Кто такие назореи в ветхом завете
Назир — Назорей
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Принимать обеты могли только по-настоящему Б-гобоязненные люди. Обычный же человек должен придерживаться золотой середины по Рамбаму.
Оглавление
Назир, назорей — кто это такой? [↑]
Назир (в русск. Традиции — Назорей) — человек, принявший на себя обет, то есть определенные ограничения на какой-либо оговоренной срок по законам Торы.
Многие слышали про обет назорейства в связи с историей богатыря Шимшона (Самсон, Самсон-назорей) — известный своей силой герой еврейского народа Шимшон был назиром. Его история и подвиги описаны в книге Судей (Шофтим), главы 13-16.
Обет назорейства — «назирут» — приведен в Торе в недельной главе Насо: «Если мужчина или женщина изречет зарок назорея, посвятить себя в назореи Г-споду, то вина и пьянящего сторониться должен, уксуса винного и уксуса пьянящего не пить, и никакого настоя виноградного не пить, и винограда свежего и сухого не есть» (Насо 6:1-4).
Итак, такому человеку — назиру — запрещено пить вино и виноградный сок, есть виноград, изюм и другие продукты из винограда. Он не должен стричь волосы головы, а также прикасаться к умершему или находиться с ним под одной крышей.
Отношение к принимающему обет назорейства [↑]
В Иудаизме испокон веков было неоднозначное отношение к назорейству. Талмуд и «Шульхан Арух» предостерегают от принятия обетов. А в одном из мидрашей приводится главный критерий, которому должен был соответствовать потенциальный назорей — Богобоязненность.
Почему принятие обетов подходит именно тем людям, которые боятся Б-га?
Магид из Дубно дал ответ на этот вопрос в форме следующей лаконичной притчи.
В местечке жили-были бедняк и вор. Как-то раз они разговорились. Вор взглянул на потрепанную одежду бедняка и с удивлением спросил: «Как тебе удается при такой нищете выдавать замуж дочерей и женить сыновей?»
Его собеседник с готовностью ответил: «Когда у нас появляется на свет ребенок, я ставлю в углу копилку и навешиваю на нее замок. Каждый день я бросаю в копилку одну или несколько мелких монет. Лет за двадцать накапливается приличная сумма, которой хватает на торжество».
Вор разочарованно махнул рукой: «Такой образ жизни мне не подходит. Для тебя замок — это таки замок. А для меня, профессионального взломщика, нет замков, с которыми я не мог бы справиться. Моя копилка долго не продержалась бы».
Богобоязненный еврей, который привык держать себя в рамках, будет продолжать делать это и после принятия обета. А вот его менее серьезный собрат, который привык выходить из рамок, вряд ли сможет соблюсти новые ограничения.
Разница между нами и поколениями эпохи Храма [↑]
Зачем и почему в эпоху Храма люди становились назореями? Главным образом, из-за пагубной склонности к выпивке. Человек, который злоупотреблял вином, ощущал моральную деградацию, которая могла привести его к разврату.
Недаром Талмуд обращает внимание на то, что главы Торы о «сота» (женщине, подозреваемой в супружеской измене) и о назире идут друг за другом. Тот, кто был свидетелем процедуры, производимой с «сота» из-за ее морального падения, должен отстраниться от потребления вина, дабы уберечь себя от легкомысленного поведения.
Итак, во время Храма еврей, склонный к излишнему употреблению вина, мог принять на себя тридцатидневный обет, после чего приносил жертву в Храме. Теоретически, такой человек мог после этого продолжать пить вино. Практически же многодневное воздержание от алкоголя входило в привычку, которая, как известно, вторая натура.
Что же делать нашим современникам, которые хотят избавиться от той или иной пагубной склонности? Прежде всего, отказываться от нее «бли недер», что означает: без обета.
Кроме того, им поможет совет Рамбама, который призывал своих читателей придерживаться «средней линии», отдаляясь от крайностей. Если человек скуп или наоборот, транжира, он должен на некоторое время уклониться в обратную сторону, и впоследствии его качества сбалансируются.
Поиск средней линии — это то, что поможет всем нам. Бли недер. Без обета.
Назорей, Назарянин
I. Слово «назорей» происходит от евр. назир, «посвященный», «отделенный», но может иметь отношение и к слову незер, «диадема», «венец» (подразумеваются волосы Н.); см. Числ. 6:7 : «посвящение Богу его на главе его».
III. Обет назорейства включал в себя: а) абсолютное воздержание от вина и других одурманивающих напитков, а также от сырых или сушеных виноградных ягод и от всего того, «что делается из винограда» ( Числ. 6:3–21 ); б) отказ от бритья волос на голове на протяжении всего срока обета назорейства ( Числ. 6:5 ); в) запрещение приближаться к мертвому телу даже в случае смерти ближайших родственников ( Числ. 6:6–21 ). При внезапной смерти к.-л. в присутствии Н. последний считался нечистым в течение последующих семи дней; после этого Н. должен был начать срок назорейства заново, для чего сбривал волосы на голове и приносил жертву ( Числ. 6:9–12 ); г) по исполнении обета Н. должен был принести различные жертвы, сбрить свои волосы перед входом в скинию (позднее – в храм) и положить их на огонь, который горел под мирной жертвой. Потом священник брал сваренное плечо овна от жертвы благодарения, пресный пирог и пресную лепешку и, положив это на руки Н., возносил, потрясая пред Господом (⇒ Жертва потрясания) ( Числ. 6:13–20 ). После этого Н. вновь мог жить обычной жизнью.
IV. Давая обет, Н. всецело посвящал себя Господу, для Которого он был свят ( Числ. 6:8 ) и ради Которого налагал на себя определ. ограничения, не отстраняясь при этом от обычного окружения. Т.о. Н. становился для окружающих живым знамением власти Бога, что в периоды общего забвения завета с Господом не встречало у израильтян понимания ( Ам. 2:11–16 ).
VI. Назарянин [греч. надзаренос], назорей [греч. надзорайос], прозвище Иисуса Христа из ⇒ Назарета ( Мф. 2:23 ; Мф. 26:71 ; Мк. 1:24 ; Мк. 10:47 ; Лк. 4 и др.). Оно связывало Иисуса с Назаретом, Его родиной, но у Матфея, возможно, по произношению и по смыслу слово «назорей» ассоциировалось и с евр. незер («отрасль») в пророчестве Исаии ( Ис. 11:1 ). Позднее иудеи прозвали христианство «назорейской ересью» ( Деян. 24:5 ).
Назарей — Иисус Христос. 3 факта
Обновление от 21.12.2017
Что значит Назарей?
На уроке онлайн по изучению Библии мы встретили следующее место:
10 то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав.
(Деян.4:10)
Вопрос относительно «Назарея». Это обозначение обета назарея или уточнение по месту жизни Иисуса, город Назарет?
Назарянин — прозвище или обет?
Как мы видим из материала ниже, есть несколько значений:
Есть путаница и она связана со значениями слов:
Когда мы говорим об Иисусе, что Он Назарянин, мы не должны подразумевать обет назОрейства.
Идет речь именно о месте Его жизни.
Назорей — обет
Назорей — отделенный, посвященный.
Назорей — человек, полностью посвященный Богу, по добровольному обету и на определенное время или от самого рождения, как Самсон, Самуил и Иоанн Креститель.
Назорей по закону не должен был стричь волос, пить вина и прикасаться к мертвому телу в течение всего времени назорейства.
Мы будем правы, если заметим, что Иисус полностью посвятил Себя Богу, но был ли Иисус Назореем, потому связал Себя с обетом назорея?
Давайте посмотрим Чис 6:7: «посвящение Богу его на главе его».
II. Постановление о назорействе приведено в Чис 6. У израильтян обет назорейства мог дать любой человек — мужчина или женщина, — если считал необходимым посвятить себя Богу на определенное время или на всю жизнь.
В исключитительных случаях человек еще до рождения был предназначен в назореи Богом (как, например, Самсон; Суд 13:5,14) или собственной матерью (как, например, Самуил; 1Цар 1:11).
III. Обет назорейства включал в себя:
а) абсолютное воздержание от вина и других одурманивающих напитков, а также от сырых или сушеных виноградных ягод и от всего того, «что делается из винограда» (Чис 6:3 и след.);
б) отказ от бритья волос на голове на протяжении всего срока обета назорейства (ст. 5);
в) запрещение приближаться к мертвому телу даже в случае смерти ближайших родственников (ст. 6 и след.). При внезапной смерти кого-либо в присутствии назорея последний считался нечистым в течение последующих семи дней; после этого назорей должен был начать срок назорейства заново, для чего сбривал волосы на голове и приносил жертву (ст. 9-12);
г) по исполнении обета назорей должен был принести различные жертвы, сбрить свои волосы перед входом в скинию (позднее — в храм) и положить их на огонь, который горел под мирной жертвой. Потом священник брал сваренное плечо овна от жертвы благодарения, пресный пирог и пресную лепешку и, положив это на руки назорея, возносил, потрясая пред Господом (-> Жертва потрясания) (ст. 13-20).
После этого назорея вновь мог жить обычной жизнью.
IV. Давая обет, назорея всецело посвящал себя Господу, для Которого он был свят (Чис 6:8) и ради Которого налагал на себя определенные ограничения, не отстраняясь при этом от обычного окружения.
Таким образом назорей становился для окружающих живым знамением власти Бога, что в периоды общего забвения завета с Господом не встречало у израильтян понимания (Ам 2:11 и след.).
V. Образ жизни Иоанна Крестителя, призванного еще до своего рождения (Лк 1:15), напоминает тот, что должен был вести назорей; но Иоанн вел более строгую жизнь, чем того требовали предписания для назорея (Мф 3:4).
О людях, вероятно, принявших обет назорейства, говорится в Деян 21:24,26.
Назарет — город
Назарет (возможно, «стражница»), город в Галилее, родной город Иисуса Христа, в Ветхом Завете не упоминается.
Современный Назарет [новоевр. Нацрат, араб. Эн-Назира] расположен на высоте 350-400 м на юж. склоне горы Джебель-эс-Сих: отсюда можно увидеть панораму всей Израельской равнины.
Через небольшой в новозаветные времена Назарет (см. Ин 1:46) проходил оживленный торговый путь из Дамаска в Египет, что, несомненно, налагало свой отпечаток на городскую жизнь.
Иисус покинул Назарет в начале Своего общественного служения; позднее на Своей родине Ему пришлось столкнуться с неверием в Себя.
В наши дни в Назарете показывают синагогу, где Иисус говорил об исполнении обетования, возвещенного через Исаию (Лк 4:16 и след.), а также место, откуда, по преданию, Его хотели сбросить (ст. 29).
Назарянин — прозвище
Назарянин — прозвище Иисуса, под которым Он был известен в народе.
23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.
(Матф.2:23)
24 оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.
(Мар.1:24)
67 и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином.
(Мар.14:67)
34 оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.
(Лук.4:34)
19 И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом;
(Лук.24:19)
Заметили, что в Матф.2:23 указано Назореем?
Назореем:
Nazwrai_ov
назорей, назарянин.
Греческий лексикон Стронга (с) Bob Jones University
Придя туда, он поселился в городе под названием Назарет. Иосиф сделал так, чтобы исполнились предсказания пророка о том, что нарекут Его Назареем.
Оставляйте свои комментарии, будет интересно узнать ваше мнение.
Назорей
1) (от евр. «незир» — отделенный, посвященный) человек, посвящённый во времена Ветхого Завета на особое служение Богу посредством принятия ряда обетов ( Числ.6 ). Назореем был судия Самсон ( Суд.13:5 );
На чём основано и в чём заключалось назорейское служение?
Назореями, во времена Ветхого Завета, назывались люди, посвящавшие себя Богу в соответствии с особыми требованиями Моисеева закона. Обет назорейства могли давать как мужчины, так и женщины; как на определённый срок, так и на всю жизнь. Истории Израиля известно несколько исключительных случаев пожизненного посвящения в назореи «от материнской утробы».
Так, будущая мать Самуила, Анна, молясь о даровании чада, дала обет, в случае рождения сына посвятить его Богу, что и исполнила ( 1Цар.1:11 ). Будущие родители Самсона, Маной и его неплодная супруга, получив, наконец, обетование ангела о рождении сына, вместе с тем услышали повеление: по рождении посвятить дитя Богу ( Суд.13:5 ).
В продолжении всего срока обета, назорей не имел права употреблять вино и более крепкие напитки, уксус из вина или напитков, виноград и виноградные продукты. Назореям запрещалось стричь волосы и приближаться к умершим людям. Чтобы не оскверняться, они не могли прикасаться даже и к мертвым родителям, братьям и сестрам ( Чис.6:2-7 ).
В случае внезапной, нечаянной смерти какого-либо человека в присутствии назорея, он осквернял свое назорейство и становился нечистым. В седьмой день после случившегося ему надлежало сбрить волосы, а в восьмой принести ко входу скинии собрания, к священнику, двух горлиц или двух молодых голубей: одну из птиц — в жертву за грех, а другую — во всесожжение. После же очищения, по освящении головы назорей приступал к исполнению своего обета заново. При этом он должен был принести в жертву повинности однолетнего агнца ( Чис. 6:9-12 ).
По завершении срока действия обета назорей приносил одного однолетнего агнца во всесожжение; одну однолетнюю агницу в жертву за грех и одного овна в жертву мирную; «корзину опресноков из пшеничной муки, хлебов, испеченных с елеем, и пресных лепешек, помазанных елеем, и при них хлебное приношение и возлияние» ( Чис. 6:14-15 ). Затем назорей остригал свою голову, клал свои волосы на огонь, горящий под мирною жертвой. После этого священник брал сваренное плечо жертвенного овна, один пресный пирог из корзины и одну пресную лепешку, клал это на руки назорею, возносил, потрясал перед Господом. Затем назорей мог вести обычную для иудея религиозную жизнь.
В чём состояло духовно-нравственное значение назорейства
Посвящая себя Богу, назорей, во все дни своего назорейства, был «свят Господу» ( Чис. 6:8 ). Как и вообще во времена Ветхого Завета святое отделялось от несвятого (еврейский народ — от всех прочих народов, колено Левия — от остальных колен, скиния — от общей территории и т. д.), назорей отделялся от общего строя жизни еврейского общества, в том числе — от ряда мирских обычаев и плотских удовольствий. Этим он являл пример верности Богу и самоотвержения.
Отказ от пострижения волос служил видимым знаком отказа от низменных побуждений (что, конечно же, соблюдалось далеко не каждым назореем), указывал на единство посвященного с Небесным Царем. Именно в этом ключе становится понятным признание Самсона: «бритва не касалась головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди» ( Суд.16:17 ).
Сам Вседержитель поставлял назорейское служение в один ряд с пророческим: «Из сыновей ваших Я избирал в пророки и из юношей ваших — в назореи» ( Ам. 2:11 ).
Нередко к назореям относят и Иоанна Крестителя — последнего ветхозаветного и вместе с тем новозаветного пророка.
Назорей, назореи
Назорей, мужчина ли то или женщина, мог произносить обет назорейства, т. е. не пить вина и других крепких напитков, отращивать волосы, не входить ни в один дом, в котором находилось мертвое тело и, наконец, не присутствовать на похоронах. Если бы кто-либо из лиц мужского или женского пола случайно умер в присутствии кого-либо из назореев, тогда он должен был снова выдерживать весь срок своего обета, т. е. назорейства.
Этот обет давался вообще на восемь дней, иногда на месяц, а иногда и на всю жизнь. Когда же кончался срок оного, то назорей приносил жертву в храм, затем священник отрезал у него часть волос и сжигал их на жертвеннике, после чего назорей освобождался от своего обета и мог опять пить вино ( Чис. VI ).
Некоторые назореи на всю жизнь посвящались Богу их родителями с самой колыбели и оставались таковыми до самой своей смерти: во всю жизнь они не пили вина и не стригли себе волос. Таковы были, напр., Самсон, пр. Самуил и Иоанн Креститель ( Суд. XIII:4, 5 ; Лк.I, 15 ; IЦар. I, 11 ).
Лица, произнесшие обет назорейства вне Палестины и не имевшие возможности явиться в храм по окончании своего обета, довольствовались хранением воздержания, требуемого законом, и обрезанием своих волос у себя дома в той местности, в которой проживали. Приношения и жертвы, которые по предписанию закона Моисеева они должны были лично приносить в храме, откладывались ими тогда до более удобного случая, т. е. до времени посещения Иерусалима. Посему-то св. ап. Павел, произнесши обет, подобный назорейскому, бывший в Коринфе, остриг себе волосы в Кенкреях, но отложил полное исполнение своего обета до времени своего прибытия в Иерусалим ( Деян. XVIII, 18 ). Назореи составляли сами по себе секту или класс, подобно пророкам, и служили примером самоотвержения и святой жизни ( Ам. II, 11, 12 ).
Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»