Кто такие назореи в ветхом завете

Назир — Назорей

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Принимать обеты могли только по-настоящему Б-гобоязненные люди. Обычный же человек должен придерживаться золотой середины по Рамбаму.

Оглавление

Назир, назорей — кто это такой? [↑]

Назир (в русск. Традиции — Назорей) — человек, принявший на себя обет, то есть определенные ограничения на какой-либо оговоренной срок по законам Торы.

Многие слышали про обет назорейства в связи с историей богатыря Шимшона (Самсон, Самсон-назорей) — известный своей силой герой еврейского народа Шимшон был назиром. Его история и подвиги описаны в книге Судей (Шофтим), главы 13-16.

Обет назорейства — «назирут» — приведен в Торе в недельной главе Насо: «Если мужчина или женщина изречет зарок назорея, посвятить себя в назореи Г-споду, то вина и пьянящего сторониться должен, уксуса винного и уксуса пьянящего не пить, и никакого настоя виноградного не пить, и винограда свежего и сухого не есть» (Насо 6:1-4).

Итак, такому человеку — назиру — запрещено пить вино и виноградный сок, есть виноград, изюм и другие продукты из винограда. Он не должен стричь волосы головы, а также прикасаться к умершему или находиться с ним под одной крышей.

Отношение к принимающему обет назорейства [↑]

В Иудаизме испокон веков было неоднозначное отношение к назорейству. Талмуд и «Шульхан Арух» предостерегают от принятия обетов. А в одном из мидрашей приводится главный критерий, которому должен был соответствовать потенциальный назорей — Богобоязненность.

Почему принятие обетов подходит именно тем людям, которые боятся Б-га?

Магид из Дубно дал ответ на этот вопрос в форме следующей лаконичной притчи.

В местечке жили-были бедняк и вор. Как-то раз они разговорились. Вор взглянул на потрепанную одежду бедняка и с удивлением спросил: «Как тебе удается при такой нищете выдавать замуж дочерей и женить сыновей?»

Его собеседник с готовностью ответил: «Когда у нас появляется на свет ребенок, я ставлю в углу копилку и навешиваю на нее замок. Каждый день я бросаю в копилку одну или несколько мелких монет. Лет за двадцать накапливается приличная сумма, которой хватает на торжество».

Вор разочарованно махнул рукой: «Такой образ жизни мне не подходит. Для тебя замок — это таки замок. А для меня, профессионального взломщика, нет замков, с которыми я не мог бы справиться. Моя копилка долго не продержалась бы».

Богобоязненный еврей, который привык держать себя в рамках, будет продолжать делать это и после принятия обета. А вот его менее серьезный собрат, который привык выходить из рамок, вряд ли сможет соблюсти новые ограничения.

Разница между нами и поколениями эпохи Храма [↑]

Зачем и почему в эпоху Храма люди становились назореями? Главным образом, из-за пагубной склонности к выпивке. Человек, который злоупотреблял вином, ощущал моральную деградацию, которая могла привести его к разврату.

Недаром Талмуд обращает внимание на то, что главы Торы о «сота» (женщине, подозреваемой в супружеской измене) и о назире идут друг за другом. Тот, кто был свидетелем процедуры, производимой с «сота» из-за ее морального падения, должен отстраниться от потребления вина, дабы уберечь себя от легкомысленного поведения.

Итак, во время Храма еврей, склонный к излишнему употреблению вина, мог принять на себя тридцатидневный обет, после чего приносил жертву в Храме. Теоретически, такой человек мог после этого продолжать пить вино. Практически же многодневное воздержание от алкоголя входило в привычку, которая, как известно, вторая натура.

Что же делать нашим современникам, которые хотят избавиться от той или иной пагубной склонности? Прежде всего, отказываться от нее «бли недер», что означает: без обета.

Кроме того, им поможет совет Рамбама, который призывал своих читателей придерживаться «средней линии», отдаляясь от крайностей. Если человек скуп или наоборот, транжира, он должен на некоторое время уклониться в обратную сторону, и впоследствии его качества сбалансируются.

Поиск средней линии — это то, что поможет всем нам. Бли недер. Без обета.

Источник

Назорей, Назарянин

I. Слово «назорей» происходит от евр. назир, «посвященный», «отделенный», но может иметь отношение и к слову незер, «диадема», «венец» (подразумеваются волосы Н.); см. Числ. 6:7 : «посвящение Богу его на главе его».

III. Обет назорейства включал в себя: а) абсолютное воздержание от вина и других одурманивающих напитков, а также от сырых или сушеных виноградных ягод и от всего того, «что делается из винограда» ( Числ. 6:3–21 ); б) отказ от бритья волос на голове на протяжении всего срока обета назорейства ( Числ. 6:5 ); в) запрещение приближаться к мертвому телу даже в случае смерти ближайших родственников ( Числ. 6:6–21 ). При внезапной смерти к.-л. в присутствии Н. последний считался нечистым в течение последующих семи дней; после этого Н. должен был начать срок назорейства заново, для чего сбривал волосы на голове и приносил жертву ( Числ. 6:9–12 ); г) по исполнении обета Н. должен был принести различные жертвы, сбрить свои волосы перед входом в скинию (позднее – в храм) и положить их на огонь, который горел под мирной жертвой. Потом священник брал сваренное плечо овна от жертвы благодарения, пресный пирог и пресную лепешку и, положив это на руки Н., возносил, потрясая пред Господом (⇒ Жертва потрясания) ( Числ. 6:13–20 ). После этого Н. вновь мог жить обычной жизнью.

IV. Давая обет, Н. всецело посвящал себя Господу, для Которого он был свят ( Числ. 6:8 ) и ради Которого налагал на себя определ. ограничения, не отстраняясь при этом от обычного окружения. Т.о. Н. становился для окружающих живым знамением власти Бога, что в периоды общего забвения завета с Господом не встречало у израильтян понимания ( Ам. 2:11–16 ).

VI. Назарянин [греч. надзаренос], назорей [греч. надзорайос], прозвище Иисуса Христа из ⇒ Назарета ( Мф. 2:23 ; Мф. 26:71 ; Мк. 1:24 ; Мк. 10:47 ; Лк. 4 и др.). Оно связывало Иисуса с Назаретом, Его родиной, но у Матфея, возможно, по произношению и по смыслу слово «назорей» ассоциировалось и с евр. незер («отрасль») в пророчестве Исаии ( Ис. 11:1 ). Позднее иудеи прозвали христианство «назорейской ересью» ( Деян. 24:5 ).

Источник

Назарей — Иисус Христос. 3 факта

Обновление от 21.12.2017

Что значит Назарей?

На уроке онлайн по изучению Библии мы встретили следующее место:

10 то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав.
(Деян.4:10)

Вопрос относительно «Назарея». Это обозначение обета назарея или уточнение по месту жизни Иисуса, город Назарет?

Назарянин — прозвище или обет?

Как мы видим из материала ниже, есть несколько значений:

Есть путаница и она связана со значениями слов:

Когда мы говорим об Иисусе, что Он Назарянин, мы не должны подразумевать обет назОрейства.

Идет речь именно о месте Его жизни.

Назорей — обет

Назорей — отделенный, посвященный.

Назорей — человек, полностью посвященный Богу, по добровольному обету и на определенное время или от самого рождения, как Самсон, Самуил и Иоанн Креститель.

Назорей по закону не должен был стричь волос, пить вина и прикасаться к мертвому телу в течение всего времени назорейства.

Мы будем правы, если заметим, что Иисус полностью посвятил Себя Богу, но был ли Иисус Назореем, потому связал Себя с обетом назорея?

Давайте посмотрим Чис 6:7: «посвящение Богу его на главе его».

II. Постановление о назорействе приведено в Чис 6. У израильтян обет назорейства мог дать любой человек — мужчина или женщина, — если считал необходимым посвятить себя Богу на определенное время или на всю жизнь.

В исключитительных случаях человек еще до рождения был предназначен в назореи Богом (как, например, Самсон; Суд 13:5,14) или собственной матерью (как, например, Самуил; 1Цар 1:11).

III. Обет назорейства включал в себя:

а) абсолютное воздержание от вина и других одурманивающих напитков, а также от сырых или сушеных виноградных ягод и от всего того, «что делается из винограда» (Чис 6:3 и след.);

б) отказ от бритья волос на голове на протяжении всего срока обета назорейства (ст. 5);

в) запрещение приближаться к мертвому телу даже в случае смерти ближайших родственников (ст. 6 и след.). При внезапной смерти кого-либо в присутствии назорея последний считался нечистым в течение последующих семи дней; после этого назорей должен был начать срок назорейства заново, для чего сбривал волосы на голове и приносил жертву (ст. 9-12);

г) по исполнении обета назорей должен был принести различные жертвы, сбрить свои волосы перед входом в скинию (позднее — в храм) и положить их на огонь, который горел под мирной жертвой. Потом священник брал сваренное плечо овна от жертвы благодарения, пресный пирог и пресную лепешку и, положив это на руки назорея, возносил, потрясая пред Господом (-> Жертва потрясания) (ст. 13-20).

После этого назорея вновь мог жить обычной жизнью.

IV. Давая обет, назорея всецело посвящал себя Господу, для Которого он был свят (Чис 6:8) и ради Которого налагал на себя определенные ограничения, не отстраняясь при этом от обычного окружения.

Таким образом назорей становился для окружающих живым знамением власти Бога, что в периоды общего забвения завета с Господом не встречало у израильтян понимания (Ам 2:11 и след.).

V. Образ жизни Иоанна Крестителя, призванного еще до своего рождения (Лк 1:15), напоминает тот, что должен был вести назорей; но Иоанн вел более строгую жизнь, чем того требовали предписания для назорея (Мф 3:4).

О людях, вероятно, принявших обет назорейства, говорится в Деян 21:24,26.

Назарет — город

Назарет (возможно, «стражница»), город в Галилее, родной город Иисуса Христа, в Ветхом Завете не упоминается.

Современный Назарет [новоевр. Нацрат, араб. Эн-Назира] расположен на высоте 350-400 м на юж. склоне горы Джебель-эс-Сих: отсюда можно увидеть панораму всей Израельской равнины.

Через небольшой в новозаветные времена Назарет (см. Ин 1:46) проходил оживленный торговый путь из Дамаска в Египет, что, несомненно, налагало свой отпечаток на городскую жизнь.

Иисус покинул Назарет в начале Своего общественного служения; позднее на Своей родине Ему пришлось столкнуться с неверием в Себя.

В наши дни в Назарете показывают синагогу, где Иисус говорил об исполнении обетования, возвещенного через Исаию (Лк 4:16 и след.), а также место, откуда, по преданию, Его хотели сбросить (ст. 29).

Назарянин — прозвище

Назарянин — прозвище Иисуса, под которым Он был известен в народе.

23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.
(Матф.2:23)

24 оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.
(Мар.1:24)

67 и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином.
(Мар.14:67)

34 оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.
(Лук.4:34)

19 И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом;
(Лук.24:19)

Заметили, что в Матф.2:23 указано Назореем?

Назореем:
Nazwrai_ov
назорей, назарянин.
Греческий лексикон Стронга (с) Bob Jones University

Придя туда, он поселился в городе под названием Назарет. Иосиф сделал так, чтобы исполнились предсказания пророка о том, что нарекут Его Назареем.

Оставляйте свои комментарии, будет интересно узнать ваше мнение.

Источник

Назорей

1) (от евр. «незир» — отде­лен­ный, посвя­щен­ный) чело­век, посвя­щён­ный во вре­мена Вет­хого Завета на особое слу­же­ние Богу посред­ством при­ня­тия ряда обетов ( Числ.6 ). Назо­реем был судия Самсон ( Суд.13:5 );

На чём осно­вано и в чём заклю­ча­лось назо­рей­ское слу­же­ние?

Назо­ре­ями, во вре­мена Вет­хого Завета, назы­ва­лись люди, посвя­щав­шие себя Богу в соот­вет­ствии с осо­быми тре­бо­ва­ни­ями Мои­се­ева закона. Обет назо­рей­ства могли давать как муж­чины, так и жен­щины; как на опре­де­лён­ный срок, так и на всю жизнь. Исто­рии Изра­иля известно несколько исклю­чи­тель­ных слу­чаев пожиз­нен­ного посвя­ще­ния в назо­реи «от мате­рин­ской утробы».

Так, буду­щая мать Саму­ила, Анна, молясь о даро­ва­нии чада, дала обет, в случае рож­де­ния сына посвя­тить его Богу, что и испол­нила ( 1Цар.1:11 ). Буду­щие роди­тели Сам­сона, Маной и его неплод­ная супруга, полу­чив, нако­нец, обе­то­ва­ние ангела о рож­де­нии сына, вместе с тем услы­шали пове­ле­ние: по рож­де­нии посвя­тить дитя Богу ( Суд.13:5 ).

В про­дол­же­нии всего срока обета, назо­рей не имел права упо­треб­лять вино и более креп­кие напитки, уксус из вина или напит­ков, вино­град и вино­град­ные про­дукты. Назо­реям запре­ща­лось стричь волосы и при­бли­жаться к умер­шим людям. Чтобы не осквер­няться, они не могли при­ка­саться даже и к мерт­вым роди­те­лям, бра­тьям и сест­рам ( Чис.6:2-7 ).

В случае вне­зап­ной, неча­ян­ной смерти какого-либо чело­века в при­сут­ствии назо­рея, он осквер­нял свое назо­рей­ство и ста­но­вился нечи­стым. В седь­мой день после слу­чив­ше­гося ему над­ле­жало сбрить волосы, а в вось­мой при­не­сти ко входу скинии собра­ния, к свя­щен­нику, двух горлиц или двух моло­дых голу­бей: одну из птиц — в жертву за грех, а другую — во все­со­жже­ние. После же очи­ще­ния, по освя­ще­нии головы назо­рей при­сту­пал к испол­не­нию своего обета заново. При этом он должен был при­не­сти в жертву повин­но­сти одно­лет­него агнца ( Чис. 6:9-12 ).

По завер­ше­нии срока дей­ствия обета назо­рей при­но­сил одного одно­лет­него агнца во все­со­жже­ние; одну одно­лет­нюю агницу в жертву за грех и одного овна в жертву мирную; «кор­зину опрес­но­ков из пше­нич­ной муки, хлебов, испе­чен­ных с елеем, и прес­ных лепе­шек, пома­зан­ных елеем, и при них хлеб­ное при­но­ше­ние и воз­ли­я­ние» ( Чис. 6:14-15 ). Затем назо­рей остри­гал свою голову, клал свои волосы на огонь, горя­щий под мирною жерт­вой. После этого свя­щен­ник брал сва­рен­ное плечо жерт­вен­ного овна, один прес­ный пирог из кор­зины и одну прес­ную лепешку, клал это на руки назо­рею, воз­но­сил, потря­сал перед Гос­по­дом. Затем назо­рей мог вести обыч­ную для иудея рели­ги­оз­ную жизнь.

В чём состо­яло духовно-нрав­ствен­ное зна­че­ние назо­рей­ства

Посвя­щая себя Богу, назо­рей, во все дни своего назо­рей­ства, был «свят Гос­поду» ( Чис. 6:8 ). Как и вообще во вре­мена Вет­хого Завета святое отде­ля­лось от несвя­того (еврей­ский народ — от всех прочих наро­дов, колено Левия — от осталь­ных колен, скиния — от общей тер­ри­то­рии и т. д.), назо­рей отде­лялся от общего строя жизни еврей­ского обще­ства, в том числе — от ряда мир­ских обы­чаев и плот­ских удо­воль­ствий. Этим он являл пример вер­но­сти Богу и само­от­вер­же­ния.

Отказ от постри­же­ния волос служил види­мым знаком отказа от низ­мен­ных побуж­де­ний (что, конечно же, соблю­да­лось далеко не каждым назо­реем), ука­зы­вал на един­ство посвя­щен­ного с Небес­ным Царем. Именно в этом ключе ста­но­вится понят­ным при­зна­ние Сам­сона: «бритва не каса­лась головы моей, ибо я назо­рей Божий от чрева матери моей; если же остричь меня, то отсту­пит от меня сила моя; я сде­ла­юсь слаб и буду, как прочие люди» ( Суд.16:17 ).

Сам Все­дер­жи­тель постав­лял назо­рей­ское слу­же­ние в один ряд с про­ро­че­ским: «Из сыно­вей ваших Я изби­рал в про­роки и из юношей ваших — в назо­реи» ( Ам. 2:11 ).

Нередко к назо­реям отно­сят и Иоанна Кре­сти­теля — послед­него вет­хо­за­вет­ного и вместе с тем ново­за­вет­ного про­рока.

Источник

Назорей, назореи

Назорей, мужчина ли то или женщина, мог произносить обет назорейства, т. е. не пить вина и других крепких напитков, отращивать волосы, не входить ни в один дом, в котором находилось мертвое тело и, наконец, не присутствовать на похоронах. Если бы кто-либо из лиц мужского или женского пола случайно умер в присутствии кого-либо из назореев, тогда он должен был снова выдерживать весь срок своего обета, т. е. назорейства.

Этот обет давался вообще на восемь дней, иногда на месяц, а иногда и на всю жизнь. Когда же кончался срок оного, то назорей приносил жертву в храм, затем священник отрезал у него часть волос и сжигал их на жертвеннике, после чего назорей освобождался от своего обета и мог опять пить вино ( Чис. VI ).

Некоторые назореи на всю жизнь посвящались Богу их родителями с самой колыбели и оставались таковыми до самой своей смерти: во всю жизнь они не пили вина и не стригли себе волос. Таковы были, напр., Самсон, пр. Самуил и Иоанн Креститель ( Суд. XIII:4, 5 ; Лк.I, 15 ; IЦар. I, 11 ).

Лица, произнесшие обет назорейства вне Палестины и не имевшие возможности явиться в храм по окончании своего обета, довольствовались хранением воздержания, требуемого законом, и обрезанием своих волос у себя дома в той местности, в которой проживали. Приношения и жертвы, которые по предписанию закона Моисеева они должны были лично приносить в храме, откладывались ими тогда до более удобного случая, т. е. до времени посещения Иерусалима. Посему-то св. ап. Павел, произнесши обет, подобный назорейскому, бывший в Коринфе, остриг себе волосы в Кенкреях, но отложил полное исполнение своего обета до времени своего прибытия в Иерусалим ( Деян. XVIII, 18 ). Назореи составляли сами по себе секту или класс, подобно пророкам, и служили примером самоотвержения и святой жизни ( Ам. II, 11, 12 ).

Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *