Кто такие нохчи и вайнахи

Кто такие нохчи и вайнахи. Смотреть фото Кто такие нохчи и вайнахи. Смотреть картинку Кто такие нохчи и вайнахи. Картинка про Кто такие нохчи и вайнахи. Фото Кто такие нохчи и вайнахиBERG. man Tbilisi

Кто такие нохчи и вайнахи. Смотреть фото Кто такие нохчи и вайнахи. Смотреть картинку Кто такие нохчи и вайнахи. Картинка про Кто такие нохчи и вайнахи. Фото Кто такие нохчи и вайнахи

Чече́нцы, самоназв. но́хчий, нахче — народ, проживающий на Северном Кавказе, коренное население Чечни.

В российском кавказоведении до революции 1917 года и в первые десятилетия советского периода исследователи в этноним «чеченцы» часто объединяли все нахские народы, включая ингушей (галгай), бацбийцев/цова-тушин (бацби) и кистин/кистинцев Грузии.

Есть версия, что этноним «чеченцы» этому народу дали русские, от названия крупного селения Чечен-аул или как называют его сами чеченцы Чечена. Это селение долгое время считалось торговым центром Чечни, куда стекались торговцы со всех концов Кавказа. Именно здесь русские впервые повстречали чеченцев.

Другая версия гласит, что именем этого аула называли чеченцев и другие народы Кавказа, ещё задолго до того как здесь появились русские. Известно, что кабардинцы с давних времён используют для чеченцев этноним «шашан», а андо-цезы – «чачан».

Название аула, в свою очередь, восходит ко времени монгольского нашествия. Считается, что на месте аула прежде располагалась ставка монгольского хана Сечена.

Первоначально, название «чеченцы» применялось лишь по отношению к жителям этого села, но позже оно распространилось на всё население Чечни. В XVIII-XIX веках этим термином нередко обозначали и другие вайнахские народы – ингушей и бацбийцев.

Почему чеченцы называют себя «нохчи»

Самим чеченцам это название чуждо. Сами себя они называют нохчи.

Вопрос о происхождении этого термина до сих пор остаётся открытым. Версий на сей счёт несколько.

Одни связывают самоназвание чеченцев с эпонимом Нохчо – так по легенде звали могучего чеченского богатыря.

Другая легенда повествует о неком сирийском царе, который для своего спасения был вынужден бежать на Кавказ. Один из его сыновей по имени Нахчой, поселился в горах Чечни и дал начало чеченскому народу.

Кто такие нохчи и вайнахи. Смотреть фото Кто такие нохчи и вайнахи. Смотреть картинку Кто такие нохчи и вайнахи. Картинка про Кто такие нохчи и вайнахи. Фото Кто такие нохчи и вайнахи

Из сюжета ЧГТРК Грозный

А недавно, не знаю, правда это или нет, в Чечне заявили о якобы найденном в Чеберлоевском районе республики останков Ноева Ковчега.

И закончу одни из комментариев:»легенда одна, вторая и третья, а в целом, никто, ничего не знает».

Источник

Вайнахи: чем на самом деле чеченцы отличаются от ингушей?

Кто такие нохчи и вайнахи. Смотреть фото Кто такие нохчи и вайнахи. Смотреть картинку Кто такие нохчи и вайнахи. Картинка про Кто такие нохчи и вайнахи. Фото Кто такие нохчи и вайнахи

Известно, что ингуши и чеченцы – один народ, разделенный в силу исторических и социально-политических причин. Тем не менее, за недолгий период своего размежевания чеченцы и ингуши успели накопить немало отличий.

В современной этнологии чеченцев и ингушей принято объединять общим термином – «вайнахские народы» (чеч. «вайнах», ингуш. «вейнах» – «наши люди»). Именно так идентифицируют себя представители двух кавказских этносов.

Чеченцы и ингуши не создали своей письменности, в связи с чем их история изучалась по летописям соседних народов.

Зачастую эти сведения были обрывочны и не всегда объективны. Тем не менее, сегодня ученые с полной уверенностью могут сказать, что чеченцы и ингуши являются одними из древнейших жителей Кавказа, принадлежащих к вайнахской языковой группе нахско-дагестанской семьи.

Предков ингушей (самоназвание галга́и) историки находят среди племенного союза аланов, учувствовавшего в Великом переселении народов.

Антрополог Виктор Бунак уверен, что среди ингушей древний кавказский (или кавкасионский) тип сохранился «более чем у кого-либо из других северокавказских народов».

Вот как ингушей описывает Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: «По наружному своему виду ингуш сухощав, строен, среднего роста, с резкими чертами и быстрыми глазами на бледном, смуглом лице; цвет волос по преимуществу черный, нос орлиный, движения торопливы и порывисты».

Чеченцы (самоназвание но́хчий), по одной из гипотез, на исторической сцене появились раньше ингушей. Некоторые исследователи, в том числе антрополог Валерий Алексеев, считают чеченцев потомками хурритов, живших во 2 тысячелетии до нашей эры в северной Месопотамии.

В армянских источниках VII века чеченцы упоминаются как «нахча матьян» («говорящие на языке нохчи»). В документах XVI-XVII столетий можно встретить племенные названия чеченцев – ичкеринцы, ококи, шубуты. В русском языке слово «чеченец» стало транслитерацией терминов бытовавших в среде соседних народов – «цацане», «шашены», «чачане».

Внешний облик чеченцев согласно словарю Брокгауза и Ефрона такой: «высокого роста и хорошо сложены. Женщины отличаются красотой. В антропологическом отношении Чеченцы представляют тип смешанный. Цвет глаз варьирует от чёрного до более или менее тёмно-карего и от голубого до более или менее светло-зелёного. В цвете волос замечаются переходы от чёрного к более или менее тёмно-русому. Нос часто вздёрнутый и вогнутый».

Генетические исследования показали, что современные чеченцы и ингуши хоть и относятся к одной и той же гаплогруппе, в этническом плане неоднородны. Генетик Хусейн Чокаев, опираясь на последние данные исследований, пишет, что общий предок значительной части чечено-ингушского этноса — это представитель субгруппы J2a4b (М67), которая зародилась на территории современной Турции примерно 11,8 тыс. лет назад. Носителями такого гаплотипа были, в том числе, карийцы, минойцы и пеласги. Но если ингуши соответствуют группе J2a4b (М67) на 87%, то чеченцы только на 58%.

Со временем чеченцы большей частью расселились по правым притокам Сунжи и Терека. В равной степени местами их проживания стали горы, предгорья и равнины. Ингуши сосредоточились к западу от чеченских поселений, главным образом в верховьях Сунжи.

Первые признаки разделения единого вайнахского этноса, по мнению исследователей, наметились после 1770 года, когда ингуши приняли российское подданство. Вхождение в состав империи привнесло свои особенности в жизненный уклад этого народа. Размежевание между ингушами и чеченцами еще больше усилилось во время Кавказской войны, с перерывами продолжавшейся с 1817 по 1864 годы.

В годы войны именно Чечня стала главным оплотом сопротивления и очагом военно-религиозного движения мюридизма. Согласно этому учению нравственное и политическое возрождение ислама было возможно лишь после свержения иноверного русского ига. Мюридистская пропаганда Кази-Муллы, Гамзата и Шамиля дала богатые всходы на чеченской почве, в то время как ингуши остались в стороне от «войны за веру».

После окончания Кавказской войны обжитые ингушами места для приграничного спокойствия были заселены казаками, которые оставались там вплоть до прихода на Кавказ Советской власти. В 1921 году на территории бывшей Терской и части бывшей Кубанской областей Российской империи возникла Горская АССР, а в 1936 году на карте появилась Чечено-Ингушская АССР.

После распада Советского Союза чеченцы и ингуши снова пошли разными дорогами: в Чечне активизировались радикальные течения, призывавшие к независимости, а Ингушетия решила остаться в составе России. В новой ситуации граница между Чечней и Ингушетией перестала быть условной и со временем разделила два субъекта федерации – Республику Ингушетия и Чеченскую Республику.

Господствующая религия ингушей и чеченцев – ислам суннитского толка. Впрочем, степень его влияния на оба народа разная. Несмотря на то, что ислам в Северный Кавказ начал проникать еще со времен нашествия Чингисхана, большинство жителей Чечни прияли его только в XVIII столетии. В период Кавказских войн через мюридистское движение ислам настолько укрепился в Чечне, что породил там настоящий религиозный фанатизм.

В Ингушетии ислам адаптировался лишь к середине XIX столетия, однако не пустил там глубоких корней. До недавнего времени немало ингушей все еще оставалось во власти древних домусульманских верований, неотъемлемой частью которых был культ семьи и предков. Этот культ обязывал чтить свои святыни, такие как очаг и надочажную цепь. Возле очага готовили пищу, обсуждали важные вопросы, совершали обряды. Надочажная цепь также сохранила связь с традициями. Когда в ингушский дом входил посторонний человек и хватался за надочажную цепь – он попадал под покровительство хозяина, а если к ней прикасался кровник, то он избавлялся от мести.

Современная Ингушетия в значительной степени живет в русле политической и религиозной свободы, что оказывает влияние и на вероисповедание. Если в Чечне официально признан лишь суфийский ислам, то в Ингушетии большое число сторонников салафизма, который многими воспринимается как радикальное течение ислама.

В отличие от ингушей на религиозное сознание чеченцев оказала влияние напряженная социально-политическая обстановка последних десятилетий, из-за чего салафизм не прижился в общественном пространстве Республики. В свою очередь, особенно среди молодежи, растет интерес и стремление к истинному исламу, в строгом соблюдении всех предписаний Корана и религиозных обрядов.

По мнению этнографов, чеченская культура в большей степени, чем ингушская утратила связь с традиционными ритуалами характерными для вайнахов. Так, ингушей возмущает чеченский обычай давать гостю суп, а не специальное мясное блюдо из баранины, куриного или индюшачьего мяса, что практиковалось испокон веков.

Тоже самое можно сказать и о семейных взаимоотношениях. Ингушский мужчина обычно не знакомится со своей тещей, они не видятся на сватовстве, не пересекаются на семейных торжествах и других мероприятиях. Ингуши очень гордятся эти фактом и считают, что их семьи гораздо крепче чеченских.

Есть отличия и в свадебных обрядах. К примеру, если у чеченцев после показа гостям невеста весь день находится в отдельной комнате, то у ингушей принято, чтобы молодая до вечера стояла в углу главного зала и принимала подарки. Ингушки нередко свадебному платью предпочитают национальные наряды, чеченки в этом плане более современны.

Жизненный уклад чеченцев и ингушей в значительной степени определяется тейповой (клановой) структурой. Ингушские тейпы приято называть еще и «фамилиями». Если чеченский тейп может насчитывать сотни фамилий, то ингушский чаще всего ограничивается несколькими десятками, при этом ингушские фамилии чаще всего имеют доисламские корни, тогда как чеченские преимущественно мусульманские.

Ингушский тейп обычно экзогамен. Браки внутри тейпа конечно встречаются, однако не приветствуются. Чеченцы напротив предпочитают создавать браки внутри своего тейпа, чтобы прочнее сохранять родовые связи.

В Чечне тейпы подчиняются крупным военно-политическим объединениям – тукхумам. Всего их девять. У ингушей такого деления нет. В вайнахской среде ингушей традиционно называют «десятым тукхумом», подчеркивая тем самым близость двух соседних народов.

На данный момент в мире насчитывается около 1 млн. 700 тыс. чеченцев. Кроме Чечни они проживают в Ингушетии, Дагестане, Ставропольском крае, Волгоградской области, Калмыкии, Астраханской, Саратовской, Тюменской области, Северной Осетии, за рубежом их больше всего в Турции, Казахстане, Франции, Австрии, Бельгии.

Общая численность ингушей около 700 тыс. человек. Помимо России они также живут в Киргизии, Украине, Белоруссии, Латвии, Турции, Сирии, Иордании, Ливане.
Источник

Источник

Кто такие нохчи и вайнахи

Чечнцы (самоназв. нхчий) — северокавказский народ, проживающий на Северном Кавказе, основное население Чечни.

Самоназвание чеченцев — нохчий, (в единственном числе нохчо), на сегодняшний день учеными неоспоримо доказана древность происхождения этого этнонима[26], например в форме нахчаматьяне, упоминающемся в «Армянской географии» VII века.

Вайнхи, вайнх, нхские нарды — этническая общность народов и народностей Северного Кавказа (небольшая часть в Грузии) — чеченцы (нохчий), ингуши (галгай) и бацбийцы (бацой). Говорят на родственных нахских языках. Общая численность — свыше 2,5 миллионов человек.

Кто такие Нахи? Это очень тонкий и интересный вопрос. Дело в том, что каждый из нас думает, что, если произносится слово – Нах, то это обязательно, чеченец или ингуш. Нах, это – Люди. Народ. Человечество. А вот чеченцы и ингуши, есть – Вайнахи. Слово – Вай, в переводе с чечено-ингушского языка, означает – Наш! Вай – Наш. Нах – Народ, люди. Наш Народ. Наши Люди. Они, Вайнахи, говорят на Языке Пророка Ноха.

Уже многие годы ученые умы и чеченцев, и грузин, и армян, а может, и других народов трудятся над толкованием самоназвания НОХЧИ. В своих сочинениях некоторые из них выразили мысль, что «нохчи» означает Ноев народ или Народ Ноя, да приветствует его Бог Единый. Эту мысль поддержали и чеченские ученые, которые подтвердили, что на чеченском Нох (Ноах) – это имя Ноя. Что же касается второй составной слова – «чи» или «чий», то здесь мы сталкиваемся с расхождением ученых в объяснении смысла этой частицы. Часто на нее даже не отвлекаются, считая вполне достаточным сам корень «Ноах». На пути к расшифровке данной частицы мы столкнулись с удивительными «совпадениями», которые, впрочем, могут оказаться совсем не совпадениями, а истиной, скрытой многолетней пеленой истории.

Все, что будет сказано далее, ведёт к одной концепции: ЧИ или ЧИЙ означает «люди» или «народ».

ЧИЙ – неоднократно встречается в чеченском языке как форма множественного числа и обозначает некое «скопление, собрание, народ» К примеру, слово ХЬОЗА (птица) – ХЬОЗАР-ЧИЙ (птицы), СЕДА (звезда) – СЕДАР-ЧИЙ (звезды), СТУ (бык) – СТЕР-ЧИЙ (БЫКИ). Таким образом, мы подводим читателя к тому, что, основываясь на вышесказанном, нет никакого сомнения: частица ЧИЙ в слове НОХ-ЧИЙ имеет смысловой, а может и дословный перевод «люди» или «народ». А само слово НОХЧИЙ переводится как «народ Ноя».

Здесь возник еще один вопрос. Дело в том, что «нох» на чеченском означает ещё и «плуг». И тогда выходит, что нохчий дословно переводится как «пахари». Это оказалось было серьёзной пробкой в исследованиях учёных, если бы не был известен один примечательный нюанс: в Библии говорится, что после убийства Каином Авеля, земля была «проклята» и Каин не смог заниматься своим излюбленным делом – земледелием. Своего рода наказание. После же потопа, Господь вновь сделал землю плодородной, и потомки Ноя могли бы заняться возделыванием ее почвы. Здесь-то и пришёл на помощь Ной (Ноах), который вновь воссоздал плуг и научил людей пахать землю. В честь Ноя плуг был назван собственно «нох». Интересно, что эта Библейская история очень похожа на нахское предание о турпале-Нохчо, который фактически сделал то же самое, что и Ной. И я не исключаю, чтолегендарный Нохчо – и есть Ной. Но… Ва ЛлахIу аIламу, Аллах об этом знает лучше.

Каково же было наше удивление, когда подтверждение данному выводу (о значении слова «нохчий») мы нашли и в языке соседнего нам народа – русского. Русские (славяне) – это древний северный сосед нахов, обитавших на Кавказе. Нет никакого сомнения, что уже не первое столетие между нами идёт усиленный культурный обмен. Многое связывает и общая история. Но, на столько ли мы знаем эту общую историю, на сколько она в действительности имеет место быть?

Уважаемый читатель, взгляните: Москва и… к примеру, Томь. Как зовут жителя (уроженца) того и другого города? И так: москвич и томич. Да да! Москви-ч и томи-ч. Напомним, что в чеченских словах последняя гласная подлежащих не произносится?: так, например, слово ДОЗА имеет на конце А, но она не произносится. Итак, москви-ч и томи-ч. Не получается ли, что первое означает «(ча) человек из Москвы», а второе «человек из Томи». Но, что самое интересное, взгляните на форму ихмножественного числа: москви-ЧИ, томи-ЧИ. И вновь, да да! В данном случае мы видим ту же ситуацию, что и в чеченском языке. И таких примеров десятки: смоленичи, новгородичи, комичии многие многие – это система! И если мало этих примеров, то взгляните на данное наблюдение: трюка-ч (человек, делающий трюки)* трюка-ЧИ! Лиха-ч (человек, по нраву лихой) * лиха-ЧИ! Тяга-ч (человек, тянущий за собой)* тяга-ЧИ! Стука-ч (человек, доносящий)* стука-ЧИ И даже названия древних славянских племен: радими-ЧИ, вяти-ЧИ, криви-ЧИ.

Но, как же объяснить такие сходства в двух столь разных языках? Мы скоро подойдём к этому вопросу.

То, что слово ЧА в русском сохранилось и в доподлинном месте тоже можно доказать: ЧЕЛОВЕК. Это слово происходит от ЧЕЛО – лоб. А что за происхождение имеет слово чело? Удивительно, но ЛО в данном случае – это суффикс! Этот суффикс есть и в других русских словах, и нам легко доказать, что слово ЧЕЛО состоит из корня Ча и суффикса ЛО. Итак, слово МЕРИ-ЛО. Происходит от слова мерка. Смотрим: мерка – это действие. В слове мери-ло «мери» означает действие, то есть саму мерку. Но, что же значит ЛО? Смотрим логически… именно! «прибор»! или «предмет» и т.п. Примечательно, что на чеченском ЛО означает ДАЕТ. И выходит, что мери-ло имеет дословный перевод – дающий мерить! не верите? Вот еще пример: свети-ло! Свети (свет) – ло (дает)! И выходит – дающий свет! Разве это не очевидно!? Взгляните, в некоторых чеченских словах (так называемый V-вокал) при спряжении корневая А переходит в Е. этим объясняется переход чАло в чЕло. Этому есть доказательство и среди русских слов: ЖЕРЛО (вулкана)! Жар – ло: дающий жар! И здесь жАрло переходит в жЕрло.

Такая же аналогия и в чеченском: СА (свет) – серло (светило)! То есть «свет дающий». Это поразительно, но это так. Суффикс ЛО присутствует и в названиях тейпов (кланов) у чеченцев: Гучанкхал-ло, саьрба-ло, кIеса-ло, чIебир-ло, гIоьрда-ло, айткхал-ло, энакхал-ло, тIер-ло. В данных случаях ЛО подразумевало принадлежность человека к тейпу.Таким образом, мы подвели читателя к тому, что и в русском языке слово ЧА – человек, сохранилось в первичном варианте. А ЧЕЛО изначально понималось, возможно, как авторитет. Чело значит «дающая человечность». Недаром Лобным местом называли главное место.

Ещё один пример: толма-Ч, толма-ЧИ. Это слово вызывает у нас особенный интерес. Рассмотрим его и однокоренное ему то «толковать». В слове «толмач» корень – ТОЛ. В слове толковать – «ть», «а», «ов» и «к» – это известные и распространенные суффиксы, корень же – ТОЛ. Посмотрите, ТОЛковать означает «объяснять», а толмаЧ – человек, который объясняет, то есть толкует, переводчик. А теперь скажем, какое слово на чеченском соответствует данному? Именно! Талла! Наблюдается один корень. Скажете совпадение?»…

Итак, теперь ясно, что слово «ча» означает «человек», а «нохчи» — «Люди Ноя». Возникает вопрос: совпадение ли это? Или реальное самоназвание чеченцев? Мы не станем делать какие-то выводы. Да и не желаем этого. Ох уж эта история! Ох уж эти языки. Вы окончательно запутали наши беспокойные умы…

Источник

История вайнахского народа

История происхождения вайнахского народа
(история чеченского и ингушского народов).

