Кто такие паны в истории

Значение слова «пан»

Кто такие паны в истории. Смотреть фото Кто такие паны в истории. Смотреть картинку Кто такие паны в истории. Картинка про Кто такие паны в истории. Фото Кто такие паны в истории

1. В старой Польше, Литве, а также в дореволюционное время на Украине и в Белоруссии помещик, дворянин. [Шуйский:] Я знаю только то, Что в Кракове явился самозванец И что король и паны за него. Пушкин, Борис Годунов. На любезности панов он отвечал дерзостями, а мужикам спускал своеволие и грубости. Короленко, Слепой музыкант.

2. Хозяин, господин по отношению к прислуге, к подчиненным в дореволюционное время на Украине и в Белоруссии.

3. Вежливое обращение к мужчине (в Польше, Чехословакии, Литве).

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Пан — в древнегреческой мифологии сын бога Гермеса, покровитель пастухов, природы.

Пан — картина Врубеля, изображающая древнегреческого бога.

Пан (кратер) — крупнейший ударный кратер Амальтеи, спутника Юпитера.

(4450) Пан — околоземный астероид.

Пан (спутник) — естественный спутник Сатурна.

Пан — феодал, помещик, барин в феодальной Польше, Чехии, Белоруссии и Украине; дословно означает «господин».

Пан — форма вежливого обращения к мужчине в ряде славянских языков.

Пан (др.-греч. παν… – всё) — начальная часть сложных слов, указывающая на полный охват чего-либо, например, панорама, панславянские цвета и т. д.

Пан — сокращение от англ. Steelpan: Стальной барабан, сделанный из 55-галлонной бочки; используется ударниками Тринидада и Тобаго.

Пан — мифический герой-великан в марийском язычестве.

Пан — шаман, вождь у древних коми и заволочской чуди.

ПАН, а, мн. ы́ (па́ны устар.), м. [польск. pan]. 1. Польский помещик. Война с пана́ми. Король и па́ны за него. Пушкин (о самозванце). Помнят польские па́ны конармейские наши клинки. Песня. 2. То же, что господин в 1 знач. — по отношению к поляку (дореволюц.). П. Тадеуш. 3. Барин, господин (обл. устар.). Старый пан встретил молодых за версту от имения. Шолохов. 4. перен. Независимый человек, полный хозяин (устар. разг. шутл. или ирон.). В воскресенье Савка пан — целый день, как стелька, пьян. Некрасов. Либо пан, либо пропал. Поговорка.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

1. истор. помещик, барин (в Польше, на Украине) ◆ Конечно, к пану мужик относится не так, как к другому мужику; конечно, у мужика существует известного рода затаённое чувство к пану. Мужику не под силу платить повинности, а кто их наложил? Паны, говорит мужик. Продают за недоимки имущество ― кто? Опять паны. Энгельгардт, «Письма из деревни», Письмо третье, 1872 г. (цитата из НКРЯ)

2. в ряде славянских стран — вежливое обращение к мужчине ◆ — А я к тебе иду, пан писарь. — А я к твоей милости, пан голова. — Чудеса завелися, пан писарь. — Чудные дела, пан голова. Гоголь, «Майская ночь, или Утопленница», 1831–1832 гг. г.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Пан I

1. мифол. древнегреческий бог пастушества, дикой природы, плодородия ◆ И виден был среди них, на колеснице, бог лесов Пан с козлиными ногами, которого изображал господин де Мольер. Булгаков, «Жизнь господина де Мольера», 1933 г. (цитата из НКРЯ)

Пан II

Делаем Карту слов лучше вместе

Кто такие паны в истории. Смотреть фото Кто такие паны в истории. Смотреть картинку Кто такие паны в истории. Картинка про Кто такие паны в истории. Фото Кто такие паны в историиПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: слепить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

И нарек Иаков имя месту тому: ПЕНУЭЛ (ивр. лицо+Бог);
ибо, говорил он, я видел Бога лицом к лицу, и
сохранилась душа моя
Бытие 32: 30

Исследователи утверждают, что со 2-й пол. XIV века, под категорию «панов» попадает управленческое сословие, имеющее наследственное земельное владение; оно обладало рядом привилегий (пребывали под великокняжеским (королевским, иногда князь – польский король) судом, освобождались от обязанности службы с собственных имений и т. д.), что выделяло их из служивой знати.

Паны имели право заседать в «Раде» даже при отсутствии у них «урядов» (должностей, чинов связанных с должностью), «радные паны» включаются в княжеские грамоты иногда с «урядами», а иногда без.
«Рада, паны-рада» — высший орган государственной власти в Великом княжестве Литовском в XIV – 1-й пол. XVI в. Первоначально возникла как совещательный орган при великом князе, но с конца XV в. ограничила власть князя. Термин иврита РАДА властвовать, владычествовать, покорять, подчинять, наказывать (функция любой власти), указывает нам направление, в котором должен проводиться поиск смысла титула ПАН.

1) Существующая этимология

а) Этимологический словарь Макса Фасмера

Происходит из *gъраnъ, связанного чередованием с жупан; ср. др.-инд. goрas м. «пастух, страж», gopayati, … «оберегает, охраняет», goраnаm «защита», греч. gypi koiloma gis, нов.-в.-н. Kоbеn «свинарник»; см. Гуйер, LF 31, 105 и сл.; 36, 60; 40, 304; Младенов 410. Коми раn «господин» заимств. из русск. (Калима, RLS 99)… Соболевский (РФВ 71, 443) пытается неубедительно разграничить *раnъ и *gъраnъ и объяснить пан как реликт дакского. Нельзя также др.-чеш. hpan рассматривать как сокращение из zuраnъ, вопреки Брюкнеру (IF 23, 217; KZ 48, 226; Slown. 393), который видит здесь аварский элемент; см. жупан.

Пан.Корень – не выделен. Значение: истор. помещик, барин (в Польше, на Украине); вежливое обращение. Этимология – нет.

в) Древняя этимология

Великая польская хроника (vostlit.info)
Компиляция, история в этой работе доведена до 1202 г., известна в списках XV века; в ней нас интересуют интерпретация авторами термина ПАН.

«В древних книгах пишут, что Паннония является матерью и прародительницей всех славянских народов, «Пан» (Pan) же, согласно толкованию греков и славян, это тот, кто всем владеет. И согласно этому «Пан» по-славянски означает «великий господин» (maior dominus), хотя по-славянски из-за большого различия в языках можно применить и другое слово, например «господин» (Gospodzyn), ксендз (Xandz) же больше, чем Пан, как бы предводитель (princeps) и верховный король. Все господа называются «Пан», вожди же войска называются «воеводами» (woyeuody); эти паннонцы, названные так от «Пан», как говорят, ведут свое происхождение от Яна, потомка Яфета. Из них первым, как утверждают, был этот могучий Нимрод, который впервые стал покорять людей, братьев своих и подчинять своему господству».

2) Обобщение и вывод

* Попытки увязать термин ПАН с греческим богом пастушества, плодородия и дикой природы Паном, не имеет под собой идеологического основания. Не может христианская польско-литовская знать использовать имя языческого божества для своей идентификации (тождества), древнегреческий Пан не входит в систему иудаизма.

* Связь с древнеславянскими языками установить невозможно, т.к. мы их просто не знаем, эти племенные сообщества были бесписьменными. Термин ЖУПАН (gъраn) мог принадлежать любому древнему языку, в т.ч. тюркскому, немецкому; через Паннонию прошли десятки народов и сотни племен.

* Никто из исследователей не использовал идеологию иудеохристианства и её сакральный язык иврит для определения смысла титула ПАН.

Вывод
Для анализа титула ПАН необходимо найти аналогию в иврите и идеологии иудеохристианства – подобие (сходство предметов, явлений, процессов в каких-либо свойствах).

