Кто такие парки в греческой мифологии
Парки
Три мойры (лат. parcae — парки). В греческой и римской религии духи, которые, как считалось, определяли участь человека — не только собственно события его жизни, но также её продолжительность, которую они устанавливали при его рождении. Был ли Юпитер, всемогущий отец богов, подвластен их воле — вопрос, ответы на который в античности были различны. Вера в их существование сохранилась до наших дней в некоторых частях Греции, где их умилостивляют после рождения ребенка. Обычно они изображаются прядущими нить жизни и отмеряющими и отрезающими назначенную длину. У Клото веретено (или — реже — прялка), Лахесис держит катушку, Атропос, самая ужасная из них, готова перерезать нить своими ножницами. Но твердого согласия в том, что касается их функций, нет. Иногда Клото перерезает нить, а Лахесис отмеряет её своим жезлом. Возле них стоит корзина с катушками. Они нередко составляют часть большой аллегорической композиции, и в особенности сцен с фигурой СМЕРТИ (скелет с косой), которая может ехать на своей колеснице. См.т.ж. МЕЛЕАГР. Их описал Платон в своем диалоге «Государство» (10: 617).
(лат. родительницы). Их греческое наименование мойры (распределительницы), а также латинское фаты (богини судьбы) соответствуют скандинавским норнам. Парок считали или дочерьми ночи (греч. Нике), или, как их сестер (оры, горы), дочерьми Зевса и Фемиды. В изобразительном искусстве они представляются как пряхи (см. Веретено). Первая, Клото, прядет нить жизни, вторая, Лахесис, сохраняет ее, в то время как третья, Атропос («Неотвратимая»), её обрезает и этим кладет конец жизни человека. Иногда они изображаются также с веретеном, свитком и весами. Римские парки первоначально были богинями рождения с именами Децима и Нона (по девятому месяцу после зачатия), однако под греческим влиянием и на римских парок была распространена тройственность (ср. Трехликость) с наделением каждой из них соответствующей функцией при определении судьбы..
Пусть испытает все то, что судьба и могучие Парки В нить бытия роковую вплели для него при рожденье».
Прядение (подобно пению) эквивалентно порождению и поощрению жизни. Отсюда вытекает толкование Шнайдера: «несчастливый — то плохой прядильщик, который оставил свой моток пряжи (то есть свой продукт) сушиться на берегу реки и обнаружил, что его унесло» (51). Парки, подобно феям, являются пряхами. Множество подобных персонажей присутствует в легендах и в фольклоре..
У греков Уран связывает своих соперников. Он есть судьба. Тут же присутствуют силки Кроноса как проявление времени. Парки прядут и ловят в свои сети.
Личные судьбы вплетаются в у зор до тех пор, пока нить жизни не обрезают Мойры (в Риме — Парки, в Скандинавии — Нормы) — олицетворение Судьбы.
Несколько иначе эта легенда была изложена во французской поэзии. Бог Вакх, обиженный пренебрежением к своим страданиям, решил отомстить за себя и заявил, что первый человек, которого он встретит, будет брошен на растерзание тиграм. Парка захотела сделать этой жертвой красивую и чистую девушку по имени Аметист, которая стояла на её пути к служению в храм Дианы. Когда свирепые звери бросились на девушку, она стала молить богов и была спасена от злой участи, превратившись в чистый белый камень. Узнав о чуде и раскаявшись в своей жестокости, Вакх пролил виноградный сок на окаменевшее тело девушки, что придало камню прекрасный фиолетовый оттенок, очаровывающий и поныне взгляд владельца.
В положенный срок Алкмена собралась рожать. Во время родов Зевс заявил, что родившийся в этот миг будет властвовать над всеми людьми и поклялся в этом Гере. Гера не пригласила к Алкмене богиню рожениц Илифию, как это было положено, а с помощью мойр, задержала роды. В этот момент родился Эврисфей, которому и досталась, согласно клятве Зевса, вся власть над людьми, в том числе и власть над будущим Гераклом. А бедная Алкмена продолжала мучиться в родах, так как мойры упорно сидели со сцепленными руками. Это было заклятие. Пока они находились в таком положении, Алкмена не могла родить. Но вот вбежала служанка Галантиада и закричала: «Алкмена родила». Мойры всплеснули руками от удивления, заклятие спало и Алкмена, наконец, родила сразу двух мальчиков: Ификла от Амфитриона и Геракла от Зевса.
А.-прорицателю приписывается основание святилищ в Малой Азии и Италии — в Кларосе, Дидимах, Коло-фоне. Кумах (Strab. XVI 1, 5; Paus. VII 3,1-3; Verg. Aen. VI 42-101). A. — пророк и оракул, мыслится даже «водителем судьбы» — Мойрагетом (Paus. Х 24,4-5). Он наделил пророческим даром Кассандру, но после того как был ею отвергнут, сделал так, что её пророчества не пользовались доверием у людей (Apollod. Ill 12, 5). Среди детей А. также были: прорицатели Бранх, Сибилла (Serv. Verg. Aen. VI 321), Мопс — сын А. и прорицательницы Манто, Идмон — участник похода аргонавтов (Apoll. Rhod. I 139—145; 75 след.).
Греко-римская традиция: богини судьбы Мойры триедины в одной Мойре;
Группа из трех объектов, часто используемая в иконографии, чтобы символизировать тесно связанные идеи (такие, как тело, душа, дух) или божества с общими функциями (такие, как Мойры или Грации в древнегреческой мифологии).
Цвет Зевса белым, то есть свет в чистом виде. Орел, эфир, свет и молния символизируют уровень астрального сознания по ту сторону грубой земной материи. Зевс олицетворяет собой середину Вселенной, центр универсального сознания, от которого исходят все другие импульсы. Зевс в курсе всего происходящего, от его взора не ускользнет ни одно событие, даже если оно только должно произойти в будущем. Даже бога-оракула Аполлона называют прорицателем Зевса. Выше его стоит разве только Мойра — богиня судьбы, которая сплетает в единую ткань судьбы отдельных людей.
Судьбы (Мойры) ткут материю судьбы.
В римской мифологии богини судьбы (равнозначные греческим мойрам). Этимология слова «П.» от partior, «наделять», современными филологами отвергается. Видимо, первоначальным было представление об одной П. — богине рождения, сходной с Карментой (Plut. Romulus 21). Затем из эпитетов Карменты возникли три П., носившие имена Нона, Децима (покровительствующие рождению ребенка на девятом или десятом месяце), Морта (от mors, «смерть») (Aul. Gell. III 16). Утроение П. обусловило их отождествление с мойрами, прядущими и обрезающими нить жизни. П. отождествлялись также с римскими фатами.
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Парки, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 6028 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 291 Словарь)]
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Парки, или три изящные богини судьбы /О судьбе. часть 1/
Парки, или три изящные богини судьбы /О судьбе. часть 1/
Сидели рядом три сестры,
«Венерин волос» взяв,
Они браслет плели, быстры,
Из мягких, тонких трав.
Я подошёл у них спросить,
Что это за браслет;
— Тебе прядём мы жизни нить,
Богини мне в ответ.
Увидев их веретено,
Я молвил им, смеясь:
«Прядите нить, мне всё равно,
И рвите в нужный час».
/Роберт Геррик /
В греческой мифологии три дочери Зевса и Фемиды, богини судьбы: Клото прядет нить жизни, Лахесис распределяет судьбы, Атропос в назначенный час обрезает жизненную нить. Мойрам соответствуют римские Парки.
Три мойры (лат. parcae — парки). В греческой и римской религии духи, которые, как считалось, определяли участь человека — не только собственно события его жизни, но также ее продолжительность, которую они устанавливали при его рождении. Был ли Юпитер, всемогущий отец богов, подвластен их воле — вопрос, ответы на который в античности были различны. Вера в их существование сохранилась до наших дней в некоторых частях Греции, где их умилостивляют после рождения ребенка. Обычно они изображаются прядущими нить жизни и отмеряющими и отрезающими назначенную длину. У Клото веретено (или — реже — прялка), Лахесис держит катушку, Атропос, самая ужасная из них, готова перерезать нить своими ножницами. Но твердого согласия в том, что касается их функций, нет. Иногда Клото перерезает нить, а Лахесис отмеряет ее своим жезлом. Возле них стоит корзина с катушками. Они нередко составляют часть большой аллегорической композиции, и в особенности сцен с фигурой СМЕРТИ (скелет с косой), которая может ехать на своей колеснице. См. также МЕЛЕАГР. Их описал Платон в своем диалоге «Государство» (10: 617).
(лат. родительницы). Их греческое наименование мойры (распределительницы), а также латинское фаты (богини судьбы) соответствуют скандинавским норнам. Парок считали или дочерьми ночи (греч. Нике), или, как их сестер (оры, горы), дочерьми Зевса и Фемиды. В изобразительном искусстве они представляются как пряхи (см. Веретено). Первая, Клото, прядет нить жизни, вторая, Лахесис, сохраняет ее, в то время как третья, Атропос («Неотвратимая»), ее обрезает и этим кладет конец жизни человека. Иногда они изображаются также с веретеном, свитком и весами. Римские парки первоначально были богинями рождения с именами Децима и Нона (по девятому месяцу после зачатия), однако под греческим влиянием и на римских парок была распространена тройственность (ср. Трехликость) с наделением каждой из них соответствующей функцией при определении судьбы..
Пусть испытает все то, что судьба и могучие Парки
В нить бытия роковую вплели для него при рожденье».
Прядение (подобно пению) эквивалентно порождению и поощрению жизни. Отсюда вытекает толкование Шнайдера: «несчастливый — то плохой прядильщик, который оставил свой моток пряжи (т.е. свой продукт) сушиться на берегу реки и обнаружил, что его унесло» (51). Парки, подобно феям, являются пряхами. Множество подобных персонажей присутствует в легендах и в фольклоре..
У греков Уран связывает своих соперников. Он есть судьба. Тут же присутствуют силки Кроноса как проявление времени. Парки прядут и ловят в свои сети.
Личные судьбы вплетаются в у зор до тех пор, пока нить жизни не обрезают Мойры (в Риме — Парки, в Скандинавии — Нормы) — олицетворение Судьбы.
Богини чего Мойры
Цитаты классической древнегреческой литературы
Гесиод. Теогония. 901-906. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 48) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
«Зевс же второю Фемиду блестящую взял себе в жены.
И родила она Ор – Евномию, Дику, Ирену
(Пышные нивы людей земнородных они охраняют),
Также и Мойр, наиболе почтенных всемудрым Кронидом.
Трое всего их: Клофо и Лахесис с Атропос. Смертным
Людям они посылают и доброе все и плохое».
Платон. Государство. Книга десятая. 617c-617d / Пер. А. Н. Егунова. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. III /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 416) (греческий философ 4 в. до н. э.):
«…Мойры, дочери Ананки: Лахесис, Клото и Атропос; они – во всем белом, с венками на головах. В лад с голосами Сирен Лахесис воспевает прошлое, Клото – настоящее, Атропос – будущее. Время от времени Клото касается своей правой рукой наружного обода веретена, помогая его вращению, тогда как Атропос своей левой рукой делает то же самое с внутренними кругами, а Лахесис поочередно касается рукой того и другого».
Мойры, общие сведения
Младшая сестра
Средняя сестра
(смерть)
Советники и помощницы высших богов
Богини судьбы оставались в тени, когда боги сражались за свои интересы. Но в решающие моменты оказывали неоценимую помощь, восстанавливая мировое равновесие.
Благодаря этому предупреждению, владыка Олимпа избежал опасности. Когда гекантохейр Бриарей попытался украсть жертвенные внутренности, Зевс послал коршуна, чтобы помешать ему. Затем он поместил птицу-спасителя на небо в виде созвездия. Сам Офиотавр, предположительно, символизирует зодиакального Тельца.
Пророчество о сыне Фетиды. Морская нимфа, дочь бога-старца Нерея очень нравилась Зевсу. Однако Мойры предупредили, что от связи с небожителем у Фетиды родится сын, превосходящий могуществом отца. Опасаясь за трон и жизнь, Зевс отвернулся от нимфы, после чего её выдали замуж за смертного Пелея. Фетида произвела на свет героя Ахиллеса, который действительно превзошёл силой Зевса, однако, не обладая даром бессмертия, пал от руки Париса в Троянской войне.
Покровительницы времён года и смены сезонов
В сферу влияния сестёр входили и явления природы, а также божества их олицетворяющие:
I. Мойры скрепили брачный союз Зевса и Фемиды. От него родились богини времён года – Оры.
II. Также сёстры наблюдали за своевременным возвращением на землю Персефоны в начале весны, а затем её спуском в царство теней осенью. Они же уговорили Деметру не гневаться на похищение дочери Аидом, тем самым вернув земле плодородие.
Богини рождения
Триада сестёр нечасто встречается в греческой мифологии. Однако они всегда присутствовали при рождении олимпийцев, чтобы огласить их функции и привилегии. В некоторых случаях сёстры одаривали божественных младенцев землями для строительства святилищ и дальнейшего покровительства.
I. Рождение Аполлона
Мойры видели появление на свет Аполлона и подтвердили его божественное происхождение. Мать олимпийца – титанида Лето, промучилась девять дней и ночей, поскольку рядом с ней не было богини лёгких родов Илифии. Событие происходило на плавучем острове Делос, неподалёку от Миконоса.
II. Рождение Артемиды
Сестра-близнец Аполлона родилась первой, не заставляя мать томиться схватками. Более того, она помогала Лето разрешиться от беремени во второй раз, заменив Илифию. В гимне поэта Каллимаха говорится, что участвовать в родах Артемиде велела Лахесис. После этого акушерство стало одной из главных функций богини-охотницы, наряду с покровительством браку и защитой невинности.
III. Рождение Афины
IV. Рождение Эриний
Не знающие жалости богини мести появились на свет вместе с первым преступлением – оскоплением Урана его сыном Кроносом. Упавшие на землю капли крови превратились в трёх ужасных сестёр Эриний. У Эсхила в трагедии «Эвмениды», посвящённой матереубийству, богини мести так комментируют своё предназначение: «На эту службу обрекла нас безжалостная Мойра-судьба. Тех, кто решился на безрассудное убийство, мы преследуем, пока они сами не отправятся в подземное царство. Но и там не будет им покоя. Таково наше предназначение, однако, бессмертные боги могут удержать нас».
V. Зарождение Олимпийских игр
Согласно древнегреческой мифологии, первые спортивные состязания в Олимпии учредил Геракл – то ли легендарный герой, то ли его архаический тёзка-дактиль. Посвящались Игры Зевсу и были частью религиозных праздников. На открытии присутствовали Мойры и Хронос – единственные судьи, чей приговор считался истинным и неизменным.
VI. Передача Гелиосу острова Родос
Солнечный бог Гелиос был покровителем Родоса. Вход в местную гавань украшала гигантская статуя-маяк в его честь. По одной из версий, остров подарили Гелиосу Зевс и Мойры, поскольку ему негде было построить святилище. В другом варианте говорится, что солярный бог собственноручно вынес Родос из пучины моря.
VII. Посейдон и остров Кос
Владыка морей – Посейдон безуспешно пытался отнять у Гелиоса Родос. Тогда Мойры подарили ему остров Кос в Эгейском море.
VIII. Святилище Эвменид в Афинах
Мудрая Афина-Паллада, желая умилостивить грозных Эриний, основала для них святилище в родном городе, рядом с Акрополем. Она призвала жителей Аттики почитать богинь справедливого возмездия и жить с ними в мире. На открытии святилища присутствовали сёстры-Мойры и Зевс.
Наделяющие судьбой в момент рождения
Через три ночи после рождения ребёнка, призывались Мойры, чтобы определить его жизненный путь. В более поздних трудах Гесихия Александрийского указывается седьмой день, когда семья решала, принять ли младенца в род и давала ему имя. Поскольку речь шла о новорожденных, сестёр сопровождала богиня Илифия – покровительница молодых матерей.
Рождение Мелеагра
Матери этолийского героя Мелеагра – Алфее было предсказано, что сын умрёт, как только догорит в очаге головня. Она тут же погасила огонь, а роковое полено убрала в сундук. Однако Мелеагр погиб именно так, как обещали Мойры – мать, разгневавшись на него из-за убийства родных, достала головню и сожгла.
Рождение Геракла
Ревнивая Гера послала Мойр и богиню Илифию задержать роды у персеиды Алкмены. Царевна должна была произвести на свет великого богатыря – Геракла, зачатого Зевсом. Пока Алкмена мучилась, не в силах разрешиться от бремени, её служанка Галиантида обманула божественных стражей, сообщив, что роды уже состоялись. Как только посланницы Геры скрылись, Геракл вышел из лона матери.
«Прядильщицы» судеб
Гомер в «Илиаде» впервые упомянул о Мойрах, прядущих нити человеческих жизней. Но описал лишь одну, неумолимую силу-судьбу – Айсу. Атрибутом этой хтонической богини служило веретено, которое она запускала вместе с рождением и вращала до момента смерти. В «Одиссее» Гомер уже говорил о Клото, которая сопровождала Айсу или о нескольких безымянных «пряхах». Классическую триаду можно найти у Гесиода и более поздних авторов.
Богини, распределяющие удачу
Сёстры-Мойры, в широком смысле, символизировали человеческую жизнь с её радостными и горестными моментами. Каждому отмерялись удачи, взлёты и падения в пропорции, установленной ещё до рождения. И никто не мог получить больше, чем ему предназначено судьбой (долей). Этот закон, согласно древним авторам, распространялся преимущественно на смертных, хотя иногда ему подчинялись и боги.
Оракулы
Три сестры в некоторых случаях занимались пророчествами, хотя обычно эта роль отводилась Аполлону. Присутствуя при рождении смертных и богов и, читая книгу их судьбы, Мойры крайне редко вмешивались в ход событий. И даже если они делали это, как в случае с Мелеагром, предписание высших сил всё равно исполнялось, пусть и с отсрочкой.
Богини смерти
Атропос (или Айса) ревностно следила, чтобы человек не прожил дольше положенного срока. Старшая из сестёр, известная также как Μοϊραι κραταιαί, разрезала нить судьбы, вместе с порождениями Никты – Танатосом и Керами. Первый считался богом мирной смерти, вторые – насильственной, например, на поле боя.
Богини подземного мира
Неразрывно связанные не только с жизнью, но и со смертью, три сестры часто упоминались в связи с подземным царством. В «Республике» Платона они описываются как «сидящие вокруг престола Аида каждая на своём троне, в белых одеждах и с кипарисовыми венками на голове».
Судьбоносным сёстрам приносили в жертву чёрных животных, что характерно только для богов подземного мира и океанских глубин. В то время как для олимпийских небожителей выбирали коров, овец или птицу белого цвета. Античные авторы писали, что Мойры принадлежат к подземному миру, но тайно управляют жизнями тех, кто находится наверху. У Платона души умерших, чтобы вернуться на землю в новом перерождении, должны были сначала выбрать себе судьбу.
Карающие за убийства и самоубийства
Убийство расценивалось древними греками как нарушение воли судьбы, насильственное прерывание нити жизни. От имени Мойр преступника наказывали Эринии, постоянно преследуя его и напоминая о тяжёлой вине.
Изменяющие судьбу
Даже неумолимые сёстры-Мойры иногда могли пойти на уступки, изменив течение человеческой жизни.
I. Воскрешение Пелопа
Фригийский царь Тантал, желая испытать богов, подал им на пиру мясо собственного сына – Пелопа. Однако олимпийцы разгадали обман, после чего Клото воскресила мальчика. Его имя теперь носит остров Пелопоннес.
II. Освобождение от смерти Адмета
III. Возвращение Эвридики
Жена великого певца Орфея – Эвридика, погибла сразу после свадьбы от уксуса змеи. Молодой вдовец своим пением смог разжалобить самого Аида, после чего тот согласился воскресить умершую. Сёстры-Мойры провожали Эвридику в мир живых, однако Орфей, обернувшись, нарушил договор с правителем преисподней и вновь потерял возлюбленную.
IV. Посещение живыми мира мёртвых
Только в исключительных случаях разрешалось проникать в тёмное царство Аида до того, как Атропос перережет нить жизни. Это удалось:
V. Освобождение Хирона от бессмертия
Мудрый кентавр Хирон был ранен ядовитой стрелой, случайно выпущенной Гераклом. Страдая от невыносимой боли, он передал дар бессмертия Прометею, чтобы прекратить свои мучения. После этого Хирона превратили в созвездие Стрельца и поместили на небо. Обмен происходил при участии богинь судьбы.
Божества посмертного апофеоза или метаморфоз
В античности верили, что смерти можно избежать путём обожествления погибшего человека, а также его превращения в животное или растение. Есть несколько примеров, когда богини судьбы принимали непосредственное участие в процессе:
I. Апофеоз Гиацинта
II. Метаморфоза Ампелоса
Юный Ампелос – сын сатира и нимфы, полюбился богу виноделия Дионису. Однако вскоре погиб от рогов свирепого быка (по другой версии, сорвался с дерева). Видя горе Диониса, другие боги превратили Ампелоса в виноградную лозу.
Богини-изобретательницы алфавита
Считается, что богини судьбы изобрели первые семь букв греческого алфавита – ABHTI U. Эти знаки носили ритуальный характер и использовались в священных мистериях.
Мойры и Зевс
Воплощая неумолимые силы судьбы, Мойры властвовали над смертными людьми, но их взаимоотношения с представителями олимпийского пантеона не были так однозначны. Часть древнегреческих авторов указывает, что Зевс, как воплощение мирового порядка, мог управлять действиями сестёр, внося в них коррективы. Другие считали громовержца лишь проводником судьбы, не способным противостоять ей, чтобы не нарушить равновесие сил во вселенной.
I. Зевс управляющий (Мойрагет)
В «Теогонии» Гесиода – подробной родословной греческих богов, Зевс выступает в роли отца Мойр, рождённых от него Фемидой (правосудием). Это даёт громовержцу власть над тремя сёстрами и, как следствие, оставляет за ним последнее, решающее слово. Зевс Мойрагет (Μοιραγέτης), которому поклонялись в период Классической Греции, переводится как «тот, кто определяет судьбы». Иногда подобного титула удостаивался и Аполлон, о чём свидетельствует надпись на его статуе в Дельфах.
Зевс на особых золотых весах взвешивает деяния людей, чтобы определить, насколько справедливо обходится с ними судьба. И, выявив несоответствие, может в последний момент отвести смертоносную руку Атропос. Так, в «Илиаде» Гомера, громовержец взвесил жребии героев Ахилла и Гектора, чтобы решить, кто из них должен погибнуть в бою.
В храме Зевса в Мегаре, согласно описанию Павсания, над головой громовержца изображены Оры (богини порядка) и Мойры. Такое взаимное расположение свидетельствовало о бесспорном главенстве царя Олимпа. На рельефах храма Аполлона в Дельфах, Зевс составляет триаду с Клото и Атропос, заменив собой среднюю сестру – Лахесис.
По мере развития греческой цивилизации, Мойры утрачивали своё могущество. Молодые боги смеялись над ними, а солнечный Аполлон даже напоил, чтобы спасти от смерти своего друга – царя Адмета. Считалось, что и люди могут изменить судьбу, избежав опасности, если заранее узнают о ней.
II. Зевс подчиняющийся
Часть древнегреческих авторов считает, что Мойры – порождения хтонической Никты (ночи) или богини необходимости Ананки. В этом случае, влияние Зевса на них минимально и олимпиец играет, скорее, подчинённую роль. Об этом заявляла в своих пророчествах дельфийская пифия. Она указывала, что никто, в том числе и верховные боги, не в силах повлиять на неотвратимый ход судьбы.
Примером служит сын Зевса от финикийской царевны Европы – Сарпедон. Несмотря на усилия божественного отца, он погиб в Троянской войне от руки героя Патрокла. Громовержец знал о трагедии заранее, но не мог противиться неизбежному. В орфических гимнах сёстры-Мойры именуются «суровыми и непоколебимыми богинями судьбы», более могущественными, чем Зевс и остальные олимпийцы.
III. Брачные союзы Зевса
Мойры не только пряли нити судьбы, но и сплетали их между собой. Имена этих могущественных сестёр обязательно упоминались в свадебных обрядах. Ведь от того, насколько прочно сплетены нити двух жизней, зависела продолжительность брака. Также Мойры имели отношение к деторождению, наделяя младенца тем, что в индийской религии принято называть дхармой. Божественная триада устроила два свадебных союза Зевса: со второй супругой – Фемидой, а затем с Герой.
IV. Законы небесного Олимпа
Мойры, как исполнители высших и незыблемых законов природы, а также дочери Фемиды, поддерживали божественный правопорядок. Вместе с океанидой Стикс, они следили за соблюдением священных клятв олимпийцев. Помогали богиням мести Эриниям или заменяли их, преследуя убийц или тех, кто оскорбляет родителей.
V. Защита власти Зевса
Богини судьбы стояли на страже интересов царя Олимпа, своевременно предупреждая его об опасностях и участвуя в сражениях за «интересы трона». Они оказали решающее влияние на исход битвы с чудовищем Тифоном, когда увидели, что Зевс своими силами не может одолеть его.
Другие богини, управлявшие судьбой
В разные времена управление человеческими судьбами брали на себя и другие олимпийцы:
Атрибуты
Образы богинь в греческой мифологии
Символизируя тайные силы мироздания, Мойры редко изображались античными художниками. Нет единого мнения, как выглядели эти богини. Чаще всего их представляли молодыми девушками, закутанными в длинные одежды. В вазописи все богини-сёстры: Мойры, Оры, Хариты и Музы выглядели примерно одинаково. Однако древнегреческие поэты характеризовали богинь судьбы, как «строгих, суровых и непреклонных», что выражалось в чертах лица.
Платон в поэме «Государство» писал, что сёстры облачены в белые, сияющие одежды, а на голове у них венки. Сидя на высоких тронах, они поют в унисон с божественными сиренами под музыку небесных сфер. У некоторых авторов, например, у Овидия в «Метаморфозах», упоминались три старухи отталкивающего вида. Иногда сёстрам приписывали хромоту, которая мешает жизни двигаться слишком быстро. В эпоху Возрождения и позднее, в виде пожилой женщины изображали только Атропос.