Начиная эту статью (исследование) я хочу сказать читателям, что происхождение любого народа, существующего в настоящее время на нашей планете – это сложный, многогранный (я бы сказал многослойный процесс), присходящий иногда в течении нескольких веков, но чаще всего этот процесс происходит тысячелетиями. И проследить этот процесс всегда трудно, так как древняя история народов мира в настоящее время сильно упрощена учеными-академиками.
Если некоторые ученые (исследователи древней истории) считают, история человечества начинается 600-300 млн.лет назад (возможно она еще древнее) (я тоже уверен в их взглядах), подавляющее число ученых – академиков от истории, придерживаются теории упрощенной истории (это дарвинисты, материалисты) по которой человек произошел от обезьян всего 40 тысяч лет назад, а первыми цивилизациями на Земле считаются Древний Египет и Шумер (возникшими в 4-м тыс.днэ).
Прежде чем рассматривать историю возникновения вайнахского народа, я скажу о том, что мсследовать эту историю трудно, так как записи о предках вайнахов не попадали в древнейшие писменные записи ни Древнего Египта, ни Шумера, ни в эламские и аккадские писменные документы. Придется мне исследовать эту историю с нескольких направлений (делать несколько подходов к этой теме).

Начну я рассматривать эту тему со следующих источников. Первым источником у меня будет Советская Историческая Энциклопедия. Что же в ней написано.
Чеченцы – (самоназвание – нахчо)- народ, живущий на Сев.Кавказе. Чеченский язык относится к нахской (вайнахской) ветви кавказских языков. Чеченцы, как и родственные им ингуши, являются коренным населением Сев.Кавказа. В армянских источниках 7 века упоманаются под именем нахчаматьям. Первоначально Ч жили в горах, разделяясь на отдельные территориальные группы (мичиковцы, качкалыковцы, ауховцы, ичкеринцы, шатуевцы, чеберлоивцы, чантинцы и др). В 15-16 веках они начали переселяться на равнину, в долину р.Терек и его притоков – рек Сунжи, Аргуна.
Чечено-Ингушская АССР-республика в составе РСФСР. Территория Ч-И была заселена еще в каменном веке, о чем свидетельствуют находки каменных орудий эпохи палеолита и неолита. В бронзовом веке терр.Ч-И населяли племена северокавказской археологической культуры. Основой хозяйства было скотоводство, было и земледелие. Общественный строй – патриархально-родовой. Эпоху поздней бронзы и раннего железа (кон.2-го – 1-я пол.1-го тыс.днэ) характеризуется памятниками каяуентско-хорочоевской культцры (типичной и для территории Дагкстана). Памятники этой культуры характеризуют о значительном уровне социально-экономического развития племен, перешедших к сдадии военной демократии, наличии развитой металлургии меди, а затем железа, о связях со Скифией, Закавказьем и Передней Азтей. В последующие времена встречаются памятники сарматской и аланской культур.. В языческом пантеоне древних чеченцев и ингушей были боги: Даяла – верх.бог солнца и неба, Села – бог грома и молнии, Фурки – богиня ветра, Чача – богиня воды, Кхинч – богиня Луны, Ерда – бог скал, Тушоли – богиня плодородия. Сведений по истории чеченцев и нигушей до 17 века очень мало. В нач.18 века за племенем нахче утвердилось этнич.название чеченцы (от аула Чечен). Племя галгай называлось по разному: галгаевцы, назрановцы, ингушевцы, а со 2-й половины 19 века – ингуши (от аула Ангуш (Ингуш). Феодальные отношения в Ч-И зарождаются в 16 веке, но этот процесс был замедлен. Чеченцы и ингуши отставали в социально-экономическом развитии от своих соседей кабардинцев, некоторых народов Дагестана и грузин, поэтому они попадали в зависимость от соседних феодалов и до начала 19 века вели упорную борьбу с кабардинскими и дагестанскими феодалами, но временами платили им дань. С конца 16 века чеченцы и ингуши устанавливают отношения с терскими казаками. В 17 веке русские гарнизоны вместе с чеченцами и ингушами обороняли пограничные рубежи от иранских и турецко-татарских вторжений. В конце 18 века царизм предпринял попытку завоевания Ч-И. Это вызвало в 1785 году войну с чеченцами во главе с чеченцем Ушурмой, принявшим имя шейха Мансура. Мансур потерпел поражение, но Чечня не была захвачена царскими войсками. В 1810 году русское подданство приняли ингуши. С 1817 года царизм перешел к планомерному наступлению на горцев Чечни и Дагестана. Это была тактика медленного продвижения. В 1818 году была заложена крепость Грозная. Война с имаматом во главе с Шамилем (который объединис чеченцев и дагестанцев для борьбы за независимость) завершилась в 1859 году, эта дата стала датой официального присоединения Чечни к России. Вот кратко и все сведения по истории вайнахского народа по Советской Исторической Энциклопедии. Эта информация очень ничтожна для истории вайнахского народа.

Посмотрим статью «Из истории чеченского народа. Происхождение чеченцев» на сайте Кавказ. Опять я выберу только интересные (для нашего исследования) отрывки статьи.
«Вайнахи выделились среди нахских народностей еще в первом тысячелетии до н.э. хотя и вменили в наши времена чеченцам и ингушам понимание названия «Вайнахи» как «Наши люди», и оно вроде как «правильное», но в корне не верное и «замазывает» настоящий смысл этого названия. На самом деле Вайнахами называли тех нахов, что несли сторожевую службу, т.е. военных нахов, нахов-воинов»
Нахи занимали земли по обеим сторонам Главного Кавказского хребта более 3-х тысячелетий. Они называли себя нахи ; люди, так отличаясь от других племен, стоявших на значительно более низких ступенях развития. Нахи близки матьянам, урартам и хурритам, и имели с ними общие корни в древнейшей Арийской цивилизации.
. Не случайно внушают, что название чеченский народ получил от наименования села Чечен-аул, а чеченцы ; народ пришлый из Урарту или городов хурритов. Такие «исследователи» выполняют заказ тех, кому нужно, чтобы чеченцы (подобно «Иванам не помнящим родства) не знали, кто они и откуда. Ссылка на возможность расшифровки древних клинописей с языка вайнахов лишь подчеркивает то, что они ; самые близкие из оставшихся в живых древних языков изготовителям клинописей и подтверждает, что чеченский народ сохранил язык предков с минимальными изменениями.
. Близость чеченского языка к языкам урартов, хурритов и шумеров не означает, что он происходит от них. Если чеченцы происходили бы именно из Урарту, то они унаследовали бы от них клинопись.
. Следы предков чеченцев имеются и ранее времени Урарту и за его пределами. Кстати, государство Урарту было и по древним меркам небольшим ; всего 22 тыс. кв. км., хотя и сильным и воинственным.
Возможно, часть вайнахов несла по найму военную службу у урартцев. Однако уклад жизни и общественное устройство вайнахов и урартцев резко разнятся. Урарту было уже рабовладельческим и существовало оно после распада Великой Арийской державы. У чеченцев не было своей письменности, и они сохранили очень многое от своих предков, передавая из поколения в поколение, изустно, без изменений, имеющих место при переписке истории в угоду властным элитам.
Яфедиты, чьими потомками были Нахи (к ним присоединялись уже на Кавказе потомки других сыновей Ноя в виду схожести верований, нравов и уклада), распространялись на Кавказ с юга на север и далее в основном с запада на восток, вдоль Главного Кавказского хребта. Предками большинства чеченцев ; нохчи, ; являются нахматьяне, упоминаемые на северо-востоке Кавказа в Армянской Географии в начале первого тысячелетия н.э.
Одно из видоизмененных названий чеченцев ; Шашены, на Карабахском диалетке звучит как особенные до сумасбродства и храбрые до сумасшествия. А название Цацане и так ясно указывает на особенность чеченцев.

. Чеченцы-нохчи считают (видимо, по зову крови) Нахчеван названным их предками как поселение нохчи, хотя армяне понимают это название как красивое село. Стройные, белые, голубоглазые воины на конях посреди смуглых и малорослых крестьян были действительно красивы. Есть следы нохчи и в юго-восточной Армении в районе Хоя (в Иране) и акки в западной Армении в междуречье Большого и Малого Заба южнее Эрзрума. Следует отметить, что чеченский народ и по составляющим его сообществам вайнахов неоднороден и включает десяток отдельных ветвей, с разными диалектами.
И пришли пра-предки вайнахов из разных мест ; одни быстро и с большими потерями, а другие постепенно и более сохранно, например, как нохчи из Митанни. Пусть по тем (более трех тысяч лет назад) временам был долгий и растянулся на десятки и сотни лет. По пути оставляли они основываемые ими поселения, и часть из их них уходила дальше, двигаясь на север по необъяснимой ныне нами причине, а остававшиеся сливались с местным населением.
Тюрки распространились среди горцев, освоили отгонное скотоводство и заняли не только равнинные земли, но и горные пастбища. Они переняли хозяйственный уклад горских народов и смешались с ними с насаждением власти своих феодальных владетелей.
. Лишь вайнахи и осетины не переварились в этом тюркском котле и сохранили свою самобытность, вои верования и образ жизни. Чеченцы оказались в тюркском окружении без взаимной поддержки соседних народов.

Читая древние легенды и эпос вайнахского народа можно заметить, что этот эпос сильно похож на древние легенды и эпос других древних народов – шумерского, ассирийского, греческого. А читая легенды о нартах, древних жителях Кавказа, понимаешь, что этот эпос имеет общие черты у всех народов Кавказа. Значит древняя история коренных народов Кавказа была общей. По моему мнению нарты являются поздними атлантами ( они были высокого роста) либо это были гиперборейцами ( как у греков, там все почти боги были с Гипербореи).

Кажется мы прочитали много информации по истории вайнахского народа.
Теперь я возьму свою информацию (из своего исторического атласа народов, племен, культур), чтобы попытаться создать свое мнение о происхождении вайнахского народа.

По моему мнению большая часть истории происхождения вайнахского народа проиходила на территории Северного Кавказа и связана с соседними кавказскими народами. Как видно из вышеизложенной информации уже в конце 2-го тыс.днэ – это времена каяуентско-хорочоевской культуры) нахские (вайнахские) племена перешли к военной демократии, т.е. у нахского народа большое значение приобретает наличие богатства (повышающее пристиж перед другими). По этой причине часть вайнахов (воинов) (древних нахов) были в древности воинами – хурритами и служили целыми дружинами царям Ассирии, Митанни, а позднее царям Урарту. Такая традиция (военная служба у богатых правителей существовала у многих народов, даже русские дружины часто служили в древней Грузии, есть даже предания о князьях Словене и Русе, которые со своими дружинами тоже служили в Урарту, Митанни и государствах Ближнего Востока).
С момента гибели государства Урарту, воинские дружины вайнахов вероятно служили в других государствах Кавказа – Колхидском царстве, Иберии, Албании. Об этом можно прочитать в данной статье. О том, что весь вайнахский народ пришел на северный Кавказ полностью сведений нет. О том, что вайнахи (воины) жили в Шемаре нет никакого противоречия, вероятно это были поселения вайнахов (воинов) со своими семьями, такие поселения наверняка можно найти и в других местах Передней Азии. Ведь служили они длительные сроки, так было и во времена Александра Македонского. В его войске служили воины из разных народов и они тоже жили со своими семьями.
Вот мое краткое видение истории вайнахского народа (предков чеченцев и ингушей). Возможно в чем то я ошибаюсь, и я продолжаю исследование древней истории народов мира и возможны какие то дополнения и изменения моих взглядов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *