Кто такие парфяне национальность
Парфяне — народ, который римлянам так и не удалось покорить
У противостояния Рима с Парфией имелась давняя предыстория. Когда Рим ещё не был сколько-нибудь заметным государством, Персия, предшественница Парфии, уже много веков воевала с греческими городами-государствами. Этот перманентный конфликт завершился завоеванием Персии армией Александра Македонского. После смерти Александра в бывших персидских землях стал править Селевк Никатор, один из его полководцев. Сперва он получил под управление Вавилонию, а потом в ходе войн диадохов завоевал огромные территории, ранее принадлежавшие Персидской империи.
Солдаты армии Селевкидов. Современная иллюстрация.
В середине III века до н.э. в государстве Селевкидов к власти пришёл Аршак (в другом написании Арсак), вождь кочевого племени парнов. С этого времени великую ближневосточную державу стали называть Парфией, а её жителей — парфянами. Поскольку в империи жило огромное количество самых разных народов, то «парфяне» означало не этнос, а гражданство. Последующие правители выводили свою династию от царя Артаксеркса II, чтобы подчеркнуть преемственность с древней Персией.
Золотой динар профилем Ардашира I, III в. н.э.
Парфянское царство радикально трансформировалось в III веке новой эры, когда царя Артабана V сверг Ардашир Папакан. Он стал первым представителем новой правящей династии Сасанидов. Поэтому историки называют империю, которой он правил, государством Сасанидов или же Сасанидским Ираном. Но официально она именовалась Новой (или Второй) Персидской Империей. Само имя Ардашира писалось как «Артаксеркс» (Artaxser). Эта династия правила вплоть до VII в. н.э., далее последовало вторжение мусульман и бывшая держава Сасанидов стала частью Арабского халифата.
Осада Константинополя османской армией. Современная иллюстрация.
Первое серьёзное столкновение парфян с римлянами произошло в 53 году до н.э., когда армия Марка Красса вторглась в парфянские владения. А закончилось противостояние этих держав только с падением Византии (которую её жители продолжали называть Римской империей) в 1453 году. Завоевали её османы, прежде захватившие земли Сельджукского Султаната, в свою очередь возникшего из распавшегося Халифата, то есть отдалённые преемники парфян.
Римляне под парфянскими стрелами в битве при Каррах. Картина современного художника.
Изначально отношения между Парфией и Римом вовсе не были враждебными. Гней Помпей Магн в 66 г. до н.э. дошёл до Армении, на которую претендовали и парфяне. В тот раз им удалось договориться, так что Армению завоевало объединённое римско-парфянское войско. Но сразу же начались споры о том, где конкретно должна пролегать граница между владениями Рима и Парфии. В этот момент Марку Крассу захотелось воинской славы и трофеев. Его поход завершился страшным поражением Рима в битве при Каррах, произошедшей в мае 53 г. до н.э.
Поход Марка Антония. Римские войска обозначены красным, парфянские синим цветом.
Парфяне воспользовались слабостью Рима, раздираемого гражданской войной, и захватили Сирию, а также часть Анатолии. Но вскоре римские легионы вытеснили парфян с этих земель. Марк Антоний в свою очередь пытался завоевать северо-западные провинции Парфии. Этот поход был задуман ещё Юлием Цезарем. Через четыре года после его смерти, Марк Антоний решил воспользоваться уже готовым планом. Поход Антония против Парфии продлился с 40 по 33 годы до н.э. и закончился ничем, при этом римляне потеряли более 35 тысяч человек.
Руины Ктесифона в наши дни.
Парфянский всадник в бою. Картина современного художника.
После несчастливого для римлян сражения у города Нисибис в 217 г., Макрин заключил с Артабаном V мирный договор. Римляне вернули парфянам все захваченные земли, а также выплатили огромную контрибуцию в 200 млн. сестерциев. В этой войне погибло, по разным оценкам, от 70 до 100 тысяч римских солдат.
Парфия до начала войн с Римом, I в. до н.э.
Почему же римлянам, уничтожившим Карфаген, так и не удалось завоевать Парфию? Тому было несколько причин. Парфия слишком удалена от Рима, их разделяет не только море, но и обширные пустыни. Парфянская конница веками воевала в подобной местности, в отличие от римских легионов. Парфия была огромной державой, которая раз за разом собиралась в единое целое, даже будучи разбитой на части в ходе смут и династических войн. Римлянам удавалось вклиниться в земли Парфии только в периоды междоусобиц. Как только парфяне собирались с силами, они отбивали римскую агрессию и наносили мощные контрудары. Всю Парфию Рим завоевать даже не пытался. А оттеснённая на восток империя, собравшись с силами, каждый раз возвращала потерянные в прошлой войне земли.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк и подпишитесь на мой канал. Также заходите на мой канал на ютубе там я несколько раз в неделю рассказываю об интересных страницах истории древнего мира и древнего Рима.
Кто такие парфяне, откуда они взялись и чьи они родственники?
Каждый знает, что наступление римлян на восток остановила Парфянская империя. Воины этой державы разбили одного из лучших полководцев квиритов Марка Красса, побеждали Антония, соратника Цезаря и любовника Клеопатры, и только из-за смут и борьбы за власть Рим смог одержать верх при императорах Траяне и Каракалле.
Что же это за страна, Парфия? Почему она возникла на месте персидской империи?
За три века до нашей эры македонцы наголову разгромили персов, мстя им за обиды предыдущей эпохи. Греческая фаланга превосходила недисциплинированную пехотную армию Ахеменидов, а кавалерия персов была сравнительно низкого качества.
Но государство Александра не пережило его самого и было поделено между соратниками великого полководца. Сначала земли от нынешней Турции до Индии контролировала держава Селевкидов. Несмотря на ее огромную территорию, центр был именно на западе – там находились основные крупные города с греческим и эллинизированным населением.
Смешение господствующих греков и подчиненных персов, несмотря на потуги селевкидских правителей, происходило плохо – коренные жители не желали признавать превосходство чужаков.
Большое количество конных лучников, характерное для всех степняков, было дополнено отрядами тяжелых копейщиков-катафрактов. Этот симбиоз мог противостоять европейцам на равных.
Через несколько десятилетий после смерти Александра в среднеазиатских степях усилилось племя парнов, ставшее во главе союза восточных скифов, которых называли то массагетами, то дахами. Вскоре оно повело наступление на восточные провинции Селевкидов.
Сначала Парфия была маленьким царством на территории современной Туркмении. Но начиная с 250-го года до нашей эры она начала расширяться, отбивая у греков область за областью. Через сотню лет парфяне уже контролировали Месопотамию, но и не забывали про восточный вектор экспансии, где были завоеваны обширные земли Греко-Бактрии. Когда Лукулл, Помпей и Цезарь добили последние эллинистические державы, Парфия стала бодаться и с Римом.
Как и персы, парфяне были народом индоиранского происхождения. Только кочевниками, а не земледельцами. Они говорили на похожем языке, но верили в своих степных богов. Разумеется, по мере завоевания территорий оседлых народов они приняли язык и веру своих более многочисленных подданных. Но сохранили самосознание и полностью никогда среди них не растворились.
Этому сильно помогло то, что парфяне презирали военную слабость и изнеженность персов и считали себя превосходящим народом. Сходные чувства они испытывали к грекам и даже римлянам, армии которых их конница разбивала раз за разом.
Спесь и клановое сознание парфян помогали им на поле боя, но препятствовали созданию крепкой и сплоченной державы. Именно это, а не качества римских легионов, было основной причиной побед Траяна и Каракаллы. Парфия еще отбила вторжение 216-217 годов, но затем стала медленно распадаться на отдельные владения.
Одновременно началось восстание Сасанидов, аристократов персидской крови, которые стали основателями новой династии. Как коренные персы, они смогли установить в империи мир, но так и не отказались от военных услуг выходцев из степи. Сасанидская армия была устроена по парфянскому принципу и смогла не только отразить римские удары, но и перейти в наступление.
Парфянское царство.
Самой большой опорой власти в Парфянском царстве была армия. По оценкам некоторых историков, военная организация парфян была уже феодальной. Подобное заключение делается на основе тех фактов, что в государстве в принципе не существовало регулярной армии и цари вынуждены были нанимать воинов за деньги (или за земельные наделы) в критические моменты. Новейшие исследования подтверждают, что Аршакиды помещали на границах постоянные военные гарнизоны, а также строили укрепленные форты и крепости, которыми можно было руководить и поддерживать в боеготовности только из центра.
В парфянской армии основной силой была тяжелая кавалерия – катафракты и клибанарии. Всадники вместе с лошадью были закованы в тяжелые латы, которые защищали их от стрел, вооружены они были острыми пиками. Легкая вражеская конница сметалась катафрактами за один присест. Из-за того, что подобные латы были дорогим удовольствием в тяжелую кавалерию поступали в основном аристократы и мужчины из знатных семей. Пехота (инфантерия) также имелась в армии Аршакидов, но не играла такой существенной роли, как катафракты или конные лучники.
Парфянская империя, благодаря своему расположению в центре Евразии, стала буквально перекрестком, где смешивались культурные традиции, различные религии и искусство. Несмотря на свое кочевое прошлое, парфяне впитали в себя элементы культуры персов, народов Месопотамии и даже греков (греки появились в этих местах во время правления Селевкидов). Административное делопроизводство, а также торговые договоры велись на греческом, арамейском и парфянском. Постепенно ведущую роль принимает персидское влияние, монархи принимают титул «царя царей» и считают себя потомками Ахеменидов, персидской династии царей, свергнутой Александром Великим.
В Парфянском царстве мирно сосуществовало множество религий. Царская семья, а также большая часть иранского населения исповедовали зороастризм, государственную религию старой персидской империи Ахеменидов. В городах Месопотамии поклонялись восточным богам, таким как: Ваал, Набу, Ашшур, Инанна, Ану, Шамаш или Син, которые в дальнейшем слились с греческим пантеоном. Так, например, вавилонский бог письма – Набу ассоциировался с Аполлоном, Нанайя, богиня любви – с Артемис, а Нергал, бог подземного мира – с Гераклом. В государстве присутствовали и монотеистические религии. Иудаизм был распространен в Вавилоне; в Адиабене, государстве расположенном на границе между Парфянским царством и Арменией, он стал государственной религией. Буддизм, пришедший с северо-востока Индии исповедовался в приграничных районах. С I в н. э. начинает распространятся христианство, что подтверждается наличием с этого времени епископа в Селевкии. Кроме того, были и отдельные религиозные культы, которые исповедовали малые группы населения. Среди них можно отметить митраизм – имевший особую популярность в районах контролировавшихся Римом, а также манихейство.
Парфянское царство сыграло главную роль в налаживании Шелкового пути – большого торгового тракта, связавшего Китай и Ближний Восток, и далее Римскую империю. По Шелковому пути везли не только шелк, но и огромное количество других товаров – изделий ремесленников, пряности, драгоценности. После того, как парфяне установили дипломатические отношения с династией Хан, они обязались заботиться и о безопасности караванов на всем протяжении территорий им принадлежащих. Торговцы могли останавливаться на постоялых дворах и пополнять запасы провизии и питьевой воды, а также давать отдых вьючным животным и людям. За это они платили дорожные и таможенные пошлины.
Шелковый путь стал результатом дипломатических отношений между Парфией и китайским императором из династии Хан – У-Ди (141-87 гг. до н. э.). В поиске союзников для защиты от кочевников из Монголии, У-Ди направил в Парфянское царство посольство во главе с дипломатом Чжан Цянь. По возвращении в Китай Чжан Цянь предоставил императору детальный доклад о состоянии коммерции и обычаях народов, населяющих Парфянское царство, Бактрию и Индию, и предложил проложить прямой путь из Китая до берегов Средиземного моря, по которому будут экспортироваться товары, производимые в империи и, в частности, драгоценный шелк. Хитрые парфянские дипломаты убедили китайцев, что за Вавилоном их караваны поджидают многочисленные опасности, поэтому У-Ди доверил им надзор за последним участком пути. Таким образом, парфяне смогли воспользоваться многочисленными бенефициями, которые предполагал статус контролирующего Великий Шелковый путь государства.
В 53 г. до н. э. Марк Лициний Красс, вместе с Помпеем Великим и Цезарем составивший первый триумвират, выступил во главе семилегионной армии в поход на Восток. Целью похода было преподать урок парфянам, племени, которое проживало в Месопотамии и Иране и которое, по мнению римлян, было легко завоевать, поскольку как и все варварские племена востока оно было слабым и разрозненным. Переправившись через Евфрат, армия Красса очутилась в пустынной местности и медленно продвигалась далее на Восток. Легионеры страдали от жажды, невесело шагали они под палящим солнцем Азии, пока не достигли Карры (города, расположенного недалеко от современного Харрана в Турции). Здесь они смогли обозреть армию противника, которого они пришли завоевывать: парфянские всадники выглядели грязно и были одеты в лохмотья, армия парфян едва ли насчитывала 10 000 воинов, тогда как римская инфантерия и пехота пришла в полном составе – около 50 000 человек. Победа римлян казалась делом решенным.
Неожиданно римляне услышали глухой и ужасающий звук тысяч барабанов с вражеской стороны, призывающий людей к оружию. Барабанная дробь была похожа одновременно на «звериный рык и раскаты грома», как повествует об этом Плутарх. Римские всадники отбросили плащи, скрывавшие блестящие доспехи, Красс отдал приказ о начале битвы. Парфяне сделали вид, что их устрашило могущество римлян и они бросились прочь, однако, на самом деле предприняли обманный маневр, обойдя легионеров с флангов и засыпав их тучей смертоносных стрел. Бой продолжался весь день и закончился полным поражением римской армии, потерявшей за сутки более 20 000 солдат. Триумвир Красс пал на поле боя, его тело было предъявлено парфянскому генералу, который повелел залить в горло умершего расплавленное золото, чтобы наказать того за жадность и корыстолюбие, ставшее притчей во языцах.
Битва при Каррах стала величайшим позором римской армии, можно сказать самым болезненным поражением после Пунических войн, когда Ганнибал наголову разбил римлян в битве при Каннах в 218 г. до н. э. Карры положили начало долгому периоду противостояния между Римом и Парфянским царством, которое за два века до этого установило свою власть в Центральной Азии (в Месопотамии и Иране). После 53 г. римляне часто совершали разбойные вылазки за Евфратом, но стремились и официально поддерживать отношения с парфянами, присылая ко двору царя послов и вмешиваясь в дипломатические и политические интриги правящей верхушки.
В 116 г. н. э. Траян вторгся с армией на территорию Парфянского царства и взял его столицу – Ктесифон. Несмотря на это, парфяне продолжали яростно сражаться с захватчиками. О самоотверженности парфянских воинов знаменитый оратор Марк Корнелий Фронто писал: «парфяне единственные из всех племен заслуживают права называться достойными врагами римского народа». И это не пустые слова: на протяжение всей истории существования Рима ему больше не встречалось врага, столь долго сопротивлявшегося завоеванию и порабощению. Парфяне предпочитали умереть, чем покориться.
В 197 г. римский император Септимий Север вторгся в Парфянское царство: его армия спустилась на судах по Евфрату и захватила Вавилон, Селевкию и Ктесифон, парфянскую столицу. Правивший там Вологез III позорно бежал из города, забыв прихватить казну. Взяв город, Септимий Север провозгласил себя Parthicus Maximus и приказал продолжать вторжение. Однако, продолжение военной кампании уже не было столь блестящим. Север поднялся по течению Тигра и атаковал Хатру, правителем которой был вассал парфянского царя. Римляне взяли город в осаду, однако жители отказывались сдаться. Укрывшись за массивными стенами они держали оборону; им также удалось поджечь осадные машины римлян с помощью горящей смолы, в которую они обмакивали наконечники стрел. Мастерство парфянских лучников, а также вылазки кавалерии нанесли римской армии существенный ущерб. В конце концов император повелел снять осаду и возвращаться в Рим, где он, тем не менее, заявил всем, что победил Парфию и выстроил в честь этого свою знаменитую триумфальную арку.
224 г. н. э. стал последним годом существования Парфянского царства. Ардашир – царевич в одном из бывших персидских городов поднимает восстание против царя Артабана V. В битве при Гормоздгане парфяне терпят поражение, Ардашир – потомок Сасанидов берет затем и столицу – Ктесифон, где провозглашает себя царем царей и призывает в свидетели бога Ахура Мазда, утверждая таким образом легитимность своей власти. Ардашир I становится основателем новой персидской империи – империи Сасанидов, которая на протяжении четырех веков будет является главной опасностью для Рима и Константинополя, почти точно так же как и ее предшественник – Парфянское царство.
Кто такие парфяне, откуда они взялись и чьи они родственники?
Каждый знает, что наступление римлян на восток остановила Парфянская империя. Воины этой державы разбили одного из лучших полководцев квиритов Марка Красса, побеждали Антония, соратника Цезаря и любовника Клеопатры, и только из-за смут и борьбы за власть Рим смог одержать верх при императорах Траяне и Каракалле.
Что же эта страна, Парфия? Почему она возникла на месте персидской империи?
За три века до нашей эры македонцы наголову разгромили персов, мстя им за обиды предыдущей эпохи. Греческая фаланга превосходила недисциплинированную пехотную армию Ахеменидов, а кавалерия персов была сравнительно низкого качества.
Но государство Александра не пережило его самого и было поделено между соратниками великого полководца. Сначала земли от нынешней Турции до Индии контролировала держава Селевкидов. Несмотря на ее огромную территорию, центр были именно на западе – там находились основные крупные города с греческим и эллинизированным населением.
Смешение господствующих греков и подчиненных персов несмотря на потуги селевкидских правителей происходило плохо, коренные жители не желали признавать превосходство чужаков.
Но военной силы, способной свергнуть греческую власть, пока что не было. Фаланга полностью доминировала на поле боя. Тем не менее, азиаты нашли способ побеждать ощетинившегося пиками пехотного монстра. Еще сам Александр с трудом одержал победу над скифами при Яксарте, а потому всем было понятно, что только кочевое войско способно побеждать греческие армии.
Большое количество конных лучников, характерное для всех степняков, было дополнено отрядами тяжелых копейщиков катафрактов. Этот симбиоз мог противостоять европейцам на равных.
Через несколько десятилетий после смерти Александра в среднеазиатских степях усилилось племя парнов, ставшее во главе союза восточных скифов, которых называли то массагетами, то дахами. Вскоре оно повело наступление на восточные провинции Селевкидов.
Сначала Парфия была маленьким царством на территории современной Туркмении. Но начиная с 250-о года до нашей эры она начала расширяться, отбивая у греков область за областью. Через сотню лет парфяне уже контролировали Месопотамию, но и не забывали про восточный вектор экспансии, где были завоеваны обширные земли Греко-Бактрии. Когда Лукулл, Помпей и Цезарь добили последние эллинистические державы, Парфия стала бодаться и Римом.
Как и персы, парфяне были народом индоиранского происхождения. Только кочевниками, а не земледельцами. Они говорили на похожем языке, но верили в своих степных богов. Разумеется, по мере завоевания территорий оседлых народов, они приняли язык и веру своих более многочисленных подданных. Но сохранили самосознание и полностью никогда среди них не растворились.
Этому сильно помогло то, что парфяне презирали военную слабость и изнеженность персов и считали себя превосходящим народом. Сходные чувства они испытывали к грекам и даже римлянам, армии которых их конница разбивала раз за разом.
Спесь и клановое сознание парфян помогали им на поле боя, но препятствовали созданию крепкой и сплоченной державы. Именно это, а не качества римских легионов, было основной причиной побед Траяна и Каракаллы. Парфия еще отбила вторжение 216-217-х годов, но затем стала медленно распадаться на отдельные владения.
Одновременно началось восстание Сасанидов, аристократов персидской крови, которые стали основателями новой династии. Как коренные персы, они смогли установить в империи мир, но так и не отказались от военных услуг выходцев из степи. Сасанидская армия была устроена по парфянскому принципу и смогла не только отразить римские удары, но и перейти в наступление.
Восточный соперник Рима
Находившейся на пике могущества Римской империи приходилось делить мир с Парфянским царством. На Востоке парфяне завоевали обширную территорию, границы которой простирались от Персидского залива до казахских степей и от Северной Индии до берегов Евфрата. По самым скромным подсчётам, населяли эту территорию примерно 20 000 000 человек. А начиналась история Парфянской державы с набега двух братьев-кочевников на одну из сатрапий ослабевшего государства Селевкидов.
Происхождение
Парфяне относятся к кочевым племенам, которые жили на территории современного Западного Казахстана и разговаривали на одном из языков восточноиранской группы. Их самоназвание происходит, вероятно, от древнеиранского *parśṷ(a) — буквально «грудастый», то есть «имеющий крепкое телосложение, богатырь». В эпоху Ахеменидов (VII–IV вв. до н.э.) парны, от которых ведут происхождение парфяне, входили в племенной союз дахов и выступали в качестве союзников персов, в том числе сражались на стороне Дария III против Александра в битве при Гавгамелах.
В первой половине III века до н.э. могущество Селевкидов, владевших большей частью территории бывшего Персидского царства, постепенно приходило в упадок, а от их державы стали отделяться среднеазиатские сатрапии. Одной из них была Парфия, расположенная к юго-востоку от Каспийского моря. Воспользовавшись мятежом правителя сатрапии Андрагора против центральной власти, братья Аршак и Тиридад, вожди кочевников-парнов, предприняли набег на Парфию. Они разбили Андрагора и овладели всей страной.
В 248 или 247 году до н.э. старший из братьев, Аршак, был провозглашён царём в городе Асаак. Это послужило точкой отсчёта Парфянской эры. Аршак стал первым правителем из династии Аршакидов, имя которых происходит от некоего Аршака, сына Фриапита. Много лет спустя, когда Парфянская держава достигла расцвета, появилась новая генеалогия, возводившая происхождение Аршакидов к персидскому царю Артаксерксу II. Эта генеалогия определённо была фальшивкой, изготовленной, чтобы подчеркнуть преемственность правящей династии с Ахеменидами. Бытовавшая впоследствии народная традиция связывала Аршака с хорезмийским героем Сиявушем.
Правление первого Аршакида было, по всей видимости, непродолжительным. После смерти в одном из бесконечных сражений, которые ему приходилось вести, Аршак удостоился торжественного погребения в Нисе в 18 км к западу от современного Ашхабада. В дальнейшем здесь хоронили всех последующих Аршакидов, пока младшая ветвь династии, пришедшая к власти в начале I века н.э., не перенесла родовые усыпальницы царей в Арбелу.
После смерти Аршака I царём был провозглашён его брат Тиридат (248/247–211 гг. до н.э.). Он продолжил воевать с соседями и вскоре после своего восшествия на трон захватил богатую сатрапию Гирканию. Ему также приписывают заключение мирного договора с правителем Бактрии Диодотом II (248–235 гг. до н.э.). Царь Селевк II Каллиник (247–226 гг. до н.э.), опасаясь усиления врагов в восточных пределах державы Селевкидов, в 231 году до н.э. собрал большую армию в Вавилоне. Тиридату под его натиском пришлось спасаться бегством и искать защиты у племени апасиаков. В разгар успешной кампании Селевк II получил известие о мятеже, поднятом его братом Антиохом II Гиераксом (239–229 гг. до н.э.) в Малой Азии. После отступления противника Тиридат легко смог вернуть утраченные владения и приписать себе победу над Селевкидами.
Тиридат строил крепости и укреплял существующие города, увеличивал численность своей армии в ожидании неизбежных, как он считал, новых столкновений. После 37-летнего правления он мирно скончался примерно в 211 году до н.э. в своей резиденции в Гекатомпиле. Его преемником на троне стал сын Артабан I (211–191 гг. до н.э.).
Восточный поход Антиоха III
После кончины в 226 году до н.э. Селевка II Каллиника и последовавшей вскоре смерти его старшего сына Селевка III Сотера (225–223 гг. до н.э.) царский титул в династии Селевкидов перешёл к Антиоху III (223–187 гг. до н.э.). Он унаследовал от отца и брата дезорганизованное государство, от которого начали отпадать окраинные сатрапии. Антиох приложил много усилий, чтобы обратить этот процесс вспять и вернуть былое могущество.
В 221–220 гг. до н.э. он победил в упорной борьбе бывшего сатрапа Мидии Молона и его брата сатрапа Персии Александра, объявивших себя независимыми правителями. В 219–217 годах до н.э. Антиох успешно сражался с египтянами за власть над Финикией и Келесирией, но в решающей битве при Рафии потерпел поражение от Птолемея IV (222–204 гг. до н.э.). По условиям мирного соглашения, все завоёванные земли пришлось вернуть. В 216 году до н.э. в Малой Азии поднял мятеж её наместник Ахей. Против него Антиох заключил союз с пергамским царём Атталом I (241–197 гг. до н.э.), нанёс поражение узурпатору в решительной битве и два года осаждал его столицу Сарды. В 214 году до н.э. город был наконец взят, а Ахей — схвачен и обезглавлен. Свою зависимость от Антиоха признали правители Вифинии и Каппадокии.
В 212 году до н.э. Антиох отправился в поход на восток своей державы. Вначале он осадил столицу Софены Арсамосату и заставил её царя Ксеркса (228–212 гг. до н.э.) заплатить задержанную им дань. После краткой остановки в Месопотамии и Вавилонии царь углубился в Мидию. Здесь он занял столицу страны Экбатану и вывез из знаменитого храма Анахиты хранившиеся здесь 4000 серебряных талантов.
В 209 году до н.э. Антиох вступил в Гирканию, где начались первые стычки с парфянами. Царь Артабан уклонялся от прямого столкновения и отступал, заваливая по пути колодцы и разрушая оросительные каналы. Ускорив продвижение своей армии, Антиох ворвался в центральную часть парфянских владений и захватил царскую столицу Гекатомпил. Артабан снова отступил и попытался укрепиться в горах, отделявших Гирканию от Парфии. Войска Антиоха с боем всё же прорвались через перевалы и осадили центральный город Сиринкс. Город был взят штурмом, но перед этим парфяне перебили всё его греческое население.
В конечном итоге Артабану пришлось заключить с Селевкидом невыгодный для себя мир. Получив дань и заложников, Антиох повёл свои войска в Бактрию, а затем в Северную Индию.
Правление Митридата I Великого
Считается, что Артабан занимал царский престол до 191 года до н.э. После его смерти на трон вступил его племянник Приапат (191–176 гг. до н.э.), который вновь провозгласил себя самостоятельным правителем. Воспользовавшись поражением, которое Антиоху в 190 году до н.э. нанесли римляне, Приапат восстановил свою власть над территориями, прежде находившимися в зависимости от парфян. Его правление продолжалось 15 лет.
После смерти Приапата ему наследовали сыновья: Фраат I (176–171 гг. до н.э.) и Митридат I (171–138 гг. до н.э.). Старший из братьев, Фраат, захватил Каспийские ворота, ведшие из Парфии в Мидию, и создал удобный плацдарм для последующего наступления, заняв город Раги близ современного Тегерана. Ему также удалось подчинить живших на берегу Каспийского моря воинственных мардов. После краткого правления Фраат умер, в обход собственных взрослых сыновей передав власть брату Митридату I.
Правление Митридата открывает эпоху превращения Парфии в могущественнейшую державу своего времени. Сперва он обратил внимание на восток, на Бактрию, где в это время шла междоусобная война между царём Деметрием и узурпатором Евкратидом (171–145 гг. до н.э.). Воспользовавшись ослаблением Греко-Бактрийского царства, Митридат после длительной борьбы захватил земли в районе Мерва и Герата, а также сопредельные районы Сеистана, части Ареи и Гедросии.
Союзником Евкратида выступал сатрап Мидии Тимарх, которому долгое время удавалось сдерживать продвижение парфян в западном направлении. В 162 году до н.э. Тимарх провозгласил себя независимым правителем и попытался распространить свою власть на Месопотамию. В 160 году до н.э. он потерпел поражение от Деметрия I Сотера (162–150 гг. до н.э.) из династии Селевкидов и погиб. После его смерти Митридат возобновил попытки захватить страну. Внимание Селевкидов отвлекли восстание Маккавеев в Иудее и появление узурпатора Александра Баласа (150–145 гг. до н.э.) в западной части их державы. Воспользовавшись этим обстоятельством, парфяне постепенно подчинили себе Мидию и в 148 или 147 году до н.э. заняли её столицу Экбатану.
Осенью его власть признал Урук на юге страны. Согласно вавилонским документам, 8 июля 141 года до н.э. Митридат был торжественно провозглашён царём. В самый разгар успешного наступления ему пришлось прервать поход на юг и возвращаться с большей частью армии в Гирканию, которой угрожали кочевые племена саков. В отсутствие царя его военачальники успешно отразили нападение элимеев, а затем сами перешли в наступление, окончившееся разгромом Элимаиды и Персиды. Местные правители были вынуждены подчиниться парфянскому владыке.
Деметрий II не смирился с поражением. Он собрал новые силы и в 139 году до н.э. возобновил борьбу. Вначале ему сопутствовал успех: на его сторону перешли некоторые крупные города Вавилонии, обещали поддержку элимеи и персы, лишь недавно попавшие в зависимость от парфян. Пытаясь закрепить успех, Деметрий двигался всё дальше и дальше, пока не попал в расставленную ловушку. Его последователи разбежались, а сам Селевкид оказался в плену.
Митридат распорядился сохранить ему жизнь, но в назидание поддержавшим Деметрия городам приказал провести знатного пленника по их улицам. Затем Селевкида отправили в Гирканию, где держали в почётном плену. Царь обращался с ним в соответствии с его высоким рангом и даже женил его на собственной дочери Родогуне. В наказание за сопротивление Митридат приказал конфисковать огромные храмовые богатства Элимаиды. Источники сообщают, что одна только добыча из разграбленных храмов Афины и Артемиды составила 10 000 серебряных талантов. Грабежу, несомненно, подверглись и меньшие храмы, сокровища из которых пополнили парфянскую казну.
К концу правления Митридата границы Парфянской державы простирались от Северной Индии до Персидского залива. Митридат первым из Аршакидов присвоил себе титул «царь царей», который должен был указывать на преемственность с эпохой владычества Ахеменидов. После всех завоеваний Митридат умер в мире и спокойствии в 138 или 137 году до н.э. Ему наследовал сын Фраат II (138/137–128/127 гг. до н.э.).
Война Фраата II против Антиоха VII Сидета
Пока Деметрий находился в плену у парфян, его брат Антиох VII Сидет (138–129 гг. до н.э.) в 138 году до н.э. победил и казнил правившего в Сирии узурпатора Диодота-Трифона. В 134 году до н.э. он разграбил Иудею и осадил Иерусалим, заставив первосвященника Иоанна Гиркана выплатить дань и предоставить заложников. В 131 году до н.э. Антиох начал готовиться к восточному походу, чтобы вернуть под свой контроль захваченные парфянами территории.
Юстин утверждает, что собранная им армия насчитывала 80 000 воинов, которых сопровождали 200 000 обозных слуг и последователей. Диодор Сицилийский и Павел Орозий называют ещё бо́льшие цифры. Хотя эти данные представляются сильно завышенными, они показывают, какое впечатление произвели приготовления Антиоха на современников.
Наступление началось в 130 году до н.э. и разворачивалось вполне успешно. Антиоха поддержало греческое городское население Вавилонии. Жители Селевкии-на-Тигре подняли восстание и убили правившего в городе парфянского наместника Энея. Царь трижды наносил поражения парфянам. На его сторону начали переходить зависевшие от парфянского владыки мелкие правители. Преследуя отступавшего противника, Антиох занял Мидию и расположился здесь на зимние стоянки.
Антиох зимовал в Экбатане. Получив известие о восстании, он попытался собрать ближайшие к нему отряды, но в пути натолкнулся на основные силы парфян. Друзья советовали ему спасаться бегством, но царь отважно вступил в сражение, был разбит и погиб в бою. Поражённые его храбростью парфяне отправили тело Антиоха домой в серебряном гробу. Среди захваченной добычи было множество пленных, в том числе малолетний сын царя Селевк, которого отправили в Гирканию и держали в почётном заточении, а также его племянница, дочь Деметрия II. Прельстившись красотой девушки, Фраат взял её в свой гарем.
Ещё до решающего сражения Фраат распорядился отпустить Деметрия из плена, надеясь спровоцировать конфликт между братьями. После смерти Антиоха царь разочаровался в этом решении и даже отправил погоню за Деметрием, но тот уже успел пересечь границу. Посланные за ним гонцы вернулись ни с чем. Деметрий вновь взошёл на престол Селевкидов, однако правил с большим трудом. Страну раздирали на части мятежи. В 126 году до н.э. он погиб от рук узурпатора Александра Забины (126–123 гг. до н.э.).
Нашествие саков
Сразу после победы Фраат поспешил вернуть утраченные было территории Мидии и Вавилонии и жестоко наказать отложившихся от него союзников. От немедленного вторжения в Сирию его удержали дурные вести, которые начали поступать с восточных границ державы. Здесь взбунтовались сакские наёмники, приглашённые для борьбы против Антиоха. Явились они слишком поздно, чтобы принять участие в военных действиях, но всё же потребовали, чтобы им заплатили обещанное в качестве компенсации за издержки похода или же использовали против любого другого противника. Царь отказался платить, и саки принялись опустошать парфянские владения.
Фраат оставил распоряжаться в Вавилонии своего фаворита Гимира и лично возглавил поход против саков. В рядах приведённой им армии находилось множество взятых в плен греческих наёмников Антиоха. Парфяне обращались с ними высокомерно и жестоко, поэтому, когда во время решающего сражения военное счастье парфян поколебалось, греки перешли на сторону их врагов. Парфяне оказались разбиты наголову, а их царь погиб.
Преемником Фраата стал Артабан I (128/127–123 гг. до н.э.), младший брат Митридата I, приходившийся предыдущему правителю дядей. Артабану пришлось иметь дело с той же угрозой. Его правление прошло в непрерывных войнах с новыми ордами саков, которых гнали на запад их более могущественные степные враги юэчжи. Под натиском кочевников пали Греко-Бактрия и мелкие греческие княжества Северо-Западной Индии. Саки разграбили Парфию и Гирканию. Другая их часть повернула на юго-восток в Дрангиану и Арахозию. В борьбе с саками в 123 году до н.э. погиб Артабан, раненный в предплечье отравленной стрелой.
Лишь его сыну Митридату II (123–87 гг. до н.э.) удалось постепенно устранить исходившую от кочевников угрозу, сочетая военные меры, искусную дипломатию, выплату дани и уступку территорий для поселения. Массы саков расселились вокруг озера Хамун на территории Дрангианы, где возник ряд самостоятельных княжеств. Постепенно они распространили свою власть на юго-восток Ирана и северо-западные районы Индии. Эта территория получила новое название — Сакастан, в форме Сеистан (Систан) сохранившееся до наших дней.
Натиск на запад
Гимир, оставленный Фраатом II в качестве наместника Вавилонии, правил как жестокий тиран. Вавилонян вместе с семьями он обращал в рабство и отправлял в Мидию. Когда те подняли восстание, наместник жестоко подавил его, разрушив лучшую часть города и разграбив стоявшие здесь храмы.
Южная часть страны обособилась. Правивший там эпарх Гиспаосин (141–124 гг. до н.э.) подчинил земли по берегам Персидского залива. Он восстановил Александрию, разрушенную речными разливами Тигра, и переосновал её под своим именем Харакс Спасина. В скором времени город стал ключевым центром морской торговли с Южной Аравией и Индией. Гимир попытался бросить ему вызов, но потерпел поражение. Летом 127 года до н.э. Гиспаосин даже занял Вавилон, где провозгласил себя царём. Через три года он умер, хотя монеты с его именем продолжали чеканить его наследники. Начиная со 121–120 гг. до н.э. на бронзовых монетах Харакены появились портрет и титулатура Митридата, что доказывает признание вассальной зависимости её правителей от Парфянского царства.
Тогда же Митридат вновь подчинил себе Вавилонию, Элимаиду и Персиду. Судьба Гимира остаётся неизвестной: он или погиб ранее во время борьбы с Гиспаосином, или был смещён со своей должности.
Ещё одна кампания Митридата была направлена против армянского царя Артавазда I (160–115 гг. до н. э.), который после смерти Фраата занял ряд принадлежавших ему пограничных районов. Артавазд потерпел поражение, вынужден был вернуть захваченное и отдать парфянам своего сына Тиграна в качестве заложника. После смерти Тиграна I (115–94 гг. до н.э.), своего дяди, армянский царевич упросил Митридата вернуть его на отцовский трон и даже получил от того большой отряд всадников в качестве эскорта. За содействие в возведении Тиграна II (95–55 гг. до н.э.) на престол парфянский царь получил в награду 70 плодородных долин в Армении.
В северной части Месопотамии Митридат оккупировал Адиабену, Гордиену и Осроену, поставив в зависимость от себя их правителей. Западная граница Парфянской державы теперь проходила по берегу Евфрата, что не мешало Митридату периодически вмешиваться в междоусобные конфликты последних Селевкидов. Например, в 87 году до н.э. парфяне захватили и увели с собой Деметрия III Эвкера (95–88 гг. до н.э.), который оказался у них на положении почётного пленника.
В 92 году до н.э. состоялся первый дипломатический контакт Парфии и Рима. Луций Корнелий Сулла прибыл на восток, чтобы восстановить на троне изгнанного Тиграном II правителя Каппадокии Ариобарзана. На состоявшихся по этому случаю близ Мелитены на Евфрате переговорах присутствовал парфянский посол Оробаз. Сулла сумел поставить своё кресло так, что сидел посередине, поэтому по возвращении домой Оробаза казнили за то, что не смог отстоять престиж своего государя. Ни одна из сторон в это время ещё не осознавала всей остроты противоречий, разделявших обе державы и со временем превративших их в постоянных противников.
«Тёмные годы»
Последние годы правления Митридата были омрачены новыми нападениями кочевников на восточные границы и династическими распрями, причиной которых стал Готарз (91–80 гг. до н.э.). Он был внуком Приапата, назначенным правителем западных областей Парфянской державы — в первую очередь Вавилонии. Воспользовавшись тем, что Митридат уже был стар и к тому же занят проблемами восточной половины своей державы, Готарз провозгласил себя царём. Митридат умер в 87 году до н.э. Наследовавший ему сын Ород I (87–80 гг. до н.э.) немедленно начал борьбу с узурпатором.
В наступление перешёл и Тигран II Армянский. Он поспешил вновь занять те самые 70 долин, которые некогда уступил Митридату. Борьба, очевидно, складывалась не в пользу Готарза: его имя исчезает из вавилонских документов после 80 года до н.э. Судьба его остаётся неизвестной. Тигран тем временем продолжал захватывать парфянские владения. Он занял Гордиену, оттуда направился в Адиабену, а затем напал на Мидию, где сжёг царский дворец в Адрапане. После этого Тигран взял под покровительство царей Осроены и Коммагены. В 83 году до н.э. он изгнал последних Селевкидов и провозгласил себя правителем Сирии в её столице Антиохии. Армянские войска вышли к границам Иудеи и Финикии.
Ород, выйдя победителем из борьбы с Готарзом, в свою очередь был свергнут с трона при неизвестных обстоятельствах. В течение какого-то времени страна погрузилась в междоусобицу. Около 77 года до н.э. на престоле Аршакидов оказался престарелый Санатрук (77–70 гг. до н.э.) — возможно, один из сыновей Митридата I и брат Фраата II, большую часть жизни проведший в плену у саков. В 73 году до н.э. за военной помощью против Рима к нему обратился понтийский царь Митридат VI Евпатор (117–63 гг. до н.э.), но получил отказ.
После смерти Санатрука к власти пришёл его сын Фраат III (70–58/57 гг. до н.э.), получивший царство в сильно урезанном виде. За годы смуты была потеряна власть над прикаспийскими степями и кочевниками Сакастана, создавшими независимое царство. Однако самые важные перемены произошли на западных границах, где римское вмешательство привело к фундаментальным изменениям международной политики.