3) Терминология иврита и библейский образ

а) В польском языке, в отношении лица, облечённого властью применяется выражение: «Король — наш господин» — «Krol naszym PANEM». Мы часто употребляет термин «лицо», в значении – личность (важное лицо, ответственное лицо и т.д.), а как на иврите «лицо»?

в) А что у нас в Библии по поводу термина ПАНА, ПАНИМ?

В Библии найдено 2109 слов с корнем ПАНА (ПАНИМ), применяемые в различных значениях. Пену+эл = лицо + Бог, см. эпиграф (Быт. 32:30).

* ивр. ПАНА поворачиваться, обращаться; а также – очищенные, лицо (в различных сочетаниях), вид (солидный), уважение, освобождаться от дел и т.д.

Этот корень иврита, очевидно, применятся в Польше и Литве в период христианизации, и обозначал новых администраторов – очищенных от язычества и обращенных в христианство; имевших власть уже от лица БОГА.

* ивр. ПЕНАИ досуг, свободное время; собственно шляхетство (паны) проводили время в войнах и в увеселениях (охота, балы); как правило, хозяйственную деятельность сами не вели вплоть до XVI века, земли сдавались в аренду; обычно имениями, селами и городами, сданными в аренду, управляли евреи-арендаторы.

* ивр. ПЕНЕИ ХА-АРЭЦ знать, знатные лица (земли, территории).

Итак, мы выявили, что термин ПАНА (ПАНИМ) употреблялся для обозначения человека (лица-личности) как представителя Бога, нам остаётся определить носителя терминологии иврита в ранней Польше и Литве.

См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, ПАНИМ; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_383.htm

г) Библейский образ

Притчи 21:29: «Человек нечестивый дерзок лицом (ПАНИМ) своим, а праведный держит прямо путь свой».

4) Краткие сведения о евреях Польши и Литвы

Принятие христианства в Польше произошло в 966 году при князе Мешко I; Литва признана христианским королевством в 1253 г., в дальнейшем Великое Княжество Литовское простиралось от Балтики и до Черного моря.

Первые сведения о евреях в Польше относятся к 1096 году, часть евреев Праги, в результате гонений со стороны крестоносцев, переместилась в Польшу, позже эта миграции непрерывно нарастала. С 1264 г. евреям Польши были предоставлены широкие привилегии и защита со стороны высшей администрации; евреи-торговцы на территории Литвы фиксируются с X века.

В Польше и Литве короли, князья, духовенство, магнаты (паны), средняя шляхта, чуть меньше мещане пользовались услугами евреев, откупщиков и кредиторов, и привлекали их для управления имениями; несмотря на постановления церковных соборов, власть использовала еврейских финансистов на протяжении всего средневековья.

Значительная часть монет, чеканившаяся польскими королями в XII-XIII вв. при посредничестве еврейских откупщиков носят легенды на иврите, факт, который современной русской нумизматикой просто игнорируется, ни в одной из работ в этой исторической области вы не найдете слово еврей. Польский король Болеслав IV (1146-1173) вверил чеканку и распространение монеты – евреям, Казимир II (1177-1194) разрешил наносить на монеты надпись на иврите (лучшего способа распространения иврита не придумаешь).

Таким образом, мы ответили на все вопросы философии в отношении титула ПАН (когда?, где?, для чего?, почему?, от чего?, кто носитель?, какова идеология и культурная традиция?). Титульный термин ПАН принадлежит сакральному ивриту, идеологии иудаизма.

Источник

Пан – титул

И нарек Иаков имя месту тому: ПЕНУЭЛ (ивр. лицо+Бог);
ибо, говорил он, я видел Бога лицом к лицу, и
сохранилась душа моя
Бытие 32: 30

Исследователи утверждают, что со 2-й пол. XIV века, под категорию «панов» попадает управленческое сословие, имеющее наследственное земельное владение; оно обладало рядом привилегий (пребывали под великокняжеским (королевским, иногда князь – польский король) судом, освобождались от обязанности службы с собственных имений и т. д.), что выделяло их из служивой знати.
Паны имели право заседать в «Раде» даже при отсутствии у них «урядов» (должностей, чинов связанных с должностью), «радные паны» включаются в княжеские грамоты иногда с «урядами», а иногда без.
«Рада, паны-рада» — высший орган государственной власти в Великом княжестве Литовском в XIV – 1-й пол. XVI в. Первоначально возникла как совещательный орган при великом князе, но с конца XV в. ограничила власть князя. Термин иврита РАДА רָדָה властвовать, владычествовать, покорять, подчинять, наказывать (функция любой власти), указывает нам направление, в котором должен проводиться поиск смысла титула ПАН.

1) Существующая этимология

а) Этимологический словарь Макса Фасмера

Происходит из *gъраnъ, связанного чередованием с жупан; ср. др.-инд. goрas м. «пастух, страж», gopayati, … «оберегает, охраняет», goраnаm «защита», греч. γύπη ̇ κοίλωμα γῆς, gýpi̱ ̇ koílo̱ma gí̱s, нов.-в.-н. Kоbеn «свинарник»; см. Гуйер, LF 31, 105 и сл.; 36, 60; 40, 304; Младенов 410. Коми раn «господин» заимств. из русск. (Калима, RLS 99)… Соболевский (РФВ 71, 443) пытается неубедительно разграничить *раnъ и *gъраnъ и объяснить пан как реликт дакского. Нельзя также др.-чеш. hpán рассматривать как сокращение из žuраnъ, вопреки Брюкнеру (IF 23, 217; KZ 48, 226; Sɫown. 393), который видит здесь аварский элемент; см. жупан.

Пан.Корень – не выделен. Значение: истор. помещик, барин (в Польше, на Украине); вежливое обращение. Этимология – нет.

в) Древняя этимология

Великая польская хроника (vostlit.info)
Компиляция, история в этой работе доведена до 1202 г., известна в списках XV века; в ней нас интересуют интерпретация авторами термина ПАН.

«В древних книгах пишут, что Паннония является матерью и прародительницей всех славянских народов, «Пан» (Pan) же, согласно толкованию греков и славян, это тот, кто всем владеет. И согласно этому «Пан» по-славянски означает «великий господин» (maior dominus), хотя по-славянски из-за большого различия в языках можно применить и другое слово, например «господин» (Gospodzyn), ксендз (Xandz) же больше, чем Пан, как бы предводитель (princeps) и верховный король. Все господа называются «Пан», вожди же войска называются «воеводами» (woyeuody); эти паннонцы, названные так от «Пан», как говорят, ведут свое происхождение от Яна, потомка Яфета. Из них первым, как утверждают, был этот могучий Нимрод, который впервые стал покорять людей, братьев своих и подчинять своему господству».

2) Обобщение и вывод

* Попытки увязать термин ПАН с греческим богом пастушества, плодородия и дикой природы Паном, не имеет под собой идеологического основания. Не может христианская польско-литовская знать использовать имя языческого божества для своей идентификации (тождества), древнегреческий Пан не входит в систему иудаизма.

* Связь с древнеславянскими языками установить невозможно, т.к. мы их просто не знаем, эти племенные сообщества были бесписьменными. Термин ЖУПАН (gъраn) мог принадлежать любому древнему языку, в т.ч. тюркскому, немецкому; через Паннонию прошли десятки народов и сотни племен.

* Никто из исследователей не использовал идеологию иудеохристианства и её сакральный язык иврит для определения смысла титула ПАН.

Вывод
Для анализа титула ПАН необходимо найти аналогию в иврите и идеологии иудеохристианства – подобие (сходство предметов, явлений, процессов в каких-либо свойствах).

3) Терминология иврита и библейский образ

а) В польском языке, в отношении лица, облечённого властью применяется выражение: «Король — наш господин» — «Krol naszym PANEM». Мы часто употребляет термин «лицо», в значении – личность (важное лицо, ответственное лицо и т.д.), а как на иврите «лицо»?

