Кто такие оборотни и откуда они взялись
Существуют ли оборотни в реальной жизни
Кто такие оборотни: YouTube / Животный Мир
При упоминании такого мифического существа, как оборотень, сразу на ум приходит грозное создание, напоминающее человекоподобного волка. Он стоит на двух ногах, обладает сверхчеловеческими способностями, имеет грозный вид и огромные клыки. Существуют ли оборотни? Давайте в этом разбираться.
Кто такие оборотни?
Оборотень — это существо, о котором упоминают древние мифы и легенды. Обычно так называли людей, которые в определенный временной отрезок (в полнолуние) теряли человеческий облик и уподоблялись внешне и по повадкам зверю — чаще волку. Бывают разные оборотни:
Кто такой оборотень? В мифологиях разных народов мира найдете такие упоминания об этом существе:
Западные и русские оборотни отличались друг от друга. Если по европейским лесам бродили в полнолуние человекоподобные монстры, то на русских землях проживала нечисть, которая превращалась не только в животных, но и в клубок, камень, сено, палку и многое другое. Считалось, что подобное существо — это дитя, которое умерло некрещеным, или вероотступник.
Северные народы оборотня часто именовали кикиморой. Считалось, что он обладает способностями, как у домовых и ведьм.
Оборотни — существа, о которых поведали миру фольклорные сказания. Оттуда этот образ перекочевал в массовую литературу и кинематограф. Самый популярный образ — оборотень-ликантроп (Джейкоб из «Сумерек»). Из фильма о Ван Хельсинге известно, как не превратиться в оборотня: главное — не дать такому существу себя укусить или поцарапать.
Существуют ли оборотни?
Естественно, что превращение в оборотня магическим путем — это миф и вымысел. Но существует психологическое заболевание — ликантропия. Впервые за его описание взялись в Средние века. На сегодняшний день существует клиническая разновидность этого заболевания.
Клиническая ликантропия — психическое состояние: пациент думает, что он волк-оборотень, который способен перевоплощаться или уже превратился в животного. Заболевание причисляют к одной из форм зооантропии.
Также психиатры называют еще одно расстройство — аутометаморфоза. Это состояние, при котором человек думает, что может превратиться в растение.
Как правило, такие люди опасны для общества. Ученые зафиксировали историю 28-летнего убийцы из Франции (1932 год), страдающего шизофренией, паранойей и ликантропией. Свое психологическое расстройство описывал так: когда ему грустно, то приходит чувство, как будто перевоплощается в кого-то другого. У него немели пальцы, словно в них воткнули булавки. Пациент терял самоконтроль.
Впервые клиническую ликантропию описал во II веке до нашей эры Марцелл Сидийский — древнегреческий врач. В Средневековье, во времена инквизиции неоднократно фиксировали случаи заболевания, которые приводили к судебным разбирательствам.
Еще следует упомянуть о врожденном гипертрихозе — заболевании, проявляющемся в избыточном росте волос на туловище и лице. Впервые задокументировали гипертрихоз в 1984 году.
Оборотни: мифы и легенды
Оборотень — мифическое создание: YouTube / DemoRew
Оборотень — мифическое создание, которое встретите в фольклоре разных народов. Непросто определить, в какой мифологии впервые упоминался оборотень. Такие образы есть в легендах Древнего Рима и Древней Греции.
Согласно древнегреческой мифологии, первый оборотень — это проявление магии и силы Зевса. Верховный бог Олимпа превратил человека в волка (царя Ликаона), потому что тот был безбожником и насмехался над грозным богом грома и молнии.
Диодор Сицилийский — мирограф и историк времен Древней Греции — упомянул, что первым, кто перевоплотился в зверя, был Осирис — египетский бог возрождения и загробного мира, судья душ усопших. Он превратился в волка, чтобы избавить египетский народ от злых сил.
Также есть и другие легенды:
Об оборотнях чаще всего упоминается в хрониках Восточной и Центральной Европы: здесь неоднократно в Средние века фиксировали появление людей-зверей.
Население считало, что такие существа появлялись из-за злых умыслов колдунов и ведьм. Однако есть заметки о том, что подобные перевоплощения интерпретировались как болезнь.
В Средневековье таких людей казнили. Паника, спровоцированная информацией об оборотнях, обернулась преследованием людей, которые имели аномалии строения тела, лица. Если человек имел худое и вытянутое лицо или острые зубы, то попадал под подозрение и отправлялся на суд, где ему выносили вердикт — смертная казнь.
Теперь знаете, что это за существо — оборотень. Человекоподобный зверь — символ страха. Люди отождествляли его с теми природными явлениями, которых более всего боялись, — ночью и полнолунием, волками и темным лесом. На смену предрассудкам прошлого пришли научные открытия, согласно которым ликантропия — реальное психическое расстройство.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Откуда взялись легенды об оборотнях?
Скорее всего, это мифические существа, боги разного калибра, вовсе необязательно зловредные. Они символизировали силу слияния с природой. Но по мере того, как человек стал отдаляться от природы все больше и больше, возник страх быть полностью захваченным дикими силами и потерять контроль. Быть может, именно так оборотни и стали страшными.В Индии есть легенды об оборотнях-тиграх, в Африке – об аниото, людях-леопардах. В кельтской мифологии встречаются рассказы о шелки – людях-тюленях¸ довольно незлобивых и порой выбирающих себе пару среди простых жителей прибрежных деревень. В Японии живут широко, там целых три вида оборотней: тануки (барсуки) – они приносят счастье, кицунэ – лисы, могут приносить как радость (особенно если превращаются в красавиц и соблазняют мужчин), так и горе (если начинают чинить козни – и такое бывает). Третий вид японских оборотней – бакэнэко, кошка, обладающая магическими способностями.
В Европе оборотень – это прежде всего существо, превращающееся в волка, или в тварь, на волка похожую. Иногда таких созданий называют ликантропами. Это название произошло от имени древнегреческого царя Ликаона. Он якобы предложил Зевсу, верховному богу Олимпа, отведать блюдо из человечины, при этом не сказав о происхождении мяса ни слова. Но Зевс на то и был богом, что слов ему было не нужно – он мгновенно раскрыл обман и превратил царя в волка.
В Германии оборотень называется вервольф, в Испании – hombre lobo, то есть «человек-волк”, а в Армении – мардагайл (причем это чаще всего это могла быть наказанная небом женщина, насильно превращенная в волчицу и вынужденная прожить в этом облике семь лет). На Руси оборотней именовали волколаками, а после Пушкина – вурдалаками. Он в своей поэме, описывающей волколака, ошибся и поименовал того вурдалаком – так и пошло. Вот она, сила гения – вроде бы и ошибка, а как прижилась! Слово «вурдалак” стало более употребительным, чем «волколак”.
Оборотни в славянских легендах встречаются часто. Что и говорить, когда, согласно мифу, оборотень даже успел посидеть на киевском престоле. Речь идет о полоцком князе Всеславе. Жил он в XI веке и тогда же в ходе междоусобных войн взошел на трон правителя Киевской Руси. Его имя упоминается в «Слове о полку Игореве”. Там же мы находим преданье, будто по ночам князь превращался в волка.
Это – легенды. А в летописях про Всеслава говорится любопытное: будто на своем исконном престоле в городе Полоцке он просидел 57 лет – это аномально долгий период правления, особенно учитывая период междоусобных войн между русскими князьями. Считается, что Всеслав мог стать прототипом былинного героя по имени Волхв Всеславович – это богатырь и по совместительству чародей, который мог превращаться не только в волка, но и в рыбу или птицу.
Правда, есть и версия, что легенда о Волхве Всеславовиче намного старше XI века. Тогда с прототипом получается неувязка. Но то, что богатырь тоже описывается как оборотень, нет никаких сомнений. Былина говорит: «Стал Волх расти-матереть, научался Волх многим премудростям: щукой-рыбою ходить Волху по синим морям, серым волком рыскать по темным лесам, гнедым туром – золотые рога рыскать по полю, ясным соколом летать под облаком…”.
Интересно, что нет никаких мифов о том, будто былинный Волхв Всеславович и уж тем более исторически существовавший князь Всеслав были опасны для людей, превращаясь в животных. На двуногих собратьев они не охотились и вообще сохраняли человеческий разум в зверином обличье. Такую способность к самоконтролю обычно приписывают колдунам. И князь Всеслав, и богатырь Волхв Всеславович имели прочную чародейскую репутацию, и умение превращаться в животных было всего лишь одной из их магических способностей.
Так или иначе, есть целая группа легенд, в которых упоминаются оборотни, но оборотни эти не являются отрицательными персонажами. Тот же богатырь Волхв Всеславович – один из былинных защитников Киевской Руси от врагов. Правда, воевал он, положим, не очень честно. Мог превратиться в горностая, пробраться в чужой лагерь и устроить там диверсию, перегрызя тетиву у луков. Или мог свое войско превратить в муравьев, чтобы те проникли в осажденный город, а за стенами вернуть им истинное обличье и начать бой. Но так или иначе этот богатырь – герой, а никак не враг.
Правда, образ этого героя, очевидно, языческий, дохристианский. После крещения на Руси волхвов перестали жаловать, и это немедленно отразилось в мифотворчестве. На сцене появляется злой колдун, который может превратить в волка другого человека просто ради жестокой потехи или из мести.
Есть народные поверья, будто колдуны или ведьмы, желая кого-либо превратить в волка, набрасывают на него волчью шкуру и нашептывают при этом волшебные слова. Или же колдун может подсунуть под порог избы пояс, скрученный из мочала. Кто переступит через этот пояс, тот и превращается в волка и прежний человеческий образ может получить лишь тогда, когда чародейский пояс протрется и лопнет, или когда кто-нибудь наденет на него снятый с себя пояс, на который предварительно навязал узлы и при навязывании каждый раз говорил: «Господи помилуй”.
Ходили легенды, будто колдун может превратить в волков сразу несколько десятков человек, например, собравшихся играть свадьбу. Будто бы сам вид людского счастья магу настолько ненавистен, что он готов на самое злое колдовство. Это поверье, надо полагать, имело под собой совершенно конкретное корни. Свадьба – обычай, окруженный массой примет, лишь бы не сглазить. Зная это, на свадьбу могли являться люди, воображавшие себя колдунами, и требовать откупа, в противном случае угрожая навести на молодых сглаз или даже превратить их в диких зверей.
Считалось, что оборотни, павшие жертвами колдовства, существа несчастные, но неопасные – рассудок по-прежнему при них. Но были волколаки и агрессивные – те, кто умерли без причастия и после смерти вынуждены служить дьяволу в шкуре волка. Такие могли нападать на людей. Версия о том, будто ликантропия передается через укус (она часто встречается в современных романах и фильмах фэнтэзи), в славянском мире популярностью как-то не пользовалась. Видимо, это порождение западного фольклора. Он гласит, что человек, получивший укус ликантропа, в следующее полнолуние превратится в оборотня сам, будет бегать в обличие чудовища не помня себя и может даже загрызть собственных родных.
Исследователи фольклора говорят, что сказки об оборотнях возникли неспроста, и неспроста именно волк выбран их центральным персонажем. В христианской традиции волка часто сравнивали с дьяволом, существом, который охотится за агнцами божьими. Метафора о коварных силах зла, стремящихся погубить душу, стала читаться буквально, и появились страшилки об оборотнях. Также волк мог олицетворят собой темные, неподвластные силы природы и силы животного начала в человеке, которые могут взять верх и натворить немало бед.
С другой стороны, у легенд об оборотнях были и реальные предпосылки. Например, существует психиатрическое заболевание, когда человек начинает себя считать каким-либо животным, тем же волком. А есть врожденный генетический недуг под названием «гипертрихоз”. Его характеризует обильный рост волосяного покрова на лице и верхней части туловища. В Средние века люди с такими отклонениями могли попасть в беду из-за обвинений в дьявольской сущности.
Впрочем, для этого вовсе необязательно было иметь такой явственный дефект. Известно, что только во Франции в период между 1520 и 1630 годами инквизицией были «выявлены” более 30 тысяч оборотней, и большинство из них были казнены. Случай врожденного гипертрихоза мог быть у одного-двух обвиняемых из всех – все-таки это очень редкое заболевание. И если люди, никак на оборотней непохожие, погибали на кострах, то страшно представить, какой опасности подвергались те, чья внешность из-за заболевания делалась столь приметной.
Впоследствии эта приметная внешность превратилась в профессию. Например, известна история Федора Евтихеева, так называемого мальчика с песьей головой. Он во второй половине XIX века выступал в шоу знаменитого американского антрепренера Барнума. Заболевание Евтихеева было наследственным – им страдал и его отец. Это случай исторический. А полное задокументированное описание гипертрихоза было сделано не так уж и давно – около 30 лет назад.
В Мексике в Гуадаладжаре расположен центр биомедицинских исследований, занимающийся этой проблемой. Доктора пытаются помочь клану Асиево (в нем более 30 человек). Поверхности их тел, включая лица, ладони и стопы, покрыты густой шерстью (даже у женщин). У некоторых членов семьи шерсть более густая, чем у других. Заметным отклонениям от нормы подверглись также их осанка, голос и мимика.
Местные жители на Асиево смотрят с подозрением и враждебностью, поэтому члены клана были вынуждены заключать внутриродственные браки, и это усугубляло положение. В ходе исследований было установлено, что данная мутация возникла у членов этой семьи еще в Средние века, передавалась от поколения к поколению через Х-хромосомы, но не проявляла себя.
Врачи признают, что помочь семье Асиево не в силах – болезнь неизлечима. Но они надеются, что смогут со временем изолировать ген, приведший к мутации, и будущие представители рода Асиево избавятся от ликантропической внешности.
Откуда взялись мифы об оборотнях?
«Люди-звери» в фольклоре
Возьмем хотя бы мотив оборотничества в русском фольклоре. В разных существ умеет превращаться Кощей Бессмертный… Змей Горыныч легко принимает облик красивого юноши… Герой былин Вольга Святославич способен оборачиваться «львом-зверем», «рыбой-щучиной», «гнедым туром-золотые рога»… В Древней Скандинавии были воины-берсеркеры, которые, по поверьям, могли превращаться в медведей и волков… У тюркских народов, в свою очередь, бытовало поверье насчет гульябани – оборотней, обитающих в безлюдных местах и подстерегающих одиноких путников на дорогах… Североамериканские индейцы верили, что можно превратиться в тотемное животное и таким образом слиться с духом предка…
Есть две мифологические разновидности оборотней: обычные живые люди, обладающие способностью «перекидываться» (как правило, колдуны, превращенные колдунами в животных или укушенные другим оборотнем) и некие сверхъестественные сущности. На Руси, например, верили, что в оборотня может превратиться умершее некрещеным дитя или вероотступник, душа которого после кончины не может обрести покоя. Представители этой последней категории якобы могли превращаться не только в живых существ, но и в неодушевленные предметы – скажем, камень, деревяшку, клубок или копну сена.
Оборотней также делили на «врожденных» и «обратимых». Врожденными называли тех, которые родились в определенное время, способствующее появлению у них свойства обращаться, либо тех, на ком лежало родовое проклятье. Бытовало также поверье, что если беременная женщина увидит волка или съест мясо животного, убитого волком, то она произведет на свет оборотня.
Врожденные оборотни в течение дня вели обычную человеческую жизнь, а по ночам превращались в животных и душили скот, а также могли нападать и на людей. Что же касается «обратимых», чаще всего ставших таковыми в результате какого-нибудь заклятия, то они обитали в лесах, жили в берлогах, но, находясь в облике зверя, сознавали свою принадлежность к человеческому роду. Они могли превратиться обратно в человека, когда кончится срок заклятия. Кроме того, можно было вернуть оборотню человеческий образ, надев на него пояс, на котором завязаны узлы. Завязывая их, следовало каждый раз произносить: «Господи, помилуй!» Едва оборотень надевал такой пояс, как шкура с него слетала и он становился человеком.
Считалось, что рана, нанесенная оборотню в обличье животного, сохранится у него и в облике человека. Так якобы и выявляли оборотней.
Не колдовство, а болезнь!
А теперь проследим корни легенд об оборотнях. Так, при отклонении под названием «гипертрихоз» на лице и верхней части туловища человека вырастает густой волосяной покров. Причиной избыточного оволосения могут являться врожденная генетическая аномалия, нарушение секреции яичников, надпочечников или гипофиза, поликистоз яичников, гормональные нарушения, нарушение функций щитовидной железы и эпифиза, заболевания нервной системы, инфекции, опухоли, нарушение обмена веществ в организме.
Часто люди, страдающие гипертрихозом, устраивались на работу в цирк, где развлекали публику своим видом. Взять хотя бы «бородатую женщину» Юлию Пастрану, которая в середине 50-х гг. XIX столетия гастролировала по Европе.
Приобретенный гипертрихоз лечится путем устранения причины его возникновения. Врожденный же практически никак не лечится. Попытки эпиляции зоны оволосения, как правило, вызывают еще более интенсивный рост волос.
Но все же в первую очередь своим возникновением слухи об оборотнях обязаны клинической ликантропии – психическому заболеванию, при котором человек начинает считать себя каким-либо животным, чаще всего – волком, реже – например, кошкой, собакой, лошадью. В фазе болезни пациент может вести себя по-звериному: выть, лаять, ползать на четвереньках. В этом состоянии больные теряют контроль над собой.
Вероятно, такой же эффект способны давать некоторые препараты. Подобный случай описан в известном рассказе А. Конан-Дойла «Человек на четвереньках», герой которого в надежде омолодить свой организм принимал некое «лекарство», на время будившее его животные инстинкты.
Так что корни рассказов об оборотнях следует искать, в первую очередь, в области медицины и генетики, а также древних культурных верований, тесно связывающих человека с другими представителями живой природы.
Оборотни: Мифы и факты
С древних времен во всем мире существуют многочисленные легенды о героях и обычных людях, которые по своему желанию или без оного могут превращаться в разных зверей.
Существует даже особый перечень названий всех известных разновидностей оборотней. Так, ликантроп — это оборотень, принимающий волчий или подобный волчьему облик. Волколаком или волкодлаком называют ликантропа в славянской мифологии. Верфольф — оборотень у немцев и англосаксов. Кицунэ — оборотень-лисица в Японии. Аниото — люди-леопарды у народов Африки и Азии. Шелки (селки) — люди-тюлени у кельтов.
Богатырь из русских былин Вольга Святославич тоже не брезговал при случае оборачиваться «левом-зверем», «рыбой-щучиной», «гнедым туром-золотые рога», «горностаюшком», а то и «малою птицей-пташицей». Ауж коварный Змей Горыныч только и знает, что обращается в красивого юношу, обольщая женщин. Наделен той же способностью Кощей Бессмертный. И даже в «Слове о полку Игореве» Всеслав представлен колдуном и оборотнем.
Говорят, что существует несколько способов стать оборотнем: посредством магии; в результате проклятия, укуса оборотня или будучи зачатым от него. Кроме того, оборотнем можно стать, съев мозг волка, сделав глоток воды из волчьего следа в земле или из водоема, из которого пила волчья стая, накинув волчью шубу и т.д.
При этом в наиболее наукообразных трудах говорится, что обращение происходит в результате заражения крови человека неким зловредным вирусом. Ему даже придумали название WW (Word of wolfs).
Он либо передается либо по наследству, либо, проникая в кровь, либо прививается искусственно. Причем он еще зловреднее, чем вирус ВИЧ, поскольку, как сказано в одном источнике, «областью, которую поражает вирус, является не тело, как считали в Средние века, а энергия владетеля».
Да и сами вампиры зачастую тоже способны менять свое обличье. Так, в романе Брема Стокера «Граф Дракула» вампир по ходу действия предстает в нескольких обличьях — стариком, молодым красивым человеком, гигантской летучей мышью, большой черной собакой и т.д.
Согласно поверьям, оборотни могут обладать многими выдающимися способностями (превышающими возможности не только человека, но и животного): сверхъестественной силой, ловкостью и быстротой, ночным зрением, долгой жизнью.
Вот как, к примеру, описывает подобный случай большой знаток народных поверий Н.В. Гоголь в «Майской ночи». Когда сотник женился второй раз и удалился с молодою женою в свою опочивальню, заперлась в своей светлице и бедная панночка — его дочка от первого брака. Горько сделалось ей; стала плакать. Глядит: страшная черная кошка крадется к ней; шерсть на ней горит, и железные когти стучат по полу. В испуге вскочила она на лавку,— кошка за нею. Перепрыгнула на лежанку, — кошка и туда, и вдруг бросилась к ней на шею и душит ее.
На стене висела отцовская сабля. Схватила ее девушка, взмахнула, и лапа с железными когтями отскочила, а кошка с визгом пропала в темном углу.
Долго не выходила из светлицы своей молодая жена сотника, а на третий день вышла с перевязанною рукой. И поняла бедная панночка, что мачеха ее ведьма-оборотень и что она ей перерубила руку.
Превратить оборотня снова в нормального человека также можно нескольким путями: с помощью колдовства, волшебства или чудесного лекарства (в фильме «Американский оборотень в Париже» соответствующую вакцину создают в лаборатории).
Таковы сказки и мифы. Но что лежит в их основе? Как полагают исследователи, основой мифотворчества послужили некоторые врожденные нарушения человеческой сущности. Так, например, в 80-е годы XIX века большой популярностью пользовался Федор Евтищев — «человек-собака», с успехом выступавший в цирках и зверинцах.
Кроме того, медиками задокументированы случаи «ликантропии» — психиатрического заболевания генетического происхождения, когда человек считает себя каким-либо диким животным, к примеру, волком, и ведет себя соответственно. Другое генетическое отклонение, «врожденный гипертрихоз», вызывает обильный рост волосяного покрова на лице и верхней части туловища (именно такое заболевание было у Ф. Евтищева). Причем Федор был не единственным в своем роде — описание гипертрихоза в одной мексиканской семье проведено в 1984 году группой исследователей из Университета Гвадалахары, под руководством доктора Хосе Марии Канту.
Это исследование подтвердило работу доктора Ли Иллиса из Хемпшира, который в 1963 году представил в британское Королевское медицинское общество труд под названием «О порфирии и этимологии оборотней». В ней на основании многих фактов он пришел к заключению, что вспышки оборотничества имеют достоверное медицинское обоснование.
Речь действительно идет о тяжелой болезни, в результате которой люди теряют человеческий облик и нередко лишаются рассудка. В своей работе Ли Иллис привел около 80 случаев подобных заболеваний, описанных и изученных дипломированными врачами. Конечно, человек в этом случае не превращается в волка, но становится существом, весьма далеким от человека в его физическом и психическом понимании.
То, что болезнь передается через укусы, доктор Иллис считает чепухой. Другое дело — наследственность. Этот вариант не исключен, в некоторых случаях — закономерен. На нее влияет множество факторов, среди которых генетические отклонения, продукты и способы питания, климат.
В этой связи Ли Иллис замечает, что не случайно в западной Европе оборотничество иногда охватывало целые селения, наиболее частыми такие случаи были в Швеции и Швейцарии, а например Цейлон вообще не знаком с подобной бедой.
Открытие Ли Иллиса, безусловно, сенсационно. Однако и оно не дает ответа на ряд вопросов, главный из которых такой: каким образом оборотень вновь приобретает человеческий облик, причем иногда очень быстро?
Сам Иллис считает такое «обратное превращение» теоретически возможным, но практически маловероятным. Однако легенды свидетельствуют об обратном. Таким образом, загадка человека-волка до конца не раскрыта.