Кто такие мутазилиты в исламе

Исламская энциклопедия

Мутазилиты ( مُعْتَزِلَةٌ ‎‎ араб. — обособившиеся) — представители первого крупного направления в мусульманском учении свободомыслия.

Этимология

По преданию, мутазилиты получили свое название в связи с «обособлением» от кружка аль-Хасана аль-Басри (умер в 728 г.) и его учеников Басила ибн Ата (умер в 748 г.) и Амра ибн Убайда (умер в 762 г.).

История

При халифе аль-Мамуне и двух его преемниках — аль-Мутасиме и аль-Васике (правили в 813-847 гг.), деятельность мутазилитов, как и других мыслителей-рационалистов, поощрялась государством. Однако при аль-Мутаваккиле (правил в 847—861 гг.) они подверглись гонениям. Мутазилиты вновь проявили себя во время правления Бундов (945-1055 гг.), при которых сформировалась мутазилитская школа Абд аль-Джаббара (умер в 1025 г.).

Взгляды

Мутазилиты исповедовали пять принципов:
1) справедливость Аллаха выражается в свободе человеческой воли;
2) строгое единобожие отрицает наличие божественных атрибутов;
3) если Бог дарует покорным рай и отправляет грешников в ад, то, следовательно, ничто и никто не может изменить характер воздаяния за совершенные человеком деяния;
4) мусульманин, совершивший тяжкий грех, находится в «промежуточном состоянии» между верующим и неверующим;
5) мусульманин обязан способствовать всеми средствами торжеству добра и бороться со злом (принцип «повеления достойного одобрения и запрещения достойного порицания»).

Природный мир осмысливался мутазилитами в категориях субстанции и акциденции, соответствующих понятиям тела и его качественно-количественных характеристик. По вопросу о существовании предела делимости тел взгляды мутазилиты разошлись: аль-Алляф и его последователи устанавливали предел деления на «частях, не имеющих частей», «единичных субстанциях», в то время как ан-Наззам и его сторонники учили о делимости тел до бесконечности.

Гносеология мутазилитов характеризуется тезисом о превосходстве знания над верой, отрицанием слепого следования религиозным авторитетам (таклид) и всяких убеждений, принятие которых не предваряется сомнением. Этический рационализм выражается в учении о том, что «прекрасное» (добро) и «безобразное» (зло) суть нечто, устанавливаемое не Аллахом, а человеческим разумом, исходящим из объективных свойств явлений.
Согласно мутазилитам, руководитель мусульман (имам) избирается из мусульманской общины независимо от его социальной и этнической принадлежности и может быть отстранен от власти (при необходимости и силой), если его поступки несправедливы.

Значение

К достижениям мутазилитов относится то, что они подготовили почву для развития на мусульманском Востоке философии, основанной на античном наследии.

Источник

Кто такие мутазилиты?

Кто такие мутазилиты в исламе. Смотреть фото Кто такие мутазилиты в исламе. Смотреть картинку Кто такие мутазилиты в исламе. Картинка про Кто такие мутазилиты в исламе. Фото Кто такие мутазилиты в исламе

Мугтазилиты (المعتزلة‎‎ – обособившиеся, отделившиеся) – последователи религиозно-философского течения, берущего свое начало от учеников величайшего ученого Ислама Хасана аль-Басри Васила ибн Ата и Амра ибн Убайда.

Имам Хасан аль-Басри проводил урок в мечети, когда к нему обратился один из слушателей с вопросом относительно мнений, бытовавших среди мусульман того времени. Был задан вопрос, касающийся положения мусульманина, совершившего большой грех. Слушатель привел мнения одной группы сектантов, считающих грешника неверующим и другой, считающей совершение греха мусульманина безвредным для его имана.

Хасан аль-Басри не успел ответить на вопрос, поскольку один из учеников имама высказал свое предположение, заявив, что такой мусульманин не является однозначно неверующим (кафир), но и не может обладать совершенной верой (мумин) и находится в срединном положении (аль-манзиля бейна манзилятейн). Высказав свое предположение, Василь ибн Ата удалился в угол мечети объяснять всем заинтересованным свои идеи. Реакцией имама были слова «И’тазала Василь ’анна» («Отделился от нас Василь»). Это замечание имама Хасана и дало название группировке, хотя сами себя они называли «люди единобожия и справедливости» («ахль ат-таухид уа адл»). Под словом «единобожие» мугтазилиты понимают отрицание божественных атрибутов Аллаха, которые не могли существовать извечно наряду с Аллахом, являющиеся сотворенными и, следовательно, бренными и преходящими. Под словом «справедливость» они понимают, что Аллах обязан воздать грешникам и праведникам за их дела, поскольку Он обещал и первым и вторым вечное воздаяние.

Идеи мугтазилитов были отвергнуты большинством мусульман и религиозными лидерами, что вылилось в преследования мугтазилитов за их взгляды, однако так было не всегда. Преследовать мугтазилитов начали со времени их появления, но причиной не всегда являлись их религиозные взгляды. Особую актуальность религиозное преследование получило после того, как мугтазилиты поддержали восстание Зейда ибн Али, а также после их участия в дворцовом перевороте, в результате которого к власти пришел халиф Язид III. Спустя почти 10 лет власть в мусульманском государстве переходит в Аббасидам и только во время правления халифа аль-Мамуна (813-831 г. н.э.) мугтазилиты были признаны религиозно-философской школой и наряду с другими мусульманскими мыслителями-рационалистами получили высокие должности и денежные пособия. С приходом к власти в 847 году халифа аль-Мутаваккиля преследования мугтазилитов снова возобновились.

Известно, что во время своего государственного признания и возвышения мугтазилиты призывали выдающихся ученых того времени признать правоту их суждений, а особо сопротивляющихся подвергали пыткам и даже убивали. Одним из таких ученых был имам Ахмад бин Ханбал, который отказался разделить ересь мугтазилитов. Имам Ахмад проявил стойкость и последовательность в спорах с мугтазилитами за что был жестоко выпорот плетью и брошен в тюрьму.

Идеология мугтазилитов заключалась в следующих пяти аспектах:

Несомненно, заблуждения мугтазлитов выводят их из числа последователей Сунны (ахль ас-Сунна) не позволяют рассматривать их идеологию как правоверие, но именно их деятельность привела к появлению в Исламе науки Калам. Калам возник и развивался в ходе религиозных дискуссий и диспутов. Именно появлению науки Калам обязаны мусульмане четко сформированным суннитским представлениям о предопределении и свободе воли, о божественных атрибутах и их соотношении с сущностью Аллаха и т.д.

У истоков науки Калам стояли два самых ярких ученых, оставивших современному мусульманскому миру завершенную и четко обозначенную науку вероубеждения (акыйда), доказательства которой появились в ходе философско-рационалистических попыток осмысления тех или иных догматов мусульманской веры. Этими учеными были Абу Хасан альАшгари и Абу Мансур аль-Матуриди. Мнению этих ученых в наше время следует абсолютное большинство мусульман всего мира, и именно их учение укоренилось в традициях многих мусульманских народов России. Например, традиционным для татар является учение Абу Мансура аль-Матуриди. Мусульмане Кавказа следуют учению Абу Хасана аль-Ашгари.

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в facebook и других соц.сетях!

Источник

Мутазилиты как отрицатели извечности Корана

Мутазилизм (от арабского слова المعتزلة‎‎ – «обособившиеся») представляет собой одну из школ в рамках исламской теологии, представители которой жили и работали в Басре и Багдаде – городах современного Ирака, на протяжении VIII-X веков по Милади (III-V века по Хиджре).

Это течение больше всего известно своим отрицанием постулата о несотворённости и, соответственно, извечности Священного Корана. Сами мутазилиты не называли себя подобным образом, предпочитая идентифицировать себя как «люди справедливости и единобожия» (ахль уль-‘адль ват-таухид).

Кто такие мутазилиты

Основателями нового течения внутри ислама стали Василь ибн Ата и Амр ибн Убайд. Название «мутазилиты» закрепилось за ними из-за их выхода из кружка Хасана аль-Басри, который в своей работе «Рисаля» активно изучал вопросы соотношения божественной и человеческой воли, дав старт важным дискуссиям внутри мусульманского сообщества. Несмотря на то, что эти дискуссии часто сопровождались физическим уничтожением оппонентов, они способствовали не только развитию мусульманской философии, но и заново открыли миру многие античные источники, ставшие обязательным компонентом любой университетской подготовки в светских вузах (Аристотель, Платон).

Мутазилиты были активно вовлечены в политические процессы того периода, принимая участие в разного рода восстаниях, подвергаясь гонениям, а также активно помогая некоторым правителям в качестве советников. Движение, зародившись в период Омейядского халифата, достигло наивысшего расцвета во время правления Аббасидов, а именно халифа аль-Мамуна (813-834 годы по Милади). После X века течение мутазилитов приходит в упадок из-за еретического шлейфа, который тянулся за ним на протяжении всех веков существования.

Особенности учения мутазилитов

Мутазилиты в качестве главного и единственного инструмента анализа Священного Корана и Пречистой сунны использовали разум и логику. Если в источниках появлялись моменты, противоречащие рационализму, то они отвергались. Это стало одной из причин, почему деятельность мутазилитов раздражала многих мусульман, для которых нападки на важнейшие источники религии были недопустимы.

В целом, учение мутазилитов покоится на 5 основных тезисах:

1. Единобожие (таухид)

Представление о единственности Творца, которое было характерно для мутазилитов, на первый взгляд, ничем не отличается от того, что под этим понимает подавляющее большинство мусульман. Но чрезвычайная строгость в вопросах монотеизма приводит мутазилитов к отрицанию вечной сущности атрибутов, характерных для Аллаха. Из этого проистекает их отрицание вечности Священного Корана.

Логика здесь такова: Коран, будучи речью Аллаха, был сотворен Им Самим. То есть при наличии речи обязательно должен быть и его источник. Этот источник, в свою очередь, должен быть первостепенным по отношению к своему атрибуту.

Подобная сугубо рационалистическая позиция и стала причиной больших разногласий в среде мусульман, которые периодически происходят и в настоящее время. Большинство мусульманских учёных разных направлений утверждают необходимость рассматривать понятие «Слово Аллаха» не буквально, а метафорично. Поэтому это слово – Коран – является извечным, как и сам Всевышний. В связи с этим многие полемисты указывают, что рационализм мутазилитов противоречит их отрицанию антропоморфизма. Опора на разум заставляет их переносить свойства сотворённых вещей на самого Создателя.

2. Справедливость

Справедливость как одно из основных положений мутазилизма вытекает из необходимости обосновать существование зла на земле. Мутазилиты утверждают, что всё доброе и хорошее на Земле проистекает благодаря милости Всевышнего, тогда как человеческие акты несправедливости, агрессии и другие негативные явления не являются Его созданием. Некоторые элементы аргументации этого положения находят своё обоснование в трудах кадаритов.

3. Неизбежность божественных угроз и обещаний

В Священном Коране часто встречаются аяты с обещаниями спасения в Судный день мусульман и угрозами, которые адресованы грешникам и неверующим. Мутазилиты настаивают на том, что угрозы будут обязательно выполнены, для чего не станут препятствием не только заступничество со стороны Пророка Мухаммада (с.г.в.), но и милость Самого Всевышнего.

4. Промежуточное состояние мусульман, совершивших серьёзный грех

Если человек, исповедующий ислам, совершает тяжкий грех и до своей смерти не делает покаяние (тауба), то из этого мира он уходит ни как мусульманин, ни как неверующий (кяфир), а в своеобразном промежуточном состоянии.

5. Призыв к благому и запрет совершения греховных деяний

Мутазилиты утверждают, что на каждом мусульманине лежит обязанность делать всё возможное для того, чтобы на земле восторжествовала справедливость и добро. Это положение логически вытекает из первых двух положений доктрины мутазилитов – справедливости и единобожия.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Источник

МУТАЗИЛИТЫ

По пре­да­нию, на­зва­ние шко­лы про­ис­хо­дит от то­го, что её ос­но­ва­те­ли Ва­сил ибн Ата и Амр ибн Убайд (умер около 761 года) обо­со­би­лись от круж­ка Ха­са­на аль-Бас­ри.

Всем на­прав­ле­ни­ям Мутазилитов при­су­щи 5 ос­но­во­по­ла­гаю­щих прин­ци­пов (усуль), по пер­вым двум из них на­зы­ва­ли так­же «по­бор­ни­ка­ми спра­вед­ли­во­сти и еди­нобо­жия».

1) Бо­же­ст­вен­ная спра­вед­ли­вость (адль), пред­по­ла­гаю­щая сво­бо­ду во­ли че­ло­ве­ка и спо­соб­ность Бо­га тво­рить толь­ко наи­луч­шее, не­до­пус­ти­мость на­ру­ше­ния Бо­гом ус­та­нов­лен­но­го Им по­ряд­ка.

3) Обя­зан­ность Бо­га ис­пол­нить обе­ща­ние рая по­кор­ным и ада не­по­кор­ным (аль-вад ва-ль-ва­ид). Ни хо­да­тай­ст­во Про­ро­ка, ни да­же ми­ло­сер­дие Ал­ла­ха не в со­стоя­нии из­ме­нить ха­рак­тер воз­дая­ния за со­вер­шён­ные че­ло­ве­ком про­ступ­ки.

4) Му­суль­ма­нин, со­вер­шив­ший тяж­кий грех (ка­би­ра), вы­хо­дит из чис­ла ве­рую­щих и на­хо­дит­ся в про­ме­жу­точ­ном со­стоя­нии (аль-ман­зи­ла бай­на-ль-ман­зи­ла­тайн) ме­ж­ду му­суль­ма­на­ми и не­верую­щи­ми. Греш­ник, не ус­пев­ший по­ка­ять­ся до смер­ти, об­ре­чён на веч­ные ад­ские му­ки вме­сте с не­ве­рую­щи­ми, но на­ка­за­ние его бу­дет мяг­че, чем у по­след­них. Это по­ло­же­ние по­слу­жи­ло при­чи­ной от­хо­да пер­вых Мутазилитов от круж­ка аль-Ха­са­на аль-Бас­ри.

5) По­ве­ле­ние бла­го­го и за­пре­ще­ние дур­но­го (аль-амр би-ль-ма­руф ва-н-на­хи ан аль-мун­кар), обя­зы­ваю­щее му­суль­ман все­ми сред­ст­ва­ми (не ис­клю­чая на­силь­ст­вен­ные) спо­соб­ст­во­вать тор­же­ст­ву до­б­ра и бо­роть­ся с гос­под­ством зла, ко­то­рое Мутазилиты обыч­но свя­зы­ва­ли с борь­бой со свои­ми по­ли­тическими про­тив­ни­ка­ми в Ха­ли­фа­те. Это по­ло­же­ние об­щее для Мутазилитов, ха­рид­жи­тов и шии­тов.

Гно­сео­ло­гия Мутазилитов оп­ре­де­ля­ет­ся те­зи­сом о пре­вос­ход­ст­ве ра­зу­ма над ве­рой, от­ри­ца­ни­ем сле­по­го сле­до­ва­ния ав­то­ри­те­там (так­лид). При­род­ный мир ос­мыс­ли­вал­ся в ка­те­го­ри­ях суб­стан­ции (джау­хар) и ак­ци­ден­ции (арад), со­от­вет­ст­вую­щих по­ня­ти­ям те­ла (атом) и его ка­че­ст­вен­но-ко­ли­че­ст­вен­ным ха­рак­те­ри­сти­кам. Мутазилиты вве­ли в ара­бо-му­сульманскую фи­ло­со­фию раз­ли­че­ние сущ­но­сти и су­ще­ст­во­ва­ния, впо­след­ст­вии вос­при­ня­тое ара­боя­зыч­ны­ми ари­сто­те­ли­ка­ми, а че­рез них и фи­ло­со­фа­ми ев­ропейского Сред­не­ве­ко­вья.

В об­лас­ти по­ли­ти­ки Мутазилиты при­зна­ва­ли свет­ский ха­рак­тер вла­сти ха­ли­фа (има­ма). Ран­ние Мутазилиты счи­та­ли, что он не­обя­за­тель­но дол­жен быть из пле­ме­ни Про­ро­ка (ку­рей­ши­ты), но не­ко­то­рые позд­ние Мутазилиты по­ла­га­ли, что не­ку­рей­шит не мо­жет стать има­мом, ес­ли есть дос­той­ный это­го зва­ния ку­рей­шит. Вме­сте с ха­рид­жи­та­ми Мутазилиты счи­та­ли спра­вед­ли­вость не­обхо­ди­мым ка­че­ст­вом има­ма.

Идео­ло­ги­че­ски свя­зан­ные с про­све­щён­ны­ми кру­га­ми сред­них сло­ёв городского на­се­ле­ния, Мутазилиты вы­сту­па­ли в ка­че­ст­ве од­ной из оп­по­зи­ци­он­ных Омей­я­дам ре­лигиозно-по­ли­тических пар­тий. Сим­па­тии к шии­там во мно­гом обу­сло­ви­ли их от­ри­цательное от­но­ше­ние к Аб­ба­си­дам. Мутазилиты под­дер­жива­ли ши­ит­ско­го пре­тен­ден­та на ха­ли­фат­ский пре­стол ан-На­фса аз-За­кию и уча­ст­во­ва­ли в вос­ста­нии 762 про­тив аб­ба­сид­ско­го ха­ли­фа Ман­су­ра (754-775 годы).

При Ха­ру­не ар-Ра­ши­де, осо­бен­но в го­ды воз­вы­ше­ния бар­ма­кид­ских ви­зи­рей, позд­нее (813-847 годы) при Ма­му­не и двух его бли­жай­ших пре­ем­ни­ках Му­та­си­ме и Ва­си­ке Мутазилиты поль­зо­ва­лись наи­боль­шим влия­ни­ем. Не­ко­то­рые из них за­ни­ма­ли ру­ко­во­дя­щие по­сты в Ха­ли­фа­те. Их дея­тель­ность, как и других мыс­ли­те­лей-ра­цио­на­ли­стов, по­ощ­ря­лась го­су­дар­ст­вом.

Об­щий для Мутазилитов и джах­ми­тов те­зис о со­тво­рён­но­сти Ко­ра­на в те­че­ние не­кото­ро­го вре­ме­ни рас­смат­ри­вал­ся в ка­че­ст­ве кри­те­рия ло­яль­но­сти бо­го­сло­вов к су­ще­ст­вую­ще­му ре­жи­му. Од­на­ко при ха­ли­фе Му­та­вак­ки­ле (847-861 годы) Мутазилиты под­верг­лись го­не­ни­ям и их идео­ло­гические по­зи­ции, осо­бен­но в сто­ли­це, бы­ли за­метно по­дор­ва­ны, хо­тя они со­хра­ня­ли оп­ре­де­лён­ное влия­ние за пре­де­ла­ми Ира­ка.

Вновь на по­ли­тической сце­не Мутазилиты поя­ви­лись в прав­ле­ние Буи­дов, при ко­то­рых про­цве­та­ла му­та­зи­лит­ская шко­ла Абд аль-Джаб­ба­ра. Их идеи на­шли от­ра­же­ние во взгля­дах зей­ди­тов и в мень­шей сте­пе­ни шии­тов-има­ми­тов. На XII-XIII века при­хо­дит­ся рас­цвет му­та­зи­лиз­ма в Хо­рез­ме, од­на­ко его влия­ние в Ира­не и других восточных ре­гио­нах му­сульманского ми­ра пре­кра­ти­лось по­сле монгольского за­вое­ва­ния.

Близ­кие к бас­ритам взгля­ды раз­де­лял Абд аль-Джаб­бар и его по­сле­до­ва­те­ли. К ос­но­ван­ной Биш­ром ибн аль-Му­та­ми­ром ба­гдад­ской шко­ле, от­ли­чав­шей­ся про­алид­ски­ми сим­па­тия­ми и мень­шим эли­та­риз­мом, при­над­ле­жа­ли Су­ма­ма ибн аль-Аш­рас (умер около 828 года), аль-Мур­дар (умер в 840 году), Ах­мад ибн Аби Ду­ад (умер в 854 году), аль-Хай­ят (IX век) и аль-Ка­би (умер ме­ж­ду 929-931 годах).

В Но­вое и Но­вей­шее вре­мя му­та­зи­лизм вдох­нов­лял му­сульм. мыс­ли­те­лей-ра­цио­на­ли­стов.

Источник

МУТАЗИЛИТЫ

Полезное

Смотреть что такое «МУТАЗИЛИТЫ» в других словарях:

Мутазилиты — представители крупного направления в мусульманском каламе. Возник в период правления династии Омейядов, однако его развитие произошло в период правления Аббасидов. Согласно историческим данным, основателем мутазилизма считается Васил ибн Ата,… … Ислам. Энциклопедический словарь.

МУТАЗИЛИТЫ — (от араб. му тазила обособившиеся) представители одного из направлений калама, первыми попытавшиеся обосновать мусульманское вероучение логико философскими доводами. Основоположниками считаются Василь ибн Ата и Амр ибн Убайд (8 в.); в законченном … Большой Энциклопедический словарь

МУТАЗИЛИТЫ — (араб. mu’tazilab. от azale разлучаться, разделяться). Магометанская секта, существовавшая в первые времена магометанства. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

Мутазилиты — (араб. المعتزلة‎‎ обособившиеся, отделившиеся, удалившиеся; самоназвание ахл ал адл ва таухид люди справедливости и единобожия) представители первого крупного направления в каламе, игравшие значительную роль в религиозно… … Википедия

мутазилиты — (от араб. му’тазила обособившиеся), представители одного из направлений калама, первыми попытавшиеся обосновать мусульманское вероучение логико философскими доводами. Основоположниками считаются Василь ибн Ата и Амр ибн Убайд (VIII в.); в… … Энциклопедический словарь

Мутазилиты — (от араб. мутазила обособившиеся), представители одного из направлений калама, первыми попытавшиеся обосновать мусульманское вероучение логико философскими доводами. Основоположниками считаются Василь ибн Ата и Амр ибн Убайд (VIII в.); в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Мутазилиты — (араб., буквально обособившиеся) создатели ранней мусульманской теологии рационалистического направления, зародившейся в Арабском халифате в 8 в. Основоположником мутазилизма считается Василь ибн Ата (699 748). Теоретики мутазилизма… … Большая советская энциклопедия

Мутазилиты — или мотезилиты мусульманская рационалистическая секта, возникшая во втором веке мусульманской эры из религиозных споров между учеными в Басре. Когда Василь ибн Ата, ученик Гасан Басри, в одном из догматических вопросов отклонился от учителя,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

МУТАЗИЛИТЫ — (араб. обособившиеся, отделившиеся) создатели ранней мусульм. теологии рационалистич. направления мутазилизма в араб. Халифате. Основоположником считается Васыл ибн Ата (699 748). Теоретики мутазилизма (напр., Ибрахим ан Наззам (775 876) и др.)… … Советская историческая энциклопедия

Мутазилиты — Одна из исламских сект. Характерной особенностью учения была защита свободы воли человека. Источник: Религиозный словарь … Религиозные термины

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *