Кто такие миряне в православии
Миряне
Миря́не или ла́ики (греч. λαϊκός «люди») – «те, кто живут в миру», члены Церкви не входящие в состав духовенства и монашества. Раньше мирянами называли тех, кто в мире, т.е. некрещёных.
Разграничение “миря́нин” — “не миря́нин” проходит по двум водоразделам: – месту жизни человека, на что указывает и само слово (в мiру, социуме — или нет), – богослужебным правам человека в храме.
Миря́нин – представитель церковного народа, принимающий молитвенное участие в храмовом богослужении. Кроме миссионерского служения, миряне могут совершать дома все богослужения Суточного цикла, приведённые в Часослове, Молитвослове или ином богослужебном сборнике, опуская священнические возгласы, молитвы и дьяконские ектеньи. В случае крайней необходимости (при отсутствии священнослужителя и смертельной опасности), мирянин может совершить Таинство крещения.
В первые века христианства права мирян несравнимо превосходили современные, простираясь до избрания не только настоятеля приходского храма, но даже епархиального архиерея.
Каждый, приходящий на Литургию является её совершителем, а служащий священник — предстоятелем. “Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас” ( 1Пет.2:9 ).
Мирянин и Евхаристия
Что церковные каноны говорят о том, каким образом мирянин должен участвовать в богослужениях, в том числе самом главном из них – литургии? Об этом рассказывает протоиерей Александр Задорнов, проректор Московской духовной академии по научно-богословской работе, член комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богословия.
Сейчас в практике Поместных Православных Церквей мы видим, что миряне, естественно, на различном уровне, могут принимать участие в богослужении и по благословению епископа имеют возможность участвовать даже в церковном учительстве, церковных Соборах, в избрании членов клира, церковно-административной хозяйственной деятельности.
В Уставе Русской Православной Церкви редакции 2013 года определению, кем является мирянин, посвящена 16-я глава, где в соответствующем разделе о приходе и о прихожанах сказано следующее: «Прихожанами являются лица православного исповедания, сохраняющие живую связь со своим приходом». И следующий пункт, собственно, объясняет, в чем состоит эта живая связь: «Каждый прихожанин имеет своей обязанностью участвовать в богослужении, регулярно исповедоваться и причащаться, соблюдать каноны и церковные предписания, совершать дела веры, стремиться к духовно-нравственному совершенствованию и содействовать благосостоянию прихода». То есть, хотя не указана регулярность причащения, не указана регулярность участия в других Таинствах, все-таки в Уставе упоминается, что эта живая связь предполагает: человек причащается регулярно и действительно является участником жизни прихода.
Поскольку каноническое право, как и любая другая юридическая наука, является наукой формальной, эти каноны носят двойной характер: с одной стороны, характер предписывающий, когда мирянам нечто повелевается, с другой стороны, имеются правила, ограничивающие или каким-то образом уточняющие их участие в богослужении.
Начну с этих правил. Как известно, в современной практике некоторых Поместных Церквей принято, что миряне участвуют в избрании клириков на всех уровнях, начиная с приходского священника; в некоторых Церквах, как например, в Русской Православной Церкви, они принимают участие в избрании Предстоятеля Церкви.
В 5-м правиле Лаодикийского Собора мы можем прочитать следующее: «Хиротонии не должны совершаться в присутствии слушающих». Согласно толкованию комментаторов XII столетия, под хиротонией в данном случае нужно понимать не собственно священнодействие, а избрание на ту или иную священную степень. Вот как пишет канонист XII века Зонара: «Поистине неполезно, чтобы при выборе епископа присутствовало много слушающих, если и до сегодняшнего дня между избирающими совершаются частые споры. Хотя и не по всем правилам совершается дело, однако избрание проходит тайно. Хиротония же совершается открыто, чтобы те, кто присутствуют и вместе поют «Аксиос», были приняты в качестве свидетелей и соучастников».
Далее мы можем рассмотреть такую область, вполне очевидную в пастырской практике, как участие в церковном пении. И здесь мы таже сталкиваемся с тем, что правила ограничивают участие мирян. Согласно 15-му правилу Лаодикийского Собора, который оставил наибольшее количество норм в отношении участия мирян в богослужении, «не должно петь в церкви кому-то другому, кроме клириков-певцов, которые восходят на амвон и поют по девтерию, то есть по певческим пергаментам». Та же норма сохраняется и в правилах Трулльского Собора. Правило 75 говорит: «Мы желаем, чтобы приходящие в церковь петь не испускали бесчинных воплей, не принуждали свое естество к крику и не добавляли ничего неприличного и несвойственного церкви, но с великим вниманием и умилением возносили псалмопения Богу, взирающему на сокровенное. Ибо Священное слово учило сынов Израилевых быть благоговейными». Далее законодатель говорит о том, что и церковное пение, и церковное чтение должно быть совершаемо только теми людьми, которые на это поставляются соответствующей церковной властью.
Кроме того, отдельные правила относятся к теме, которая непосредственно касается одобренного на Архиерейском Совещании документа «Об участии верных в Евхаристии». В них говорится о том, какие санкции со стороны церковной власти возможны в отношении тех мирян, которые пренебрегают той самой живой связью прихода, о которой я уже упоминал. Есть ли какая-то норма, которая наказывает за редкое причащение? Как мы знаем, канонический корпус несколько раз обращается к этой теме. В частности, в 19-м правиле Лаодикийского Собора сам порядок причащения определяется таким образом, что в алтаре могут причащаться только священнослужители, только клирики. Миряне причащаются вне алтаря. Несколько правил дополнительно говорит о том, что в алтарь не имеет права входить ни один мирянин, но, как писали комментаторы в XII веке, за исключением императора.
О частоте причащения правило Сардикийского Собора говорит следующее: «Вспомните, как в прошлом отцы наши определили, что если мирянин, находясь в городе (имеется в виду, что он пребывает в том месте, где у него есть возможность причаститься – прим.) в три воскресных дня в течение трех недель не придет в собрание, он должен быть отстранен от общения. Итак, если это поставлено относительно мирян, но недолжно, неприлично и неполезно епископу или клирику, не имея никакой настоятельной необходимости или затруднительного дела, надолго оставаться вне церковного общения». То есть эта норма, которая потом будет повторяться и в правилах Трулльского Собора, была общеизвестной: если человек не причащается три воскресных дня подряд, он тем самым сам отлучает себя от живого общения с Церковью.
Как мы видим, законодатель все-таки стремится определить не только меру и способы участия мирян в богослужении, но также и предписывает какие-то ограничения. Кроме того, также есть неоднократно повторяющиеся в нашем каноническом корпусе нормы о том, что мирянин даже не может читать божественные книги (имеется в виду, естественно, на богослужениях суточного круга или Апостол на литургии), если у него нет хиротесии во чтеца. Например, в 33-м правиле того же Трулльского Собора говорится: «Читать с амвона божественные словеса народу по чину причисленных к клиру не позволено вообще никому, кроме тех, кто получил священническое посвящение и благословение от своего пастыря, в соответствии с правилами. Если же кто-то будет уличен в том, что поступает вопреки предписанию, то будет отлучен». И эти примеры можно множить.
В любом случае мы видим, что церковный законодатель все-таки предполагает некую разницу между теми мирянами, которые участвуют в церковной службе, и теми, которые назначены церковной властью для специального участия в богослужении. Особенно это касается чтения и пения.
Более того, некоторые правила регламентируют и причащение. 58-е правило Трулльского Собора нам сейчас покажется не столь актуальным, тем не менее, оно гласит: «Никто из числа мирян да не преподает себе Божественные Таины, когда есть епископ или пресвитер, или диакон». По смыслу самого выражения можно предположить, что, если нет ни пресвитера, ни диакона, ни епископа, мирянин, получается, может себе преподавать Божественные Таины. Преподобный Никодим комментирует это следующим образом: «Тот мирянин, который сам себя причащает Божественных Таин без необходимости, имеется в виду, когда есть епископ, или пресвитер, или диакон, поступает самонадеянно и присваивает себе вопреки законам достоинство священства. И по праву причащать дано иереям, а не мирянам, почему настоящее правило дерзающего делать так, несмотря на то, что есть иерей, отлучает от Церкви на одну неделю ради того, чтобы этот человек, по слову апостола, учился не думать о себе больше, чем должно думать». В общем-то прецедент такого мирянского причащения те же законодатели видят в свидетельстве Симеона Фессалоникийского, который в своих «Вопросах ответах» в 41-м вопросе говорит о монахах, которые, не имея священного сана в пустыни, тем не менее, имели позволение архиерея по практике Византийской Церкви, по практике Поместных Церквей приобщаться Преждеосвященными Дарами. То есть речь идет только об этом случае.
В рамках этой темы можно говорить также о тех канонах, которые запрещают прикасаться к священным сосудам, входить в святой алтарь и т.д. То есть мы видим, что есть целый комплекс канонов, которые напрямую ограничивают участие мирян в богослужении. Остается спросить: а есть ли какие-то каноны, которые, наоборот, предписывают мирянам нечто по отношению к богослужению?
Конечно, такие каноны тоже есть, причем как в отношении священников, клира по отношению к мирянам, так и наоборот – мирян по отношению к клиру. Самое известное, наверное, правило из истории Византии, которое касается богослужения (хотя источником является не собственно церковная власть, а власть императора) – это новелла Юстиниана «О чтении Евхаристических молитв». Правило было подтверждено уже в IX веке, тогда же, когда святителем Фотием Великим составлялся Номоканон. В формулировке сборника «Василики» это звучит следующим образом: «Мы повелеваем, чтобы все пресвитеры не тихо, а громогласно, во всеуслышание православного народа совершали Божественное приношение и молитвы при святом крещении, чтобы вследствие этого души верующих возвышались до большего сердечного сокрушения и прославления Господа Бога». Данное правило еще более усиливает формулировку новеллы императора Юстиниана, поскольку в той было сказано, чтобы слова Евхаристии (то есть молитвы во время Евхаристического канона) были слышны всем верным, находящимся в алтаре – речь не шла о всем пространстве храма.
Все предписывающие правила касаются только двух моментов. Прежде всего, говорится, что тот христианин, который молится во время богослужения и не имеет никаких прещений (собственно, если б он их имел, то не мог бы находиться на службе) в конце литургии так же, как и клирик, должен причаститься. Если мирянин не причащается, значит, должен представить какую-то благословную причину, почему этого не делает, раз никакое церковное отлучение ему в этом не препятствует.
Кроме того, ряд установлений, например, 9-е Апостольское правило, говорят о том, что всех верных, которые входят в церковь и слушают Писание, но не остаются на молитве во время Святого Причащения, должно отлучать как нарушающих порядок в церкви. Можно приводить и другие подобные правила. Например, Антиохийский Собор установил: «Всех входящих в церковь и слушающих Священное Писание, но в нарушении порядка не участвующих в молитве с народом или уклоняющихся от Причащения и Евхаристии должно отлучать от Церкви до тех пор, когда они будут в состоянии, исповедовавшись, принеся плоды покаяния и испросив прощения, получить его». Все комментаторы согласны с тем, что речь идет именно о предписании причащаться на той литургии, на которой мирянин присутствует.
Кроме того, есть еще одно предписание, которое напрямую связано с документом «Об участии верных в Евхаристии». Это правило Апостольское 69-е, которое говорит следующее: «Если епископ или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится в Святую Четыредесятницу или среду, или пятницу, да будет извержен, если только ему не препятствует поститься немощь телесная. Если же мирянин, да будет отлучен». Вполне ясно, что здесь, как и в правиле 49-м Лаодикийского Собора и некоторых других, речь идет о соблюдении установленных Церковью постов как норме, необходимой для участия в Евхаристии.
В документе «Об участии верных в Евхаристии» мы читаем: «Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой причащающийся несколько раз в году постится три дня перед причащением, вполне соответствует преданию Церкви. Также приемлемой следует признать практику, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна причащения. Решение по этому вопросу должно приниматься с благословения духовника. Требования подготовки ко святому причащению, адресованные к часто причащающимся мирянам, относятся и к священнослужителям». То есть здесь мы видим, что вроде бы законодатель вводит разделение мирян на две категории: те, которые причащаются несколько раз в году, и те, которые причащаются часто, как здесь сказано, «несколько раз в месяц», что, как вы видели, является канонической нормой. При этом, соблюдая все предписанные Церковью посты, они не держат какого-то специального приготовительного поста, отдельного от поста в среду и пятницу или в Великий пост. Может показаться, что действительно такое разделение проводится. На самом деле в документе ничего не говорится о том, что даже первая категория, то есть те, которые причащаются реже, несколько раз в год, свободны от правила, которое требует обязательного соблюдения поста. Соблюдение поста – это каноническая норма, которая должна соблюдаться независимо от того, насколько часто человек приступает к Святому Причащению.
Общеправославное законодательство, которое зафиксировано в Номоканоне святителя Фотия, и законодательство отдельных Поместных Церквей, естественно, могут различаться в том смысле, что частное законодательство приспособлено к жизни в конкретной ситуации и на конкретной территории.
При этом все правила, предписывающие или, наоборот, ограничивающие участие верных в Евхаристии, могут применяться только с одним условием: когда миряне, осознают живую связь со своим приходом, когда их членство в приходе будет не номинальным, когда действительно это будут люди, осознающие, что, причащаясь Святых Таин, они тем самым являются свидетелями своей веры в Церковь.
В основе публикации –
доклад протоиерея Александра Задорнова наконференции
с участием духовенства и мирян Сибирского федерального округа
«Не одному обещано христианство. И если кто-то думает иначе, он ошибается»
Марина Нефедова скромно отказалась от места в президиуме: «Я как журналист привыкла задавать вопросы, а сама публично выступать не умею». Зато она поблагодарила всех, кто согласился участвовать в проекте:
«Они – герои. Многим приходилось встречаться со мной по несколько раз. Жанр интервью — журнальный, а опыт моих героев, я уверена, достоин жить долго в информационном пространстве. Поэтому мы сделали книгу».
Некоторые герои книги в представлении не нуждаются, как «человек из телевизора» Александр Архангельский. А некоторые — не очень известны.
«Например, Дмитрий Дидоренко, к сожалению, малоизвестен, — рассказывала Марина Нефедова. — Он потерял глаза во время поисковых работ, не пал духом, хотя был близок к этому, и разработал собственную систему рисования для слепых. Писатель Ирина Ратушинская, отсидевшая в мордовских лагерях, прошла все ужасы тюрьмы. Она не понаслышке знает о выборе между предательством и страданием. Доярка баба Нюра сорок лет работала в колхозе и каждое воскресенье за 15 километров бежала в храм.
Елена Альшанская – человек, который воплотил идею социального служения, создал организацию, в которой работают тысячи людей (благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам». — Ред.). Мария Красовицкая, филолог, преподаватель литургического богословия, интересна еще и тем, что она мама девяти детей. Каждый из них широко известен в узких кругах. Я уверена, что благодаря книге круг этот сильно расширится».
Нескольких героев книги Марина Нефедова не представляла — они пришли на презентацию и сами рассказали свою историю: профессор психологии Борис Братусь, поэтесса, филолог Ольга Седакова и президент фонда «Предание» Владимир Берхин.
«В этой книге старше меня только баба Нюра, – заметил с улыбкой Борис Братусь, завкафедрой общей психологии факультета психологии МГУ. – Каждый в нее пришёл из своего угла, своего поколения, а это непередаваемая конфигурация обстоятельств, которая оставляет зигзаг. По своей траектории мы двигались к Богу и свету.
Книга – это моментальная фотография разных поколений, каждое — со своими индивидуальными особенностями. При этом видно, как по мере движения к вере разные люди начинают приобретать общие черты. Чем ближе к центру, тем меньше расстояние между радиусами. Наши круги соединяются в целое пространство, в котором, как в море, может отразиться что-то солидное».
«Каждый на своем месте может свидетельствовать о Христе»
По словам главного редактора издательства «Никея» Владимира Лучанинова, место мирян в Церкви – это тема, которая выходит далеко за пределы книги. Каждый сам должен ответить на этот вопрос: является ли жизнь мирянина каким-то особым служением, любой ли христианин – призванный человек? Но пользуясь случаем, Владимир Лучанинов задал этот вопрос гостям вечера.
Владимир Лучанинов и Ольга Седакова
По словам поэтессы Ольги Седаковой, это действительно темная и не проясненная в истории Русской Православной Церкви тема:
«Для монаха образец – ангел, для мирянина – монах. Жизнь верующего в миру никогда не была ни обдуманна, ни оформлена. С жизнью в монастыре все понятно, она подчинена особым законам, но что делать мирянам? Этой пестрой толпе, о которой предание не позаботилось? Явно, что путь мирянина – это не тот путь, что у монаха. Без духовного руководства попытка подражать монахам кончается плохо. Положение мирян в этом смысле пока авантюрное.
На наших глазах открылся путь – благотворительность. Он прекрасный, но он не единственный. Каждый, у кого есть задача, пробует и ищет свой путь, исходит из своего призвания. Для меня культура, к которой я принадлежу, и есть поле моего христианского служения».
В католицизме, по словам Седаковой, проблема служения мирянина стоит не менее остро, чем в православии.
«Но там был Франциск Ассизский. Он первый попытался решить проблему служения Богу, оставаясь в миру, составил правило третьего ордена мирян. В этом смысле католики ушли чуть дальше нас».
Францисканский орден действительно возник как движение мирян с целью евангелизировать общество, рассказал руководитель культурного центра «Покровские ворота» Жан-Франсуа Тири. Однако в ордене это движение постепенно окаменело. Для Тири куда важнее заявления II Ватиканского собора (1962-1965 гг), объявившего, что все мы равные члены церкви, и мирянин, и священник – alter Christos, другой Христос.
«Зачем я нужен в этом мире, каково моё призвание?» — спросил однажды Жан-Франсуа у своего духовника. И в ответ услышал: «А в чем нуждается больше всего современный мир? Мир нуждается в свидетелях. Каждый на своем месте может свидетельствовать, что во главе угла жизни стоит Христос! Это может быть завод, колхоз… Не важно, где мирянин будет работать. Важно, чтобы своими словами и поступками он отвечал перед Богом».
То, какими Бог увидит нас, зависит от плодов, которые мы принесём в мир, — считает Жан-Франсуа Тири.
«Сейчас светский мир полностью противопоставлен миру церковному, — говорит он. – Мы стоим как стена против стены. И особого свидетельства о Христе не получается. Поэтому нужно выходить из нашей крепости. Встречаться с другими. С теми, кто живёт не по канонам церкви».
Тири уверен, что в этом состоит роль мирянина, его служение, которое может поменять мир. «Я рад, что сегодня состоялась беседа. Она – вызов, который обращен ко всем нам. Мы являемся свидетелями о Христе там, куда мы вернёмся, выйдя из этого зала. Там мы будем „другим Христом“».
К разговору присоединился священник Петр Коломейцев, декан факультета психологии РПУ, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине.
«Хорошие священники на приходе очень дорожат мирянами, — сказал он. — Миряне – это украшение прихода. Они то, чем можно гордиться. Стадо без пастуха – это стадо. Церковь без священника — все равно Церковь. Но пастырь без прихожан – это барабанщик без палок».
Мирянин и его община
«Может ли мирянин существовать вне контекста? Что такое община?» — спросил у гостей Владимир Лучанинов.
«Мы же существуем», — заметил в ответ Владимир Берхин. По его мнению, у нас не так много храмов, где сложились церковные общины, где люди не только вместе молятся, но имеют более тесную связь. При этом стремление верующего находиться в среде единомышленников совершенно естественно.
«С людьми, которые не разделяют твои идеи, приходится труднее, особенно в общении. Конфликт неизбежен, – сказал Берхин. – Каждый верующий будет стремиться найти таких, как он, кто поймёт, кто даст дополнительный стимул. В моем личном окружении есть несколько человек, которые в некоторой степени люди моей общины, мой народ. Они сгруппированы не только потому, что имеют отношение ко мне, — мы причащаемся из одной чаши».
Жан-Франсуа согласился с этой мыслью и добавил, что община – то место, которое ставит вопросы, выдергивает человека из привычного комфорта и подталкивает идти дальше.
Ольга Седакова уверена, что двух мнений о необходимости общины быть не может, потому что христианство — не индивидуальная религия.
«Не одному обещано христианство. Это такой императив. И если кто-то думает иначе, он ошибается. Даже молитва „Отче Наш“ – вся во множественном числе. Мы молимся как „мы“, а не как „я“».
Седакова убеждена, что типичный современный приход — пока не община, даже если внутри прихода люди связаны дружбой и сотрудничеством. Но все-таки община — это нечто большее.
Завершая встречу, Борис Братусь процитировал святителя Николая Сербского: «Главное в вере – это живое чувство Бога». По словам профессора, это чувство можно обрести в общине, в том невидимом круге людей, которые подвигом своей жизни держат тебя и которых, возможно, удерживаешь ты.
Мирянин
Содержание
В православии
В православной церкви лица, являющиеся церковнослужителями, считаются клириками (низшие клирики) и, таким образом, как и священнослужители, не являются мирянами.
Миряне имеют право совершать (келейно) все богослужения, изложенные в «Часослове», а также, в случае крайней необходимости, таинство крещения.
В католицизме
В протестантизме
В буддизме
В соответствии с буддийским каноном Типитакой мирянин (упасака) — это человек, не принявший обетов монаха и участвующий в кормлении монахов (подношении пищи).
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Мирянин» в других словарях:
мирянин — начетник, начетчик Словарь русских синонимов. мирянин сущ., кол во синонимов: 5 • белец (1) • крестьян … Словарь синонимов
МИРЯНИН — МИРЯНИН, мирянина, мн. миряне, мирян, муж. (церк.). Лицо, живущее, находящееся в миру (см. мир1 в 7 знач.), в противоп. монаху. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
МИРЯНИН — МИРЯНИН, а, мн. яне, ян, муж. (устар.). Человек, живущий в миру 1 (в 6 знач.). | жен. мирянка, и. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
мирянин — мирянин, мн. миряне, род. мирян … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Мирянин — автор брошюр и статей по церковн. вопросам 1906 11 гг. <Венгеров>… Большая биографическая энциклопедия
Мирянин — I м. см. миряне I II м. см. миряне II Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
мирянин — мирянин, миряне, мирянина, мирян, мирянину, мирянам, мирянина, мирян, мирянином, мирянами, мирянине, мирянах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
мирянин — в буддизме, как в др. религиях, последователь учения, не являющийся членом монашеской общины. В буддизме имеется ряд общих правил, касающихся отношения М. к религии. Каждый, кто верит в «три сокровища» Будду, дхарму, сангху, уже является… … Буддизм
мирянин — мир янин, а, мн. ч. яне, ян … Русский орфографический словарь
мирянин — (2 м); мн. миря/не, Р. миря/н … Орфографический словарь русского языка