* Wiktionaryhttps://en.wiktionary.org/wiki/פנים

в) А что у нас в Библии по поводу термина ПАНА, ПАНИМ?

В Библии найдено 2109 слов с корнем ПАНА (ПАНИМ), применяемые в различных значениях. Пенуэл פְּנוּאֵל лицо + Бог, см. эпиграф (Быт. 32:30).

* ПАН פָּן вид, образ.

* ПАНА פָּנָה поворачиваться, обращаться; а также – очищенные, лицо (в различных сочетаниях), вид (солидный), уважение, освобождаться от дел и т.д.

Этот корень иврита, очевидно, применятся в Польше и Литве в период христианизации, и обозначал новых администраторов – очищенных от язычества и обращенных в христианство; имевших власть уже от лица БОГА.

* ПЕНАИ פְּנַאי досуг, свободное время; собственно шляхетство (паны) проводили время в войнах и в увеселениях (охота, балы); как правило, хозяйственную деятельность сами не вели вплоть до XVI века, земли сдавались в аренду; обычно имениями, селами и городами, сданными в аренду, управляли евреи-арендаторы.

* ПЕНЕИ ХА-АРЭЦ פְּנֵי־הָאָרֶץ знать, знатные лица (земли, территории).

Итак, мы выявили, что термин ПАНА (ПАНИМ) употреблялся для обозначения человека (лица-личности) как представителя Бога, нам остаётся определить носителя терминологии иврита в ранней Польше и Литве.

См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, ПАНИМ; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_383.htm

г) Библейский образ

Притчи 21:29: «Человек нечестивый дерзок лицом (ПАНИМ) своим, а праведный держит прямо путь свой».

4) Краткие сведения о евреях Польши и Литвы

Принятие христианства в Польше произошло в 966 году при князе Мешко I; Литва признана христианским королевством в 1253 г., в дальнейшем Великое Княжество Литовское простиралось от Балтики и до Черного моря.

Первые сведения о евреях в Польше относятся к 1096 году, часть евреев Праги, в результате гонений со стороны крестоносцев, переместилась в Польшу, позже эта миграции непрерывно нарастала. С 1264 г. евреям Польши были предоставлены широкие привилегии и защита со стороны высшей администрации; евреи-торговцы на территории Литвы фиксируются с X века.

В Польше и Литве короли, князья, духовенство, магнаты (паны), средняя шляхта, чуть меньше мещане пользовались услугами евреев, откупщиков и кредиторов, и привлекали их для управления имениями; несмотря на постановления церковных соборов, власть использовала еврейских финансистов на протяжении всего средневековья.

Значительная часть монет, чеканившаяся польскими королями в XII-XIII вв. при посредничестве еврейских откупщиков носят легенды на иврите, факт, который современной русской нумизматикой просто игнорируется, ни в одной из работ в этой исторической области вы не найдете слово еврей. Польский король Болеслав IV (1146-1173) вверил чеканку и распространение монеты – евреям, Казимир II (1177-1194) разрешил наносить на монеты надпись на иврите (лучшего способа распространения иврита не придумаешь).

Таким образом, мы ответили на все вопросы философии в отношении титула ПАН (когда?, где?, для чего?, почему?, от чего?, кто носитель?, какова идеология и культурная традиция?). Титульный термин ПАН принадлежит сакральному ивриту, идеологии иудаизма.

Источник

Кто такие паны в истории

Кто такие паны в истории. Смотреть фото Кто такие паны в истории. Смотреть картинку Кто такие паны в истории. Картинка про Кто такие паны в истории. Фото Кто такие паны в истории

Основное имя

Альтернативные имена

Происхождение

Сторона

Содержание

Этимология названия

Этимология имени традиционно, начиная с гомеровых гимнов, связывалась с греч. πάς, «весь». В настоящее время принято связывать имя Пана с греч. Πάω — «пасти»; на этой основе высказывались предположения об общем индоевропейском происхождении Пана и Пушана из ведического пантеона.

Мифология

Родословная

По гомеровскому гимну, Пан считается сыном Гермеса и дочери Дриопа. По другой версии, сын Гермеса и Орсинои.

По другому сказанию, сын Зевса и Гибрис, научил Аполлона искусству прорицания, или Зевса от Фимбриды, или от Ойнеиды. По Эпимениду, сын Зевса от Каллисто и близнец Аркада.

Есть версия, что Пан — сын Гермеса и Пенелопы, родившийся в Мантинее в Аркадии. По Дуриду, он родился у Пенелопы от её сожительства со всеми женихами. По Евфориону, сын Пенелопы и Аполлона.

Также это эпитет Зевса в орфической теогонии.

Предание

По гомеровскому гимну, он родился с козлиными ногами, длинной бородой и рогами, и тотчас же по рождении стал прыгать и смеяться. Испуганная необычайной наружностью и характером ребёнка, мать покинула его, но Гермес, завернув мальчика в заячьи шкуры, отнес его на Олимп и до того развеселил всех богов, а особенно Диониса, видом и живостью своего сына, что боги назвали его Паном, так как он доставил всем (греч. πάς, «весь») великую радость.

Выкрал сухожилия Зевса у Тифона. Самый древний и почитаемый бог у аркадцев, именуемый Ликейским. Преследует нимф[. Окрестные жители слышали, как он играл на свирели на горе Меналион (Аркадия). Изобрел игру на свирели у горы Номия (Аркадия), где было место Мельпея.

Помогал афинянам при Марафоне, гора Пана есть на Марафонской равнине. Между Кифероном и Геликоном распевал пеан Пиндара. В городе Саэтта его полюбила некая женщина. За помощь богам Пан стал созвездием Козерога.

У египтян это самый древний бог. Когда боги были в Египте, Пан велел им превратиться в зверей, а сам стал козой. Либо стал полукозлом-полурыбой.

Культ Пана

Роскошные долины и рощи Аркадии — царство Пана, где он резвится в кругу веселых нимф. Под его флейту или сирингу устраиваются веселые, шумные хороводы, пугающие смертных. В полдень, утомившись от занятий, Пан засыпает и с ним засыпает вся природа под знойными лучами: это затишье считалось священным и ни один пастух не осмеливался нарушить его игрой на свирели, из боязни потревожить сон бога-покровителя. Когда горная тишина нарушалась отзвуками или криками, суеверие приписывало эти звуки Пану: отсюда страх, который испытывает человек, слыша неизвестно откуда идущие звуки среди тишины, называется паническим. Это представление выразилось в сказании о любви Пана и нимфы Эхо (согласно некоторым представлениям, у них была дочь — Ямба, в честь которой назван стихотворный размер ямб).

Пан считался также богом зарождающегося света, при восходе солнца. К этому представлению относится также миф о любви его к Селене, которую он расположил к себе тем, что дал ей часть своих стад. Как бог, исполненный природного вдохновения, он был богом предсказателем; в Аркадии находился его оракул, жрицей которого была Эрато. Хорошо знакомый со всеми тропинками и дорогами своей страны, он считался богом-проводником (греч. ένόδιος, πομπαΐος), как Аполлон и Гермес; он указывал путь на суше и на море, усмиряя морские волны звуками своей флейты. Ему были посвящены горы, пещеры, дубы и сосны, а также черепахи. Как бог, любивший уединение и свободную природу, Пан не был городским божеством, и только по случайным поводам его почитали памятниками в городах. Так, в Афинах был посвящён ему грот на акрополе в память поражения персов, на которых будто Пан навел (панический) ужас во время сражения.

Позднее, вследствие оргиастических свойств его характера, культ его соединился с культом Великой матери и Диониса. В Лидии Пан был отождествлен с Марсием и считался учителем Олимпа. Как похотливый и задорный товарищ менад, нимф и гермафродитов, он, подобно сатирам, был олицетворением чувственной любви; поэтому в позднейшей литературе и искусстве он изображается как спутник Афродиты и соперник Эрота.

При Птолемеях и Селевкидах Пан почитался в разных регионах Ближнего Востока. В частности, в его честь были названы город Паниум и река Баниас в Израиле.

Кроме Пана, индивидуального божества природы, были ещё существа демонического характера, называвшиеся Πάνες или Πανίσκοι — род леших с козлиными бородами, мучивших людей в горах и лесах, а также посылавших тяжелые сны. Они жили среди стад и были товарищами сатиров.

Ему посвящены XIX гимн Гомера и XI орфический гимн. Действующее лицо комедии Менандра «Брюзга».

Ежегодно в Римской империи совершалось празднование в честь Пана, такие праздники назывались Вота и Врумалия.

Источник

Кто такие паны в истории

Кто такие паны в истории. Смотреть фото Кто такие паны в истории. Смотреть картинку Кто такие паны в истории. Картинка про Кто такие паны в истории. Фото Кто такие паны в истории

Пан — изначально в греческой религии и мифологии бог — покровитель стад и дикой природы, спутник нимф, часто ассоциируемый с безудержным сексом. Пан считался богом полей, рощ, лесных долин и часто связывался с плодородием и сезоном весны. Герческое слово «паника» (panikos) происходит от имени этого бога. У Пана ноги и рога козы, так же, как у фавна или сатира. Вместе с сатирами и силенами Пан в числе демонов стихийных плодоносных сил земли входит в свиту бога Диониса-Вакха, которого также можно считать одной из ипостасей Пана. Как божество природных сил Пан связан с богинями времен года, Орами.

Родиной Пана считалась Аркадия — центральная область Пелопоннеса (Греция). Пан наделяется ярко выраженными хтоническими чертами, выявляющимися как в его происхождении, так и в его облике. Чаще всего его отцом назывался Зевс или Гермес. В римской религии и мифах двойником Пана был Фавн, бог природы и Сильван (лат. «из лесов»). Римский поэт Овидий (43 года до н. э. — 17 или 18 год н. э.) в одиннадцатой песне «Метаморфоз» отождествляет Пана с сатиром Марсием.
Раннее христианство причисляло Пана к бесовскому миру, именуя его «бесом полуденным», который пугает и соблазняет людей. В XVIII-XIX веках Пан стал важной фигурой в романтическом движении Западной Европы, а также в неоязыческом движении XX-го века.

Макробий так описывает «сферу влияния» этого бога:

«Пан, которого [у нас] зовут Инуем, при той внешности, которая его отличает. Этого бога жители Аркадии чтят, называя [его] владыкой вещества, желая обозначить [его] не хозяином лесов, а властелином всей целиком вещественной основы [мира]. Сила этого вещества составляет сущность всех тел, пусть это будут либо божественные, либо земные [тела]«Сатурналии». Макробий».

Содержание

Происхождение имени

Имя «Пан», в действительности происходящее от др.- греч. paw — «пасти», у орфиков стало трактоваться как производное от др.- греч. pan — «всё», сам же этот бог — «Великий Пан» — стал восприниматься как олицетворение всего сущего в природе, одновременно Пангенетор («всепорождающий») и Памфаг («всепожирающий»).

«Дриопа ужаснулась, увидев сына, заросшего волосами и бородатого. Однако Гермеса и богов-олимпийцев его вид развеселил, и они нарекли младенца Паном (т.е. «понравившийся всем», греч. πᾶν, «всё». Hymn. Horn. XIX). В действительности имя Пан происходит от индоевропейского корня pus-, paus-, «делать плодородным», что соответствует истинным функциям этого божества и сближает его с Дионисом» [1].

Гете поэтически описывает всеобщность Пана:

«Где бога с сумкою пастушьей Изобразили овчары, Соприкоснулись в простодушье Все виды жизни, все миры». «Фауст», Гете.

Облик Пана

Как сообщает в своей Истории Геродот (около 484 г до н. э. — около 425 г до н. э.):

«Пишут же художники и высекают скульпторы изображения Пана подобно эллинам — с козьей головой и козлиными ногами, хотя и не считают, конечно, такое изображение правильным, полагая, что этот бог имеет такой же вид, как и прочие боги» (II:46).

«Первоначально Пан изображался в зверином обличье, только свирель держал в руке; его главные атрибуты: свирель или двойная флейта, сосновый венок и иногда т.н. заячий посох (багор для охоты на зайцев). До сер. 5 в. до н.э. в греческой вазописи встречаются изображения бородатых Панов с козьими мордами. С сер. 5 в. до н.э. Пана изображают то в облике козлоногого молодого сатира, то в облике силена или обезьяноподобного уродца» [2].

Животные и растения Пана

Животными Пана являются коза и черепаха. Его растения тростник, кормиканская сосна, горный бук.
Алистер Кроули в «Книге 777» связывает с культом Пана корень ятрышника. Также Кроули ассоциировал с Паном-Дьяволом, хозяином шабаша, жабу.

Как сообщает в «Описании Эллады» греческий историк Павсаний ( 110 г. н.э. – 180 г. н.э.):

«На [горе] Парфенионе водятся и черепахи, очень хорошие для производства лир. Люди, живущие около этих гор, и сами боятся их ловить и иноземцам не позволяют их трогать; они считают их посвященными Пану» (Книга VIII. LIV:4).

Древнегреческий писатель Афиней (II — III в. н.э.) в «Описании Эллады» приводит следующую цитату:

«Орешки буковые, приношенье Пану, – говорит Никандр во второй книге «Георгик» (Кн. II:39).

Мифы о Пане

Как и другие духи природы, Пан кажется старше богов-олимпийцев, так как, согласно мифам, он подарил в Аркадии Артемиде охотничьих собак, ставших ее постоянным атрибутом, и научил Аполлона тайнам пророчеств. Как гласит схолия к поэту Пиндару:

«Искусству прорицания научился он (Аполлон) у Пана. Последний усердно раздавал прорицания в Аркадии».

Римский грамматик Сервий (IV в.) со ссылкой на Пиндара о том, что Пан — это сын Аполлона от Пенелопы (Georg. I 16). Древнегреческий драматург Эсхил (525 до н. э. — 456 до н. э.) различал двух Панов, один из которых был сыном Зевса и близнецом Аркаса, а другой — сыном Кроноса.
Происхождение Пана весьма запутанно. Согласно различным мифам, Пан — это сын Меркурия и Пенелопы: также Apld. Ер. 7,38, Cic. Nat. Deor. 111,22; сын Гермеса и Дриопы (Ном. Hymn. 19), или Пенелопы от всех женихов (Duris ар. Tzetz. sch. Lye. 772, Scrv. Aen. 11,44) или ее же от Аполлона (Euphorion in sch. Eur. Rhes. 36), или Гермеса от нимфы Орсинои (ibid.), или Зевса от нимфы Гибриды или Фимбриды (Apld. 1,4,1, sch. Pind. Pyth., arg.) или Ойнеиды (sch. Theoer. 1,3), или сын Зевса от Каллисто и брат-близнец Аркада (Epimenides in sch. Eur., loc. cit.), или сын Эфира от Ойнои (Araethus Tegeat. ibid.). Его называли также сыном Земли (Didymarchus in sch. Theoer. ioc. cit.), a согласно Аполлодору Афинскому (Scrv. Georg. 1,16) Пан вообще не имел родителей.

В античной мифологии Пан отождествляется с богом-козлом Эгипаном, который воспитывался легендарной козой Амалфеей, вместе с младенцем Зевсом на Крите. В битве Зевса с Тифоном Эгипан и Гермес украли «сухожилия» Зевса, которые Тифон вырезал у него и спрятал в Корикианской пещере. Благодаря этому Зевс смог исцелиться и победить Тифона. Пан также помог Зевсу в битве с титанами, с помощью изобретенной им раковины-трубы, от ужасного звука которой они обратились в бегство.

Кто такие паны в истории. Смотреть фото Кто такие паны в истории. Смотреть картинку Кто такие паны в истории. Картинка про Кто такие паны в истории. Фото Кто такие паны в истории

Один из известных мифов о Пане рассказывает о происхождении его семиствольной флейты-сиринги, традиционной пастушеской свирели, сделанной из полого тростника. Однажды Пан встретил Сирингу, прекрасную лесную нимфу Аркадии, дочь речного бога Ладона. Пан тотчас же воспылал любовью к Сиринге, но целомудренная нимфа не захотела слушать признаний бога Пана, а бросилась еще бежать от него. Преследуемая Паном, Сиринга добежала до реки Ладона, у которого она стала просить защиты. Ладон превратил нимфу Сирингу в тростник. Огорченный бог Пан вырезал несколько тростников различной величины, связал их и стал извлекать из них нежные, жалобные звуки, трогающие даже сердца жестоких нимф. Впоследствии Гермес скопировал свирель, потерянную Паном, объявил ее своим собственным изобретением и продал Аполлону. Также Пану не удалось соблазнить горную нимфу Питис, которая отвергла его любовь и превратилась в ель, ветвь которой он потом всегда носил на голове наподобие венка. Однако у Пана были и удачи. Нимфа Эхо родила ему вертишейку Иинкс, кормилица муз Эвфема родила ему Кротоса, ставшего созвездием Стрельца. Он также хвастался, что сочетался со всеми менадами из свиты Диониса.
Подобно другим богам, Пан вмешивался и в земные дела. Как рассказывает в «Описании Эллады» греческий историк Павсаний ( 110 г. н.э. – 180 г. н.э.), накануне Марафонской битвы Пан явился одному афинянину и пообещал прибыть в Марафон, чтобы помочь грекам (Книга I, I:28). Одержав победу в этой битве греки посвятили Пану грот на северном склоне Афинского Акрополя, ежегодно умилостивляли его жертвами и устраивала бег с факелами. Также Павсаний сообщает, что когда в Афинах свирепствовала чума, Пан в сновидении открыл начальникам города, как исцелиться от нее, за что получил прозвище Литерия (Избавителя).

Пан является единственным богом, о смерти которого существует миф. Как рассказывает греческий историк Плутарх (между 45 и 50 гг. — между 119 и 125 гг.) в своем трактате «О повреждении оракулов», известие о его кончине во время правления римского императора Тиберия (14–37 гг. н.э.) принес некий Тамус, корабельщик, плывший в Италию мимо острова Паксы. Божественный голос прокричал через море:

«Тамус, ты здесь? Когда ты прибудешь в Палодес, не забудь объявить, что великий бог Пан умер!»

Так Тамус и сделал, и весть эта на берегу была встречена всеобщим плачем.

Христианские апологеты, в том числе греческий церковный историк и богослов Евсевий Кесарийский (между 260 и 265 — 339/340) в своей книге «Евангельское Приготовление», уделяли большое внимание рассказу Плутарха о смерти Пана. Поскольку слово «пан» по-гречески также означает «все», то, по его мнению, этот рассказ свидетельствовал о том, что «все демоны» погибли.

Пан как сексуальное божество

Кто такие паны в истории. Смотреть фото Кто такие паны в истории. Смотреть картинку Кто такие паны в истории. Картинка про Кто такие паны в истории. Фото Кто такие паны в истории

Кто такие паны в истории. Смотреть фото Кто такие паны в истории. Смотреть картинку Кто такие паны в истории. Картинка про Кто такие паны в истории. Фото Кто такие паны в истории

«Тот способ удовлетворения любовного желания, которым пользуюсь я, — продолжал, шутя, Диоген, — изобрел Пан. Влюбившись в нимфу Эхо, он гонялся за ней, но не мог ее поймать, дни и ночи рыская по горам. Он скитался до тех пор, пока Гермес, отец его, не сжалился над ним и не научил его этому способу, а Пан, познав его, избавился от многих неприятностей и научил, в свою очередь, пастухов».

Женщин, имевших сексуальные отношения с несколькими мужчинами, называли «девушками Пана».

Величайшим любовным успехом Пана было завоевание им богини Луны Селены. Он достиг этого, завернувшись в овечью шкуру, чтобы скрыть свое волосатое тело черного козла, и увлек ее с неба в лес, где и соблазнил.

Древнегреческий эпический поэт Нонн Панополитанский (V в. н.э.) в своей поэме «Деяния Диониса» (Песнь XIV. 67-71.) упоминает 14 «панисков» — детей Пана (разделенных на группы по 12 и 2):

«Вот, обитатели горных склонов и логов природных,

(Имя — от бога Пана, что любит уединенье),

Ополчаются паны купно – ликом как будто

Люди, но рожки имеют и козью косматую шкуру!

Вот рогатолобая помесь: двенадцать панов,

Вооруженных рогами, все от родителя только

В числе 12 детей Пана Нонн Панополитанский называет Келеневса, Аргенноса, Айгокороса, Эвгенейоса, Дафойнея, Оместера, Фобоса, Филамна, Главка, Ксанта, Аргоса, Форбаса, а затем добавляет к ним Агрея и Номия.

Очевидно, в древности существовали сексуальные обряды, связанные с почитанием Пана. По словам Геродота:

Как отмечает немецкий писатель Фридрих Георг Юнгер (1898 — 1977):

«Пан — фаллический бог. То, что делает его богом, нельзя найти ни в каком другом боге, даже в Дионисе, так как все они хотя и наделены признаками пола, их божественное не сводится к половому и поэтому в их телосложении, в их стане фаллическое приглушено; некое соответствие выраженному в Пане половому признаку мы находим в многогрудой Артемиде. Что касается Пана, то у него нет никакого пояса и ему неподвластна та сфера господства Афродиты, в которой все превращается в очарование и нежный аромат. Он — фаллический бог. Более явственно и отчетливо, чем в Пане, фаллическое начало, заявляющее о себе в напряженном детородном члене, проявляется в Приапе, который представляет собой как бы локального, ограниченного определенным местом Пана — Пана виноградников, плодородных земель и рыбных уловов, который любит застроенную, ухоженную природу и близость человека. Здесь можно понять, что фаллическо-божественное начало и нарушение меры совпадают. Будучи фаллическим богом, Пан наделен обликом, в котором от его раздвоенных копыт и до бедер, а также до того места, где находится признак пола, проявляется образ козла. Его фаллическое лицо отличает глубокая морщина между носом и лбом, некая зарубка, которая видна и в лице Сократа, похожем на лицо фавна; лицо Пана имеет своеобразное животное выражение, в котором, как кажется, видны некоторая грубость и бесформенность» [3].

Пан в астрологии

Кто такие паны в истории. Смотреть фото Кто такие паны в истории. Смотреть картинку Кто такие паны в истории. Картинка про Кто такие паны в истории. Фото Кто такие паны в истории

Древнеримский писатель и мифограф Гигин (I в. н.э.), отождествлял Пана или Эгипана с созвездием Козерога, которое традиционно изображается в виде козла с рыбьим хвостом. В своей «Поэтической астрологии» Гигин рассказывает:

Эту историю Гигин упоминает и в другом своем сочинении «Мифы»:

Поклонение Пану

Поклонение Пану началось на его родите, в Аркадии, горном районе Греции, культурно отделенном от других греческих областей, где была священная гора Пана — Меналион. Аркадские охотники бичевали статую бога, если он не помогал им в добыче зверей.

Так как Пан был деревенским божеством, то ему поклонялись не в храмах или других зданиях, а в естественных условиях, обычно в пещерах или гротах, например, на северном склоне Афинского Акрополя (Herodot. VI 105). Эти места часто называли называли «Пещерами Пана». Храмов Пана было немного. Храм Пана в Аркадии описывает Павсаний:

«Отсюда по лестнице можно подняться в храм Пана; к храму присоединена и галерея и в самом храме стоит небольшая статуя; наравне с самыми могущественными богами и этот Пан может, внимая молениям людей, выполнять их или воздавать должное за проступки. У статуи этого Пана горит неугасимый огонь. Говорят, что в более древние времена этот бог давал вещания, что его прорицательницей была нимфа Эрато, та, которая была женой Аркада, сына Каллисто».

Также известен Храм Пана в ущелье реки Неда на юго-западе Пелопоннеса, руины которого сохранились до наших дней, и Храм Пана в Аполлонополисе Магна (Бехдет) в Древнем Египте. Этот город был культовым центром бога Хора Бехдетского, которого греки отождествляли с Аполлоном, а Алистер Кроули отождествил с Хадитом.

В честь Пана были названы город Паниум и река Баниас на Ближнем Востоке. С Паном связан город Панополь (коптский Хеммис, современный Ахмим) в северной Фиваиде, являющийся священным городом египетского итифаллического бога Мина, отождествлявшегося греками с Паном.

Пан у древних поэтов и философов

В античной литературе одно из первых упоминаний Пана встречается в третьей Пифийской оде Пиндара (522/518 до н. э. — 448/438 до н. э.):

Воедине с Паном величаемой девичьим пением

Как сообщают античные биографы и схолиасты, Пиндар воздвиг перед своим домом в Беотии изваяние Матери Богов и Пана. Матерью богов считалась Рея или Кибела. Также Пану посвящен XIX Гомеров гимн, созданный, вероятно, в VII—V вв. до н. э. Он рассказывает о рождении Пана от бога Гермеса и нимфы Дриопы и о его искусной игре на свирели.
Рождение Пана описывается Гомером как чудо. Дриопа в ужасе убегает от бородатого, рогатого, козлоногого младенца, которого она породила. Гермес же веселится, глядя на милого сына, укутанного шкурой пушистого зайца, а боги во главе с Зевсом покатываются со смеху и нарекают его Паном, то есть всех порадовавшим. Более всех рождению Пана радуется Вакх-Дионис.
Греческий философ Платон в диалоге «Кратил» отождествляет его со Словом (Логосом):

«Пан — сын Гермеса — отличается двойственной природой, в этом тоже есть смысл Ты знаешь, ведь это слово (πάν) означает «всё», его можно повернуть и так, и этак, почему оно и оказывается двойственным: истинным и ложным. Так вот, истинная часть его гладкая, божественная и витает в горних высях, среди богов, а ложная находится среди людской толпы — косматая, козлиная. Отсюда и большинство преданий и вся трагическая ложь. Значит, видимо, правильно слово «пан», означающее постоянный круговорот (αεί πολών), дало Пану имя «козопаса» (Πάν αίπόλος) — сына Гермеса, у которого двойная природа: гладкая верхняя часть и косматая, козлоподобная нижняя. И одновременно этот Пан — слово [логос] или брат слова [логос], коль скоро он сын Гермеса» [5].

Пану посвящен XI орфический гимн. Согласно нему, «он все в этом мире — Небо и море, бессмертный огонь и земля всецарица, Все это — Пан, ибо все это пановы части и члены». Пан — «Вождь привидений и призраков, ужас для смертных».

«Всепородитель, раститель всего, многославнейший демон,

Миродержавец, Пэан плодоносный, светящий, пещерный,

Тяжкогневливый, ты истинный Зевс, венчанный рогами,

Это ведь ты равнину земли незыблемой сделал,

Ты оттеснил неустанного моря тяжелую влагу,

Землю вращая в волнах Океана кружением вечным,

Воздух питающий — ты, что жить позволяет живому,

И невесомого пламени ты и краса и основа —

С легкостью все несовместное сходится волей твоею

Промысел твой, коль захочешь, природу всего переменит» [6]

В XXXIV орфический гимне Паном именуется Аполлон:

Паном, богом двурогим, вздымающим бури свирелью,

Ведь у тебя — печать от всего, что есть в мирозданье» [7].

Образ Пана в эпоху Нового времени

Кто такие паны в истории. Смотреть фото Кто такие паны в истории. Смотреть картинку Кто такие паны в истории. Картинка про Кто такие паны в истории. Фото Кто такие паны в истории

В конце XVIII века интерес к Пану возродился среди философов и ученых. Английский филолог и этнограф Ричард Пейн Найт (1751-1824) рассматривал Пана в своем «Рассуждении о поклонении Приапу» (1786) как символ творения, выраженный через сексуальность. Также в XVII веке в английском городе Пейнсвик в Глостершире группа дворян во главе с Бенджамином Хайеттом проводила ежегодную процессию, посвященную Пану, во время которой статуя божества поднималась вверх, а люди восклицали: «Хайгейтс! Хайгейтс!». Хайетт также воздвиг Храм Пану в садах своего поместья.

Пан упоминается в повести Артура Мэчена «Великий бог Пан» (1894), где это божество представляет собой персонификацию сил природы во всем их многообразии и могуществе. Герой романа называет встречей с великим богом Паном, созерцание подлинной реальности. В романе лорда Дансени «Благословение Пана» (1927), звуки флейты Пана пытаются побудить жителей города принести жертву древним богам.

Образ Пана присутствует в творчестве двух английских писателей – Роберта Луиса Стивенсона (1850-1894) и Кеннета Грэма (1859-1932). Р.Л. Стивенсон написал эссе «Свирель Пана» («Pan’s Pipes», 1878), а Кеннет Грэм – эссе «Сельский Пан» («The Rural Pan», 1893) и повесть «Ветер в ивах» («The Wind in the Willows», 1908). Во всех этих произведениях Пан – полусказочное существо, наделенное неповторимыми особенностями. Один из сборников рассказов английского писателя, члена Герметического ордена Золотой Зари Элджернона Блэквуда (1869-1951) содержащий истории о столкновении Человека и Природы, о древних и новых богах, носит название «Сад Пана» (1912). Пану посвящен роман британской оккультистки и писательниц Дион Форчун (1890-1946) «Козлоногий бог Пан» (1936).

Пан — один из персонажей фильма Кеннета Энгера «Торжественное открытие храма наслаждений» (Inauguration of the Pleasure Dome, 1954) и ключевая фигура в фильме мексиканского режиссера Гильермо дель Торо «Лабиринт Фавна» (2006).

Образ Пана в западной эзотерике и Телеме

Немецкий египтолог-иезуит Афанасий Кирхер в своей книге «Oedipus Aegyptiacus» («Эдип Египетский») пишет:

Кто такие паны в истории. Смотреть фото Кто такие паны в истории. Смотреть картинку Кто такие паны в истории. Картинка про Кто такие паны в истории. Фото Кто такие паны в истории

«Потому его [Юпитера] называли Паном, от слова πᾶν, «всё», что есть; его тело служило изображением всего состава нашего чувственного мира. Он знаменовал землю, воду, воздух, огонь, день, ночь. Его голова с позлащенными волосами символизировала блистание небес; его рога – запад и восток; его глаза – Солнце и Луну; широкая грудь – воздух; крылья на раменах – быстроту ветров и волю Божью, исполняющуюся мгновенно. В руке он держал семиствольную флейту, обозначавшую гармоническое согласие семи планет, а в другой – жезл с кривым навершием, символ небесных свойств и сил, сокрытых в разных частях мира. Пятнистая шкура, служившая ему одеждой – это роскошный звездный свод с титаническими светилами; ноги его были косматы и заканчивались козлиными копытами, сообщая о метаморфозах и плодородии нижнего, подлунного мира претерпевания… О Пане говорилось, что он любил Пифию и Сирингу; первая, бежав от него, обратилась в сосну, другая – в тростник. Пифия, πίθη, есть направление человеческого ума, а ее обращение в сосну, древо Сатурна пирамидальное по форме и возносящееся в небеса, – обращение к первому сатурновому Уму, когда ум захватывает Пан, то есть созерцание чувственного мира. Сиринга же – восхищение от созерцания гармонического порядка чувственного мира, которое охватывает душу гармоническими ладами и возвращает ее к Богу, делая ее подобной Пану; ведь, как мы учим в «Универсальной музургии», тростник имеет семь сочленений, которые, если его разрезать в соответствии с этими сочленениями и составить в семиствольную флейту, которую сделал Пан, эта флейта даст в точности διαπασῶν συστάσιν [«состав диапазона», т.е. семь нот], что есть его, Пана, совершенное и абсолютное подобие» [8].

Французский оккультист Элифас Леви (1810 — 1875) отождествлял Пана с Дьяволом и Бафометом, однако видел в нем «силу, созданную с добрыми намерениями» и «орудие свободы»:

«Дьявол для посвященных есть не индивидуальность, а сила, созданная с добрыми намерениями, хотя она может быть приложена ко злу: она есть на самом деле орудие свободы. Они представляют эту силу, в виде мифологи-ческой фигуры рогатого бога Пана, и отсюда козел Шабаша брата древнего змия, — носитель света, превращенного поэтами в ложного Люцифера легенды» [9].

«. мы убеждены, что Великие Мастера Ордена тамплиеров поклонялись Бафомету и принуждали своих посвященных поклоняться ему. Да, собрания, на которых эта фигура председательствовала, усевшись на трон и водрузив между рогами пылающий факел, проходили в прошлом и может быть проходят сейчас. Но поклонники этого знака, в отличие от нас, не считают его символом дьявола, наоборот, для них он являла олицетворением бога Пана, бога наших современных философских школ, бога Александрийской теургической школы и мистических неоплатоников» [10].

Герметический орден Золотой Зари, следуя за христианской традицией, отождествлял Пана с Дьяволом и с XV арканом Таро:

«На этой карте, 15-й карте Таро, изображен сатирообразный демон с головой козла, волосатыми ногами, большими когтями и тяжелыми крыльями, подобными крыльям летучей мыши. Его ассоциируют с греческим Паном и с египетским Козлом Мендеса (символом Кем). В некоторых своих проявлениях этот аркан символизирует свирепые природные стихии, которые, с точки зрения человека неверующего, лишь затемняют, а не отражают в себе лучезарный Лик Господа. Кроме того, данная карта служит символом сексуальной энергии и продолжения рода. Таким образом, она оказывается полноценным противовесом карте Смерть»[11].

Изображение Пана из книги Кирхера «Эдип Египетский» использовалось в Ритуале Врат, ведущих в Усыпальницу Адепта Братства Розы и Креста, христианского мистического ордена, основанного Артуром Эдвардом Уэйтом и считавшего себя продолжателем традиции Ордена Золотой Зари. В нем также Пан отождествлялся с XV арканом «Дьявол» и сексуальной энергией:

«На этом рисунке изображен Пан — греческий бог Природы. Он стоит на кубе — символе Вселенной. В правой руке он держит пастушеский посох — символ власти над природой, а в левой — свирель из семи тростинок, которая олицетворяет гармонию семи планетных сфер. Девять окружностей — это образы сефирот (всех, за исключением Кетер). Румяное лицо Пана — символ земного тепла; его рога — Лучи Света; его тело содержит в себе все четыре стихии; а куб, на котором он стоит, — прочная опора для них. Обрати внимание на то, что верхняя часть фигуры этого божества — человеческая, но по мере приближения к земле тело его приобретает животные черты»[12].

Исследователь эзотерики Мэнли Палмер Холл (1901 — 1990) дает в своей книге «Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии» следующее пояснение к изображению Пана Кирхера:

«Великий бог Пан почитался как автор священных танцев, придуманных им для того, чтобы символизировать круговое вращение небесных тел. Пан является составным созданием. Верхняя его часть, за исключением рогов, человеческая, а нижняя — козлиная. Пан является первообразом природной энергии, и хотя он, несомненно, фаллическое божество, его не надо путать с Приапом. Свирель Пана означает естественную гармонию сфер, а сам бог является символом Сатурна, потому что эта планета восседает на троне Козерога, чьей эмблемой является козел. Египтяне были посвящены в мистерии Пана, который считался фазой Юпитера, демиурга. Пан представлял оплодотворяющую силу солнца и был главным в сонме сельских божеств, панов, фавнов и сатиров. Он также означал контролирующую силу духа низших миров. Христиане придумали историю, что во время рождения Христа оракул замолчал, после того как в последний раз воскликнул: «Великий Пан умер!»[13].

Образ Пана в учении Телемы

Образ Пана занимает важное место в символизме магического учения Телемы, созданного Алистером Кроули и встречается во многих его работах. В Телеме также Пан соединяет в себе ипостаси Пангенетора (благого бога-всеотца) и Памфага (всепожирателя).

Слово «Пан» Кроули толкует следующим образом:

«П — буква Марса, образ двух столпов, указывающий на двойственность; А по своей форме — это пентаграмма, энергия; а N, по соответствию в Таро, — смерть» [14].

Как заявляет Алистер Кроули в своей «Книге 777»:

«Пан есть Всё Сущее, которое есть 0. Он способен уничтожить весь проявленный мир» [15].

В этой же работе Кроули соотносит с функцией Пангенетора Божественное имя сефиры Йесод Шаддаи Эль Хаи. Пану соответствует 26-й путь на каббалистическом Древе Жизни и буква Айин. С Паном также можно сопоставить знак один из пяти Знаков N.O.X. — Знак Vir, означающий выход мужской энергии и проникновение.

Алистер Кроули отождествлял Великого бога Пана с той Божественной ипостасью, которую ее враги называли невежественно Сатаной. Числовое значение Пана соответствует числовому значению имен Бафомета и Самаэля, дьявола в иудейской традиции:

Также Кроули отождествлял Пана с Сетом.

Кто такие паны в истории. Смотреть фото Кто такие паны в истории. Смотреть картинку Кто такие паны в истории. Картинка про Кто такие паны в истории. Фото Кто такие паны в истории

В Книге Тота Алистер Кроули утверждает, что на аркане Дьявол (Ату XV) изображен Бафомет — символ Пана Пангенетора (Всепорождающего), изображенного на карте «Дьявол» (Ату XV, Козерог)[18]:

«Корни Древа изображены прозрачными, дабы видны были бесчисленные излияния сока; перед ним стоит гималайский козел с оком в центре лба, олицетворяющий бога Пана на высочайших и самых сокровенных горах Земли. Его творческая сила скрыта за символом Жезла Верховного Адепта, увенчанного крылатым шаром и змеями-близнецами Хора и Осириса. формула Дьявола — полное признание и принятие всего сущего. Грубому и бесплодному он радуется не меньше, чем нежному и плодовитому. Все сущее равно приводит его в восторг. Он олицетворяет обретение исступленной радости в каждом явлении, даже в тех, что естественно вызывают отвращение; он превосходит все ограничения; он — Пан; он — Всё» [19].

В своем комментарии к «Книге Сердца, обвитого Змеем» Алистер Кроули поясняет:

«Пан не опьянен, а совершенно безумен, ибо заключает в себе всё сущее и, следовательно, пребывает за пределами всяких различий (всякого знания); кроме того, он не подвластен времени, ибо все происходящее совершается только внутри него; иначе говоря, все события в равной мере служат выражением его функций, а потому сопровождаются экстазом, ибо Он заключил в Своем единстве все возможности — так, что любая перемена оказывается частью Его жизни, проявлением любви в согласии с волей» [16].

Проходя ступени посвящения соискатель сам становится Паном, Всем Сущим, то есть перестает быть частью, но соединяется с Богом и растворяется в нем. Как пишет Кроули в Liber I. Liber B vel Magi ( «Книга B, или [Книга] Мага под номером 1»): «степень Совершеннейшего [учит] Тайне Самоотверженности, именуемой также Тайной Пана». Одним из понятий учения Телемы является Ночь Пана или N.O.X., которое означает мистическое состояние смерти эго в процессе духовного восхождения.

В «Книге Лжей» Кроули поясняет это понятие: «Пан — это собирательное имя, обозначающее всю эту систему в проявленном виде. Поэтому о тех, кто пребывает выше Бездны, говорится, что они живут под покровом Ночи Пана; достичь их можно лишь через уничтожение Всего. Таким образом, Мастер Храма живет в Ночи Пана» [17].

Как олицетворение всего сущего Пан соответствует сефире Кетер, а как всепорождающая сила сефире Хокма. В ходе «Парижского Делания», проведенного Алистером Кроули и его учеником Виктором Нойбургом в 1913 году, Кроули назвал сексуальное соединение между ним и Нойбургом «инвокацией Пана». Также он отождествляет Пана с красным цветом и сефирой Гебура, одно из имен которой Пахад, то есть «ужас». Во время «Элевсинских мистерий» на сцене Кэкстон-Холла в Лондоне в 1913 году Виктор Нойбург исполнял «танец Свирели и Пана в честь нашей госпожи Артемиды». Впоследствии Нойбург написал роман «Триумф Пана».

В книге «Видение и Голос» Кроули описывает, в каких разных ипостасях может представать Пан перед адептами. То, как видит его каждый из адептов, зависит от этапа пути, где он находится в настоящий момент:

«Над алтарем — фигура под покрывалом, имя которой — Пан. Сидящие на самом дальнем ярусе поклоняются ему как Человеку; на следующем ярусе — как Козерогу; на следующем — как Овну; на следующему — как Раку; на следующем — как Ибису, на следующем — как Золотому Соколу; а сидящие на последнем ярусе не поклоняются ему вовсе» [23].

В комментарии Кроули поясняет:

«Иными словами, посвященные низшей степени Второго ордена, 5°=6°, поклоняются «Богу» в облике Человека (Тиферет). На степени 6°=5° он предстает в образе Козерога (мендесского Хема). На степени 7°=4° — в образе Овна (Амона). На степени 8°=3° — в образе Рака (связанного с Видением Звездной Губки; также Бина = ᐁ и Рак-Отшельник). На степени 9°=2° — в образе Ибиса (Тота). На степени 10°=1° — в образе Золотого Сокола (Ра-Хор-Хута). Выше этой степени (Кетер) Он постигается лишь через Отрицание» [24].

«Мендесский Хем» — здесь: древнеегипетский бог Мин, божество плодородия и мужской половой силы, итифаллическое божество, в честь которого совершались оргиастические обряды и которому были посвящены растения-афродизиаки. В начальный период развития египтологии его ошибочно называли именем «Хем»; Кроули отождествляет его с богом Банебджедом («владыкой Мендеса»), которого изображали в образе козла.

Кроме того, образы человека (Водолей), овна, рака и козерога отсылают к четырем керубическим знакам зодиака и, таким образом, к четырем стихиям, что соответствует орфическим представлениям о Пане, которые нашли отражение в орфическом гимне Пану:

«Пана пастушьего мощного кличу — он все в этом мире —

Небо и море, бессмертный огонь и земля всецарица. »

«Видение Звездной Губки» — см.: Равноденствие богов.

В Телемском аббатстве, созданном Кроули, по вечерам в пятницу (день Афродиты) совершался специальный призыв Пана, а одной из стен аббатства было изображение Пана, нарисованное Кроули.

Пану посвящен Пролог Нерожденного в Liber VII. Liber Liberi vel Lapidis Lazuli, Adumbratio Kabbalæ Ægyptiorum (лат. «Книга Либера или Лазурита. Очерк египетской каббалы под номером 7»):

2. Голос флейты из сумрачных рощ на склонах дальних холмов.

3. Простерлись они от бурной реки до самого края пустыни.

6. И дым их курений возносится ввысь, в самые ноздри звезд.

8. Мне — только дальняя флейта, немеркнущий образ Пана.

9. Со всех сторон — Пан, открывшийся зренью и слуху;

10. Благоуханием Пана пронизано всё; вкусом его наполнился рот, и разразился язык мой чуднОй и чудовищной речью.

11. Все средоточия боли и наслажденья — в его могучих объятьях.

12. Шестое, тайное чувство воспламенилось Его сокровеннейшей сутью,

13. И я бросаюсь стремглав с обрыва существованья

15. Конец одиночеству, как и всему на свете.

Кто такие паны в истории. Смотреть фото Кто такие паны в истории. Смотреть картинку Кто такие паны в истории. Картинка про Кто такие паны в истории. Фото Кто такие паны в истории

Алистер Кроули также является автором «Гимна Пану», написанным по время его визита в Москву в 1913 году и опубликованным в «Эквиноксе» III, 1 (1919). (Впоследствии этот гимн был прочитан на его похоронах.) В «Эквиноксе» I, 4 помещено стихотворение Кроули «Пан — Артемиде». В нем Артемида фигурирует как невеста Пана:

Как девственная невеста Пана, то есть «всего сущего», в Телеме также трактуется образ Бабалон. Таким образом, Пана можно соотнести и с дополнение (Багряной Жены) — Терионом («Зверем»), ее спутником и возлюбленным.

Московская ложа О.Т.О. носит название «Убежище Пана».

Образ Пана в неоязычестве

В 1933 году египтолог Маргарет Мюррей опубликовала книгу «Бог ведьм», в которой выдвинула теорию о том, что Пан был одной из форм Рогатого Бога, которому по всей Европе поклонялись ведьмы. Эта теория повлияла на неоязыческое представление о Рогатом Боге как об архетипе мужской силы и сексуальности. В Викке очень важен архетип Рогатого Бога, представленный такими божествами, как кельтский Кернуннос, индуистский Пашупати (эпитет Шивы) и греческий Пан.

Из рогатых богов материковой Греции современному миру лучше всех известен Пан, но, тем не менее, он — всего лишь один из многих рогатых богов восточного Средиземноморья. Об его универсальности свидетельствует имя, намекающее, что некогда он был единственным богом в своей местности. Все его изображения достаточно поздние — после V века до н.э. — но даже в самых ранних формах черты его остаются неизменными: длинное узкое лицо, остроконечная борода, небольшие рожки и козлиные ноги. Культовые сцены изображают его в сопровождении целой процессии пляшущих сатиров и нимф; сам бог при этом играет на свирели, носящей его имя. Облик его интересно сравнить с маленьким танцующим богом палеолита с одной стороны и с Робином Добрым-Малым с другой. Как любимое людьми малое божество он во многом подобен Энкиду, с которым его объединяют еще и копыта. Хотя все, что мы о нем знаем, датируется концом железного века, сам его культ, без сомнения, чрезвычайно древний и является для Греции исконным [21].

Образ Пана в сатанизме

Основатель Церкви Сатаны Антон Шандор Лавей в своей «Сатанинской библии» также толкует Пана как «греческого бог похоти, позднее переведенного в дьявольщину».

Перед тем, как Христианство дало ему имена Сатана, Люцифер, и т.д, плотская сторона человеческой натуры была управляема богом, которого тогда называли Дионис или Пан, изображавшимся как сатир или фавн греками. Первоначально Пан был «славным малым» и символизировал плодородие и изобилие [22].

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *