Кто такие мещеры народ

Древние славянские народы. Мещера

Мещера (также и мещёра, также мишари) — древнее финно-угорское племя, вошедшее в состав Древнерусского государства и растворившееся в русской и эрзянской народности. Расселялось по среднему течению Оки (Мещёрская низменность). Язык финно-пермской группы (точнее — волжско-финской) — мещерский.

Кто такие мещеры народ. Смотреть фото Кто такие мещеры народ. Смотреть картинку Кто такие мещеры народ. Картинка про Кто такие мещеры народ. Фото Кто такие мещеры народ

Мещера, как и её соседи, представляла из себя союз нескольких родственных племён. По численности и сплочённости данное формирование заметно уступало многим другим племенным союзам. Отдельными островками она расселялась по обоим берегам Оки, между устьями Прони и Мокши. Далеко уходила на юг, до будущих границ Тамбовщины, и на север, до Клязьмы, где начинались владения мери. Осваивала среднее и нижнее течение Москвы-реки, вступая в тесные контакты с проникавшими сюда с верхней Волги балтами. На нижней Оке мещера соседила м мордвой и муромой. В местах очерченного ареала и ныне протекают речушки и стоят населённые пункты с названиями — Мещериха, Мещерское, Мещериново, а также Можарская, Можаровка, Можарово. Не исключено, что и в названии Моча (правый приток Пахры) тоже звучит память о древнем народе.

Со второй половины I тысячелетия самым распространённым типом поселения поволжских финнов были селища, неукреплённые посёлки, состоявшие из нескольких и более общинных или семейных жилищ. Племенные центры сохраняли облик прежних укреплённых городищ, с валами, рвами и, вероятно, частоколами.

Мещерские поселения

Где находились таковые поселения мещеры, остаётся лишь догадываться. Скорее всего, одним из мест компактного проживания племени была восточная часть современного Егорьевского района Московской области. Именно там, у села Жабки, в 1870 г. были впервые открыты археологические памятники мещеры. Клад бронзовых украшений свидетельствовал о высоком мастерстве местных ювелиров.

Кто такие мещеры народ. Смотреть фото Кто такие мещеры народ. Смотреть картинку Кто такие мещеры народ. Картинка про Кто такие мещеры народ. Фото Кто такие мещеры народ

Можно с уверенностью сказать, что мещеряки умели возводить бревенчатые жилища, возможно, с печным отоплением. Мещерские селища не ограждались земляными валами. Единственное городище, которое можно отнести к племени мещера, было найдено в Шиловском районе Рязанской области. Его уничтожали как минимум два раза, первый раз в 7 веке степняки, второй раз в 11 веке славяне. К этому времени мещеряки, вероятно, мешали наладить прямое сообщение по р. Оке из Северо-Восточной периферии Древней Руси в её центральные районы. Легенды о Соловье-разбойнике в страшных Муромских лесах родились не без их участия.

Источник

Мещера (племя)

Кто такие мещеры народ. Смотреть фото Кто такие мещеры народ. Смотреть картинку Кто такие мещеры народ. Картинка про Кто такие мещеры народ. Фото Кто такие мещеры народ

Кто такие мещеры народ. Смотреть фото Кто такие мещеры народ. Смотреть картинку Кто такие мещеры народ. Картинка про Кто такие мещеры народ. Фото Кто такие мещеры народ

Содержание

Археология

Археология связывает с этим племенем могильники и городища II—XII веков, расположенные по среднему течению Оки.

Выводы А.Иванова по материалам Пустошенского могильника мещеры [1] :

История

Первое упоминание о мещере мы находим у Иордана:

Новейшая публикация «Гетики» Иордана представляет текст списка в следующем виде [2] :

Упоминания о Мещере также встречаются в Толковой Палее — памятнике древнерусской литературы XIII века и в русских летописях (например, в связи с походом Ивана IV на Казань).

Постепенно славяне заселили и Мещерский край. Племя мещера частью было ассимилировано, частью оттеснено к Волге. Однако название осталось, и те места, где некогда обитали финские племена, с незапамятных времен называют Мещерским краем или просто Мещерой.

Язык мещеры

В сообщении князя Курбского сказано, что у мещеры «мордовский» язык. Необходимо отметить, что сейчас «мордовского» языка не существует, а есть мокшанский и эрзянский языки. Сообщение Курбского дает основания полагать, что язык мещеры был достаточно близок мокшанскому и эрзянскому языкам. Материалы, собранные Л.П. Смоляковой на территории бывшей Парахинской волости в середине 60-х гг. подтвердили наблюдения предшественников и ее собственные выводы относительно иноязычного (финского) влияния. Специфика русских говоров Татарии, используемых обрусевшей или обрусевающей эрзей — носителями эрзянского языка, позволило автору предположить, что именно эрзя субстрат (а не диалект мокша) был в основе мещерских говоров. [3]

Отличительной особенностью мещеры является так называемое цоканье, которое распространено в Поочье на территории былого расселения мещеры. [4]

Материальная культура

Культура была близка к культуре эрзя, так например у мещеры были распространено набедренное украшение,такое как пулагай.

[3] Зеленин Д.К. отмечает такие особенности в одежде мещеры:

Черные повилы (они же онучи) также распространены у эрзи:

Антропология

Гипотеза о генетическом родстве русской мещеры и татар-мишарей в 50-е годы подверглась проверке учеными научно-исследовательского института антропологии МГУ. На основании антропологических материалов они высказались «против точки зрения, утверждающей единство происхождения мишарей и так называемой русской мещеры», и указали на возможность генетической связи русской мещеры с локальными «группами мордвы-эрзя». [7]

Источник

Мишари (мещеряки) — татары на службе русского народа

Мишари относятся к татарскому народу. Являясь субэтносом, они начали свое формирование в Среднем Поволжье и Приуралье, в дальнейшем расселившись по территории России.

История

Кто такие мещеры народ. Смотреть фото Кто такие мещеры народ. Смотреть картинку Кто такие мещеры народ. Картинка про Кто такие мещеры народ. Фото Кто такие мещеры народ

Родиной мишарей называют правый берег Волги. Население селилось вдоль реки до правого берега Оки. Мишарям предстояло претерпеть сложные изменения, ряд историков относит их к финно-угорским племенам, которые видоизменились под влиянием половцев.
В 15 веке субэтнос называли мещеряками, а позднее стали называть татарами. Мишари расселялись из-иза обустройства засечных линий, что было связано с включением в состав Московского государства территорий, на которых они ранее проживали. Другой причиной стала колонизация Среднего Поволжья. Все это способствовало расселению по территории современной Российский Федерации. Многие мишари уходили на службу, примыкая к военному сословию. К 20 веку уровень ассимиляции мишарей сильно возрос, поэтому сейчас весьма затруднительно сказать точно, каково происхождение субэтноса и насколько велики различия его с другими татарами. Существует, однако, несколько теорий, которые объясняют происхождение мишарей:

Буртасская теория выдвигает предположение о буртасах и маджарах, являющихся предками мишари. Их косвенно можно связать с булгарами, которые при появлении Наровчатского улуса перестали именовать себя таковыми и далее оставались известны как мишари.
Мещерская теория гласит, что субэтнос произошел от племени мещёра, поглощенного татарами.
По Золотоордынской теории мишари являются потомками золотоордынцев. Следуя ей, когда Золотая орда распалась, часть татар осталась у берегов Оки.
Смешанная теория базируется на ассимилировании нескольких народов, в том числе булгар, кипчаков и буртасов. Она учитывает вторжение Золотой орды, смешивание населения и принимает во внимание влияние Московского государства.

Мишари принесли немало пользы русскому народу. Они участвовали в строительстве целого ряда городов, сражались с Мамаем и неоднократно доказывали верность Московскому государству, способствуя укреплению его господства. Историками отмечается значительный вклад в поддержку казаков.
Отчасти вхождение мишарей в состав России был продиктован натиском со стороны касимовских татар, которые могли стать причиной потери самобытности народа. Пусть давление русских князей было велико, но мишари знали, что им позволят сохранить устои, поэтому выбрали Москву.

Внешность

Мишарей можно разделить на несколько типов, каждый из которых имеет свои особенности внешности:

Понтийский тип отличает высокое переносье, густая щетина, довольно высокий рост, темные волосы.
Волго-камский, он же сублапоноидный, не имеет густой растительности на лице, отличается лицом средней ширины, волосы на голове могут быть разнообразными по цвету.
Монголоидный, который также называют южно-сибирским, отличается темными волосами, широким лицом, слабым ростом щетины (бороды) и средним ростом тела.
Отдельно выделяется светлый европеоидный с характерными светлыми глазами и волосами.

Одежда

Кто такие мещеры народ. Смотреть фото Кто такие мещеры народ. Смотреть картинку Кто такие мещеры народ. Картинка про Кто такие мещеры народ. Фото Кто такие мещеры народ

Раньше мишари шили одежду из холста и алачи. Утепленную одежду делали из сукна, состоятельные мишари покупали одежду, сотканную мастерами из шерсти и шелка. Зимняя одежда шилась из меха различного зверя: выдры или лисицы. Для украшения использовали ленточки, шнуры и тесемки.

Мужской костюм включает тюбетейку, длинную рубаху, на груди которой делают прямой разрез, а ворот оставляют стоячим. Штаны у мишарских мужчин широкие, в качестве верхней одежды носят кафтан чапан. Женский костюм состоит из льняной рубахи, имеющей большую длину, фартука, камзола, лаптей чабата, шапки тайки. Иногда головным убором служит колпак из бархата, который называется калфак. Шею закрывают шерстяной шалью. Важным женским украшением является кулмак, представляющий собой амулет, многие мишари верили, что в таких амулетах живут духи.

Жизнь

Кто такие мещеры народ. Смотреть фото Кто такие мещеры народ. Смотреть картинку Кто такие мещеры народ. Картинка про Кто такие мещеры народ. Фото Кто такие мещеры народ

Благодаря благоприятным климатическим условиям мишари всегда могли заниматься земледелием и натуральным хозяйством. Выращивали зерно, овес, рожь, ячмень, чечевицу и другие культуры. Сложности у мишарей начались с начала правления Петра I, который отменил множество привилегий, фактически сделав людей крестьянами. Многих привлекали для работ по лесозаготовке, люди лишались земель, оказывались вынуждены отдать их помещикам. Восстановить земледелие удалось только к 20 веку, когда началась промышленная революция. Сейчас мишари активно используют современные достижения в области сельскохозяйственной техники, чтобы заниматься пахотой, по-прежнему есть люди, знакомые со старыми орудиями труда. Возделывание ведется по методу правого трехполья.
Помимо земледелия, мишари занимаются скотоводством, разводя большие стада овец. Налажены ткачество и пчеловодство.
Огромное значение для мишарей имеет семья. Еще много веков назад семьи жили поколениями в одном доме и вели общее хозяйство. Когда семьи становились достаточно большими, они разделялись, проводя раздел имущества.

Религия

Мишари в большинстве своем исповедуют ислам, однако сохранилось и старое верование, имеющее целый ряд особенностей.
Многих духов мишари отождествляли с животными. Так, сама душа представляла собой бабочку или птицу, а всякая враждебность представала в виде огненного змея, который мог обратиться в человека. Мишари считали, что злой муж — это и есть огненный змей, принявший человеческое обличье. Нечистые люди после жизни превращались в колдунов, которые вредили всем живым.
Большое значение в старых верованиях имел дух земли Джир Иясе, которому нужно было приносить подаяния. Весной этим подаянием становилась овца, кости которой закапывали в землю. Мишари верили, что осквернение земли могло повлечь за собой страшные последствия. Духу воды Су Иясе приписывали негативные качества. Именно он устраивал наводнения, засухи, размывал реки. Йорт Иясе, напротив, был добрым духом, оберегающим дом. Однако являлся он только тем, кого искренне любил, представая в образе зайца. Все болезни тоже происходили от духов, которых могли навлечь злые колдуны.

Культура

Кто такие мещеры народ. Смотреть фото Кто такие мещеры народ. Смотреть картинку Кто такие мещеры народ. Картинка про Кто такие мещеры народ. Фото Кто такие мещеры народ

Мишари посвятили много сказок и легенд самым разным событиям жизни. Большую роль всегда играл персонаж Койгорыш, олицетворяющий счастье (птица счастья). В сказках мишари описывают различных зверей, выступающих в роли сказочных персонажей.
Мишари придумали баиты — произведения разного рода жанров, которые исполнялись игрой на музыкальных инструментах и речитативом в случае большой трагедии. Чаще всего баиты исполняли во время войны.
Мишари долго развивали поэзию, создавая сюжетные песни, включающие общие по смыслу куплеты. У песен мишарей мелодия припевов обычно отличается от основной. Поэтические и музыкальные произведения часто посвящались любви.

Жилище

Для жилища мишарей была характерна гнездовая планировка помещений, постепенно трансформировавшаяся в уличную. Селения огораживали изгородью. Наиболее важной в планировке была печь, над которой вешали котел. Нары располагали возле печи, вдоль стен ставили лавки. Позднее нары заменили на коники — кровати, которые делали из дерева. Стал угадываться русский стиль, особенно это касалось горниц. Украшали жилище тканями, выполнявшими роль занавесок, которые были богато украшены аппликациями.

Мишари говорят на особом диалекте — западном. В нем прослеживаются древние черты, присутствует множество говоров. Исследователи относят мишарский диалект к кыпчако-половецкой группе. Говоры во многом близки друг к другу, что обусловлено длительным пребыванием различных групп мишарей в непосредственной близости.
Морфология мишарского диалекта сохранила древние формы, восходящие к кыпчакскому языку. Отмечается влияние древнетатарского литературного, что видно на примере наклонений повелительного, желательного времени, а также причастия. Универсальность касается только грамматики, охватывающей все говоры. Например, наречие образуется с помощью слова «ката». Глаголы в 3 лице сохранили древнюю форму. 2 лицо единственного числа в повелительном наклонении тоже представлено в древней форме.
В лексике мишарей есть много слов из огузского и кыпчакского. Прослеживается наличие заимствований из мордовского языка. Очень велико влияние русского. Удивительно, но мишари сохранили даже древний лексикон русского народа и активно используют его в собственной лексике. В мишарском есть также арабские и персидские слова, которые в настоящее время не используются ни арабским, ни персидским народами (современные персы).
Таким образом, язык мишарей хоть относится к диалектам, но во многом уникален, а для исследователей представляется невероятно сложным и интересным явлением.

Кто такие мещеры народ. Смотреть фото Кто такие мещеры народ. Смотреть картинку Кто такие мещеры народ. Картинка про Кто такие мещеры народ. Фото Кто такие мещеры народ

Будничные хлопоты заставляли мишарей готовить быстро. Благодаря наличию скота и налаженной системе земледелия люди могли есть досыта. Типичным супом стали щи, которые могли есть без мяса, добавляя к блюду лапшу салму. Дополнительно в суп накладывали клецки. Мишари ели каши, картофель, приготовленный разными способами. На столе всегда были ягоды и различные плоды, собранные в лесу.
Хлеб имел крайне важное значение. Пекли его из муки пшеничной или грубого помола. Булки делали пресные, с начинками, в том числе картофелем. Знаменитые эчпочмаки — пирожки с мясом — сменялись корнеками. Эти пирожки с начинкой из яблок и разных ягод уплетали и взрослые, и дети. Как и все татары, мишари употребляют мясо. Говядина, баранина, конина являются наиболее распространенными. В связи с широким распространением ислама свинина запрещается к употреблению. Также нельзя есть мясо тех животных, которых закололи без соблюдения обряда. Остатки ритуальной пищи запрещены к дальнейшему употреблению.
Коровье молоко используется для приготовления сыра, творога и масла. Масла делают и из растений, например, конопли. Весьма специфичным по вкусу может показаться конское масло, которое у мишарей в большом почете. Самым распространенным напитком является чай.
Трапезы мишари разделяют на повседневные, праздничные и ритуальные. Пищу принимают обычно 3 раза в день, причем больше всего съедают в обед. Перед походом в мечеть пищу не принимают, а завтракают только после совершения обрядов. Хлеб на столе оставлять не принято, поэтому его съедают до последней крошки. Сладости раньше были на столе только у богатых мишарей, теперь печенье и выпечку едят практически все.
Самым удивительным в мишарях является то, что, будучи малым субэтносом, они смогли создать особую культуру и даже уникальный язык, отличающийся от татарского. Их образ жизни близок к русскому, но в традициях они остаются татарами.

Видео

Источник

Команда Кочующие

Командный раздел

Марий Эл

Татарстан

Регионы

Окно в природу

Блог от Лоцмана

Последние комментарии

Популярное содержимое

За сегодня:

За всё время:

Летописный народ мещёра

Кто такие мещеры народ. Смотреть фото Кто такие мещеры народ. Смотреть картинку Кто такие мещеры народ. Картинка про Кто такие мещеры народ. Фото Кто такие мещеры народ

Таинственным и загадочным мы называем то, о чём у нас мало информации. В этом смысле народ мещера действительно загадочный. Археологических памятников мещеры очень мало. Письменных источников, где упоминается этот народ – ещё меньше. Некоторые исследователи считают, что мещеры вообще не было. Тем не менее, этот народ существовал довольно продолжительное, не менее 700 лет, время на обширной территории, от современного Егорьевска на западе до нынешнего Касимова на Востоке. Кстати, первоначальное название этого города было Городец Мещерский.

Кто такие мещеры народ. Смотреть фото Кто такие мещеры народ. Смотреть картинку Кто такие мещеры народ. Картинка про Кто такие мещеры народ. Фото Кто такие мещеры народМещера́ (также и мещёра, также мишари) — древнее финно-угорское племя, вошедшее в состав Древнерусского государства и растворившееся в русской и эрзянской народности. Расселялось по среднему течению Оки (Мещёрская низменность). Язык финно-пермской группы (точнее — волжско-финской) — мещерский.
Археология связывает с этим племенем могильники и городища II—XII веков, расположенные по среднему течению Оки.

Выводы А. Иванова по материалам Пустошенского могильника мещеры:
Народность могильника по характеру и составу своего инвентаря Пустошенский могильник принадлежит к тому типу погребений, который знаменует, по-видимому, особую культуру. Характерными признаками данного типа следует признать: присутствие пластинчатых шейных гривен с цилиндрическими привесками, пластинчатых луновидных серег с такими же привесками, витых из проволоки шейных гривен с конусообразными шипами на концах, большого количества раковин каури и довольно грубых, но оригинальных имитаций из проволоки различных курганных находок, как то: шейных гривен и браслет с завязанными концами, ажурных подвесок и типичных на цепочках привесок в виде цилиндриков и ромбов. Все описанного типа вещи согласно приписываются финскому или во всяком случае инородческому племени, предшествовавшему славянской колонизации края.
Кто такие мещеры народ. Смотреть фото Кто такие мещеры народ. Смотреть картинку Кто такие мещеры народ. Картинка про Кто такие мещеры народ. Фото Кто такие мещеры народ
История
Первое упоминание о мещере мы находим у Иордана: Новейшая публикация «Гетики» Иордана представляет текст списка в следующем виде:
«thiudos: Inaunxis Vasinabroncas Merens Mordens Imniscaris Rogas Tadzans Athaul Nauego Bubegenas Coldas» [Иордан, 116]. Его следует интерпретировать как сильно испорченный фрагмент текста на готском языке [Анфертьев 1994: 150—151], оригинал которого в части, касающейся интересующих нас территорий от Прибалтики до средней Волги можно восстанавливать примерно как «*þiudos: in Aunxis Vas, in Abroncas Merens, Mordens in Miscaris, Ragos stadjans / stadins [Athaul Nauego Bubegenas Coldas]» и переводить: ‘[покорил] народы: в Аунуксе — весь, в Абронкасе (?) — мерю, мордву в Мещере, [по] Волге местности [атаул, навего, бубегенов, кольдов]’.
Упоминания о Мещере также встречаются в Толковой Палее — памятнике древнерусской литературы XIII века и в русских летописях (например, в связи с походом Ивана IV на Казань). Мещера как область в исторических документах впервые упоминается в 1298 г. при переделе власти между Бахметом Усейновым сыном Ширинским, «выдворившем из Мещеры Махмета царя Осан-Уланова сына Крымскова». Во второй раз Мещера упоминается в 1382 г. в русской летописи в связи с обретением земли (одновременно с другими приокскими городами — Тарусой, Муромом, Нижним Новгородом, расположенными от верховья до устья р. Оки), великим князем Дмитрием Ивановичем (Донским) у золотоордынского хана Тохтамыша.

Постепенно славяне заселили и Мещерский край. Племя мещера частью было ассимилировано, частью оттеснено к Волге. Однако название осталось, и те места, где некогда обитали финские племена, с незапамятных времен называют Мещерским краем или просто Мещерой.

Мещерский язык
В сообщении князя Курбского сказано, что у мещеры «мордовский» язык. Необходимо отметить, что единого мордовского языка не существует, а есть мокшанский и эрзянский языки мордовской подгруппы финно-волжских языков. Сообщение Курбского дает основания полагать, что язык мещеры был достаточно близок мокшанскому и эрзянскому языкам. Материалы, собранные Л. П. Смоляковой на территории бывшей Парахинской волости в середине 60-х гг., подтвердили наблюдения предшественников и её собственные выводы относительно иноязычного (финского) влияния. Специфика русских говоров Татарии, используемых обрусевшей или обрусевающей эрзей — носителями эрзянского языка, позволило автору предположить, что именно эрзя субстрат (а не диалект мокша) был в основе мещерских говоров. Отличительной особенностью мещеры является так называемое цоканье, которое распространено в Поочье на территории былого расселения мещеры.

у мещеры были распространены поневы без прошивы, не сшитые спереди, рогатые кички и черные онучи.
Кто такие мещеры народ. Смотреть фото Кто такие мещеры народ. Смотреть картинку Кто такие мещеры народ. Картинка про Кто такие мещеры народ. Фото Кто такие мещеры народ

Черные повилы (они же онучи) также распространены у эрзи:
Происходили изменения и в способах ношения обуви. Если маленькие дети, особенно летом, ходили как правило босиком, то подростки начинали носить лапти, а по праздникам и кожаную обувь — сапоги или кожаные ботинки. Причём, девочки обязательно должны были одевать онучи, а у теньгушевской эрзи девочки с десяти лет носили черные повилы — сепракстат. Это был кусок шерстяной ткани шириной 10,0 см и длиной до 2,5 м. Повилы по краям отделывались красным шерстяным шнуром. Они туго наматывались прямо на голени. Такие же повилы были распространены и у некоторых групп мокши. У мокши и шокши по праздникам девочки носили также красные обмотки — якстеренъ каркст. Процесс их наматывания был очень долгим, поэтому обычно это делалось вечером и девушки спали обутыми. Если праздник длился несколько дней, то обмотки не снимали на всем его протяжении.

АНТРОПОЛОГИЯ
Гипотеза о генетическом родстве русской мещеры и татар-мишарей в 1950-е годы подверглась проверке учеными научно-исследовательского института антропологии МГУ. На основании антропологических материалов они высказались «против точки зрения, утверждающей единство происхождения мишарей и так называемой русской мещеры», и указали на возможность генетической связи русской мещеры с локальными «группами мордвы-эрзя».

Академик Т. И. Алексеева пишет:
«Русские с территории обитания муромы также очень сходны с мещерой. У них относительно светлая пигментация, ослабленное развитие бороды, очень узкое лицо, преимущественно прямой нос и т. д. Этот факт может быть истолкован как подтверждение связи мещеры и муромы, а при учете того, что в населении, окружающем эти группы, проявляются иные антропологические типы — валдайский и восточновеликорусский, — как подтверждение генетического родства этих реликтовых восточнофинских приокских групп.»
«Локализация такого своеобразного морфологического комплекса на относительно изолированной территории позволяет поставить вопрос о выделении нового антропологического типа в систематике Восточной Европы. На основании сходства с ильменским его можно отнести к восточноевропейской контактной группе типов североевропеоидной или балтийской малой расы (по Чебоксарову). Последовательно проводя географический принцип в обозначении расовых типов, следует назвать его среднеокским.»
«Сравнение черепов мещеры, мери и муромы с восточнославянскими, с одной стороны, и с финноугорскими — с другой, говорит о значительно большем сходстве их с первыми. В этом смысле мы можем говорить о генетических связях восточнославянских и восточнофиннских народностей на территории Волго-Окского бассейна, возникших задолго до их этнического оформления.»

МЕЩЁРСКИЕ СЕЛЕНИЯ
Можно с уверенностью сказать, что мещеряки умели возводить бревенчатые жилища, возможно, с печным отоплением. Мещерские селища не ограждались земляными валами. Единственное городище, которое можно отнести к племени мещера, было найдено в Шиловском районе Рязанской области. Его уничтожали как минимум два раза, первый раз в 7 веке степняки, второй раз в 11 веке славяне. К этому времени мещеряки, вероятно, мешали наладить прямое сообщение по р. Оке из Северо-Восточной периферии Древней Руси в её центральные районы. Легенды о Соловье-разбойнике в страшных Муромских лесах родились не без их участия.

расселение мещёры Кто такие мещеры народ. Смотреть фото Кто такие мещеры народ. Смотреть картинку Кто такие мещеры народ. Картинка про Кто такие мещеры народ. Фото Кто такие мещеры народ
ЗАНЯТИЯ МЕЩЁРЫ
Как я уже сказал, рязано-окские предки мещеры были, скорее всего, скотоводами. Остальные промыслы носили подчинённый характер. При переселении из долины Оки в мещерские леса, скотоводство, вероятно, престало быть главным занятием. Хозяйство стало более комплексным, максимально приспособленным в местной специфике. Лесное скотоводство, охота, рыболовство, огородничество, бортничество. Мещера унаследовала ремесленные навыки своих предков, мещеряки были умелыми кузнецами и отливали изящные художественные изделия их бронзы. Последние изготовлялись по традиционной для окских финнов технологии, сначала украшение лепилось из вощёных верёвочек, затем изготавливалась форма.
Мещера поддерживала торговые и обменные связи, ряд изделий доставлялся издалека. Анализ остатков ткани, найденной на одном из памятников, проведенный художником – реставратором нашего музея А.А.Мамоновой, показал, что некогда это была женская шаль, привезённая из Средиземноморья или даже Египта.

Возможно, название мещеры отражено и в имени города Мастр у ал-Идриси (XII в.), «которое, не изменяя графику слова, можно прочесть и как Маштр» [Коновалова 2006: 274].

Долгое время в памятниках отмечается лишь непроизводное с точки зрения древнерусского языка название этого народа; только под конец древнерусской эпохи появляются суффиксальные наименования мещеряки [УАИ 1845: 155], мещеряне [УДАИ 1875: 244], в антропонимии Мещеря-ковъ, 1679 г., Верхотурье [Тупиков 2004: 643].

источник Ильи пророка у деревни Ерахтур (мещёрские края) Кто такие мещеры народ. Смотреть фото Кто такие мещеры народ. Смотреть картинку Кто такие мещеры народ. Картинка про Кто такие мещеры народ. Фото Кто такие мещеры народ

Что же за народ мещера? Что нам о нем известно?

Этническое своеобразие мещеры прослеживается по археологическим данным: согласно им, «летописная мещера – это особая группа волжских финнов, сближающаяся по целому ряду показателей с соседними муромой и мордвой, но, тем не менее, существенно отличающаяся от обоих древних народов» [Рябинин 1997: 232].

Как свидетельствуют данные летописей, мещера занимала территорию в Мещерской низменности между муромой, жившей в районе современного Мурома, и мордвой.

Границы Мещерской низменности определяются по рекам Клязьма на севере, Москва на юго-западе, Ока на юге и Судогда и Колпь на востоке. Однако Мещерская низменность – понятие чисто географическое. Насколько точно оно соответствует территории расселения мещерского народа? Археология дает лишь самые общие сведения: «южнее Клязьмы известны немногочисленные могильники мещеры» [Финно-угры. 1987: 69]. В условиях скудности археологического материала определить зону нашего исследования помогут географические названия, сохранившие в своей основе имя исчезнувшего этноса, поскольку, как следует из открытого В.А.Никоновым топонимического закона «относительной негативности», топонимы с этническими основами возникают преимущественно на границах территории проживания данного этноса. Попытки использовать некоторые топонимы с основой Мещер- для определения территории проживания мещеры предпринимались и ранее [см. Кузнецов 1910: 99-100; Рябинин 1997: 214-215]. Из древнерусских источников и относительно современных указателей путем сплошной выборки нами были извлечены следующие топонимы, образованные от этнонима мещера (без учета названий, в основе которых лежат личные имена):

1 – Мещерка, ок. 1358 г. и позднее, волость у Коломны [см. ДДГ 1950: 15, 17, 33, 55].
2 – Мещера (Мещерский городок): «Мещерский», Патриаршая, или Никоновская летопись [ПСРЛ: XI 54] / «Мещерский городокъ», Львовская летопись [там же: XX 210], 1379 г.; «и далъ ему ц(а)рь Новгородское княжение: Нижнии Новъгородъ, Муромъ, Мещеру, Торусу», Софийская первая летопись старшего извода [там же: VI л. 434 об., ст. 509], 1391 г. и позднее; Мещерскъ [, 1572 г.] [ДДГ 1950: 440] (более раннее название Касимова; упоминается с 1263 г. как Городецъ, Городокъ).
3 – Мещер(ь)ское: «Мещерьское» / «Мещерское», «А се имена всем городам Русским, дальним и ближним» (конец XIV – начало XV в.), Залесский город (на правой стороне Оки несколько ниже устья Клязьмы, ныне г. Горбатов в Павловском р-не Нижегородской обл.).
4 – Мещерское, первая четверть XVI в., с 1464 г. Мещерка, с 1596 г. Мещерки, Владимирский уезд, сельцо близ реки Колакши, также производные от него топонимы Мещерская земля, Мещерский луг, Мещерское поле [см. АФЗХ 1951: I 165, 185, 199; 1961, III 158, 159 и др.].
5 – Мещерской стан Бежецкой пятины, XVII в., верховья Волги [УААК 1838: 86].
6 – Мещера (Мещора), название реки близ Цны, XVII в. [УДАИ 1875: 244].
7 – Мещерские города, в верховьях Оки, XVII в. [там же].
8 – Мещерская слобода, на Оке, XVII в. [там же].
9 – Мещериха, река, левый приток Лобни, Клязьмы [Смолицкая 1976: 197].
10 – Мещерка, река, левый приток Оки [там же: 195].
11 – Мещерская Заводь, озеро, по правую сторону от Оки, между Те-шей и устьем Оки [там же: 273].
12 – Мещерское, озеро, рядом с рекой Мещеркой [там же: 195].
13 – Мещерской, овраг, правый приток Илемны, левый приток Мокши, Оки [там же: 193, 237].
14 – Мещорка, правый приток Кельца, левый приток Рановы [там же: 180] (тождественно 6?).
15 – Мещера, село бывшего Богородского уезда Московской губернии [СНМРИ (Моск.) 1862: XXIV 247].
16 – Мещерское, село бывшего Московского уезда и губернии [там же].
17 – Мещерское, село бывшего Подольского уезда Московской губернии [там же].
18 – Мещера, село бывшего Горбатовского уезда Нижегородской губернии [СНМРИ (Ниж.) 1863: XXV 173] (ср. 3).
19 – Мещерские горы, село бывшего Горбатовского уезда Нижегородской губернии [там же] (ср. 3).
20 – Мещерское, село бывшего Наровчатского уезда Пензенской губернии [СНМРИ (Пенз.) 1869: XXX 112].
21 – Мещерское, село бывшего Нижнеломовского уезда Пензенской губернии [там же].
22 – Мещерская, село бывшего Наровчатского уезда Пензенской губернии [там же].
23 – Мешера (?), село бывшего Раненбургского уезда Рязанской губернии [СНМРИ (Ряз.) 1862: XXXV 157].
24 – Мещерка, село бывшего Егорьевского уезда Рязанской губернии [там же].
25 – Мещерские выселки, село бывшего Михайловского уезда Рязанской губернии [там же].
26 – Мещерка, село бывшего Усманского уезда Тамбовской губернии [СНМРИ (Тамб.) 1866: XLII 172].
27 – Мещерский Липяжок, село бывшего Усманского уезда Тамбовской губернии [там же].
28 – Мещеряки, село бывшего Липецкого уезда и губернии [там же].
29 – Мещера, село бывшего Владимирского уезда и губернии [СНМРИ (Влад.) 1866: VI 172] (ср. 4).
30 – Мещерка, село бывшего Юрьевского уезда Владимирской губернии [там же].
31 – Мещерки, село бывшего Гороховецкого уезда Владимирской губернии [там же].
32 – Мещеры, село бывшего Владимирского уезда и губернии [там же].
33 – Мещеры, село бывшего Муромского уезда Владимирской губернии [там же].
34 – Мещерка, село бывшего Ярославского уезда и губернии [Кузнецов 1910: 100].
35 – Мещеры, село бывшего Кашинского уезда Тверской губернии [там
же].

Ареал топонимов, в основе которых лежит этноним мещера, охватывает среднее и нижнее течение Москвы (15, 16, 24) вплоть до ее устья (1), далее идет по Оке (8, 10, 12, 2), вклиниваясь в правобережье в районе Рязани (в грамотах мы встречаем понятие Мещерский рубеж, который, судя по контексту упоминаний, пролегал к юго-востоку от современной Рязани, между Переяславлем-Рязанским (современная Рязань) и Рязанью (ныне городище Старая Рязань) [см. ДДГ 1950: 85, 334, 338], уходя на юго-запад от Рязанщины в верховья Дона (26, 27, 28), в верхнем течении Мокши (13, 18, 19, 20, 21, 22, 24), Рановы (14, 23) и далее, выше Теши (11); на севере граница ареала проходит по всему течению Клязьмы от верховья (9) до устья (3, 18, 19); отдельные названия встречаются и к северу от Клязьмы (5, 34, 35).

С XV в. название Мещера (Мещерская земля) употребляется в русских памятниках только как название области. В XVI в. правобережную часть Мещеры занимала мордва, ср. сообщение из «Истории о великом князе Московском» Андрея Курбского: «А нас тогда послал со тремянадесять тысящей люду чрез Резанскую землю и потом чрезъ Мещерскую, идѣже есть мордовский языкъ» [БЛДР 1999: 11 282].

Были предложены две этимологии этнонима мещера: от морд. *ḿeškär ‘пчеловод’ (И.И.Миккола) и в связи с самоназванием венгров megyer, magyar и названием народа можар (мажяр), упоминаемого среди народов, принявших участие в походе на Казань (О.Н.Трубачев) [Фасмер 1996: II 616 (дополнение)]. Вторая этимология вызывает у нас сомнение: фоне-тически мещера затруднительно связать с megyer, magyar (из угор. *mańćɜ ‘человек, мужчина’ е (правда, лишь в конце слова) известен и в северных диалектах саамского языка [см. ОФ-УЯ 1974: I 193].

Кто такие мещеры народ. Смотреть фото Кто такие мещеры народ. Смотреть картинку Кто такие мещеры народ. Картинка про Кто такие мещеры народ. Фото Кто такие мещеры народ

Интересные наблюдения могут быть сделаны относительно некоторых гидронимических формантов, восходящих к полнозначным словам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *