Кто такие петри павел
Святые апостолы Петр и Павел
Прославляя святых апостолов Петра и Павла в один день, Церковь, кажется, хочет напомнить нам о разнообразии человеческих характеров и путей, ведущих к Богу. День памяти апостолов Петра и Павла — 12 июля.
Апостолы Петр и Павел: два непохожих пути к Иисусу
Обоих апостолов называют первоверховными, но и первенство у них совсем не одинаковое. Петр был одним из ближайших учеников Христа при Его земной жизни, а Павел вообще не имел никакого отношения к евангельским событиям. Он начал проповедовать намного позднее, и даже не был «официально утвержден» в роли одного из двенадцати апостолов. И все-таки мы можем сравнить в самых общих чертах две эти судьбы.
Святой Петр (Симон)
Апостолы Петр и Павел
Симон, позднее прозванный Петром, как и его брат Андрей, был простым галилейским рыбаком. Галилея была самой дальней от Иерусалима областью Палестины, там проживало немало язычников. Столичные жители относились к галилеянам свысока, как к провинциалам. Те даже говорили с заметным акцентом, по которому Петра однажды опознали во дворе первосвященника. А рыбак — самая простая и непритязательная профессия. Ловили рыбу на Галилейском озере в основном ночью, так что рыбак не всегда успевал выспаться, он пропах рыбным запахом, доходы у него были слишком непредсказуемы, все зависело от удачи. В общем, жизнь галилейских рыбаков была не слишком завидной, и, может быть, именно поэтому Симон и Андрей, едва заслышав приглашение странствующего Проповедника: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков», сразу послушались Его, бросили даже сети, которые после каждой ловли полагалось чистить и чинить. И так стали первыми призванными апостолами.
Святой Павел (Савл)
Павел, или, точнее, Савл (как назывался он прежде обращения ко Христу), напротив, был из тогдашней элиты. Родился он в эллинистическом городе Тарсе, столице провинции Киликия, был из колена Вениаминова, как и царь Саул, в честь которого его назвали. Одновременно он по рождению был римским гражданином — редкая для провинциалов привилегия, дававшая ему множество особых прав (например, требовать суда лично у императора, чем он впоследствии и воспользовался, чтобы попасть в Рим за казенный счет). Paulus, то есть «малый», это ведь римское имя — вероятно, оно было у него с самого начала, но только после обращения в христианство он стал использовать его вместо прежнего имени Савл. Образование он получил в Иерусалиме, у авторитетнейшего богослова того времени Гамалиила. Савл принадлежал к числу фарисеев — ревнителей Закона, стремившихся в точности исполнить все его требования и все «предания старцев». Хотя Христос обличал фарисеев, но мы знаем несколько примеров, когда именно фарисеи становились Его преданными учениками, так что Савл-Павел был в этом не одинок.
Апостолы Пётр и Павел
А вот в характере у Симона и Савла было немало общего. Выучившись у Гамалиила, Павел не просто погрузился в толкование Моисеева Закона. Нет, ему надо было применять и даже насаждать этот Закон на практике — а самой подходящей областью применения ему показалась борьба с недавно возникшей «ересью», сторонники которой рассказывали о некоем воскресшем Иисусе и о том, что вера в Него куда важнее дел Закона! Такого Савл снести не мог. Когда за подобную проповедь побивали камнями диакона Стефана, он всего лишь сторожил одежду побивающих, но скоро ретивый юноша сам выступил в путь, чтобы покарать неверных в Дамаске. Именно на этом пути произойдет встреча, навсегда изменившая его жизнь.
А Симон, с самого начала бывший учеником Христа? Он такой же пламенный и нетерпеливый. Вот Христос приказывает ему, еще рыбаку, а не апостолу, заново закинуть сети после безуспешного ночного лова — и он повинуется, а когда сеть приносит необычайный улов, говорит Учителю: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5: 8). Настолько остро ощущал он свое недостоинство и свою нечистоту… Зато позднее, увидев Спасителя идущим по воде, он, наоборот, немедленно просит: «…Повели мне придти к Тебе по воде» (Мф. 14: 28). Да, потом он усомнился и начал тонуть, но остальные-то апостолы даже попробовать не решились! Когда рядом с Симоном происходит чудо, он немедленно должен отреагировать на него, все для него свершается здесь и сейчас. И не случайно именно он без колебаний произносит свое вероисповедание, еще задолго до Воскресения Христова: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16: 16). А ведь даже Иоанн Креститель посылал ко Христу учеников с вопросом, Он ли то был на самом деле… Петр не сомневается, и в ответ на эти слова Христос и называет его камнем, на котором Он созиждет Свою Церковь. Арамейское и греческое слова для обозначения скалы, соответственно Кифа и Петр, становятся новыми именами Симона.
В жизни каждого из них был переломный момент, сделавший их тем, кем они стали. Савлу явился по дороге в Дамаск Воскресший Христос и спросил его: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9: 4). С этого момента в его жизни изменилось все — точнее, его собственной эта жизнь уже не была, она была посвящена проповеди Того, Кого он прежде гнал.
А для Петра таким моментом стало, наоборот, отречение. Накануне распятия он обещал Христу, что и под страхом смерти не оставит Его, но Христос ответил: «…В эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мф. 26: 34). Может быть, если бы к нему тут же приступили палачи, он мужественно пошел бы на казнь, но впереди была долгая ночь, полная страхов и неизвестности… И Петр как-то незаметно отрекся от Христа, по-будничному, сам того не заметив — вплоть до самого петушиного крика. На собственном примере первый из апостолов увидел, как легко можно стать последним. И только после покаянных слез Петра прозвучали обращенные к нему слова Спасителя: «…Паси овец Моих» (Ин. 21: 17). Но прежде Он задал ему очень простой вопрос: «Любишь ли ты Меня?» Задал его трижды, так что Петр даже расстроился, но после ночи с петухом это было не лишним: трижды отрекшийся трижды исповедал свою любовь.
Об их проповеди рассказывает книга Деяний. С самого начала благовестие было обращено прежде всего «к погибшим овцам дома Израилева», и Петру потребовалось чудесное видение, чтобы убедиться: язычников Бог точно так же призывает к вере, как и иудеев. Тем не менее он в основном проповедовал своим собратьям по вере, да и трудно, пожалуй, было простому галилейскому рыбаку обращаться к иноязычной и иноверческой аудитории. Зато это хорошо получалось у образованного Павла, который и сказал: «…Мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных» (Гал. 2: 7).
Вообще, различий между ними довольно много. Например, Петр еще до встречи со Христом был женат, а Павел решил всегда оставаться холостым, чтобы семейные дела не мешали его главному призванию. Впрочем, и о Петре сам Павел говорил, что жена была его спутницей (см. 1 Кор. 9: 5), значит, семейная жизнь не обязательно должна быть помехой миссионерству.
Сравнивать двух апостолов, которые впоследствии были названы первоверховными, можно долго и подробно, отмечая общее и особенное в жизни каждого из них. Но лучше всего дать слово им самим, чтобы они сказали нам, что это такое — быть первыми среди апостолов.
Петр: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Петр. 5: 1-4).
Павел: «…Я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, еврей от евреев, по учению фарисей, По ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа… Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус» (Флп. 3: 5-8, 12).
Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Андрей Сергеевич ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, консультант Института перевода Библии, выпускник МГУ. |
Святые апостолы Петр и Павел: день казни и день торжества над смертью
12 июля Церковь празднует Память первоверховных апостолов Петра и Павла. Подошел к концу Петровский пост, который готовил христиан к этому дню. Зачастую в Церкви праздниками становятся события, которые в мирском понимании скорее трагичны, а не радостны (например, усекновение главы Иоанна Предтечи). Вот и сегодня тот день, когда, по преданию, главные христианские апостолы, «учителя среди учителей», Петр и Павел были казнены в Риме.
Петр и Павел — два столпа веры – два диаметрально противоположных характера: вдохновенный простец и неистовый оратор – приходят к единому окончанию своего земного пути.
Петр первоначально назывался Симоном, имя Кифа (Петр) – еврейское слово, означающее «скала, камень», было дано ему самим Христом. Петр был старшим братом апостола Андрея Первозванного.
Не отягощенный образованием или ученостью Петр был очень простым и искренним человеком, его образ мышления очень живой, в характере – горячность. Для него была характерна речь, побуждающая к немедленным действиям. Петр становится участником многих событий, описанных в Евангелии. Именно его тещу исцелил Христос – и это было одно из первых чудес. Петр участвовал в чудесной ловле рыбы, когда, после долгих безрезультатных попыток поймать хоть что-нибудь, по слову Христа, сети рыбаков наполнились рыбой настолько, что стали рваться под тяжестью улова. В тот момент Петр впервые признал во Христе Господа, ужаснулся и в священном, благоговейном страхе стал умолять Христа: «Выйди от меня, ибо я человек грешный».
Апостол Петр вместе с Иоанном и Иаковом были свидетелями Преображения Христа на горе Фавор и через некоторое время – его страданий в Гефсиманском саду. Там горячный Петр отсек ухо одному из стражников, пришедших схватить Христа. Петр искренне уверял Христа, что никогда не отречется от Него. И отрекся несколько часов спустя. А потом к нему приходит осознание совершенного, раскаяние и горькие слезы.
Петра называют Апостолом надежды христианской. Ведь он находит в себе силу признать свое предательство и сокрушенно плакать о своей, столь знакомой всем нам, слабости. И после покаяния именно его Господь трижды утверждает в апостольском звании словами — «паси овец моих».
Апостол Петр первый содействовал распространению и утверждению Церкви Христовой после сошествия Святого Духа, произнеся сильную речь перед народом в день пятидесятницы и обратив 3000 душ ко Христу. Спустя некоторое время, исцелив хромого от рождения, он второй проповедью обратил к вере еще 5000 иудеев. Духовная сила, исходившая от апостола Петра была настолько сильна, что даже тень его, осеняя лежащих на улице больных, исцеляла их (Деян. 5, 15). Книга Деяний с 1 главы по 12 рассказывает о его апостольской деятельности.
Внук Ирода Великого, Ирод Агриппа Первый, в 42 году после Р. X. воздвиг гонение против христиан. Он умертвил апостола Иоакова Заведеева и заключил апостола Петра в темницу. Христиане, предвидя казнь апостола Петра, горячо за него молились. Ночью случилось чудо: в темницу к Петру сошел Ангел Божий, оковы спали с Петра, и он беспрепятственно ушел из темницы, никем не замеченный. После этого чудесного освобождения книга Деяний упоминает о нем только еще раз при рассказе об Апостольком соборе.
«Дорожный посох Петра, выскользнув из его руки, упал наземь, глаза были устремлены вперед, на лице изображались изумление, радость, восторг.
Внезапно он бросился на колени, простирая руки, и из уст его вырвался возглас:
И он приник головою к земле, будто целовал чьи-то ноги. Наступило долгое молчанье, потом в тишине послышался прерываемый рыданьями голос старика:
— Quo vadis, Domine?* * Куда идешь, Господи? (Лат.)
До ушей Петра донесся грустный, ласковый голос:
— Раз ты оставляешь народ мой, я иду в Рим, на новое распятие.
Апостол лежал на земле, лицом в пыли, недвижим и нем. Назарий испугался, что он в обмороке или умер, но вот наконец Петр встал, дрожащими руками поднял страннический посох и, ни слова не говоря, повернул к семи холмам города.
Видя это, юноша повторил как эхо:
— В Рим, — тихо отвечал апостол.».
Павел, по нашим понятиям, – совершенно противоположен Петру: сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей».
Молодой Савл, видимо, готовился к должности раввина (религиозного наставника), а потому сразу же после окончания своего воспитания и образования он проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителей веры Христовой. Может быть по назначению синедриона он стал свидетелем смерти первомученика Стефана, а затем получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины в Дамаске.
Господь, усмотревший в нем «сосуд избранный Себе», на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к апостольскому служению. Во время путешествия Савла осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Из света раздался голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» На вопрос Савла: «Кто Ты?» — Господь ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Господь повелел Савлу идти в Дамаск, где ему будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели. Приведенный под руки в Дамаск, ослепший Савл был научен вере и на третий день крещен Ананией. В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником прежде гонимого учения. На время он отправился в Аравию, а затем снова вернулся в Дамаск для проповеди о Христе.
Обращение Павла состоялось на 30-м году жизни, после этого – еще 30 лет апостольского служения. Пережив личную встречу со Христом, Павел свидетельствует о нем перед народами. Он совершает несколько миссионерских путешествий и проповедует в Аравии, Сирии, Палестине, на Кипре, в Антиохии, в Афинах и многих других городах. Всюду творит чудеса и… терпит гонения. Он основал множество поместных Церквей, к ним он и обращает свои знаменитые послания.
Апостол Павел, как и апостол Петр, много потрудился в распространении Христовой веры и справедливо почитается вместе с ним «столпом» Церкви Христовой и первоверховным апостолом. Они оба мученически скончались в Риме при императоре Нероне, и их память празднуется в один день.
Главная особенность православных праздников в том, что в каждом дне заложен свой особый смысл – просто вспоминать даже очень важные события – едва ли принесет много пользы человеку. Поэтому каждый праздник православной Церкви несет в себе особый смысл, помогает понять, что именно человек должен сделать в своей жизни, чтобы та пустота, которая находится в душе каждого, заполнилась не тьмой, отчаянием и унынием, а Богом. (Подробнее об этом ).
День апостолов Петра и Павла – это призыв к миссионерству – если ты сам получил утешение в молитве, был свидетелем чуда, если ты обрел дар веры, то не храни его только для себя – поделись им с другим, помоги и тому, кто рядом увидеть то, чего он пока не знает. Конечно немногие сегодня ходят в миссионерские походы и не для всех это возможно. Но есть одно миссионерство, которое доступно каждому человеку – быть для всех солнышками, как говорил прп. Амвросий Оптинский: «Жить – не тужить. Никого не осуждать, никому не досаждать, и всем – мое почтение»!
Святитель Филарет Московский пишет, что праздники святых в Церкви зовутся днями памяти не случайно, но по апостольскому завету «поминайте наставники ваша, подражайте вере их». В день памяти святых апостолов Петра и Павла полезно вспомнить, что долг апостольства лежит на каждом христианине, Все мы, в какой бы среде не находились, являемся апостолами, т.е. «посланниками». Церковь христианская называется апостольской, а значит члены ее, христиане, имеют великую честь свидетельствовать о Христе и делиться радостью о Господе.
Почему апостолы Петр и Павел — первоверховные?
У Иисуса Христа было много апостолов (учеников). Из них «главными» — то есть первоверховными, называют Петра и Павла, хотя один из них вообще никогда не видел Спасителя. Разбираемся, в чем состоит «главенство» этих апостолов и почему именно они стоят на особом месте среди своих собратьев по проповеди.
Первоверховные — это как?
Первоверховные — самые значимые и почитаемые, особенно послужившие для распространения христианства. Это не значит, что остальные апостолы менее значимы или что Петр и Павел ими управляли. В книге Деяний апостолов о подвиге и проповедях Петра и Павла написано больше всего. Поэтому, почитая всех апостолов, Церковь называет их первоверховными. При этом ни у кого из апостолов не было абсолютной власти — все важные вопросы решались сообща на соборах. Церковь прославляет духовную твердость апостола Петра, воспевая образ отвергшего Христа и покаявшегося; и разум апостола Павла, воспевая образ сопротивлявшегося проповеди Христа и потом уверовавшего.
Кто такой апостол Петр?
Апостол Петр — простой рыбак, которого позвал за Христом его брат апостол Андрей Первозванный. Именно Петр первым назвал Иисуса Христа Богом: «Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога живаго» (Мф. 16:16). Апостол Петр проповедовал там и там, оставил после себя два послания (входят в книги Библии). Апостола убили в Риме в 67 году — его распяли на кресте вниз головой.
Кто такой апостол Павел?
Апостол никогда не видел Иисуса Христа и был призван для проповеди уже после Его Вознесения. Павел — иудейский ученый богослов, который ненавидел и преследовал христиан. Резкая перемена в его вере случилась по дороге в Дамаск, где он должен был в очередной раз судить христиан. Ему явился Господь (Деян. 9:1-20) и с этого момента апостол настолько в Него уверовал, что стал его ревностным проповедником и оставил 14 посланий (писем) с наставлениями о вере, которые входят в книги Библии. Павла убили в Риме в 67 году — ему отрубили голову.
Кем были остальные апостолы?
Это разные люди, избранные Христом и посланные им в мир для проповеди о Царствии Божьем и устроения Церкви. Многие из них после призвания практически все время находились вместе со своим Учителем. После Вознесения Христа они отправились проповедовать Евангелие и все кроме Иоанна Богослова были убиты за веру и проповедь христианства, которое долгое время считалось незаконным в Римской империи. Праздник всех апостолов (Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов) празднуется сразу после Петра и Павла — 13 июля.
Подробнее о том, кто были апостолы и как не запутаться в их именах читайте в наших материалах:
Святые первоверховные апостолы Петр и Павел: день памяти
Святые первоверховные апостолы Петр и Павел – два столпа веры, два диаметрально противоположных характера: вдохновенный простец и неистовый оратор.
Когда чтят память святых первоверховных апостолов Петра и Павла?
12 июля Церковь празднует Память первоверховных апостолов Петра и Павла. Подошел к концу Петров пост, который готовил христиан к этому дню. Зачастую в Церкви праздниками становятся события, которые в мирском понимании скорее трагичны, а не радостны (например, усекновение главы Иоанна Предтечи). Вот и сегодня тот день, когда, по преданию, главные христианские апостолы, «учителя среди учителей», Петр и Павел были казнены в Риме.
Петр и Павел — два столпа веры – два диаметрально противоположных характера: вдохновенный простец и неистовый оратор – приходят к единому окончанию своего земного пути.
Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Петр – верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий его жизни с момента выхода на проповедь.
Павел – злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными. Петр, маловерный, триждый отрекшийся от Христа, но сокрушенно покаявшийся и ставший началом Православия, основанием Церкви. И Павел, яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший.
Вдохновенный простец и неистовый оратор, Петр и Павел олицетворяют собой духовную твердость и разум – два столь необходимых миссионерских качества. Господь послал в мир апостолов для того, чтобы учить все народы: «Итак идите, научите все народы… уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19; 20). «Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, — не для тебя посланы апостолы, — ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства…» (Митр. Московский Филарет).
История апостолов Петра и Павла
Святые первоверховные апостолы Петр и Павел, согласно церковному преданию, приняли святое мученичество в один день – 29 июня (12 июля). Эта дата указана в дошедших до нас древних календарях: (Римском IV в.; Карфагенском V в.), в мартирологе блаженного Иеронима (IV в.), в сакраментарии папы Григория Великого (VI в.).
О времени прибытия св. апостола Павла в Рим мы не знаем. Как и св. апостолу Петру, Господь открыл Своемуизбранному сосуду (Деян.9:15) время кончины: я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его(2Тим.4:6-8). Благоговейная память христиан сохранила место, где апостолы простились. На этом месте по Остийской дороге стоит посвященная обоим апостолам церковь. Апостола Павла привели в загородную местность, которая называется Сальвийские воды. Как римский гражданин, он не мог быть распят. Здесь его обезглавили. Большинство исследователей относят мученическую кончину свв. апостолов к 67 г. по Р.Х.
Над гробницей апостола Павла св. равноапостольный Константин Великий в 324 году построил церковь.
Первые упоминания о празднике восходят к IV веку. Согласно Священному Преданию христианской церкви, праздник сначала стали отмечать в Риме, епископы которого ведут своё преемство от апостола Петра. 29 июня (по юлианскому календарю) 258 года в Риме было совершено перенесение мощей апостолов Петра и Павла. Со временем содержание этого события было утрачено, и день 29 июня стал рассматриваться как день общего мученичества святых Петра и Павла. Об этом пишет Блаженный Августин: «В один день совершаем память страдания обоих апостолов этих, хотя они пострадали в разные дни, но по духу и по близости страданий своих они составляют одно».
Около 324 года, при императоре Константине в обеих столицах Римской империи, Риме и Константинополе, были построены первые храмы в честь первоверховных апостолов. С этого времени праздник стал особо значимым, великим, а литургия торжественной. Возвышение праздника не случайно и связывается с тем, что после первых трёх веков преследования христиан (англ.)русск., христианство наконец-то обрело статус легальной (разрешённой) религии, и перед христианской церковью встала задача массового обращения в христианствоязыческого населения огромной империи. Поэтому служение апостолов, как образец проповеди, вышло на первый план у учителей и отцов церкви.
Первоверховные апостолы Петр и Павел. Разные судьбы и особая миссия.
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Имена Петр и Павел, под которыми святые апостолы вошли в историю христианства, они получили от Иисуса. При рождении же один был наречен Симоном, что в переводе с иврита означает «услышанный Господом», а другой звался Савлом, оно переводится с древнееврейского как «испрошенный у Господа». Имя Его содержалось в именах каждого из них. А встреча с Богом, у одного — при жизни мессии, у другого — после Его вознесения, и стала той точкой пересечения, что навсегда объединила их такие разные судьбы в христианском сознании.
Апостолы Петр и Павел на фоне Петропавловской крепости
Государственный исторический музей, Москва, Россия
Житие апостолов Петра и Павла
Петр жил обычной жизнью рыбака. Он был женат, воспитывал двоих детей. Ко Христу его привел младший брат, Андрей, в Евангелии — Андрей Первозванный. Впечатленный радостью открытия мессии, он не мог не поделиться ею с младшим братом. Так начался для Петра путь следования за Ним.
Несмотря на признание его Иисусом, он не сразу был призван на апостольское служение, а лишь когда вера его окрепла. Прежде Петр стал свидетелем исцелений, воскрешений и Божественного Преображения Иисуса на горе Фавор. Он единственный, кто бросился навстречу идущему по воде Христу, и единственным, кто на вопрос о том, кто Он, ответил:
Путь его был тернист и полон противоречий. Он трижды предавал Христа, но искупил свое малодушие, на деле доказав преданность Богу — Сыну, и стал единственным, кто выступал как защитник Христа на суде синедриона.
Апостол Петр
Константинопольский мастер. VI век.
Синай, монастырь Св. Екатерины.
Не обладая книжными познаниями, он, проникнутый сошедшим с небес Святым Духом на праздник пятидесятницы, произнес короткую, но проникновенную проповедь. И по словам его тысячи прихожан, собравшихся в храме, обратились в христианскую веру. Апостол, будучи посланником Его, проповедовал в странах Запада и Востока среди иудеев. И мученически скончался в Риме в 67 году, распятый на кресте вниз головой.
Совсем другой дорогой шел ко Христу апостол Павел. Римский гражданин, родившийся в знатной семье и получивший хорошее образование, не знал Иисуса при земной жизни Спасителя, но ревностно сражался против Его учения. Савла возмущали апостольские речи и он испросил разрешение синедриона преследовать христиан повсюду, чтобы судить их в Иерусалиме.
Однажды на пути в Дамаск, где скрывались от иудеев приверженцы Учения, его поразил яркий свет, отчего путник ослеп. Одновременно он услышал и голос с небес, который поведал о том, что Он и есть тот, кого преследует фарисей. Услышал Савл и о миссии, для которой был выбран Богом — стать проповедником Учения Христа для язычников. Спустя несколько дней, проведенных в Дамаске в посте и молитвах, бывший слуга синедриона прозрел. Но прежде он обрел зрение духовное, открывшее ему Истину.
Апостол Павел
1387–1395 гг.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Приняв в святом Крещении имя Павел, он стал проповедовать среди язычников, за что подвергался гонениям. Апостол претерпел многие испытания, но проповеди его обращали в христианскую веру и простолюдинов, и ученых мужей. Да и сопровождались они исцелениями больных и воскрешением мертвых.
Почему «первоверховные» апостолы?
Однако Петра и Павла в христианстве отмечают как людей, имеющих особую миссию. Именно они подарили античному миру Слово Божье, создав оплот христианской Церкви и на Земле, и в людских душах. Поэтому и в Деяниях апостолов от Луки по большей части повествуется о вкладе Петра и Павла, не умаляя трудов и подвигов остальных.
Почему Петра и Павла изображают вместе и поминают в один день?
Апостольское служение людей из разных миров и противоположных убеждений объединила та особая роль, которую они выполняли в земном устройстве Церкви. У каждого из них на этом пути была своя задача. Петр проповедовал среди иудеев, Павел —среди язычников.
Так, Петр, обратив в веру несколько тысяч прихожан на праздник пятидесятницы, стал тем «первым камнем» в Христовой Церкви, воплотив в жизнь Его пророчество:
Он проповедовал иудеям на территории Азии, странах Африки и Европы.
Обладая недюжинной духовной силой, исцелял немощных, даже когда их просто выносили на улицу, по которой он следовал, поскольку, уверовав, обладал силой, данной ему Христом и подтверждал этим еще одно Его пророчество:
Я есмь лоза, а вы — ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
(Евангелие от Иоанна 15:5)
Заботы по организации христианских общин легли на плечи обоих посланников. На современном языке, они взяли на себя хозяйственные, административные, дисциплинарные функции на довольно обширной территории. И заложили фундамент той земной Церкви, которую мы знаем сейчас.
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Апостол Павел, первым ступив на европейские земли, основал множество церквей на территории современной Греции, в древних Филипах, оставив после себя «Послание к Филлипийцам», а после направился с той же миссией к язычникам в Афины, намереваясь позже дойти до Испании.
Сделав остановку в Риме, где уже сложилась большая христианская община, Павел пишет «Послание к Римлянам». В нем он системно изложил отношение Ветхого завета к Евангелию. И, создав доктрину, которая обосновывает учение Христа, выполнил еще одну свою важную миссию. Он создал 14 таких посланий, которые приравнивают к Евангелию по высоте и масштабности звучащих в них мыслей.
Именно в Риме он в последний раз встретится с апостолом Петром. И именно здесь оба они обретут последнее пристанище.
Иконография Петра и Павла
Канон в изображении святых апостолов окончательно формируется уже к V веку, в период раннего средневековья. Из античности художники позаимствовали одеяния святых — они традиционно изображаются в гиматиях, босыми или в сандалиях.
Взаимодополняемость, соборность апостолов была заявлена еще в ранних работах античного периода и прослеживалась в композиции барельефов, найденных в римских катакомбах. На них апостолы всегда изображались вместе.
В иконах раннего средневековья тема соборности находит продолжение и в цветовом решении. Парадоксальным образом палитра одежд святых символизирует и их единство, и их различия. Так, хитоны у Петра и Павла синего цвета, что означает стремление к Богу, мудрость. И в этом образы апостолов схожи. А вот различные цветовые вариации их верхней одежды говорят об индивидуальных свойствах и чертах. Возможно, разная палитра трактуется и как визуальная цитата, которая отсылает нас к спору апостолов в Антиохии, подчеркивая различия их взглядов в определенный период.
В то же время, находясь в пределах одной композиции, цвета их одежд воспринимаются и как одно целое, то есть как множество свойств и черт, присущих Петру и Павлу как соборным святым. Гиматий Петра цвета охры, Павел же облачен в вишневый плащ. Иногда мы видим Павла в зеленом хитоне. Меняющаяся палитра их одежд является символом Божьего присутствия, пролитой крови, вечного обновления и духовной чистоты — того, что сопровождало их на жизненных дорогах.
Икона святых апостолов Петра и Павла
Связь апостолов подчеркивается и композиционно: их фигуры обращены друг к другу, к иконе Христа. Этот иконографический тип берет начало в XI веке. Икона, которая позже станет родоначальницей канона, находилась в Софийском соборе Новгорода. Святые изображены на ней в полный рост, угадывается их портретное сходство. Десница Петра повторяет именословный жест Христа, чья оплечная икона изображена выше, Павел же осеняет себя крестным знамением. Характерны атрибуты, которые в тех или иных вариациях будут повторяться в более поздних изводах иконографического типа — книга в руках у Павла и свиток, ключи и золотой посох у Петра.
Существует и еще один иконографический канон, который также нашел продолжение в более поздних изводах. На них Петр и Павел смотрят на молящихся. Их перста сложены в благословляющим жесте, почти одинаково располагаются книга и свиток в их руках. Ни ключей, ни посоха в руках Петра уже нет. Портретное сходство также угадывается. Более лаконична версия этой иконы позже будет воспроизведена в иконе XV века, которая находится в Художественном музее Петрозаводска.
Оба иконографических варианта получили распространение на Руси.
Но большую часть икон первоверховных составляют иконы деисусного ряда. Они могут выполнены в полный рост или же иметь поясное изображение. Наиболее известные принадлежат кисти Андрея Рублева.
Апостолы Петр и Павел.
1408. Андрей Рублёв.
Апостолы Пётр и Павел в искусстве
Свой взгляд на события первых веков христианства высказали и западноевропейские художники. Они переосмыслили их, придав библейским героям черты своих современников. На их картинах изображены ключевые события, связанные с миссионерской деятельностью апостолов Петра и Павла, но философский подтекст позволяет осмысливать их в контексте вечных общечеловеческих ценностей.
Эль Греко
Автор изображает встречу апостолов в Антиохии. Она сопровождалась спорами между ними и описана Павлом в «Послании Галатам». Напряжение, возникшие между ними, прочитываются в позах апостолов. Судя по трактовке художником древнего сюжета, в разговоре Павел доминирует. Об этом говорит его уверенный взгляд, он твердо опирается на раскрытую книгу. Роль Петра подчиненная. Доводы Павла как будто застали его врасплох. Это прослеживается в его растерянном взгляде. Картина была написана между 1587—1592 годами.
«Апостолы Пётр и Павел» (исп. Los apóstoles Pedro y Pablo) — картина Доменикоса Теотокопулоса
по прозванию Эль Греко из собрания Государственного Эрмитажа
Около 1587—1592 года
Позже художник воссоздает сюжет, оставив композицию прежней, но лишив её психологического напряжения. На поздней версии апостолы демонстрируют полное единодушие. По мнению критиков, это полотно значительно слабее первой работы, в которой в изобразительной форме воплотились идейные противоречия, зафиксированные в апостольском послании.
Питер Брейгель
Художник интерпретирует сюжет «Обращение Савла», который держит путь в Дамаск, чтобы расправиться с многочисленным христианским сообществом. Савла на картине удается разглядеть не сразу. Создавая панораму, Брейгель прежде всего передает атмосферу события, его масштабность.Сначала мы видим ошеломленных воинов и только после взгляд перемещается на распростертого Савла. Внезапное ослепление парадоксальным образом приводит его к прозрению, трансформируя бывшего гонителя в будущего апостола Павла.
Караваджо
Живописец рассказывает о казни Петра на кресте. Событию предшествует встреча апостола с Христом на Аппиевой дороге, после чего он, шедший из Рима, чтобы спастись, возвращается туда, чтобы погибнуть.
Поразительная реалистичность образов — одна из главных особенностей картин Караваджо. На ней отсутствует задний фон и всё внимание сосредоточено на событии. Убийцы торопятся, их движения суетливы. Динамику передают и множество диагональных линий — полуподнятный крест, натянутый трос. Контрастное изображение усиливает драматизм события.
«Распятие Святого Петра» — картина Караваджо,
написанная в 1601 году для капеллы Черази церкви Санта-Мария-дель-Пополо
в Риме вместе с «Обращением Савла по дороге в Дамаск» (1601).
Праздник святых апостолов Петра и Павла
С этой датой связано и перенесение их мощей в Риме в 258 году.
Уже в III веке, при императоре Константине, праздник в честь Петра и Павла входит в календарь как особо почитаемый. На Русь он пришел после Крещения.
Известные храмы апостолов Петра и Павла
Первые храмы в честь святых были построены в Константинополе и Риме при императоре Константине.
Самым большим в мире собором святого Петра считают базилику в Ватикане. Она воздвигнута на месте цирка Нерона. Именно здесь был распят и похоронен апостол Петр в 67 году. Базилика была построена спустя два с лишним столетия после его гибели, в 326 году, и несколько раз на протяжении тысячелетия подвергалось реконструкции. Нынешний масштаб приобрела в средние века, при папе Юлии II. Сооружение является крупнейшим христианским памятником мирового значения.
О чём молятся эти святым?
Первоверховные апостолы, прошедшие сложный и тернистый путь по распространению христианства, преодолев множество трудностей, и верующим помогают обрести ту же твердость духа на пути к своей цели.
Читать молитву лучше перед ликами святых, но прежде стоит исповедаться и причаститься. Если молитва читается дома, то постарайтесь очистить свои мысли от суеты и сожалений. Ведь вера, и мы это видим на примере апостольской жизни, может творить чудеса, делая чище нас и мир вокруг.
Автор Евгения Пономарева
Акафист
Акафист апп Петру и Павлу
Кондак 1
Аз есмь пастырь добрый, рекий о Себе Господь глагола к тебе, первопрестольный апостоле Петре: аще любиши Мя, паси овцы Моя; и Он же рекши: Аз есмь Иисус. Глагола от Тебе верховный апостоле Павле: яко сосуд избран Ми есть сей, пронести имя Мое пред языки. Купно же к всем обещником вашим апостолом своим рече: яко же посла Мя Отец, и Аз посылаю вы: шедше научите вся языки. Вы же толику благодать от добраго Пастыреначальника своего имуще, яко первые по Нем всея вселенныя пастырие и учителие, от всяких нас бед, на пажить спасенне сохраняйте, да зовем вам: Радуйтеся, святии первопрестольницы Петре и Павле, со всеми апостолы святыми.
Блажен еси Симоне, сыне Ионин, рече ти Христос, Сын Бога Живаго, достославне апостоле Петре. Мы же, како тя достойно возможем у блаженнаго Богом блажити! Но точию любовным долгом верно влекоми, сице вопием к тебе: Радуйся, первейшее по Христе между апостолы Церкве Святыя основание.
Радуйся, крепкий веры православныя столпе и утверждение.
Радуйся, теплый любителю Христова учения.
Радуйся, первоседальниче апостольскаго учения.
Радуйся, добрый Царствия Небеснаго вратарю.
Радуйся, известный кающимся о гресех врачу.
Радуйся, мирскую суету отвергший, духовную жизнь возлюбивый.
Радуйся, тленныя сети оставльший, нетленными вселенную уловивый.
Радуйтеся, с Петром и Павле, сияющие яко две светиле велице.
Радуйтеся, Богом спряженная двоице, светоумныя Его колесницы.
Радуйтеся, вси святии апостолы боговидцы, яко все вы есте свет всего мира.
Радуйтеся, яко вами от Христа везде возсия спасающая нас вера.
Радуйтеся, святые первопрестольницы Петре и Павле, со всеми апостолы святыми.
Веровал еси чудно звание свышше прием, учителю языков, егда ти Иисус рече: Савле, что Мя гониши, неверием недостижимаго! Но отселе да веруеши, се бо помрачитися дерзость сопротивная: сведи, да тя избрах судеб Моих пред царьми и языки и сынми Израилевыми: таковая же внемши, Богом званный апостоле Павле, возопил еси: Аллилуиа.
Глас с небесе Савле слышав, зрети же по сем не могл еси; сопротивне бо гоняще непостижимаго, и ревности законной приял еси измены слепоту очима; руководим же, купели достиже Божественнаго Крещения, идеже верно погрузивыйся, прозрел еси телесныма и душевныма очима: темже о чудесном звании твоем взываем к тебе: Радуйся, Богом званный апостоле, посланный на проповедь всем языком.
Радуйся, сосуде избранный, точащий сладость веры Христовы всем человеком.
Радуйся, самовидче озарившаго тя свышше Божественнаго света.
Радуйся, паче иных просвещенный благодатию по сени Ветхаго Завета.
Радуйся, Господу Иисусу, явшу ти ся на земли собеседовавый.
Радуйся, укреплением Его жестоко неверующих обличати дерзавый.
Радуйся, всю вселенную просветивый богомудрыми твоими писании.
Радуйся, паче всех по Христе потрудивыйся о человечем спасении.
Радуйтеся, с Павлом и Петре, яко два херувимы кивот Церкве Святыя покрывающии.
Радуйтеся, яко два серафими престолу Вышняго предстоящии.
Радуйтеся, вси святии апостоли, яко вы есте небеса поведающии славу Божию.
Радуйтеся, яко вы есте звезды, венчающии Церковь, невесту Христову.
Радуйтеся, святые первопрестольницы Петре и Павле, со всеми апостолы святыми.
Дивился еси в ужасе Петр святый апостол, видя плащаницу ниспущенну свышше, в ней же бе притча человеколюия Божия, всеми животными, паче же и нечистыми прознаменующая, яко от всех язык произволяющих веровати в Христа Иисуса, неподобает отметати: толику же тайну уразумев, возопил еси Богу: Аллилуиа.
Естество рода скверна и нечиста, николиже вниде в уста моя, рекл еси всеблаженне апостоле Петре; но Божественный промысл отвеща тебе гласом с небеси: яже Бог очистил есть, ты не скверни, сим назнаменуя, яко не прииде Спас призвати праведных, но грешных на покаяние. Мы же сия явленное тебе уведевше, вопием: Радуйся, апостоле милостивне, Царствие Небесное, отверзаяй.
Радуйся, не на лица, но на дела всех язык взираяй.
Радуйся, множество наших покрываяй твоею любовию.
Радуйся, и малое покаяние совершаяй своею милостию.
Радуйся, скорый помощниче, призывающим тя в бедах душевных.
Радуйся, молитвою твоею воздвизаяй душею и телом мертвых.
Радуйся, слышащих слово твое верных, Духом Святым укрепивый.
Радуйся, словеси твоими, яко стрелами, неверных уязвивый.
Радуйтеся, с Петром и Павле, яко два очеса Церкве Боговидная.
Радуйтеся, недремлющими веждома хранящии новаго Израиля.
Радуйтеся, вси святии апостоли, яко стражие на стенах Иерусалимских.
Радуйтеся, наставницы наши бдящии о душах христианских.
Радуйтеся, святые первопрестольницы Петре и Павле, со всеми апостолы святыми.
Живущим в Дамасце людем проповедати начал еси, Богом просвещенный апостоле Павле, да веруют во Христа Иисуса, Сына Божия, ихже в удивление ввел еси: како иже верующих в имя Христово прежде гоняше, се и сам претворися в верна! Темже и убити тя совещаша. Уведав же совет их и жестосердие тех в слепоте неверия оставль, от верных кошницею по стене низпущен, возопил еси Богу: Аллилуиа.
Зельною ревностию проповедал еси Павле святый укланятися от служб прешедших Ветхаго Закона и обрезания, притекати же к бане Божественнаго Крещения, не токмо сущим от еврей, но и от язык, ихже и любезнейший учитель был еси; сего ради приглашаем тебе сице: Радуйся, проповедниче Богом посланный к возвещению грешным покаяния.
Радуйся, громогласный учителю благочестия, обличителю злочестия.
Радуйся, от язык к вере Христовой притекающих милостивый приветниче.
Радуйся, заблудших от пути праваго истинный наставниче.
Радуйся, кораблю соблюдающий от греховнаго погружения.
Радуйся, кормчий, управляющий ко пристанищу богоугождения.
Радуйся, скорбящим скоропредстательный утешителю.
Радуйся, немощей душевных и телесных немздоприемный исцелителю.
Радуйтеся, с Павлом и Петре, яко две крыле Церкве от Христа орла великаго.
Радуйтеся, и яко две криле ей голубине данныя от Духа Святаго.
Радуйтеся, вси святии апостоли, целы яко голуби, и яко орли упованием окрилатевшии.
Радуйтеся, идеже Христов в теле, таможде и вы собранные.
Радуйтеся, святые первопрестольницы Петре и Павле, со всеми апостолы святыми.
Земными потяся труды и от лова рыбнаго питаяся, воззван был еси, апостоле святый Петре, и веровав, обильно питающему Христу, Иже от пяти хлебов толико тысящь народа насытил есть; последовал еси Ему, труждаяся о брашне негиблющем, но пребывающем в живот вечный, и вопия яко Богу: Аллилуиа.
Имея запрещение от архиерей и старец иудейских, не учити о имени Господа Иисуса, блаженный Петре апостоле, верою несумненною вооружься, отвещал еси, повинутися подобает Богови паче, нежели человеком; за сие же темницу и раны претерпев отшел еси радуяся от лица собора, яко за имя Господне сподобился еси безчестие прияти. Сего ради и мы радостная приносим тебе глаголюще: Радуйся, сонмище иудейское писании пророческими о Христе посрамивый.
Радуйся, лживая прения фарисеев и саддукеев яко паучину растерзавый.
Радуйся, многи чудеса благодатию Духа Святаго соделоваяй.
Радуйся, хромым хождение и слепым прозрение подаваяй.
Радуйся, и сению твоею от одров болезни возставивый.
Радуйся, страждущих от дух нечистых многих исцеливый.
Радуйся, ловцев рыб к чудно призываяй ловитве.
Радуйся, яко рыбы безгласны, неверных привлекаяй к вере.
Радуйтеся, с Петром и Павле, яко два суща невесты Христовы Церкве матере нашея.
Радуйтеся, и яко два грозда винная, питающая нас и веселящая.
Радуйтеся, вси святии апостоли, яко вы есте розги Христа лозы истинныя.
Радуйтеся, яко вы есте и добрые делателие винограда Христова.
Радуйтеся, святые первопрестольницы Петре и Павле, со всеми апостолы святыми.
Израильтянин от колена Венеаминова, по закону фарисей, по ревности гонитель Церкве Божия, именовался еси апостоле, святый Павле, не покровенно извествуя прежняя своя напраснства на верующих в Христа Иисуса; но яко по премногу гонил еси Церковь Божию и разрушал ю, тако ныне славно таяжде тобою украшаема, и медоточными твоими ученьми крепко утверждаема, вопиет к Богу: Аллилуиа.
Кто ны разлучит от любве Божия? Скорбь или теснота или гонение и подобная сим, рекл еси боголюбезный проповедниче вселенныя, апостоле Павле. Всех в Христа верующих, усердно рекл еси к любве Его приводя, яко да доблественне и благодарне Бога ради скорби претерпеваем. Темже любезно приглашаем тебе сице: Радуйся, ревнителю, бывый в законе Савле званный.
Радуйся, в благодати совершенный любителю Христов, Павле нареченный.
Радуйся, свете богоразумия сущим во тьме неведения.
Радуйся, звездо наставляющая бедствующих в глубине беззакония.
Радуйся, души верных Христу обручивый и в чертог небесный призвавый.
Радуйся, многи скорби претерпевый и прочих терпети утвердивый.
Радуйся, его же руками Бог Силы непросты творяше.
Радуйся, его же и главотяжкии потные недужныя исцеляше.
Радуйтеся, с Павлом и Петре, яко два столпы Церковь небеснаго Соломона утверждающие.
Радуйтеся, и яко два крины на столпех его святилище Божие украшающие.
Радуйтеся, вси святии апостоли, яко цветы всему миру издающии благоухание.
Радуйтеся, благоуханием вашим отгоняющие всякаго беззакония злоухание.
Радуйтеся, святые первопрестольницы Петре и Павле, со всеми апостолы святыми.
Людий, живущих в Лиде дошед, удивил еси, блаженный апостоле Петре, егда Енея от осьми лет лежаща на одре разслабленна возставил еси именем Иисуса Христа ходити. Во Иопии же умершую Тавифу на живот молитвою паки возвратил еси. В Кесарию же призван, Корнилия сотника со всеми сущими в дому его, Божественным Крещением просветил еси; и вси абие единодушно взываху: Аллилуиа.
Мысляше Симон волхв благодать Святаго Духа сребром стяжати, его же блаженный апостоле Петре погибели быти наследника и сребром обличи, и сребролюбный нрав святокупства, яко же и святотатства, жестоко запретил еси; темже приглашаем ти сице: Радуйся, Церковь Христову благодатию духовною обогативый.
Радуйся, мздоприятие за святая в церкве запретивый.
Радуйся, имже сребролюбие яко корень всех злых от благодати духовныя отсечеся.
Радуйся, имже лихоимание, яко идолослужение от святыни отвержеся.
Радуйся, жития нестяжательнаго Христа ради научивый.
Радуйся, заповедь Христову: не можете Богу работати и мамоне, добре исполнивый.
Радуйся, и святотатство Анании смертию казнивый люте.
Радуйся, и Сапфиру в томже согласующую, тойжде предавый казни.
Радуйтеся, с Петром и Павле, яко есте две маслине милость источающии.
Радуйтеся, яко есте два светильники премудростию светящии.
Радуйтеся, вси святии апостоли, яко леторасли масличныя.
Радуйтеся, от них же всяк есть, яко маслина в дому Божием плодовитая.
Радуйтеся, святые первопрестольницы Петре и Павле, со всеми апостолы святыми.
Небесе третияго достиг, душевныя и телесныя ради твоея святыни и неизреченными богодарованми обогатився, оттуду сшел еси, богоблаженне апостоле Павле, и всех удивил еси, исполняя богоразумными учении, сущих от Иудеи же и от язык в Христа верующих. С ними же купно и мы все верные, тогожде небеснаго учения твоего причастницы, вопием Богу: Аллилуиа.
Образ сущи верным, многия раны жезлием и камением биения, на теле твоем радостно терпел еси, сладкаго ради Иисуса, Богом званный апостоле Павле, наказуя явственне, яко в Христа Иисуса верующим, свойственно есть Его ради всякия скорби благодарне терпети: отнюду же и мы пользующеся, вопием ти сицевая: Радуйся, язвы Господа Иисуса на теле своем радостно носивый.
Радуйся, адаманте крепкий душею и телом, всякия скорби сильно претерпевый.
Радуйся, пред языки и царьми исповедниче Христов непреборимый.
Радуйся, пред законоучительми израильскими учителю непобедимий.
Радуйся, светозарная луче, от третияго небеси просиявшая.
Радуйся, многоплодная лозо от рая пищи духовныя исполненнаго прозябшая.
Радуйся, учением твоим всю поднебесную яко немерцающим светом озаривый.
Радуйся, пользою дел твоих, яко пресладкими плоды по всей земли верных напитавый.
Радуйтеся, с Павлом и Петре, яко два древа посреде рая церковнаго.
Радуйтеся, творящии плод жизни и разумения добраго.
Радуйтеся, вси святии апостолы, яко финики и яко кедры мысленные.
Радуйтеся, яко сад небеснаго Отца на небо пресажденные.
Радуйтеся, святые первопрестольницы Петре и Павле, со всеми апостолы святыми.
Промышление общее творил еси, блаженне апостоле Петре, о всех приходящих к вере Христовой, имже сердце и душа едина; темже и требованию их пристави служителя целомудреннаго Стефана с шестми диаконы. Сам же со апостолы молитве и слову учения прилежал еси, наказуя всех верных, вопиющих единоумно Богу: Аллилуиа.
Ревностию по Господе своем разжегся, Малхови усекл еси ухо, яко неприклонное к слышанию пророческих писаний о Христе Иисусе; и о таковой дерзости возбранен быв Учителем своим, блаженный апостоле Петре, благодарне прещения Его и вся сопротивная приключения претерпел еси. Темже поминающе ревность твою, приглашаем ти сице: Радуйся, ревностию твоею по Христе учительми прочиих превозшедый.
Радуйся, в вертограде оружниче Христов мужественный.
Радуйся, ведену Иисусу на страсть до дому Каиафы последовавый.
Радуйся, немощь свою в отвержение исцеливый горьким рыданием.
Радуйся, в первое достоинство призванный по Воскресении Господнем.
Радуйся, и прочим согрешающим в образ покаяния данный.
Радуйся, многажды прощати немощи кающихся увещанный.
Радуйтеся, с Петром и Павле, яко две заповедей Господних скрижали.
Радуйтеся, любве к Богу и к ближнему учителю.
Радуйтеся, вси святии апостоли, вся заповеди Господня совершенно сохранившии.
Радуйтеся, вся оставльшии и вслед Христа шедше вся о Нем обретшии.
Радуйтеся, святые первопрестольницы Петре и Павле, со всеми апостолы святыми.
Свидетельство велие извествовал еси от пророческих речений о Христе, пред начальники иудейскими, пред судиею же Фестом и пред царем Агриппою, Богом званный апостоле Павле, идеже, ово поносне укорен: яко многия тя книги в неистовство прелагают, ово же льстивно ответован, осужден был еси на послание в Рим, еже все благодарно терпя, возопил еси с верными Богу: Аллилуиа.
Троицу Живоначальную проповедати в третием небеси наставленный, преизбранный сосуде великих таин Божественных, апостоле Павле: благовествуя пред языки, судиями и царьми, обещал еси всем спасение во Христа Иисуса веровати хотящим, и Крещение Святое во имя Троическое приемлющим. Сего ради и мы, все верные, тогожде спасения благонадежни суще, вопием к тебе сице: Радуйся, многоразсудный откровений Господних таинниче.
Радуйся, в трех лицех Единаго Бога исповедниче.
Радуйся, едино основание верующих, Христа быти проповедавый.
Радуйся, всех благочестивых в томже исповедании утвердивый.
Радуйся, от Феста невернаго претерпевый неистовля поношения.
Радуйся, пред ним вещавый глаголы истины и целомудрия.
Радуйся, царю Агриппе небесное видение повествовавый ясне.
Радуйся, лесть его несоизволяющую на веру Христову обличивый яве.
Радуйтеся, с Павлом и Петре, яко две трубы Моисеовы сребряныя.
Радуйтеся, созывающии на брань противу злобы поднебесныя и подземныя.
Радуйтеся, вси святии апостоли, яко добрые Христовы воини злопострадавшии.
Радуйтеся, верою победившии царствия земная и небесная восхитившии.
Радуйтеся, святые первопрестольницы Петре и Павле, со всеми апостолы святыми.
Убивши Ирод Иакова Зеведеова, приложи яти и тебе, богоблаженный апостоле Петре; его же в темнице крепко стрегома на убиение. Молитве же прилежней бываемой от Церкве: ангел Господень разрешив от уз, изведе сквозе врата о себе отверзшаяся; мнящу ти сон видети, но отступльшу ангелу, быв в себе, познал еси воистинну свобожденна тебе быти от Бога и благодарно возопил еси Ему: Аллилуиа.
Филиппом вопрошенное: Господи, покажи нам Отца, уведел еси блаженный апостоле Петре, на горе Фаворствей, на нейже преобразуема Господа преславное изменение лица зря, слышал еси о Нем с небесе глас Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих, Того послушайте. Мы же толико явления сподобльшемуся тебе вопием: Радуйся, достоверный сведителю Преображения Христова.
Радуйся, известный слышателю с небесе Божественнаго гласа Отча.
Радуйся, лице Сына Божия просветившееся, яко солнце, видевый.
Радуйся, осенение Духа Святаго во облаце светле получивый.
Радуйся, ему же на горе святой превысокая тайна открыся.
Радуйся, ему же Троицы Пресвятыя велелепная слава явися.
Радуйся, исход Христов слышавый имущь быти во Иерусалиме.
Радуйся, и свой исход скончавый по Христе на кресте в Риме.
Радуйтеся, с Петром и Павле, яко две горы Фавор и Ермон мысленныя.
Радуйтеся, от восток и запад землю обетования на небеси являющии.
Радуйтеся, вси святии апостоли, яко горы Сионския.
Радуйтеся, искапающии нам сладость спасения.
Радуйтеся, святые первопрестольницы Петре и Павле, со всеми апостолы святыми.
Херувимом равностоятеля, поем тя, всеблаженне апостоле Павле, в третием небеси Божественною премудростию просвещеннаго: тамо бо слышав неизреченныя глаголы, яже не леть есть человеку глаголати, с теми вселенную обхождаше, уча веровати в распятаго Христа, Сына Божия, и Ему, яко истинному Богу непрестанно воспевати: Аллилуиа.
Откровением премногим Божественных таин исполнен, избранный сосуде Иисусов, премудрый апостоле Павле, известно пронесл еси имя Бога в плоти явльшагося, и верующих в Него спасающаго; к Немуже многи языки обратив и подвигом добрым подвизався, течение свое преславно за имя Господа своего в граде Римском совершил еси. Прочее же, имущему отложенный венец правды, вопием тебе сице: Радуйся, великий любителю имени Иисусова много за Него пострадавый.
Радуйся, о имени Его небесным, земным и преисподним кланятися засвидетельствовавый.
Радуйся, яко добре свидетельствовал еси о Господе в Иерусалиме.
Радуйся, сице от Тогожде повеленный свидетельствовати в Риме.
Радуйся, Нерона царя обличивый и жену его к вере Христовой обративый.
Радуйся, в томжде Риме с Петром распятым стремглав, главу свою под мечь преклонивый.
Радуйся, яко в усечении главы твоея честныя млеко истече.
Радуйся, яко сие крайнее удивление многи воя к вере привлече.
Радуйтеся, с Павлом и Петре, яко две реце воды живыя от источника Духа Святаго истекающии.
Радуйтеся, совокуплением двою рек Иор и Дан проявленные.
Радуйтеся, вси святии апостоли, яко речная устремления, веселящий град Церкве Божия.
Радуйтеся, яко потоки сладости, напаяющии всех.
Радуйтеся, святые первопрестольницы Петре и Павле, со всеми апостолы святыми.
О всеславнии и всехвальнии ученицы Господни, Петре и Павле первопрестольнии, и все сопрестольнии апостоли святии! Иже всю вселенную верою святою просветисте и с Христом судити весь мир имате: вам по достоинству не на земли, но на небеси совершенная угодна есть слава и хвала; наше же недостойное нынешнее моление приемше, от всяких нас бед достойными вашими молитвами сохраняйте и праведнаго судию Христа умолите милостива нам на Страшном Суде быти: да вашим промышлением спасаеми, воспеваем Спасителю Богу: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
Молитва
Молитва первоверховному Апостолу Петру
О святый Петре, великий Апостоле, самовидче и сотаинниче Божий, всемощною десницею Учителя твоего из вод волнующихся приятый и от конечнаго потопления свободивыйся! Не забуди и нас убогих (имена), в тине греховней погрязших и волнами житейскаго моря обуреваемых: подаждь нам твою руку крепкую, помози нам и удержи нас от потопления во страстех, похотех, лжах и клеветах. Сотвори и ты с нами милость, тебе от Господа явленную, да не в сомнении и маловерии изгибнем.
Научи нас, учителю наш, проливати слезы покаяния, да плачем горько о деяниих наших в веце сем. И аще твоя слезы, в покаяние излиянныя, милостию Своею покры Господь и Учитель твой, испроси и нам, со дерзновением апостольским, прощения во гресех ежечаснаго. Да тихое и безмолвное житие поживем в веце сем до часа, в оньже имать призвати нас веков Господь, наш Судия нелицеприятный. Ты же, о всехвальный Апостоле, не отвержи вопля нашего и стенания к тебе, но заступи нас пред Христом, твоим Учителем, да не престанно славим Его милосердие к нам, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.
О святый великий Апостоле Петре! Не отвержи мя, раба твоего (имя) и стенания моего к тебе. Призри на мя, сущаго в болезнех и печалех, испроси у Христа, Учителя твоего, (содержание прошения), да непрестанно славлю Его милосердие к нам, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.
Молитва святым первоверховным апостолам Петру и Павлу
О преславнии Апостоли Петре и Павле, души за Христа предавшии и кровию вашею пажить Его удобрившии! Услышите чад ваших молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О сильнии! Понесите немощи наша, не отлучайтеся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас, молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.
О святии Апостоли Петре и Павле, не отлучайтеся духом от нас, грешных раб Божиих (имена), да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков.
О верховнии Апостоли: Петре, веры Христовой твердый изобразителю, и Павле, сладковещательная ластовица учения Господня! Зрим вас, аки многотекущую реку сказаний Христовых словес, истекающую от истинных недр Божиих и всю глубину кладезя истин богооткровенных пред нами, жаждущимиих, открывающую. Зрим вас, аки светила, с небесе токи теплоты любве Божественныя нам уясняющия; ублажаем вас, приемших труды и поты, во еже всеяти учений божественных семена; целуем стопы ваша, обтекавшия вся концы земли, и в трепете греховнем зрим главы ваша, смиренно преклоненныя к пречистым стопам Господним: единаго крестным путем (повешением) и другаго мечным усечением. Умильнопросим вас, святии Апостоли, сотворите и нас в буести греховней преклоненными пред Учителем нашим Господем, сотворите гордости нашей главы усекновение учением богооткровенным; глад душевный наш да утолит Господь брашном, указуемым с самаго неба, якоже Петру. Ты же, Павле, богонасыщенный Христовых словес, потщися и нас до третьяго небесе возвести твоими непрестанными о нас ко Господу молитвами, да и мы тамо прославим с лики ангельскими и апостольскими дивнаго во святых Своих Отца всяческих и Егоже послал в мир спасаяй и наставляяй к жизни вечной, Господа Иисуса Христа, и единосущнаго Им Святаго Духа. Аминь.
Святый верховный Апостоле Петре, каменю веры, на Христе, краеугольном Камени, в Церковь исповеданием назданный! Моли, да и аз, умными помышлении и плотскими похотении всегда колеблемый, на Тоемжде Христе, Камени живе, избранне, честне, верою наздан всегда совершаюся любовию в храм духовен, в священство свято, возносити жертвы духовныя Богови Иисусу Христу. Святый верховный Апостоле Павле, сосуде избранныйХристов, благодати и славы Божия преисполненне! Моли имущаго власть над твариюТворца, да мя, ныне сосуд погубленный, сотворит Себе сосуд в честь, освящен и благопотребен, на всякое благое уготован. Аминь.
Тропарь, кондак, величание
Тропарь святым апостолам Петру и Павлу
Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.
Величаем вас, Апостоли Христовы, весь мир ученьми своими просветившыя и вся концы ко Христу приведшия.