Кто такие найманы у казахов

​В Казахстане найманы просят прекратить насмешки над их казахским родом

24 января 2020, 18:35 11114 0 Автор: Золотая Орда

Автор:
Золотая Орда
Кто такие найманы у казахов. Смотреть фото Кто такие найманы у казахов. Смотреть картинку Кто такие найманы у казахов. Картинка про Кто такие найманы у казахов. Фото Кто такие найманы у казахов

Кто такие найманы у казахов. Смотреть фото Кто такие найманы у казахов. Смотреть картинку Кто такие найманы у казахов. Картинка про Кто такие найманы у казахов. Фото Кто такие найманы у казахов

Найманы, фото: zolord.ru

Так, стопроцентная найманка (то есть как со стороны отца, так и матери) доктор исторических наук Назира Нуртазина считает, что нужно бороться не с миллионами проявлений невежественного массового сознания, а с их глубинной причиной; искать сами корни этого явления в казахстанском обществе и универсальный механизм их искоренения.

Кто такие найманы у казахов. Смотреть фото Кто такие найманы у казахов. Смотреть картинку Кто такие найманы у казахов. Картинка про Кто такие найманы у казахов. Фото Кто такие найманы у казахов

д.и.н. Назира Нуртазина

Лауреат Государственной премии Казахстана поэт Н. Айтов (Айт-улы) отмечает, что « открыто издеваться над найманами со сцены и по ТВ стало в современном Казахстане уже некоей привычкой или модой. Типа анекдотов про чукчей в советский период». И приводит свежий пример: комик в образе полицейского в каком-то шоу говорит: «А этого я не буду наказывать. Его и так Бог наказал, у него жена-найманка».

Кто такие найманы у казахов. Смотреть фото Кто такие найманы у казахов. Смотреть картинку Кто такие найманы у казахов. Картинка про Кто такие найманы у казахов. Фото Кто такие найманы у казахов

В своём открытом письме Президенту РК поэт указывает, что «такой публичный антинайманский мотив продолжается в нашем «искусстве» в течение последних 10-15 лет!»

Н. Айтов обращает внимание Президента РК на скрытый трайбализм в обществе и недопустимость оскорбления чести и достоинства людей не только по национальному, расовому, религиозному, но и этническом у признаку.

В его письме упоминается имя артистки Жанар Айжановой, с которой и начались шутки про найманов. В её монологах, звучащих на всю страну, «страшнее атомной бомбы» девушки из рода «найман», представители этого казахского рода изображены недотёпами или хитрыми, опасными и т. д.

Поэт отмечает, что племена Среднего жуза — аргыны и наиболее близкие им найманы, негласно считались у казахов интеллектуалами, оракулами, «мозгом казахской нации», а девушки-найманки, как правило, всегда образованы и активны, и все эти анекдоты про найманов надо воспринимать «наоборот». А именно: как зависть к носителям более высокого интеллекта и культуры, также к более развитой, европеизированной в плане коллективной ментальности части народа (Средний и Младший жузы приняли подданство России раньше).

Казахстанский актёр и сценарист Алмат Сакатов также возмутился насмешкам над найманами.

Кто такие найманы у казахов. Смотреть фото Кто такие найманы у казахов. Смотреть картинку Кто такие найманы у казахов. Картинка про Кто такие найманы у казахов. Фото Кто такие найманы у казахов

Он опубликовал своё обращение.

«Уважаемые мои коллеги-актёры и сценаристы, которые пишут для них речь. Что вам сделали найманы? Убили вашего отца? Изнасиловали вашу дочь? Разрушили ваш дом? У вас, что, нет других тем, кроме найманов?

Вчера видел по телевизору, как двое полицейских говорили одному парню: «Его наказывать не буду, его Бог наказал — он женат на найманке». Это что за слова такие?

Если такие смелые, то почему не смеётесь над алимами, почему не смеетесь над конратами? Есть сунак, кожа. Почему не над албанами и суанами? Почему не насмехаетесь над западными адайцами? Попробуйте про них что-нибудь сказать, завтра к вам пятеро ребят с ножами придут.

Почему не насмехаетесь над шапраштинцами? Найманы — это Кабанбай батыр, остальных уж перечислять не буду», — заявил Алмат Сакатов.

Справка

Найманы и кереиты были одними из самых влиятельных племён Монголии до возвышения Чингисхана. Они приняли заметное участие в этногенезе монгольских и тюркских народов. Найманы оказали сильное сопротивление Чингисхану, но впоследствии повлияли на становление монгольской письменности и культуры.

Кто такие найманы у казахов. Смотреть фото Кто такие найманы у казахов. Смотреть картинку Кто такие найманы у казахов. Картинка про Кто такие найманы у казахов. Фото Кто такие найманы у казахов

По китайским источникам, найманы XII—XIII вв. были родственниками онгутов и вместе с ними подходили под понятие «белые татары».

Первые достоверные сведения о найманах оставлены Рашид-ад-дином (XIII в.):

«Это племя степное: некоторые жили в горах, другие в степях. Обитали в Большом Алтае, Каракоруме. в горах Алуй-Сераса и Кек-Иртыша. у этих найманских племён были свои почтенные и сильные государи; они имели многочисленное и хорошее войско; обычаи, язык и привычки их были подобны монгольским. Государей их в древние дни называли Хучлук-хан — сильный, великий государь. Из племён, близких к найманам и которых юрты соединялись с их юртами, было племя Бикин» [I, с. 136—137].

Найманы занимали под свои кочевья Хангайское нагорье, оба склона хребта Алтайн-нуру, долину Черного Иртыша (у Рашид-ад-дина — Кук Иртыш) и озера Зайсан-нур, на востоке их кочевья граничили с землями кереитов, на севере — киргизов, на западе — канглов и на юге — с Уйгурией.

Кто такие найманы у казахов. Смотреть фото Кто такие найманы у казахов. Смотреть картинку Кто такие найманы у казахов. Картинка про Кто такие найманы у казахов. Фото Кто такие найманы у казахов

Согласно Рашид ад-Дину, владение найманов находилось рядом с кыргызской областью Кэм-Кэмджиут. Он писал:

«Одна сторона Кэм-Кэмджиута соприкасается с местностями и горами, где сидят племена найманов. Племена кори, баргу, тумат и байаут, из коих некоторые суть монголы и обитают в местности Баркуджин-Токум, также близки к этой области» [Рашид ад-Дин, 1952, с.151].

По указанию источника, Баркуджин-Токум находился в соседстве с Кэм-Кэмджиут.

После завоевания найманов Чингисханом многие из них ушли на восток в глубь Монголии, большая часть их земель отошла под кочевья монголов, в том числе и хори-бурят; впрочем, ещё в середине XIII в. они, по свидетельству армянского царя Гайтона, жили на землях к востоку от Иртыша [2, с. 522].

Найманы считаются народом с довольно развитой культурой и торговлей. Считается, что они изначально были северной ветвью каракиданей, отказавшейся подчиняться Елюю Даши и ушедшей из Монголии в алтайские степи.

По «Сокровенному сказанию монголов», шаманы пользовались одинаковым влиянием среди найманов, поскольку во время сражения они были способны вызывать помощь бурь, используя волшебный камень. Найманы заимствовали основы своей культуры у уйгуров — своих соседей на юге [4, с. 202—203].

Источник

Племя казахов Найман

«Найман, род в составе казахов Среднего жуза. Вопрос о происхождении Н. весьма сложен, Большинство исследователей (И, Шмидт, А. Позднева, В, Бартольд, В. Васильев и др.) полагают, что Н. были монголоязычными племенами; др. (Рашид ад-Дин, А. Бобривников, Г. Грумм-Гржимайло, Н. Аристов, С. Аманжолов, А. Маргулан) считают их тюркоязычными племенами. Найманский союз племен возник в сер. 8 в. между верхним Ертисом и Орхоном, занимал земли от Хантая до Тарбагатая. В 10 в., согласно письменным документам «Ляо ши», здесь обитали воинственные кочевые племена, которые в источниках, назывались дзу-бу. В период правления династии Ляо появилось название «Н.», которое распространилось на часть цзу-бу. Часть Н. участвовала в формировании государства Караханидов и входила в него.

Н. находились в вассальной зависимости от киданей и кочевали до вост. отрогов Алтайских гор. На 3. соседями Н. были канглы, жившие в бассейне Ертиеа, на В. — меркиты и киреиты, занимавшие долину Толы, р-н ср. течения Орхона и басе. Онгина. Южными соседями Н. были уйгуры, находившие­ся в вассальной зависимости от киданей и государство тангутов. В ходе междоусобных войн и набегов племена передвигались на новые места. В 10-12 в.в. образовался союз племен Н. и киреитов. Н. занимались в основном кочевым скотоводством, также охотой, отчасти рыболовством. Разводили овец, коз и лошадей. Жили в кибитках, покрытых войлочными кошмами. Каждый улус располагал определенной территорией, им правил хан, который создавал свой аппарат управления. Войска улуса делились по десятичному принципу: на десятки, сотни, тысячи, тьмы.

В результате войн кон. 12 — нач. 13 вв. часть Н. из Центр. Азии передвинулась на терр. Казахстана. Н. во главе с ханом Кучлуком оказались на Алтае, где соединились с остатками ранее разбитых монголами киданей и меркитов. В 1206 г. под давлением войск Чингисхана Кучлук-хан с частью Н. отступил с Алтая в Жетысу, другая часть осталась в Вост. Казахстане, осела в улусе Угедея.

В 1917 в составе Российской империи насчитывалось 830 тыс. Н. Найманы сыграли заметную роль в этногенетических процессах, происходивших на территории Казахстана, и явились одним из этнических компонентов, вошедших в состав казахского народа.

В казахской родословной Н. делятся на родственные союзы: теристанбалы, сарыжомарт, толегетай. От теристанбалы расп­ространились мамбет и рыскул; сарыжомарта — балталы, багана-лы, кокжарлы, бура, каратаи; толегетая — каракерей, турын, тор-туыл, матай, аталык (в некот. родословных кенже), садыр.

…У Саржомарта от старшей жены — Каратай, от младшей четверо — Бидалы, Жансары, Баржаксы, Шайгоз. Эти четверо ушли к нагаши (деду со стороны матери) к уакам и стали прозываться иргенекты уаками. Потомки Саржомарта имели тамгу «иргенек» и называли себя сами иргенекты найманами. В народе же их почему-то считают уаками» — Шакарим Кудайберды-улы. «Родословная тюрков, казахов, киргизов. Династии ханов».

«…В 8-ом веке в китайской истории найман упоминается как племя, живущее к югу от оз. Байкал; в 850 годах обитали от верховьев Орхона до Таримского бассейна с одной стороны и Черного Иртыша с другой. Из географического положения мест, занятых найманами, видно, что они вес время жили в среде монголов; ввиду того, что к монголам отнесены и аргыны, жившие гораздо западнее, правильнее считать найманов за монгольское племя.

…Из приведенных выше данных видно, что целых сто лет (с 1500 по 1600 и, как далее увидим, даже до 1625) на протяжении от Мерва и Балха до низовьев Сары-Дарьи и даже несколько дальше найманы играли крупную политическую роль, они опи­рались, очевидно, на свое численное превосходство над многи­ми другими родами» — М. Тынышпаев.

Далее по Абулгазы Богодурхану М. Тынышпаев пишет: «Власть над Хорезмом перешла к ним (к сыновьям Араб-Мухамеда от жены найманки Абшу и Ельбарсу — М. А.), а через них — найманам. Сыновья другой жены, в т.ч. и сам историк (Абулгазы — М. А.), озлобленные поведением Абша и Ельбарса (т.е. убийством отца — Араб-Мухамеда — М. А.) и найманов вообще, открыли военные действия. Взаимная резня продолжалась целых 4 года, и только в 1625 г. отцеубийцы были побеждены, взяты в плен и убиты. Победители решили вырвать зло с корнем, т. е. перебить всех найманов; и вот найманы поки­нули Хорезм и бежали в три стороны: к киргизам в сторону Сыр-Дарьи, к когаям — в низовьях Эдль-Джаика, (т.е. Волги и Урала) и в Бухару. Таким образом, до 1625 г. найманы были в группе кочевых узбеков Хивы».

…Найманы ногайские, ставропольские и крымские произошли от второй группы (ногайские найманы в низовьях Волги имеют те же тамги, что наши); большинство найманов, проживающих на юг от Бухары, произошли от беженцев 1625 года, а керминенские найманы — потомки беженцев 1723 года (т.е. года «Великого бедствия казахов», названного в народе — годом «Актабан-Шубырынды».

…Найманы — один из древнейших племен казахов.

В древних сказаниях найманы определяются как жители, обитавшие между Иртышем и Орхоном, кочевья которых доходили от Хинган до Карпат. В древних китайских источниках найманы известны со 2-го века до н.э. под именем «теле», как один из племен многочисленных кочевых родственных народов, проживавших в улусе Хуннов, широко раскинувшемся в Центральной Азии до берегов Желтой реки в Китае,

…По Абулгази найманы — один из древних племен, известный своей многочисленностью и богатством скота. Это племя в Монголии называлось «сегиз-огуз». Слово «найман» по-монгольски означает — восемь, а «сегиз-огуз» — восемь родов. От этого за племенем закрепилось название Найман. …Монголь­ский ученый-казах И. Кабыш-улы отмечает, что имя Чингис Те-мучину дал керейский хан Торы (Торгыл). Во времена отца Темучина — Есугея, вождем найманов был Инанг билги. После смерти Инанг билги найманский улус подвергся разделу между его сыновьями: Байбука и Буйрек. Кидаии (каракитаи) Байбуку ещё называли: Гай, Таян, Дэуан. Найманы и кереи были несторианцами (одна из ветвей христианской веры),

У найманов существует много тамги. Таких многочисленных тамги у других казахских родов нет. Это говорит о происхожде­нии найманов от многих тюркских родов, объединявшихся в один союз — Найман. Достоверных источников об этих родах в истории нет. В племени найман много родов и подродов и различных родословных с разными предками».

Источник

Найманы — прародители многих тюркских народов

Найманы — монгольский народ, начавший свою историю еще в Средние века. Это один из самых обсуждаемых этносов, вызывающий массу споров из-за языковой и этнической принадлежности. Известен факт их участия в формировании казахов и киргизов, а также алтайцев, монголов и ногайцев. Таким образом, найманы стали одной из самых многочисленных групп монголоидной расы.

История

Историю найманов принято начинать от Кыргызского каганата, разбившего уйгуров в 840 году нашей эры. Период его возвышения характеризуется развитием кочевничества в Центральной Азии. Племена разбились на 2 группы: северную и западную. Именно к западным племенам кочевников и относятся найманы.

Кто такие найманы у казахов. Смотреть фото Кто такие найманы у казахов. Смотреть картинку Кто такие найманы у казахов. Картинка про Кто такие найманы у казахов. Фото Кто такие найманы у казахов

В 10 веке вместе с кереитами, живущими на севере, найманы вступают в конфликт с империей Ляо. Военные столкновения происходили регулярно, истощая кочевников. В результате в 984 году они потерпели сокрушительное поражение. Кочевникам, называвшим себя цзубу, удалось отыграться только через 80 лет. Во время сражения они победили войска Ляо, но вновь ослабли и к концу 11 столетия встали под власть сюзеренов.

Найманам пришлось отступить на Алтай, где произошло объединение с кереитами и меркитами, также потерпевшими поражение в битве с войсками Чингисхана.

Несмотря на то, что в 13 веке найманы снова столкнулись с Чингисханом и вновь потеряли правителя, которым стал хан Кушулук, они сумели достигнуть высокого уровня развития. В том числе и в военном деле. Постепенно они стали частью Улуг Улуса, более известного как Золотая Орда. С распадом Орды происходит раскол найманов и дальнейшая ассимиляция другими народами.

Где живут (территория)

Потомки найманов живут в Монголии, Китае, России, Казахстане и Киргизии.
Бурятские найманы живут вместе с западными бурятами в Республике Бурятия. На Алтае потомками найманов стали майманы.

Религия

Религиозные взгляды разнятся в зависимости от района проживания.

До сих пор среди ряда найманов распространено несторианство, признающее Христа, в котором сочетается человеческая и божественная природа. Не менее распространен шаманизм — многие найманы практикуют шаманские ритуалы, танцы и заговоры.

Жизнь

Жилище

С переходом к оседлому образу жизни найманы стали строить деревянные дома. Это было значительно сложнее для них, так как они не владели технологиями строительства, предпочитая селиться в юртах. Для строительства дома использовали дубовые или сосновые бревна. Основную часть дома занимало пространство, где размещалась печь тур-як. Спали найманы на нарах, которые представляли собой помост из досок. Нары также использовались в качестве столов во время трапез. Они служили и для хранения посуды, на них складывали перины и подушки.

Кто такие найманы у казахов. Смотреть фото Кто такие найманы у казахов. Смотреть картинку Кто такие найманы у казахов. Картинка про Кто такие найманы у казахов. Фото Кто такие найманы у казахов

В сундуках хранили одежду и украшения. Сундук мог играть роль стула для почетного гостя. Печь разделяла пространство дома на 2 части. За ней располагалась женская зона, где женщины проводили время вместе с детьми. Сюда запрещалось заходить посторонним, исключение делалось только для свекра и мужа. Если возникала необходимость, к женщинам и детям приходили религиозные деятели и врачи.

Найманы ели из глиняной или деревянной посуды. Зажиточных людей среди них было достаточно много, они в качестве посуды пользовались металлическим чашками. Многие изготавливали посуду сами, ремесленники встречались у найманов редко даже с переходом к оседлому образу жизни. Для собственных нужд изготавливали кувшины, копилки, обжигая глину прямо в печи. Посуда могла быть украшена орнаментом и раскрашена в яркие цвета.

У ханов могло быть два дворца. Один предназначался для зимней стоянки и строился из камня. Другой представлял собой летнюю юрту. Ханские палаты отличались убранством, имели много комнат. Троны украшались дорогими тканями. По левую сторону от хана садилась его жена и наиболее почетные гости. С правой стороны всегда сидели предводители разных племен. Найманские ханы, как и обычные люди, ели за низкими столами. Однако их трапеза была более богатой. Хану надлежало дать каждому гостю по кусочку мяса, и только потом все могли приступить к трапезе.

Внешность

Одежда

Одежда у найманов защищала от скверной погоды и позволяла показать свой статус. По одежде можно было определить семейное положение. Информация о найманских нарядах дошла до наших времен из китайских летописей. Лучше всего описаны найманы, переселившиеся на Алтай.

Среди богатых распространение получили меха, которые хорошо защищали от холода. Сказать точно, какой мех использовался, невозможно. Такой материал с течением времени сохраняется очень плохо. Основными элементами гардероба найманов оставались:

Халат с длинным рукавом был основной верхней одеждой найманов. Он мог быть с отворотом или не иметь его. Халаты застегивали как с правой, так и с левой стороны.

Обычно тканью для пошива халатов служил шелк. Но нередко прибегали к использованию шерсти, ведь речь шла о жизни в холодных краях. Изысканный орнамент украшал одежду многих найманов. В целом он не отличался от узоров, характерных для одежды других тюрков. На поясе найманы носили предметы обихода, у женщин были распространены пряжки, шило. Мужчины пользовались огнивом, ножом и другими принадлежностями. Богатые украшали пояс позолоченной бронзой или покрытый платиной. Пояс воина носил символическое значение и показывал его принадлежность к солдатам. Пояс считался знаком доблести, также он мог показать принадлежность к конкретному сословию.

Кочевой образ жизни требует очень много сил и запасов калорий. Найманы ели жирную пищу, которая помогала сохранить силы. Наиболее распространенными продуктами долгое время оставались рис и баранина. Из них с добавлением трав и овощей найманы готовили плов. Готовить могли на растопленном сале, что делало пищу очень жирной.

В молоко добавляли топленое масло, получая калорийный напиток. Хлебом служили лепешки, которые найманы использовали вместо столовых приборов. Ими можно было зачерпнуть плов и есть как самостоятельное блюдо. В пищу при возможности добавляли много овощей, чтобы поспособствовать лучшему пищеварению.

Традиции

На формирование традиций найманов вновь оказал влияние кочевой образ жизни. Большинство исповедовало языческие религии, был сильно развит фольклор. Длительное время сохранялись верования и почитание духов неба, культа предков и культа волков, с которыми ассоциировали себя все тюрки. Анимизм приобретали черты тотемизма: найманы поклонялись тотемам, которые делали из дерева. Некоторые тотемы имели маленькие размеры и были похожи на фигурки. Такую фигурку можно было взять с собой или поставить у порога, чтобы отгонять злых духов.

Как и у других тюрков, у найманов прижилось гостеприимство. Обязательным считалось угостить путника пищей, дать кров и защиту. Иерархия среди найманов была строгой. Слово мужа и отца воспринималось как закон. Каждый должен был уважать старшего и слушать его слово. Женщина играла роль матери и помощницы, готовила еду и ухаживала за детьми.

Культура

Государство найманов было достаточно богатым. В Центральной Азии именно они достигли большого развития, что доказывается летописями. Известно, что найманы строили города-крепости, создавали земледельческие оазисы. Были распространены водопровод и канализация, трубы изготавливались из глины. Жаркий климат обязывал поддерживать чистоту, чтобы минимизировать вероятность возникновения распространения инфекций. В резервуарах хранили воду, предназначенную для случаев, когда могли внезапно случиться осады. У найманов были распространены библиотеки и бани.

Ремесленных мастерских было немного, однако существовало ювелирное дело. Украшения всегда ценились и использовались в качестве оберегов.

Фольклор

Тюркский фольклор стал для найманов очень важным. С детства они узнавали о великом Тенгри, вокруг которого создали культ тенгрианства. Прародительницей всех тюрков считалась богиня Умай. Ее имя дословно означает «лебедь». Считалось, что если удастся увидеть лебедя, летящего в небе, человек становился удачливым.

Легенда об Умай гласит, что богиня однажды нырнула в глубокое озеро и достала из него землю. Эта земля превратилась в горы, растения и животных. Есть и другая легенда, гласящая о сотворении мира из яйца богини. Влияние культа Умай было настолько велико, что хана и его супругу приравнивали к богине, считалось также, что каждый правитель подобен Тенгри. Умай часто изображали с золотой чашей, в которой было налито молоко. Молоко имело оказывало эффект. Если ребенок заболевал, его отпаивали молоком, прося богиню о выздоровлении. В знак почтения Умай женщины найманов носили серьги с трилистником — символом богини-лебедя.

Видео

Источник

Взлеты и падения найманов

“КАРАВАН” продолжает повествование о казахских родах, в этот раз мы изучали богатейшую историю найманов. С древнейшего времени они были во главе более 20 империй и каганатов, сегодня это один из самых многочисленных родов внутри Казахстана. Считается, что по всему миру живут несколько миллионов их представителей.

Загадка происхождения

Безусловно, чтобы рассказать полную историю найманов, не хватит газетной полосы, поэтому остановимся на основных вехах. Наш эксперт – Рахимгазы КАБДЫКАРИМ – в прошлом году выпустил в свет монументальный труд “Великие каганаты и империи найманов”, в котором можно почерпнуть много информации.

Кто такие найманы у казахов. Смотреть фото Кто такие найманы у казахов. Смотреть картинку Кто такие найманы у казахов. Картинка про Кто такие найманы у казахов. Фото Кто такие найманы у казахов

– В письменных источниках указывается первое государство кочевников на территории Казахстана, это огромное объединение было государством огузов, – рассказывает автор. – Имя правителя огузского государства было Языкай-хан. Если вспомнить книгу Абулгази-хана “Родословная тюрков”, то указано, что у Ноя было три сына. У третьего из них, Яфеса, было восемь сыновей, у одного из них – Тюрка в седьмом колене был потомок Алынша. У него родились сыновья-двойняшки Могол и Татар. К потомкам Могола относятся Карахан и Гузхан.

В государстве гузов – огузов, где правителем был Огузхан из династии рода Окур (Окреш-Найман), упоминаются роды коныр, шаш, жун и другие. Это государство хана Языкая датируется 1764 годом до нашей эры, то есть оно существовало около 4 тысяч лет назад.

Это первые письменные данные о предках найманов, которые являлись правителями государства и ханами правящей династии огузов. Н. Бичурин, досконально исследовавший корни тюркского вопроса, говорил: “Китайские историки писали, что сын хана из династии Хя (огузов) является ханом хуннов. Имя этого хана хуннов Шун Вей, имя на хунно-найманском языке Шон-бий, сын Ызыкай-хана. Он из династии тогуз- огузов найманов, правивший в 1764 г. до н. э.” Жузы: Лебедь, рак и щука казахской идентичности

Говоря об отце истории Геродоте, давшем описание жизни и быта кочевников Северного Причерноморья, видим, что он назвал их скифами и, изучив кочевников-саков Передней Азии, по аналогии с первыми вывел, что они те же скифы. Арабский историк и географ Мухаммед ибн Муса (780–847 гг.), побывавший в степях Причерноморья, писал: “Скифия – это страна тюрков”. Историк из России Т. Калинина в своих трудах указала уже точнее: “Скифия – это страна тюрков тогуз-огузов”. О том, что тогуз-огузы и тогыз-танбалы найманы – один этнос и что так назывались и называются представители этого большого племени казахов, теперь знают все историки мира. Отсюда вывод, что язык найманов с доисторических времен был и остается тюркоязычным.

В исторической литературе имеется около двадцати версий о названии “найман”, в своей книге Рахимгазы Кабдыкарим приводит 14 различных вариантов происхождения названия этноса “найман”.

– Русский этнограф Аристов выводит название “найман” из названия правого притока реки Катуни – реки Маймы, на севере Алтая, где проживали некоторые роды найманов племенного союза теле с незапамятных времен, – рассказывает автор. – Название “майманы” появилось поздно, казаки, кержаки-тенгрианцы, староверы времен Никона и другие русские переселенцы называли так аборигенов, проживавших на берегах притока Катуни, а реку Найманку трансформировали в Майманку. Эта интерпретация историка Аристова вызывает у наших современников некоторые сомнения. Но есть подтверждение. Историк, писатель В. Чивилихин в книге “Память” пишет: “Я выспрашивал, что означали по-алтайски имена рек Бия, Катунь, Майма, горы Бабур-хан. Мне отвечали, местные алтай кижи, то есть алтайские люди, в старину реку называли Найман. Найман – род у алтай кижи”. Еще в 1928–1930 годах академики С. Руденко и А. Самойлович были на Алтае на археологических раскопках.

И Самойлович пишет: “В общем найманы Чуйской долины принадлежат к родам баганалы-найман, балталы-найман, бура-найман, каратай-найман и к их подразделениям саргалдак, кожас, актаз и другим, которые из-за заселения аргынами земель вокруг Караганды, Павлодара и Семипалатинска в конце XVIII и начале XIX века переселились к родственным аборигенам к катуньским найманам”.

В алтайском языке фонемы “м/н” и “п/б” взаимозаменяемы, поэтому одни называют себя найманами, а русские переселенцы – майманами. В Онгудайском, Шебалинском, Усть-Коксинском районах и в городе Горно-Алтайске майманы называют себя пура-майманы, каратай-майманы и прочие, но при рассмотрении их подродов они оказались бура-найманами, баганалы-найманами, балталы-найманами, каратай-найманами из племени саржомарт-найманов, – рассказывает Рахимгазы Кабдыкарим.

Образование государства найманов

В 840 году в центральноазиатских степях произошло важное событие: Уйгурский каганат был разгромлен восставшими кыргызами и найманами тогуз-огузами.

– Войсками кыргызов и найманов была захвачена столица уйгуров Ордабалык. В 843 году кыргызский правитель Хэсо Чуб отправил двадцать соколов в подарок императору найманов Тайцзун Узуну, династии Тан (Китай), и послание, чтобы Танский Китай признал его каганат. Император Танского Китая Тайцзун, по прозвищу Узун, выдал кыргызскому хану грамоту о признании Кыргызского каганата, но только с центром на Енисее. Так как не хотел по соседству иметь сегодня данника, а завтра врага. Император династии Тан Тайцзун, сын садыр-наймана Ли Юаня, напомнил кыргызскому кагану о том, что правители найманов издревле родственны кыргызским правителям по материнской линии, и не советовал разрывать дружбу с цзюбу (найманами) на Хангае (территория Монголии). Также он полагал, что нельзя оставлять уйгуров ни в пределах Хангая, ни рядом с Великой стеной. Кыргызские войска совершили поход в Восточный Туркестан до верховьев Иртыша, по следу миграции уйгуров, и нанесли несколько поражений, что способствовало продвижению уйгуров дальше Турфана и Хотана. Окончательному разгрому уйгуров послужило еще то, что с юга выступили войска найманов империи Тан (Китай) и тибетская конница. Самый последний хан уйгуров Юкук, пожелавший реставрировать свой каганат, был убит тогуз-огузами найманами в 847 году. Тогуз-огузы найманы остались на Хангае, столицей стал переименованный в Карабалык уйгурский город Ордабалык.

Найманы Хангая избрали своего Далай-хана и стали обустраивать свое государство. С этого периода (840 год) считается образование Найманского каганата. Найманы стали суверенным народом.

Историк А. Кадырбаев, академик, д. и. н., весьма правдиво определил родовой состав союза цзюбу, указав, что это найманы из восьми родов и назывались сегиз-огузы. По поводу найманов Хангая И. Березин писал: “После падения уйгуро-орхонского ханства тогуз-огузы во главе родов теле и других тюркоязычных родов образовали союз родов цзюбу, или государство найманское”.

Кто такие найманы у казахов. Смотреть фото Кто такие найманы у казахов. Смотреть картинку Кто такие найманы у казахов. Картинка про Кто такие найманы у казахов. Фото Кто такие найманы у казахов

Кидани-каракитаи, правители Китая, задолго до 907 года назвали хуннов цзюбу (союзом восьми племен), то есть найманами. Энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона прямо назвал найманов “самым сильным тюркским племенным объединением Хангая того времени”. Советская историческая энциклопедия указывала на “тюркское наименование найманов – сегиз-огузы”, но это название имеет изъян. Тунгусское числительное “наймаан” означает по счету восьмой, а не восемь. Поэтому стоит задуматься, что термин «наймаан» не от числительного восемь. Родов было больше. Тогуз-огузы – не кто иные, как тогуз-танбалы найманы, то есть девятиродовые (девятигербовые) найманы. Их называли сегиз-огузы от основных восьмигербовых кровнородственных родов. Они были и девятиплеменные тогуз-огузы (с девятым родом домбаул). Они были и десятиплеменные, то есть оногур-найманы с другими родами, ведь число родов доходило до шестнадцати, но основное ортодоксальное древнейшее название тогуз-танбалы найманы – тогуз-огузы осталось на века и сохранилось до сих пор.

В истории Монгольской Народной Республики и в государственной школьной программе по географии МНР земли проживания тогуз-огузов времен Тюркского и Уйгурского каганатов полностью совпадают с территорией государства найманов до завоеваний Чингисхана, и указано, что найманы – это бывшие тогуз-огузы. Загадка происхождения аргынов

Империи и каганаты

С незапамятных времен известны следующие названия родов найманов: торт телегетаи – каракерей, матай, садыр, тортул; от Сарыжомарта – баганалы, балталы, бура, каратай, кокжарды, байдалы, баржаксы, жансары, шайкоз; от Елата – домбаул-тертамгалы, балгалы, кыйдаи-кидани.

– Ведомые своими правителями найманы оказывались во многих уголках Евразии и основывали государственные образования. Этим объясняется обширная география расселения родов найманов по всей Азии и Европе, – поясняет Рахимгазы Кабдыкарим. – Даже известный Найманский каганат 840–940–1218 годов не имел в своем составе всех родов найманов. Они из-за рассеянности по белу свету компактно проживали малым количеством родов, и даже бывало в истории, что один род возглавлял династию определенного государства. Найманы с древнейшего времени были во главе более 20 империй и каганатов.

Различными родами найманов были образованы такие государства, как империя матаев Шан (древний Китай) – II в. до н. э., империя царицы Боарикс оногор-найманов в Закавказье – II в. до н. э., империя хана матаев Мадия-Мидия на севере Ирана – VI в. до н. э., империя найманов-гиксосов в Египте – около XVIII в. до н. э., Найманский каганат – IX–XIII вв. до н. э., империя Тан садыр-найманов (ранний средневековый Китай) – V–X вв., империя гуннов-найманов Аттилы – IV–V вв., государство (княжество) оногор-найманов в Крыму – VI в., империя Юэбань на востоке Казахстана – III–VIII вв., Киевский каганат – X в., каганат Караханидов – IX–XIII вв., империя Кушлук-хана в Семиречье – XIII в., империя наймана Тимура – XIV в. и другие.

– Эти государства имели взлеты и падения. Народ найманов всегда лелеял мечту о своем государстве. Этим объясняется многовековое противостояние Тюркским каганатам и 25-летняя война Найманского каганата против вероломных орд Чингисхана, – рассказывает наш эксперт. – Но и, потерпев поражение, найманы в империи монголов себя держали независимо со времен кагана Угедея. Находясь в империи монголов, они составляли большинство в войсках любых ханов, а в период пятилетнего правления императрицы Торегана-хатун вернули титул торе и царское звание окреш-найман.

Во время раскола Синей Орды часть найманов оказалась в Казахском ханстве, часть – в ханстве Шейбанидов, которые были одной из династий при основании Узбекской государственности. Будучи в Казахском ханстве, тысячи найманов сложили свои горячие головы за независимость, потому что больше других родов подвергались на ее юго-восточной границе нападению джунгар (ойратов). Протяженностью общей границы с ойратами объясняется большое количество людей втянутых в войну, поэтому число найманских батыров превышает общее число батыров всех остальных казахских родов, вместе взятых. Найманы участвовали во всех войнах и восстаниях казахского народа против русских колонизаторов. Честный, прямолинейный народ не переносил обмана, хитрости, предательства. Выбирал ли казахский народ себе ханов?

Где проживают сегодня?

Сегодня считается, что найманы являются самыми многочисленными среди других казахских родов, проживающих за границей. Этнос рассеян по всей Азии и Европе.

За пределами Казахстана найманы проживают в России – на Северном Кавказе, в Алтайском крае, Горном Алтае, Якутии, Бурятии; в Китае – во Внутренней Монголии, в СУАР, Ганьсу; в Монголии – в Баян-Ульгийском районе и на Хангае. Найманы компактно проживают в Афганистане, Иране, Таджикистане, Турции, Узбекистане, Туркменистане, Киргизии, в десятках городов Европы и Азии. Такому их расселению способствовали объективные исторические причины. В Казахстане представители этого рода в основном проживают в Восточно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областях, Павлодарской, Карагандинской, Кызылординской, Алматинской областях.

– Историки указывали, что в домонгольский период число найманов только в Найманском каганате на территории древней Монголии (на Хангае) было более миллиона человек, – отмечает Рахимгазы Кабдыкарим. – В то же время в период расцвета в империи Юэбань на территории древнего Восточного Казахстана число найманов в родах богра (бура), ягма, тортуул, шегели, садыр и других было не меньше.

По словам нашего эксперта, при сравнении изолированно и компактно проживавших родов найманов в Таджикистане и Афганистане со времен войн с Чингисханом с казахами-найманами, проживающими в Республике Казахстан, нет особых различий ни в языке, ни в других отношениях. Кайрат ЗАКИРЬЯНОВ: Чингисхана в Казахстане “рвут” на части

Ну и напоследок задаю вопрос автору книги “Великие каганаты и империи найманов”:

– Почему в народном фольклоре найманам отводят место так называемых “казахских евреев”?

– Я тоже встречал в Интернете такие определения, – отвечает Рахимгазы Кабдыкарим. – Знаете почему? Старший жуз и часть Среднего долгое время были под пятой у Кокандского ханства. Это был забытый край, пока казахи не заняли Семиречье. А найманы проживали на востоке и севере, от Улытау до Алтая, и довольно долго общались с русскими, были грамотнее, образованнее, дальновиднее и имели более передовые взгляды.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кто такие найманы у казахов. Смотреть фото Кто такие найманы у казахов. Смотреть картинку Кто такие найманы у казахов. Картинка про Кто такие найманы у казахов. Фото Кто такие найманы у казахов