваивать столицу, равнину и прибрежные территории. Потому и заметно уменьшение русского и кумыкского большинства. Но стоит сразу оговориться (и это будет видно на народных картах), что преимущество на равнине и в Хасавюртовском районе зачастую очень минимальное. Но именно там начинают появляться этничные анклавы пришлых народов. Также то время было очень богато на природные катаклизмы, промышленные катастрофы, в результате которых также многие горцы были переселены на равнину. Были и небольшие территориальные изменения, повлёкшие переселения. Так, например, на данной карте заметен лезгинский Куруш, лезгинский кружок в Хасавюртовском районе, переселенцы с юга по соглашению с АзССР. Вместе с тем, пока медленно, но дагестанцы и сами, и по различным программам, начинают осваивать затеречные районы, основывается Южно-Сухокумск. Из также заметного — даргинцы занимают кумыкское побережье и начинают ассимилировать смешанные поселения на своей этничной территории (тот же Маджалис, кумыкский кружок в даргинском ареале стал жёлтым, а русский Ачису в кумыкском регионе заняли также даргинцы).
В то же время начинает происходить и определённый культурный сдвиг. Поэтапно, тюркские языки перестают быть языками межнационального общения и заменяются русским, которых уже владеет большинство населения.
Собственно, далее просто продолжаются те же процессы. Русские до сих пор самый крупный народ в Махачкале и Каспийске, но если раннее их численность медленно росла, не поспевая за дагестанцами, ещё до распада СССР началось её падение. Равнинная территория покрывается нелегальными населёнными пунктами. Бабаюртовский район из-за общего подсчёта с районным центром снова стал кумыкским, каким и останется в последующих переписях, но его реальный этносостав станет до определённой поры загадкой, а численность населения и сегодня не поддаётся никакому анализу. Тоже самое будет касаться и отделённого от Кизилюртовского Кумторкалинского района. Как стало заметно, территория Махачкалинской горадминистрации постоянно меняет цвет. Тут просто по сути надо закрыть глаза, я не смог узнать, какие населённые пункты на конкретный год в неё входили. Так и получилось, что в 70-ом там почти одни русские, а в 89-ом — относительное большинство даргинцев. Т.к. карты показывают народ-большинство, стоит отметить, что уже к тому моменту все надтеречные районы (кроме разве что Ногайского), не имели абсолютного большинства, как и кумыкские равнинные территории, кроме Кизилюртовского района, где десятилетиями закреплялись аварцы. Русские перестали быть большинством в Кизлярском районе, а азербайджанцы заняли относительное большинство в Дагестанских Огнях, но не на долго.
Ну а далее развалился СССР и вышеописанные процессы стали развиваться гипертрофированно быстрее. Ситуация за 2010 год благодаря acer120 уже многим известнав подробностях. Я решил её немного разнообразить и показать карту по переписным данным, т.е. без учёта кутанных земель Бабаюртовского и Кумторкалинского районов. Вышло довольно забавно:
Здесь должен быть вывод, но его нет. Урбанизация усилилась, но ничего не изменилось, славяне и тюрки продолжают терять свои позиции. По азербайджанцам это не так заметно только из-за внушительных переписок табасаранцев. Высокогорье же осталось девственным и по сути не менялось.
Выражаю благодарность за помощь Владимиру Смеянову за помощь в составлении информационной части.
Подписывайтесь на мой телеграм-канал, чтобы ничего не пропустить.
Генеалогическая история Дагестана-1
КРАТКИЙ РАЗБОР ТАБЛИЦЫ
1. Данные по численности взяты из официальных результатом переписи населения РФ в 2010г
1.1. Собственно аборигенных народов оказалось 10. Из низ только 7 имеют значительную численность, они представлены каждый сомостоятельно. Три этноса :агулы, ратульцы,цахуры мене, чем с 1% численности представлены в сумме как «прочие аборигены».
1.2. Мигрантов в Дагестане представляют 15 этносов, имеющих свои метрополии за пределами Республики Дагестан. Географию расселения представляет Wikipedia.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
1.3. СОБСТВЕННО ДАГЕСТАН как сугубо горная страна представлен на 2/3 современной территории республики, то есть северная часть с номерами 1,11,13 в историко-генетическом плане отходит в иной субрегион Восточного Кавказа.
2. О данных по генеалогии сказано выше. Заметно, что суммы процентов ни по строкам, ни по столбцам не равны 100%. Это получается при попытке а.д.р отобразить данные разных авторов.
(Даже у каждого из них нет арифметического баланса). Это говорит не о забвении математической точности, а о значительных сложностях достижения итогов по ДНК-генеалогии. Из этого абзаца следует сделать вывод о статистических погрешностях данных и выводов, из них следующих. Однако эти погрешности не могут быть столь значительными, чтобы перевести все рассуждения в недоказанные. Просто, как обычно в науке бывает, следующие исследователи (как специфические по генетике, так и обобщённые по этнологии и культурологи) выйдут на уровень большей достоверности (большей вероятности) утверждений.
Граф 1.Главный генетический «ствол» г.группы F.
Следующая версия тоже является невероятной: «… но по видимому эти племена немного изменились от воздействия проникающих туда племен ориньякской и гагаринской археологической культуры.»
Карта 3-Д. Затопления (трансгрессии) в периоды интерстадиалов
ЭТНОГЕНЕТИКА.[W]: По имеющимся у генетиков сведениям, касающимся Y-хромосомы, наиболее как гомогенной (возможно из за генного дрейфа), так и редкой для южноевропейских популяций мужской линией происхождения в Дагестане обладают даргинцы. Эти данные демонстрируют относительно высокую степень родства даргинцев (по-мужской, отцовской линии) с потомками евразийских аваров, выявленных в Хорватии: «Y chromosomal haplogroup I1b* (xM26) as a signature of the Avar population … The Darginians had a high frequency of haplogroup I* (0.58)… У даргинцев наблюдается значительный (второй в мире и самый высокий на Кавказе) процент галлогруппы I(58%).
НАШИ ВЫВОДЫ. Приведённые утверждения заставляют нас принять к сведению данные «упрямого» меньшинства – генетика Насидзе.
[W](продолжение цитаты): «Следом идут абхазы (0.33), осетины-ардонцы (0.32), осетины-дигорцы (0.13) и кабардинцы (0.10). 16,7 % из числа обследованных в 2004 году русских Адыгеи имели подгруппу I1b* (P37).» Данный субклад относится к атлантическим кроманьнцам, и наличие его на Северном Кавказе означает чрезвычайно древнее проникновение норманнов сюда, ибо последние 4-5 килолетий всё движение народов было с востока на запад. Знак * обозначает для субклада гаплогруппы I1 многочисленность по вариантам мутаций при малочисленности лудей-носителей, значит это- мостик к следующей большой гаплогруппе I2, в которой расположены все славяне.
[W](продолж.цитаты): « Если у русских казаков эта же подгруппа представлена в немного сниженной пропорции — 15,5 %, ещё более понижаясь у белогородцев — 12,5 %, зато у русских, например, Костромы, Смоленска и Пинеги показатели совсем иные: 9,4 %, 9,1 %, 3,9 %. Далее, по направлению в сторону территории бывшего Аварского каганата, картина опять начинает меняться: украинцы (16.1 %), белорусы (15 %), венгры (11.1 %), боснийские хорваты (71.1)…»
Отмечаем, что в табл.№1 отмечена гапло I2a(9%) у аварцев.
ПО ЯЗЫКУ выше была отмечена принадлежность «к индоевропейской – германской ветви языков». Здесь следует помнить, что в германской нации есть две ветви, каковые могли бы здесь подразумеваться:
А) ветвь расено-германцев с гапло (I+I1+I2)- автохтонная для Европы,собственно кроманоидная; древнейшая.
Б) ветвь гото-германцев R1b1b – мигрантская для Европы, уралоидная, молодая.
Именно ветвь А) должна быть принята для общности (дарган+авар+лек+лезги).
Готы же отмечены в общности (табасаран+кумык+лезги+авар).
ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ХАРАКТЕРУ можно выделить кроманьонскую НЕвоинственность, толерантность, а в политической области – монархические пристрастия.
Дагестан(аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, табасаранцы)
В Дагестане 6 коренных национальностей.
У каждой нации есть свой язык.
Поэтому представители национальностей друг друга не понимают.
Следовательно языком междунациональным в Дагестане является русский язык.
Поэтому и говорят «Даги»(горы,горцы)
Горцы люди крепкого телосложения
генетически сильные в физиологическом плане.
Связано это с местностью проживания
с горами,и климатом, который в горах очень здоровый.
В плане психологическом это не имеет никакого значения. Разве только в менталитета и обычаях.
Менталитет у Дагестанцев одинаковый, обычаи также.
Горцы очень эмоциональные и горячие. Это связано с ихними принципами, воспитанием и др.
Но ошибочно предполагать что одна нация превосходит другую в чём-то и что какой-то нации присуше черта характера а какой-то нации другая.
мифы о тупости, уме, храбрости трусости, красоте, силе в Дагестане.
Уверяю вас эти предположения
ошибочны. Если бы на самом деле это и было так, не скрыли бы. Примеров доказывающих обратное можно привести много.
Самый главной значимой особенностью является хадис утверждающий что нет никакой нации превосходящей другие нации
Есть люди только лучшие тем что у них благой нрав и они очень богобоязнены.
У каждого народа есть своя история.
Давайте теперь поотдельности порассуждаем о каждой нации.
Аварцев больше в Дагестане по численности.
Посмотрим правде в глаза:
Среди аварцев известны лидеры,
история помнит таких людей как великий Шамиль,
Гамзатбег, Казимагамед, Хаджимурат и др.
Писатели как Р.Гамзатов, Гамзат Цадаса и др. Дальше продолжать и не стоит.
Как видите миф о тупости разоблачён.
В спорте аварцы также продвигаются
в основном занимаются вольной борьбой. Перечислять их не станем
Даргинцы также имеют свою историю.
Во время русско кавказской войны Цадархо Имам Шамиль взял с трудом.
Также продвигаются в спорте есть поддержка деньги но не у всех а у подавляющего числа.
Лакцы также во время войны с Надир Шахом дали отпор( известна храбрая женщина Парту Патима которая отчаянно сражалась против неприятеля.) Лакцы также в спорте неплохо двигаются.
В истории упоминаются абреки.
В спорте занимаются тайским боксом в основном встречаются ребята занимающихся набором мышц (бодибилдингом).
Кумыки также во времена нашествия Надир Шаха оказывали отпор.
Также занимаются спортом.
Понты может и характерны к ним но не ко всем. Но с понтами которые ходят встречаются среди всех и понты под собой прячут как раз таки и трусость.
Лезгины имеют широкую историю.
И стереотипы о трусости никак на них не сказываются. Какие смешные доводы.
Доказательство этому войны и сражения веками с иноземными захватчиками которых первыми на пути встречали лезгины.
С творческой точки зрения также известные люди называть их не станем.
В основном занимаются контактными единоборствами как бокс, тайский бокс.
Читать с интонацией Дроздова.)
«Это связано с ихними принципами. » не «Ихними», а «евонными»!
Пожалуйста относитесь более внимательно к тегам, к клубничке и значку моё.
Ознакомьтесь пожалуйста с правилами:
Рады приветствовать Вас на Pikabu)
А в России они себя так ведут потому, что тута нету никаких ихних интеллигентов, они все сыны великих горцев, так что чё тут непонятного.
«С творческой точки зрения также известные люди называть их не станем.» А у аварцев кого смог назвал. Дай угадаю: у тебя папа аварец, а мама лезгинка? А по спорту ты особо не двигаешься?
А хачей так вообще там 100 %, по преданиям самые умные, самые сильные, самые богатые да и вообще все научные открытия у них украли подлые рюсскей свинья и амереканскей кавбой.
я так и не понял, сколько нужно аварцев чтоб лампочку закрутить, то?
в русском языке нет слова «ихними»
Азеров забыл, их там тоже очень много. По данным переписи 2010 года в Республике Дагестан проживало 130,919 азербайджанцев[2] (4,5 % населения Дагестана) — это шестая по численности населения этническая группа этого региона. ( вики)
варвары, одним словом
и воевали с шахом тоже табасаранцы потом только другие племена подключились, а вот лезгины в основе сдавались надиру в обмен на спокойную жизнь( не все но большинство 80/20 )
Бесплатное кино
Буквально сегодня столкнулся с ситуацией, которую не хотел бы видеть. Еду в электричке на ночную смену. Фрязинское направление, первый вагон, время около 21:30. Все едут по своим делам, залипают в телефонах. Вот он появляется. Главный подмосковный жених.
Национальности Дагестана: особенности, список и интересные факты
Дагестан – уникальнейший регион России: на малой территории здесь насчитывается более сотни народов и этносов. Какие национальности в Дагестане проживают сегодня? Ответим на этот вопрос в статье.
Национальности республики составляют обширный список. Исторически обусловленные и некоторые современные процессы влияют на численность той или иной нации, присутствующей в республике. Дагестан покидали народы, появлялись новые национальности. Отношение к национальной палитре и ее восприятие не всегда были положительными, что тут же сказывалось на развитии социальной и экономической сфер. И чем больше дагестанцы развивают терпимость друг к другу, тем проще решать общие проблемы.
Национальности республики Дагестан
Первая попытка посчитать население Дагестана была предпринята военным ведомством Российской империи в конце девятнадцатого века. Но более точные данные были получены при переписи через одиннадцать лет. Выяснилось, что в Дагестане в границах того времени проживали почти 590 тысяч человек.
Гражданская война, засуха начала 20-х годов также отразились на демографических показателях. В это же время Дагестан начинают покидать русские, украинцы и евреи, последовала эмиграция в Турцию части дагестанцев. Это привело к падению численности населения на 20%.
Однако после середины 20-х годов ХХ века начинается резкий рост. Его связывают с естественным приростом, достигшим больше 20%. Повлиял и приток русских, украинцев, армян, татар, евреев и представителей других национальностей. Люди переезжали в Дагестанскую республику в поисках работы.
До начала Великой Отечественной войны в Дагестане проживало почти 970 тысяч человек. На численность населения республики, как и других территорий, повлияло нападение фашистов на Советский Союз. Мобилизация охватила больше 160 тысяч мужчин, часть которых не вернулась с полей сражений. С начала 50-х гг. демографы отмечают самую высокую рождаемость и естественный прирост – почти 34%.
Национальности, которые проживают в Дагестане
Отвечая на вопрос, какие национальности живут в Дагестане, отметим сразу, что сегодня республика входит в тройку самых многочисленных национальных республик России, уступая Башкортостану и Татарстану. В Северо-Кавказском Федеральном округе среди семи субъектов Дагестан занимает первое место по численности населения – больше 30% всего населения округа. Превосходит по этому показателю Исландию, Латвию, Эстонию, Черногорию, Катар, Кипр, Кувейт и Бахрейн. Однако последние десятилетия наблюдается тенденция к снижению рождаемости.
Говоря о том, сколько национальностей в Дагестане, следует обратиться к цифрам проведенных переписей и современным данным.
В списке национальностей Дагестана крупнейшими группами являются аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины и лакцы. На языках этих народов печатаются книги и работают СМИ. Малочисленные этносы Дагестана: чукчи, арабы, сербы и словаки.
Как изменялась численность населения
Из национальностей, проживающих в Дагестане, самыми многочисленными остаются аварцы:
Вторую по численности группу составляют даргинцы:
Третья группа по численности – кумыки:
Данные по русским и евреям показывают нарастающую убыль.
Какие еще народы проживают в Дагестане
Список национальностей Дагестана включает десятки наименований народов. Последняя перепись населения показала следующие данные по другим народам: грузины – почти 700 человек, лакцы – больше 160 тысяч, лезгины – почти 390 тысяч, ногайцы – 40 с половиной тысяч, осетины – меньше 900, татары – почти 4 тысячи, казахи и персы – больше 500, украинцы – полторы тысячи, чеченцы – почти 94 тысячи, цухуры – около 9800 человек.
Если считать, сколько национальностей живет в Дагестане, то можно обнаружить очень любопытные данные. Анализ переписи населения республики показал, что национальностей стало меньше, часть народностей покинула Дагестан, однако появились и те, которых не было. Иногда наименования национальностей, к которым причисляют себя некоторые жители, заставляли исследователей улыбаться.
Изменения в национальных группах:
Интересно, что почти 450 человек, обозначая национальность, назвали себя ахтынцами, буйнакцами, дагестанцами, махачкалинцами (так называют жителей города Махачкала, но отдельной национальности нет) и цумадинцами, а также метисами, россиянами и даже афророссиянами. Пятнадцать лет назад к удивительным и крайне необычным по звучанию этносам и национальностям причисляли себя больше 350 человек.
Аварцы
В Дагестане самые многочисленные народы аварцы, даргинцы и кумыки.
Аварцы расселены в основном на территориях горного Дагестана, говорят на нескольких диалектах и говорах. Литературный язык аварцев называется язык гостя или язык войска. Арабская графика дала основу аварской письменности в 15-16 веках. Но к тридцатому году ХХ века аварцы начали массово осваивать русский язык, потому что проходили на нем обучение. В 1938 году представители национальности начинают использовать кириллицу. Детей в школах сначала учили на родном языке, а в средних классах – уже на русском. Сегодня аварцы владеют и языком своего народа, и русским, что позволило им легко интегрироваться в культурное пространство России.
Аварцы по религиозной принадлежности считаются мусульманами-суннитами.
Даргинцы
Даргинцы в Гражданскую войну начали борьбу в числе первых: они восстали против Деникина и разгромили белоказаков в Ая-Какакском ущелье. Этот народ очень гостеприимный. Ранее даргинцы трепетно почитали кровную месть, но община в лице старейшин постепенно добилась изменения отношения к этому в даргийском кодексе чести. Например, убийц стали изгонять из общины.
Ислам как религия у даргийцев утвердился к четырнадцатому веку. Они мусульмане-сунниты – мазхаба. До исламской веры поклонялись силам природы, были язычниками, как и исконно русское население до принятия христианства.
Кумыки
Кумыки тоже являются коренными жителями Дагестана. Они мусульмане суннитского толка. Считается, что язык кумыков начал складываться еще в домонгольскую эпоху. Кумыкию пересекали все путники Великого шелкового пути. Первый национальный театр в Дагестане появился именно у этого народа.
Русские в Дагестане
Русские не одну тысячу лет жили бок о бок с горцами. А в советское время они массово отправлялись в республику учить детей в школах, лечить людей в больницах, строить дома и работать по другим профессиям. Советское распределение после университетов и училищ сделало самой уважаемой и почитаемой в Дагестане профессию учителя. Поэтому неслучайно, что в Махачкале установлен памятник, посвященный труду русских учителей.
Сегодня русских в Дагестане больше 8%, это около ста пятидесяти тысяч человек. Большая доля русских в Махачкале и Каспийске, половина русского населения проживает в Кизляре. В девяностые годы Дагестан покинуло много коренных дагестанских русских из-за роста национального движения, радикального и жестокого. В то время отмечалось резкое снижение численности населения – из республики уезжали по семь-восемь тысяч русских граждан в год.
Однако в последнее время кавказские русские возвращаются. Специалисты связывают это с тоской по малой родине и земле предков, а также особым дагестанским характером. Но возвращаются они не в таком количестве, в каком покидали Дагестан: за десять лет всего около пяти тысяч человек вернулись на малую родину.
К тому же сегодня защите интересов и безопасности русских в Дагестане уделяется особое внимание со стороны правительства. Постепенно снижается число случаев ущемления прав человека по национальному признаку.
Языковой состав жителей Дагестана
Аварским языком владеют почти семьсот тысяч человек, даргинским – около 420000, кумыкским – почти 380000 граждан. Лакский знают около 140000 человек, лезгинский – почти 360000. Владеющих чамалинским языком 500 человек, каратинским – 230, ботлихским – больше 180, гинухским – всего один гражданин. Это данные последней Всероссийской переписи населения, которая произошла в 2010 году.
Больше двух с половиной тысяч дагестанцев постоянно используют русский язык в повседневной жизни. Из иностранных языков граждане выделили английский, немецкий, арабский, французский, турецкий, персидский, хинди и японский языки. Двое ответили, что знают эсперанто.
Только русский используют почти полмиллиона человек, знают два языка – больше двух миллионов, три языка – 115 тысяч, четыре языка – 10 тысяч, пять языков – всего семнадцать человек.
Молодой Дагестан
Больше тридцати процентов населения Дагестана – это молодые люди. Средний возраст дагестанцев не достигает и тридцати лет. Еще меньше в Чечне – двадцать пять лет. Демографы считают, что такой прогноз в регионе сохранится на ближайшие восемнадцать-двадцать лет. Разница между возрастом молодого населения в Дагестане и престарелыми людьми республики составляет почти пятнадцать лет.
В заключение
Девяностые годы тяжело отразились на Дагестане, когда чуть было не начавшаяся борьба за суверенитет едва не разбила многонациональный регион на десятки малых групп и не привела к большим жертвам среди мирного населения. Они, конечно, и так были. Отголоски того времени до сих пор чувствует на себе общество в регионе и демографическая ситуация. Но население Дагестана по национальностям по-прежнему очень разнообразно.