Кто такие моавитяне в настоящее время
Моавитяне
Моавитяне (об этимологии слова ⇒ Моав; о происхождении народа ⇒ Лот). Согл. Библии, М. родственны аммонитянам, и оба эти народа состояли в родстве с Израилем. М. обитали вост. Мертвого моря, сев. Эдома и юж. Аммона. Они изгнали эмимов и заняли их тер. ( Втор. 2:10.11 ). Однако ко времени появления израильтян в Заиорданье аморреи во главе с Сигоном, царем Хешбона (в Синод. пер. – Есевона) оттеснили М. и аммонитян, отняв у них земли между Арноном и Иавоком ( Числ. 21:13.26–30 ). При разделении Ханаана и Заиорданья между коленами Израиля колено Рувима получило в удел область от Ароера, стоящего на реке Арнон, до Иордана, включая все нагорье в области ⇒ Медевы (Мадабы) вместе с Хешбоном (Есевоном) и зависящими от него городами ( Нав. 13:15–23 ). Так рувимляне стали сев. соседями М., что постоянно создавало для последних трудности политич. характера. Уже ко времени исхода Израиля из Египта М. входили в число крупнейших в пределах Ханаана народов ( Исх. 15:15 ).
В песне Моисея ( Исх. 15 ) говорится об эйлей Моав – «сильных Моава» (в Синод. пер. – «вожди Моавитские»), что может быть понято и как «овны Моава»: такое обозначение могло быть намеком на обилие скота в Моаве (см. 4Цар. 3:4 ), кроме того, в древнейшей ближневост. символике овен означал правителя. Господь запретил израильтянам враждовать с М. и нападать на них ( Втор. 2:9 ). М. позволили израильтянам пройти через свои земли в Ханаан ( Втор. 2:28.29 ), однако не только не встретили их хлебом и водой, но даже призвали ⇒ Валаама, чтобы тот проклял народ Господень ( Втор. 23:4.5 ). В наказание М. и в десятом поколении не дано было войти в общество Господне ( Втор. 23:3 ). В Ситтиме М. совращали израильтян к идолопоклонству ( Числ. 25:1 ; Ос. 9:10 ). Царь М. Еглон, покорив израильтян, угнетал их 18 лет, пока судья Аод не поразил его, подготовив этим избавление от ига М. ( Суд. 3:12–30 ). Однако во взаимоотношениях израильтян и М. наблюдаются и некоторые проявления приязни. Так, Руфь, прабабка Давида, была моавитянкой; Давид доверил своих родителей охране царя Моава во время преследований Саула ( 1Цар. 22:3.4 ). После разрушения Иерусалима в 586 г. до Р.Х. некоторые иудеи нашли пристанище в Моаве ( Иер. 40:11 ).
Чаще, однако, М. были противниками израильтян. Саул вел с ними войну ( 1Цар. 14:47 ), Давид, победив, сделал их своими данниками ( 2Цар. 8:2.12 ; 1Пар. 18:2.11 ). Об истории М. в IX в. до Р.Х. ⇒ Меша ⇒ Камень Меши. При израил. царе Иоасе моавитские полчища вторглись в страну ( 4Цар. 13:20.21 ). М. платили дань ассир. царям Тиглатпаласару III, Синаххерибу и Асархаддону, поддерживали Ашшурбанапала. Во время восстания Иоакима против Навуходоносора они напали на Иудею ( 4Цар. 24:2 ). М. заключили с Седекией временный союз против Навуходоносора ( Иер. 27:3 ), однако впоследствии радовались поражению Иудеи ( Иез. 25:8–11 ). После возвращения из вавил. плена некоторые иудеи взяли себе в жены моавитянок ( 1Езд. 9:1.2 ; Неем. 13:23 ). С течением времени М. были поглощены арабами.
Пророки по-разному описывали грядущий суд над М., который постигнет их, гл. образом, за гордость и высокомерие ( Ис. 15 – Ис. 16:1 ; Иер. 9:25.26 ; Иер. 25:21 ; Иер. 48:1 ; Ам. 2:1–3 ; Соф. 2:8–11 ). М. были язычниками, главным их божеством был Кемош (в Синод. пер. – Хамос, 3Цар. 11:7 ). (См. надпись на Камне Меши, где помимо Кемоша, упоминается Аштар-Кемош – вероятно, верховная богиня.) Почитаемым у М. божеством был также Ваал-Фегор ( Числ. 25:1–3 ); по-видимому, считалось, что он обитает на одной из вершин Аваримских гор (⇒ Моав, 2).
Что значит «Аммонитянин и Моавитянин не могут войти в общество Господне»?! А Рут?
Шалом. Уважаемый Рав, объясните, пожалуйста, что значит «Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Гос. вовеки»?! И как это согласуется с тем, что прабабушка Царя Давида была Моавитянка? А как знать, может я тоже моавитянин?
Отвечает рав Яков Шуб
Большое спасибо за Ваш вопрос. В Торе (Дварим 23:4,5) сказано: «Не войдет амони и моави в общество Господне; также их десятое поколение не войдет в общество Господне вовеки. За то, что не встретили вас хлебом и водой на пути при вашем исходе из Мицраима, и за то, что нанял против тебя Билама, сына Беора, из Птора Арам-Наараима, чтобы проклясть тебя».
Напомним, что амонитяне и моавитяне это народы — потомки дочерей Лота, которые после разрушения Сдома напоили своего отца допьяна и зачали от него (см. Берешит 19:31-38).
Мишна в трактате Йевамот (76 б) сообщает, что браки с амонитянами и моавитянами запрещены навсегда. Имеется в виду, что они, как и выходцы из любого другого народа, могут пройти гиюр и стать евреями, однако еврейкам выходить замуж за этих геров запрещено. То, что они не могут войти в общество Господне, означает именно это.
Талмуд (Йевамот 76 б) открывает нам, что согласно устной традиции, полученной от Моше Рабейну и переданной дальше пророком Шмуэлем, запрет распространяется только на амонитян и моавитян — мужчин, но не на женщин. Поэтому амонитянка или моавитянка, которая прошла гиюр, может сразу выходить замуж за еврея. Именно поэтому Боазу было разрешено жениться на Рут, которая была моавитянкой, прошедшей гиюр. И так установлен закон в Шулхан Арухе (Эвен а-Эзер 4:2).
Еще два народа, на которые наложены определенные ограничения, это египтяне (мицрим) и эдомитяне. Точнее, ограничения наложены на браки с герами — выходцами из этих народов. Об этом сказано в Торе (Дварим 23:8,9): «Не гнушайся эдоми, ибо он брат твой; не гнушайся мицри, ибо пришельцем был ты на его земле. Дети, которые родятся у них, третье поколение их, может войти в общество Господне».
Однако здесь закон отличается от закона об амонитянах и моавитянах: не только геры — бывшие египтяне и эдомитяне — не могут жениться на еврейках, но и женщины — гийорот — не могут выходить за евреев. С другой стороны, запрет этот действует только три поколения. Т.е. после того, как египтянин или эдомитянин прошел гиюр, еврейкам нельзя выходить замуж за него, за его сына, но разрешено выходить замуж за его внука (Шулхан Арух, Эвен а-Эзер 4:3). Понятно, что, например, египтянин и египтянка, которые прошли гиюр, могут заключить брак друг с другом.
Однако эти законы не имеют практического применения сегодня, поскольку, как сообщает Талмуд (Брахот 28а), после того, как Ассирийский царь Санхерив переселил и перемешал все народы, мы не знаем точно, кто к какому народу относится. Соответственно, мы следуем правилу, что любой человек, который решает пройти гиюр, относится к большинству, а поскольку амонитяне, моавитяне, египтяне и эдомитяне составляют меньшинство среди всех народов земли, у нас нет оснований опасаться, что человек принадлежит к одному из этих народов. Поэтому, пройдя гиюр, он сразу может жениться на еврейке (Рамбам, Исурэй биа 12:25).
Однако Рош спорит с Рамбамом о египтянах, он считает, что египтяне после сорокалетнего изгнания вернулись в свою землю. По его мнению, и сегодня за египтянина, который прошел гиюр, нельзя выходить замуж до третьего поколения. Шулхан Арух (Эвен а-Эзер 4:10), говоря о египтянах, приводит оба мнения и оставляет вопрос открытым.
Соответственно нет оснований полагать, что Вы потомок моавитянина. Что касается еврейства, то оно передается по материнской линии, читайте об этом на нашем сайте.
Кто такие моавитяне в настоящее время
Моав (מוֹאָב) — так назывался древний народ и царство на восточном побережье Мертвого моря. Сейчас эти земли находятся на территории Иордании. Моавитяене — народ Моав — как и народ Амон, произошли от сыновей Лота. В Торе описан эпизод, как царь Моава — Балак — нанял колдуна Билама, чтобы тот проклял еврейский народ. По еврейскому закону, моавитяне-мужчины не имеют права принять гиюр. Моавитянка же может стать еврейкой, как это сделала Рут, прабабушка царя Давида. Вс-вышний обрушил на Моав свой гнев за многие его грехи, и отдал его на разрушение кочевникам, «сынам востока».
Оглавление
Амон и Моав [↑]
Происхождение Моава указывается в книге Берешит (19:30-38), где описывается, как после разрушения Сдома Лот позволил дочерям напоить себя, после чего они вступили с ним в интимные отношения. Раши комментирует 33 стих так: «и напоили…. В пещере для них нашлось вино, чтобы на свет произвести от них две нации». Именно от этой связи родились потомки Лота — Моав и Бен-Ами, ставшие родоначальниками народов — Моава и Амона.
Несмотря на то, что Амон и Моав часто упоминаются вместе, у каждого из них своя судьба. Раши объясняет, что более нескромная старшая дочь назвала своего сына Моав, и этим «открыто заявила, что это (сын) от ее отца (אבמ). А младшая назвала (сына) именем невызывающим» — Бен-Ами», и впоследствии Вс-вышний позволил евреям теснить Моав, но запретил чем-либо задевать сынов Амона.
Есть известный Мидраш, где Вс-вышний предлагает разным народам Тору, а они отказываются. Когда Вс-вышний пришел к народам Амона и Моава и спросил их: «Готовы ли вы принять Тору?» Те спросили: «Что в ней сказано?» Всевышний ответил: «Не прелюбодействуй». Амон и Моав ответили: «Властелин мира! Самое наше существование имеет своим источником прелюбодеяние, как сказано: “И зачали обе дочери Лота от отца своего” (Берешит, 19, 36). Поэтому мы не можем принять Тору».
Моав: народ и царство [↑]
Моавитяне стали кочевым племенем, со временем образовавшим свое государство с границами от ручья Хешбон на севере до реки Зеред на юге и от берега Мертвого моря на западе до Сиро-Аравийской пустыни на востоке. В книге Бемидбар (35:1) указывается, что степи Моава находились «у Йардена, (против) Йерехо».
Уже в дни первого царя Моава на его территорию вторглись племена эмореев под предводительством Сихона, завоевавшие всю северную часть Моава до реки Арнон (Бамидбар 21:26—29), лишив его плодородных земель и больших городов, и основали там два царства.
Моав пересекали два пути, по которым шли караваны и велась международная торговля: западная — так называемая «царская дорога» и восточная (более удобная), пересекавшая пустыню.
Моав был густо заселен, его города обнесены крепостными стенами. Моавитяне были язычниками, поклоняясь, как и многие соседи евреев в то время, Баал-Пеору, но был у них и свой собственный идол, по имени которого Тора в некоторых местах (например, Бемидбар 21:29) называет моавитян — «Народ Кмоша». Столицей Моава служил город Кир-Моав (Кир-Харесет, Кир-Херес), но в периоды, когда границы отодвигались на север, центр переходил в город Дивон.
Моаву не место в еврейском народе? [↑]
Когда еврейский народ под предводительством Моше готовился войти в Землю Израиля, Вс-вышний запретил Моше начинать войну с Моавом, «ибо наследием сынам Лота дал Я Ар» (один из главных городов или районов Моава — Дварим 2:9), и поэтому по дороге к Иордану Моше обошел Моав.
Но наводить на моавитян стpax, представая перед ними вооруженными, — запрета не было. Когда еврейский народ остановился возле границ Моава, «И испугался Моав чрезвычайно из-за народа, ибо велик он, и противно стало Моаву из-за сынов Израиля, и сказал Моав… теперь обглодает эта община все вокруг нас, как бык обгладывает зелень полевую» (Бемидбар 22:3). Моавитяне были уверены, что их жизням угрожает опасность. Но Тора утверждает: они не только не вправе были причинять сынам Израиля зло, но и должны были выйти им навстречу и вынести хлеб и воду.
Встретить путников хлебом и водой, когда они впервые приближаются к границам, тогда было принято даже по отношению к не очень дружественным народам, и единственные, кто пренебрег этим, — это Моав и Амон.
Рамбан пишет: «Мне кажется, что Писание отдалило двух этих братьев — Аммона и Моава — поскольку они получили благо от Авраама, который спас их отца и матерей из плена. В его заслугу Б-г вывел их из Сдома (чтобы они не погибли)».
Но от Лота, который был отцом Моава и Амона, прошло девять поколений. Получается, что Тора требовала от этих народов помнить, что их предок в девятом поколении однажды был спасен таким же далеким предком народа Израиля (Авраамом). И за то, что они не вспомнили добра, сделанного им около четырехсот пятидесяти лет назад, они вечно будут лишены права присоединиться к еврейскому народу!
Дело тут в том, что именно еврей по природе своей не может быть неблагодарным. От других народов этого не требуется. За эту неблагодарность моавитяне ничем не были наказаны — им лишь было отказано в возможности пройти гиюр.
По-настоящему Моав проявил себя позже, когда Балак, царь Моава, нанял колдуна Билама, чтобы проклясть еврейский народ. Хотя у Билама ничего не вышло, он дал Балаку совет склонить народ Израиля к разврату и идолопоклонству. «И жил Израиль в Шитим, и стал народ распутничать с дочерьми Моава. И звали те народ на жертвенные трапезы своим божествам, и ел народ, и поклонялись они божествам их. И прилепился Израиль к Бааль-Пеору» (25:1-3).
Если у предка Моава — Лота — еще сохранялось гостеприимство, «правильная» мягкость, но уже начали проявляться и ее извращенные формы, то у моавитян эта природная мягкость уже приняла извращенные формы и выразилась том, что они стали склонять еврейский народ к прелюбодеянию. А этому в еврейском народе не место.
Конец был печальным: “…и возгорелся гнев Г-спода на Израиль…” (25:3). Б-г наслал на евреев эпидемию, от которой умерли двадцать четыре тысячи человек.
Моавитяне и моавитянки [↑]
Об Амоне и Моаве сказано, что не только сами они не имеют права породниться с евреями, но “также их десятое поколение не войдет в общество Г-сподне вовеки” (Дварим, 23:4-5). Согласно Устной Торе, этот запрет, однако, распространялся только на моавитян, но не на женщин-моавитянок.
Моавитянка Рут (Руфь) была дочерью моавитянского царя Эглона, захватившего город Иерихо. Сам же Эглон был внуком Балака. В ТаНаХе рассказывается, что Рут, оставшись вдовой, решила вместе со свекровью Наоми переселиться в Землю Израиля. Рут приняла иудаизм и присоединилась к еврейскому народу (см. Гиюр). Здесь она вышла замуж за Боаза из колена Йеуды. От Рут-моавитянки произошел царь Давид и в будущем произойдет Машиах.
Моав в книгах пророков [↑]
Первое столкновение евреев и моавитян произошло в период Судей, когда царь Моава Эглон захватил территории колена Биньямина. Через 18 лет Израиль отвоевал свои земли, Эглон был убит, а с ним и 10 000 моавитян (Шофтим 3:12—30).
Позже Царь Давид завоевал Моав и обратил его в вассальное царство, платящее дань (II Шмуэль 8:2). После раскола Израильского Царства Моав вернул себе независимость и даже расширил свои владения на севере.
Израильский царь Омри вторично покорил Моав. При его сыне Ахаве царь Моава Меша укрепил свое царство, а после смерти Ахава освободился от власти Израиля и вновь овладел бывшей моавитской (II Мелахим 3:4—27).
Незадолго до падения Израильского царства Моав попал под власть Ассирии и в этот период достиг своего расцвета, расширив свои границы за счет областей, заселенных израильтянами. Ассирия защищала его от кочующих арабов, а караванная торговля его обогащала. После падения Ассирии Моав стал союзником Вавилонии в ее походах на Иудею: “И посылал на него Г-сподь полчища Касдим, и полчища Арамейцев, и полчища Моавитян, и полчища сынов Аммоновых, — посылал их на Йеуду, чтобы погубить его, по слову Г-спода” (II Мелахим 24:2).
В какой-то исторический момент за Моавом числилось столько грехов, что Вс-вышний уже не сдерживал своего гнева: “Так сказал Г-сподь: за три преступления Моава [Я промолчал бы], но за четвертое не отвращу Я [гнева] от него; за то, что пережег он в известь кости царя Эдомейского.” (Амос, 2:1). Четвертым преступлением здесь указывается, как видим, кремация, которая является страшным грехом не только для евреев.
О гибели Моава читаем у пророка Йехезкеля, что Вс-вышний “отдает сынам востока”, то есть кочевым племенам, Моав на разграбление и опустошение: “И в Моаве совершу казни, и узнают, что Я — Г-сподь” (25:11). Здесь указывается одна из причин истребления Моава (25:8-9): “Так сказал Г-сподь Б-г: за то, что говорят Моав и Сэйир: “Вот, подобен всем народам дом Йеуды!””.
Пророк Йешаяу говорит о грехах Моава (16:6): “Известна нам гордость Моава, тщеславие его чрезмерное, надменность его, и высокомерие, и гнев его — лживы слова его!”
Пророк Цфанья (2:9) уподобляет Моав Сдому, который будет полностью уничтожен за их высокомерие.
Целая 48 глава (47 строк) книги Пророка Ирмияу посвящена Моаву: его опустошению, осрамлению и разрушению. Пророк вещает, что “Близится гибель Моава и скоро наступит бедствие его” и призывает оплакивать Моав. За что такое наказание? — “за то, что возгордился пред Г-сподом”. “Разбил Я Моав, как ненужный сосуд, — сказал Г-сподь”.
Сейчас ни такого народа, ни такой страны не существует: моавитяне, видимо, смешались с другими народностями Заиорданья. Историческая территория Моава в римскую эпоху была поделена между провинциями Аравия и Палестина, а в более поздние времена стала частью Иордании.
“Но в конце дней возвращу Я плененных Моавитян, — сказал Г-сподь”, написано у Пророка Ирмияу. Объясняет Радак, что здесь идет речь об Эре Машиаха, когда каждый народ будет проживать в своей стране под правлением Израиля, и свойства Моава тогда проявятся среди тех народов, что были рассеяны.
Машиах и геула
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Избранные комментарии на главу Балак
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Мидраш рассказывает. Недельная глава Дварим
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Пересказ Мидрашей на недельную главу Торы.
Как звали мать царя Давида?
Рав Овадья Климовский
Где упоминается о происхождении царя Давида?
Что значит «Аммонитянин и Моавитянин не могут войти в общество Господне»?! А Рут?
А, может, я тоже моавитянин?
Ивцан — Боаз
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Почему, когда пришёл пророк, отец Давида даже не позвал его?
Рав Овадья Климовский
Почему отец и братья царя Давида не стали ему верными помощниками?
Почему праведник Лот предлагал своих дочерей на поругание толпе развратников?
Разве так ортодоксальные евреи понимают предназначение женщины и ее роль в семье?
Недельная глава Балак
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Моавские горы
Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 51-55
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Забытые царства Иордании: аммонитяне, моавитяне и идумеи
Реальность многих библейских событий горячо обсуждается среди археологов. Мы знакомы со многими прениями по поводу Израиля, но как насчет соседней Иордании? Библия говорит, что там было несколько царей, которые выступали против Израиля. Можно ли верить Библии?
Несколько народов со странными названиями снова и снова появляются в Писании. Для большинства из нас это просто наименования на странице, но для древних евреев они когда-то были страшными соседями, которых боялись или которым подчинялись. Среди них были аммонитяне, моавитяне и идумеи. Кто они? Откуда они произошли? Что с ними случилось?
Поскольку от этих народов, которые жили 2000-3000 лет назад, осталось не так много артефактов, многие археологи склонны считать их плодом воображения евреев или известных кочевников. Но эти народы занимают существенное место в Писании. Божьи суды над ними часто были свирепыми. Малахия, например, пророчествовал об Эдоме (Едоме):
«А Исава возненавидел и предал горы его опустошению, и владения его — шакалам пустыни» (Малахия 1:3)
Так кто же прав в этой ситуации? Судья всей земли или скептически настроенные археологи?
Все, что вам нужно сделать, это посетить современную Иорданию 1 и все выяснить. Пройдите через широкоизвестные песчаные пустыни Петры, ставшими знаменитыми благодаря блокбастеру «Индиана Джонс и последний Крестовый поход». Когда вы слышите, как эхо ваших шагов отражается в пустых комнатах Петры и гробницах, вырезанных прямо в утесах, безмолвие напоминает вам, чье слово истинно. Этот регион когда-то принадлежал народам, которых больше нет.
Древняя Иордания в Библейские времена
Библия описывает три древние народа на восточной границе Израиля. Но поскольку у археологов очень мало информации, они уже давно скептически относятся к библейским рассказам. Новые свидетельства подтверждают то, что Бог рассказал всем — соседями Израиля были огромные царства, с которыми нужно считаться.
Петра является самым известным археологическим памятником в Иордании, но эта страна также полна других мест, которые имеют большое библейское значение. Большинство христиан не подозревают, что здесь произошло несколько крупных событий как Ветхого, так и Нового Заветов. 2 Иордания настолько привязана к истории Библии, что ее само название происходит от библейской реки.
Иорданская граница сегодня находится всего в 32 км от Иерусалима. Начиная с Бытия 14:2, мы узнаем о соседях Авраама в «городах равнины», которые почти наверняка находились в Иордании.
В Числах мы читаем о последних километрах странствующих израильтян в пустыне, прежде чем они чудесным образом пересекли Иорданскую реку и вошли в Землю обетованную. Этот последний переход произошел в Иордании, и Моисей умер здесь на горе Нево.
В Новом Завете Иоанн Креститель, скорее всего, крестил Христа на восточном берегу реки Иордан. Историк Иосиф Флавий говорит, что Иоанн был обезглавлен в Мачаре, крепости Ирода в Иордании возле Мертвого моря. Христос и, возможно, апостол Павел путешествовали по этому региону на пути из Иерусалима в Галилею.
В центре внимания этой статьи, однако, являются три древних народа, которые жили в Иордании во времена Ветхого Завета. Интересно, что все три упоминаются в одном стихе — 1 Царств 14:47. С севера на юг жили аммонитяне, моавитяне и идумеи.
Об их истории очень мало данных, за исключением Библии. Таким образом, многие археологи, придерживающиеся скептического взгляда на историю Библии, принимают минималистский взгляд. Они склонны сомневаться в том, что говорится в Библии об аммонитянах, моавитянах и эдомитянах, если они не могут найти независимого подтверждения.
И все же Библию можно по праву назвать книгой истории, поскольку она представляет историю взаимодействия Бога с Его людьми, а также Его искупительное послание, провозглашенное всем людям — от Бытия до Откровения. Благодаря науке археологии, мы можем видеть, что эти три группы людей, расположенные в месте, которое сегодня известно как Иордания, были правильно описаны в Библии.
Открытия за последние 150 лет заставили археологов признать, что аммонитяне, моавитяне и идумеи действительно существовали. Некоторые исследователи все еще скептически относятся к записанным в Ветхом Завете деталям. Но каждая новая находка, если его правильно интерпретировать, всегда доказывает истину Божьего Слова.
Аммонитяне
Статуя царя аммонитов Ера Азар (VIII век до н. э.) была обнаружена в Цитадели Аммана в 2010 году.
На дальнем севере Иордании жили аммонитяне. Упомянутые в нескольких местах в Библии, аммонитяне были потомками Лота, племянника Авраама (Бытие 19:38). Название современной столицы Иордании, Амман, намекает на историчность аммонитян. Современный город находится на месте древнего Раббат-Аммона, единственного города Аммонитян, упомянутого в Писании (и предположительно его столице, см. Второзаконие 3:11).
Как один из соседних городов-государств вблизи Израиля, аммонитяне часто сражались с евреями (Судей 11:33, 2 Царств 12: 29-31, 2 Паралипоменон 27:5). Именно в Раббат-Аммоне Урия Хеттеянин погиб по приказу Давида, который пытался скрыть свое прелюбодеяние (2 Царств 11). Аммонитская надпись, датируемая IX веком до н. э. (сразу после израильских царей Давида и Соломона), кажется, изображает посвящение царя-аммонитянина.
Дополнительные свидетельства из археологии и древние тексты ясно показывают, что до Христа жила группа, называемая аммонитянами. Археологические раскопки в Цитадели в Аммане — месте древнего кургана города Раббат-Амман — обнаружили останки аммонитского дворца, в том числе оборонительные стены.
Моавитяне
Моавитяне, расположенные посреди Иордании, также были потомками Лота (Бытие 19:37). Они жили на восточной стороне Мертвого моря, напротив Израиля. Моавитяне упоминаются в Бытие 19:37 и Второзаконие 2:9. Валак, моавитский царь, в Числах 22-24 призвал Валаама проклясть Израиль. Кроме того, в книге Руфь есть запись о моавитянке Руфи, которая включена в родословную Христа (Матфея 1:5).
Вне Библии, можем ли мы быть уверены, что действительно существовала группа древних людей, называемых моавитянами?
В 1868 году был обнаружен моавитский камень времен царей Ветхого Завета. Памятник, созданный моавитским царем Мешей (который восстал против Иудеи в 2 Царств 3:4-27), также упоминает «Омри, царя Израиля». На этом камне есть многие другие имена Ветхого Завета, а также Чемош, имя бога моавитян (Числа 21:29).
Идумеи (эдомитяне)
К югу от аммонитян и моавитян жили идумеи, потомки Исава, брата Иакова (Бытие 36).
Хотя больше нет никаких серьезных споров относительно того, существовали ли описанные в Библии идумеи, большинство скептиков отклонило утверждение в 1 Паралипоменон 1:43, что были цари, «царствовавшие в земле Едома, прежде нежели воцарился царь над сынами Израилевыми». Но недавние открытия в Хирбет-ен-Нахасе в Иордании показали обратное.
В древнем Едоме недавно были обнаружены груды отходов, называемые медный шлак, что указывает на крупномасштабные операции по добыче, которыми управляли цари.
Археологи в Хирбет-ен-Нахасе обнаружили крупное производство по выплавке меди, датируемое X веком до н.э. 3 Эти временные рамки поддерживаются обнаружением осколков глиняных изделий и египетских артефактов. Египет имел торговые отношения с Соломоном, когда тот правил народом, и Египет правил в этой местности вскоре после смерти Соломона в X веке до н.э. 4
С обнаружением тысяч тонн шлака (побочного продукта плавки руды) стало ясно, что это было частью крупномасштабного производства по добыче меди. 5 Простое племенное общество не могло достичь такого уровня. Едом, несомненно, представлял собой нацию (или часть другого царства). Такие убедительные доказательства противоречат скептикам.
Слово «Едом» означает «красный» на иврите. Первоначально оно касалось Исава (Бытие 25:30), но также это слово может быть связано со знаменитым красным песчаником региона. Мы не знаем точно, что случилось с идумеями. Известно лишь, что пророк Малахия предрек их падение. И мы все еще можем видеть каменные здания набатеев, которые в конечном итоге заняли этот регион, включая пустынную, но все же великолепную столицу в Петре.
Посещение Иордании обогатит понимание христианами Библии и ее истории. Используя Библию в качестве дорожной карты, начиная с Бытия, верующие увидят, что в Иордании произошло много значительных библейских событий. Посещение Иордании поможет возродить в воображении историю Ветхого Завета, которая, как мы знаем, является истиной.