Кто такие мишары у татар

Ясно-понятно. Кто такие мишари?

Кто такие мишары у татар. Смотреть фото Кто такие мишары у татар. Смотреть картинку Кто такие мишары у татар. Картинка про Кто такие мишары у татар. Фото Кто такие мишары у татар

«Инде» запускает новую рубрику «Ясно-понятно», в которой будет искать ответы на насущные вопросы о жизни в городе, культуре и истории Татарстана. В первом выпуске рассказываем о мишарях: чем они отличаются от татар, почему их называют «татарскими евреями» и какие особенности есть у мишарского диалекта. Для самых пытливых и любознательных — выдержка из Татарской энциклопедии в конце материала.

О причинах возникновения группы «мишари»

Кто такие мишары у татар. Смотреть фото Кто такие мишары у татар. Смотреть картинку Кто такие мишары у татар. Картинка про Кто такие мишары у татар. Фото Кто такие мишары у татар

доктор исторических наук, профессор кафедры археологии и этнологии КФУ

Все народы негомогенны: внутри каждого есть локальные группы, которые появляются по разным историческим или природно-географическим причинам. В процессе взаимодействия соседние народы дарят друг другу элементы культуры, и этот процесс может протекать по-разному: на соседском, дружеском, рабочем уровне, благодаря межэтническим бракам. Мишари — это локальная этнографическая группа в составе поволжских татар, образовавшаяся вследствие специфического расселения этого народа. Многие представители мишарской группы сейчас живут в Нижегородской области, в соседних с Татарстаном республиках, в Москве. От остальных поволжских татар мишари отличаются диалектом, а исторически у них всегда было развито коневодство.

Подробнее о мишарях можно узнать в книге Рамзии Мухамедовой «Татары — мишари» и в книге «Татары» серии «Народы и культуры».

Об истории этнонима и «татарских евреях»

Кто такие мишары у татар. Смотреть фото Кто такие мишары у татар. Смотреть картинку Кто такие мишары у татар. Картинка про Кто такие мишары у татар. Фото Кто такие мишары у татар

член совета Общероссийского общественного движения «Российское исламское наследие», «экономист по профессии, булгарский поэт-бард по призванию»

Некоторые историки считают, что мишари являются прямыми потомками хазар на Волге. Мнение о том, что мишари — это татарские евреи, возможно, пошло со времен Хазарского государства. Им управляли еврейские купцы — рахдоны, которые проповедовали иудаизм. Торговля, торговля и еще раз торговля — вот вам и «татарские евреи». Как пишет арабский историк Ибн ал-Асир, после распада Хазарского государства, население которого исповедовало разные религии (иудаизм, христианство, ислам, язычество), «хазары обратились к людям Хорезма, но те не оказали помощи и сказали: вы неверные, иудеи, но если примете ислам, то поможем вам. Те приняли ислам, исключая их царя. Тогда помогли им люди Хорезма и заставили турок отступиться от них. После этого и их царь принял ислам». Многие хазары стали мусульманами и назвались мишарями.

Кто такие мишары у татар. Смотреть фото Кто такие мишары у татар. Смотреть картинку Кто такие мишары у татар. Картинка про Кто такие мишары у татар. Фото Кто такие мишары у татар

О тематическом паблике VK и отличиях мишарей от татар

Кто такие мишары у татар. Смотреть фото Кто такие мишары у татар. Смотреть картинку Кто такие мишары у татар. Картинка про Кто такие мишары у татар. Фото Кто такие мишары у татар

администратор паблика VK, посвященного мишарям

Я создал это сообщество чуть ли не в первый год работы VK — лет девять назад. Тогда было мало комьюнити, и все в духе «группа для тех, кто любит спать и переворачивать подушку на холодную сторону», а мне хотелось чего-то по-настоящему интересного. Я планировал, что участники группы не только будут обмениваться контактами и информацией онлайн, но и впоследствии начнут встречаться в офлайне. Но с самого начала в группе пошли конфликты: вопреки названию, в ней состояли не только мишари. У меня не было цели столкнуть людей лбами, выделиться — мол, мы хорошие, а вы нет. Поэтому мы решили обозначить миссию и говорить только об индивидуальных качествах мишарей, особенностях их характера.

Все мишари разные. В Ульяновске — довольно грубые, а в Самаре и Татарстане — наоборот. Судя по моему окружению, мишари преуспевают в бизнесе. Они упорные, трудолюбивые, умеют торговаться, обладают хитростью — не банальной, которая заключается во вранье, а тонкой. Если мишарь захочет кого-то обмануть, он сделает это красиво, так, что человек даже ничего не поймет. Если татарин захочет обмануть, он сделает это жестко — другими словами, кинет. Мишари — довольно импульсивный народ, но в то же время отходчивый. Я бы сказал, они похожи на итальянцев.

В чем отличие мишарей от татар? Умные мишари мне попадались чаще, чем умные татары. Мишари более услужливые, пунктуальные, скрупулезные, умеют вести дела. У них не бывает «и так сойдет!». Они обязательные, держат слово, хоть про них и говорят, что они, мол, как евреи. Есть даже несколько поговорок: «Когда родился мишарь, еврей заплакал», «Мишәр күтеңне тишәр» и другие. Вот евреи, когда жмут руки, говорят: « Мазаль тов ». Они не заключают юридический договор, слова достаточно. То же и у мишарей.

Мишари скрывают свою национальность, потому что боятся предвзятого отношения. Если говоришь новому соседу или партнеру по бизнесу, что ты мишарь, он относится к тебе настороженно — можешь обмануть. Приходится доказывать поступками, что ты обязательный человек и держишь слово. Мне кажется, стереотипы о мишарях связаны с их сферой деятельности: много людей занято в торговле.

О мишарском диалекте

Кто такие мишары у татар. Смотреть фото Кто такие мишары у татар. Смотреть картинку Кто такие мишары у татар. Картинка про Кто такие мишары у татар. Фото Кто такие мишары у татар

доктор филологических наук, профессор, директор Высшей школы татаристики и тюркологии им. Габдуллы Тукая

Мишарский диалект — один из диалектов татарского языка. Помимо него существуют еще средний диалект и диалект сибирских татар. Раньше мишарский диалект назывался западным, потому что относительно Казани мишари в основном живут на западе. Если брать Татарстан, речь идет о Буинском, Дрожжановском, Прикамском районах и Закамье — Чистопольском, Алексеевском, Аксубаевском, Новошешминском районах. Также мишари компактно проживают в Ульяновской, Пензенской, Нижегородской областях и в Мордовии.

В мишарском диалекте есть цокающие говоры (вместо литературного [ш’] или [щ] употребляется [тс]) и чокающие говоры (вместо шипящего [ш’] употребляется аффриката [ч]). В Татарстане проживают говорящие на цокающих (в Дрожжановском, части Буинского и Аксубаевского районов), чокающих (в Алексеевском и Алькеевском районах) и смешанных говорах (Чистопольский район).

Кто такие мишары у татар. Смотреть фото Кто такие мишары у татар. Смотреть картинку Кто такие мишары у татар. Картинка про Кто такие мишары у татар. Фото Кто такие мишары у татар

Историческая справка

Татарская энциклопедия, том 4, М — П, из статьи «Мишари»

Источник

Руслан Айсин: «Мишары отличаются своим характером, хваткостью, бравым темпераментом, хитростью. Но…»

Ученик Джемаля: чем мишары отличаются от остальных татар?

Развернувшаяся на днях дискуссия в соцсетях о «мишарском вопросе» заставила Руслана Айсина, политолога, соратника Гейдара Джемаля, поразмышлять об этом татарском субэтносе. В авторской колонке «Реального времени» наш колумнист, отмечая свое мишарское происхождение, находит отличия этой группы татар от остальных, предостерегает читателей от политических спекуляций и призывает не разделять единую «политическую нацию».

«Татары — это политическая нация»

Есть у татар неизбывное стремление к единству, парадоксальным образом преодолеваемое через внутреннее противоречие в коллективном сознании самих татар. Известно, что татары делятся на субэтнические (субтерриториальные) группы: сибирские, астраханские, касимовские татары, кряшены.

Вообще, татарская этническая общность скроена сложной внутренней структурой. Поэтому, видимо, так сильно в нашем народе это «субэтническое позиционирование»: «я мишарин», «я сибирский татарин» и т.д. Не всегда, скажем прямо, такое «уточнение» внутриэтнической идентификации идет на пользу национальному единству. Что и говорить, субэтнический сепаратизм — явление не новое в татарской среде.

Татары — это политическая нация, что является фактом неоспоримым.

Да, татары прошли долгий и тернистый путь к своему единству, выработке «консенсуса» между различными этническими группами тюрок. Об этом, собственно, писал и великий татарский религиозный деятель, богослов, историк-реформатор Шигабутдин Марджани. Он рассматривал историю татар как часть глобальной тюркской цивилизации, когда в эпоху Золотой Орды и стала складываться собственно общетатарская идентичность.

Кто такие мишары у татар. Смотреть фото Кто такие мишары у татар. Смотреть картинку Кто такие мишары у татар. Картинка про Кто такие мишары у татар. Фото Кто такие мишары у татар

Мещерячки. Гравюра из атласа к французскому изданию «Путешествий по разным провинциям Российского государства» Палласа. 1794 год (wikipedia.org)

Так исторически сложилось, что ведущую роль в консолидации астраханских, сибирских татар в единую политическую нацию сыграли татары-тюрки Волго-Уральского региона, они и стали динамическим ядром нации. Тут стоит оговориться, что волго-уральские татары играли роль локомотива интеграции, но никак не узурпатора и поглотителя остальных этногрупп, если можно так угловато выразиться. Это была интеграция, которая на выходе дала новый политический суперэтнос.

При этом, что является вполне естественным делом, внутри большой татарской общности, живущей по всей широте Евразийского материка, существуют культурное многообразие, диалекты, расовые различия и т.д. Но они не должны быть фактором разобщенности и внутреннего сепаратизма. Все большие этносы прошли путь становления через объединение различных этнических групп на основе общей парадигмы истории, языка или даже религии. Вот есть китайцы, в суперэтнический компонент которых входит до сотни народностей. Русские, вобравшие в свой этнический состав тюрок, финно-угров, палеоазиатов, славян.

«Я сам по отцу нижегородский мишарин»

Долгое время советская идеологическая бюрократическая машина сознательно искажала историю татар, лишая татар этнокультурных механизмов для воспроизводства общетатарского исторического сознания. Татарам оставили лишь «булгарскую теорию происхождения», отрубив значительную часть нации, выпихнув их на историческую и общественную периферию. Это сознательное движение по локализации татар и лишению их статуса большой нации. Разделяй и властвуй!

Наследники этих же самых горе-переписывателей истории и сейчас активно провоцируют у локальных групп татар чувства своей исключительности, особости. Им придумывают историю, убеждая в том, что ничего общего у них с татарами нет. Сами, дескать, с усами!

Мне часто доводится слышать разговоры в духе: «Мы, мишары, исключительны, сливки татар», или же — «Мы отдельный народ». Обидно слышать такое от людей, чьи предки отдали жизнь за единство нации, защищая ее язык, веру, честь и достоинство. Не в обиду собратьям-мишарам сказаны эти слова. Я сам по отцу нижегородский мишарин. И выступаю против такого демонстративного деления на субэтносы. Вот, к примеру, не делят же русские себя на помор, кривичей, древлян, вепсов и других народностей. У них есть общее этническое самосознание — «Я русский», невзирая на то, что его этногенетическое происхождение может быть вовсе не славянским.

Кто такие мишары у татар. Смотреть фото Кто такие мишары у татар. Смотреть картинку Кто такие мишары у татар. Картинка про Кто такие мишары у татар. Фото Кто такие мишары у татар

Мещерякская юрта. Фото bastanovo.ru

Наши отличия — лишь богатство этнического многообразия. Мозаичность придает особую красоту и удивительную сложность, которая особым образом подпитывает внутренний огонь нации, заставляет генерировать энергию пассионарного взрыва.

Бесспорно, мишары отличаются своим характером, хваткостью, бравым темпераментом, хитростью (вспомним множество поговорок насчет хитрости мишар, которые своего не упустят). Все это отчасти залегло в ментальном пласте мишар с того времени, когда они имели особый сословный военно-казачий статус. На периферии распавшейся державы Золотой Орды тюрки-татары перешли на пограничную службу новому правителю.

Уникально то, что сословный статус выделял мишар из инородного ему окружающего этнопространства. Мишары смогли обособиться и сохранить свой этноконфессиональный и культурный код, находясь в относительной дали от ядра татарской нации. Культурно-информационные связи тогда были слабы, а местами и нарушены в ходе естественных причин падения одного ханства за другим.

Но, повторюсь, эти незначительные различия с казанскими татарами не говорят о разности происхождения, как настаивают некоторые дилетанты от истории, а лишь указывают на внутреннюю сложность и этногенеза татарской политической нации.

«Разделившихся съест медведь, а раскольников — волк»

Тут я не могу не затронуть одну существенную деталь, которая для большинства видится не столь значимой. Когда дилетанты, непрофессиональные историки начинают «мастерить историю» — пиши пропало. Как писал известный американский писатель Роджер Желязны: «Убить народ легко — достаточно лишить его прошлого». Не этим ли занимались многие годы советские историографы, фальсифицируя богатую историю татар? Некоторые продолжают это дело и теперь, а непонимающие в историческом предмете самоучки несознательно поддакивают им и льют воду на их мельницу. И вода эта из реки Лета, из реки забвения…

Кто такие мишары у татар. Смотреть фото Кто такие мишары у татар. Смотреть картинку Кто такие мишары у татар. Картинка про Кто такие мишары у татар. Фото Кто такие мишары у татар

Семья мещеряков. Фото Круковского, 1897 (posredi.ru)

Кто-то из острословов сказал, что каждый мнит себя историком и лекарем. Но если эксперименты с самолечением он может прекратить, завидев, что лишь усугубил состояние своего здоровья, то с историей все сложнее. Плоды этого дилетантского вмешательства могут проявиться не сразу, а спустя время.

У истории свои неумолимые законы, за нарушение которых она жестко наказывает. Надо помнить об этом всем нам.

И еще. Как гласит татарская мудрость: «Аерылганны аю ашар, бүленгәнне бүре ашар» («Разделившихся съест медведь, а раскольников — волк»).

Справка

Айсин Руслан — политолог, общественный деятель. Руководитель журнала «Поистине».

Источник

Мишари

Субэтническая группа поволжско-приуральских татар. Самоназвание ‒ татар

Содержание

По переписи 1897 г., общая численность 622,6 тысяч человек, по переписи 1926 г. – около 200 тысяч.

Мишарей делят на этнографические группы: северные (сергачские), южные (темниковские), лямбирские, западно-приуральские, северо-восточные.

Народно-разговорный язык мишарей образует в татарском языке западный диалект, который оказал значительное влияние на формирование литературного языка татар (см. Мишарский диалект).

Религия

Верующие мишари – мусульмане-сунниты.

Кто такие мишары у татар. Смотреть фото Кто такие мишары у татар. Смотреть картинку Кто такие мишары у татар. Картинка про Кто такие мишары у татар. Фото Кто такие мишары у татар

Татары-старшины Сергачского уезда Нижегородской губернии. Начало ХХ в

История

В прошлом среди мишарей бытовали этноним «мишәр», земляческие наименования типа этниконов – «төмән», «алатыр», конфессионим «мөселман» и др.

В формировании этнокультурного облика мишарей приняли участие буртасы, тюркоязычное население (в том числе булгары, кипчаки), местные финно-угорские народы (мещера, мордва и др.), возможно, маджары.

Существование этнического компонента мишарей, восходящего к дозолотоордынскому периоду, обычно связывается с буртасами, которые подверглись сильному воздействию булгар. Этнические истоки самих буртасов остаются неясными. Возможно, они имели угорское или тюрко-угорское происхождение.

В период формирования булгарской феодальной народности буртасы, вероятно, еще сохраняли некоторые региональные особенности. После образования Золотой Орды в районы проживания потомков буртасов проникли многочисленные кипчакско-ногайские группы, которые в XIV в. входили в состав Улуса Мухша. В этот период и позже активизируется употребление этнонима «можар» – «мещера», но в источниках часто используется и наименование «татары».

На основании текста памятника древнерусской литературы XIII в. «Толковая Палея» можно заключить, что термин «мещера» использовался в качестве политонима. Согласно русским грамотам 1401–1402 гг., Мещера имела свои волости. На карте (портолан) Фра-Мауро (1459) обозначены провинция Meschiera и населенный пункт Macharini. По-видимому, известные по русским грамотам 1434 и 1447 гг. «мещерские князья» жили в политическом центре Мещеры.

Дальнейшее формирование мишарей как народности (XIV – середина XVI вв.) происходило в границах Касимовского ханства, столица которого первоначально называлась Городец-Мещерский, на основе взаимодействия «можарского» (более раннего) и «татарского» (в основном, кипчакско-ногайского) компонентов.

О наличии этих двух этносословных страт в Мещерском юрте (параллельное название Касимовского ханства) свидетельствуют сохранившиеся в источниках 2 этнонимические системы. Первая – «Мещерские земли», «Мещерские места», «Мещера с волостьми», «Мещера», «провинция Meschiera», «Мещерский юрт», «мещерские князья». Из этого ряда возникло понятие «мещерские люди», в сокращенной форме – «можеряне», «можары», «мещеряне» («мещерины»), по-видимому, обозначавшее буртасов.

Вторая связана с феодальным сословием Касимовского ханства: в XV в. оно называлось «татарами», в XVI в. – «городецкими татарами», «мещерскими татарами». Этот компонент состоял из нескольких этнических элементов. Первоначально его ядро составляли «мещерские князья», то есть золотоордынские татары (из клана Ширин и др.). Позже влились татары, пришедшие с ханом Касимом, затем – выходцы из Крымского ханства и Ногайской Орды.

Во второй половине XVI – начале XVII в. применительно к тюрксккому населению Мещерского юрта чаще использовался этноним «татар»; это свидетельствует о том, что основные этнические компоненты мишарской народности к этому времени уже консолидировались. Но процесс не успел завершиться из-за постоянного притока ногайских и других тюркских групп, а также из-за значительной миграционной подвижности служило-мишарских групп.

Благодаря крупномасштабным миграционным процессам второй половины XVI – первой половины XVIII в., мишари широко расселились на правобережье Волги, в Закамских районах и Приуралье.

Активные межэтнические контакты мишарей с казанскими татарами привели к усилению интеграционных процессов между этими двумя субэтническими группами (XVI–XIX вв.). Казанские татары сыграли большую роль в этнокультурном развитии мишарей.

В свою очередь, мишари оказали сильное этнокультурное влияние на материальную и духовную культуру остальных групп татар, а также башкир, тептярей и некоторых других народов.

Постепенно среди мишарей локальные самоназвания начали вытесняться общенациональным этнонимом «татары». Переходной к последнему этнониму формой самоназвания стал этноконфессионим «мөселман».

В период формирования татарской нации мишари утратили ряд признаков субэтноса, в первую очередь – особое самосознание. Но даже при переписи населения в 1926 г. часть татар отнесла себя к самостоятельной народности – мишарам. Устойчивость этнонима «мишәр» была связана с незавершенностью консолидации поволжско-приуральских татар, в том числе из-за полусословного характера группы мишарей в Приуралье, где до 1860-х гг. существовали отдельные «мещерские» кантоны полувоенного типа.

Кроме того, мишари имели также ряд языковых и культурных особенностей (в частности, в отличие от казанских татар, мишари до середины 1950-х гг. не праздновали Сабантуй и Джиен). В XX в. многие из этих различий исчезли или оказались нивелированными.

В настоящее время этноним «Мишари» сохраняется локально, как самоназвание второго уровня.

Литература

Ахмаров Г.Н. О языке и народности мишарей. Казань, 1903.

Васильев Б.А. Проблема буртасов и мордва // Труды института этнографии АН СССР. 1960. Т. 13.

Махмутова Л.Т. Опыт исследования тюркских диалектов (мишарский диалект татарского языка). Мишари, 1978.

Сенютин С.Б. История татар Нижегородского Поволжья с последней трети XVI до начала XX вв. (Историческая судьба мишарей Нижегородского края). Нижний Новгород, 2001.

Баязитова Ф.С. Татар-мишәр рухи мирасы: гаилә-көнкүреш, йола терминологиясе һәм фольклор. Саранск, 2003.

Vasary I. The Hungarians or Mozars and the Мescers // Мizers of the Мiddle Volga region. Lisse,1976.

Источник

Предпереписная татаро-башкирская дискуссия в СМИ и соцсетях приобретает новые плоскости и измерения. Теперь политтехнологи взялись за идеологическую работу по татарскому субэтносу.

Башкирские политтехнологи методологически работают на раскол татарской нации, выделяя мишарей в отдельный этнос. Они распространяют агитационные материалы в местах их компактного проживания в Башкортостане и не только.

В интервью KazanFirst казанский историк Дамир Исхаков и его коллега Максум Акчурин рассказывают о подлинном происхождении мишарского субэтноса татарской нации. В рамках проекта «Татары мира» готовится более развёрнутое видеоинтервью с ними.

Начнём с имени «мишари». Я как полевой этнограф, начиная от Тамбове до берегов Волги прошёл мишарские сёла, несколько сотен населённых пунктов было изучено.

У меня был вопросный лист, а там был вопрос «Кем вы себя считаете?». Нигде мишари не сказали, что они «мишари». Они мне всё время говорили, что они татары. И вот когда я добрался до Волги, то с её левой стороны казанские татары мне сказали, что на другом берегу Волги живут на самом деле мишари.

Кто такие мишары у татар. Смотреть фото Кто такие мишары у татар. Смотреть картинку Кто такие мишары у татар. Картинка про Кто такие мишары у татар. Фото Кто такие мишары у татар

То есть наименование «мишари» возникло на основе взаимоотношений казанских татар и татар Правобережья Волги. По документам видно, что имеются в виду Мещерские татары. Они так названы, потому что есть Мещерская низменность. Касимовское ханство имело в качестве столицы Мещерский городок. И вот на основе этого мы в исторических документах, в крымских исторических документах видим термины «мещерские татары», «татары Мещеры», иногда встречается наименование «мещерены».

Казанские татары мещеряков считали несколько другим этническим образованием. Так оно и было. Это наименование в общем прикрепилось к ним, а сокращенной формой стало «мишари».

Такое прикрепление понятия «мещеряки-мишари» к татарам было особенно распространено на территории Приуралья. Туда мещерские татары стали переселяться по указу российских государей как служилые татары уже в во второй половине 16 века. Они участвовали в основании города Уфы, кстати.

По документам мы видим, что не все татары, вышедших из Правобережья Волги, именовались мишарями. Очень часто в документах переписи населения в 1926 году мы видим понятие «тюменцы», то есть «төмәннәр». Есть также понятие «алатырцы», то есть «алатырлы». Они также иногда себя называли как «мусульмане». Тогда у людей уже начало развиваться национальное самосознание, хотя и сохранялись локально признаки отнесения себя к сословиям. В общем, термин «мишари» не был общераспространённым для татар Мещерской низменности, у всех мишарей не было единого этнонима.

Действительно, между мишарями и казанскими татарами есть определенные культурные различия. На уровне диалектов между казанскими татарами и мишарями тоже есть различия. Мишарский диалект довольно своеобразный, но он участвовал в формировании татарского литературного языка. Так сложилось потому, что чуть ли не большинство татарских писателей были мишарями, начиная с Хади Такташа и заканчивая Абдурахманом Абсалямовым.

В общем, мишарей нельзя отделить от татарской общности, у них самосознание татарское.

Фактически, Касимовское ханство было образовано на русской территории, как писал русский князь Иван III, «В моей вотчине».

Основная масса предков тех, кого мы сегодня называем мишарями, жили в восточной части Мещеры (Мещерской земли). А это уже бывшие ордынские области, ордынские земли. И когда они вошли в состав Московского государства, их административно включили в состав большого Мещерского уезда. Потом этот уезд распался на Кадомский, Темниковский, Шацкий уезды. Но в целом вся эта область называлась Мещерой.

Если посмотреть на исторические документы 16 века, то термин «мещеряне» действительно существовал. И в этом столетии «мещерянами» называли русских дворян, то есть русское служилое сословие. Русские мещеряне служили по Мещерскому уезду, как например, владимировцы во Владимире.

Кто такие мишары у татар. Смотреть фото Кто такие мишары у татар. Смотреть картинку Кто такие мишары у татар. Картинка про Кто такие мишары у татар. Фото Кто такие мишары у татар

Татары-мещеряки у нас появляются, например, и в Свияжском, Казанском уездах. Очевидно, что это просто переселенцы из Мещерского уезда.

— Подождите. А как не запутаться между русскими-мещерянами и татарами-мещеряками?

Это географические номинации, которые отчасти имели и этнический смысл. Таким образом фиксировались местные сообщества.

Мы лишь можем предположить, что территории тех же темниковских татар перед тем, как войти в состав Российского государства находились в подчинении Большой Орды. Эти татары не принадлежали ни Казанскому ханству, ни Касимовскому ханству. Но есть косвенные свидетельства, что темниковские татары подчинялись Большой Орде.

Д.И.: Максум Акчурин изучал княжеские рода этих татар-мещеряков. Удалось установить, что есть ряд княжеских линий, у которых были вотчинные владения. Эти владения были связаны с конкретными княжескими фамилиями.

В последнее время мы очень много слышим, что вотчинное землевладение только у башкир было. Но и у мещерских татар в Мещерской земли тоже вотчинное землевладение было и ни в чем не уступало башкирской форме землевладения в Московском государстве. А у башкир вотчинное землевладение было племенным.

Кто такие мишары у татар. Смотреть фото Кто такие мишары у татар. Смотреть картинку Кто такие мишары у татар. Картинка про Кто такие мишары у татар. Фото Кто такие мишары у татар

М.А.: Большая часть мишарей входило в служилое сословие Русского государства. И вот с одной стороны, начиная со второй половины XVI века, мишари получали оклады в виде поместий, пашенных наделов.

Д.И.: А численность какая была у мишарей?

М.А.: По всему Мещерскому уезду, включая и касимовских, темниковских, кадомских, цненских татар, было порядка 2,5 тысяч человек.

Д.И.: Просто есть всякие рассуждения, что Казанское ханство в 1552 году завоевали вот эти отряды касимовских татар и мишарей. Действительно, участвовали в походе на Казань. Но их было не так много. Да и в целом татар Правобережья Волги в XVI в было не так много.

М.А.: Если брать по Московскому государству, то все служилые люди служили по городам. Они не были прям уж такими помещиками, как принято думать. В общем, они из себя представляли корпорации по «служилым городам». А что касается татар, то их городская военная корпорация была значительной по своей численности. В том же городе Кадом по данным Разрядных книг корпорация служилых татар одно время достигала 800 человек.

Причем, эти служилые татары себя содержали и себя полностью обеспечивали вооружением, экипировкой, доспехами.

Д.И.: По европейским понятиям мишари были рыцарями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *