Кто такие наемные работники

Кто такие наемные работники

ТК РФ Статья 20. Стороны трудовых отношений

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 204-ФЗ, от 01.12.2014 N 409-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами, иными лицами, уполномоченными на это в соответствии с федеральным законом, в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Физические лица, имеющие самостоятельный доход, достигшие возраста восемнадцати лет, но ограниченные судом в дееспособности, имеют право с письменного согласия попечителей заключать трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.

От имени физических лиц, имеющих самостоятельный доход, достигших возраста восемнадцати лет, но признанных судом недееспособными, их опекунами могут заключаться трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания этих физических лиц и помощи им по ведению домашнего хозяйства.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, за исключением несовершеннолетних, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме, могут заключать трудовые договоры с работниками при наличии собственных заработка, стипендии, иных доходов и с письменного согласия своих законных представителей (родителей, опекунов, попечителей).

(часть двенадцатая в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 55-ФЗ)

Источник

Самозанятые работники: законодательные тонкости

Многие предприниматели хотя бы раз задумывались о том, чтобы перевести сотрудников в самозанятые. Понять их можно: сотрудничая с плательщиками налога на профессиональный доход, не нужно сдавать никаких отчетов, готовить кадровые документы, кроме того, работодателю такие исполнители обходятся намного дешевле.

С выплат сотруднику, работающему по трудовому договору, работодателю нужно удержать 13 % НДФЛ и заплатить 30 % взносов. А за самозанятого он либо не должен ничего платить, либо доплачивает к его вознаграждению 6 %, которые самозанятый уже сам переводит через приложение в налоговую. Выгода очевидна.

Работа с самозанятым похожа на работу с предпринимателем-одиночкой: вы заключаете с ним как с обычным контрагентом договор, только вместо акта берете от него чек и можете учитывать в расходах на УСН стоимость его услуг.

При этом самозанятый — это самостоятельная единица, он не связан с заказчиком трудовыми отношениями. Но если предприниматель вдруг решит относиться к нему как к обычному сотруднику, то это может иметь для него негативные последствия по двум причинам.

Причина № 1: Самозанятый не может оказывать услуги своему бывшему работодателю первые два года после увольнения

Даже если сотрудник сам уволится и зарегистрируется как самозанятый, сам предложит вам «экономить», вы не сможете воспользоваться этим предложением, так как это прямо запрещено Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ. Но если физлицо оказывает вам услуги по договору ГПХ, то никаких ограничений нет.

Получается, сменить договор подряда с физлицом на договор подряда с самозанятым можно довольно быстро, а вот сменить трудовой договор на договор с самозанятым можно только через два года, и то есть риск, что у налоговой возникнут к вам вопросы.

Но предприимчивых предпринимателей это не останавливает. Иногда они придумывают невероятные схемы оптимизации зарплатных налогов. При этом налоговая неоднократно предупреждала о том, что быстро выявляет махинации с договорами.

Причина № 2: Налоговая и Роструд легко просчитывают незаконные схемы

Налоговая и Роструд объединились в деле мониторинга ситуаций, когда трудовые отношения подмениваются самозанятостью.

В Информации ФНС от 23.03.2021 сообщается, что для профилактики использования налогового режима для самозанятых в различных схемах по налоговой оптимизации ФНС разработала специальную скоринговую систему. Она в режиме реального времени определяет организации с признаками подмены трудовых отношений отношениями с самозанятыми. Налоговая анализирует ряд параметров.

Подмена договоров вычисляется по нескольким признакам:

Постоянство — главное отличие наемного работника от самозанятого. Единственное законное требование к самозанятому — качественное выполнение своей работы. Как он будет это делать, заказчику не должно быть интересно.

Ему можно установить сроки и требовать от него определенного уровня качества, но нельзя контролировать процесс. Контролировать можно только результат.

Если при проверке окажется, что сотрудника заставили оформиться как самозанятого под угрозой увольнения, то заказчику грозит штраф в размере от 10 000 до 100 000 руб. по ст. 5.27 КоАП РФ. Помимо этого придется заплатить все зарплатные налоги, штраф 40 % от суммы вовремя не оплаченных налогов, а также сдать огромное количество отчетов, которые не сдавались.

Подписывайте документы с физлицами и самозанятыми удаленно. Для старта нужен только браузер и удаленная идентификация личности.

В махинациях с договорами есть и неприятный моральный аспект: подменяя трудовой договор договором ГПХ, работодатель в прямом смысле обманывает сотрудника. Устраиваясь на работу по трудовому договору, человек получает ряд гарантий и прав: право на 28 дней отдыха и отпускные, право на больничные, повышенную плату за переработки, пенсионный стаж. В случае самозанятости он всего этого лишается.

Когда с самозанятыми нельзя работать, даже если всё законно

Из текста Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ может показаться, что самозанятый не может работать курьером. Но при детальном изучении положений становится очевидно, что может, но только в том случае, когда магазин дает ему свою кассу, на которой он должен пробивать оплаты.

Получается, самозанятый не может стать курьером только в том случае, когда сам принимает оплату от покупателя и потом относит ее в магазин.

Онлайн-бухгалтерия для самостоятельных предпринимателей. Подходит ИП и ООО на УСН и патенте.

Но есть еще одно противоречие. Работа курьеров похожа на наемный труд, потому что компания диктует курьерам, как одеваться, что делать. Это не сходится с представлением о независимости самозанятых. При этом курьерская профессия сегодня очень технологична и во многом похожа на сферу такси. Ты можешь выбирать, сколько и когда тебе работать. И это близко к правилам самозанятости.

Самозанятый не может работать агентом, то есть от лица чужого бизнеса по договору поручения. Например, он не может работать страховым агентом или продавать подержанные автомобили от лица комиссионного салона. И в данном случае наличие кассы у самозанятого не имеет никакого значения.

Почему важно проверять статус самозанятого

Самозанятый может легко потерять статус. Например, сняться с учета или нарушить лимит доходов. После этого он станет обычным физлицом. Для бизнеса это значит, что с его вознаграждения придется платить зарплатные налоги. Ведь на договоре подряда с обычным физлицом нужно платить НДФЛ и почти все взносы, кроме взносов в ФСС. Это большая налоговая нагрузка. Поэтому нужно всегда проверять самозанятого по ИНН на сайте налоговой.

А еще лучше прописать в договоре, что самозанятый обязан уведомлять вас о смене своего статуса и выдавать чеки, поскольку именно они являются подтверждением того, что исполнитель продолжает быть самозанятым.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Кого и когда выгоднее нанять: сотрудника в штат, ИП, самозанятого или просто физлицо

Если вам нужна наёмная рабочая сила, не всегда нужно брать людей в штат и становиться работодателем со всеми вытекающими обязанностями. Иногда можно привлечь ИП, самозанятого или обычного «физика» и сэкономить. Рассказали когда и как нужно нанимать людей, чтобы не переплатить, но и не нарушить закон. Бонусом — бесплатные шаблоны договоров.

Кто такие наемные работники. Смотреть фото Кто такие наемные работники. Смотреть картинку Кто такие наемные работники. Картинка про Кто такие наемные работники. Фото Кто такие наемные работники

Сотрудник в штате, ИП, самозанятый и просто физлицо: в чём разница

От того, каким образом наняли человека, зависят обязанности и траты работодателя. Для примера возьмем бухгалтера, которому платят 50 тысяч рублей в месяц, и посчитаем затраты по каждому варианту.

Сотрудник в штате. Это человек, оформленный по трудовому договору. За него нужно перечислять НДФЛ и страховые взносы на 4 вида обязательного страхования: пенсионное, социальное, медицинское и от несчастных случаев на производстве.

Кроме того, работодатель за свой счет оборудует рабочее место и предоставляет все необходимое для выполнения обязанностей. Наёмный сотрудник имеет право на отпуск, больничные, декретные. Его нельзя просто так уволить — все возможности для увольнения по инициативе работодателя прописаны в Трудовом кодексе.

Зарплату наемному сотруднику нужно перечислять 2 раза в месяц. Её нельзя просто взять и урезать — для этого тоже нужны веские причины, либо согласие работника.

НДФЛ удерживают за счёт сотрудника: 50 000 руб. * 13% = 6 500 руб.

Сотрудник получит деньги за минусом НДФЛ: 50 000 руб. — 6 500 руб. = 43 500 руб.

Взносы работодатель платит за свой счёт. Предположим, что наш работодатель представитель малого бизнеса и взносы на страхование от несчастных случаев платит минимальные — 0,2%. Тогда взносы с зарплаты бухгалтера составят 9 419,5 руб. В итоге бухгалтер получит на руки 43 500 руб., а работодателю это обойдется в 59 419,5 руб. Это только зарплатные расходы. Здесь не учтены расходы на оборудование рабочего места, ПО и обучение.

Индивидуальный предприниматель. Это подрядчик, который вместо штатного бухгалтера оказывает вам бухгалтерские услуги по договору. Ваша обязанность — просто заплатить ему оговоренную сумму. Налоги и взносы ИП платит за себя сам. Обеспечивать ему технику и ПО для работы, оплачивать отпуска и больничные вы тоже не обязаны. В любой момент можно отказаться от услуг ИП и найти другого подрядчика.

Затраты на услуги бухгалтера-ИП с гонораром в 50 000 руб. — 50 000 руб. Никаких дополнительных расходов нет.

Самозанятый. Здесь все то же самое, что с ИП. Самозанятый — это такой же подрядчик, который сам за себя платит налоги и взносы. Он может быть со статусом ИП и без него. Разница для нанимателя лишь в том, что ИП переводят деньги на расчётный счёт, а самозанятому без статуса ИП — на счёт физлица.

Затраты на услуги самозанятого бухгалтера с гонораром в 50 000 рублей — 50 000 рублей. Дополнительные расходы в виде банковской комиссии могут возникнуть при переводе денег на карту физлица — это зависит от тарифов банка.

Физлицо без статуса ИП и самозанятого. Вы не берёте человека в штат, а просто заказываете ему услуги по договору. Но НДФЛ и взносы за такого подрядчика платить нужно почти так же, как по трудовому договору. Разница лишь в том, что не нужно платить за социальное страхование и от несчастных случаев. А вот за пенсионное и медицинское — нужно.

НДФЛ: 50 000 руб. * 13% = 6 500 руб.

Исполнитель получит деньги за минусом НДФЛ: 50 000 руб. — 6 500 руб. = 43 500 руб.

Предположим, что заказчик из малого бизнеса. Тогда взносы с гонорара на пенсионное и медицинское страхование составят в общей сложности 8 968 руб. Разница с затратами на работника по трудовому договору всего 450 рублей. Но при этом не нужно обеспечивать условия труда, платить больничные и отпускные, и соблюдать другие трудовые гарантии.

Физлицо без статуса ИП и самозанятого — это самый дорогой вариант после трудового. Гораздо выгоднее нанять такого же специалиста, но в статусе ИП или самозанятого. Сейчас самозанятость действует в большинстве регионов России, и найти такого исполнителя не проблема. Даже если исполнитель живет там, где самозанятости пока нет, но дистанционно оказывает услуги заказчику из региона, где она есть — он тоже может зарегистрироваться как самозанятый (письмо ФНС № СД-4-3/23424 от 18 ноября 2019г.).

Привлекать внешних специалистов вместо штатных выгодно не только из-за НДФЛ и взносов. Часто за те же самые или даже меньшие деньги можно найти более квалифицированного исполнителя. Опытный бухгалтер или юрист не будет сидеть весь день в офисе за 20 тысяч рублей. И лучше заказывать услуги ему, чем иметь в штате слабенького специалиста, согласного отсиживать полный день за эти деньги.

Когда можно привлекать ИП и самозанятых вместо штатных сотрудников

При всех выгодах работы с ИП и самозанятыми заменить ими всех штатных сотрудников не получится. Это будет грубейшее нарушение, за которое и трудовая инспекция оштрафует, и налоговики доначислят НДФЛ и взносы.

Заменить штатных сотрудников подрядчиками можно только в том случае, если речь не идёт о выполнении постоянной трудовой функции. В расчётах мы привели в пример бухгалтера. Этот вариант подойдет, если вам не нужно, чтобы бухгалтер постоянно присутствовал в офисе и для него нет загрузки на целый день. Вы заказываете ему определенный объём работ (например, подготовка отчетов), который он выполняет на своей территории и когда ему удобно, но в оговоренные сроки.

Таким же образом можно отдать на аутсорсинг работу юриста, маркетолога, транспортные услуги, уборку и логистику. То есть то, что напрямую не связано с производственным процессом, и где можно измерить конкретный результат. Например, юристу вы платите за составленную претензию и за представление интересов в суде, маркетологу — за проведенное исследование и составление стратегии, бухгалтеру — за обработку первички и заполнение декларации. Чтобы делать всё это, исполнителю не нужно находиться рядом с вами в офисе с 8 до 17 часов и работать только на вас.

Не получится привлечь подрядчика вместо слесаря у станка, продавца или кассира, секретаря и других специалистов, которые выполняют постоянную трудовую функцию, обязаны находиться для этого на рабочем месте и подчиняться правилам внутреннего распорядка. Таких сотрудников можно нанять только по трудовому договору.

Меры предосторожности

Специалисты-подрядчики — это не ваши подчиненные. Договоры с ними должны быть составлены так, чтобы их не приняли за трудовые. Не должно быть регулярных фиксированных выплат без привязки к результату, графика работы и обязанности подчиняться внутренним правилам. И уж тем более такие специалисты не должны постоянно трудиться в вашем офисе и работать только на вас. У них должны быть другие клиенты, иначе вас могут обвинить в скрытых трудовых отношениях.

При оплате услуг оформляйте акты выполненных работ, в которых подробно расписано за что именно вы платите. Опасно писать просто «Услуги юриста» или «Услуги бухгалтера» с общей суммой. Из акта должно быть видно, какую конкретную работу выполнил специалист.

Вас не накажут только за то, что договор похож на трудовой, в акте нет подробностей, или человек выполнял работу в вашем офисе. Все это привлечет внимание проверяющих и даст им повод копнуть глубже. Но рассматривать будут все факты в совокупности и из них сделают вывод, были скрытые трудовые отношения или нет.

Свои особенности есть в работе с самозанятыми. Нельзя заказывать услуги самозанятому, который работает или раньше работал у вас в штате и с тех пор не прошло двух лет. Если бывший сотрудник — не самозанятый, а ИП, это тоже может вызвать вопросы, хотя прямого запрета на работу с такими ИП нет.

Перед каждым платежом самозанятому подрядчику проверяйте, действительно ли у него сейчас есть этот статус. Проверить можно в бесплатном сервисе ФНС. На каждую оплату требуйте чек — без него не сможете включить эту оплату в расходы.

Выводы

Если речь не идет о выполнении постоянной трудовой функции по основной деятельности, вместо сотрудников в штат можно нанимать подрядчиков в статусе физлица, ИП или самозанятого. Они получают не зарплату за время работы, а гонорар за конкретный объем выполненных работ.

Выгоднее всего работать с ИП и самозанятыми, т.к. за них не нужно платить НДФЛ и взносы. Но нужно быть осторожными и не скрывать таким образом трудовые отношения — иначе работодателя оштрафуют и обяжут выплатить НДФЛ и взносы.

Ещё выгоднее отдать бухгалтерию на аутсорсинг в «Моё дело Бухобслуживание». На вас будет работать не один специалист, а целая команда, которая состоит из бухгалтера, юриста, кадровика и бизнес-ассистента. Наша ответственность застрахована на 100 млн рублей, и по договору мы сами платим штрафы, если они возникнут по нашей вине.

Источник

Кого сегодня лучше защищает Трудовой кодекс – работников или работодателей

С 2013 г., когда Superjob проводил такой же опрос, доля работников, считающих ТК сбалансированным, выросла на 11 п. п. до 28%, а доля работодателей – на 8 п. п. до 27%.

«Ведомости» опросили работодателей, профсоюзы и юристов, специализирующихся на трудовых конфликтах, чтобы выяснить, какие изменения в трудовом законодательстве они считают самыми значимыми.

Неприятности для работников

Большинство изменений в ТК носят косметический характер и существенно не изменили положение работников, считает Олег Бабич, руководитель правового департамента «Конфедерации труда России». В трудовом законодательстве по-прежнему есть уязвимые места с точки зрения прав работников. Например, если работодателю необходимо сократить 10 из 50 работников одного подразделения, он может создать новые должности внутри компании и перевести на них 40 сотрудников, а затем сократить 10 ненужных или неугодных работников. Оспорить такие решения в суде невозможно, потому что эти действия все еще не нарушают законодательство, говорит Бабич. Согласно ст. 134 ТК, работодатель обязан ежегодно индексировать зарплаты работников. Но требование записано таким образом, что однозначно обязательным оно считается только для государственных предприятий и предприятий с госучастием. Частные же компании зачастую трактуют закон удобным для себя образом, чтобы не проводить индексацию, говорит Бабич.

Чем хороши и чем плохи новые законы об удаленной работе

К негативным изменениям для работников Бабич относит расширение оснований для одностороннего расторжения трудового договора и замену аттестации рабочих мест специальной оценкой условий труда. После введения новой процедуры часть рабочих мест, прежде считавшихся вредными, были признаны оптимальными или допустимыми для работы. В итоге многие работники потеряли дополнительные выплаты и отпуска, рассказывает Бабич. По его словам, больше всего пострадали медицинские работники и работники авиационной промышленности – пилоты и бортпроводники.

Руководитель практики трудового права МКА «Солдаткин, Зеленая и партнеры» Ксения Михайличенко к негативным изменениям относит продление временных правил работы вахтовиков. Они введены во время вспышек коронавирусной инфекции в вахтовых поселках в 2020 г. и позволяли с согласия работника продлить вахту до шести месяцев, чтобы исключить случаи новых заражений. В 2021 г. правила продлили еще на год, но сократили срок продления вахты до одного месяца. Временные правила хороши для работодателей, которые по своему усмотрению могут увеличить продолжительность вахты на один месяц. Работникам такие решения даются трудно, потому что многим хочется поскорее вернуться домой, но, если вахта продлена, с этим ничего не поделать, говорит Михайличенко.

Суды и жалобы

Сейчас 37% работников полагают, что ТК больше защищает нанимателей, нежели сотрудников, а 12% – что трудовое законодательство защищает их права лучше, чем работодателей, по данным опроса Superjob.

И чем старше опрошенные, тем больше среди них убежденных в том, что ТК защищает их интересы хуже, чем права работодателя (среди респондентов старше 45 лет таких 44% по сравнению с 37% по выборке в целом).

Среди работодателей тех, кто считает, что ТК сегодня лучше защищает интересы противоположной стороны, больше, чем среди работников. 48% опрошенных работодателей полагают, что законы о труде в России прежде всего защищают работника. 10% менеджеров по кадрам считают, что закон чаще оказывается на стороне работодателя, 27% – что ТК одинаково хорошо защищает права обеих сторон.

Если работник и работодатель выполняют свои обязательства, их не волнует, кого лучше защищает ТК, полагает Елена Кожемякина, управляющий партнер BLS. Тревожность начинается, когда возникает конфликт. Работники считают трудовое законодательство несправедливым, если не получается перехитрить работодателя, а работодатель – если не удается обмануть работника, говорит Кожемякина.

Баланс интересов работников и работодателей сильно зависит от практики судопроизводства, полагает Бабич. А по данным судебного департамента Верховного суда, за последние пять лет число поступивших в суды первой инстанции исков по трудовым спорам сократилось вдвое – с 616 119 дел в 2016 г. до 252 203 в 2020 г. Большинство исков касается взыскания невыплаченной зарплаты (190 877 поступивших в суды дел – на 61% меньше показателей 2016 г.).

Нормы об увольнении (за исключением особых оснований для увольнения дистанционных работников) или о взыскании задержанной зарплаты не изменились, указывает Михайличенко. Причина сокращения количества трудовых споров в судах в том, что работники все чаще обращаются в прокуратуру и трудовую инспекцию. Несколько лет назад в ответ на жалобы эти органы писали, что описанная работником ситуация – индивидуальный трудовой спор, и советовали обратиться в суд в частном порядке, а сейчас прокуратура и трудовая инспекция активно рассматривают жалобы и вмешиваются в конфликты. С их помощью трудовые споры решаются еще в досудебном порядке, рассказывает Михайличенко. По ее мнению, число исков также может сокращаться из-за роста неформальной занятости. Закон слабо защищает работников из серой зоны, им бесполезно обращаться в суд, говорит Михайличенко.

С 2013 по 2019 г. суды гораздо чаще вставали на сторону работодателей из-за политической повестки – государство и президент активно выступали за свободу экономической деятельности. А в период с 2020 по 2021 г. суды все чаще выбирают сторону работников из-за возникшей безработицы и нехватки кадров в некоторых отраслях. Само трудовое законодательство принципиальных изменений не претерпело, говорит Бабич.

В пандемию произошел всплеск жалоб граждан на работодателей в трудовую инспекцию. За первые полгода 2021 г. через портал «Онлайнинспекция.рф» поступило порядка 26 000 обращений граждан по трудовым отношениям. Обращение не всегда является жалобой: больше половины из поступающих обращений – запросы разъяснений. Наиболее распространенные темы – расчеты при увольнении, расторжение трудовых договоров и выплата заработной платы, рассказывает представитель Роструда. По его словам, в 2021 г. количество обращений в трудовые инспекции по сравнению с 2020 г. снизилось и вернулось к допандемическим показателям.

По данным портала «Онлайнинспекция.рф», за 2020 г. россияне 33 212 раз обратились в Роструд из-за увольнений и 20 428 раз из-за зарплат. Это почти вдвое больше, чем в 2019 г. (16 807 обращений из-за увольнений и 15 389 из-за зарплат).

В удаленном режиме

Чаще всего опрошенные «Ведомостями» работодатели из существенных позитивных изменений в законах о труде упоминали поправки о дистанционной работе (глава 49.1 ТК) и введение электронных трудовых книжек – они, по их словам, больше всего повлияли на повседневную работу кадровых служб. А Минтруд, отвечая на вопрос о самых важных изменениях в ТК, также назвал упрощение порядка оформления отпусков для работников с детьми (без согласования с нанимателем).

За что работодатели сегодня штрафуют работников

По оценкам Минтруда, изменения в нормах о дистанционной работе затронули очень многих россиян – сегодня работают удаленно почти 3 млн человек.

Сеть Х5 Group начала пилотный проект удаленной работы X5 Home Office для офисных сотрудников еще в 2019 г., весной 2020 г. на дистанционный режим перевели более 60% офисного персонала, рассказывает Ксения Адлейба, директор по персоналу подразделения «X5 поддержка бизнеса». После пандемии более 60% офисных сотрудников часть недели работают в офисе, часть – из дома. Закон о дистанционной работе зафиксировал понятия временной, комбинированной и постоянной дистанционной работы и обозначил права и обязанности сотрудников и работодателей, урегулировал понятие личного времени и ответственность за доступ к хорошему интернету в рабочее время удаленных сотрудников, говорит Адлейба.

Эти поправки соответствуют требованиям времени и позволили работодателям оформить работу сотрудников в условиях пандемии – сотрудникам даже не пришлось приезжать в офис, чтобы ознакомиться с новым распорядком работы, говорит Ирина Казанцева, начальник отдела кадров Райффайзенбанка. Представители «Вымпелкома» отметили, что больше всего на эффективность HR-процессов повлияли исключение усиленной квалифицированной цифровой подписи при взаимодействии работника и работодателя, а также введение гибридных форматов – временной и комбинированной дистанционной работы.

До принятия поправок о дистанционной работе каждый работодатель самостоятельно регулировал отношения с удаленными работниками, при этом он мог, например, заставить его полностью выполнять работу на личном оборудовании, т. е. за свои деньги обеспечивать средства труда, говорит Бабич. Теперь такого нет, что является большим плюсом для работников, отмечает Бабич.

На взгляд партнера юридической компании «Алимирзоев и Трофимов» Юлии Замятиной, поправки в большей степени в пользу работников, нежели работодателей. Для баланса интересов желательно, чтобы больше вопросов решалось по усмотрению работодателя или по договоренности сторон, например при прекращении трудовых отношений, говорит Замятина.

Часть поправок определенно защищает права работников: например, отменен пункт, согласно которому в трудовом договоре можно закрепить произвольное основание для расторжения трудового договора с дистанционным работником, например, если сотрудник не отвечал в мессенджере в течение часа, указывает Михайличенко. В самом ТК закреплены два основания: либо работник без уважительной причины не выходит на связь более двух рабочих дней, либо существенно меняются условия труда, не позволяя продолжать работу, говорит Михайличенко. В интересах работодателя, по словам юриста, упрощен временный перевод персонала на дистанционную работу по решению органов государственной власти или в случаях, когда нормальные жизненные условия населения находятся под угрозой.

ТК указывает работникам и работодателям на то, что нужно установить порядок взаимодействия, порядок компенсаций, период дистанционной работы. Он принят не ради пользы работника, не ради пользы работодателя, а только указывает им на необходимость договориться между собой, уверена Кожемякина. По ее мнению, новая редакция статьи о дистанционном труде дает широкие возможности создать локальные нормативные акты и договориться о справедливости внутри компании.

Электронные трудовые книжки

Бумажная трудовая книжка – рудимент, незнакомый никаким развитым рынкам труда. Их полная отмена освободит сотрудников отделов кадров для более творческой и продуктивной работы, считает Казанцева из Райффайзенбанка. Согласно новым правилам, бумажная трудовая книжка не заводится для сотрудников, которые впервые устроились на работу с января 2021 г., сведения об их трудовой деятельности ведутся лишь в электронном виде. Бумажный вариант сохраняется только для работников, которые направили работодателю заявление о сохранении такой трудовой книжки до 31 декабря 2020 г.

Однако работники это нововведение не считают такой уж хорошей защитой своих прав. Год назад 56% россиян не хотели оформлять электронную трудовую книжку вместо бумажной, согласно опросу ВЦИОМа, проведенному в июле 2020 г. Сотрудники все еще с неохотой отказываются от ведения бумажных трудовых книжек, несмотря на то что все данные передаются в ПФР в электронном формате, говорит Казанцева.

По данным ВЦИОМа, треть россиян волнуются из-за возможной потери данных из-за сбоев или взлома системы (34%). Охотнее всех электронный вариант оформляют жители Москвы и Санкт-Петербурга (36%), а также молодые люди 18–24 лет (51%).

Независимо от того, выберет сотрудник только электронную трудовую книжку или комбинированный вариант, переход на такой документооборот очень сильно упрощает работу кадровым сотрудникам и работодателю – это позволяет привести документы компании в надлежащий вид, уверена Михайличенко.

Электронный учет сведений о трудовой деятельности упрощает процедуру трудоустройства, существенно повышает защищенность работника и снижает бюрократическую нагрузку внутри предприятия, говорит представитель Минтруда.

Цифровой документооборот

В мае 2020 г. в России начался эксперимент по внедрению электронного документооборота, позволяющий оформлять в цифровом виде не только трудовые книжки, но и другие кадровые документы, например командировочные листы и приказы (всего около 30 видов документов). Сотрудники вправе отказаться от ведения документов в электронном виде. Но в коллективном трудовом договоре работодатель может распространить электронный документооборот на всех работников, если более 50% сотрудников одобряют переход на цифру. Сейчас в эксперименте участвует 381 работодатель и около 2 млн работников. Существенных жалоб не поступало ни со стороны работников, ни со стороны работодателей, заверяют авторы инициативы – депутаты «Единой России».

В июне 2021 г. Госдума в первом чтении приняла законопроект о введении электронного документооборота в сфере трудовых отношений. Ко второму чтению его планируют доработать. Как ожидается, в бумажном варианте по требованию профсоюзов сохранится инструктаж по охране труда. Профсоюзы считают, что важные вопросы, связанные с жизнью и здоровьем сотрудников, нельзя решать в упрощенном, электронном, порядке.

Работодателю цифровизация помогает упростить ведение документооборота, соблюсти сроки, установленные законодательством, сократить логистику документов, а преимущество для сотрудников – прозрачность всех кадровых процессов, говорит вице-президент, директор по персоналу «Почта банка» Юлия Бородай. Сотрудник в любой момент имеет доступ к своим документам, может посмотреть этапы согласования, распечатать необходимые приказы, справки, указывает Бородай.

Отпуска и диспансеризация

Опрошенные «Ведомостями» юристы и Минтруд считают существенным изменением в ТК новые правила оформления отпусков для работников с детьми. Сейчас ежегодный отпуск в любое время могут взять работники, чей ребенок младше 14 лет. Раньше это правило касалось только сотрудников, в чьей семье все дети младше 12 лет, напоминает Михайличенко.

Также сокращен перечень работ, на которых запрещено трудиться женщинам, – с 456 до 100 профессий. Это очень большая уступка работникам, которые долго за это боролись, и работодателям, которым хотелось бы видеть на этих работах женщин, говорит Михайличенко.

За минувшие годы был внесен ряд поправок в ТК, которые защищают права отдельных категорий сотрудников: дополнительные оплачиваемые дни на диспансеризацию, право на отпуск в любое время по желанию сотрудника для многодетных матерей, обязанность устанавливать неполный рабочий день по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя) ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи, указывает представитель Минтруда.

Больше документов

Опрошенные «Ведомостями» юристы отметили несколько изменений в бумажной работе. Одни из них пошли работодателям на пользу, другие – во вред.

С 1 июля работодатели обязаны размещать вакансии на сайте «Работа в России». Обязанность заполнять очередную форму – головная боль для работодателя, но для работника портал с полной информацией может оказаться полезным, говорит Михайличенко. А с 21 апреля 2021 г. некоммерческие организации, штат которых не превышает 15 человек, а доход – 120 млн руб. в год, приравняли к микропредприятиям и освободили от ведения локальных актов в сфере труда (например, правил внутреннего трудового распорядка и положения об оплате труда). Отсутствие бумажной волокиты сильно разгружает такие небольшие организации, считает Михайличенко.

Юристы также отметили несколько полезных для работодателей изменений бюрократии, о которых они сами промолчали: например, компаниям позволили оспорить результаты проверок в досудебном порядке.-

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *