Кто такие мордва эрзя

Эрзяне — кто он, непокорный народ Мордовии?

Представители народа эрзя, или эрзяне, как называют себя они сами, принадлежат к одной из ветвей мордвы. Их история представляет собой богатый калейдоскоп событий, но знают её немногие. Возможно, именно потому, что основное внимание уделялось мордовской народности, которую эрзянские исследователи называют “несуществующей”. Почему?

Дело в том, что понятие “мордва” появилось не слишком давно, а вот эрзя и мокша (о них будет рассказано в отдельной статье), составляющие две группы этого этноса, являются древнейшими племенами Мордовии. Они значительно отличаются друг от друга. Эрзян называют вечными борцами за свободу и свои права, что и демонстрирует их история. Когда же появились эрзяне? Как создавали они свои племена и культуру?

Что значит название эрзя?

У эрзян, одной из групп мордовского народа, весьма интересное название. Оно принадлежит к древним этнонимам и, как считает подавляющее большинство учёных, происходит от “эрсемс”, эрзянского глагола. Если использовать русскую интерпретацию перевода, получим — “жить”, “живущий”. Вероятно, эрзя отмечали, что они те, кто живёт издавна на исконных землях (а это восточные регионы Мордовии).

Впрочем, о происхождении названия есть и иные версии. Существует предположение о том, что слово восходит к древнеиранскому “аршан”, а именно — “человек”. От себя хочу отметить, что многие древние народы в своём самоназвании использовали именно такое определение, указывая, что они — люди этих территорий.

Кроме того, в подтверждение теории говорит и язык эрзян, в котором имеется значительный процент иранских заимствований. Существует и ряд старинных обычаев, которые явно перекликаются с зороастрийскими верованиями иранских племён (например, почитание собаки и похоронные ритуалы).

Кто такие мордва эрзя. Смотреть фото Кто такие мордва эрзя. Смотреть картинку Кто такие мордва эрзя. Картинка про Кто такие мордва эрзя. Фото Кто такие мордва эрзяАвтор А. О. Вяйсянен
Эрзянская женщина в «сороке» (женский головной убор).
Шентала, Бугульминский район, Россия, 1914 год

Первые упоминания об эрзя относятся к XIV веку и встречаются в записях иранского учёного Рашида ад-Дина. Он рассказывал об “арджанах”, населявших земли современной Мордовии.

Позднее ногайский правитель Юсуф в своей грамоте, отправленной в Москву, говорит о народе “рзань”, под которым подразумевает эрзя. Как вы могли заметить, впоследствии это название стало основой для появления именования одного из крупных русских городов — Рязани.

Версии происхождения эрзян

Как уже было сказано, эрзя и мокша являются двумя составляющими мордвы, однако их различия до сих пор вызывают массу вопросов у историков. Именно этот аспект и стал причиной споров вокруг происхождения эрзян. Существует несколько гипотез относительно этого, и вот несколько из них:

Интересные данные были представлены исследователями в ходе изучения генетического набора каждой народности. Несмотря на внешние общие черты, значительная часть генов у эрзя и мокши различается. И если мокшане приходятся родственным народом лишь племенам Средней Волги, то у эрзян более широкий спектр родства. Генетически они близки белорусам, полякам, словакам, русских из южных и центральных регионов страны.

Кто такие мордва эрзя. Смотреть фото Кто такие мордва эрзя. Смотреть картинку Кто такие мордва эрзя. Картинка про Кто такие мордва эрзя. Фото Кто такие мордва эрзяАнвар Камилевич Сайфутдинов «Девушка в мордовском костюме»

Вечная борьба народа

Эрзя стали одним из самых свободолюбивых народов России, они вынуждены были постоянно отстаивать свою независимость. В Средние века эрзянские общины дают отпор хазарам, печенегам, происходит ряд столкновений с половцами. Когда к их землям начинают переселяться славяне, эрзя отступают к Арзамасу, двигаясь в восточном направлении и сужая свои владения.

В 1237 году соседи эрзян, мокша, признали власть Золотой Орды. Но сами эрзя не собирались подчиняться монголам. Они отступали в северные леса, скрывались от преследования, оказывали сопротивление монголо-татарским завоевателям. После распада Орды земли эрзян перешли к Нижегородско-Суздальскому великому княжеству.

Это способствовало распространению христианства на эрзянских территориях. Но и здесь свободолюбивые эрзя не спешили уступать новой власти. Немалая их часть отправилась дальше на восток, не собираясь принимать христианскую веру. В XVII веке эрзяне уже занимали значительную часть Заволжья и Южного Приуралья.

Кто такие мордва эрзя. Смотреть фото Кто такие мордва эрзя. Смотреть картинку Кто такие мордва эрзя. Картинка про Кто такие мордва эрзя. Фото Кто такие мордва эрзяПавел Алешин «Инязор Пургас — национальный герой эрзян»

Хранители наследия предков

Постоянные столкновения с ногайцами и калмыками превратили народ в серьёзную военную силу. В дальнейшем продвижению эрзя способствовало создание линии крепостей, благодаря чему племена оказались на Урале. Хочу отметить, что немало эрзянских поселений Урала появились уже после появления в этих местах русских.

Немецкий учёный-энциклопедист Пётр Симон Паллас в XIX столетии отмечал в своих работах о двух мордовских народностях:

“Они и сами себя отличают от оных, и присваивают себе особливое имя Мокша, в множественном числе Мокшадь… напротив того, происшедших от другого колена называют они Ерзад или Ердзат; и они сами себя также именуют…”.

Эрзяне — не только создатели богатейшего культурного наследия. Их сопротивление насаждению чужих верований и традиций помогло сформировать особый колорит Волжско-Вятского района и Поволжья, что значительно отличаются от других областей России.

Кто такие мордва эрзя. Смотреть фото Кто такие мордва эрзя. Смотреть картинку Кто такие мордва эрзя. Картинка про Кто такие мордва эрзя. Фото Кто такие мордва эрзяЭрзяне танцуют в хороводе на Троицу
Село Пазелки Городищенского уезда Пензенской губернии
Фото Н. И. Спыгиной.

Также не стоит забывать, что многие эрзя повлияли на ход истории России, сыграв важнейшую роль в становлении государства, став личностями, о которых никогда не перестанут говорить.

Эрзя — народ, среди представителей которого множество известных исторических личностей. Патриарх Никон, Степан Разин, Владимир Ленин, Фёдор Шаляпин, Максим Горький, Лидия Русланова — это далеко не полный список великих эрзян. Ими и своей богатейшей историей гордятся потомки этого поистине необыкновенного народа гордых и свободолюбивых людей.

Источник

Эрзя — культ деревьев и пояс стыдливости

Эрзя — один из этносов мордовского народа, сложившийся в середине первого тысячелетия нашей эры. Считается, что Нижний Новгород основан на месте древнего эрзянского поселения, а название Рязани произошло от искаженного эрзянского слова «эриця», означающего «житель». В традиционных верованиях народа сплелись как языческие, так и христианские традиции, почитание духов предков и священных деревьев. Древний пантеон изобилует богами женского пола. Считается, что раньше в среде эрзя существовал матриархат, впоследствии сменившийся «поясом стыдливости» и плачами невесты перед вступлением в брак.

Название

По одной из версий, этноним «эрзя» произошел от древнеиранского слова «аршан», что значит «человек». Имеются лексические заимствования из иранского и в языке. Возможные иранские корни народа прослеживаются в ряде обрядов и верований, сходных с зороастрийскими традициями. Общим выступает почитание собаки, считавшейся благим животным, избрание на роль временных жрецов, исполняющих религиозные обряды, почитаемых старцев из числа односельчан.

Кто такие мордва эрзя. Смотреть фото Кто такие мордва эрзя. Смотреть картинку Кто такие мордва эрзя. Картинка про Кто такие мордва эрзя. Фото Кто такие мордва эрзя

Схожие мотивы встречаются в похоронных обрядах. Обмывать тело покойного у эрзя могли лишь пожилые люди, в зороастрийской вере — особые «служители смерти». Причина заключалась в боязни «заразиться» от покойника смертью. По той же причине сжигали оставшиеся от гроба щепы, посуду для обмывания, предметы одежды усопшего. Огонь — главная сакральная стихия зороастрийцев — играл очищающую роль и у эрзян. Помимо сжигания предметов, костер разводили во время поминок, чтобы защититься от мира мертвых.

Первые достоверные упоминания о народности относятся к XIV столетию: иранский ученый Рашид ад-Дин писал об «арджанах», под которыми подразумевал народ эрзя. В 1549 году ногайский князь Юсуф в отправленной в Москву грамоте писал о народе «рзянь». Термин возник от искаженного эрзянского слова «эриця», означающего «житель», впоследствии подарив название городу Рязань.

Где живут, численность

В древности земли эрзян простирались от современных территорий Рязани до Васильсурска, расположенного на границе Нижегородской области и Марий Эл. Под давлением надвигающихся славянских племен народ был вынужден отступать на восток, уходя в сторону нынешнего города Арзамаса. В XIII столетии, в отличие от покорившихся Золотой Орде мокшан, эрзя отступили на север, укрывшись в густых лесах.

Столетие спустя земли народа попали под влияние Нижегородско-Суздальского великого княжества, что заставило часть этноса вновь покинуть освоенные территории. К XVII столетию крупные эрзянские диаспоры существовали на Урале, в Южном Приуралье и Заволжье. Большая часть представителей народа, сформировавшая впоследствии дошедшую до нас самобытную культуру, осталась в историческом регионе проживания.

В зоны современного расселения эрзян входят:

Значительное число представителей народности живет за пределами Мордовии:

По информации переписи 2010 года, численность эрзян составляет 57 008 человек. Сложность точного отражения данных о численности усложняется тем, что многие представители этноса указывают национальность «мордва». Перепись 2010 года показала численность мордвы в 744 237 человек, из них к народу мокша себя отнесли лишь 4767 человек.

Эрзянский язык относится к числу финно-угорских, мордовской подгруппе. Выступает одним из трех официальных языков Мордовии, основным для использования в печати и СМИ. Представители народности в большинстве двуязычные: владеют русским и национальным языками. Точных данных о количестве носителей нет, по информации справочника языков, эрзянским владеют 36 700 человек в России и 119 330 человек в мире.

Языки эрзя и мокша похожи, однако нужно упомянуть, что они имеют серьезные лексические и грамматические различия. Поскольку историки не пришли к единому мнению относительно вопроса происхождения мордовских народов, за основную взяли теорию существования в древности единого мордовского языка, впоследствии разделившегося на две родственные группы.

История

Проведенные археологические раскопки и исторические изыскания не позволяют ученым дать однозначного ответа относительно происхождения эрзя. Существует несколько обсуждаемых версий:

Кто такие мордва эрзя. Смотреть фото Кто такие мордва эрзя. Смотреть картинку Кто такие мордва эрзя. Картинка про Кто такие мордва эрзя. Фото Кто такие мордва эрзя

Генетические исследования представителей народностей эрзя и мокша показали удивительные результаты: наряду с общими признаками, значительная часть набора генов различается. Так, мокша имеют родственные связи исключительно с народами, населявшими регион Средней Волги. У эрзя генетическая база более широкая, включающая связи с:

Внешность

Эрзяне глобально относятся к европеоидной расе, беломоро-балтийскому типу, тогда как мокша — к уральской расе, субуральскому подтипу. От мокшан эрзяне отличаются более высоким ростом, европеоидными чертами внешности, преобладанием светлых оттенков волос и глаз.

К другим характерным признакам относят:

Мужчины оставляли волосы средней длины или стриглись коротко. Женщины заплетали волосы в косы. В некоторых селениях до свадьбы полагалось носить одну косу, после — заплетать в две, но прятать их под головными уборами. Часть источников свидетельствует, что у молодых девушек была традиция носить много кос. Существовал обряд плетения двадцати пяти косичек невесте на свадьбу: их оплетали вокруг передней части головы, формируя прическу. После покрывали традиционным высоким головным убором. На концы кос крепили шерстяные нити, украшения, использовали хитроумные и изысканно украшенные накосники, спускавшиеся практически до пола.

Одежда

Традиционный мужской костюм эрзя отличался простотой: просторные штаны и рубаха из домотканой материи. Подпоясывались кушаком, преимущественно красного оттенка. Летом носили халат распашного типа, зимой — выделанные из овчины шубы, в межсезонье — сшитый из сукна чапан. На голову надевали высокие валяные шапки с короткими полями, для работы в поле носили колпаки из холстины, для зимы шили покрытые сукном шапки-ушанки.

Женский традиционный костюм эрзя считался вершиной материальной культуры народа, сочетая в себе изысканные узоры, богатый декоративный комплекс, следование обрядам, а также народному символизму. Базу костюма составляла длинная, почти до пола, рубаха из белого сукна. Шилась она из двух кусков материи, перекинутых пополам: в месте сгиба делали горловину, края сшивали не до конца, оставляя разрезы для удобства ходьбы. Ворота у рубахи не было: его заменял треугольной формы разрез, скреплявшийся фибулой — пряжкой овальной формы из толстой проволоки с булавкой.

Рубаху богато украшали вышивкой, в которой преобладали геометрические орнаменты. Наносились узоры по подолу, рукавам, вороту, переднему шву, продольными полосами по груди и спине. Именно декор делает национальный эрзянский женский костюм уникальным выражением самобытности и богатой культуры народа. Так, обязательным элементом был пулай, или, как его еще называли, «пояс стыдливости» — поясное украшение, повязывающееся на бедра и доходящее до середины бедра или колен. Деталь имела важное значение: указывала на женщин детородного возраста, поэтому носить ее начинали с 13-14 лет и до глубокой старости.

Пояс мог кроиться с вставным валиком или без него, представлял собой треугольный, прямоугольный или трапециевидный кусок ткани с зашитым внутрь войлоком или картоном. Богато украшался вышивкой, монетами, каури, позументом, бусами, к низу прикреплялись шерстяные нитки, полоски ткани, кисти, подвески с бубенцами, раковинами каури, пуговицами, металлическими бляхами. Чем лучше был украшен пояс, тем богаче считалась семья женщины, поэтому вес праздничных вариантов аксессуара доходил до 6-8 килограммов. Не снимали пулай и в повседневной жизни: делали облегченным и, не снимая, выполняли тяжелые хозяйственные, полевые работы.

Интерес представляют головные уборы эрзянок, отличающиеся большим разнообразием:

В XIX столетии распространение получили передники, скроенные с нагрудником или без него. Предмет одежды богато украшали в эрзянском стиле орнаментами и разнообразными подвесками. Не обходился костюм, даже повседневный, без многочисленных нагрудных украшений: нескольких рядов бус, подвесок, нитей бисера.

Религия

Несмотря на христианизацию, прошедшую после установления в регионе влияния Руси, у эрзя долгое время сохранялись различные языческие верования, пережитки которых дошли до наших дней. Народ верил в существование единого бога Инешкипаза — создателя всего сущего. Он существовал в верхнем, небесном мире, управлял жизнью людей, созданных им богов и духов, обитавших в мире среднем. В нижнем, подземном мире, обитали духи предков.

Связь между мирами в материальной среде выражалась в виде дерева, затрагивающего корнями, стволом и кроной все уровни вселенной. Эрзяне бережно относились к природе, почитали деревья и покровительницу природы, мать леса Вирьаву. До сих пор представители пожилого поколения, заходя в лес, здороваются с его хозяйкой, обращаясь с приветствиями к березам. В сельской местности сохранилась традиция перед смертью прийти в лес и попросить у него прощения за все сломанные деревья. Если своим ходом добраться туда не получается — просят родственников донести.

В священных рощах устраивались моления, проводил которые выбираемый из числа старейшин уважаемый человек. После благодарения природы и просьб о благополучии селения совершалось жертвоприношение. В роли священного животного чаще всего выступала корова. Язык и филейную часть — самые лакомые куски туши— бросали в костер: совершали обряд кормления огня. Остальное мясо варили в огромных котлах, после чего ели на месте, разделив со всеми пришедшими. Женщины на моления приносили из дома яичницу — символ плодородия.

Упоминание об эрзянском культе деревьев встречается в стихотворении Варлама Шаламова:

Жить вместе с деревом, как Эрзя,
И сердце видеть в сердцевине.
Из тысяч сучьев, тысяч версий
Найти строенья план единый.

Традиции

Свадебные традиции эрзя представляют сложный комплекс обрядов, распределяющихся по трем циклам:

Наиболее объемным был предсвадебный комплекс, начинавшийся со сватовства. Невесту выбирала сторона жениха, смотря на благосостояние семьи, крепость рода и здоровье предполагаемой супруги. К дому подходящей кандидатуры поздно вечером направляли сватов из числа мужчин со стороны жениха. С собой брали краюху хлеба, где вместо мякиша был мед: ее ставили на воротах дома невесты. После били кнутом в окно, кричали о цели визита и пускались наутек. Родные невесты должны были отправиться в погоню: если догнали, сватовство считалось неудачным, настигли сватов на пороге их дома — вступали в переговоры.

Следующий этап назывался лядмо и заключался в обсуждении размера приданого и деталей будущей свадьбы. Обычно приданое включало комплект одежды, постельное белье и по одной матке каждого животного, имевшегося в родительском доме. Согласие отмечали обрядом чиямо, или, как действо называли у русских народов, окончательным пропоем: шумной вечеринкой, на которой родственники с обеих сторон знакомились друг с другом.

Через некоторое время проводился путома — обряд назначения даты свадьбы, в котором участвовало несколько родственников с обеих сторон. После этого невесте запрещалось посещать гулянья и праздники, без спроса выходить из дома. Означал он и начало плача: оставшееся до свадебного торжества время девушка проводила в слезах и причитаниях по ушедшей молодости, свободе, беззаботности. Горевала, что приходится покидать отчий дом, в песнях-плачах обвиняла родителей, что те ее предали продали в рабство.
Продолжались слезы и во время других предсвадебных обрядов: во время мытья в бане с подружками и заплетания кос, укладывания сундука с приданым. Последний обряд был одним из важнейших в традиции эрзя. Сундук для приданого из липы делал отец жениха, перед перенесением в дом невесты его окуривали хвойными палочками или свечами, посыпали солью. На дно помещали предметы, символизирующие сытую жизнь и богатство: монеты, хлеб, кашу, ложку, чашку. После в сундук начинали укладывать приданое, перечисляя название каждого предмета одежды и его назначение: напоминали невесте о том, что ее ждет в замужней жизни.

Известные эрзя

Одной из самых знаменитых представительниц народа является Наталья Водянова, имеющая эрзянские корни. Супермодель с мировым именем родилась в Нижнем Новгороде и с 16 лет начала покорение модных подиумов. Сегодня Наталья — мать пятерых детей, модель, актриса и филантроп, основатель известного в России общественного фонда помощи детям «Обнаженные сердца».

Эрзянские корни по материнской линии имеет и знаменитая советская певица Лидия Русланова. С двадцатых годов прошлого столетия певица имела необыкновенный успех, выпускала пластинки и гастролировала. Во время Великой Отечественной войны дала порядка 1 200 концертов, выступала перед бойцами Красной Армии у рейхстага в 1945 году. В связи с подозрением участия в заговоре Русланову отправили в лагерь, а песни ее запретили. Несмотря на это, из памяти народа никогда не сотрется легендарная песня «Валенки», которой подарила жизнь Лидия Русланова.

Видео

Источник

Кто же мы? Эрзя, мокша, шокша.

В междуречье рек Оки и Волги (Рав) живет очень древний и красивый народ Эрзя, благородное имя которого происходит от эрзянских слов «эрий», «арий» (житель), «эриця», (живущий, жизнеспособный), «эряза» (быстрый, проворный).
Об эрзянах писали древнегреческие ученые-географы Страбон («Аорсы») и Птолемей («Арсииты»). О народе Arsaja (Ersaja), царь которого «находится в Arsa (Ersa), откуда вывозятся черные соболи, черные лисицы и свинец», сообщал арабский географ и путешественник Ибн-Хаукаль (X в.).

История эрзян уходит в глубокую древность и ее можно проследить по городецкой, поздняковской, волосовской, фатьяновской, верхневолжской и бутовской культурам, а также ямочно-гребенчатой керамике. Географические границы распространения перечисленных культур фактически совпадают, почти в центральной части, а именно недалеко от города Владимир, на левом берегу р. Клязьма обнаружена сунгирьская стоянка, стоянка современного (европеоидного), человека эпохи позднего палеолита.

Исследования находок, в том числе и радиоуглеродный анализ, проводились лабораториями Геологического института РАН, университетов Гроннингена, Оксфорда, Аризоны. Результаты свидетельствуют, что поселение Сунгирь возникло от 20 тыс. до 29 тыс. лет назад. Стоянка существовала или регулярно посещалась людьми на протяжении 2 – 3 тысяч лет.

В 8-13 веках Эрзя с родственными ей по происхождению и языку народами была расселена на Волге по верхнему и среднему её течению, по Оке, Цне, Суре, Мокше, озеру Илмеру (Ильменю), занимала территории, где возникли Ярославское, Владимиро-Суздальское, Рязанское, Московское, Тверское, Нижегородское княжества, Булгарское и Казанское царства. В 8-9 веках значительная часть эрзян проживала в составе Новгородского княжества, в лице Чуди и Мери приняла участие в призвании варягов, в создании Древнерусского государства и русской азбуки, на которой написаны некоторые берестяные грамоты.

Чудь и Меря (Шокша) приняли участие в походе Олега на Киев и таким образом стали в числе других русских народов создателями Киевской Руси. В процессе формирования Древнерусской государственности, а затем Московской Руси Эрзя приняла прямое участие в этногенезе древнерусской народности. Об интегрированности Эрзи в Русь и о её роли в формировании Руси свидетельствует русский былинный эпос: глава русских богатырей Илья Муромец из эрзянского села Карачарово из-под эрзянского города Мурома, Добрыня Никитич из эрзянского города Рязани, Алеша Попович из меряно-эрзянского города Ростова.

С эрзянской реки Сура прибывает в Великий Новгород самый поэтичный персонаж русского эпоса Садко.

Всё это указывает на то, что эрзяне были народом воинственным, героическим, свободолюбивым, ни в чем не уступавшим славянам. Именно эрзяне и другие «робкие» финны, основатели Руси, были и являются самыми надежными и сильными её защитниками, той опорой, на которой она возвышалась и завоёвывала славу великого государства.

Сознательное исключение русской историографией Эрзи, Мери, Муромы, Мещёры и других из русской истории не только является её фальсификацией, но и величайшей исторической ошибкой, ибо заставляют русских мыслить себя не теми, кем они являются.

«Славяне» на рязанских и московских землях – собственно русские мерянского, муромского, мещерского, эрзянского происхождения. Никакие восточные славяне в пределы современной центральной России в масштабах этнического значения не переселялись. Русские здесь не пришельцы, а коренные жители. На эрзянской земле возникло в середине 12 века Московское княжество, собравшее вокруг себя все русские земли. В 1147 г. Москва носила эрзянское имя Москов.

В конце 16-начале 17 века, когда поляки пришли завоевывать Москву и Россию, эрзяне выдвинули из своей среды Козьму Минина и освободили их от интервентов. В 17 веке эрзянин патриарх Никон духовно оздоровил Россию, укрепил её государственность.

В начале 20 века эрзянин (по отцовской линии) Ленин совершил социалистическую революцию и вывел Россию на дорогу прогресса и процветания, на которой она стала самой совершенной цивилизацией на земле, а русский народ – самым великим и сильным народом в мире.

И пока цветут священные рощи эрзян, пока жива наша Эрзянская Вера, мы помним о связи и взаимодействии всех трех времен: прошлого, настоящего и будущего.
Крона дерева – это будущее, наши потомки: дети, внуки, правнуки.
Ствол дерева олицетворяет настоящее время – нас самих.
Корни дерева олицетворяют прошлое время – наших предков, это отец с матерью, дедушки и бабушки, многие поколения всех наших предков, животные, растения, запахи, звуки, стихии, духи и, наконец, Боги.

И всё это находится внутри каждого из нас, в наших генах, в нашем подсознании, в нашей душе. Мы знаем себя такими, какие мы есть, мы не знаем, какими мы можем быть!

Пока верховный Бог эрзян – Инешкипаз, слышит наши молитвы, мы – живущий, жизнеспособный народ эрзя, будем жить. Мы соединим разорванную связь времен, восстановим единство и взаимодействие поколений земле пришли в мир самые выдающиеся персонажи русского этноса: князья Рюрик и Олег, Козьма Минин, Иван Сусанин, Аввакум, Никон, С.Т.Разин, Е.И.Пугачев, А.Суворов, Ф.Ф.Ушаков, А.Н.Радищев, Г.Р.Державин, И.А.Крылов, Н.М.Карамзин, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Буслаев, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Г.В.Плеханов, В.О.Ключевский, А.А.Шахматов, В.И.Ленин, А.Ф.Керенский, А.М.Горький, Ф.И.Шаляпин, С.Д.Эрьзя, Л.А. Русланова, С.А.Есенин, В.И.Чапаев, И.С.Кутяков и мн. др.

Современные эрзяне являются хранителями древних знаний своего народа, и в очередной раз колесо истории может быть раскручено именно эрзянским народом.
И пока цветут священные рощи эрзян, пока жива наша Эрзянская Вера, мы помним о связи и взаимодействии всех трех времен: прошлого, настоящего и будущего.
Крона дерева – это будущее, наши потомки: дети, внуки, правнуки.
Ствол дерева олицетворяет настоящее время – нас самих.
Корни дерева олицетворяют прошлое время – наших предков, это отец с матерью, дедушки и бабушки, многие поколения всех наших предков, животные, растения, запахи, звуки, стихии, духи и, наконец, Боги.

И всё это находится внутри каждого из нас, в наших генах, в нашем подсознании, в нашей душе. Мы знаем себя такими, какие мы есть, мы не знаем, какими мы можем быть!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *