Кто такие пенаты в древнеримской мифологии
Кто такие пенаты в древнеримской мифологии
ПЕНА ́ ТЫ (Penates, от penus, penetralia — внутренняя, потайная часть жилища, храма), в римской мифологии божества-хранители. Пенаты — фамильные или « отеческие » хранители дома и прежде всего запасов продовольствия; впоследствии пенатами назывались все почитавшиеся фамилией боги дома, домашнего очага (Serv. Verg. Aen. II 514). Как и лары, с которыми пенаты иногда отождествляются (Arnobius III 40), были символом родного дома и домашнего очага.
Пенаты государственные, пенаты римского народа считались одной из главных святынь Рима, залогом его непобедимости и вечности. В торжественных клятвах пенаты призывались вместе с Юпитером. Считалось, что они были привезены Энеем из Трои сначала в город Лавиний, а потом были помещены в Риме во внутренней части храма Весты. Имена пенатов и их изображения хранились в тайне от непосвящённых, приближаться к ним могли только жрецы и весталки (Serv. Verg. Aen. III 12), что породило самые различные толкования сущности и происхождения пенатов. Считалось, что это деревянные или мраморные фигурки великих богов самофракийских мистерий, некогда полученные родоначальником троянцев Дарданом от Афины (вместе с палладием, также хранившимся в храме Весты). Для служения им Дардан создал коллегию салиев. Нигидий Фигул считал пенатами Аполлона и Нептуна, строившего стены Трои (Serv. Verg. Aen. I 379; VIII 285). Некоторые причисляли к пенатам Весту, поскольку полководцы, отправляясь в провинции, а магистраты, слагая свою должность, приносили им общую трапезу в Лавинии, другие — великих богов, от которых всё произошло (небо и земля), или Юпитера, Юнону, Минерву (как дающих людям тело, дыхание и разум) и Меркурия (как бога речи), которых соединил Тарквиний Древний, посвящённый в самофракийские мистерии. Этруски считали пенатами Цереру, Палес и Фортуну (Macrob. Sat. I 10, 16; III 4, 11; III 14, 6— 13; Serv. Verg. Aen. II 296; VIII 679). Отождествляли с пенатами Диоскуров, также почитавшихся на Самофракии и изображавшихся в общедоступном храме у Форума в виде двух вооружённых копьями сидящих юношей (Dion. Halic. I 68; Liv. XLV 16, 5). Согласно греческому историку 3 в. до н. э. Тимею, пенаты — два бронзовых кадуцея и троянский глиняный сосуд (Dion. Halic. I 67); перевезённые в Рим, они дважды возвращались в храм Лавиний и поразили молнией одну из двух спавших там девушек, которая не была целомудренной (Serv. Verg. Aen. III 12). В надписях пенаты упоминаются редко.
Пенаты, лары, маны: какими были домашние духи римлян?
“Родные пенаты” – эту фразу нам доводится слышать и сегодня, но её смысл зародился в далёкой древности. Да и сами пенаты, а также лары и маны, что были их “коллегами” являлись добрыми покровителями.
В мифологии Древнего Рима не только богиня Веста выступала в качестве хранительницы домашнего очага. Не менее важную роль играли домашние божества, о которых и пойдёт речь. У каждой из их групп были свои обязанности и функции, да и выглядели они по-разному. Кто же такие пенаты и маны? Сколько было лар и что они выполняли?
Пенаты – персональные боги
Не секрет, что мифология римлян была построена на заимствованиях из греческих легенд, которыми был впечатлён народ Древнего Рима. Тем не менее, домашние духи и божества являлись самобытными персонажами в мифах.
Наряду с богами, охранявшими семейный очаг и брачные узы, свои функции исполняли и пенаты. Я бы назвала их римскими “домовыми”. Пенаты охраняли дом и имущество, следили за порядком, оберегали скот от болезней, а членов семьи – от дурного глаза. Каждый хозяин мог выбрать себе пенатов.
Чтобы задобрить божеств, семьи изготавливали статую своих покровителей. Для этого использовали самый разный материал – глину, дерево, даже золото (в зависимости от материального состояния семейства).
Старинное изображение пенатов
О пенатах важно было позаботиться и при переезде. Римляне никогда не оставляли статуи своих домашних покровителей на старом месте. В новом доме важно было найти место для этих скульптур, после чего люди приступали к обустройству жилища. Считалось, что за такую заботу пенаты отплатят добром, одарят семью благополучием и достатком.
К пенатам часто причисляли знаменитых богов, ведь человек был вправе выбрать того покровителя, что был близок ему по духу. Например, у Нигидия Фигула пенатами были Аполлон и Нептун, нередко главными покровителями становились Юнона, Веста, Юпитер.
Чтобы доказать богам свою преданность, римляне регулярно совершали подношения к их изваяниям. Не только во время пиршеств, но и при самой обыденной трапезе следовало оставить часть пищи для пенатов, что оберегали дом и семью.
Пенаты и лары – древнеримские хранители семьи и дома
Маны – души предков
Не менее могущественными были и маны. В отличие от пенатов, они являлись не непосредственно божествами, а духами предков. Каждый род чтил своих прародителей, с которыми каждого члена семьи связывали прочные незримые узы.
Манам были посвящены два масштабных праздника года – паренталии и лемурии. Первый из них проводился в феврале. Римляне считали, что в дни паренталий следует вести себя скромно и благочестиво, ведь именно так можно задобрить умерших предков. Народ верил, что в дни празднования души возвращаются в мир живых, чтобы отведать подношения своих потомков на могилах.
Идея о единстве воскрешения и смерти, возвращения манов и ухода их обратно в свой мир прочно связана с римским календарём. В нём февраль был последним месяцем года, он отождествлялся с неопределённостью и хаосом, процессами отмирания и ожидания нового цикла жизни.
В дни лемурий, что проходили в мае, всё было несколько иначе. Тогда, согласно поверьям, маны приходили в дома своих потомков. Далеко не всегда души являлись с добрыми намерениями, а заблудший злой дух, лемур, мог принести горе всей семье.
Чтобы обезопасить себя и всех домочадцев от происков умерших, глава семейства набирал в рот чёрных бобов. Выплёвывая их девять раз, он произносил особую молитву-заклинание, где заявлял, что откупается от недобрых сил. Чтобы выпроводить манов, хозяин дома громко стучал по бронзовому сосуду. “маны отцов моих, подите прочь из моего жилища!” – приказывал он.
У Тита Ливия встречается описание одного из жутких ритуалов, что напрямую был связан с почитанием манов. Понимая, что его армия едва ли сможет устоять под натиском вражеских отрядов, консул Деций принимает страшное решение – принести себя в жертву.
Перед обрядом он взывает к богам, упоминая и манов, которым отдаёт свою жизнь и жизни своих врагов. В данном случае очень ярко заметен символизм смерти как “творения”. Благодаря жертве Деция его войска смогли одержать победу, что ниспослали великие маны.
Лары – прекрасные защитницы
О появлении лар в Древнем Риме рассказывали одну занимательную легенду. Согласно ей, Ларой звали красавицу, что имела лишь один недостаток – любила говорить. Болтунья однажды не смогла сдержаться и поведала Юноне о том, что Юпитер говорил одной и своих бесчисленных любовниц.
После этого царица богов устроила сцену ревности мужу, а тот, в свою очередь, решил наказать Лару. Бедная девушка лишилась языка, после чего должна была отправиться в Гадес. Провожатым стал Меркурий, который по дороге потерял голову от любви к красавице, что теперь стала совершенно неотразимой. Он отказался исполнить приказ Юпитера.
Узнав, что Лара отвечает ему взаимностью, Меркурий сделал её своей женой. В счастливом союзе родилось две прекрасных дочери, лары. Именно они и стали почитаться как хранители домашнего очага. Их изображения встречались во многих римских домах. Нередко у ног лар можно заметить лающую собаку. Это животное символизирует защиту и бдительность.
Своим покровителям римляне приносили щедрые дары
Если верховных римских божеств знает практически каждый, то о второстепенных божествах и духах рассказано совсем немного. На мой взгляд, не стоит обделять вниманием тех, кого римляне считали своими покровителями – пусть не в масштабах мира, но внутри родного дома. Пенаты, лары и маны немало значили для народа Древнего Рима, ведь семья – это истоки и суть жизни каждого человека.
Пенаты
Государственным культом Пенатов — как представителей общественного благополучия — ведал верховный жрец, приносивший им жертвы в храме Весты. Оба культа были взаимосвязаны; не только у латинов, но вообще у всех италиков каждый город имел свою Весту и своих Пенатов. В Элее находился храм Пенатов, по легенде, привезённых Энеем из Трои; его украшали статуи двух юношей с копьями.
Считается, что слово penates происходит от penus (кладовой), где хранились съестные припасы. Цицерон писал, что оно «произведено либо от penus — ведь так называют все, чем питаются люди, либо от того, что они обитают внутри (penitus), и по этой причине поэты называют их также Penetrales (Проникающие)». Фест указывал, что слово penus обозначает «скрытое место в храме Весты, окружённое занавесями». Различные мнения римских авторов о Пенатах приводятся в труде «Против язычников» Арнобия и в «Сатурналиях» Макробия. Некоторые из них предполагали, что «Пенаты являются теми богами, благодаря которым мы можем дышать, благодаря которым мы имеем тело, благодаря которым мы обладаем разумной душой».
В метафоричном значении «вернуться домой, к домашнему очагу, родному дому» используется выражение «вернуться к своим пенатам».
Существует мнение об ошибочности употребления предлога «в» в выражении «вернуться в пенаты», поскольку в языке заимствования слово penates означает «бога, истукана, идола». Также существует мнение о допустимости употребления предлога «в» в выражении «вернуться в пенаты», поскольку его значение употребляется в форме метафоры, наследуя склонения. Кроме того, значение «вернуться в пенаты» более аутентично этимологическому значению penates от penus «кладовая».
Пенаты и лары — духи-покровители дома
Пенаты и лары — духи-покровители дома
Дом со всеми его обитателями находился в ведении благоволивших людям духов — пенатов. Название их происходит от латинского слова penus, которое означает провизию или съестные припасы. Поэтому считается, что первоначально пенаты олицетворяли домашнюю житницу или кладовую.
Как покровители кладовых, пенаты ведали запасами дома и пользовались ими наряду с другими обитателями, участвуя в домашних трапезах. Во время трапезы за общим столом пенатам бросали в очаг кусочки пищи или ставили на стол фигурки пенатов, а перед ними солонку и глиняные мисочки с едой.
Явно прослеживается связь пенатов с домашним очагом, которая в принципе характерна для домашних божеств многих народов. Очаг был местом приготовления пищи, у очага собиралась вся семья — такая связь между пенатами и огнем неудивительна. Близ семейного очага, где постоянно поддерживался огонь, в сердце дома помещались и изображения пенатов. Их изготовляли из глины, камня или дерева и хранили в специальном закрытом шкафчике.
Домашние боги. Художник Дж. У. Уотерхаус
Благодаря связи пенатов с очагом их культ стоял близко к культу Весты и ее священного огня. В некотором роде Веста была ответственна за духовное благополучие семьи, а пенаты — за материальное. Они заботились о насущном хлебе семьи, охраняли каждого из ее членов.
Пенатам приносились благодарственные жертвы, когда в семье происходили радостные события, такие как свадьба или рождение ребенка. Если семья переезжала в другой дом, то пенатов забирали с собой и их первыми вносили в помещение.
С развитием римского государства возник культ и общественных пенатов. Одной из главных святынь Рима считались пенаты римского народа. Верили, что их перевез Эней из Трои в основанный им город Лавиний. Поэтому римские консулы приносили им жертвы, называя пенатами Лавиния. Эти пенаты помещались во внутренней части храма богини Весты и считались залогом нерушимости Рима. В торжественных клятвах к пенатам взывали наряду с обращением к Юпитеру.
И конечно, известная поговорка «вернуться в родные пенаты» звучала первоначально как «вернуться к родным пенатам», то есть к хранителям дома, его душе.
Заботы о семье пенаты разделяли с ларами. Однако лары в отличие от пенатов почитались и за пределами дома. Считалось, что лары охраняли хозяев и во время путешествий, на войне, на полевых работах. Верили также, что лары наказывают тех, кто в должной мере не чтит семейные отношения, в частности тех, кто слишком жестоко относится к рабам. Интересно, что римские рабы наряду со своими хозяевами почитали именно ларов, но не пенатов.
Культ ларов был сосредоточен на перекрестках. Ежегодно после окончания полевых работ, в декабре римляне отмечали посвященный ларам праздник Ларалии, или Компиталии. Он объединял всех, чьи владения сходились на одном перекрестке, и ларам соседи приносили совместную жертву. На перекрестках во время Компиталий главы семей развешивали шерстяных кукол и клубки шерсти, изображавшие соответственно свободных членов семьи и рабов. Есть мнение, что это были символы, замещающие человеческие жертвоприношения.
Пиршество на Компиталии было совместным для свободных и рабов. На этот народный праздник урожая было принято совершать нечто смешное и непристойное, и для этого участники Компиталий надевали маски из древесной коры, чтобы оставаться неузнанными, творя всяческие неподобающие поступки.
В городе улицы также имели своих покровителей-ларов, алтари которых ставились на перекрестках и украшались во время Компиталий.
Ларам приносили жертвы на все семейные праздники. Так, римская невеста брала с собой из родительского дома три медные монеты, одну оставляла на перекрестке, вторую приносила в дар ларам семьи, третью отдавала мужу.
Уличный алтарь. Художник Л. Альма-Тадема
Когда семья покидала дом, пенаты следовали за ней, но лары оставались в доме и оберегали его во время отсутствия хозяев. Изображения ларов хранились в особом шкафчике-ларарии у очага, по соседству с изображениями пенатов, и также изготавливались из камня или металла. Позднее их начали ставить при входе в дом или рядом со спальней.
Как и пенаты, существовали также общественные лары, хранители города и государства. В качестве таковых почитали близнецов Ромула и Рема, их кормилицу Акку Ларентию и других легендарных персонажей, которых чествовали на Компиталии.
Культ ларов и пенатов был в Риме чрезвычайно популярен и живуч: один из последних императорских указов, направленный против язычества в Риме — указ Феодосия от 392 го да, — запрещал именно семейные обряды, посвященные пенатам и ларам.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Масонские пенаты
Масонские пенаты Согласно благообразным книжкам о декабристском движении, будущие декабристы, едва вернувшись домой из зарубежных походов русской армии, немедленно приступили к созданию подпольных организаций, направленных на перенос западных достижений на нашу
Покровители евреев
Покровители евреев Тот самый Лайонел, который приложил массу усилий для того, чтобы привить «баронство» на английской ветви Семейства, мгновенно забывал о своем англосаксонском величии, как только речь заходила о вопросах религии. Во время праздника Суккот он
Глава IV Злые духи и небесные покровители
Глава IV Злые духи и небесные покровители
Роковая френология, или Рождение Лары Крофт, расхитительницы гробниц
Роковая френология, или Рождение Лары Крофт, расхитительницы гробниц Стремление к научным изысканиям порой принимает странные формы, то ли нелепые, то ли дикие, точно и не скажешь. Уж очень хочется человечеству найти простые ключи для всех сложных загадок.Во времена
Покровители сепаратизма
Покровители сепаратизма В борьбе за власть Троцкий стремился всячески ослабить СССР — вплоть до его раскола с передачей части территорий под контроль западных держав. Летом 1939 года он заявил: «Отделение Украины означало бы не ослабление связей с трудящимися
Покровители сепаратизма
Покровители сепаратизма В борьбе за власть Троцкий стремился всячески ослабить СССР — вплоть до его раскола с передачей части территорий под контроль западных держав. Летом 1939 года он заявил: «Отделение Украины означало бы не ослабление связей с трудящимися
«Мои пенаты»
«Мои пенаты» Итогом поэтического периода 1809–1811 гг. стало стихотворение «Мои пенаты». В нем Батюшков использовал мотивы стихотворений Грессе («Обитель») и Дюси («К богам пенатам»), но создал вполне оригинальное и новаторское произведение.Поэт погрузил читателя в
Глава IV Злые духи и небесные покровители
Глава IV Злые духи и небесные покровители
6.3. Покровители сектантов
6.3. Покровители сектантов 6.3.1. После 1991 года многие стали посещать церковь. Не мало среди посетителей стало бывших коммунистических чиновников, убежденно в свое время пропагандирующих атеизм. Один православный митрополит сказал по этому поводу: «Большинство верующих,
ПОКРОВИТЕЛИ МУЗ
ПОКРОВИТЕЛИ МУЗ Выше уже отмечалось, что Гитлер и Сталин одинаково подходили к литературе и искусству, для них они были средством воспитания, вернее, оглупления масс. Но они не отрицали развлечения за счет муз. Любопытно и тут проследить их сходство во вкусах. Больше всего
Покровители муз
Покровители муз Выше уже отмечалось, что Гитлер и Сталин одинаково подходили к литературе и искусству, для них они были средством воспитания, вернее, оглупления масс. Но они не отрицали развлечения за счет муз. Любопытно и тут проследить их сходство во вкусах. Больше всего
Последние римские покровители
Последние римские покровители Семьи Саккетти и Барберини были крупными негоциантами и флорентийскими банкирами. И те и другие были богаты — вернее, очень богаты. Нравы той эпохи позволяли некоторым выходцам из таких семей подниматься до высот кардинальского поста.
«Младенец» Павел I и его покровители
«Младенец» Павел I и его покровители Имперская политика Екатерины привела к переворачиванию отношений «мать — сын». Для того чтобы сохранить свой статус, Екатерина должна была перестать быть матерью. О сложности семейных отношений, о ненависти Павла к матери,
ПЕНАТЫ
Пенаты (рим.) — древнеримские божества-хранители. П. разделялись на домашних и государственных. Домашние П. считались хранителями дома, домашнего очага и запасов продовольствия; их обычно помещали около очага и приносили им жертвы во время семейных торжеств. Общественные П. охраняли благополучие римского народа и считались залогом непобедимости и целостности государства. По преданию, они были привезены Энеем из Трои в город Лавиний, а затем перенесены в Рим и помещены во внутреннюю часть храма Весты. В качестве П. использовали деревянные или мраморные фигурки великих богов (Юпитера, Весты, Меркурия, Юноны, Минервы и др.), а также предметы, считавшиеся священными.
Смотреть что такое ПЕНАТЫ в других словарях:
ПЕНАТЫ
(Penates) — y древних римлян боги домашнего продовольствия или кладовой (penus = съестные припасы). Они почитались у очага и близко стояли к культу Вес. смотреть
ПЕНАТЫ
IПена́ты у древних римлян боги — хранители и покровители домашнего очага, а затем и всего римского народа. Каждая семья имела обычно двух П., их. смотреть
ПЕНАТЫ
IПена́ты у древних римлян боги — хранители и покровители домашнего очага, а затем и всего римского народа. Каждая семья имела обычно двух П., их. смотреть
ПЕНАТЫ
ПЕНАТЫ
ПЕНАТЫ
пенаты мн. Домашний очаг, родной дом.
ПЕНАТЫ
пенаты мн. миф., поэт.Penates ♢ вернуться к своим пенатам — return to one‘s hearth and home
ПЕНАТЫ
ПЕНАТЫ
«ПЕНАТЫ», музей-усадьба И. Е. Репина в пос. Репино (быв. Куоккала), вблизи Ленинграда. Филиал Ленинградского н.-и. музея АХ СССР. В «П.» художник жил. смотреть
ПЕНАТЫ
ПЕНАТЫ, у древних римлян боги-хранители и покровители домашнего очага, а затем и всего римского народа. Каждая семья имела обычно двух П., их изображ. смотреть
ПЕНАТЫ
Пенаты (Penates) — y древних римлян боги домашнего продовольствия или кладовой (penus = съестные припасы). Они почитались у очага и близко стояли к культу Весты. Поскольку Веста была олицетворением духовного семейного начала, постольку П. олицетворяли собой материальную сторону семейной жизни. Они заботились о насущном хлебе для семьи, о том, чтобы домашний очаг доставлял семье обильную пищу, и потому тесно были связаны с семьей и почитались как dei Penates (лары не имели названия dei). Свои заботы о семье они разделяли с ларами (см.): участвовали во всех домашних огорчениях, радостях, несчастьях, покровительствовали всей семье и каждому ее члену в отдельности, особенно охраняли семейное спокойствие и довольство. Как боги питания, они почитались начатками пищи перед каждым приемом ее; перед их изображениями ставили солонки и тарелочки с небольшими дозами кушаний. Домашние П. (Penates familiares, privati, minores) сохраняли свое значение до последних времен язычества и даже перешли в область христианских религиозных представлений. Кроме частных П., были еще общественные (Penates publici, maiores), представители общественного благополучия, также стоявшие в связи с культом Весты. Каждый город имел свою Весту и своих П., не только у латинян, но вообще у всех италиков. Равным образом были П. у целых союзов: так, П. латинского союза имели святилище в городе Лавинии, куда сходились на поклонение им жители всех союзных городов. Каждый год консулы, преторы, диктаторы до вступления в должность и по сложении ее приносили здесь жертву перед изображениями П.; сюда приходили также для принесения жертв жрецы и военные начальники, отправлявшиеся в провинции. По преданию, П. Лавинии — те самые, которые были унесены Энеем из Трои. Храм П. существовал и в Риме; первое упоминание о нем относится к 167 г. до Р. Х. Колонии зажигали огонь своего общественного очага у очага своей метрополии и переносили с собой на новое поселение старых Пенатов. П. были чисто римскими божествами; на это указывает их отвлеченно-символический, безличный характер. Хотя у греков был культ гестий, соответствовавший культу Весты, но греческая мифология не создала божеств, подобных П. У греков были боги-покровители семьи, города, племени, но это были герои или личные боги, имевшие определенную физиономию. Число П. (как и ларов) на каждом очаге было два; они изображались в виде сидящих юношей с копьями в руках. Ср. Jer. M ü ller, «De diis Romanorum Laribus et Penatibus» (1811); Jaekel, «De diis domesticis priscorum Italorum» (Берлин, 1830); Klausen, «Aeneas und die Penaten»; Hertzberg, «De diis Romanorum patriis sive de Larum atque Penatium religione et cultu» (Галле, 1840). Н. О.
ПЕНАТЫ
ПЕНАТЫ
Пенаты(Penates). Древнелатинские божества, покровители дома и государства. Их изображения помещались в той части дома, которая считалась средоточием се. смотреть
ПЕНАТЫ
ПЕНАТЫ
внутр., потайная часть жилища, храма; в рим. миф. — божества-хранители. П. — фамильные или «отеческие» хранители дома и прежде всего запасов п. смотреть
ПЕНАТЫ
Пенаты (Репино, Приморское шоссе, 411), музей-усадьба И. Е. Репина (с 1939), филиал научно-исследовательского музея АХ СССР. Расположен вбли. смотреть
ПЕНАТЫ
внутр., потайная часть жилища, храма; в рим. миф. — божества-хранители. П. — фамильные или «отеческие» хранители дома и прежде всего запасов продовольствия; впослед. П. назывались все почитавш. фамилией боги дома, домаш. очага. Как и лары, с к-рыми П. иногда отожд., были символом родного дома и домаш. очага. П. госуд., П. рим. народа считались одной из гл. святынь Рима, залогом его непобедимости и вечности. В торжеств. клятвах П. призывались вместе с Юпитером. Считалось, что они были привезены Энеем из Трои сначала в г. Лавиний, а потом были помещены в Риме во внутр. части храма Весты. Имена П. и их изображ. хранились в тайне от непосвящен., приближаться к ним могли только жрецы и весталки, что породило самые различ. толкования сущности и происхожд. П. Считалось, что это дерев. или мраморные фигурки великих богов самофракийских мистерий, некогда получен. родонач. троянцев Дарданом от Афины (вместе с палладием, также хранивш. в храме Весты). Для служения им Дардан создал коллегию салиев. Нигидий Фигул считал П. Аполлона и Нептуна, строивш. стены Трои. Нек-рые причисляли к П. Весту, поскольку полководцы, отправл. в провинции и магистраты, слагая свою должность, приносили им общую трапезу в Лавинии, другие — великих богов, от к-рых все произошло (небо и земля), или Юпитера, Юнону, Минерву (как дающих людям тело, дыхание и разум) и Меркурия (как бога речи), к-рых соед. Тарквиний Древний, посвящ. в самофракийские мистерии. Этруски считали П. Цереру, Палес и Фортуну. Отожд. с П. Диоскуров, также почитавш. на Самофракии и изображ. в общедоступном храме у Форума в виде двух вооруж. копьями сидящих юношей. Согл. греч. историку 3 в. до н.э. Тимею, П. — два бронзовых кадуцея и троянский глиняный сосуд; перевезен. в Рим, они дважды возвращ. в храм Лавиний и поразили молнией одну из двух спавших там девушек, к-рая не была целомудр. В надписях П. упомин. редко. смотреть
ПЕНАТЫ
ПЕНАТЫ
ПЕНАТЫ
• Penātes, домашние божества римлян, которые охраняли единство и целость семьи. Слово это стоит в связи с penus, penitus, penetralia — слова. смотреть
ПЕНАТЫ
Пенаты — домашніе боги. Ср. Къ диффаматору ворвались въ квартиру, и онъ, въ виду домашнихъ пенатовъ, подвергнутъ былъ исправительному наказанію. Салт. смотреть
ПЕНАТЫ
домашние боги Ср. К диффаматору ворвались в квартиру, и он в виду домашних пенатов подвергнут был исправительному наказанию. Салтыков. Мелочи жизни. Ч. смотреть
ПЕНАТЫ
(лат. (di) penates), домашние боги, существующие только во множеств., иногда в двойств, числе, боги penus’a (домашних припасов, кладовой), кото. смотреть
ПЕНАТЫ
Пенаты у римлян боги-хранители, покровители домашнего очага, семьи, затем всего римского народа. Перен. – домашний очаг, родной дом. Большой толков. смотреть
ПЕНАТЫ
Пенаты — в мифах древних римлян боги-хранители, покровители домашнего очага, семьи, дома, запасов продовольствия. Как и лары, с которыми пенатов иногда отождествляли, они были символом родного дома. Пенаты римского народа считались одной из главных святынь Рима, залогом его непобедимости и вечности. В торжественных клятвах их призывали вместе с Юпитером. Считалось, что они были привезены Энеем из Трои и помещены в Риме во внутренней части храма богини Весты.
Синонимы:
ПЕНАТЫ
ПЕНАТЫ
-ов, мн. устар. Родной дом, домашний очаг.Вернуться к родным пенатам. □ Сипягин раза два с достоинством повертел головою, как бы осматривая свои пенат. смотреть
ПЕНАТЫ
ПЕНАТЫ
ПЕНАТЫ
мн. миф., поэт. pénates m plвозвратиться к (своим) пенатам — regagner ses pénatesСинонимы: бог, дом, домашний очаг, дух, кров, очаг, пепелище, покров. смотреть
ПЕНАТЫ
пенаты сущ.мн.муж.неод. (3)им.О Лары и Пенаты!Студ. 2.11.вин.и нахожу у себя чужих пенатов, каверинских.Пс5.твор.я не расстался с домашними пенатами, ч. смотреть
ПЕНАТЫ
крыл. сл. Пенаты — у древних римлян боги — покровители домашнего очага. Переносно, в образной и поэтической речи, — родной дом:Своим пенатам возвращен. смотреть
ПЕНАТЫ
Вернуться (возвратиться) к своим (родным) Пенатам (в родные Пенаты). Книжн. Вернуться в родной дом. /em> Пенаты – в античной мифологии – домашние духи. смотреть
ПЕНАТЫ
ПЕНАТЫ
мн. миф., поэт. pénates m pl возвратиться к (своим) пенатам — regagner ses pénates
ПЕНАТЫ
древнелатинские божества, покровители дома и государства. Их изображения помещались в той части дома, которая считалась средоточием семьи, близ очага, в котором постоянно горел огонь. К пенатам относили всех божеств, покровительствующих дому: Ларов, Весту, Юпитера и т. д. Государственные пенаты находились внутри храма Весты. смотреть
ПЕНАТЫ
Римские домашние боги, которые находятся в самом доме (в кладовой, около очага), охраняют домашний очаг, поэтому в переносном смысле «пенаты» – это жилье. Считалось, что Эней вынес пенаты из горящей Трои и привез с собой в Италию. В государственном культе пенаты почитались как покровители римского народа в храме Вести. смотреть
ПЕНАТЫ
ПЕНАТЫ
ПЕНАТЫ
мн., Р. пена/тов Синонимы: бог, дом, домашний очаг, дух, кров, очаг, пепелище, покровитель, родное пепелище, родной кров, родной очаг, семейный очаг. смотреть
ПЕНАТЫ
ПЕНАТЫ
мн. ист., поэт.penates m plвернуться к своим пенатам — volver a sus penates
ПЕНАТЫ
ПЕНАТЫ
мн. высок. penati m pl вернуться к своим пенатам — tornare a patri lari; tornare ai propri penati Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: бог, дом, домашний очаг, дух, кров, очаг, пепелище, покровитель, родное пепелище, родной кров, родной очаг, семейный очаг, хранитель. смотреть
ПЕНАТЫ
«ПЕНАТЫ», музей-усадьба художника И. Е. Репина в пос. Репино (б. Куоккала), близ Санкт-Петербурга. В «Пенатах», где Репин жил в 1899-1930, дом, парк с могилой художника, парковые постройки. Музей открыт в 1940 (сгорел в 1944), восстановлен и вновь открыт в 1962.
ПЕНАТЫ
: к домашним (к родным, своим) пенатам öz doğma yurduna, öz evlərinə; вернуться к пенатам (к родным пенатам или к своим пенатам) köhn. öz evinə qayıtmaq, öz ana yurduna qayıtmaq (qədim romalılarda ailə hamisi olan allahların — penatların adından götürülmüş ifadədir). смотреть
ПЕНАТЫ
ПЕНАТЫ
ПЕНАТЫ
духи и божества, хранители семейного и обществ. благополучия в религии др. римлян. Семейные П. охраняли дом, содействовали материальному достатку семьи и продолжению рода. Обществ. П. охраняли устои гос-ва и процветание народа. Главной из них считалась Веста. смотреть
ПЕНАТЫ
ПЕНАТЫ
ПЕНАТЫ
ПЕНАТЫ
ПЕНАТЫ
Ударение в слове: пен`атыУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: пен`аты
ПЕНАТЫ
у римлян — боги-хранители, покровители домашнего очага, семьи, затем — всего римского народа. В переносном значении — домашний очаг, родной дом. Отсюда выражение «вернуться в родные пенаты». смотреть
ПЕНАТЫ
ПЕНАТЫ
ПЕНАТЫ
ПЕНАТЫ
Возвратиться к своим (к родным) пенатам.[По]вернутися до своїх (до рідних) пенатів; [по]вернутися до своєї (до рідної) оселі (хати, домівки); [по]верну. смотреть
ПЕНАТЫ
ПЕНАТЫ
ПЕНАТЫ
ПЕНАТЫ
пенаты дух, покровитель, пепелище, дом, родной кров, семейный очаг, родное пепелище, родной очаг, домашний очаг, хранитель, очаг, кров
ПЕНАТЫ
пенаты пена́тымн. «домашние божества», поэт. (Жуковский). Через нем. Реnаtеn или франц. рénаtеs (мн.) из лат. реnātеs.
ПЕНАТЫ
1. isamaja2. kodukolle3. penaadid
ПЕНАТЫ
пенаты = мн. миф., поэт. Penates; вернуться к своим пенатам е return to one`s hearth and home.
ПЕНАТЫ
мн. «домашние божества», поэт. (Жуковский). Через нем. Реnаtеn или франц. рenаtеs (мн.) из лат. реnatеs.
ПЕНАТЫ
уст. пенаты, ед. нетвернуться к своим пенатам уст. — вярнуцца да сваіх пенатаў