Кто такие мишары и откуда они произошли
Ясно-понятно. Кто такие мишари?
«Инде» запускает новую рубрику «Ясно-понятно», в которой будет искать ответы на насущные вопросы о жизни в городе, культуре и истории Татарстана. В первом выпуске рассказываем о мишарях: чем они отличаются от татар, почему их называют «татарскими евреями» и какие особенности есть у мишарского диалекта. Для самых пытливых и любознательных — выдержка из Татарской энциклопедии в конце материала.
О причинах возникновения группы «мишари»
доктор исторических наук, профессор кафедры археологии и этнологии КФУ
Все народы негомогенны: внутри каждого есть локальные группы, которые появляются по разным историческим или природно-географическим причинам. В процессе взаимодействия соседние народы дарят друг другу элементы культуры, и этот процесс может протекать по-разному: на соседском, дружеском, рабочем уровне, благодаря межэтническим бракам. Мишари — это локальная этнографическая группа в составе поволжских татар, образовавшаяся вследствие специфического расселения этого народа. Многие представители мишарской группы сейчас живут в Нижегородской области, в соседних с Татарстаном республиках, в Москве. От остальных поволжских татар мишари отличаются диалектом, а исторически у них всегда было развито коневодство.
Подробнее о мишарях можно узнать в книге Рамзии Мухамедовой «Татары — мишари» и в книге «Татары» серии «Народы и культуры».
Об истории этнонима и «татарских евреях»
член совета Общероссийского общественного движения «Российское исламское наследие», «экономист по профессии, булгарский поэт-бард по призванию»
Некоторые историки считают, что мишари являются прямыми потомками хазар на Волге. Мнение о том, что мишари — это татарские евреи, возможно, пошло со времен Хазарского государства. Им управляли еврейские купцы — рахдоны, которые проповедовали иудаизм. Торговля, торговля и еще раз торговля — вот вам и «татарские евреи». Как пишет арабский историк Ибн ал-Асир, после распада Хазарского государства, население которого исповедовало разные религии (иудаизм, христианство, ислам, язычество), «хазары обратились к людям Хорезма, но те не оказали помощи и сказали: вы неверные, иудеи, но если примете ислам, то поможем вам. Те приняли ислам, исключая их царя. Тогда помогли им люди Хорезма и заставили турок отступиться от них. После этого и их царь принял ислам». Многие хазары стали мусульманами и назвались мишарями.
О тематическом паблике VK и отличиях мишарей от татар
администратор паблика VK, посвященного мишарям
Я создал это сообщество чуть ли не в первый год работы VK — лет девять назад. Тогда было мало комьюнити, и все в духе «группа для тех, кто любит спать и переворачивать подушку на холодную сторону», а мне хотелось чего-то по-настоящему интересного. Я планировал, что участники группы не только будут обмениваться контактами и информацией онлайн, но и впоследствии начнут встречаться в офлайне. Но с самого начала в группе пошли конфликты: вопреки названию, в ней состояли не только мишари. У меня не было цели столкнуть людей лбами, выделиться — мол, мы хорошие, а вы нет. Поэтому мы решили обозначить миссию и говорить только об индивидуальных качествах мишарей, особенностях их характера.
Все мишари разные. В Ульяновске — довольно грубые, а в Самаре и Татарстане — наоборот. Судя по моему окружению, мишари преуспевают в бизнесе. Они упорные, трудолюбивые, умеют торговаться, обладают хитростью — не банальной, которая заключается во вранье, а тонкой. Если мишарь захочет кого-то обмануть, он сделает это красиво, так, что человек даже ничего не поймет. Если татарин захочет обмануть, он сделает это жестко — другими словами, кинет. Мишари — довольно импульсивный народ, но в то же время отходчивый. Я бы сказал, они похожи на итальянцев.
В чем отличие мишарей от татар? Умные мишари мне попадались чаще, чем умные татары. Мишари более услужливые, пунктуальные, скрупулезные, умеют вести дела. У них не бывает «и так сойдет!». Они обязательные, держат слово, хоть про них и говорят, что они, мол, как евреи. Есть даже несколько поговорок: «Когда родился мишарь, еврей заплакал», «Мишәр күтеңне тишәр» и другие. Вот евреи, когда жмут руки, говорят: « Мазаль тов ». Они не заключают юридический договор, слова достаточно. То же и у мишарей.
Мишари скрывают свою национальность, потому что боятся предвзятого отношения. Если говоришь новому соседу или партнеру по бизнесу, что ты мишарь, он относится к тебе настороженно — можешь обмануть. Приходится доказывать поступками, что ты обязательный человек и держишь слово. Мне кажется, стереотипы о мишарях связаны с их сферой деятельности: много людей занято в торговле.
О мишарском диалекте
доктор филологических наук, профессор, директор Высшей школы татаристики и тюркологии им. Габдуллы Тукая
Мишарский диалект — один из диалектов татарского языка. Помимо него существуют еще средний диалект и диалект сибирских татар. Раньше мишарский диалект назывался западным, потому что относительно Казани мишари в основном живут на западе. Если брать Татарстан, речь идет о Буинском, Дрожжановском, Прикамском районах и Закамье — Чистопольском, Алексеевском, Аксубаевском, Новошешминском районах. Также мишари компактно проживают в Ульяновской, Пензенской, Нижегородской областях и в Мордовии.
В мишарском диалекте есть цокающие говоры (вместо литературного [ш’] или [щ] употребляется [тс]) и чокающие говоры (вместо шипящего [ш’] употребляется аффриката [ч]). В Татарстане проживают говорящие на цокающих (в Дрожжановском, части Буинского и Аксубаевского районов), чокающих (в Алексеевском и Алькеевском районах) и смешанных говорах (Чистопольский район).
Историческая справка
Татарская энциклопедия, том 4, М — П, из статьи «Мишари»
Мишари (мещеряки) — татары на службе русского народа
Мишари относятся к татарскому народу. Являясь субэтносом, они начали свое формирование в Среднем Поволжье и Приуралье, в дальнейшем расселившись по территории России.
История
Родиной мишарей называют правый берег Волги. Население селилось вдоль реки до правого берега Оки. Мишарям предстояло претерпеть сложные изменения, ряд историков относит их к финно-угорским племенам, которые видоизменились под влиянием половцев.
В 15 веке субэтнос называли мещеряками, а позднее стали называть татарами. Мишари расселялись из-иза обустройства засечных линий, что было связано с включением в состав Московского государства территорий, на которых они ранее проживали. Другой причиной стала колонизация Среднего Поволжья. Все это способствовало расселению по территории современной Российский Федерации. Многие мишари уходили на службу, примыкая к военному сословию. К 20 веку уровень ассимиляции мишарей сильно возрос, поэтому сейчас весьма затруднительно сказать точно, каково происхождение субэтноса и насколько велики различия его с другими татарами. Существует, однако, несколько теорий, которые объясняют происхождение мишарей:
Буртасская теория выдвигает предположение о буртасах и маджарах, являющихся предками мишари. Их косвенно можно связать с булгарами, которые при появлении Наровчатского улуса перестали именовать себя таковыми и далее оставались известны как мишари.
Мещерская теория гласит, что субэтнос произошел от племени мещёра, поглощенного татарами.
По Золотоордынской теории мишари являются потомками золотоордынцев. Следуя ей, когда Золотая орда распалась, часть татар осталась у берегов Оки.
Смешанная теория базируется на ассимилировании нескольких народов, в том числе булгар, кипчаков и буртасов. Она учитывает вторжение Золотой орды, смешивание населения и принимает во внимание влияние Московского государства.
Мишари принесли немало пользы русскому народу. Они участвовали в строительстве целого ряда городов, сражались с Мамаем и неоднократно доказывали верность Московскому государству, способствуя укреплению его господства. Историками отмечается значительный вклад в поддержку казаков.
Отчасти вхождение мишарей в состав России был продиктован натиском со стороны касимовских татар, которые могли стать причиной потери самобытности народа. Пусть давление русских князей было велико, но мишари знали, что им позволят сохранить устои, поэтому выбрали Москву.
Внешность
Мишарей можно разделить на несколько типов, каждый из которых имеет свои особенности внешности:
Понтийский тип отличает высокое переносье, густая щетина, довольно высокий рост, темные волосы.
Волго-камский, он же сублапоноидный, не имеет густой растительности на лице, отличается лицом средней ширины, волосы на голове могут быть разнообразными по цвету.
Монголоидный, который также называют южно-сибирским, отличается темными волосами, широким лицом, слабым ростом щетины (бороды) и средним ростом тела.
Отдельно выделяется светлый европеоидный с характерными светлыми глазами и волосами.
Одежда
Раньше мишари шили одежду из холста и алачи. Утепленную одежду делали из сукна, состоятельные мишари покупали одежду, сотканную мастерами из шерсти и шелка. Зимняя одежда шилась из меха различного зверя: выдры или лисицы. Для украшения использовали ленточки, шнуры и тесемки.
Мужской костюм включает тюбетейку, длинную рубаху, на груди которой делают прямой разрез, а ворот оставляют стоячим. Штаны у мишарских мужчин широкие, в качестве верхней одежды носят кафтан чапан. Женский костюм состоит из льняной рубахи, имеющей большую длину, фартука, камзола, лаптей чабата, шапки тайки. Иногда головным убором служит колпак из бархата, который называется калфак. Шею закрывают шерстяной шалью. Важным женским украшением является кулмак, представляющий собой амулет, многие мишари верили, что в таких амулетах живут духи.
Жизнь
Благодаря благоприятным климатическим условиям мишари всегда могли заниматься земледелием и натуральным хозяйством. Выращивали зерно, овес, рожь, ячмень, чечевицу и другие культуры. Сложности у мишарей начались с начала правления Петра I, который отменил множество привилегий, фактически сделав людей крестьянами. Многих привлекали для работ по лесозаготовке, люди лишались земель, оказывались вынуждены отдать их помещикам. Восстановить земледелие удалось только к 20 веку, когда началась промышленная революция. Сейчас мишари активно используют современные достижения в области сельскохозяйственной техники, чтобы заниматься пахотой, по-прежнему есть люди, знакомые со старыми орудиями труда. Возделывание ведется по методу правого трехполья.
Помимо земледелия, мишари занимаются скотоводством, разводя большие стада овец. Налажены ткачество и пчеловодство.
Огромное значение для мишарей имеет семья. Еще много веков назад семьи жили поколениями в одном доме и вели общее хозяйство. Когда семьи становились достаточно большими, они разделялись, проводя раздел имущества.
Религия
Мишари в большинстве своем исповедуют ислам, однако сохранилось и старое верование, имеющее целый ряд особенностей.
Многих духов мишари отождествляли с животными. Так, сама душа представляла собой бабочку или птицу, а всякая враждебность представала в виде огненного змея, который мог обратиться в человека. Мишари считали, что злой муж — это и есть огненный змей, принявший человеческое обличье. Нечистые люди после жизни превращались в колдунов, которые вредили всем живым.
Большое значение в старых верованиях имел дух земли Джир Иясе, которому нужно было приносить подаяния. Весной этим подаянием становилась овца, кости которой закапывали в землю. Мишари верили, что осквернение земли могло повлечь за собой страшные последствия. Духу воды Су Иясе приписывали негативные качества. Именно он устраивал наводнения, засухи, размывал реки. Йорт Иясе, напротив, был добрым духом, оберегающим дом. Однако являлся он только тем, кого искренне любил, представая в образе зайца. Все болезни тоже происходили от духов, которых могли навлечь злые колдуны.
Культура
Мишари посвятили много сказок и легенд самым разным событиям жизни. Большую роль всегда играл персонаж Койгорыш, олицетворяющий счастье (птица счастья). В сказках мишари описывают различных зверей, выступающих в роли сказочных персонажей.
Мишари придумали баиты — произведения разного рода жанров, которые исполнялись игрой на музыкальных инструментах и речитативом в случае большой трагедии. Чаще всего баиты исполняли во время войны.
Мишари долго развивали поэзию, создавая сюжетные песни, включающие общие по смыслу куплеты. У песен мишарей мелодия припевов обычно отличается от основной. Поэтические и музыкальные произведения часто посвящались любви.
Жилище
Для жилища мишарей была характерна гнездовая планировка помещений, постепенно трансформировавшаяся в уличную. Селения огораживали изгородью. Наиболее важной в планировке была печь, над которой вешали котел. Нары располагали возле печи, вдоль стен ставили лавки. Позднее нары заменили на коники — кровати, которые делали из дерева. Стал угадываться русский стиль, особенно это касалось горниц. Украшали жилище тканями, выполнявшими роль занавесок, которые были богато украшены аппликациями.
Мишари говорят на особом диалекте — западном. В нем прослеживаются древние черты, присутствует множество говоров. Исследователи относят мишарский диалект к кыпчако-половецкой группе. Говоры во многом близки друг к другу, что обусловлено длительным пребыванием различных групп мишарей в непосредственной близости.
Морфология мишарского диалекта сохранила древние формы, восходящие к кыпчакскому языку. Отмечается влияние древнетатарского литературного, что видно на примере наклонений повелительного, желательного времени, а также причастия. Универсальность касается только грамматики, охватывающей все говоры. Например, наречие образуется с помощью слова «ката». Глаголы в 3 лице сохранили древнюю форму. 2 лицо единственного числа в повелительном наклонении тоже представлено в древней форме.
В лексике мишарей есть много слов из огузского и кыпчакского. Прослеживается наличие заимствований из мордовского языка. Очень велико влияние русского. Удивительно, но мишари сохранили даже древний лексикон русского народа и активно используют его в собственной лексике. В мишарском есть также арабские и персидские слова, которые в настоящее время не используются ни арабским, ни персидским народами (современные персы).
Таким образом, язык мишарей хоть относится к диалектам, но во многом уникален, а для исследователей представляется невероятно сложным и интересным явлением.
Будничные хлопоты заставляли мишарей готовить быстро. Благодаря наличию скота и налаженной системе земледелия люди могли есть досыта. Типичным супом стали щи, которые могли есть без мяса, добавляя к блюду лапшу салму. Дополнительно в суп накладывали клецки. Мишари ели каши, картофель, приготовленный разными способами. На столе всегда были ягоды и различные плоды, собранные в лесу.
Хлеб имел крайне важное значение. Пекли его из муки пшеничной или грубого помола. Булки делали пресные, с начинками, в том числе картофелем. Знаменитые эчпочмаки — пирожки с мясом — сменялись корнеками. Эти пирожки с начинкой из яблок и разных ягод уплетали и взрослые, и дети. Как и все татары, мишари употребляют мясо. Говядина, баранина, конина являются наиболее распространенными. В связи с широким распространением ислама свинина запрещается к употреблению. Также нельзя есть мясо тех животных, которых закололи без соблюдения обряда. Остатки ритуальной пищи запрещены к дальнейшему употреблению.
Коровье молоко используется для приготовления сыра, творога и масла. Масла делают и из растений, например, конопли. Весьма специфичным по вкусу может показаться конское масло, которое у мишарей в большом почете. Самым распространенным напитком является чай.
Трапезы мишари разделяют на повседневные, праздничные и ритуальные. Пищу принимают обычно 3 раза в день, причем больше всего съедают в обед. Перед походом в мечеть пищу не принимают, а завтракают только после совершения обрядов. Хлеб на столе оставлять не принято, поэтому его съедают до последней крошки. Сладости раньше были на столе только у богатых мишарей, теперь печенье и выпечку едят практически все.
Самым удивительным в мишарях является то, что, будучи малым субэтносом, они смогли создать особую культуру и даже уникальный язык, отличающийся от татарского. Их образ жизни близок к русскому, но в традициях они остаются татарами.
Видео
Предпереписная татаро-башкирская дискуссия в СМИ и соцсетях приобретает новые плоскости и измерения. Теперь политтехнологи взялись за идеологическую работу по татарскому субэтносу.
Башкирские политтехнологи методологически работают на раскол татарской нации, выделяя мишарей в отдельный этнос. Они распространяют агитационные материалы в местах их компактного проживания в Башкортостане и не только.
В интервью KazanFirst казанский историк Дамир Исхаков и его коллега Максум Акчурин рассказывают о подлинном происхождении мишарского субэтноса татарской нации. В рамках проекта «Татары мира» готовится более развёрнутое видеоинтервью с ними.
Начнём с имени «мишари». Я как полевой этнограф, начиная от Тамбове до берегов Волги прошёл мишарские сёла, несколько сотен населённых пунктов было изучено.
У меня был вопросный лист, а там был вопрос «Кем вы себя считаете?». Нигде мишари не сказали, что они «мишари». Они мне всё время говорили, что они татары. И вот когда я добрался до Волги, то с её левой стороны казанские татары мне сказали, что на другом берегу Волги живут на самом деле мишари.
То есть наименование «мишари» возникло на основе взаимоотношений казанских татар и татар Правобережья Волги. По документам видно, что имеются в виду Мещерские татары. Они так названы, потому что есть Мещерская низменность. Касимовское ханство имело в качестве столицы Мещерский городок. И вот на основе этого мы в исторических документах, в крымских исторических документах видим термины «мещерские татары», «татары Мещеры», иногда встречается наименование «мещерены».
Казанские татары мещеряков считали несколько другим этническим образованием. Так оно и было. Это наименование в общем прикрепилось к ним, а сокращенной формой стало «мишари».
Такое прикрепление понятия «мещеряки-мишари» к татарам было особенно распространено на территории Приуралья. Туда мещерские татары стали переселяться по указу российских государей как служилые татары уже в во второй половине 16 века. Они участвовали в основании города Уфы, кстати.
По документам мы видим, что не все татары, вышедших из Правобережья Волги, именовались мишарями. Очень часто в документах переписи населения в 1926 году мы видим понятие «тюменцы», то есть «төмәннәр». Есть также понятие «алатырцы», то есть «алатырлы». Они также иногда себя называли как «мусульмане». Тогда у людей уже начало развиваться национальное самосознание, хотя и сохранялись локально признаки отнесения себя к сословиям. В общем, термин «мишари» не был общераспространённым для татар Мещерской низменности, у всех мишарей не было единого этнонима.
Действительно, между мишарями и казанскими татарами есть определенные культурные различия. На уровне диалектов между казанскими татарами и мишарями тоже есть различия. Мишарский диалект довольно своеобразный, но он участвовал в формировании татарского литературного языка. Так сложилось потому, что чуть ли не большинство татарских писателей были мишарями, начиная с Хади Такташа и заканчивая Абдурахманом Абсалямовым.
В общем, мишарей нельзя отделить от татарской общности, у них самосознание татарское.
Фактически, Касимовское ханство было образовано на русской территории, как писал русский князь Иван III, «В моей вотчине».
Основная масса предков тех, кого мы сегодня называем мишарями, жили в восточной части Мещеры (Мещерской земли). А это уже бывшие ордынские области, ордынские земли. И когда они вошли в состав Московского государства, их административно включили в состав большого Мещерского уезда. Потом этот уезд распался на Кадомский, Темниковский, Шацкий уезды. Но в целом вся эта область называлась Мещерой.
Если посмотреть на исторические документы 16 века, то термин «мещеряне» действительно существовал. И в этом столетии «мещерянами» называли русских дворян, то есть русское служилое сословие. Русские мещеряне служили по Мещерскому уезду, как например, владимировцы во Владимире.
Татары-мещеряки у нас появляются, например, и в Свияжском, Казанском уездах. Очевидно, что это просто переселенцы из Мещерского уезда.
— Подождите. А как не запутаться между русскими-мещерянами и татарами-мещеряками?
Это географические номинации, которые отчасти имели и этнический смысл. Таким образом фиксировались местные сообщества.
Мы лишь можем предположить, что территории тех же темниковских татар перед тем, как войти в состав Российского государства находились в подчинении Большой Орды. Эти татары не принадлежали ни Казанскому ханству, ни Касимовскому ханству. Но есть косвенные свидетельства, что темниковские татары подчинялись Большой Орде.
Д.И.: Максум Акчурин изучал княжеские рода этих татар-мещеряков. Удалось установить, что есть ряд княжеских линий, у которых были вотчинные владения. Эти владения были связаны с конкретными княжескими фамилиями.
В последнее время мы очень много слышим, что вотчинное землевладение только у башкир было. Но и у мещерских татар в Мещерской земли тоже вотчинное землевладение было и ни в чем не уступало башкирской форме землевладения в Московском государстве. А у башкир вотчинное землевладение было племенным.
М.А.: Большая часть мишарей входило в служилое сословие Русского государства. И вот с одной стороны, начиная со второй половины XVI века, мишари получали оклады в виде поместий, пашенных наделов.
Д.И.: А численность какая была у мишарей?
М.А.: По всему Мещерскому уезду, включая и касимовских, темниковских, кадомских, цненских татар, было порядка 2,5 тысяч человек.
Д.И.: Просто есть всякие рассуждения, что Казанское ханство в 1552 году завоевали вот эти отряды касимовских татар и мишарей. Действительно, участвовали в походе на Казань. Но их было не так много. Да и в целом татар Правобережья Волги в XVI в было не так много.
М.А.: Если брать по Московскому государству, то все служилые люди служили по городам. Они не были прям уж такими помещиками, как принято думать. В общем, они из себя представляли корпорации по «служилым городам». А что касается татар, то их городская военная корпорация была значительной по своей численности. В том же городе Кадом по данным Разрядных книг корпорация служилых татар одно время достигала 800 человек.
Причем, эти служилые татары себя содержали и себя полностью обеспечивали вооружением, экипировкой, доспехами.
Д.И.: По европейским понятиям мишари были рыцарями.
ИСТОРИЯ РАССЕЛЕНИЯ ТАТАР-МИШАРЕЙ (И.Биккинин)
Мишари – тюрки или отатарившиеся финоо-угры?
Мишари, как правило, сами себя не называют мишарями. Сейчас мы называем себя татарами, было время – называли себя просто мусульманами. Этнографы отмечают, что каждая группа мишарей называет себя татарами, а соседнюю группу – мишарями. Например, сергачские мишари могут сказать, что они татары, а вот пензенские и мордовские – они мишари. Также и пензенские называют себя татарами, а сергачских – мишарями, и даже мижгарами и нижгарами.
Происхождение этнонима «мишари» одни ученые связывают с топонимом «Мещёра», как названия местности в среднем течении реки Ока. Другие утверждают, что название этой местности дало племя «мещёра», причем одни ученые считают, что это древнее племя мещёры было финно-угорским, близким к эрзянам, другие полагают, что это племя было тюркоязычным. В русских селениях на местах прежнего проживания мещёры распространено цоканье. Эти русские, которых одни называют мещёрой, другие цуканами, даже переселяясь в другие места, не теряют свое цоканье и некоторые другие особенности, подобно цокающим мишарям.
Вопрос языка древнего племени мещёра пока так и не решен. Сейчас есть один безусловно финно-угорский народ, самоназвание которого очень похоже на «мещёра» – это венгры, называющие себя мадьярами (маҗар). Но ко времени завоеваний Бату-хана в 13 веке еще не все венгры были финно-угроязычными, часть венгров, т.е. мадьяр, были тюркоязычными. Возможно, и мещёра тоже состояла из финно-угороязычной и тюркоязычной составных частей. Есть версия, что и окская мещёра, и венгры – это две разделившиеся части племенного союза «можары/мочары/мещёра» (маҗары, мадьяры).
Большинство этнографов считают, что основным компонентом мишарей является народ, известный как «буртасы», пришедший в 6-7 веках из Восточного Туркестана в Поволжье и занявший пространство от нынешнего Саратова и до реки Ока в ее среднем течении. Также в мишарях есть кипчакский компонент (племена, известные под названием «куманы» или «половцы»), и более поздний элемент – ногайцы.
Многие ученые еще царского времени, а также 20-х годов 20 века, пытались классифицировать буртасов как финно-угорский народ. Несмотря ни на какие убедительные доказательства в пользу тюркоязычности буртасов, некоторые ученые Мордовии до сих пор утверждают, что буртасы были частью эрзян. Но еще летописец Рашид-ад-Дин, описывая события 1237 года на территории будущей Пензенской губернии, писал о монголах, что они: «…занялись войной с мокшей, буртасами и арджанами и в короткое время завладели ими». Даже арабский летописец 13 века четко разделял мокшу, буртасов и эрзян, известных ему под именем арджан.
Откуда пришли предки мишарей?
Современная наука позволяет довольно точно определять маршрут движения предков каждого мужчины по анализу его ДНК по Y-хромосоме.
Использование методов ДНК-анализа, в частности, чтение и анализ ДНК Y-хромосомы, позволяет уточнять истории этносов конкретных регионов и маршруты движения разных групп населения. По результатам анализа ДНК Y-хромосомы мужчин можно разделять на разные группы, так называемые гаплогруппы. Дело в том, что в Y-хромосомах есть такие участки, где накапливаются следы мутаций – так называемые маркеры. В ДНК каждого мужчины сохраняются такие мутационные маркеры, начиная от самого первого мужчины, которого условно называют Адамом. В течение тысяч лет у людей, проживающих в разных местах планеты, возникают разные мутации. Из-за этого сейчас в мире существует очень много гаплогрупп. Причем пока не обнаружено ни одного народа, где все мужчины были бы только одной гаплогруппы. У разных народов могут быть разные наборы гаплогрупп.
Один человек, т.е. 2% от обследованных нами в 2012 году в Мордовии и Пензенской области, принадлежит к гаплогруппе с названием Т, имеющей неясное происхождение (север Африки, Азия и Европа). Это мурзы Булгаковы.
Гаплогруппа Q1b семи мурзинских фамилий (Аганины, Дивеевы, Кутумовы, Мансыревы, Сюндюковы и др.), т.е. 14%, указывает на происхождение этих татарских мурз от хазар.
Таким образом, происхождение подавляющего большинства предков обследованной группы потомков татаро-мишарской знати Пензенской губернии не связано напрямую ни с монголами, ни с угрофиннами.
Каким образом мишарская аристократия оказалась в основном балканского происхождения, пока непонятно. Когда эти балканцы прибыли в Поволжье? Вместе с гуннами, возвращавшимися из Европы? Или вместе с войсками Бату-хана, возвращавшимися в 1242 году из Адриатики?
И главное – почему потомки тех княжеских и мурзинских родов, которые считаются Беханидами, оказались в нескольких гаплогруппах?
Формирование мишарей
Хотя сейчас мишарские населенные пункты расположены по всему Поволжью, Приуралью и есть даже за Уралом, первоначальный ареал формирования мишарей, как этноса – это достаточно компактная территория – улус Мокши, часть Золотой Орды, которая на момент начала 14 века состояла из 14 улусов.
Этнографы полагают, что основной этап формирования мишарей из разных племен и народов происходил именно в первой половине 14 века. Это совпадает по времени с принятием ислама в качестве государственной религии Золотой Орды. В этот период хан Узбек перенес свою ставку в улус Мокши и сделал город Мокши столицей огромного государства – Золотой Орды. К моменту провозглашения ислама в качестве государственной религии, к 1313 году, здесь, в городе Мокши и в поместьях, расположенных в его окрестностях, собрались лучшие мусульманские умы со всей Золотой Орды – богословы, ученые, поэты, архитекторы, строители, ремесленники, инженеры. Особенности текстов таких видных золотоордынских поэтов, как Кутб и Сайфи Сараи, позволяют филологам утверждать, что они были мишарями. Мокши был одним из самых благоустроенных городов того времени – здесь были не только мечети, но и общественные бани с бассейнами, канализация, водопровод, отопление по системе канов (дымопроводящих каналов в полу и стенах жилищ) и т.д.
Когда хан Узбек и его сторонники задумали ввести ислам, как официальную религию государства, они решили опереться в этом трудном деле именно на население улуса Мокши – видимо, уже в то время наши предки были достаточно тверды в исламе.
Таким образом, мишари окончательно сформировались как мусульманский народ. Все способствовало именно этому – процветание улуса Мокши в первой половине 14 века было очевидным. Однако в 1359 году, после смерти хана Бердибека, в нашем государстве началась двадцатилетняя смута, так называемая «великая замятня». Настали плохие времена – по всей Золотой Орде шла борьба между феодалами, страдало и погибало население, не только от войн, но и от ужасной чумы, которая в 1352 году попала из Руси в Орду. Многие ученые и поэты из улуса Мокши бежали в Египет, где правили тюркоязычные мамлюки и существовал спрос на их сочинения. В их числе и Сайфи Сараи, чье творчество процветало именно в Египте.
Время закладки наибольшего количества кладов, найденных в Мордовии и Пензенской области, – середина 14 века. Люди прятали свое золото, деньги, драгоценности, а потом не выкапывали – либо погибли, либо не смогли вернуться на места прежнего жительства.
В сентябре 1380 года, в битве на Куликовом поле со стороны Мамая участвовали также мишари и мордва, а на стороне Дмитрия Донского, кроме русских, были и татарские полки с территории, где в скором будущем оформилось Казанское ханство.
Хан Тохтамыш сумел снова объединить страну, однако мирное время длилось недолго. В 1384 году начались затяжные войны с Тамерланом, эмиром Самарканда. После 1395 г., когда центр улуса, город Мокши, был разрушен войсками Тамерлана, территория обитания мишарей резко сужается – те мишари, которых не угнали в Среднюю Азию, уходят в леса, в свои северное земли, к Темникову и к реке Ока, а также в места вокруг нынешнего города Саранска, где обособилась лямбирская группа мишарей.
В это смутное время на территории улуса Мокши, в той ее части, где жили мишари, и которую некоторые ученые называют «Темниковская Мещёра», продолжала действовать своя администрация. Тут фактически возникло независимое государство, которое принято условно называть «Темниковское княжество». Полагают, что это княжество было основано князем Беханом около 1388 г., когда завершалась первая война Золотой Орды с Тамерланом (1384-89), а примерно к 1523 г. оно вошло в состав Российского государства в качестве некоей автономии.
Сначала князь Бехан был владельцем города Сараклыч (ныне город Саров или иначе Арзамас-16, где спустя почти шестьсот лет после Бехана была произведена первая советская атомная бомба).
Как это записано в первой книге по истории Саровской пустыни (игумен Маркеллин, первое издание в 1804 году): «Название свое Пустыня получила от речек Сатиса и Саровы; а Градо прибавлено потому, что на сем месте был прежде сего Татарский город Сараклыч, и жил в нем (в лето от сотворения мира 6897, от Рождества Христова 1389-е, при Великом Князе Димитрии Ивановиче и сыне его Василии Димитриевиче), последний Владетель оного Князь Бехан, владевший по власти царя Золотой Орды и другими многими городами и разными селениями Татарскими и Мордовскими. От частых же на него нападений военных с сего места переселился он за реку Мокшу, где ныне село Кангуш, и тамо построил себе жилище, обведя оное земляным валом».
Это место археологи определяют на территории между сёлами Стародевичье и Каньгуши Ельниковского района Мордовии. Что же за это «военные нападения» были? Это были рязанцы, противники Москвы, с которой у Бехана были союзные отношения, как и с Крымом.
Спустя некоторое время Бехан окончательно осел в городе Темникове (ныне село Старый Город Темниковского района Мордовии). Татарское название Темникова было и до сих пор остается «Төмән».
Все это время Золотая Орда упорно сопротивлялась войскам Тамерлана, которые методично разрушали города Золотой Орды. Наконец, в 1395 году войска Тамерлана взяли Мокши и разрушили его до основания. Агония Золотой Орды, как единого государства, длилась примерно до 1420 года.
Передвижения мишарей
В 1445 году мишарей, руководимых потомками Бехана, потеснили – северные земли Темниковской Мещёры, которые еще в 1382 году хан Тохтамыш продал Дмитрию Донскому, были забраны москвичами под строительство нового татарского государства – Касимовского ханства. Пришлые казанские, сибирские, ногайские мурзы – при помощи москвичей – вытеснили мишарей с северо-западной части их территории. Больше всего пострадали «цокающие» мишари, проживавшие там, где сейчас Ермишьский, Кадомский и Касимовский районы Рязанской области. Частично они ушли на юг от касимовцев, частично на восток, частично были ассимилированы касимовскими татарами.
В 1552 году 10-тысячное войско Еникея Темниковского участвовало в завоевании Казанского ханства и часть мишарей осталась на завоеванной территории для контроля над местными татарами.
Мишари также активно участвовали в конце 16 века в завоевании Сибирского ханства. Часть мишарей и русскоязычной мещёры (которая тоже участвовала в этом завоевании) остались в Сибири, часть осела на Урале и в Приуралье, часть вернулась на свою территорию.
Также мишари участвовали во всех других войнах русского государства, как на юге, так и на западе, например, крупные отряды касимовских татар и мишарей наводили ужас на население Прибалтики во время Ливонской войны (1558-1583). В Темниковскую Мещёру были пригнаны тысячи пленных поляков, литовцев и латышей. В русских документах того времени, при описании действий татарских князей и мурз в регионе, использовали слова «со своими кормовыми татарами, да ляхами, да латышами». До сих пор в мордовских и татарских селах есть потомство этих пленных, не пожелавших возвращаться в Польшу и Литву после окончания Ливонской войны.
Переселение мишарей в связи со строительством засечных черт достаточно хорошо документируется архивными данными, а также языковыми данными.
Первая засечная черта, для строительства и охраны которой переселялись мишари – это линия Темников-Арзамас-Алатырь 1552-1578 гг. Позже эта черта была доведена от Алатыря до Тетюшей на Волге. Наиболее значимое переселение шло из Кадомского уезда в Арзамасский уезд. В основном это были цокающие мишари, занимавшиеся как строительством, так и охраной этой линии. Однако в начале 17 века эти мишари из Арзамасского уезда из-за попыток их насильственного крещения передвинулись в Алатырский уезд, где уже были такие мишарские села, как Шубино, Актуково, Уразовка, Ключищи, Ендовище и другие. Позже эти места вошли в Сергачский уезд.
Во многих случаях переселения не были разовыми актами – некоторые группы мишарей, прежде чем остановиться где-то надолго, вплоть до сегодняшнего дня, переселялись по несколько раз – прожив некоторое время в новом месте, они переселялись еще и еще. Например, предки известного химика Вила Мирзаянова, чокающие мишари, прежде чем основать село Старокангышево (а затем и Новокангышево) Дюртюлинского района Башкортостана, жили некоторое время в Алатырском уезде, поэтому основатели Старокангышево в архивных документах указаны как «алатырские татары», т.е. приписанные к Алатырю, а не как темниковские, хотя реально населенный пункт, откуда они выехали, называется село Каньгушево Ельниковского района Мордовии. Здесь сейчас живут только мокшане, так как последние татары уехали в 30-х годах 20 века.
Чокающие мишари из соседнего села Сузелятка (Кандралеевка тож) того же Ельниковского района стали основателями села Новая Муртаза Чекмагушевского района Башкортостана, которое находится недалеко от Старокангышево, но уже спустя двести лет. Причина их переселения уже не связана с засечными чертами – мурзы Суховы и Еникеевы, занимавшиеся в основном производством железа из болотной руды, были вынуждены переселиться, так как после Пугачевского восстания татарам и мордве Пензенской и Тамбовской губерний было запрещено заниматься производством и обработкой металлов.
В 1636-54 гг. строилась линия Керенск (это северо-запад нынешней Пензенской области)-Нижний Ломов-Инсар-Потижский острог-Шишкеево-Саранск-Атемар-Корсунь-С имбирск. Здесь также основными строителями и охраной были мишари – как цокающие, так и чокающие. Мишари прибывали из Кадома, Шацка и Темникова, а также из Сергачского уезда.
Известно, что ко времени строительства этих линий здесь уже существовали такие мишарские села, как Аксеново, Тавла, Рейтарское (сейчас Алтары), Белозерье, Черемишево и другие с уже сформировавшимся своим говором. Это находит подтверждение и в данных языка: вплоть до Рузаевки распространен темниковский и инсарский говоры; в районе Рузаевки в говоре уже появляются особенности, характерные для лямбирского говора. С другой стороны, в говорах отдельных сел лямбирского региона, а также в свадебной обрядности, есть и черты, присущие темниковским и сергачским мишарям.
Появление мишарей в пределах Буинского и Симбирского уездов (современная юго-западная часть Татарстана, южная часть Чувашии и северные районы Ульяновской области) также связано со строительством Карлинской, Симбирской и Самарской укрепленных линий, а также с вольной колонизацией края. Большинство из них цокающие мишари.
В 1652-1657 гг. была построена Закамская укрепленная черта по линии Ерыклинск-Тиинск-Билярск- Ново-Шешминск-Кичуевский острог-Заинск-Мензелинск. В 18 в. южнее этой линии была проведена вторая черта: Алексеевск-Красноярская-Сергиевск- Кондурчинская-Черемшанская-Кичуйская. Сюда, где из-за ранее прошедших войн населения было очень мало, вместе с другими народами переселялись и мишари из различных регионов – как цокающие, так и чокающие. Поселились здесь и казанские татары, поэтому местный чистопольский говор оказался не вполне сформированным в единый говор, хотя цокающий говор на данной территории оказался основным. Но в Закамье сохранились и населенные пункты с чокающими мишарями.
Переселение мишарей продолжалось и дальше на восток. Так, на территорию современного Башкортостана оно началось еще в связи с постройкой крепости Уфа в 1586 г. и наиболее интенсивно мишари переселялись сюда в 18 в. В настоящее время на территории Башкирии может быть выделено три региона с мишарским населением.
В северо-западной части Башкирии, в Караидельском районе находится группа мишарских сел с цокающим говором. Предки жителей этих сел, алатырские татары, были переселены сюда царским правительством из Симбирской губернии.
Довольно многочисленно мишарское население юго-западных районов Башкортостана. Предки тех, которые известны под названием «төмәннәр», были переведены в эти места царским правительством в 17 в. в качестве служилых татар. Как указывает сохранившееся за ними название, они являются потомками темниковских мишарей, хотя во многих селах утверждают, что они прибыли из Сибири, из Тюмени.
Предки другой, наиболее значительной части мишарей юго-запада Башкортостана в поисках свободных земель переселились на места современного обитания в основном из Симбирской и Пензенской губерний в 16-18 вв. Это были чокающие мишари, их говор подвергся влиянию тептярских говоров.
В конце 18 в. мишари Пензенской и Симбирской губерний в поисках новых земель мигрируют в Оренбургский край. Переселение их сюда продолжается вплоть до конца 19 в. Здесь они основали ряд сел, расположенных в смежной с Башкортостаном северо-западной части Оренбургской области. Например, село Чеганлы Абдулинского района было основано несколькими семьями, выехавшими из села Татарская Тавла Саранского уезда Пензенской губернии (ныне Лямбирский район Мордовии). Село Абдрахманово того же Абдулинского района, где родился известный татарский писатель Мусагит Хабибуллин, было основано в 1833 году выходцами из села Нижняя Богдановка Краснослободского уезда (ныне Атюрьевский район Мордовии). Село Ибряево Северного района основано выходцами из села Щербаково (ныне Лямбирский район Мордовии).
Мишари из различных губерний России (Самарской, Симбирской, Пензенской и других) сыграли определенную роль в формировании некоторых групп западно-сибирских татар (прежде всего, тюменских, ялуторовских, тарских и тевризских), оставив заметный след и в их говорах. Например, в селе Матмасы Ярковского района Тюменской области до сих пор живут потомки темниковских мурз Чуриных. Причем некоторые из них до сих пор выделяются внешним обликом от местных сибирских татар – выше ростом, синеглазые, с не очень темными волосами.
Расселение мишарей шло не только в восточном, но и в юго-восточном и южном направлениях.
Заселение северной части Саратовской губернии служилыми людьми, большую часть которых составляли мишари, началось не позже первой половины 17 в., а в 80-е годы того же века в связи с проведением Сызранско-Пензенской сторожевой черты переселение усилилось и продолжалось до середины 18 в.
На эту территорию в большинстве своем переселялись уроженцы Темниковского уезда или потомки выходцев из этого уезда, проживавших в других местах. Это, в свою очередь, подтверждается и фактами языка. Наиболее ярко сохранились особенности темниковского говора в таких селах, как Пенделка Кузнецкого района, Нижняя Елюзань Городищенского района, Исикеево, Октябрьское, Карновар Неверкинского района Пензенской области и другие.
Темниковские мишари и их потомки из сел Кузнецкого и других уездов вместе с алатырскими мишарями продвинулись и дальше на юг, на территорию смежного с Кузнецким уездом Хвалынского уезда. Ныне большинство мишарских сел этого уезда относится к Старокулаткинскому и небольшое их число — к Павловскому районам Ульяновской области. В северную часть Саратовской губернии переселялись мишари и из Инсарского, Саранского и других уездов Пензенской губернии.
Так, например, село Средняя Терешка Старокулаткинского района Ульяновской области основано в 1712—1716 гг. выходцами из села Латышовка Инсарского уезда (ныне Кадошкинский район Мордовии). В селе Старый Мостяк того же Старокулаткинского района проживают потомки выходцев из села Аллагулово (ныне Ковылкинского района Мордовии).
В поисках свободных земель мишарское население Пензенской губернии уходило и дальше на юг. Так, в смежных с Казахстаном южных районах Саратовской области (Новоузенского уезда Самарской губернии) недалеко друг от друга расположены четыре довольно крупных населенных пункта, основанных, по историческим сведениям и по преданиям, находящим свое подтверждение в названиях сел или, чаще, отдельных их частей, выходцами из Пензенской и Саратовской губерний. Прародину свою они до сих называют «Иске як» — «Старая, или прежняя, сторона». Раньше других, в 1780 г., было основано село Осипов Гай Ершовского района, по преданиям, выходцами из Хвалынского уезда Саратовской губернии, в частности из села Труево, которые образовали часть села Осипов Гай, до сих пор называемую «Торуйывы очо» (т. е. «Труевский конец»), и выходцами из сел Старые Зимницы и Старый Мостяк. Само село Труево нынешней Пензенской области было основано переселенцами из Труевских Вершин Саранского уезда.
Село Алтата Дергачевского района основано в 1840 г. переселенцами из села Усть-Уза ныне Пензенской области. Село Верхозавка Ершовского района основано в 1848 г. выходцами из Верхней Елюзани Пензенской области. Среди жителей села есть и потомки выходцев из Нижней Елюзани той же области. Село Сафаровка того же района основано в 1842 г. выходцами из села Пенделка (ныне Кузнецкого района Пензенской области).
Во второй половине 18 в. мишари появились и в Ставрополье. Они переселились сюда из Пензенской, Рязанской, Тамбовской, Саратовской, Симбирской губерний. Говор их испытал сильное влияние ногайского и незначительное — туркменского языков.
В пределах современной Волгоградской области, в селах Маляевка, Бахтиярово, Царев Ленинского и Малые Чапурники Светлоярского районов живут мишари — выходцы из Пензенской губернии. Село Малые Чапурники, судя по историческим и архивным данным, было основано выходцами из Казанской губернии в 1876 г., а затем, в конце 19 в. к ним присоединились мишари из села Кикино Пензенской губернии. Таким образом, население его смешанное. Это нашло отражение и в говоре села. Основание села Маляевки относится к 1871, Бахтияровки — к 1876 годам. Прародиной своих предков жители этих сел считают «Алтавыл», т. е. села Кобылкино, Телятино, Решетино, Кутеевку, Мочалейку и Кикино Пензенской губернии, что подтверждается архивными документами.
Расселение мишарей, особенно на территории Нижегородской, Симбирской, Саратовской губерний, шло параллельно с расселением мордвы и чувашей. Царское правительство нередко жаловало отличившихся служилых татар землей или они сами селились на уже занятых мордвой и чувашами землях. Некоторые села были основаны мишарями вместе с мордвой или чувашами, но затем одна из народностей по жребию и под давлением другой переселялась на новые места.
Часто рассказывают о том, что мишари «раньше», «вначале» жили вместе с чувашами, а потом последние постепенно «исчезли», т. е. отатарились. Указывают на потомков чувашей, сообщают о наличии в центре села или неподалеку от него старого чувашского кладбища. Такие предания наиболее широко распространены среди сергачских, кузнецких и хвалынских мишарей. Так, например, в селе Старый Атлаш Старокулаткинского района Ульяновской области, которое, по преданиям, было основано выходцами из Алатыря на месте чувашского села, одну из улиц называют «Чываш урамы» («Чувашская улица»), некоторых жителей села считают представителями четвертого-пятого поколения потомков чувашей; кроме того, есть место, которое называют «Чываш мазары» («Чувашское кладбище»). В селе Старый Мостяк того же района, большинство основателей которого, по рассказам старожилов, были из Темникова (Төмән), до сих пор живут потомки чувашей. Рассказывают также, что село Октябрьское Неверкинского района Пензенской области основано служилыми татарами, которым земля была пожалована Петром I в 1712 г. на месте чувашского села. Старожилы утверждают, что прежнее название его — Могилки (по-татарски Мазарлы) — связано с тем, что в центре села сохранилось старинное чувашское кладбище. Еще пример – в селе Базлово (Бозлау) Спасского района Нижегородской области, основанном, по рассказам местных жителей, на месте чувашского села, сохранились чувашское кладбище и киремети. Число таких примеров может быть умножено по территориям бывших Саратовской, Симбирской, Нижегородской и других губерний.
В некоторых селах мишари до сих пор живут вместе с мордвой (Нижняя Елюзань Городищенского района Пензенской области), или раньше жили вместе с ними (Подлесная Тавла Кочкуровского района Мордовии, Канадеи Кузнецкого, Демино Неверкинского районов Пензенской области, Черклей Николаевского, Шемалак Павловского района Ульяновской области и другие), или же прежде в том месте жила мордва (Кобылкино Каменского района Пензенской, Шубино Сергачского района Нижегородской областей и т.д.); в ряде сел местные жители называют потомков отатарившейся мордвы (Татарская Тавла Лямбирского района Мордовии, Дракино Инзенского района Ульяновской области).
В преданиях в числе основателей некоторых сел упоминаются пленные крымские татары (Татарская Лака Пензенской области), крымские татары и ногайцы (Ахметлей Николаевского района Ульяновской области), ногайцы (например, Новый Вершаут Петровского района Саратовской, Нагаевка Карсунского района Ульяновской областей, Новые Ишли Дрожжановского района Татарстана и т. д.). Ногайцы, видимо, в ряде случаев были полностью ассимилированы мишарями, местами они оказали определенное влияние на формирование окраинных мишарских говоров (в Рязанской, Тамбовской, на севере Ульяновской областей).
В легендах и преданиях о происхождении отдельных сел бывших Нижегородской (Анда) и северной части Саратовской губерний (например, Бигиево, Татарский Шмалак, Старый Атлаш) в числе основателей этих деревень называют и бежавших от христианизации казанских татар. Однако такие версии никак не подтверждаются ни архивными данными, ни данными языка этих деревень.
И.Д. Биккинин, «Татарская газета», редактор, с.Аксеново, Мордовия