Кто такие передвижники художники кратко и понятно
Художники-передвижники внесли огромную лепту в развитие русского и мирового искусства, создав совершенно новую эстетическую шкалу и расширив сюжетный круг станковой живописи. Смело экспериментируя в технике и композиции, эти творцы новой формации обратились к социальным вопросам, транслируя через искусство свою точку зрения, а также настроение общества. Немалая заслуга передвижников лежит и в русле художественно-просветительской работы.
Но отчего же этих живописцев именуют «передвижниками» и куда они двигались-то? Попробуем разобраться.
От бунта к разъездам
История передвижников или Товарищества передвижных художественных выставок началась со смелого бунта – 9 ноября 1863 года. 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств отказались участвовать в конкурсе на большую золотую медаль, который предусматривал пенсионерскую поездку в Европу. Живописцы не захотели выполнять задание на предложенный сюжет (Пир в Валгалле), требуя творческую свободу в выборе темы, в соответствии «с личными наклонностями художника».
14 бунтарей
Принципы и цели
Возглавил товарищество И. Крамской, вместе с другими членами объединения он подготовил устав, который был утверждён министром внутренних дел А. Тимашевым. Согласно уставу, цели у передвижников (как их стали упрощённо называть уже в очень скором времени) были благие, направленные на пользу общества, и самим себе:
Ведущим направлением был реализм, причём во многом этот реализм носил обличительный и драматизированный характер. Авторы в своих работах стремились поднять острые социальные проблемы – классовое неравенство, несправедливость, нищета и т.д.
В конечном счёте, свобода, провозглашённая когда-то 14 бунтарями, потихоньку опять стала сходить на нет – не все хотели кричать о проблемах. Не привечало Товарищество и тех, кто увлекался европейским импрессионизмом, легковесными сюжетами, и тех, кто хотел покорять зарубежную публику, предлагая свои работы к конкурсам или выставкам заграницей. Достаточно вспомнить негативную реакцию передвижников на работу И. Репина «Какой простор» или на картины К. Маковского, написанные для зарубежных салонов.
В своё время в рядах передвижников побывали: И. Крамской, И. Репин, К. Маковский, Н. Богданов-Бельский, А. Архипов, В. Серов, В. Васнецов, И. Левитан, В. Поленов, А. Куинджи, А. Саврасов, И. Шишкин и многие другие.
Кто-то покинул ряды объединения достаточно быстро, как Маковский, избирая для себя другие ориентиры, кто-то посвятил Товариществу всю жизнь, как Крамской.
За годы своего существования независимое художественное объединение организовало 47 выставок. Помимо основных выставок всегда шла организация параллельных выставок для городов, которые не смогли попасть в основной список. Таким образом, география, охваченная передвижниками, была более чем внушительная.
Передвигаясь от одного города к другому, эти выставки несли культуру в массы в самом прямом смысле слова, что сказалось на воспитании общества, явилось мощным толчком для развития меценатства, а также нередко становилось платформой для воспитания новых творцов-живописцев, которые вознесли русское искусство на самый высокий уровень.
Художники-передвижники
Художники-передвижники объединились в товарищество в конце XIX века – изначально это было профессиональное объединение российских художников, которое родилось как протест против академизма, царившего в Императорской Академии художников.
В конце XIX века 14-ти самым талантливым художникам-выпускникам императорской Академии художеств предстояло пройти традиционное финальное испытание – конкурс на заданную тематику. Темой выпускной работы был сюжет из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле». Но выпускники не хотели писать скандинавских воинов, жующих мясо, они хотели увековечить на своих полотнах силу духа русского народа и русскую историю.
Выпускники подали в Совет Академии прошение о том, чтобы им дали возможность выбрать тему выпускной работы на свое усмотрение. Полученный отказ только раззадорил молодых художников, и, чтобы доказать обществу свою свободу и широту взглядов, они объединились и учредили «Санкт-Петербургскую артель художников». Это событие назвали «Бунтом четырнадцати».
В 1879 году Артель получила название «Товарищество передвижных художественных выставок», сокращенно – ТПХВ. Творчество участников было современным, живым и оно стало настоящим вызовом традиционной и каноничной живописи Академии Художеств. Эта свежая струя была очень нужна обществу и искусству – под влиянием товарищества передвижных художественных выставок живопись стала ближе к простым людям, она приобрела широкую популярность и стала более понятной не только узкому кругу посвященных.
Художники-передвижники остро чувствовали социальную подоплеку – сюжеты картин были пронизаны бытовыми реалиями простых людей, острыми проблемами общества. В своих работах молодые реалисты стремились изобразить истинную жизнь угнетенных и постоянно терпящих лишения крестьян, находящихся под властью богачей и помещиков. Художники-передвижники хотели запечатлеть знаменитых современников, внесших вклад в развитие искусств и воссоздать портреты героического прошлого родной страны. Жанры были разными, под стать сюжетам, не только злободневно-бытовыми, но это были и портреты, и пейзажи, и исторические сюжеты.
Первая большая выставка Товарищества художников-передвижников была организована в 1871 году, а время расцвета Товарищества передвижных художественных выставок пришлось на 80-е годы XIX века. В разные годы состав участников менялся, но значительная часть из них внесла поистине неоценимый вклад в искусство.
Мясоедов Григорий Григорьевич (1834-1911 гг.)
Художник Мясоедов Григорий Григорьевич родился в селе Паньково Орловской губернии и с раннего детства проявлял интерес к живописи, причем это увлечение активно поддерживал его отец. Азы живописи и рисования Мясоедову преподавал И.А. Волков. В Орловской гимназии будущий «бунтарь» получил свое первое образование, затем, в 1953 году он поступил Академию художеств, откуда и начался его творческий путь.
Историческая тематика, бытовой жанр, пейзажи – именно эти направления были близки Мясоедову и принесли ему славу. Художник был одним из основателей Товарищества художников-передвжников и внес большой вклад в его развитие, т.к. обладал не только талантом, но и потенциалом организатора.
Г. Мясоедов. Поздравление молодых в доме помещика. 1861 г.
Г. Мясоедов. Самосожжение. 1884 г.
Кто такие передвижники и почему они так важны для русской живописи
Илья Репин. Бурлаки на Волге. 1872—1873
Государственный Русский музей
Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) было зарегистрировано в 1870 году и просуществовало до 1923 года. Оно стало первым независимым выставочным объединением русских художников. Первая выставка прошла в 1871 году – в ней приняли участие 16 авторов. Всего же за время существования товарищества было проведено 48 выставок, прошедших не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других городах Российской империи.
Одной из главных причин создания товарищества было стремление обрести финансовую независимость от Академии Художеств, фактически имевшую монополию на продажу картин со своих выставок. Финансовая независимость в свою очередь давала художникам право не только получать доход «без посредника», но и самим определять темы своих картин.
Российская Академия Художеств в XIX веке представляла собой консервативный институт, в приоритетах которого стояли мифологические, библейские и исторические сюжеты. Молодые художники хотели писать картины на темы из современной жизни, предпочитая мифам и легендам «реализм».
Иван Крамской. Девушка с кошкой. Портрет дочери. 1882
Государственная Третьяковская галерея
Предшественниками передвижников были художники Санкт-Петербургской Артели художников. В 1863 году 14 студентов Академии Художеств предъявили прошение самостоятельно определять темы своих дипломных работ, которое было не принято администрацией. После чего художники отказались держать конкурс на золотую медаль и покинули стены Академии.
«Бунтовщики» под предводительством Ивана Крамского организовали художественную Артель по типу коммуны. Члены товарищества унаследовали от артельщиков курс на самостоятельность и политику конфронтации с Академией Художеств.
Григорий Мясоедов. Страдная пора. Косцы. 1887
Государственный Русский музей
Инициатива образования нового объединения принадлежала Григорию Мясоедову. Костяк товарищества образовали успешные и уже известные художники – академики Академии Художеств, среди которых был Василий Перов, Алексей Саврасов, Иван Крамской, Иван Шишкин, а также профессора – Николай Ге, Михаил Клодт и Константин Маковский.
Со временем ряды передвижников значительно выросли, в товарищество вступили Василий Суриков, Архип Куинджи, Валентин Серов, Илья Репин, Исаак Левитан, Василий Поленов. За время существования группы количество членов объединения перевалило за 100 человек.
Василий Перов. Тройка (Ученики мастеровые везут воду). 1866
Государственная Третьяковская галерея
Идеологом объединения выступил художественный критик Владимир Стасов. В 1882 году он заявил, что основными принципами группы являются «национальность и реализм». Стасов страстно боролся с провинциальным, подражательным характером русского искусства первой половины XIX века и мечтал, чтобы оно занимало достойное место в одном ряду с европейским.
Фактически Стасов сформулировал идеологическую платформу новой школы русского искусства, призывая художников обратиться к сюжетам из современной русской жизни, часто содержащим социальную критику.
Константин Маковский. Дети, бегущие от грозы. 1872
Государственная Третьяковская галерея
Просвещение также было одной из главных целей, которые преследовали передвижники. Выставки товарищества знакомили столичную и провинциальную публику с новейшими течениями в искусстве.
Как писал художник Николай Ярошенко, передвижники мечтали «вывести искусство из тех замкнутых теремов, в которых оно было достоянием немногих, и сделать его достоянием всех». Одним из правил выставок передвижников, которое не в последнюю очередь обеспечило их успех, было требование выставлять только новые картины, ранее нигде не выставлявшиеся.
Василий Поленов. Московский дворик. 1878
Государственная Третьяковская галерея
Фактически передвижники образовали первое частное художественное коммерческое предприятие, независимое от государственной опеки. Доход художников определялся по результатам выставок-продаж, проведенных в разных городах. Художники значительно расширили рынок сбыта своих работ за счет провинциальных городов. Немалую часть дохода составляла и продажа входных билетов на выставки. Каждый художник отчислял 5 процентов с продаж своих работ в общий фонд Товарищества, откуда брали средства для устройства выставок.
Иван Шишкин. Рожь. 1878
Государственная Третьяковская галерея
Коллекционер и меценат Павел Третьяков поддерживал товарищество не только покупая картины с передвижных выставок для своей галереи, но и делая художникам заказы. На выставках передвижников впервые были показаны такие знаковые для русского искусства произведения, как «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, «Московский дворик» Василия Поленова, «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» Василия Сурикова, «Березовая роща» Архипа Куинджи, «Кочегар» Николая Ярошенко, «Рожь» Ивана Шишкина.
Василий Суриков. Боярыня Морозова. 1884-1887
Государственная Третьяковская галерея
Илья Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1883—1885
/Государственная Третьяковская галерея
Товарищество перестало существовать в 1923 году. На протяжении своего существования в объединении были нередки конфликты между его членами. Илья Репин, который дважды покидал группу, и вновь возвращался в ее состав, обвинял товарищей в бюрократизме. Из товарищества вышли Николай Ге, Архип Куинджи, Виктор Васнецов. В 1901 году товарищество покинули 11 членов, среди которых были Валентин Серов, Михаил Нестеров, Александр Васнецов.
Правление товарищества со временем начало вести консервативную политику, не слишком поощряя привлечение молодых художников, многие корифеи товарищества уже сошли с художественной сцены, что в конце концов привело к тому, что деятельность объединения угасла.
Бунтари от живописи! Художники-передвижники: кто они, кто входил?
О т легенд и мифов — к повседневным образам, будь то крестьяне, среднерусский пейзаж или выдающиеся люди страны. Реализм против академизма. Вдохновленные идеями народничества и уставшие от рамок Академии художеств, живописцы в конце ХIХ века объединились в творческое сообщество и поехали со своими картинами по стране. Вспомним историю художников-передвижников вместе с Натальей Летниковой.
Живописный бунт. Четырнадцать лучших выпускников Императорской Академии художеств предпочли Большой золотой медали свободу творчества. Отказались писать картину на германо-скандинавский сюжет про пир в Валгалле, посчитав предложенную тему слишком далекой от реальности. Бунтари попросили свободную тему. Получив отказ, покинули аудиторию, чем сорвали конкурс к 100-летию Академии. Художники направили прошение выдать дипломы, соответствующие уже полученным медалям.
«Артель художников». В 1863 году молодые живописцы под предводительством Ивана Крамского создали первое в истории русского искусства творческое объединение. Главной идеей провозгласили реализм и социальную направленность. Вместо театральности и мифологии. Вела общее хозяйство в доме на Васильевском острове супруга Крамского Софья Прохорова.
Артельщики принимали заказы, давали уроки рисования, по четвергам обсуждали проблемы современного искусства. Подорвал идею «коммуны» финансовый вопрос и возобновление некоторых артельщиков сотрудничества с Академией. Возмущенный Крамской покинул Артель, и сообщество пришло в упадок.
Художники-передвижники. Через семь лет после образования Артели на смену пришло «Товарищество передвижных художественных выставок». Вдохновленные идеей народничества, объединились московские и петербургские живописцы и взялись за просветительскую работу и организацию выставок. Передвижники противопоставляли свое творчество академизму. Горячо приветствовал вольное содружество в русском искусстве знаменитый критик Владимир Стасов. «Очень замечательным для русского искусства явлением» назвал начинание передвижников Михаил Салтыков-Щедрин.
Крамской и лучшие из лучших. Василий Перов, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Илья Репин, Николай Ге, Василий Поленов, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Василий Суриков, Архип Куинджи, Исаак Левитан, Владимир и Константин Маковские, Валентин Серов… Портретисты, представители бытового и классического жанра, мастера тихих пейзажей и историки от живописи, театральные художники и художники-монументалисты. Передвижники — цвет русского изобразительного искусства конца ХIХ века.
Устав — на благо народа. Организация передвижных художественных выставок во всех городах империи стала главной задачей сообщества. Устав сообщества был утвержден в 1870 году. Передвижники отправились со своими работами и представлениями о живописи «в народ». Художники хотели познакомить жителей провинции с современным русским искусством, а заодно и продать свои картины. Таким образом картины покинули Петербург, стены Академии художеств и вышли за рамки галерей.
Первая выставка. «Выставка поразительна не по одному только прекрасному своему намерению — она тоже поразительна и по прекрасному осуществлению его… Это люди с таким же талантом, как и прежде, но только голова у них другая», — писал Владимир Стасов. В 1871 году выставка открылась в Петербурге и за два месяца побывала в Москве, Киеве и Харькове. Уже до начала работы экспозиции была куплена половина из 46 картин и рисунков. Вернисаж имел не только общественный резонанс, но и финансовый успех. Доселе живописцам неведомый.
Художественный кооператив. Демократическое решение насущных вопросов голосованием и общий бюджет — главные организаторские принципы передвижников. Уже после первой выставки четыре тысячи рублей поделили между участниками товарищества. Неслыханное дело. До этого доходы от выставок Академии художеств, которые в год едва достигали пяти тысяч рублей, шли в госказну. Сами же художники вознаграждения не получали. А по уставу передвижников лишь 5% от стоимости картины и деньги за билеты шли в общую кассу. Остальное — гонорары.
Выставочные круизы. «Народные выставки» объехали немало городов. «Для развития любви к искусству в обществе». Ярославль, Тула, Саратов, Воронеж, Рига, Кишинев, Казань, Одесса, Киев… Всего за время существования сообщества передвижников художники организовали около полусотни выставок. Не проданные на основных вернисажах картины отправлялись далее — в поездку по стране. Лишь первая параллельная выставка побывала в 12 городах России. Так художники обретали известность в отдаленных уголках и финансовое благополучие.
Конфликт поколений. Члены товарищества — маститые, заслуженные отцы-основатели и начинающие художники — экспоненты. К примеру, в числе последних был и автор знаменитой картины «Апофеоз войны» Василий Верещагин. Больше половины участников передвижных выставок приходилось именно на экспонентов. Но права голоса они не имели, и стать кандидатом в члены Товарищества было непросто. Также им разрешалось выставляться только с сообществом. Строгие правила лишали объединение «свежей крови», и к 1923 году Товарищество передвижников прекратило свое существование.
Картины с выставки. «Тесный кружок лучших художников и хороших людей, трудолюбие да полнейшая свобода и независимость — вот это благодать!» — писал Павел Третьяков Крамскому. Павел Михайлович поддерживал творческое объединение, и тому подтверждение — полотна художников-передвижников в коллекции знаменитого мецената. К примеру, открытие первой выставки — картину Алексея Саврасова «Грачи прилетели» — коллекционер купил здесь же. «Продано» значилось и на картине Николая Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», и на множестве других полотен, которые теперь составляют значительную часть коллекции Третьяковки.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Художники-передвижники 1 136 слов Раздел в процессе наполнения и корректировки
Художественное движение «Странники», формально известное как Общество передвижных художественных выставок (и менее формально – «Передвижники»), было образовано в 1863 году членами Санкт-Петербургской Академии художеств, в их числе: Иван Крамской (1837-1887) и (позже) Илья Репин (1844-1930). Передвижники – важная группа в дореволюционном русском искусстве, ассоциация прогрессивных социально и политически настроенных русских художников, которые предшествовали импрессионизму на десятилетие и творчество которых, главным образом, было связано с сельской пейзажной живописью, ездили по живописным местам в сельской местности, и переносили на свои холсты то, что они видели, чтобы повысить осведомленность о сельской жизни за пределами города. Их цель состояла в том, чтобы изобразить сильные и слабые стороны страны в ласковой, национальной, но реалистичной манере. Участники этого движения создали широкий спектр пейзажей, портретов и жанровых картин, которые затем представляли на выставках по всей России. Будучи нетрадиционными, передвижники оказали глубокое и всестороннее влияние на русскую живопись.
Третьяковская коллекция
Художники получали разнообразную поддержку со стороны других русских художников, а также искусствоведа Владимира Стасова, который продвигал их живопись и художественную программу. Художник-коллекционер Павел Третьяков приобрел множество их лучших работ, которые впоследствии легли в основу Третьяковской галереи, открывшейся в Москве в 1892 году.
Помимо Репина и Крамского, в число известных странствующих художников входили портретисты Николай Ге (1831–1894), Василий Петров (1834–1882), Николай Ярошенко (1846–1898), исторический художник Василий Суриков (1848-1916). Тем не менее, пейзажные и сельские жанровые картины были основной частью творческой программы. Среди пейзажистов: Федор Васильев (1850–1873), Иван Шишкин (1832-98) по прозвищу «Царь леса» – рассмотрите его великолепную Дубовую рощу (1887, Музей русского искусства, Киев), яркие художники-пейзажисты Архип Куинджи (1842–1910) и Николай Дубовской (1859–1918) и эксперт по свету и цвету Исаак Левитан (1860-1900) – см. его Тихую обитель (1890, Третьяковская галерея).
Культура этой художественной группы использовалась Лениным и другими большевистскими агитаторами, чтобы стимулировать поддержку их радикальных идей. Однако, после прихода к власти, Ленин заменил их новой Ассоциацией художников революционной России (AARR), которая стала популярной среди традиционных художников, восставших против европейских абстрактных движений, вдохновленных кубизмом и сюрреалистами в начале двадцатого века.
Позже, ассоциация AARR легла в основу русских социалистических и реалистических художественных движений 1930-х годов, которые десятилетиями доминировали в советском изобразительном искусстве.
Илья Репин
История движения началась в 1863 году. Причиной тому стал скандал, произошедший в художественной императорской академии. Участие в бунте приняли выпускники, считающиеся лучшими, – всего 14 человек. Впоследствии они создали объединение, проповедующее современное искусство. Их идеями прониклись другие живописцы. Так появилось легендарное товарищество передвижников, просуществовавшее до 1923 года.
Как образовалось объединение
В знаменательный день (9 ноября) в Академии был запланирован конкурс, посвященный её столетнему юбилею. Предполагалось, что конкурсанты, имеющие малую золотую медаль, предоставят картины, написанные по тематике «Пир в Валгалле». Но молодым людям германо-скандинавский сюжет показался неприемлемым. Художники посчитали его несовременным, далеким от реалий. Под руководством Ивана Крамского академисты поочередно покинули учебное заведение.
Юбилейное конкурсное мероприятие оказалось сорванным. Сторонники реализма и острой социальной направленности в живописи объединились в независимое содружество, которое получила название «Артель художников». Оно просуществовало недолго, но дало толчок к появлению товарищества, организовывавшего передвижные выставки. Его участников именовали передвижниками.
Чем занималась «Артель»
Творческое объединение стало действительно уникальным в истории русского искусства. Оно функционировало независимо от академии. Участники пропагандировали реализм, предпочитали в работах социальную направленность, отрицали значимость мифологии, наигранности. Художники, устроившие бунт, отказавшиеся от большой золотой медали ради идеи, имели общее хозяйство. Оно находилось в одном из домов Василеостровского острова. Управлялась с ним жена Крамского. Сами артельщики рисовали на заказ, проводили уроки для желающих, каждый четверг устраивали собрания, где обсуждались проблемы, имеющиеся в области современного искусства.
Вскоре существование «коммуны» прекратилось из-за финансовых разногласий. Некоторые художники пожелали возобновить сотрудничество с Академией. Это возмутило Крамского настолько, что он покинул Артель. Постепенно её хозяйство превратилось в убыточное. Спустя семь лет со дня создания последней появилось новое объединение. Живописцы из Москвы и Петербурга вдохновились идеей народничества. Главной задачей «Товарищества передвижных художественных выставок» стала просветительская работа. Члены объединения устраивали выставки, посещая с ними разные города. Они противопоставляли собственное творчество приевшемуся академизму.
Кто они – лучшие из лучших
Василий Перов – художник, известный как «певец скорби». Персонажи большинства его картин – обычные крестьяне, изображенные голодными, замученными, замерзшими, горюющими за умершими родными. Рисовал он и портреты, и исторические сюжеты.
Алексей Саврасов – надежда русского искусства. Именно так называли его в кругах петербуржской интеллигенции. Он писал подлинную природу, характерную для средней полосы, объединяя в полотнах два стиля – романтизм, реализм.
Иван Шишкин – царь леса, воспевавший величественную красоту природы, научившийся очень тонко передавать на холст цветовую гамму.
Илья Репин, известный жанровыми и историческими полотнами. Некоторые его работы стали классикой русского художественного искусства. Есть в коллекции мастера портреты.
Николай Ге – математик, ставший живописцем. Его лучшая работа в реалистичном стиле – «Тайная Вечеря».
Василий Поленов писал красивые пейзажи, используя необычные яркие, сочные краски, мечтавший полностью воссоздать земную жизнь Христа на холсте.
Братья Васнецовы – художники, влюбленные в родные края. Виктор предпочитал бытовую и историческую живопись, рисовал иллюстрации к книгам и эскизы к архитектурным постройкам, расписал множество храмов. Аполлинарий писал этюды неба, пейзажи разных уголков России.
Василий Суриков – мастер исторических полотен. Живописец уделял особое внимание персонажам своих картин, прорабатывал не только черты лица, но жесты, и наряды.
Архип Куинджи – непризнанный художник. Поступив в Академию только с третьей попытки, он сумел стать одним из лучших в своей эпохе. Его работы покупались коллекционерами и императорской семьей. В арсенале живописца есть несколько мрачных полотен, полностью отражающих основные принципы передвижников.
Исаак Левитан писал пейзажи под настроение. Он создал множество картин, отображающих природу Крыма, Волги, Парижа.
Братья Маковские. Владимир писал картины, рисунки, жанровые сцены. Константин был одним из самых дорогих портретистов. На многих его полотнах встречается также бытовые жанровые сцены.
Валентин Серов – портретист и иллюстратор. Художник написал много пейзажей, в том числе смешанных с портретным рисунком или интерьером.
Задачи сообщества
Основное направление деятельности сообщества художников-передвижников – организация выставок картин, на которых показаны реалии современной жизни без прикрас.
Товарищество составило собственный устав, официально утвержденный в 1870 году. Согласно последнему, его участники могли устраивать выставки в любом городе Империи для ознакомления с творчеством жителей провинциальных поселений, развития любви к художественному искусству со стороны обычных граждан, облегчения продажи работ. Описывались в уставе правила управления, требования к новичкам, прочие детали.
Выставки
Длительность самой первой выставки составила почти 60 дней. Она стартовала в конце ноября 1871 года. В процессе её проведения полотна побывали в Петербурге. Затем отправились в Москву, Киев и Харькове. Среди них числились работы Шишкина, Перова, Крамского, Клодта, Саврасова, Мясоедова. Мероприятие вызвало настоящий резонанс в обществе.
Примечательным стало то, что доход от выставки был поделен честно на всех её участников, чего ранее не случалось в Академии. До этого художники не имели высоких доходов, так как средства передавались в императорскую казну. В кассу товарищества каждый член объединения отдавал всего 5%. Также сюда шли деньги, собранные за вход на выставки.
Вступая в ряды движения, творческие люди получали возможность обрести всероссийскую славу. После этого их картины не пылились по музеям и галереям. Между товариществом и Академией велось серьёзное противостояние. Прекратить его пытался Третьяков. В то же время он оказывал передвижникам материальную помощь и моральную поддержку.
За годы существования товарищества было организовано не менее полусотни художественных экспозиций, увиденных жителями многих городов, – от Тулы до Воронежа, от Ярославля до Кишинева. Устраивались вернисажи в Саратове, Казани, Одессе, Риге. Полотна, которые не раскупались в больших поселениях, отправлялись дальше.
Попасть в члены общества художников было трудно. Молодые живописцы могли только выставлять свои работы в качестве экспонатов, но их мнение не учитывалось. Им не разрешали устраивать собственные выставки, участвовать в сторонних вернисажах. Именно из-за отсутствия новых участников существование организации стало невозможным, что произошло в 1923 году.