Кто такие парфяне в древнем риме
Парфяне — народ, который римлянам так и не удалось покорить
У противостояния Рима с Парфией имелась давняя предыстория. Когда Рим ещё не был сколько-нибудь заметным государством, Персия, предшественница Парфии, уже много веков воевала с греческими городами-государствами. Этот перманентный конфликт завершился завоеванием Персии армией Александра Македонского. После смерти Александра в бывших персидских землях стал править Селевк Никатор, один из его полководцев. Сперва он получил под управление Вавилонию, а потом в ходе войн диадохов завоевал огромные территории, ранее принадлежавшие Персидской империи.
Солдаты армии Селевкидов. Современная иллюстрация.
В середине III века до н.э. в государстве Селевкидов к власти пришёл Аршак (в другом написании Арсак), вождь кочевого племени парнов. С этого времени великую ближневосточную державу стали называть Парфией, а её жителей — парфянами. Поскольку в империи жило огромное количество самых разных народов, то «парфяне» означало не этнос, а гражданство. Последующие правители выводили свою династию от царя Артаксеркса II, чтобы подчеркнуть преемственность с древней Персией.
Золотой динар профилем Ардашира I, III в. н.э.
Парфянское царство радикально трансформировалось в III веке новой эры, когда царя Артабана V сверг Ардашир Папакан. Он стал первым представителем новой правящей династии Сасанидов. Поэтому историки называют империю, которой он правил, государством Сасанидов или же Сасанидским Ираном. Но официально она именовалась Новой (или Второй) Персидской Империей. Само имя Ардашира писалось как «Артаксеркс» (Artaxser). Эта династия правила вплоть до VII в. н.э., далее последовало вторжение мусульман и бывшая держава Сасанидов стала частью Арабского халифата.
Осада Константинополя османской армией. Современная иллюстрация.
Первое серьёзное столкновение парфян с римлянами произошло в 53 году до н.э., когда армия Марка Красса вторглась в парфянские владения. А закончилось противостояние этих держав только с падением Византии (которую её жители продолжали называть Римской империей) в 1453 году. Завоевали её османы, прежде захватившие земли Сельджукского Султаната, в свою очередь возникшего из распавшегося Халифата, то есть отдалённые преемники парфян.
Римляне под парфянскими стрелами в битве при Каррах. Картина современного художника.
Изначально отношения между Парфией и Римом вовсе не были враждебными. Гней Помпей Магн в 66 г. до н.э. дошёл до Армении, на которую претендовали и парфяне. В тот раз им удалось договориться, так что Армению завоевало объединённое римско-парфянское войско. Но сразу же начались споры о том, где конкретно должна пролегать граница между владениями Рима и Парфии. В этот момент Марку Крассу захотелось воинской славы и трофеев. Его поход завершился страшным поражением Рима в битве при Каррах, произошедшей в мае 53 г. до н.э.
Поход Марка Антония. Римские войска обозначены красным, парфянские синим цветом.
Парфяне воспользовались слабостью Рима, раздираемого гражданской войной, и захватили Сирию, а также часть Анатолии. Но вскоре римские легионы вытеснили парфян с этих земель. Марк Антоний в свою очередь пытался завоевать северо-западные провинции Парфии. Этот поход был задуман ещё Юлием Цезарем. Через четыре года после его смерти, Марк Антоний решил воспользоваться уже готовым планом. Поход Антония против Парфии продлился с 40 по 33 годы до н.э. и закончился ничем, при этом римляне потеряли более 35 тысяч человек.
Руины Ктесифона в наши дни.
Парфянский всадник в бою. Картина современного художника.
После несчастливого для римлян сражения у города Нисибис в 217 г., Макрин заключил с Артабаном V мирный договор. Римляне вернули парфянам все захваченные земли, а также выплатили огромную контрибуцию в 200 млн. сестерциев. В этой войне погибло, по разным оценкам, от 70 до 100 тысяч римских солдат.
Парфия до начала войн с Римом, I в. до н.э.
Почему же римлянам, уничтожившим Карфаген, так и не удалось завоевать Парфию? Тому было несколько причин. Парфия слишком удалена от Рима, их разделяет не только море, но и обширные пустыни. Парфянская конница веками воевала в подобной местности, в отличие от римских легионов. Парфия была огромной державой, которая раз за разом собиралась в единое целое, даже будучи разбитой на части в ходе смут и династических войн. Римлянам удавалось вклиниться в земли Парфии только в периоды междоусобиц. Как только парфяне собирались с силами, они отбивали римскую агрессию и наносили мощные контрудары. Всю Парфию Рим завоевать даже не пытался. А оттеснённая на восток империя, собравшись с силами, каждый раз возвращала потерянные в прошлой войне земли.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк и подпишитесь на мой канал. Также заходите на мой канал на ютубе там я несколько раз в неделю рассказываю об интересных страницах истории древнего мира и древнего Рима.
Кто такие парфяне, откуда они взялись и чьи они родственники?
Каждый знает, что наступление римлян на восток остановила Парфянская империя. Воины этой державы разбили одного из лучших полководцев квиритов Марка Красса, побеждали Антония, соратника Цезаря и любовника Клеопатры, и только из-за смут и борьбы за власть Рим смог одержать верх при императорах Траяне и Каракалле.
Что же это за страна, Парфия? Почему она возникла на месте персидской империи?
За три века до нашей эры македонцы наголову разгромили персов, мстя им за обиды предыдущей эпохи. Греческая фаланга превосходила недисциплинированную пехотную армию Ахеменидов, а кавалерия персов была сравнительно низкого качества.
Но государство Александра не пережило его самого и было поделено между соратниками великого полководца. Сначала земли от нынешней Турции до Индии контролировала держава Селевкидов. Несмотря на ее огромную территорию, центр был именно на западе – там находились основные крупные города с греческим и эллинизированным населением.
Смешение господствующих греков и подчиненных персов, несмотря на потуги селевкидских правителей, происходило плохо – коренные жители не желали признавать превосходство чужаков.
Большое количество конных лучников, характерное для всех степняков, было дополнено отрядами тяжелых копейщиков-катафрактов. Этот симбиоз мог противостоять европейцам на равных.
Через несколько десятилетий после смерти Александра в среднеазиатских степях усилилось племя парнов, ставшее во главе союза восточных скифов, которых называли то массагетами, то дахами. Вскоре оно повело наступление на восточные провинции Селевкидов.
Сначала Парфия была маленьким царством на территории современной Туркмении. Но начиная с 250-го года до нашей эры она начала расширяться, отбивая у греков область за областью. Через сотню лет парфяне уже контролировали Месопотамию, но и не забывали про восточный вектор экспансии, где были завоеваны обширные земли Греко-Бактрии. Когда Лукулл, Помпей и Цезарь добили последние эллинистические державы, Парфия стала бодаться и с Римом.
Как и персы, парфяне были народом индоиранского происхождения. Только кочевниками, а не земледельцами. Они говорили на похожем языке, но верили в своих степных богов. Разумеется, по мере завоевания территорий оседлых народов они приняли язык и веру своих более многочисленных подданных. Но сохранили самосознание и полностью никогда среди них не растворились.
Этому сильно помогло то, что парфяне презирали военную слабость и изнеженность персов и считали себя превосходящим народом. Сходные чувства они испытывали к грекам и даже римлянам, армии которых их конница разбивала раз за разом.
Спесь и клановое сознание парфян помогали им на поле боя, но препятствовали созданию крепкой и сплоченной державы. Именно это, а не качества римских легионов, было основной причиной побед Траяна и Каракаллы. Парфия еще отбила вторжение 216-217 годов, но затем стала медленно распадаться на отдельные владения.
Одновременно началось восстание Сасанидов, аристократов персидской крови, которые стали основателями новой династии. Как коренные персы, они смогли установить в империи мир, но так и не отказались от военных услуг выходцев из степи. Сасанидская армия была устроена по парфянскому принципу и смогла не только отразить римские удары, но и перейти в наступление.
Парфянское царство.
Самой большой опорой власти в Парфянском царстве была армия. По оценкам некоторых историков, военная организация парфян была уже феодальной. Подобное заключение делается на основе тех фактов, что в государстве в принципе не существовало регулярной армии и цари вынуждены были нанимать воинов за деньги (или за земельные наделы) в критические моменты. Новейшие исследования подтверждают, что Аршакиды помещали на границах постоянные военные гарнизоны, а также строили укрепленные форты и крепости, которыми можно было руководить и поддерживать в боеготовности только из центра.
В парфянской армии основной силой была тяжелая кавалерия – катафракты и клибанарии. Всадники вместе с лошадью были закованы в тяжелые латы, которые защищали их от стрел, вооружены они были острыми пиками. Легкая вражеская конница сметалась катафрактами за один присест. Из-за того, что подобные латы были дорогим удовольствием в тяжелую кавалерию поступали в основном аристократы и мужчины из знатных семей. Пехота (инфантерия) также имелась в армии Аршакидов, но не играла такой существенной роли, как катафракты или конные лучники.
Парфянская империя, благодаря своему расположению в центре Евразии, стала буквально перекрестком, где смешивались культурные традиции, различные религии и искусство. Несмотря на свое кочевое прошлое, парфяне впитали в себя элементы культуры персов, народов Месопотамии и даже греков (греки появились в этих местах во время правления Селевкидов). Административное делопроизводство, а также торговые договоры велись на греческом, арамейском и парфянском. Постепенно ведущую роль принимает персидское влияние, монархи принимают титул «царя царей» и считают себя потомками Ахеменидов, персидской династии царей, свергнутой Александром Великим.
В Парфянском царстве мирно сосуществовало множество религий. Царская семья, а также большая часть иранского населения исповедовали зороастризм, государственную религию старой персидской империи Ахеменидов. В городах Месопотамии поклонялись восточным богам, таким как: Ваал, Набу, Ашшур, Инанна, Ану, Шамаш или Син, которые в дальнейшем слились с греческим пантеоном. Так, например, вавилонский бог письма – Набу ассоциировался с Аполлоном, Нанайя, богиня любви – с Артемис, а Нергал, бог подземного мира – с Гераклом. В государстве присутствовали и монотеистические религии. Иудаизм был распространен в Вавилоне; в Адиабене, государстве расположенном на границе между Парфянским царством и Арменией, он стал государственной религией. Буддизм, пришедший с северо-востока Индии исповедовался в приграничных районах. С I в н. э. начинает распространятся христианство, что подтверждается наличием с этого времени епископа в Селевкии. Кроме того, были и отдельные религиозные культы, которые исповедовали малые группы населения. Среди них можно отметить митраизм – имевший особую популярность в районах контролировавшихся Римом, а также манихейство.
Парфянское царство сыграло главную роль в налаживании Шелкового пути – большого торгового тракта, связавшего Китай и Ближний Восток, и далее Римскую империю. По Шелковому пути везли не только шелк, но и огромное количество других товаров – изделий ремесленников, пряности, драгоценности. После того, как парфяне установили дипломатические отношения с династией Хан, они обязались заботиться и о безопасности караванов на всем протяжении территорий им принадлежащих. Торговцы могли останавливаться на постоялых дворах и пополнять запасы провизии и питьевой воды, а также давать отдых вьючным животным и людям. За это они платили дорожные и таможенные пошлины.
Шелковый путь стал результатом дипломатических отношений между Парфией и китайским императором из династии Хан – У-Ди (141-87 гг. до н. э.). В поиске союзников для защиты от кочевников из Монголии, У-Ди направил в Парфянское царство посольство во главе с дипломатом Чжан Цянь. По возвращении в Китай Чжан Цянь предоставил императору детальный доклад о состоянии коммерции и обычаях народов, населяющих Парфянское царство, Бактрию и Индию, и предложил проложить прямой путь из Китая до берегов Средиземного моря, по которому будут экспортироваться товары, производимые в империи и, в частности, драгоценный шелк. Хитрые парфянские дипломаты убедили китайцев, что за Вавилоном их караваны поджидают многочисленные опасности, поэтому У-Ди доверил им надзор за последним участком пути. Таким образом, парфяне смогли воспользоваться многочисленными бенефициями, которые предполагал статус контролирующего Великий Шелковый путь государства.
В 53 г. до н. э. Марк Лициний Красс, вместе с Помпеем Великим и Цезарем составивший первый триумвират, выступил во главе семилегионной армии в поход на Восток. Целью похода было преподать урок парфянам, племени, которое проживало в Месопотамии и Иране и которое, по мнению римлян, было легко завоевать, поскольку как и все варварские племена востока оно было слабым и разрозненным. Переправившись через Евфрат, армия Красса очутилась в пустынной местности и медленно продвигалась далее на Восток. Легионеры страдали от жажды, невесело шагали они под палящим солнцем Азии, пока не достигли Карры (города, расположенного недалеко от современного Харрана в Турции). Здесь они смогли обозреть армию противника, которого они пришли завоевывать: парфянские всадники выглядели грязно и были одеты в лохмотья, армия парфян едва ли насчитывала 10 000 воинов, тогда как римская инфантерия и пехота пришла в полном составе – около 50 000 человек. Победа римлян казалась делом решенным.
Неожиданно римляне услышали глухой и ужасающий звук тысяч барабанов с вражеской стороны, призывающий людей к оружию. Барабанная дробь была похожа одновременно на «звериный рык и раскаты грома», как повествует об этом Плутарх. Римские всадники отбросили плащи, скрывавшие блестящие доспехи, Красс отдал приказ о начале битвы. Парфяне сделали вид, что их устрашило могущество римлян и они бросились прочь, однако, на самом деле предприняли обманный маневр, обойдя легионеров с флангов и засыпав их тучей смертоносных стрел. Бой продолжался весь день и закончился полным поражением римской армии, потерявшей за сутки более 20 000 солдат. Триумвир Красс пал на поле боя, его тело было предъявлено парфянскому генералу, который повелел залить в горло умершего расплавленное золото, чтобы наказать того за жадность и корыстолюбие, ставшее притчей во языцах.
Битва при Каррах стала величайшим позором римской армии, можно сказать самым болезненным поражением после Пунических войн, когда Ганнибал наголову разбил римлян в битве при Каннах в 218 г. до н. э. Карры положили начало долгому периоду противостояния между Римом и Парфянским царством, которое за два века до этого установило свою власть в Центральной Азии (в Месопотамии и Иране). После 53 г. римляне часто совершали разбойные вылазки за Евфратом, но стремились и официально поддерживать отношения с парфянами, присылая ко двору царя послов и вмешиваясь в дипломатические и политические интриги правящей верхушки.
В 116 г. н. э. Траян вторгся с армией на территорию Парфянского царства и взял его столицу – Ктесифон. Несмотря на это, парфяне продолжали яростно сражаться с захватчиками. О самоотверженности парфянских воинов знаменитый оратор Марк Корнелий Фронто писал: «парфяне единственные из всех племен заслуживают права называться достойными врагами римского народа». И это не пустые слова: на протяжение всей истории существования Рима ему больше не встречалось врага, столь долго сопротивлявшегося завоеванию и порабощению. Парфяне предпочитали умереть, чем покориться.
В 197 г. римский император Септимий Север вторгся в Парфянское царство: его армия спустилась на судах по Евфрату и захватила Вавилон, Селевкию и Ктесифон, парфянскую столицу. Правивший там Вологез III позорно бежал из города, забыв прихватить казну. Взяв город, Септимий Север провозгласил себя Parthicus Maximus и приказал продолжать вторжение. Однако, продолжение военной кампании уже не было столь блестящим. Север поднялся по течению Тигра и атаковал Хатру, правителем которой был вассал парфянского царя. Римляне взяли город в осаду, однако жители отказывались сдаться. Укрывшись за массивными стенами они держали оборону; им также удалось поджечь осадные машины римлян с помощью горящей смолы, в которую они обмакивали наконечники стрел. Мастерство парфянских лучников, а также вылазки кавалерии нанесли римской армии существенный ущерб. В конце концов император повелел снять осаду и возвращаться в Рим, где он, тем не менее, заявил всем, что победил Парфию и выстроил в честь этого свою знаменитую триумфальную арку.
224 г. н. э. стал последним годом существования Парфянского царства. Ардашир – царевич в одном из бывших персидских городов поднимает восстание против царя Артабана V. В битве при Гормоздгане парфяне терпят поражение, Ардашир – потомок Сасанидов берет затем и столицу – Ктесифон, где провозглашает себя царем царей и призывает в свидетели бога Ахура Мазда, утверждая таким образом легитимность своей власти. Ардашир I становится основателем новой персидской империи – империи Сасанидов, которая на протяжении четырех веков будет является главной опасностью для Рима и Константинополя, почти точно так же как и ее предшественник – Парфянское царство.
ПАРФЯНСКОЕ ЦАРСТВО
В середине III века до нашей эры, воспользовавшись ослаблением внимания Селевкидов к восточным областям их державы, от центральной власти отделился сатрап Парфии Андрагор. Вскоре он погиб в борьбе с кочевниками-парнами (часть дахов, близких массагетам). Их предводитель Аршак (смотреть Аршакиды парфянские) основал собственное независимое Парфянское царство, некоторое время спустя присоединившее Гирканию. После смерти Аршак был обожествлён, его имя стало тронным именем всех последующих правителей Парфянского царства. При преемнике Аршака, его сыне Аршаке II, новое государство было подчинено селевкидским царём Антиохом III (смотреть Антиох), но сохранило свою целостность, хотя его правитель лишился царского титула и права чеканить монету. Поражение Антиоха от римлян в битве при Магнесии привело к новому отпадению парфян, а затем к постепенному возрождению их мощи. Царь парфян Митридат I (около 171-138 годов) завоевал Маргиану и, возможно, Арейю (входили в Греко-Бактрийское царство), принадлежавшие Селевкидам Мидию, Вавилонию, Элимаиду. Попытки Селевкидов при Деметрии II в 140 году и Антиохе VII в 130-129 годы вернуть утраченное закончились неудачей. Дальнейшим завоеваниям помешало появление на востоке Парфянского царства кочевников, в войнах с которыми погибли два парфянских царя. В конечном счёте кочевники осели на восточных рубежах Парфянского царства в области, которая стала называться Сакастан (ныне Систан), и признали сюзеренитет Аршакидов. При Митридате II (около 123-88/87) Парфянское царство достигло территориального максимума. Были установлены дипломатические отношения с Китаем и Римом, начал активно функционировать Великий шёлковый путь, ставший важным источником доходов Парфянского царства. Под конец жизни Митридат II принял титул «царь царей». После его смерти в Парфянском царстве наступил период смут и усобиц, закончившихся при Синатруке (около 77-70).
Вскоре Парфянское царство столкнулось с Римом, разгромившим Понтийское царство, Армению, окончательно ослабших Селевкидов. Противостояние двух держав стало одним из важнейших факторов истории Древнего мира. Весной 53 римская армия Красса двинулась в глубь Парфянского царства, но была разгромлена под Каррами. Однако и последовавшие вторжения парфян в Сирию, Палестину, Малую Азию закончились их поражением. В 36 римляне под предводительством Марка Антония предприняли новый поход на Парфянское царство, и опять неудачно. В 20 до нашей эры между царём царей Парфянского царства Фраатом IV и римским императором Августом был заключён «вечный» мир.
Парфяне и Ашхабад
Содержание:
I. Парфяне
Парфяне – это скифы (саки), обитавшие в степях Средней Азии. Примерно в III веке до нашей эры несколько из этих племён объединились в племенной союз под общим названием Дахи. Главенствующую роль занимало племя парны, из которого произошли будущие вожди Парфии, включая её основателя Аршака. С городом Пярну (на берегу Балтийского моря) связана история герба династии Романовых. Есть версия, что район Перми является родиной пророка Заратуштры – основателя религии древней Персии.
Зороастризм был главной силой и государственной религией Персии до VII века, пока Персия не была завоевана мусульманами. Тем не менее, большая часть учения Заратуштры перешла в иудаизм, христианство, ислам. В Учении Вознесенных Владык Заратуштра считается одним из них. Он принёс на землю Персии первоначальные учения Ахуры Мазды («Мудрый Господь») — Саната Кумара, великого аватара Света, благодаря которому человечество до сих пор продолжает свою эволюцию.
В своём видении Заратуштра узрел сияющее существо Воху-Мана («Добрый Разум»), которое подвело его к Ахура Мазде и пяти другим излучающим свет существам, в присутствии которых Заратуштра не мог видеть даже собственной тени на земле из-за их яркого сияния. Считается, что Золотой Сириус (или блеск Сириуса) – это сакральный смысл имени Заратуштры, который нёс в мир Небесный закон. Сириус является Галактическим Духовным Центром.
Заратуштре было дано Откровение Ахура-Мазды в виде «Авесты» — священного писания зороастризма. В ней можно увидеть прямую связь Заратуштры и Сириуса, пророка и самой яркой звезды ночного неба. Он заложил понимание основы человеческой природы как огня. Он утвердил культ огня и культ огненного, Солнечного Божества. Высшее достижение человека – это проявление в нём Божественного Пламени. Так учил Заратуштра, в имени которого есть АР («Внутреннее, духовное, Солнце») и РА (внешнее, видимое, Солнце).
Арсак I – основатель Парфянского государства, изображался на парфянских монетах. Причём, на оборотной стороне (реверсе) чаще всего обожествленный Арсак I (или Аршак) держал в вытянутой руке лук. Это было символом власти у древних кочевников (скифов), из среды которых вышли Аршакиды. У современного герба Кировской области есть с этим определенные связи.
Под предводительством Аршакидов парфяне создали мощную державу от Месопотамии до Индии. Она включала территории между Евфратом и Индом, Каспийским и Аравийским морями. В обратном прочтении, «арав» — это «вара». В иранской мифологии «вара» — это обитель праведников. Парфия стала главным противником Рима на Востоке.
Битва в окрестностях древнего города Харран, чья история связана с нибируанцами и праотцем Авраамом, стала одним из величайших поражений за всю историю Рима. В 53 году до нашей эры, парфяне под начальством Сурены наголову разбили римское войско в 50 тыс. человек во главе с Крассом — другом Юлия Цезаря и победителем Спартака. Ещё меньшее войско было у Александра Македонского, с помощью которого он сумел завоевать Персидское царство. Численность парфян в той битве с римлянами составляла около 11 тыс. конных лучников. Их потери были очень небольшие. Предводитель римлян Красс был взят в плен и казнён символическим обзором – ему влили в горло расплавленное золото. Красс был широко известен ненасытной жаждой наживы. Лишь через 34 года первый римский император Август сумел дипломатическим путём вернуть в Рим штандарты (Орлов) разбитых римских легионов.
В 40 году до нашей эры парфяне вторглись в Палестину и разбили, поддерживаемого римлянами Ирода, и посадили на иудейский престол представителя династии Хасмонеев Антигона II. Парфяне официально провозгласили его царём и первосвященником, а римляне объявили царём Ирода. Брат Ирода погиб в плену у парфян. После долгой осады Иерусалима, Антигон II потерпел поражение и был казнён в Антиохии по приказу Марка Антония.
В 36 году до нашей эры от парфян потерпел поражение и вышеуказанный древнеримский полководец Марк Антоний — ближайший сподвижник Юлия Цезаря, муж Клеопатры, правитель восточных провинций. Марк Антоний пришёл покорять Парфию во главе армии вдвое большей, чем была у Красса. Снова римляне были разбиты парфянами.
Вошедший в историю как один из великих царей в истории Парфии и всего Востока, царь Митридат I, правивший в I веке до нашей эры, первым принял титул царя царей, чем объявил себя преемником Ахеменидов — династии царей Древней Персии (705 — 330 до нашей эры). Потомок Ахемена, Кир Великий основал огромную Персидскую империю, объединившую большинство стран Ближнего и Среднего Востока. Ахемениды правили с VIII до первой половины IV веков до нашей эры. Их государство прекратило существование под ударами армии Александра Македонского, который, по сути, сделал свою державу преемницей империей Ахеменидов. Он даже женился на персиянке в Самарканде. Именно она родила ему наследника. Её имя Роксана на персидском языке означало «сияющая».
Парфянское царство просуществовало 470 лет, до III века нашей эры, когда его сменила новая персидская империя Сасанидов. Парфяне сохранили свой привилегированный статус в государстве Сасанидов, включая главенствующее положение в армии и во многих провинциях. Опорой сасанидского престола являлись три крупнейших парфянских рода.
Упадок Парфии был связан с истощением от внешних и внутренних войн, возрастанием местного сепаратизма, династическими распрями внутри самого государства и набегами алан. Римляне жестоко опустошали западные области Парфии.
II. Персия и Псковская Перси
Среди учёных нет единого мнения по поводу происхождения названия Персия. Известно, что предки иранцев (арии) жили на территории нынешней России. Индоевропейскими языками являются русский язык и персидский язык (также известный как Фарси) — ведущий язык иранской группы, входящей в арийскую ветвь индоевропейской семьи.
Одним из самых древних русских городов является Псков. Псковский Кремль вошел в десятку «Символов России». Его передняя стена называется Перси. На древнерусском языке, «перси» означает «грудь». Отсюда, в русском языке производные слова «наперсник» (близкий друг, пользующийся особым доверием) или «наперсный» (крест на груди). Действительно, стена Перси грудью стояла на защите Псковского Кремля. Вражеские волны не раз разбивались об её твердь. Эту стену самой первой стали строить из камня, одновременной сооружая перед ней глубокий ров.
В индоиранской группе родственных языков (одна из ветвей индоевропейских языков) слово «парсу» означает «грудастый», т.е. «крепкого телосложения», «богатырь». Есть версия, что этноним персов и название самой Персии происходит от слова «парсуа», т.е. «относящийся к богатырскому племени». Богатыри – герои народных русских легенд. Самый известный из них – Илья Муромец. Ветхозаветный пророк Илья жил на горе Кармель, на склоне которой сейчас находится всемирно известный мавзолей основателя Бахаи (см. ниже).
В Псковской области есть озеро Ница. Это названием определенным образом коррелируется с названием Ниса — столичной резиденции парфян. Также, Ница – это река в Свердловской области, правый приток Туры (бассейн Оби ). Ницца (фр. Nice) – известный средиземноморский курорт на юге Франции.
Царской резиденцией парфян и местом захоронения их правителей был древний город Ниса, рядом с которым в XIX веке вырос Ашхабад. Руины Нисы внесёны в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Они находятся близ селения Багир возле Ашхабада – столицы Туркменистана. На санскрите, «багирата» означает «относящиеся к реке Ганг », а «ниса» — «ночь», «сновидение», «мечта». Туркменистан — одно из самых богатых государств по запасам газа и нефти. На его территории процветали древнейшие цивилизации.
Псковская горка в Москве
Одним из семи холмов, на которых стоит Москва, является Псковская горка, где сегодня идёт древнейшая московская улица Варварка, начинающаяся от Кремля, который стоит на Боровицком холме, считающимся первым. Псковская горка считается вторым холмом. Здесь же, в историческом районе Зарядье, располагалась гостиница «Россия», действовавшая до 2006 года. Она была рассчитана на 5 тысяч человек (2722 номера) и являлась крупнейшим в мире гостиничным комплексом. «Россия» была возведена в середине 1960-х на готовом стилобате недостроенной восьмой Сталинской высотки.
На этой московской Псковской горке расположены палаты бояр Романовых, вход в которые со стороны Варварки, украшает их родовой герб. Рядом с палами расположен красивый храм Георгия Победоносца (Покрова Пресвятой Богородицы) на Псковской горке. Главный престол храма освящён в честь праздника Покрова;
приделы в честь Георгия Победоносца (чей образ восходит к битве Нибиру и Тиамат) и в честь святителя Петра, митрополита Московского, который перевёл свою кафедру из Владимира в Москву, тем самым утвердив её в столичном статусе.
В борьбе за великокняжеское достоинство между Михаилом Тверским и Юрием Московским, митрополит Пётр принял сторону последнего. Позже поддержал его брата Ивана Калиту и по его просьбе перенёс митрополичью кафедру из Владимира в Москву.
III. Ашхабад и Бахаи
Ашхабад (перс. «Обитель любви») был основан русскими солдатами в символическом 1881 году. 18 км. отделяют молодой Ашхабад от древней Нисы. В 1918 году в Ашхабаде был построен первый в мире храм Бахаи (см. ниже).
Ашхабад расположен в 25 км. от Ирана, у которого с России особые связи, включая священную гору Хара, Заратуштру, Мана и др. Считается, что на месте Нисы существовал древний город богов-асов Асгард. Первоначальное название Ашхабада было Асхабад, сохранявшееся до 1919 года. С этого года до 1927 он назывался Полторацк в честь революционного деятеля и председателя Совнархоза Туркестанской республики Павла Полторацкого, расстрелянного в городе Мары в 1918 году. До 1937 года Мары назывался Мерв, в честь расположенного в 30 км. одного из древнейших городов Средней Азии. В 1927 Ашхабад получил своё нынешнее имя.
Сегодня Ашхабаду принадлежат пять рекордов, вошедших в известную Книгу рекордов Гиннеса:
Ашхабад побратим с рядом столиц мира — Афины, Бамако, Анкара, Киев.
Бамако – столица государства Мали, расположенного в Западной Африке. Считается, что название Бамако означает «река крокодилов». На гербе Бамако изображены три крокодила. Три круга – символ Шамбалы. Мали известно как один из африканских центров золотодобычи и нагорьем Бандиагара, где проживает загадочный народ догоны, имеющие знания о Сириусе, которые только сегодня начинают открываться учёным.
Афины – родина классической Греции и современной западной цивилизации. Безусловно, греки очень многое взяли от более древних цивилизаций Ближнего Востока и Египта.
Анкара также побратима с Ашхабадом. Нынешняя столица Турции имеет древнюю историю. Анкара — один из древнейших городов Малой Азии. Город уже существовал во времена хеттов (II тысячелетие до нашей эры) под именем «Анкуваш». Крупнейшая в мире коллекция памятников хеттской культуры собрана в Анкаре, в Музее Анатолийских Цивилизаций, являющимся одним из богатейших музеев мира.
В 7 веке до нашей эры, хеттов сменили фригийцы, которые переименовали город в «Анкира». Древняя столица Фригии – Гордион находится в 90 км. от Анкары. Именно с этим городом связана история про Гордиев узел. Его разрубил в символическом 333 году до нашей эры Александр Македонский, двигавшийся мимо города со своими войсками в Индию.
После фригийцев Анкарой, находившейся на пересечении караванных путей связывающих Европу и Азию, владели лидийцы и персы, римляне и византийцы, арабы, крестоносцы, сельджуки. В середине XIV века Анкара была завоевана турками-османами, но в его начале, их султан Баязит был разбит и пленён возле Анкары непобедимым Тимуром, ставшим Тамерланом («Тот, кто знает Мерлина»).
В Анкаре находится мавзолей основателя и первого президента Турецкой республики Мустафы Кемаля Ататюрка (1881 – 1938). Он был современником Ленина, мавзолей которого на Красной площади. Мавзолей Ататюрка начали строить в 1944 году, а завершили в 1953 году. Это был год смерти Сталина, тело которого сначала поместили в мавзолей Ленина, а потом захоронили у Кремлёвской стены. Ататюрк сделал Анкару столицей Турецкой Республики в 1923 году, перенеся её из Константинополя.
Киев побратим с Ашхабадом. Так как и вышеуказанный Константинополь (Стамбул), Киев стоит на Нильском меридиане. Из «Повести временных лет» известно, что Вещий Олег назвал Киев «матерью городов русских».
Туркменбаши
В Ашхабаде 21 декабря 2006 года из этой жизни ушёл Сапармурат Ниязов — первый Президент Туркмении, вошедший в историю как Туркменбаши (Туркменбаши Великий), что означает с туркменского буквально «лидер или глава туркмен». В 1993 году он получил титул «главы всех туркмен мира ». Народный Совет Туркменистана объявил о пожизненном президентстве Ниязова в символическом 1999 году. После смерти первого Президента началась компания по сворачиванию его культа личности. 21 декабря – день рождения Сталина.
Сапармурат Ниязов родился в 19 40 году в 15 км. от Ашхабада в селе Кипчак, где на его могиле построен мемориальный комплекс. Ежегодно 21 декабря сюда, к могиле Ниязова, совершается массовое паломничество. На мемориальный комплекс неизменно приезжает Президент Республики.
Бахаи
Храмы Бахаи сразу становятся визитными карточками городов, где они появляются. Например, Храм Лотоса в Дели (открытый 22 декабря 1986) или Всемирный центр Бахаи в Хайфе, открытый в 1953 году (год ухода из этой жизни Сталина).
В 1895 году в Ашхабаде (тогда — Асхабаде) были проведены выборы первого состава местного руководящего органа бахаи, который впоследствии стал называться Духовным Собранием. Ашхабадская община добилась грамотности всех своих членов и вскоре стала одним из центров ученой мысли бахаи. Этот город в центре Закаспия становился колыбелью новой религии.
Рабочие чертежи храма бахаи в Ашхабаде сделал русский военный архитектор Волков. В 1907 году был воздвигнут купол храма, символизирующий единство религий. Основное строительство было завершено в следующем году, но возникли трудности. В итоге, храм был завершён только после революции. Также, после 1917 года ашхабадские бахаи получили возможность издавать первый в Азии журнал бахаи «Солнце Востока».
В 1938 году Дом Поклонения (храм) бахаи в Ашхабаде был конфискован, а община перестала существовать. В нём был размещен Государственный музей изобразительных искусств Туркменской Советской Социалистической Республики. Вместе с остальным городом, музей был разрушен сильным землетрясением в 1948 году. Его состояние было признано аварийным. Однако, не могло быть и речи о срочном восстановлении музея (здания храма) на фоне почти полностью разрушенного Ашхабада. С каждым годом оно всё больше приходило в упадок, пока в 1963 году не было окончательно разрушено (снесено) властями. На месте храма бахаи был установлен памятник туркменскому поэту Махтумукули. Он жил в XVIII веке и в своих стихах тоже воспевал мир и единство между народами. Это полностью совпадает с единством, которое выдвинул основатель Бахаи.
Основателем Веры Бахаи является представитель одного из древнейших родов Персии, религиозный деятель Бахаулла («Слава Божья»), живший в XIX веке. Он стал одним из первых последователей Веры Баби — религии, созданной персидским купцом, принявший имя Баб. В переводе его имя означает «Врата». Такое же значение имеют священный для индуистов город Харидвар и оказавший ключевое влияние на монотеистические религии город Вавилон.
В 1847 году Баб был заключен в отдаленную крепость в городе Маку в Иранском Западном Азербайджане, недалеко от границы с Турцией и Арменией. В древние времена район Маку был частью цивилизации Наири и частью Мидии. В 1850 году Баб был публично расстрелян в Тебризе – главном городе иранской провинции Восточный Азербайджан. Тебриз расположен в долине реки Куру. В декабре 1945 года Тебриз был столицей Демократической Республики Азербайджан, созданной при участии СССР и просуществовавшей до декабря 1946 года, когда Советский Союз вывел войска из Ирана.
В 1852 году Бахаулла был заключен в тюрьму, но был освобожден при содействии русского дипломата, князя Дмитрия Ивановича Долгорукова (похоронен на кладбище Донского монастыря), бывшего тогда российским послом в Персии. Бахаулла был приговорён персидским правительством к изгнанию. Князь Долгоруков предлагал Бахаулле от имени русского царя Александра II политическое убежище на территории Российской империи. Бахаулла выразил признательность за великодушие российского правительства, но отказался, не желая давать повод для раздора между двумя государствами. Впоследствии, в Скрижали, обращённой к русскому царю Александру II, Бахаулла сказал, что за эту поддержку царь удостоится особой милости Божией.
В 1853 году Бахаулла решил принять указ о ссылке в древний Багдад, предположительно стоящий на месте древнего месопотамского города Агаде. Во время трёхмесячного переезда в Багдад, Бахауллу сопровождал (по указанию князя Долгорукова) официальный представитель русской дипломатической миссии и отряд конной охраны, представляющий правительство России. В 1863 году, находясь в ссылке в Багдаде (ныне Ирак, но в тот момент принадлежал Османской, т.е. Оттоманской империи), Бахаулла объявил, что является той самой личностью, о пришествии которой пророчествовал Баб — «Тем, Кого явит Бог». Властями Османской империи Бахаулла был сослан из Багдада в Константинополь (стоящий на Нильском меридиане). В 1868 году Бахаулла был приговорён к пожизненному заключению в городе Акко (Акка). Этот древний город тогда тоже являлся частью Турецкой державы.
Ныне, Акка — город на берегу Средиземного моря в Израиле, в Западной Галилее. Мирон — самая высокая гора в Галилее, которая являлась основным местом проповеди и родиной Иисуса Христа.
Акка (Акко) — один из древнейших городов Ближнего Востока, заселённость которых не прерывалась с момента основания. В XII и XIII веках, поочередно с Иерусалимом, Акка (получившая название Сен-Жан д’Акр) была столицей Иерусалимского королевства крестоносцев в Палестине. Военные рыцарские ордена госпитальеров, тамплиеров, а позднее и тевтонов обрели в Акко собственные кварталы.
Мечеть Аль-Джаззар в Акко является одной из самых крупных и красивых мечетей в Израиле. По значимости она уступает только мечетям Аль-Акса и Купол Скалы на Храмовой горе в Иерусалиме. Мечеть была построена в середине XVIII века на остатках тамплиерской церкви. Она должна была показать силу власти Аль-Джаззара и его столицы — Акко. Мечеть была построена по подобию крупнейших мечетей тогдашнего Константинополя, стоящего на Нильском меридиане. В мечети хранятся три волоса из бороды пророка Мухаммеда. Это делает мечеть Аль-Джаззар в Акко особо святой для правоверных мусульман.
Бахаулла скончался в 1892 года в местечке Бахджи, в паре километров к северу от Акко, и был там похоронен. Сегодня это священное место бахаи, как и Хайфа, расположенная в паре десятков километров от Акко. В Хайфе, на склоне горы Кармель, находится гробница Баба — основателя этой религии. Храм Бахаи с его знаменитыми Персидскими садами сегодня является самой узнаваемой достопримечательностью и визитной карточкой Хайфы. Гора Кармель является священным местом для представителей монотеистических религий. Она известна как место, где когда-то жил пророк Илия, победивший жрецов Ваала. В 13 км. от этого места находится Мегиддо, известный благодаря греческому слову Армагеддон, которым успели назвать и Челябинский метеорит.
Хайфа является побратимой с немецким городом Майнц. Сегодня Майнц является один из медиацентров Германии. Именно в Майнце, в первой половине XV века, немецкий первопечатник и первый типограф Европы Иоганн Гутенберг, создал способ книгопечатания, который оказал огромное влияние на мировую историю. Помимо Хайфы, Майнц побратим с Баку – столицей Азербайджана, расположенной на берегу Каспийского моря. На гербе Баку изображены три золотых факела, которые олицетворяют природные огни.
В своей книге законов, написанной в Акко, Бахаулла предписал, чтобы в каждом городе был создан «Дом Справедливости» — коллегиальный выборный орган, управляющий всеми делами бахайской общины. На всемирном уровне должен быть избран Всемирный Дом Справедливости. Такой орган был избран впервые в 1963 году. В этих выборах принимали участие 56 Национальных Духовных Собраний (прообразов национальных Домов Справедливости). Резиденция Всемирного Дома Справедливости расположена на склоне горы Кармель в Хайфе, как было указано Бахауллой. По стечению до конца неясных обстоятельств, именно в 1963 году, когда бахаи избрали Всемирный Дом Справедливости и расположили его рядом с мавзолеем основателя их религии (Храм бахаи в Хайфе), в Ашхабаде уничтожили останки первого в мире храма бахаи (см. выше).
В VII – Х веках территория современной Еврейской автономной области в Российской Федерации, входила в состав государства Бохай.
Акра
Акра – одно из названий древнего города Акко. Акра (др. греч. «высокое, укрепленное место») – название крепости в Иерусалиме, построенной во II веке до нашей эры Антиохом IV Эпифаном из династии Селевкидов.
Акра – мыс в Ионическом море, на западном побережье Греции. Этот мыс знаменит состоявшейся здесь в 31 году до нашей эры битвой между Марком Антонием и Октавианом (будущим первым императором Августом). Победа Октавиана завершила гражданских войн в Риме, связанных с кризисом республики.
Акра – древнегреческий портовый город в Крыму, располагавшийся в самой южной точке Керченского пролива. Он полностью ушел под воду в IV веке до нашей эры. Его называют «Крымской Атлантидой».
Джебели-Акра («лысая гора») – священной гора, с символическими координатами 35°с.ш. 35°в.д., по которой проходит граница между Турцией и Сирией. В этом районе расположены одни из самых лучших пляжей Сирии – Самра, по имени соседней деревни. Прямая подсказка – «Сам Ра». С другой стороны, название Самара – очень древнее. В 38 км. южнее Самра находится холм Рас-Шамра — руины древнего города-государства Угарит. Здесь была найдена глиняная табличка с самым древним в мире алфавитом, ныне хранящаяся в Национальном музее в Дамаске.
В 30 км. на северо-восток от Джебели-Акра находится турецкий город Антакья — древняя Антиохия Великая, основанная на пересечении 36°с.ш. и 36°в.д. в конце III века Селевком I – основателем государства Селевкидов, диадохом, полководцем и бывшим телохранителем Александра Македонского. Антиохия Великая – самая известная из 16 древних городов под названием Антиохия (от имени Антиох, которое на древнегреческом означало «Противостоящий»). Антиохия Великая является одним из центров христианства. Именно в ней ученикам Христа впервые дано было имя «христиане». В Антиохии родился один из трех Вселенских святителей Иоанн Златоуст.
Хетты обожествляли нынешнею гору Джебели-Акра, она считалась спутницей бога грозы Тешуба. Греки назвали эту гору Касий (почти Каспий) и сделали её ближневосточным Олимпом, обителью Зевса. Они создали здесь культ Зевса Касийского. Гора считалась местом, где Зевс сражался со змеем Тифоном. По легенде, святой Варлаам (IV век) совершил паломничество в Иерусалим, где ему явился ангел и велел прогнать князя демонов с горы Касий. В итоге, Варлаам стал отшельником на этой горе. На месте прежнего храма Зевса возник монастырь.